Нужно ли страховать полуприцеп к грузовому автомобилю по осаго

Обновлено: 04.05.2024

Прицеп представляет собой транспортное средство, которое не оснащено двигателем, так как предназначено для движения совместно с механическим транспортным средством. В большинстве случаев законодательство РФ требует включения прицепа в список объектов обязательного страхования.

Легковой автомобиль

При соблюдении указанных условий вносить тягач в страховку на легковой автомобиль нет необходимости, так же как нет необходимости при аналогичных условиях проводить на него технический осмотр.

Никто не запрещает оформить добровольную страховку КАСКО или ОСАГО в данной ситуации, ведь это позволит минимизировать некоторые риски.

При добровольном включении прицепа в полис ОСАГО пострадавший в ДТП с автомобилем, обладающим застрахованным прицепом, получит возмещение ущерба.

При оформлении КАСКО владельцу будет возмещен ущерб за хищение тягача или его элементов, за порчу, разрушение воздействием погодных и стихийных условий и т.д.

Грузовой автомобиль

  • для грузовых автомобилей до 16 тонн – 1,4;
  • более 16 тонн – 1,25.

Конкретная модель прицепа в страховой полис не вписывается. Страхуется сама возможность осуществления перевозок с его использованием.

Имеются ли отличия для юридических лиц

Нужно ли ОСАГО для прицепа

Независимо от того, является автомобиль легковым или грузовым, если он принадлежит организации, наличие отметки об использовании прицепа, как и в случае с грузовыми автомобилями физических лиц, обязательно. Приобретать отдельный полис не нужно.

Какие виды прицепов требуют обязательного вписывания

Обязательная отметка в полисе на транспортное средство на использование прицепа должна быть:

  • у всех видов автомобилей, принадлежащих юридическим лицам;
  • для грузовых автомобилей;
  • в том случае, если масса легкового автомобиля вместе с прицепом превышает 3,5 тонн.

Как вписать прицеп в ОСАГО

Для лиц, которые в обязательном порядке должны застраховать тягач, а также при добровольном страховании владельцев легковушек, необходима специальная отметка в полисе.

В обязательном порядке для того, чтобы прицеп был вписан, владелец транспорта должен предъявить акт технического осмотра автомобиля (имеются в виду грузовые автомобилей физических лиц, т.к. владельцы легковушек с прицепом менее 3,5 тонн освобождены от этой процедуры).

Таким образом, акт отдельного техосмотра прицепа предъявляют:

  • юридические лица (для любых ТС);
  • физические лица, если масса тягача более 3,5 тонн.

Как рассчитать стоимость страховки с прицепом

Нужно ли ОСАГО для прицепа

Для того, чтобы рассчитать стоимость такой страховки, необходимо применить формулу:

СТОИМОСТЬ = БАЗОВАЯ СТАВКА х ПОВЫШАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Для расчета применяются следующие ставки:

  • легковой автомобиль юридического лица – 1,16;
  • грузовой автомобиль до 16 т. – 1,4;
  • грузовой автомобиль более этой массы – 1,25;
  • прицепы к трактору, строительно-дорожному транспорту – 1,24;
  • иные прицепы для обязательного страхования – 1.

Кроме вышеперечисленных ставок необходимо учитывать и повышающий региональный коэффициент.

Самостоятельный расчет производится таким образом:

  1. Берется минимальная базовая ставка для легкового автомобиля организации (с января 2019 года она составляет 2 058 рублей).
  2. Коэффициент для тягача на такой автомобиль составит 1,16.
  3. Коэффициент, например, Санкт-Петербурга составляет 1,8.

Таким образом: 2 058 х 1,16 х 1,8 = 4 297 рублей (с округлением).

К этой сумме необходимо умножить и иные коэффициенты (бонус-малус, КВС, мощность двигателя и т.д.).

Нужен ли на него технический осмотр и диагностическая карта

Для юридических лиц наличие технического осмотра прицепа является обязательным во всех нижеперечисленных случаях:

  • прицепы возрастом 3-7 лет проходят осмотр раз в 2 года;
  • более 7 лет – раз в 1 год;
  • прицепы для перевозок опасных грузов – раз в 6 месяцев;
  • новый прицеп подлежит осмотру по истечению 3 лет.

Если речь идет о физических лицах, то обязанность проведения техосмотра появляется в случае наличия тягача, суммарная масса транспорта с которым превышает 3,5 тонн.

Сроки проведения аналогичны тем, что представлены для транспортных средств организаций.

Что обязательно оформлять для любого прицепа

Нужно ли ОСАГО для прицепа

Прицеп подлежит обязательной регистрации в ГИБДД вне зависимости от того, кто является владельцем автомобиля. У собственника есть 5 суток с момента приобретения тягача на то, чтобы оформить СТС.

Владелец должен предоставить в ГИБДД следующие сведения:

  • заявление о постановке прицепа на учет;
  • личный паспорт;
  • ПТС на прицеп;
  • копию чека или договор купли-продажи прицепа (если он является б/у);
  • квитанцию об оплате госпошлины (500 рублей).

Для того, чтобы зарегистрировать номер, необходимо оплатить госпошлину в размере 1 500 рублей.

Если совершать регистрацию через портал Госуслуги, размер госпошлины будет на 30% меньше.

Какие документы необходимо иметь при себе на дороге при наличии прицепа

Кроме перечня документов, обязательных для осуществления поездки (п. 2 ПДД), владельцы тягача обязаны иметь:

  • ПТС и СТС на него (для всех ТС);
  • ОСАГО с отметкой об использовании прицепа (для юридических лиц и владельцев грузовиков);
  • руководство по эксплуатации прицепом (для всех ТС);
  • документы для осуществления перевозки опасных грузов (сопроводительные документы на груз, лицензия перевозчика, сертификат безопасности и аварийная карта к опасному грузу);
  • диагностическая карта (для грузовиков и автомобилей организации).

Ответственность за отсутствие в полисе отметки

Отсутствие отметки об использовании транспорта с прицепом в страховом полисе приравнивается к нарушению условий управления ТС, установленных ОСАГО. В таком случае водитель будет нести ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ, что наказывается штрафом в размере 500 рублей.

Заключение

Отдельный страховой полис на прицеп к автомобилю более не оформляется. Вместо него законодательство установило специальную отметку о его наличии в ОСАГО к транспортному средству. При этом такую запись должны иметь только юридические лица и обладатели грузовиков. Физические лица, владеющие легковым автомобилем, вправе оформить страховку ОСАГО или КАСКО в добровольном порядке, чтобы избежать некоторые риски.

Полис ОСАГО на прицеп

Обязанность вписывать прицеп в страховку ОСАГО, казалось бы, диктуется самим наличием соответствующей отметки в официальном бланке полиса. Но наличие такого дополнительного средства означает подорожание стоимости этого полиса. Хорошая новость заключается в том, что такую пометку требуется ставить далеко не всегда. А вот в каких случаях это нужно, а в каких – нет, что будет при ДТП с отсутствием отметки "используется с прицепом" и как дорожает страховка от неё, расскажем в этой статье.

Надо ли вписывать в полис ОСАГО в 2021 году?

Да, но не всем и не во всех случаях. На самом деле, здесь всего 2 простых варианта, и ответим на них ссылками на официальный закон.

Для легкового автомобиля

Прицепы, которые используются на легковых автомобилях физическими лицами, в 2021 году не требуют внесения отметки в полис ОСАГО. В том числе не нужно обращаться в страховую и ничего указывать в страховке, если вы приобрели таковой.

В подтверждение этому 3 отсылки на нормативную базу РФ:

  • подпункт "д" части 3 статьи 4 Федерального закона Об ОСАГО указывает прицепы граждан для легковых автомобилей как исключение по обязанности оформлять на них отдельное ОСАГО,
  • часть 7 этой же статьи предписывает, что в остальных случаях обязанность по страхованию ответственности ТС с повозками реализуется в виде приобретения страховки с указанием в соответствующей графе, что они используются с прицепом,
  • Верховный суд прямо то же самое указал в одном из своих разъяснений (пункт 44 Постановления Пленума ВС РФ №58).

Таким образом, есть 2 условия, когда ОСАГО на прицеп и соответствующая отметка в полисе не нужны:

  1. если ваш автомобиль легковой,
  2. если вы не являетесь юридическим лицом.

Отметка используется с прицепом к легковому автомобилю

Для грузовой машины

А вот для прицепов к грузовым транспортным средствам нужна пометка в страховом полисе об использовании прицепа. Речь идёт о следующих авто:

  • фуры, где прицеп находится в состыковке с тягачом,
  • грузовые машины с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн,
  • так как определения грузовика ни в законе Об ОСАГО, ни в других нормативных актах не даётся, то по сути сюда относятся и Газели и подобного рода автомобили – то есть отметка для них требуется.

Произошло ДТП с невписанным прицепом – будет ли регресс?

За отсутствие соответствующей отметки о том, что транспортное средство используется с прицепом, по закону в 2021 году предусмотрен регресс от страховой. Но это, опять же, в зависимости от наличия обязанности ставить в полис ОСАГО такую отметку:

  • если вы едете на грузовом автомобиле, то страховая компания вправе выставить регрессное требование – взыскать ровно ту сумму, которую выплатит потерпевшему в ДТП; причём, вне зависимости, был ли контакт в аварии с самим прицепом или нет,
  • если же речь идёт о легковом автомобиле, то обязанности вписывать это дополнительное устройство нет, а потому и регресса быть не может.

Сама же возможность регрессного требования прописана подпунктом "л" части 1 статьи 14 Федерального закона Об ОСАГО.

Влияет ли это на стоимость страховки ОСАГО?

Да. Но опять же, речь идёт о грузовых автомобилях. Расчёт цены полиса идёт поэтапно: сначала берётся базовый тариф, а затем к нему применяются коэффициенты, которые уменьшают (если меньше единицы) или увеличивают (когда больше единицы) конечную стоимость.

И вот, помимо прочих, есть в соответствующем Указании Банка России о порядке расчёта страховой премии коэффициент в зависимости от наличия прицепа к машине. Почти все его значения увеличивают стоимость ОСАГО. Но на разные величины:

  • прицепы к легковым автомобилям юридических лиц – 1,16,
  • к грузовым машинам (сюда относятся также полуприцепы и роспуски) разрешённой максимальной массой (указанной в свидетельстве о регистрации) до 16 тонн – 1,4,
  • к таким же грузовикам массой более 16 тонн – 1,25,
  • к тракторам и другим самоходным машинам – 1,24.

Стоимость страховки ОСАГО, если вписать в неё прицеп

Насколько дороже стоит полис?

Таким образом, например, если вы управляете легковой машиной с прицепом, принадлежащей юридическому лицу, а базовый тариф для этого авто установлен в сумму 2 911 рублей, то данный коэффициент увеличивает стоимость страховки ОСАГО до 3 376,76 рублей (2 911 x 1,16).

Но это примитивный расчёт для примера – ещё до применения данного коэффициента к базовому тарифу применяются другие (территории использования, мощности машины, стажа вписанных водителей и так далее).

Будет ли возмещение, если повредили автоприцеп?

Да. Если вы являетесь потерпевшим в ДТП или частично потерпевшим (при обоюдной вине), то не имеет значения, повредился в происшествии сам автомобиль или же прицеп к нему. Дело в том, что ОСАГО – это страхование ответственности при виновности в аварии. И потому возмещение осуществляет страховая компания виновника (но обратиться вы можете всё ещё в свою) именно за вред по страховке своего клиента.

Таким образом, не имеет значения пострадал ли в ДТП сам ваш автомобиль, прицеп или даже мобильный телефон – всё, что повредил автомобиль застрахованного по ОСАГО виновника, подлежит возмещению (за исключением исключений).

Если же вы оказались виновником в дорожном инциденте, задев своим прицепом другое имущество, то и в этом случае ОСАГО работает, при условиях, что вы:

  • едете на легковой машине даже без отметки "используется с прицепом",
  • едете на легковом авто юрлица, грузовой машине, и у вас есть ОСАГО на прицепное устройство.

Если своим автомобилем повредили свой же прицеп?

Например, такое может произойти при неудачной попытке сцепки, крутом повороте, развороте или движении задним ходом.

И это единственная ситуация, в которой страховщик освобождается от обязанности выплачивать причинённый ущерб. Такое положение вещей диктуется подпунктом "з" части 2 статьи 6 ФЗ Об ОСАГО, который прямо говорит, что страховым риском не является случай наступления автогражданской ответственности вследствие причинения вреда прицепу управляемым водителем транспортны средством.

ДТП с прицепным устройством

Какие тонкости оформления ДТП?

А вот порядок оформления происшествия при наличии прицепа вне зависимости от того, легковой это автомобиль или грузовой, является абсолютно таким же, как если бы его не было.

Можно ли оформить европротокол?

Согласно пп. "б" части 1 ст. 11.1 закона, вы имеете право оформить европротокол, в том числе если один из автомобилей двигался с прицепом. При этом, важно, чтобы были соблюдены другие условия:

  • вред причинён только участвовавшим в ДТП автомобилям,
  • столкнулись только 2 ТС и между ними был прямой контакт – даже если точкой контакта был в том числе прицеп одного из них,
  • у обоих есть действующие полисы ОСАГО,
  • у вас нет разногласий по обстоятельствам ДТП (либо если есть в особых случаях).

Куда обращаться потерпевшему: в свою страховую или виновника?

Если соблюдены другие условия для прямого возмещений убытков, то наличие прицепа исключает возможности обращения потерпевшего в свою страховую компанию. Об этом говорит пп. "б" части 1 статьи 14.1 ФЗ Об ОСАГО.

Среди иных условий такой возможности:

  • вред в результате ДТП причинён только самим автомобилям,
  • у обоих есть действующие страховки ОСАГО.

Обратите внимание также, что с недавних пор не обязательно, чтобы в аварии участвовало не более 2 авто – в 2021 году их может быть 3 и более.

Кто виноват, если ударили прицепом?

По букве законодательства прицеп – это отдельное транспортное средство. Более очевидным это выглядит, когда речь идёт, к примеру, о тягаче с длинным полуприцепом. Следовательно, у него отдельно от самого тянущего автомобиля может быть свой отличающийся собственник. То есть, к примеру, тягач принадлежит Иванову, а полуприцеп – Петрову.

Напрашивается вопрос, кто будет виновным в ДТП, если вред причинён именно этим прицепом другой машине? Данный вопрос разъяснил Верховный суд (абзац 2 пункта 44 ППВС №58), указав, что не имеет значения различие собственников между тягачом и прицепным устройством – так как рычаги управления находятся у водителя, то и ответственность несёт он. И вариантов ответственности может быть несколько:

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П положения пункта 2 статьи 4, закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

(пп. "в" в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 77-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

(пп. "д" введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

(пп. "е" введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

Статья 5. Правила обязательного страхования

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Правила обязательного страхования наряду с другими положениями включают в себя следующие положения:

а) порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования;

б) порядок уплаты страховой премии;

в) перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая;

г) порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страховой выплаты;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) порядок разрешения споров по обязательному страхованию.

3. В правилах обязательного страхования также могут содержаться положения настоящего Федерального закона и других федеральных законов, определяющие условия договора обязательного страхования.

Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск

1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;

б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

г) загрязнения окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;

е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;

з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

л) утратил силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

м) причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Да, но не всем и не во всех случаях. На самом деле, здесь всего 2 простых варианта, и ответим на них ссылками на официальный закон.

Для легкового автомобиля

Прицепы, которые используются на легковых автомобилях физическими лицами, в 2021 году не требуют внесения отметки в полис ОСАГО. В том числе не нужно обращаться в страховую и ничего указывать в страховке, если вы приобрели таковой.

В подтверждение этому 3 отсылки на нормативную базу РФ:

Таким образом, есть 2 условия, когда ОСАГО на прицеп и соответствующая отметка в полисе не нужны:

  1. если ваш автомобиль легковой,
  2. если вы не являетесь юридическим лицом.

Отметка используется с прицепом к легковому автомобилю

Для грузовой машины

А вот для прицепов к грузовым транспортным средствам нужна пометка в страховом полисе об использовании прицепа. Речь идёт о следующих авто:

  • фуры, где прицеп находится в состыковке с тягачом,
  • грузовые машины с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн,
  • так как определения грузовика ни в законе Об ОСАГО, ни в других нормативных актах не даётся, то по сути сюда относятся и Газели и подобного рода автомобили – то есть отметка для них требуется.

Особенности страхования по видам прицепов


Подлежит страхованию для:

  • Юридические лица (предприятия, организации);
  • Частные лица, установившие прицеп к грузовому автомобилю.

Владельцы легковушек освобождены от обязательства внесения отметок в автополис. Но ОСАГО на грузовик с прицепом должны оформить и частники.


Виды страховых полисов на прицепы

Осаго обеспечивает защиту финансовых интересов гражданина, который может по неосторожности и непреднамеренно стать инициатором дорожного происшествия.

Если в ДТП пострадают другие люди, то страховщик сможет выплатить компенсацию:

  • До 500 000 рублей на восстановление ущерба здоровью;
  • До 400 000 рублей на восстановление ущерба имуществу.

Отдельно страховка на прицеп не нуждается в оформлении, то защита распространяется на все виды автотранспорта используемого вкупе с дополнительным автоприцепом.

Полис ОСАГО на прицеп к легковому автомобилю позволит автовладельцу освободиться от выплаты компенсации, которую потребуют потерпевшие при ДТП, но свое ТС он восстановить будет вынужден из собственных средств.

Если автомобилист хочет, чтобы его имущество также было под защитой от других видов рисков, например, от кражи или гибели, то в добровольном порядке он может оформить Каско на прицеп и получить при наступлении страхового случая компенсацию, даже если сам был виновен в ДТП.

Застраховав по ОСАГО авто с прицепом, автомобилист защитит себя от выплаты штрафа. В случае с Каско, сотрудники дорожной полиции не проверяют его наличие, так как такой полис оформляется добровольно.

Постановка на учёт прицепа для легкового автомобиля

Автомобилист может использовать любое багажное приспособление, не уведомляя об этом страховщика, поскольку страховка на прицеп к легковому автомобилю в 2021 году необязательна. Но страховать по ОСАГО и зарегистрировать автотранспорт – это не одно и тоже.

Постановка на учет прицепа для легкового автомобиля является обязательной. Страховка требуется на любой автотранспорт, также, как и гос. номера на любой тип автоприцепа. Для постановки на учет прицепа нужно предоставить его в отделение Госавтоинспекции, где и зарегистрировать, получив паспорт.

Произошло ДТП с невписанным прицепом – будет ли регресс?

За отсутствие соответствующей отметки о том, что транспортное средство используется с прицепом, по закону в 2021 году предусмотрен регресс от страховой. Но это, опять же, в зависимости от наличия обязанности ставить в полис ОСАГО такую отметку:

  • если вы едете на грузовом автомобиле, то страховая компания вправе выставить регрессное требование – взыскать ровно ту сумму, которую выплатит потерпевшему в ДТП; причём, вне зависимости, был ли контакт в аварии с самим прицепом или нет,
  • если же речь идёт о легковом автомобиле, то обязанности вписывать это дополнительное устройство нет, а потому и регресса быть не может.

Нужна ли страховка на прицеп к легковому авто

Вопрос, нужно ли оформлять ОСАГО на прицеп, волнует многих водителей. С одной стороны, он не имеет двигателя и не может самостоятельно передвигаться, но с другой стороны, с его помощью производится перемещение грузов, на основании чего он классифицируется, все же, как транспортное средство.

Итак, согласно закону, отдельный договор автострахования нужен физическим лицам лишь для прицепа или полуприцепа грузового типа. В отношении легковых приспособлений обязанность оформления страховки с них снята. При этом, относится такое средство к легковому типу, если:

  • его полная масса не превышает предел в 750 кг;
  • общая масса автомобиля вместе с приспособлением для грузоперевозок не выше 3500 кг.

Юридические лица обязаны страховать прицеп, независимо от того, относится он к легковому или грузовому типу.

Как же по отношению к физическим лицам реализуется обязанность страхования в 2021 году? Согласно поправкам, внесенным в закон — путем приобретения единого полиса на автомобиль и прицепное устройство к нему. То есть, если собственник планирует эксплуатировать машину вместе с приспособлением для грузоперевозок, в страховке можно поставить специальную отметку (но проставление отметки обязанностью при этом не является для физ лиц).


Еще одно изменение коснулось прохождения техосмотра: на сегодняшний день физическому лицу не надо в целях страхования делать ТО на принадлежащий ему прицеп для легкового авто. Хотя беспокоиться о его текущей исправности он все же обязан.

Влияет ли это на стоимость страховки ОСАГО?

Да. Но опять же, речь идёт о грузовых автомобилях. Расчёт цены полиса идёт поэтапно: сначала берётся базовый тариф, а затем к нему применяются коэффициенты, которые уменьшают (если меньше единицы) или увеличивают (когда больше единицы) конечную стоимость.

И вот, помимо прочих, есть в соответствующем Указании Банка России о порядке расчёта страховой премии коэффициент в зависимости от наличия прицепа к машине. Почти все его значения увеличивают стоимость ОСАГО. Но на разные величины:

  • прицепы к легковым автомобилям юридических лиц – 1,16,
  • к грузовым машинам (сюда относятся также полуприцепы и роспуски) разрешённой максимальной массой (указанной в свидетельстве о регистрации) до 16 тонн – 1,4,
  • к таким же грузовикам массой более 16 тонн – 1,25,
  • к тракторам и другим самоходным машинам – 1,24.

Стоимость страховки ОСАГО, если вписать в неё прицеп

Насколько дороже стоит полис?

Таким образом, например, если вы управляете легковой машиной с прицепом, принадлежащей юридическому лицу, а базовый тариф для этого авто установлен в сумму 2 911 рублей, то данный коэффициент увеличивает стоимость страховки ОСАГО до 3 376,76 рублей (2 911 x 1,16).

Но это примитивный расчёт для примера – ещё до применения данного коэффициента к базовому тарифу применяются другие (территории использования, мощности машины, стажа вписанных водителей и так далее).

Будет ли возмещение, если повредили автоприцеп?

Да. Если вы являетесь потерпевшим в ДТП или частично потерпевшим (при обоюдной вине), то не имеет значения, повредился в происшествии сам автомобиль или же прицеп к нему. Дело в том, что ОСАГО – это страхование ответственности при виновности в аварии. И потому возмещение осуществляет страховая компания виновника (но обратиться вы можете всё ещё в свою) именно за вред по страховке своего клиента.

Таким образом, не имеет значения пострадал ли в ДТП сам ваш автомобиль, прицеп или даже мобильный телефон – всё, что повредил автомобиль застрахованного по ОСАГО виновника, подлежит возмещению (за исключением исключений).

Если же вы оказались виновником в дорожном инциденте, задев своим прицепом другое имущество, то и в этом случае ОСАГО работает, при условиях, что вы:

  • едете на легковой машине даже без о,
  • едете на легковом авто юрлица, грузовой машине, и у вас есть ОСАГО на прицепное устройство.

Вписать прицеп в ОСАГО — нюансы

Есть свои нюансы для автовладельцев, выезжающих за территорию Российской Федерации. В нашей стране страховка на прицеп для легкового автомобиля по сути не нужна, а во многих европейских странах она необходима не только на автомобильное средство, но и на прицеп.

Не наступает административная ответственность водителю, который виноват в ДТП и у него нанесен ущерб грузу в прицепе и самому прицепу.

Если повреждение во время аварии было причинено самим прицепом, то его компенсируют по страховке транспортного средства, к которому был прикреплен сам прицеп. С оплатой ущерба не будет трудностей ни у виноватого в ДТП водителя автотранспортного средства, как ни у того, кому был причинен вред в аварии.

С приобретением страховки, владелец автомобиля не должен предупреждать о поездке на автомобиле с присоединенным к нему прицепом. Потому что в страховом полисе ОСАГО делается запись в пункте 2 о эксплуатации данного автомобильного средства с прицепом и в отсутствии его. Его применяют водители, владеющие грузовым транспортным средством, при этом цена страхового полиса повышается.

Если своим автомобилем повредили свой же прицеп?

Например, такое может произойти при неудачной попытке сцепки, крутом повороте, развороте или движении задним ходом.

ДТП с прицепным устройством

Какие тонкости оформления ДТП?

А вот порядок оформления происшествия при наличии прицепа вне зависимости от того, легковой это автомобиль или грузовой, является абсолютно таким же, как если бы его не было.

Можно ли оформить европротокол?

  • вред причинён только участвовавшим в ДТП автомобилям,
  • столкнулись только 2 ТС и между ними был прямой контакт – даже если точкой контакта был в том числе прицеп одного из них,
  • у обоих есть действующие полисы ОСАГО,
  • у вас нет разногласий по обстоятельствам ДТП (либо если есть в особых случаях).

Куда обращаться потерпевшему: в свою страховую или виновника?

Среди иных условий такой возможности:

  • вред в результате ДТП причинён только самим автомобилям,
  • у обоих есть действующие страховки ОСАГО.

Обратите внимание также, что с недавних пор не обязательно, чтобы в аварии участвовало не более 2 авто – в 2021 году их может быть 3 и более.

Кто виноват, если ударили прицепом?

По букве законодательства прицеп – это отдельное транспортное средство. Более очевидным это выглядит, когда речь идёт, к примеру, о тягаче с длинным полуприцепом. Следовательно, у него отдельно от самого тянущего автомобиля может быть свой отличающийся собственник. То есть, к примеру, тягач принадлежит Иванову, а полуприцеп – Петрову.

Напрашивается вопрос, кто будет виновным в ДТП, если вред причинён именно этим прицепом другой машине? Данный вопрос разъяснил Верховный суд (абзац 2 пункта 44 ППВС №58), указав, что не имеет значения различие собственников между тягачом и прицепным устройством – так как рычаги управления находятся у водителя, то и ответственность несёт он. И вариантов ответственности может быть несколько:

  • если вред причинён прицепным устройством легкового автомобиля физлица, то это вред покрывает ОСАГО на эту машину,
  • если прицепом тягача задели другое авто, и в полисе есть отметка об использовании с ним, то также покрывается страховкой,
  • если в этой же ситуации о у грузовой машины нет, то страховая выплачивает потерпевшему, а водителю грузовика предъявляет регресс,
  • и, наконец, если сам водитель причинил вред прицепленному к его же авто же устройству, то в этом случае возмещения по ОСАГО не будет.

Какие можно получить выплаты при ДТП с участием прицепа?

Без отметки в страховке о том, что водитель перевозит грузы применяя свое автотранспортное средство, возможно применение штрафного взыскания, а в случае аварии компания, выдавшая страховку, не должна возмещать стоимость ремонта разбитого прицепа.

В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия по вине хозяина транспортного средства, ему придется возмещать убыток, причиненный аварией (в отсутствии компании- страхователя). Получить средства для восстановления поврежденного в аварии автотранспортного средства возможно:

  • когда есть отметка об использовании для перевозки грузов данного автомобиля;
  • дорожно-транспортное происшествие произошло только между двумя автотранспортными средствами;
  • разбитое авто только у пострадавшего в аварии водителя.

Прицеп не отдельное транспортное средство и не засчитывается как отдельная единица при возникновении дорожно-транспортного происшествия, поэтому при возникновении аварии с участием прицепа, составляется Европротокол.

Составление протокола при аварии с присутствием прицепа, присоединенного к легковому автомобилю, оформляется аналогично с авариями при участии легкового автомобиля без прицепа.

Страховка на прицеп

До 2007 г. юридическим и физическим лицам – владельцам транспортных средств было необходимо оформлять страховку не только на машину, но и на прицеп. На протяжении последних 13 лет действуют упрощенные правила, согласно которым можно вписать сведения о прицепе в полис ОСАГО.

Какие прицепы подлежат страхованию

Для справки. К прицепам также относятся полуприцепы и прицепы-роспуски.

Документы, необходимые для страхования прицепа

Все автомобили и прицепные устройства к ним вне зависимости от типа и модели необходимо регистрировать в МРЭО ГИБДД (Приказ МВД России от 24.11.2008 № 1001). Так как теперь прицепы не нуждаются в составлении отдельного полиса ОСАГО, в страховую компанию достаточно предоставить:

  • персональные данные собственника автомобиля (общегражданский паспорт);
  • водительское удостоверение лица, допущенного к управлению;
  • свидетельство о регистрации или паспорт транспортного средства (тягача, автобуса или другого).

Собственник имеет право заключить со страховой компанией договор каско. В таком случае от заявителя потребуется свидетельство о регистрации устройства и его ПТС. Такой полис особенно актуален для компаний и частных лиц, использующих прицеп в коммерческих грузоперевозках.

Штрафы за отсутствие полиса

Езда без страховки с трейлером засчитывается, если отсутствует галочка в специальном разделе. При отсутствии ОСАГО на прицеп законом предусмотрено 2 варианта штрафа:

В большинстве случаев инспекторы ссылаются на нормы ст. 12.37. Скорее всего, потому что сумма взыскания больше. Однако водитель вправе заплатить в 2 раза меньше, так как на перечисленные санкции КоАП распространяется 20-дневный срок льготной оплаты в объеме 50 %.

Что делать при ДТП с прицепом

Если вы управляете автопоездом и совершили ДТП именно прицепом, ответственность полностью ложится на вас. Потерпевшая сторона вправе обратиться в страховую компанию, где застрахован автомобиль виновника. Если в полисе ОСАГО не прописана эксплуатация тягача с прицепом, страховщики откажутся от выплат. В таком случае потерпевший сможет добиться компенсации через суд по ГК РФ, подав исковое заявление виновнику ДТП или его работодателю. Последний взыщет расходы с водителя в порядке регресса.

Вопросы читателей

Надо ли вносить в страховку ОСАГО прицеп для легкового авто?

Ответ: Трейлеры с разрешенной максимальной массой свыше 750 кг, принадлежащие физическим лицам, можно не вписывать в полис. Однако, если вы часто передвигаетесь по дорогам общего пользования с прицепом, например, на дачу, эксперты рекомендуют внести его в ОСАГО. Минус: страховка станет дороже. Плюс: если прицеп отстегнется на ходу и повредит чужой автомобиль, все расходы покроет компенсационная выплата, а в других случаях придется возмещать ущерб из своего кармана.

Попал в ДТП, в котором пострадали 3 транспортных средства: легковой автомобиль, тягач и прицеп. Сцепка моя, а седан принадлежит виновнику. Эксперты насчитали ущерб грузовику и трейлеру на 1 млн рублей. Страховая компания выплатила всего 400 тыс. рублей, мотивируя тем, что тягач и прицеп принадлежат мне, а если бы разным собственникам, то было бы 800 тыс. рублей. Можно ли добиться компенсации через суд?

Ответ: Со страховой компании больше взыскать нельзя, так как лимит выплат по ДТП — 400 тыс. рублей (если нанесен вред здоровью — 500 тыс. рублей). В такой ситуации необходимо составить исковое заявление к виновнику аварии и требовать возмещения ущерба по нормативам ГК РФ.

Иногда с крыши проезжающего мимо прицепа отлетают куски снега и льда. Если лед повредит мой автомобиль, как быть в такой ситуации?

Ответ: Это не что иное, как ДТП. В этом случае необходимо вызывать ГИБДД и не покидать места аварии. Сотрудники обязаны разыскать виновника, иначе получить возмещение по страховке не получится. Дело остается открытым в течение 3 месяцев, после чего его могут закрыть по причине неустановления ТС виновника. Но обычно по приметам и снимкам камер фиксации грузовики находят быстро.

Муж сдавал назад и прицепом задел другой автомобиль. Компенсировали ущерб на месте. Спустя 2 месяца пришло извещение из суда. В исковом заявлении потерпевший просит взыскать 100 тыс. рублей, так как прицеп не застрахован. Что делать?

Ответ: Составить возражение. Если трейлер вписан в страховку, приложить копию полиса с отметкой. Если нет, нанять юриста и просить суд о проведении экспертизы, которая посчитает реальную сумму ущерба.

Читайте также: