Неустойка за нарушение сроков ремонта автомобиля

Обновлено: 18.05.2024

Итак, с даты передачи автомобиля в ремонтную мастерскую и до момента его возвращения автовладельцу должно пройти не более 30 дней. Об этом четко указывает статья 15.2 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. Безусловно, за этот период машина должна быть полностью восстановлена, то есть вернуться в техническое состояние, предшествующее дорожно-транспортному происшествию.

Отметим, что срок ремонта исчисляется рабочими днями, а не календарными. Другими словами, неправильно думать, что авто вы получите через месяц — фактически это произойдет чуть ли не через полтора месяца, особенно, если много праздников (к примеру, ноябрь, май и, конечно, январь).

К слову, есть и легитимная причина, по которой вы можете получить свой автомобиль позже положенного срока в 30 рабочих дней.

Законное основание для увеличения периода ремонта

Основание лишь одно: сроки растягиваются с одобрения самого автовладельца. То есть вы предварительно соглашаетесь на увеличение ремонтного периода или сдвиг даты его начала. Причем такое согласие вы даете исключительно в письменном виде.

К примеру, страховой компанией выдается направление на ремонт, однако автосервис заявляет, что запчасти, узлы или детали для вашего авто придут нескоро. В такой ситуации можно договориться со страховой компанией о том, что машину в ремонт вы направите только после получения автосервисом всех необходимых компонентов, которые требуются для восстановления.

Практика, однако, изобилует иными нюансами. Коснемся их подробнее.

Главное — зафиксировать дату ремонта

Это критически важно для вычисления продолжительности ремонтного периода.

К примеру, направление, которое вы получаете от страховой компании, может содержать увеличенный срок ремонта, а вы такой документ, что называется, не глядя подписали. Либо в тексте имеется пункт, допускающий затягивание ремонтного периода автосервисом, который начнет все работы в зависимости от поступления запчастей или выполнения любых других условий. И вы, опять же, в нем расписались.

Говоря откровенно, подобные уловки с увеличением сроков и попытками заполучить под них вашу подпись изначально нарушают статью 15.2 Федерального закона № 40-ФЗ, где четко указана продолжительность восстановительного ремонта по ОСАГО: 30 рабочих дней. Всё. И никаких лазеек для затягивания.

Однако суды трактуют эту норму по-своему, вставая зачастую на сторону страховой компании. И считают, что наличие вашей подписи в документе, который предусматривает продление 30-девного периода, делает подобное соглашение абсолютно законным.

Безусловно, даже подписав такой документ, вы имеете шанс доказать факт введения вас в заблуждение и подсовывание допсоглашения с целью сознательного затягивания ремонтного периода. Однако, повторимся, это всего лишь шанс, реализовать который гораздо сложнее, чем потратить несколько минут и внимательно прочитать то, что вам дают на подпись и выразить свое несогласие прямо в тексте документа.

И если никакого соглашения о продлении сроков вы не заключали, то, пригнав машину в СТО, обязательно получите от сервиса акт приема-передачи автомобиля именно в ремонт, а не для проведения дефектовки или диагностики. Если же акт вам не выдают, но в ремонт якобы принимают, то обязательно делайте полную видеозапись всей процедуры.

Подобные действия позволяют игнорировать заявление автосервиса о том, что затягивание ремонта связано с долгой поставкой запчастей. Это уже не ваши проблемы — машина должна быть полностью отремонтирована в течение 30 рабочих дней, включая время на проведение дефектовки и скрытых повреждений, а также поставку необходимых деталей.

Допускается ли продление восстановительного периода из-за финансовых разногласий между автосервисом и страховщиком?

Безусловно, нет. Подобный вопрос четко прописан в статье 21 Федерального закона № 40-ФЗ, предусматривающей 20-дневный срок (причем в данном случае речь о календарных днях) на возмещение ущерба.

В этот период входит и оценка транспортного средства, и урегулирование всех вопросов между автосервисом и страховой компанией. В случае несоблюдения указанного срока страховая компания обязана выплачивать вам ежедневную неустойку.

К слову, и длительный документооборот (например, согласование со страховщиком заказ-наряда) не может быть законной причиной затянуть срок ремонта. Исключением является ситуация, когда вы сами не подписываете акт приема-передачи авто после завершения работ.

Закон законом, но как быть, если ремонт затягивается?

Если ремонт затягивается не по вашей вине, то вам обязаны выплатить неустойку в качестве компенсации за несоблюдение законодательно установленного 30-дневного срока. Такую норму содержит пункт 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ, который предусматривает ежедневную выплату в размере 0,5 % от величины ущерба. Сколько это в рублях? Покажем на примере.

Итак, вы сдаете машину в СТО. Ущерб, причиненный транспортному средству, страховая компания оценила в 150 тыс. рублей. Эти деньги страховщик перечисляет на расчетный счет автосервиса. В рамках 30-дневного периода автомобиль должны отремонтировать к 1 апреля 2021 года. В нарушение пункта 15.2 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ автосервис вернул вам машину лишь 10 апреля нынешнего года.

Таким образом, уже со 2 апреля начинается просрочка, за которую законодательно предусматривается выплата неустойки. Ее начисление длится до дня, когда фактически завершены все работы по устранению дефектов. В нашем случае — до 9 апреля включительно. Следовательно, общий период просрочки составляет 8 дней (со 2 по 9 апреля).

Ежедневная неустойка составляет: 150 000 рублей * 0,5 % (установленная законом ставка) = 750 рублей.

Общая сумма неустойки за весь период просрочки: 750 рублей * 8 дней = 6000 рублей.

Здесь необходимо отметить два существенных момента.

Во-первых, согласно Постановлению Пленума ВС № 58 от 26 декабря 2017 года, ответственность за нарушение сроков ремонта ложится исключительно на страховую компанию, а не автосервис.

Во-вторых, выплата неустойки осуществляется не автоматически, а только в случае вашего письменного заявления (в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 40-ФЗ). Утвержденной формы нет — вы пишете в свободном виде. Таким образом, если вы ничего не требуете от страховой компании, она вам ничего и не должна.

Как отмечали выше, если ремонт затягивается в ситуации, когда вы подписали соответствующее допсоглашение, то здесь вариант один — доказывать в судебном порядке, что вас ввели в заблуждение при подписании документа, предусматривающего увеличение сроков ремонта. К слову, судебной перспективы мы коснемся ниже.

Забрать авто из сервиса и получить деньги вместо ремонта: так можно?

Да. Такая возможность, опять же, разъясняется Постановлением Пленума ВС № 58 от 26 декабря 2017 года. Вы вправе получить финансовый эквивалент восстановительного ремонта, если автосервис уже длительное время не приступает к нему либо ремонтирует настолько медленно, что явно не укладывается в отведенный срок.

Страховая компания игнорирует претензию. Как быть?

Сразу напрашивается ответ: обращаться в суд. Но так прямолинейно было ранее. Сегодня же, благодаря внедрению института финансового уполномоченного (омбудсмена), ситуация усложнилась.

Итак, если вашу претензию страховая компания оставила без удовлетворения, то необходимо выполнить два последовательных шага, прежде чем обращаться в суд.

Во-первых, вы снова обращаетесь к страховщику с заявлением о разногласиях. По сути, речь идет еще об одной претензии. Во-вторых, вы обращаетесь с заявлением к финансовому омбудсмену.

И лишь когда вышеуказанные обращения остались без ответа, вы, пройдя все обязательные инстанции, обращаетесь в суд с исковым заявлением, в котором просите выплатить неустойку за нарушение сроков восстановительного ремонта.

МАМЕДОВ НИЗАМИ САЯД ОГЛЫ

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного в соответствии с Законом об ОСАГО размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

В случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5% от определенной в соответствии с Законом об ОСАГО суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от установленной Законом об ОСАГО страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

При этом, как разъяснено в абз. 2 п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, т.е. с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору включительно.

Невыплата в установленный срок страхового возмещения в надлежащем размере является неисполнением обязательства страховщика и за просрочку исполнения такого обязательства со страховщика подлежит взысканию неустойка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 г. № 14-КГ19-2).

При обращении потребителя в суд и удовлетворении требования потребителя суд присуждает в его пользу "потребительский" штраф (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Оставить заявку

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного в соответствии с Законом об ОСАГО размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

В случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5% от определенной в соответствии с Законом об ОСАГО суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от установленной Законом об ОСАГО страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

При этом, как разъяснено в абз. 2 п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, т.е. с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору включительно.

Невыплата в установленный срок страхового возмещения в надлежащем размере является неисполнением обязательства страховщика и за просрочку исполнения такого обязательства со страховщика подлежит взысканию неустойка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 г. № 14-КГ19-2).

При обращении потребителя в суд и удовлетворении требования потребителя суд присуждает в его пользу "потребительский" штраф (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Взыскание неустойки и штрафа по страховым спорам по ОСАГО

119180, г. Москва, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

Visa
MasterCard

Политика конфиденциальности

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.


Взыскание неустойки. Уменьшение неустойки. Нарушение подрядчиком срока выполнения работ.

Своевременные действия подрядчика по приостановке работ, по внесению изменений в проектную документацию, уведомлению заказчика о недостатках проекта и материалов могут сэкономить подрядчику несколько сотен тысяч или миллионов рублей на неустойке за просрочку работ. Нецелесообразно подписывать договор со штрафами за нарушение срока и допускать такое нарушение в отсутствие видимых к тому оснований, в отсутствие письменных доказательств того, что нарушение сроков не вызвано виной подрядчика.

Фабула дела:

Индивидуальный предприниматель заключил с управляющей компанией договор подряда и выполнял работы по капитальному ремонту нескольких домов. Стороны предусмотрели в договоре итоговый срок окончания выполнения работ и отдельные сроки на этапы работ. Заказчик посчитал, что подрядчик выполнил работы с нарушением срока и обратился в суд с иском о взыскании предусмотренной договором неустойки.

Ответчик возражал и говорил, что завершил все работы в срок, но был вынужден устранять недостатки, которые появились из-за недостатков проекта. Кроме того, подрядчик просил приостановить срок по некоторым работам, поскольку погодные условия стали неподходящими для выполнения ремонта.

Суд посчитал, что обстоятельства, на которые ссылался подрядчик, недостаточны для переноса срока и для освобождения его от штрафных санкций за пропуск срока сдачи работ. Суд удовлетворил исковые требования, но при этом существенно снизил неустойку, применив статью 333 ГК РФ.

Судебный акт: решение Арбитражного суда Курганской области от 03.02.2020 по делу № А34-12161/2019

Выводы суда:

1. Обоснование позиции – задача сторон, а не арбитражного суда. Суд не может обязать стороны представить какие-либо доказательства в силу принципа состязательности сторон.

2. Недостатки проектной (технической) документации дают право подрядчику приостановить работы, своевременно уведомив заказчика. Если подрядчик продолжает работы по своему усмотрению, то в оправдание своей позиции в суде он уже не вправе ссылаться на это обстоятельство.

3. До заключения договора подрядчик мог ознакомиться с проектом, внести в него изменения, оценить риски. Но подрядчик не предпринял никаких действий. Являясь профессиональным участником рынка строительных работ, подрядчик должен был предвидеть негативные обстоятельства и предпринять предусмотренные законом меры в целях своей защиты.

4. У подрядчика была возможность приостановить работы еще в период, когда он их выполнял. Однако о приостановке он заявил за пределами срока выполнения работ.

5. По вопросу о качестве проектной документации стороны не заявляли о необходимости проведения экспертизы. Не представлено доказательств того, что заказчик не исполнил какие-либо встречные обязательства, в связи с чем отсутствуют основания для освобождения подрядчика от ответственности.

5. Суд вправе уменьшить неустойку, явно несоразмерную последствиям нарушения обязательства.

7. Возможность ограничения суммы неустойки в судебном порядке не исключает несение должником бремени негативных последствий вследствие просрочки исполнения обязательства.

Комментарии:

1. Подрядчик закончил работы с просрочкой в 7 месяцев. Заказчик не оспаривал выполнение всех предусмотренных договором работ, но потребовал выплаты неустойки, чего удалось добиться только в судебном порядке и в меньшем размере.

2. Стороны могли предусмотреть в договоре, что начисленная неустойка за просрочку выполнения работ зачитывается в момент оплаты. Заказчик мог выплатить подрядчику за работы сумму, уменьшенную на размер неустойки. Однако заказчику пришлось пройти судебный процесс по взысканию штрафной санкции.

3. Возможное снижение размера неустойки отвечает положениям Конституции РФ, согласно которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Такое снижение является одним из способов предотвращения злоупотребления правом при свободном определении размера неустойки.

4. Суд снизил неустойку с трех миллионов до 175 тысяч рублей. При установлении неустойки принимается во внимание возможный размер убытков истца, которые могли возникнуть вследствие нарушения ответчиком обязательств. В данном случае истец не доказал, что нарушения ответчика имели для него настолько негативные последствия, что компенсировать их можно только неустойкой в три миллиона. Учитывая обстоятельства дела, такая позиция суда выглядит обоснованной, т.к. истец не представил достаточных доказательств наступления для него негативных последствий, соразмерных заявленной ко взысканию неустойке.

5. Просрочка заказчика нивелирует ответственность подрядчика за просрочку. То есть заказчик не может привлечь подрядчика за нарушение сроков, если он своевременно не выполнил свои встречные обязательства, например, не передал документацию, материалы, не устранил ошибки в документах. В данном случае подрядчик уведомлял заказчика о необходимости корректировки проекта, заказчик содействовал во внесении изменений.

6. Подрядчик утверждал, что выполнил работы в срок, но не сдал их по причине устранения недостатков из-за ошибок в проекте. Суд справедливо заметил, что, будучи профессиональным участником рынка строительных услуг, подрядчик должен был предусмотреть негативные последствия и постараться устранить всё во время выполнения работ, а не после их завершения. Такой подход должен формировать у коммерческих организаций более серьезное отношение к результату оказываемых ими услуг.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Поводом для предъявления требований по неустойке КАСКО является просрочка исполнения обязательств по одноименному договору. В отличие от ОСАГО, его добровольный характер влечет применение общих законов при расчете и выплате неустойки. Это преимущественно ГК РФ ( ст. 35 и 314 ) и ФЗ 2300-1 .


Поводы для предъявления неустойки по КАСКО

Неустойка по КАСКО страховой компанией выплачивается только при просрочке обязательств по договору. Реализация прав по полису КАСКО предполагает направление попавшего в ДТП транспортного средства на ремонт. В этой связи возможны две причины для взыскания неустойки по КАСКО.

  • Задержка срока рассмотрения заявления. Он указывается в договоре с клиентом. Если его рамки не конкретизированы, тогда стоит руководствоваться положениями ст. 12 ГК РФ, предусматривающей максимальный срок рассмотрения письменных обращений в 30 дней. В самом заявлении необходимо сделать оговорку с просьбой рассмотреть его и ответить в такой-то срок.
  • Нарушение срока ремонта или страховой выплаты. В соответствии с ЗоЗПП, срок ремонта ТС составляет не более 45 дней, страховые компании утверждают свои сроки, которые обычно ниже вышеуказанного. Основания для начисления и выплаты неустойки имеют законную силу на следующий после крайнего дня, указанного в договоре.

При расчете неустойки по КАСКО необходимо предварительно изучить все пункты договора, касающиеся срока рассмотрения заявления, выплат и ремонта ТС. Как правило, сроки исполнения обязательств по КАСКО вписываются в следующие рамки + несколько дней:

  • Выплата возмещения по договору – от 5-ти до 30 дней.
  • Типовой ремонт ТС – до 14 дней.
  • Ремонт с индивидуальным заказом запчастей – несколько месяцев.

Некоторые компании прописывают их непосредственно в тексте, а некоторые оформляют приложением к договору или вывешивают на стенде в офисе для всеобщего обозрения. В последнем случае документ с прописанными в нем сроками должен быть заверен подписью руководителя страховой компании, ее печатью с обязательным указанием даты.

Калькулятор для расчета неустойки КАСКО

За несвоевременное оказание услуг физическому лицу по закону 2300-1 предусмотрен штраф в виде 3%-ной неустойки. Он взимается за каждый просроченный день. Под базовой суммой для расчета неустойки по КАСКО понимается размер страховки для возмещения аварийного ущерба.

Помимо нормы о 3%-ной неустойке по ФЗ-2300-1 применяется и другая, более щадящая формула:

Сумма неустойка по КАСКО = Страховое возмещение * ставка рефинансирования * дни просрочки / 360

Она учитывается судебной практикой по КАСКО неустойке и редко оспаривается клиентами. По состоянию на ноябрь 2018г. ставка рефинансирования составляет 7,5% .

Страховка к выплате составила 120 000 руб. Исполнение требования клиента просрочено на 15 дней. Страховщик помимо непосредственной выплаты обязан выплатить еще и неустойку по договору КАСКО в следующем размере: 120 000 * 7,5% * 15 : 360 = 3 750 руб . Одновременно с этим сохраняется право на неустойку за просрочку оказания услуг физлицу в соответствии с ЗоЗПП. Калькулятор неустойки КАСКО считает ее следующим образом: 120 000 * 3% * 15 = 54 000 руб.

Юристы страховых компаний всеми силами открещиваются от последней формулы, указывая, что расчет неустойки по КАСКО производится строго по первой. На самом деле, это правило справедливо только при расчете неустойки КАСКО для клиентов-организаций. Закон есть закон, и грамотный юрист всегда докажет в суде свою правоту, добившись выплаты неустойки КАСКО в максимальном размере.

Ограничения в расчетах неустойки по КАСКО

Намереваясь взыскать неустойку по договору КАСКО, учтите, что законом предусмотрены стоимостные ограничения. Ее размер не должен превышать сумму самого страхового возмещения. В расчет принимаются все виды штрафных санкций, начисленные в рамках одного требования, – их общая сумма должна вписаться в полагающуюся по договору выплату.

Особенности выплаты неустойки КАСКО за ремонт

При направлении ТС на ремонт и затянувшиеся сроки требование о компенсации предъявляется уже не к страховщику, а к СТО, непосредственно осуществлявшей ремонт. Расчет суммы неустойки КАСКО производится с учетом сроков, указанных в договоре со страховой компанией, или отраженных в ответе на заявление об исполнении обязательств. В данном случае обязательство СК по своевременному направлению ТС на ремонт считается исполненным, а вот сроки непосредственного ремонта затянуты, но это уже ответственность компании, занимающейся ремонтом.


Выплата неустойки КАСКО юридическому лицу

Все вышеописанные положения применяются и к организациям-владельцам ТС. За исключением одного – расчет неустойки производится только по ставке рефинансирования. Правом на 3% -ную неустойку по ФЗ-2300-1 обладают только физические лица (обычные граждане).

При судебном взыскании КАСКО и неустойки истец-организация направляет иск в Арбитражный суд.

Досудебное требование о выплате неустойки КАСКО

Первый шаг по гарантированному получению взысканию неустойки в рамках договора КАСКО – это подача заявления на имя руководителя страховой компании. В нем конкретизируется дата обращения, реальные сроки исполнения обязательств, сумма страховой выплаты. Расчет производится по указанным данным. В него можно включить штрафные суммы, рассчитанные двумя вышеописанными способами – по ставке рефинансирования и по ЗоЗПП , особенно, если речь идет о небольших выплатах. Образец претензии можно увидеть по ссылке.

Закона, запрещающего требовать неустойку КАСКО сразу по двум нормативам, не существует, так что данное требование вполне правомерно. Далее следует дождаться ответа. В случае положительного решения – просто явиться за выплатой, при отказе или игнорировании заявления о неустойке оформляется иск в суд.

Взыскание неустойки по КАСКО через суд

Составление искового заявления на неустойку КАСКО доверьте профессионалу, специализирующемуся на автостраховании. Ввиду отсутствия специальных законов, регулирующих взаимоотношения страховщика и страхователя, по договору КАСКО самостоятельно добиться удовлетворения иска будет сложно. Ответчик будет защищаться на профессиональном уровне.

Значимыми моментами в иске на взыскание неустойки по КАСКО 2018 являются следующие.

  • Обоснования позиции истца. В их качестве прилагается копия договора КАСКО, приложение к нему со сроками удовлетворения требований или фото документа со стенда в офисе страховой с указанием сроков. Далее следует ответ страховщика при его наличии, расчет страховой выплаты и документ, доказывающий исполнение требований (выплату или направление на ремонт с указанием даты). При обращении в суд до исполнения требования в иске отражается расчет на дату его составления.
  • Ссылки на законы. Чем их больше, тем лучше. Каждый пункт необходимо раскрыть – обоснованность применения ст. 314, 395 ГК РФ и положений ЗоЗПП.
  • Соблюдение сроков. В отношении неустойки КАСКО срок исковой давности составляет два года с первого дня просрочки исполнения обязательств. По истечении двух лет получить неустойку по КАСКО нереально – ответчик заявит ходатайство об истечении срока, и суд обязан его удовлетворить. Такой иск будет отклонен.

Исковое заявление подается по месту нахождения ответчика – по адресу офиса страховщика. Подав ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения истца, можно сделать процесс более удобным для себя. Образец искового заявления здесь.

Судебная практика по неустойке КАСКО

Судебное рассмотрение дел о взыскании неустойки КАСКО со страховых компаний – довольно распространенная практика. Суды часто существенно урезают размер предъявляемых истцом претензий. Это происходит при их явном завышении, когда размер неустойки КАСКО больше страховой суммы и расчет штрафных санкций произведен сразу по двум формулам.

Если сумма двойной неустойки (по ГК РФ и ЗоЗПП ) не превышает сумму страхового возмещения, то добиться ее присуждения ответчику вполне реально. Даже адвокат с небольшим опытом докажет правомерность применения двух нормативных актов – закону это не противоречит.

Еще одна причина снижения суммы неустойки по КАСКО судами – исполнение требования ст. 333 ГК РФ. Оно реализуется при встречном заявлении ответчика на снижение неустойки. При отсутствии такого заявления суд может уменьшить неустойку по КАСКО, посчитав ее слишком завышенной и обосновав свою позицию.


Чем выгодно досудебное урегулирование по неустойке КАСКО?

Страховщикам судебный процесс совершенно невыгоден – в случае удовлетворения иска суд присуждает им выплату неустойки КАСКО плюс компенсацию судебных издержек истца, госпошлины плюс штраф в пользу государства. Но принудить ее исполнить законные требования без суда не просто. Все зависит от грамотности составленного первичного заявления и указанных в нем данных. Эту задачу лучше всего доверить специалисту по страхованию, хорошо знающему все тонкости страхового дела, судебную практику и нормативные акты.

Клиенту по договору КАСКО суд также менее интересен. С одной стороны, он вправе требовать неустойку КАСКО по ставке рефинансирования по ЗоЗПП одновременно, с другой ,придется оплатить госпошлину, потратиться на адвоката (ведение судебного процесса стоит на порядок дороже составления претензии). К тому же суд, приняв заявление ответчика о снижении размера неустойки, может удовлетворить гораздо меньшую сумму.

Принципиальные отличия неустойки по КАСКО и ОСАГО

Самым существенным отличием, не в пользу КАСКО, является существование ФЗ-40 от 25.04.2002г. Он регулирует абсолютно все положения по ОСАГО, включая начисление и выплату неустойки. Штрафные проценты по ней ниже, чем по КАСКО, — всего 1% за каждый день просрочки удовлетворения требования, но ее проще доказать, рассчитать и получить. Все дело в четко прописанных в этом законе сроках на удовлетворение требований. По ОСАГО действует та же норма по снижению неустойки – это право предоставлено ответчику по ст. 333 ГК РФ .

В связи с отсутствием специальных нормативных актов относительно КАСКО, при решении вопроса со страховыми выплатами, ремонтом и неустойкой применяются законы общего характера – ГК РФ и ЗоЗПП .

На страницах нашего сайта можно получить исчерпывающую информацию относительно начисления и реального взыскания неустойки по КАСКО. Как написать заявление, сделать расчет, подать иск и отстоять свои права до конца – мы подобрали актуальную информацию и образцы документов, действительные в 2018 г.

Читайте также: