Наезд на шлагбаум это дтп или нет

Обновлено: 06.05.2024

ДТП на парковке – частое явление в водительской практике. В отличие от происшествий на трассе, подобный случай неоднозначен с точки зрения закона. Определение степени нанесенного ущерба в данной ситуации имеет свои нюансы.

С точки зрения закона: это ДТП или нет

Дорожно-транспортное происшествие – столкновение двух транспортных средств или наезд на недвижимый объект. Положение о классификации аварии как ДТП регулируется Гражданским кодексом РФ (пункт 1.2 ПДД).

Столкновение на парковке могут признать дорожно-транспортным происшествием после установления причины удара и степени повреждения. К авариям относят:

  • наезд на пешехода;
  • столкновение двух и более автомобилей;
  • наезд машины на статичный объект.

Если не было доказано нанесение ущерба, то случай нельзя рассматривать как ДТП.

К дорожным происшествиям не относят ситуацию столкновения автомобиля с неподвижным транспортом, мотор которого был заглушен. Также аварией не считается причинение вреда водителем чужому транспортному средству.


Является ли ДТП на парковке страховым случаем

Признание случая страховым зависит не только от масштабов ущерба и положения машин, но и от вида страхового полиса. СК обязуются выплатить компенсацию пострадавшему участнику в ДТП, если у виновника не просрочен договор ОСАГО.

Постановление №131 указывает, что место аварии не имеет значения. Данный акт действует от 2008 года. Условия возмещения ущерба по ОСАГО:

  1. Повреждения должны быть нанесены транспортным средством. Если водитель лично повредил чужую машину, страховая компания не несет за это ответственности.
  2. В инциденте должны участвовать не менее двух человек. Если наезд был совершен на собственность парковки, пострадавшим являет ее владелец.
  3. Доказательства вины участника аварии фиксируют с помощью камер и свидетельств прохожих.

Если виновник не оформил страховой полис, то потерпевший имеет право на компенсацию от своей СК. Компания в свою очередь возвращает данные средства через Российский союз страховщиков.

В случае, когда ущерб был нанесен лично водителем, потерпевший может получить выплаты по полису КАСКО. Многие компании включаю в договор пункт о повреждении автомобиля из-за действий третьих лиц.

Действия при аварии на парковке

Алгоритм действия при ДТП на стоянке не зависит от степени вины водителя. ГК РФ четко указывает, что делать в данной ситуации. Чтобы случай в дальнейшем признали страховым, необходимо следовать таким правилам:

  1. Остановите движение и поставьте машину на ручной тормоз.
  2. Включите аварийную сигнализацию, поставьте на дороге знак аварийной ситуации.
  3. Если хозяина второго автомобиля нет на момент аварии в кабине, проверьте, работает ли сигнализация пострадавшего транспорта.
  4. Убедитесь, что нет других пострадавших машин. При столкновении на парковке, транспорт может задеть соседние припаркованные автомобили.
  5. При наличии раненных необходимо вызвать скорую помощь. Если состояние пострадавшего критично, следует самостоятельно доставить его в больницу.
  6. Оцените повреждения всех транспортных средств. Зафиксируйте положение машин, участников аварии и степень ущерба с помощью камеры телефона.


Восстановить последовательность событий и найти скрывшегося виновника аварии проще всего на охраняемых стоянках, оборудованных камерами, иначе нужно искать свидетелей происшествия.

Если сумма причиненного вреда не превышает 50 тыс. рублей и виновник определен, то участники аварии могут решить конфликт с помощью европотокола.

В случае серьезного ущерба или получения ранений в обязательном порядке вызываются сотрудники ДПС по номеру 112. По их приезду оформляется протокол для дальнейшего судебного разбирательства.

При несоблюдении данного порядка действий страховая компания в праве отказать в выплате компенсации. Если парковка принадлежит частному лицу, его привлекают как свидетеля для снятия показаний с камер.

Основные причины происшествия примеры

Существует множество причин, из-за которых может произойти авария на парковке. К самым распространенным относят:

  • высокий поток машин и активное движение возле стоянки;
  • несоответствие парковки нормам ГИБДД;
  • поломка в системе автомобиля.

Размер и оформление стоянки играет большую роль в безопасности движения. Ширина парковочного места должна быть не менее 2,3 м.

Расстояние между машинами рассчитывают так, чтобы при открытой двери в промежуток с соседним авто свободно пройдет человек средней комплекции.

Отсутствие разметки, полустертые или узкие линии (менее 10 см), невозможность маневра из-за узкого пространства делают виновным в аварии владельца парковки. В такой ситуации случай не признает страховым по ОСАГО.

Дорожно-транспортное происшествие при движении задним ходом

Данный вид аварий чаще всего происходит на парковке из-за особенности выезда. Система Park Assist частично помогает водителям избежать прямых столкновений, выводя информацию о дороге на экран монитора или подавая звуковой сигнал.

Однако подобная программа не защищена от сбоев. Зеркало заднего вида бесполезно в условиях плохой освещенности и непогоды. Если водитель въехал в чужой автомобиль из-за подобных факторов, то случай признают страховым.

Удар дверью на парковке ДТП

Согласно статье 12.7 Правил дорожного движения, водитель и пассажир машины не имеет права выходить из транспорта при условии, что это помешает основному движению. Если автовладелец задел дверью проезжающую машину, то инцидент расценивают как ДТП.

Случается, что водитель может случайно поцарапать стоящий рядом автомобиль дверью. В этой ситуации необходимо определить положение машин по отношению к парковочной разметке.

Со шлагбаумом

Современные платные парковки часто оборудованы системой шлагбаумов. Водители самостоятельно оплачивают услуги через терминал, что позволяет экономить время.

Наезд на шлагбаум может стать причиной страхового случая по ОСАГО, если виновник – водитель. Страховая компания обязуется выплатить компенсацию хозяину парковки. В случае нанесения ущерба автомобилю из-за неисправности механизмов пострадавший может рассчитывать на выплаты по КАСКО.

Как составить европротокол при ДТП на парковке

Если виновник происшествия был определен на месте и ущерб оценивается в сумму меньше 50 тыс. рублей, участники ДТП могут оформить протокол европейского образца. Перечень условий составления документа:

  • отсутствуют раненные лица;
  • в аварии участвовали 2 водителя;
  • нет спорных моментах по признанию вины;
  • оба автовладельца обладают действующими договорами ОСАГО.

Бланк протокола можно получить в СК вместе с полисом. Правила оформления документа:

  • машины должны оставаться на месте ДТП во время заполнения бумаг;
  • документ оформляется синей шариковой ручкой;
  • протокол заполняется всеми участниками происшествия.


Если участники происшествия пришли к обоюдному мнению по поводу виновности одной из сторон, травм никто не получил, а размер ущерба небольшой, можно приступать к оформлению происшествия по Европротоколу.

В самом бланке указывают информацию о случившимся. Все данные должны иметь подтверждение:

  1. Указывается точный адрес, дата и время ДТП.
  2. Количество ТС, участвовавших в аварии.
  3. В графе раненные и пункте 15 Замечания ставят прочерк, 4 пункт оставляют пустым.
  4. Раздел 5, 6 и 8 – обведите отрицание.
  5. 7 пункт заполняется, если у инцидента есть свидетели.
  6. Внесите все регистрационные данные в пункты с 9 по 12.
  7. В пункте 13 укажите место удара, в 14 опишите характер повреждений.
  8. Отметьте пункты, соответствующие действительности, в разделе 16.
  9. Семнадцатый пункт предназначен под схему аварии.

Европротокол необходимо предоставить в СК не позднее чем через две недели после ДТП. Вместе с бланком страховщику передают фотографии с места аварии, как доказательства внесенных данных.

Кто виноват при ДТП на парковке

Определить степень виновности водителя не всегда просто. Следует учитывать сопутствующие факторы:

  • погода;
  • окружающая среда на месте происшествия;
  • состояние здоровья наехавшего водителя.

В некоторых ситуациях установить виновность невозможно из-за солидарной ответственности страховых клиентов. При нанесении небольшого ущерба, владельцы ТС самостоятельно решают вопрос, кто виноват в аварии.

Если водители не смогли договориться или ущерб от ДТП слишком велик, определить виновника происшествия должен сотрудник ГИБДД. Учитывая сопутствующие факторы, причиной аварии может стать и неправильно оборудованная парковка. В этой ситуации ответственность за ДТП лежит на хозяине стоянки.

Как нарисовать схему ДТП на парковке

Неправильно составленная схема аварии может стать причиной отказа в компенсации со стороны СК. Изображение должно содержать такие данные:

  1. Отдельная парковочная зона, где произошло ДТП.
  2. ТС, которые находились рядом с местом прошествии.
  3. Направления движения автомобиля фиксируется стрелкой.
  4. Дорожная разметка и знаки.
  5. Дополнительные статичные объекты – шлагбаум, урна, столб.

Также указывают название улиц, чтобы конкретизировать место аварии. Если были вызваны сотрудники ГИБДД, то схему составляют они.

Нужно ли выставлять знак аварийной остановки

Портативный аварийный знак выставляется перед машиной согласно пункту 7.2 Правил дорожного движения. Знак ставят на расстоянии 15 м от автомобиля.

Несоблюдение данного правила влечет за собой штраф. Также нарушением закона считается установка знака в слепой для проезжающих машин зоне.

Что, если виновник скрылся

Если водитель самовольно покинул место аварии, оставив пострадавших и причинив вред транспортным средствам, то это считается грубым нарушением правил. Второй водитель имеет право подать заявление в ДТС.

В качестве доказательств необходимо предоставить фото с места происшествия. Пострадавший при этом следует установленному порядку действий. В таком случае можно рассчитывать на страховые выплаты после поимки виновника.

Какое наказание грозит

Водитель, который скрылся с места ДТП, нарушает статью 12.27 Кодекса об Административных нарушениях РФ. Наказание в таком случае назначает суд – лишение прав или штраф.

Если отъезд был совершен вынужденно или стал причиной нанесения малого ущерба, сотрудник ГИБДД может выписать штраф или ограничится предупреждением.

Смягчающими обстоятельствами считается продолжение движения в связи с возможным риском нанесения вреда прохожим или другим транспортным средствам. В этом случае штрафные санкции не накладываются.


Если страховая компания не желает принимать документы, ссылаясь на отсутствие протокола о возбуждении административного дела на виновника, нужно запросить письменный отказ, который поможет добиться компенсации через суд.

Размеры штрафов

Штрафные санкции в случае, если водитель продолжил движение после аварии, зависят от расстояния, на которое автовладелец удалился от места происшествия. Наказание в этой ситуации коснется как виновника, так и жертву произошедшего ДТП.

Нарушение Вид санкций
Водитель уехал с места происшествия 15 суток ареста
Штраф до 1,5 тыс. рублей
Лишение водительского удостоверения на полтора года
Отъезд от места аварии больше чем на 10 м Штраф – 1 тыс. рублей

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

ДТП на парковке может попасть под страховой случай при соблюдении всех условий по договору с СК. Место в данном случае не играет роли.

Аварии на автостоянке делятся на три категории – наезд на пешехода, столкновение ТС и нанесение ущерба статичным объектам. При минимальных повреждениях участники аварии могут оформить Европротокол.

Несмотря на то что ОСАГО — это обязательное страхование, и существует эта система в России уже два десятилетия, водители все равно путаются, какие случаи можно назвать страховыми, а какие — нет. Полис ОСАГО поможет после ДТП и возместит ущерб другому автомобилю, пострадавшему человеку или юридическому лицу. А это значит, что ОСАГО пригодится, если водитель сбил шлагбаум, забыл о заправочном пистолете на АЗС, сбил животное, снес ограждение или забор, въехал в дерево или куст.

Если машина съехала в кювет и пострадал только автомобиль, не были задеты ограждения, деревья, животные и другие транспортные средства, то этот случай не считается ДТП. А значит, и страховым случаем его нельзя назвать.

А если был причинен ущерб кому-то, кроме виновника аварии, тогда правилами этот случай трактуется как ДТП. Пострадавший может получить компенсацию за ущерб от страховой компании виновника аварии. Об этом говорит представитель страховой компании:

Независимый эксперт АО АльфаСтрахование, экс-президент Союза страховщиков Татарстана

Если сбил животное

Авария с животными — не всегда страховой случай. Если водитель наехал на кошку или собаку во дворе, то исход будет зависеть от наличия владельца у животного. Если это было бездомное животное, то случай не страховой, так как не причинен ущерб третьей стороне. А если у животного есть хозяин, то случай уже считается ДТП с причинением ущерба третьим лицам.

В таком случае придется вызывать ГИБДД и оформлять протокол. Если будет доказана вина водителя, то страховая выплатит средства хозяину животного. Если же собака внезапно выскочила под колеса, то виновником признают владельца животного, и оплачивать ремонт автомобиля уже придется ему.

По теме

Если врезался в ограждение

Поскольку у дороги всегда есть владелец, которому принадлежат знаки, указатели, разделители и ограждения, то столкновение с забором будет считаться ДТП, и страховщик возместит ущерб.

Дорожные конусы и световые обозначения ремонтников тоже кому-то принадлежат, например, компаниям, которые занимаются ремонтом и обслуживанием дороги.

Не стоит пренебрегать этими конструкциями, стоят они недешево. Например, металлические ограждения, которые стоят вдоль трасс и скоростных магистралей, могут стоить до 6 млн рублей, а опоры для знаков над дорогой — до 200 тыс. руб.

Тот же принцип касается любого имущества на дороге или парковке: урны, парковочные столбики, будки с охраной, зеркала, фонари и пр.

Если въехал в дерево

Если водитель не справился с управлением, вылетел с дороги и врезался в дерево или сломал куст, въехал в клумбу с цветами, то еще рано закрывать глаза на повреждения третьей стороны. Зеленые насаждения могут кому-то принадлежать: муниципалитету, лесному или фермерскому хозяйству. Владелец дерева вправе обратиться за выплатой в страховую компанию водителя.

По теме

Если речь идет о стихийном лесе, территория которого не принадлежит юридическим лицам, значит, деревья и кусты принадлежат государству. Например, саженец липы стоит от 5 до 25 тыс. руб. Когда будут высчитывать полный ущерб, к стоимости саженца добавят еще расходы на удаление сломанного дерева, на почву для нового и на работу садовника.

Если забыл пистолет в баке на АЗС

Вставил пистолет в бак, пошел к кассе, оплатил, вернулся к машине, сел в нее и поехал, забыв вытащить пистолет из бака — в этом случае ущерб получает владелец АЗС.

По ГОСТу заправочные пистолеты должны быть оборудованы специальной разрывной муфтой как раз для таких случаев — пистолет не вырывается, а отрывается, причиняя минимум ущерба. Муфты бывают многоразовыми и одноразовыми. Одноразовые муфты стоят от 1,5 до 6 тыс. рублей — вряд ли это стоит того, чтобы оформлять ДТП и на следующий страховой год получать повышенный коэффициент по ОСАГО. Если же водитель покинет место аварии, то точно лишится прав — все АЗС оборудованы камерами видеонаблюдения.

Если сбил шлагбаум

У всех шлагбаумов есть собственники: компании, которые обслуживают частные парковки во дворах и платные стоянки в городах, владельцы торговых центров, где на въезде в паркинги установлены шлагбаумы, фирмы, обслуживающие дороги с пунктами оплаты и т. д. Водители часто не ждут полного открытия шлагбаума и врезаются в них. Собственникам придется ремонтировать или даже полностью заменить конструкцию. ОСАГО поможет водителю покрыть эти расходы.

Но если суд докажет, что водитель специально сломал шлагбаум или хотел проехать бесплатно, то страховая компания откажет в выплате или выставит нарушителю регресс (возместит ущерб пострадавшей стороне, а затем через суд взыщет ту же сумму с водителя).

«Во всех вышеперечисленных случаях - при столкновении со шлагбаумом или с деревом, при наезде на животное - происшествие будет признано ДТП. Важно ни в коем случае не уезжать с места происшествия. Иначе вас могут привлечь к административной ответственности за оставление места ДТП. Для фиксации ДТП нужно вызвать сотрудников ГИБДД.

В этих случаях причиненный вред должен возместить водитель - как владелец источника повышенной опасности. Даже если ДТП произошло не по его вине. Например, возместить ремонт поврежденного забора, шлагбаума и пр.

Если автолюбитель застрахован по ОСАГО, то выплаты за причиненный ущерб должна возместить страховая компания. Страховая может отказать в выплате только в случае, если водитель причинил вред умышленно или при оформлении ОСАГО были допущены ошибки в документах.

Авария с наездом на забор или открытыми воротами

Если с ситуациями при авариях на дороге всё чаще всего предельно понятно, то в случае с ДТП с забром, створками ворот и иными хозяйственными сооружениями зачастую возникает много вопросов, и не всегда виновник оказывается настоящим, а потерпевшему удаётся взыскать возмещение – по меньшей мере полноценное и справедливое. В этой статье мы рассмотрим, что делать при таких происшествиях, и что говорит законодательство 2021 года о виновности и обязанности оформления документов.

Можно ли не оформлять такое ДТП?

Если вы попали в аварию с любым сооружением в виде ворот или забора, либо зданием и вообще объектом, то первое, что необходимо сделать – вызвать сотрудников ГИБДД и оформить такое ДТП. Даже если виновный сразу предлагает оплатить причинённый вред.

Зачем же вызывать полицию при согласии на возмещение стоимости ущерба? А затем, что в этом случае перед вами виновный в такой аварии предлагает понести гражданскую ответственность. Но от этого ваша административная ответственность никуда не девается, если вы в данном ДТП – водитель автомобиля.

Как мы знаем, в нашей стране действуют 2 интересующих нас нормативных акта: Гражданский кодекс и КоАП РФ. И если первый обязывает причинившее вред лицо полностью возместить нарушенное право потерпевшего лица, то второй предусматривает наказания за нарушения, в результате которого такой вред причинён. И будьте уверены, если ДТП произошло, то нарушения в любом случае будут – как минимум, универсально приписываемое сотрудниками нарушение пункта 10.1 ПДД.

Если ДТП с наездом на ворота или, наоборот, на автомобиль воротами не оформлено, а водитель оставил место происшествия, то его могут наказать по части 2 статьи 12.27 КоАП с длительным сроком лишения прав и большим штрафом. И, обратите внимание, ДТП по определению считается любое событие с участием авто, при котором нанесён материальный ущерб или в котором пострадали или погибли люди.

Поэтому, если произошла авария, то ваши первые действия следующие:

  1. немедленно остановиться и не перемещать ни автомобиль, ни сами ворота и забор, если те не угрожают причинить больше повреждений или не создают дальнейшую опасность,
  2. включить "аварийку",
  3. выставить знак аварийной остановки (безусловно, находитесь вы на дороге ворота с забором стоят в поле, и вы в них въехали либо те упали, открылись или закрылись в вашу машину),
  4. позвонить в полицию по номеру 102 либо в дежурную часть, если вы знаете номер, и ожидать приезда сотрудников.

Оформление ДТП с воротами

Если есть пострадавшие или погибшие люди

Разумеется, если в аварии пострадали люди, то в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь. Но внимательно оцените характер увечий. Помните, что если формально ДТП будет оформлено как с пострадавшими, то будет 2 негативных последствия:

  • для виновника будет жёстче наказание, независимо от того, кто виноват – владелец забора или водитель, вплоть до уголовной, если вред здоровью судмедэкспертизой будет признан тяжким или результатом ДТП станет смерть людей,
  • для потерпевшего, даже при незначительном вреде здворовью пострадавших, время получения возмещения может затянуть до года и более, пока не будут закрыты все расследования (административное и/или уголовное).

Наезд на забор – что делать?

Если вы именно въехали в чужой забор (обратите внимание, даже если в свой, то оформлять ДТП по Правилам всё равно нужно), то виновность в этом происшествии лежит на вас.

И в ДТП с наездом на забор особенно важно, чтобы оно было оформлено сотрудниками – без этого потерпевшему просто не выплатят. И поэтому что делать в первую очередь? Верно, обязательно вызвать полицию для оформления!

И всё это работает аналогично с ущербом любому другому имуществу:

  • припаркованному автомобилю,
  • самому зданию дома, сарая, гаража или любого другого сооружения,
  • декоративным постройкам,
  • домашним животным или скоту,
  • и даже высаженным во дворе растениям.

Въехал в здание на машине

Если ГИБДД отказывается оформлять

Но в 2021 году бывают случаи, когда сотрудники полиции отказываются выезжать на место ДТП по той причине, что это не дорога, а прилегающая территория, и потому их компетенция здесь не действует.

Это в корне не верно, так как сам принцип действия ПДД распространяется на всю территорию России, вне зависимости от наличия дорог (пункт 1.1 ПДД), а, если машина изначально съехала с дороги, совершив наезд на забор, не справившись с управлением, к примеру, то здесь есть чёткое нарушение Правил, и полиция обязана на это реагировать (пп. 7.3 Административного регламента, введённого Приказом №664).

В этом случае ваши действия могут быть следующие:

  1. потребовать сообщить вам входящий номер вашего устного заявления,
  2. позвонить в дежурную часть и сообщить об отказе выезжать сотрудников ГИБДД, сообщив входящий номер,
  3. если и это не решит проблему, то можете вызвать местного участкового для оформления документов о ДТП.

По результату у потерпевшего на руках должны быть:

  • постановление, вынесенное в отношении виновника, либо соответствующее определение (если приезжали сотрудники ГИБДД,
  • сведения о ДТП (может быть другое название, но должно содержать все данные о происшествии, включая ФИО участников, данные автомобиля, место и время происшествия, его обстоятельства, информация о страховке водителя),
  • информация о вашей страховке – сообщите ему название страховой компании, где вы покупали полис, серию и номер полиса (хотя, эти данные также должны быть указаны в сведениях о ДТП).

У меня нет страховки

В этом случае водителю придётся оплачивать нанесённый забору ущерб из собственного кармана. И сделать это лучше всего, договорившись с владельцем сооружения без суда, так как в противном случае при выигрыше в суде с вас взыщут издержки, которые могут включать услуги представителя, госпошлину при её оплате и другие расходы истца.

Если вы добровольно выплачиваете сумму ущерба, то обязательно возьмите об этом расписку либо запишите передачу денег на видео, оглашая, за что, в какую дату и время и в какой сумме вы передаёте средства.

Если скрылись с места ДТП

Здесь разделим порядок действий для водителя и владельца забора.

Водителю, чтобы избежать административной ответственности за оставление места происшествия, достаточно не попасться инспекторам ДПС в течение срока давности привлечения к ответственности, который составляет 3 месяца с даты происшествия.

При этом, следует учесть следующие обстоятельства:

  • даже если вас вызовут в полицию для дачи показания, вы можете указать, что за рулём были не вы (если, конечно, же по камерам очевидно не удастся доказать вашу причастность), а другой человек, и на основании статьи 51 Конституции РФ отказаться свидетельствовать против себя и своих близких,
  • последствий за неявку в отделение для вас не никаких,
  • но если дело дошло до суда, то судья может назначить принудительный привод.

Обратите внимание, всё вышеуказанное подразумевает административное преследование. Если в ДТП с наездом на забор пострадали люди (в том числе пассажиры вашего авто или пешеходы), то здесь ситуация другая, и просто скрываться вряд ли поможет.

Наезд на забор – скрылись с места ДТП

Что делать в первую очередь при таком ДТП:

  1. вызвать полицию для возбуждения дела,
  2. выяснить, попало ли происшествие в объектив камер (видеорегистраторы свидетелей, камеры наружного наблюдения, в том числе ваших соседей),
  3. если камеры принадлежат организациям или госорганам, подать письменное ходатайство в ГИБДД, где возбуждено административное расследование, об истребовании видеозаписей, при этом, желательно предварительно попросить хозяев камер сохранить запись,
  4. попытатья "по свежим следам" от аварии найти автомобиль, вызвать ГИБДД и сфотографировать повреждения – главная задача здесь – доказать причастность именно этого авто к вашему ДТП.

Сколько стоит забор?

Порядок определения размера ущерба для возмещения виновником можно определить по имеющимся у вас чекам на стройматериал (например, профлист) и документам о проведённых работах по его монтажу.

Если таких документов нет, то придётся заказывать экспертизу, где специалист посчитает, сколько элементов повреждено, и затем по среднерыночны ценам документально подтвердит размер вреда. До экспертизы ремонтировать забор нельзя.

Это всё, разумеется, актуально, если вам не удастся договориться с водителем-виновником без суда.

Кто виноват в ДТП с воротами?

Тот, кто причинил ущерб, как бы абсурдно это ни звучало:

  • если на ворота наехал автомобиль, то вина лежит на водителе, и что делать в таком случае, описано полностью идентично ДТП с забором выше, когда виновен автолюбитель,
  • если створка открылась произвольно, то виноват ответственный за их эксплуатацию и техническое состояние (должностное лицо в организации или хозяин ворот, если это частная территория),
  • если кто-то открывал эти створки и ударил чужую машину, то ответственность лежит именно на нём,
  • а когда и авто двигалось, и ворота открывались/закрывались, то здесь может быть и обоюдная вина, однако, такие дела следует рассматривать в контексте, чьё нарушение конкретно привело к аварии и удалось бы избежать ДТП при отсутствии одного из предполагаемо виновных действий (например, если авто влетело в ворота на большой скорости, то уже не имеет значения, двигались ли их створки – происшествие в любом случае бы произошло).

Виновность и стоимость забора или ворот

Если автомобиль припарковался слишком близко

ПДД предписывают не затруднять и не загораживать въезды и выезды (пункт 12.4). Тем не менее, даже если кто-то открывал ворота, либо они приводятся в действие автоматически, то это не имеет значения. Ответственность, согласно судебной практике 2021 года, лежит именно на воротах.

Что делать?

Увы, но в данном случае, когда вина лежит на владельце ворот, ОСАГО для водителя не работает, потому что этот вид страхования работает в отношении ответственности перед другими при виновности в ДТП. А в данном случае водитель не виновен.

Поэтому требовать возмещения придётся в общегражданском порядке – с ответственного за его причинение. Для этого, в первую очередь, нужно также обязательно вызвать полицию и оформить происшествие. Без документов о ДТП суд с большой долей вероятности не примет правильное для вас решение. Аналогично забору для этого подойдёт и участковый.

Далее либо устно, либо письменным требованием попытайтесь договориться о возмещении вам ущерба. Для оценки здесь подойдёт любой жестянщик из автосервиса, который огласит стоимость ремонта автомобиля.

Если "полюбовно" договориться не удалось, то придётся заказывать экспертизу повреждений. Это платная услуга, но проигравшиая сторона возмещает стоимость в суде. Для оценки вреда следует воспользоваться среднерыночными расценами, а не Единой методикой ОСАГО – в этом случае стоимость запчастей будет больше.

Далее вам нужно подать досудебное требование с приложением результатов экспертизы. И в случае отказа в удовлетворении требования в разумный срок (10-20 дней, которые также указываются в "досудебке") подавать в суд по месту регистрации ответчика.

Можно ли оформить европротокол?

Нет. Одно из условий для оформления без сотрудников ГИБДД – если не причинено вреда иному имуществу, кроме автомобилей, а само происшествие произошло с участием 2 и более машин.

Поэтому, если вы решите разойтись с европротоколом, то в любом случае потерпевший не получит возмещение по ОСАГО.

Несколько важных тонкостей

  • В случае с ДТП с наездом на ворота или забор, когда виноват водитель машины, не работает источник повышенной опасности – это действует только когда автомобиль был таким источником по отношению к пешеходам, пассажирам или велосипедистам.
  • Если вы договорились о добровольном возмещении ущерба, это никак не отменяет состава по лишению прав и крупному штрафу за оставление места ДТП, поэтому поступать так можно только на свой страх и риск.
  • В любом происшествии, где причинён вред, не бывает невиновных по российскому законодательству 2021 года. Даже если машина сама скатилась в сооружение, то вина лежит на том, кто последним управлял.
  • На будущее, даже если вам кажется, что вы попали в обычную аварию с участием 2 автомобилей, обратите внимание на то неочевидное, что ещё могло пострадать: бордюры, столбы, люки, отбойники – даже если на них только царапины, формально это ущерб, и участников ДТП здесь уже более двух.


Чтобы у страховой компании не было повода отказать в возмещении, необходимо изучить правила страхования и действовать по закону. Одним из распространенных случаев обращения по КАСКО является наезд на препятствие. Как оформить такое ДТП правильно, чтобы страховая не смогла отказать в выплате?

Наезд на препятствие – это вид ДТП, произошедшее с участием одного автомобиля с неподвижным предметом или объектом. Это могут быть:


  • деревья, пни;
  • здания;
  • бордюр;
  • отбойник, колышки;
  • мусорные баки;
  • забор, сетка рабица;
  • бетонные ограждения;
  • остановка транспорта;
  • столб;
  • дорожные знаки;
  • двери (например подъезда);
  • памятники;
  • шлагбаум;
  • ворота;
  • бензоколонка;
  • гараж;
  • трубы;
  • крыльцо;
  • трансформаторные будки.

Определение в ПДД

В Правилах дорожного движения под препятствием понимается неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы), не позволяющие продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил.

Является ли случай страховым?


После наезда на препятствие, автолюбитель подает заявление в страховую компанию по факту повреждения автомобиля. В заявлении указываются:

Не каждый наезд на препятствие может быть признан страховым случаем. И обстоятельства происшествия играют большую роль в принятии решения страховой компанией.

По вине водителя или по причине плохого состояния дорог/открытого люка

В случае вины водителя, который не выбрал безопасную скорость движения и совершил наезд на препятствие, по КАСКО такие обстоятельства признаются страховым случаем. Неважно, совершено ли ДТП по причине плохого состояния дорог, открытого люка, плохо установленных сооружений – все покроет полис КАСКО.

При таких обстоятельствах у страховой компании есть право регрессного требования к собственникам этих объектов, но это уже не забота водителя. Доказывать причины произошедшего – удел владельцев полиса ОСАГО. Потому как в этом случае возникает шанс в судебном порядке взыскать компенсацию с ответственных за участок дороги. В случае с КАСКО – за все платит страховая компания.

Водитель не трезвый


Важную роль играет состояние водителя в момент совершения ДТП. Нахождение в состоянии наркотического, алкогольного опьянения является основанием отказа в выплате. Данное обстоятельство должно быть подтверждено документами ГИБДД:

  • акт медицинского освидетельствования;
  • протокол медосвидетельствования;
  • заключение патологоанатома (в случае смерти).

Отказ от прохождения медицинского освидетельствования приравнивается к факту алкогольного опьянения.

Если водитель в момент наезда на препятствие находился в утомленном состоянии, и это подтверждают справки ГИБДД, страховым случаем это обстоятельство признано не будет. Утомленное состояние определяется сотрудниками ГИБДД, когда водитель уснул за рулем (п.2.7 ПДД РФ).

Движение задним ходом

В случае наезда на препятствие при движении задним ходом событие признается страховым случаем, если нет отягчающих обстоятельств. Например, нахождение в пьяном виде или утомленном состоянии.

Почему при одиночном ДТП страховая компания проверяет детальнее?


Для сотрудников службы безопасности страховой компании будет поводом для дополнительной проверки:

  • наезд на препятствие со значительным ущербом (у каждой страховой компании свой порог значительной суммы, в среднем от 200 тыс.руб. и выше);
  • событие произошло ночью, без свидетелей, повреждения крупные;
  • повреждения на автомобиле визуально не могли быть получены при описанных обстоятельствах;
  • противоречащие документы ГИБДД (например, в протоколе указаны одни обстоятельства, в постановлении – другие).

Если у страховой компании есть подозрения в мошенничестве, их служба безопасности будет проверять все документы, автомобиль с особой тщательностью. При спорных моментах, автомобиль может быть направлен на экспертизу – трасологию.

Оформление ДТП

Оформлять наезд на препятствие необходимо сразу после его происшествия. Без справок о ДТП соответствующих органов, страховая будет иметь формальное основание для отказа в выплате.

ГИБДД или участковый

В Правилах страхования указано, что событие должно быть подтверждено документами компетентных органов. В случае наезда на препятствие компетентными в принятии решения являются только сотрудники ГИБДД. Так как авто находилось в движении. Если бы машине причинили вред третьи лица, то нужно было бы обращаться к участковому.

Когда можно обойтись без справок?

В некоторых страховых компаниях клиентам по КАСКО предоставляется зеленый коридор. Это право обращения с заявлением о наступлении события, не подтверждая его документами из компетентных органов.


Типовые условия получения выплат без справок:

  • один раз за период страхования с повреждением не более двух смежных деталей;
  • неограниченное количество раз не более одной детали, нюанс;
  • ограниченная сумма к возмещению, например не более 50 тыс. руб.

На этапе заключения договора этот вопрос необходимо уточнить у сотрудника страховой компании, попросить указать в Правилах страхования и подробно изучить.

На какую сумму можно рассчитывать?

Если событие признано страховым случаем и подтверждено сотрудниками ГИБДД, то страховое возмещение выплачивается в полном объеме собственнику или станции, производящей ремонт автомобиля по направлению страховой компании.

Если не оформлялись справки?

Размер максимального страхового покрытия определен в этом случае заранее в Правилах страхования. Если сумма ущерба превысит порог, получить сверх нее уже не удастся, так как для полноценной выплаты необходима справка, которая оформляется в момент ДТП. Поэтому, если нанесенный ущерб по предварительной оценке может превысить максимальный порог по выплате без справок, то лучше все-таки оформить произошедшее в ГИБДД.

При скрытых повреждениях

Скрытые повреждения при наезде на препятствие могут быть обнаружены позднее. Скрытые повреждения, обычно, связаны с состоянием подвески автомобиля и его агрегатов.

Если компенсация по ДТП происходила без предоставления справок, то более чем на максимальную выплату можно не рассчитывать. Поэтому, если удар был достаточной силы, но внешних повреждений по кузову не так много, это еще не повод не получать справку. Учитывайте возможность появления скрытых повреждений.

Если договор с франшизой?


При страховании авто по КАСКО, некоторые автолюбители подписывают договор с франшизой.

  • Если договором предусмотрена безусловная франшиза, следует оценить полученный ущерб (примерно). Если сумма будет меньше безусловной франшизы, то смысла подавать заявление на получение возмещения нет. Его не заплатят.Безусловная франшиза – сумма, которая не подлежит возмещению по каждому страховому случаю. Например, если франшиза 10 тыс. руб., то по каждому страховому случаю выплачиваться будет на 10 тыс.руб. меньше.
  • Если предусмотрена условная франшиза, также следует оценить ущерб. При превышении ущерба суммы франшизы, возмещение будет выплачено полностью.Условная франшиза – это установленная по договору страхования сумма, которая не учитывается в выплате в случае превышения ущерба и не выплачивается возмещение в случае, если ущерб составит меньше суммы франшизы. Например, франшиза 10 тыс. руб., а ущерб по конкретному случаю 12 тыс. руб. – за ущерб платит страховая в полном объеме.

Будет ли учтен износ?

Износ деталей при выплате по КАСКО не учитывается. Исключение: в некоторых страховых компаниях в случаях полной гибели автомобиля учитывается износ деталей при выплате по тоталу.

Когда возможен отказ в выплате?


В правилах страхования отдельным пунктом указаны исключения из страхового покрытия. Часть этих исключений относятся ко всем застрахованным рискам, а не только к наезду на препятствие. Вот общие из них:

  • если водитель был в наркотическом, алкогольном или утомленном состоянии;
  • если документально подтверждено использование технически неисправного автомобиля (указано в документах ГИБДД);
  • в заявлении не указаны дата, время и место события, например, не помню, не знаю;
  • событие произошло вне территории страхования (в другой стране).

В страховым компаниях, где установлен денежный лимит по обращению без справок, в выплате возмещения отказывают в случае превышения этого лимита. Среди причин, по которым может быть отказано в выплате, отмечаются следующие:

  • водитель скрылся с места ДТП, есть свидетели, подтверждено документально;
  • за рулем находился водитель, не указанный в полисе КАСКО (при ограниченном списке).

Чтобы знать, заплатит ли страховая компания за ущерб, полученный в результате наезда на препятствие, необходимо изучить Правила страхования. Важные пункты среди них – страховые риски и исключения из страхового покрытия. От наезда на препятствие никто не застрахован, но если автомобиль застрахован по КАСКО, то ущерб будет возмещен.

Читайте также: