Кто платит страховку при лизинге автомобиля

Обновлено: 19.04.2024

Определением судьи Н.А.Ксенофонтовой для пересмотра в заседании Судебной коллегии по экономическим спорам передан лизингово-страховой (суброгационный) спор – дело № А13-15893/2018 по иску АО “АльфаСтрахование” к СХПК “Колхоз “Новленский”.

Фабула. Между АО “Росагролизинг” (лизингодателем) и колхозом “Новленский” (лизингополучателем) заключен договор лизинга трактора. Позднее между АО “Росагролизинг” (страхователем) и АО “АльфаСтрахование” (страховщиком) заключен договор страхования этого трактора. В соответствии с договором страхования в случае гибели трактора выгодоприобретателем является АО “Росагролизинг”.

В период действия договора страхования произошел пожар в здании автотранспортного бокса колхоза. Согласно сюрвейерскому отчету состояние трактора оценено как полная конструктивная гибель.

АО “АльфаСтрахование”, признав произошедшее событие страховым случаем, выплатило АО “Росагролизинг” страховое возмещение в сумме 7 млн руб.

Сочтя колхоз ответственным за убытки, возникшие в результате выплаты возмещения, АО “АльфаСтрахование” обратилось в суд с иском о взыскании с колхоза “Новленский” 7 млн руб. ущерба в порядке суброгации.

Позиции судов. Суды трех инстанций отказали в иске. При этом они опирались на правовую позицию, сформированную в определении СК ЭС ВС РФ от 30.03.2015 № 305-ЭС14-3075 (дело № А40-48430/2013 по иску ОСАО “Ингосстрах” к ОАО “Саратовские авиалинии”): предусмотренное п. 1 ст. 965 ГК РФ право регресса не возникает в ситуации, когда страховой случай вызван случайными или неосмотрительными действиями (бездействием) страхователя, не возникает это право и тогда, когда страховой случай произошел из-за аналогичных действий (бездействия) упомянутого в договоре имущественного страхования эксплуатанта транспортного средства, использующего его по воле собственника на основании гражданско-правового или трудового договора.

Сама эта позиция обосновывается ссылкой на п. 49 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 20 “О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан”: на лицо, допущенное согласно договору страхования к управлению транспортным средством, которое использует это транспортное средство на основании гражданско-правового или трудового договора и имеет интерес в сохранении этого имущества, распространяются правила добровольного страхования автотранспортных средств как на страхователя, в связи с чем страховщик не обладает правом требовать взыскания с данного лица выплаченной суммы страхового возмещения в порядке суброгации, предусмотренной п. 1 ст. 965 ГК РФ.

Мотивы передачи дела для пересмотра. В определении о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в заседании СК ЭС ВС РФ обращается внимание на следующие обстоятельства:

– в отношении уничтоженного трактора между АО “Росагролизинг” и колхозом “Новленский” действовал договор лизинга, в силу которого лизингополучатель (колхоз) несет ответственность за сохранность предмета лизинга;

– АО “АльфаСтрахование” просило о возмещении убытков колхозом “Новленский” как лицом, владевшим трактором на основании договора лизинга, поэтому его довод о необходимости установления условий для возмещения убытков исходя из исполнения кооперативом этого договора заслуживает внимания.

Комментарий. Доводы, со ссылкой на которые дело передано для коллегиального пересмотра, явно не опровергают логику, изложенную в определении СК ЭС ВС РФ от 30.03.2015 № 305-ЭС14-3075 (“Ингосстрах” v “Саратовские авиалинии”). Эта логика отвечает ожиданиям участников оборота – как лизингодателя, так и лизингополучателя.

При разрешении подобного спора, необходимо “принимать во внимание правомерное ожидание лизингополучателя в отношении приобретения права собственности на предмет лизинга в будущем” (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 17 о выкупном лизинге), “подлежат учету . правомерные интересы лизингополучателя, заключающиеся в приобретении права собственности на предмет лизинга . после исполнения им обязательств по договору лизинга” (абз. 2 п. 10 того же постановления).

Из этих общих принципов вытекают и конкретные решения, касающиеся последствий повреждения или утраты лизингового имущества:

– страховое возмещение в части, превышающей требования лизингодателя к лизингополучателю, косвенно причитается последнему через механизм зачета или расчета сальдо встречных предоставлений (абз. 1 п. 7 того же постановления);

– при уклонении от получения страхового возмещения лизингодатель должен уступить лизингополучателю право требования к страховщику (абз. 2 п. 7 того же постановления).

Из этих правоположений вытекает, что страховое возмещение в экономическом смысле причитается дуэту – лизингодателю и лизингополучателю, первому – в части всех требований к лизингополучателю, второму – в превышающей части.

Конструкция “дуэта” прямо отражена только в ст. 670 ГК РФ применительно к отношениям лизингодателя и лизингополучателя с продавцом лизингового имущества, однако ее ключевая идея должна, по меньшей мере, приниматься во внимание при анализе и иных отношений лизингодателя и лизингополучателя с третьими лицами по поводу лизингового имущества.

Мало было бы логики в приведенных правоположениях, если бы указанные расчеты завершились взысканием страховщиком с лизингополучателя каких-либо сумм в порядке суброгации.

У страховщика не может быть правомерных ожиданий взыскания возмещения с лизингополучателя в порядке суброгации, поскольку при заключении договора страхования страховщику прекрасно известно о связи большей части рисков, приходящихся на застрахованное имущество, именно с деятельностью лизингополучателя как фактического эксплуатанта. Именно за его счет прямо или косвенно страховщик получает страховую премию.

Не случайно закон прямо предусматривает, что лизингополучатель, не будучи собственником лизингового имущества, тем не менее может быть и страхователем, и выгодоприобрателем по договору страхования этого актива – при этом распределение этих статусов отдано на усмотрение сторон договора лизинга (п. 1 ст. 21 Закона о лизинге).

Это специальное решение для лизинговой сферы решение разительно отличается от общего подхода, сформулированного в п. 4 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 № 75): эксплуатант получает актив в пользование по договору и должен вернуть полученную вещь с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Эксплуатант заинтересован в сохранности актива для последующего возврата. Данный риск мог быть застрахован в качестве риска ответственности по договору. Вместе с тем эксплуатант заинтересован в сохранении имущества для себя. Такой интерес состоит в выгоде, которую эксплуатант имеет от предотвращения убытков, которые он несет в случае невозможности использовать застрахованное имущество. Этот интерес эксплуатанта позволяет допустить возможность страхования им имущества в свою пользу.

Соответствующий интерес эксплуатанта основан на договоре, заключенном с собственником актива. Поэтому эксплуатант вправе в силу ст. 930 ГК РФ застраховать полученный по договору актива на случай его утраты в свою пользу и при наступлении страхового случая получить страховое возмещение в пределах тех убытков, которые он как эксплуатант понес в связи с невозможностью использовать актив.

Еще раз нужно подчеркнуть, что данная общая логика существенно трансформируется в ситуации, когда эксплуатантом является лизингополучатель, имеющий возможность полноценного участия в страховании лизингового имущества как в статусе страхователя, так и в статусе выгодоприобретателя в пределах полной стоимости актива.

В комментарии Ю.Б.Фогельсона (есть в СПС “Консультант Плюс”) содержится критика ранее сформулированной в определении от 30.03.2015 № 305-ЭС14-3075 (“Ингосстрах” v “Саратовские авиалинии”) позиции СК ЭС ВС РФ. Автор анализирует соотношение интересов собственника и эксплуатанта и даже находит возможные удачные решения в пользу последнего, однако констатирует, что ни одна из рассмотренных им моделей полноценно не реализована в отношениях сторон и не отражена в акте Верховного суда.

Хочется надеяться, что при пересмотре нового дела высшая судебная инстанция не ухудшит правовое положение лизингополучателей, достигнутое не в последнюю очередь благодаря позиции, сформулированной Верховным судом в деле “Ингосстрах” v “Саратовские авиалинии”, и учтет особенности статуса лизингополучателя, отраженные в п. 6, 7 и 10 постановления Пленума ВАС РФ о выкупном лизинге.


Покупка автомобиля – это серьезный шаг для каждого автолюбителя. Все мечтают купить авто на максимально выгодных условиях, в особенности, если нет возможности единовременно внести полную сумму.

До недавнего времени единственной возможностью для физлица купить машину, оплатив лишь часть ее стоимости, был банковский кредит. Но с недавнего времени россиянам доступен еще один вариант приобретения авто – это лизинг.

На сегодняшний день услугами лизинга пользуются в основном компании, а физическим лицам привычнее брать автомобиль в кредит. Но есть и те, кому важнее пользоваться автомобилем более высокого класса за меньшее количество денег. Например, по итогам 2016 года около 30% автомобилей Porsche было продано именно в лизинг.

Разберем более детально все плюсы и минусы лизинга для физических лиц и сравним его с кредитом.

Что такое лизинг?

Виды лизинга

Существует две основных разновидности лизинга, которые применимы для сделок с физическими лицами:
* финансовый (выкупной)– с выкупом транспортного средства по окончании договора. Лизинговая компания приобретает автомобиль у поставщика и передает во владение конечному пользователю. По окончании срока пользования автомобиль переходит во владение конечного пользователя.
* оперативный (возвратный) – без выкупа (долгосрочная аренда). В нашей стране мало распространен. По окончании действия лизингового договора автомобиль возвращается в собственность лизинговой компании.
В обоих случаях на период действия лизингового договора автомобиль находится в собственности компании-лизингодателя, а клиент пользуется им по доверенности.

На данный момент правила регулируют все формальности формирования доверенности: документ выдается лизинговой компанией автовладельцу и действует в течение всего периода погашения долга. Доверенность на автомобиль считается неотъемлемым приложением к договору.

Договор лизинга может заключаться на разные сроки, обычно это 12, 24, 36 или 48 месяцев. Остаточная сумма, по которой производится выкуп транспортного средства, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Она зависит от марки и модели авто, его состояния, срока договора и прочих факторов. Обычно в нее включены следующие составляющие:

-​ амортизация автомобиля за период;
​- процентные средства;
-​ комиссия лизинговой компании;
​- сама стоимость автомобиля;
-​ дополнительные факторы вроде суммы страховки имущества.

Лизинг или кредит – что выгоднее?

Кроме того, действуют специальные государственные программы поддержки российских автопроизводителей, по которым можно приобрести авто отечественного производства со скидкой от 10%.

В отличие от программ автокредитования, все регистрационные действия с автомобилем осуществляет лизингодатель, владельцу не придется тратить деньги, силы и время на общение с соответствующими органами. При покупке в кредит вам предстоит самостоятельно оплатить регистрацию авто в органах ГИБДД.

Лизинговые программы предоставляют более широкий выбор вариантов по окончанию срока действия договоров. Владелец имеет возможность выкупить автомобиль, став его полноправным владельцем, обменять его на новое, вернув б/у лизингодателю, продлить договор лизинга. В то же время после окончания срока действия кредитного договора никаких вариантов у автовладельца нет. У него остается подержанное авто, которое он должен продать самостоятельно, если есть желание купить новую машину.
Однако, оформляя автомобиль в лизинг, физлицо должно осознавать риски, связанные с данным видом кредитования: при разорении лизинговой компании, помимо потерянного автовладелец теряет и денежные средства, внесенные за автомобиль.

Также огромным минусом лизингового рынка в России до сих пор является малое количество программ для физических лиц. Большинство выгодных ставок до сих пор доступны только юридическим лицам либо ИП.

Покупка автомобиля в лизинг предоставляет физлицу некоторые преимущества. Однако есть и существенный минус, связанный с риском лишиться автомобиля в случае просрочки.

Мы решили на примере покупки нового Kia Sportage рассчитать, во сколько он нам обойдется в кредит и в лизинг.

KIA Sportage в кредит

Допустим, мы планируем приобрести двухлитровый Kia Sportage с передним приводом в обычной комплектации Classic “Теплые опции” . Его стоимость будет составлять 1 409 900 без скидки за наличный расчет. Но мы планируем приобрести автомобиль в кредит. Поэтому для нас распространяется прямая скидка от производителя в размере 30 000 руб и скидка в 18 000 руб. при оформлении кредита. Получается Sportage нам предлагают за 1 362 000 руб. Мы готовы внести первоначальный взнос в размере 362 000 руб. На что нам рассчитывать в таком случае? Партнер официального дилера Favorit Motors Kia Банк “СЕТЕЛЕМ” предоставил следующие не очень привлекательные условия: при первоначальном взносе в 26% ( 362 000 руб) сроком в 2 года, процентная ставка получилась — 16,6 %. А ежемесячный платеж — 52 000 руб. Переплатить придется — 195 000 руб. Если растянуть кредит на 3 года, процентная ставка будет такая же -16,6 %, ежемесячный платеж — 38 000 руб. Но переплата увеличиться в 300 000 руб.

Kia Sportage в лизинг

Нас смутил большой ежемесячный платеж, поэтому мы обратились к лизинговому партнеру Kia. Выбрали “ Мэйджор Лизинг”.

У нас практически такой же первоначальный взнос — 360 000 руб. Рассчитываем возвратный лизинг сроком на 2 года (24 месяца) . Ежемесячный платеж составит 26 644 руб. Итого сумма выплат составит — 639 472 руб. Прибавляем наш первоначальный взнос и получаем 1 001 472 руб. В случае, если мы захотим все-таки выкупить ТС, то нам придется заплатить еще 681 000 руб. Таким образом, переплата будет космической — 319 000 руб.

Возвратный лизинг с таким же первоначальным взносом ( 360 000 руб.) сроком на 3 года (36 месяцев) ежемесячно будет обходится нам в 21 531 руб. Итого сумма выплат будет в размере — 775 151 руб. Добавляем наши 360 000 рублей. Итого: 1 137 151 руб. Если предстоит выкупать автомобиль, то придется доплатить еще — 681 000 руб. Переплата будет тоже заоблачной…

Посмотрим, как дела обстоят с выкупным лизингом сроком на 2 года. У нас все тот же первоначальный взнос — 360 000 руб. Нам ежемесячно придется вносить — 50 706 руб. Получается, что выплатим мы — 1 216 944 руб и вспомним про первоначальный взнос ( 360 000 руб). Зато уедем уже теперь на своем собственном Kia Sportage за 1 578 944 руб., переплатив банку 216 000 руб.

Если нас угораздит ввязаться в выкупной лизинг сроком на 3 года, к чему стоит приготовиться? К тому, что опять придется отдать свои кровные 360 000 руб. (первоначальный взнос) и на протяжении 36 месяцев выплачивать каждый месяц 36 305 руб. По прошествии трех лет в общей сложности общая сумма выплат составит 1 306 992 руб. Прибавляем первоначальный взнос и получаем сумму в размере — 1 668 992 руб. Таким образом, переплата будет 306 992 руб.

Отметим, что в случае, если первоначальный взнос составляет до 40%, то необходимо предоставить следующий пакет документов: паспорт, водительское удостоверение, справку о доходах и копию трудовой книжки и заполненная анкета. Договор рассматривается банком до 3 рабочих дней. Годовой налог, ТО — это все не входит в стоимость лизинга. При желании эти, расходы можно, конечно, занести в тело кредита, но дешевле будет самому оплатить этот налог.

На данном примере мы убедились, что нет никаких явных преимуществ у лизинга перед кредитом. За исключением того, что ежемесячный платеж в случае с лизингом немного меньше. И да, Kia Sportage нам зарегистрируют.

Немного статистики

В мировой практике лизинг является одним из основных каналов сбыта автомобилей для физических лиц. К примеру, в США и Центральной Европе около 30% общего рынка лизинга составляет именно лизинг для физических лиц.
У российских автолюбителей покупка автомобилей в лизинг пока не пользуется популярностью, по такой схеме приобретают авто около 3% россиян. Одна из основных причин – неосведомленность населения о возможности покупки авто в лизинг. По данным Национального агентства финансовых исследований, всего 14% россиян знают о том, что автомобиль можно приобрести в лизинг. А свыше половины из тех, кто принял участие в опросе, вообще никогда не слышали о том, что такая услуга доступна и физическим лицам. И это неудивительно, ведь услуги лизинга для физлиц предлагаются практически только в Москве и Санкт-Петербурге.
К тому же на сегодняшний день существует и еще одна возможность приобрести автомобиль — оформить кредит с остаточным платежом. Однако для большей части потенциальных клиентов этот шанс практически ничем не отличим от традиционного лизингового соглашения.

Еще одна причина низкого спроса на услуги лизинга – отсутствие культуры аренды автомобилей. Многих автолюбителей смущает тот факт, что владельцем автомобиля является лизинговая компания. Для российского потребителя важно обладание машиной, поэтому многие предпочитают приобретать автомобили в кредит, а не по схеме лизинга.

Определением судьи Н.А.Ксенофонтовой для пересмотра в заседании Судебной коллегии по экономическим спорам передан лизингово-страховой (суброгационный) спор – дело № А13-15893/2018 по иску АО “АльфаСтрахование” к СХПК “Колхоз “Новленский”.

Фабула. Между АО “Росагролизинг” (лизингодателем) и колхозом “Новленский” (лизингополучателем) заключен договор лизинга трактора. Позднее между АО “Росагролизинг” (страхователем) и АО “АльфаСтрахование” (страховщиком) заключен договор страхования этого трактора. В соответствии с договором страхования в случае гибели трактора выгодоприобретателем является АО “Росагролизинг”.

В период действия договора страхования произошел пожар в здании автотранспортного бокса колхоза. Согласно сюрвейерскому отчету состояние трактора оценено как полная конструктивная гибель.

АО “АльфаСтрахование”, признав произошедшее событие страховым случаем, выплатило АО “Росагролизинг” страховое возмещение в сумме 7 млн руб.

Сочтя колхоз ответственным за убытки, возникшие в результате выплаты возмещения, АО “АльфаСтрахование” обратилось в суд с иском о взыскании с колхоза “Новленский” 7 млн руб. ущерба в порядке суброгации.

Позиции судов. Суды трех инстанций отказали в иске. При этом они опирались на правовую позицию, сформированную в определении СК ЭС ВС РФ от 30.03.2015 № 305-ЭС14-3075 (дело № А40-48430/2013 по иску ОСАО “Ингосстрах” к ОАО “Саратовские авиалинии”): предусмотренное п. 1 ст. 965 ГК РФ право регресса не возникает в ситуации, когда страховой случай вызван случайными или неосмотрительными действиями (бездействием) страхователя, не возникает это право и тогда, когда страховой случай произошел из-за аналогичных действий (бездействия) упомянутого в договоре имущественного страхования эксплуатанта транспортного средства, использующего его по воле собственника на основании гражданско-правового или трудового договора.

Сама эта позиция обосновывается ссылкой на п. 49 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 20 “О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан”: на лицо, допущенное согласно договору страхования к управлению транспортным средством, которое использует это транспортное средство на основании гражданско-правового или трудового договора и имеет интерес в сохранении этого имущества, распространяются правила добровольного страхования автотранспортных средств как на страхователя, в связи с чем страховщик не обладает правом требовать взыскания с данного лица выплаченной суммы страхового возмещения в порядке суброгации, предусмотренной п. 1 ст. 965 ГК РФ.

Мотивы передачи дела для пересмотра. В определении о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в заседании СК ЭС ВС РФ обращается внимание на следующие обстоятельства:

– в отношении уничтоженного трактора между АО “Росагролизинг” и колхозом “Новленский” действовал договор лизинга, в силу которого лизингополучатель (колхоз) несет ответственность за сохранность предмета лизинга;

– АО “АльфаСтрахование” просило о возмещении убытков колхозом “Новленский” как лицом, владевшим трактором на основании договора лизинга, поэтому его довод о необходимости установления условий для возмещения убытков исходя из исполнения кооперативом этого договора заслуживает внимания.

Комментарий. Доводы, со ссылкой на которые дело передано для коллегиального пересмотра, явно не опровергают логику, изложенную в определении СК ЭС ВС РФ от 30.03.2015 № 305-ЭС14-3075 (“Ингосстрах” v “Саратовские авиалинии”). Эта логика отвечает ожиданиям участников оборота – как лизингодателя, так и лизингополучателя.

При разрешении подобного спора, необходимо “принимать во внимание правомерное ожидание лизингополучателя в отношении приобретения права собственности на предмет лизинга в будущем” (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 17 о выкупном лизинге), “подлежат учету . правомерные интересы лизингополучателя, заключающиеся в приобретении права собственности на предмет лизинга . после исполнения им обязательств по договору лизинга” (абз. 2 п. 10 того же постановления).

Из этих общих принципов вытекают и конкретные решения, касающиеся последствий повреждения или утраты лизингового имущества:

– страховое возмещение в части, превышающей требования лизингодателя к лизингополучателю, косвенно причитается последнему через механизм зачета или расчета сальдо встречных предоставлений (абз. 1 п. 7 того же постановления);

– при уклонении от получения страхового возмещения лизингодатель должен уступить лизингополучателю право требования к страховщику (абз. 2 п. 7 того же постановления).

Из этих правоположений вытекает, что страховое возмещение в экономическом смысле причитается дуэту – лизингодателю и лизингополучателю, первому – в части всех требований к лизингополучателю, второму – в превышающей части.

Конструкция “дуэта” прямо отражена только в ст. 670 ГК РФ применительно к отношениям лизингодателя и лизингополучателя с продавцом лизингового имущества, однако ее ключевая идея должна, по меньшей мере, приниматься во внимание при анализе и иных отношений лизингодателя и лизингополучателя с третьими лицами по поводу лизингового имущества.

Мало было бы логики в приведенных правоположениях, если бы указанные расчеты завершились взысканием страховщиком с лизингополучателя каких-либо сумм в порядке суброгации.

У страховщика не может быть правомерных ожиданий взыскания возмещения с лизингополучателя в порядке суброгации, поскольку при заключении договора страхования страховщику прекрасно известно о связи большей части рисков, приходящихся на застрахованное имущество, именно с деятельностью лизингополучателя как фактического эксплуатанта. Именно за его счет прямо или косвенно страховщик получает страховую премию.

Не случайно закон прямо предусматривает, что лизингополучатель, не будучи собственником лизингового имущества, тем не менее может быть и страхователем, и выгодоприобрателем по договору страхования этого актива – при этом распределение этих статусов отдано на усмотрение сторон договора лизинга (п. 1 ст. 21 Закона о лизинге).

Это специальное решение для лизинговой сферы решение разительно отличается от общего подхода, сформулированного в п. 4 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 № 75): эксплуатант получает актив в пользование по договору и должен вернуть полученную вещь с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Эксплуатант заинтересован в сохранности актива для последующего возврата. Данный риск мог быть застрахован в качестве риска ответственности по договору. Вместе с тем эксплуатант заинтересован в сохранении имущества для себя. Такой интерес состоит в выгоде, которую эксплуатант имеет от предотвращения убытков, которые он несет в случае невозможности использовать застрахованное имущество. Этот интерес эксплуатанта позволяет допустить возможность страхования им имущества в свою пользу.

Соответствующий интерес эксплуатанта основан на договоре, заключенном с собственником актива. Поэтому эксплуатант вправе в силу ст. 930 ГК РФ застраховать полученный по договору актива на случай его утраты в свою пользу и при наступлении страхового случая получить страховое возмещение в пределах тех убытков, которые он как эксплуатант понес в связи с невозможностью использовать актив.

Еще раз нужно подчеркнуть, что данная общая логика существенно трансформируется в ситуации, когда эксплуатантом является лизингополучатель, имеющий возможность полноценного участия в страховании лизингового имущества как в статусе страхователя, так и в статусе выгодоприобретателя в пределах полной стоимости актива.

В комментарии Ю.Б.Фогельсона (есть в СПС “Консультант Плюс”) содержится критика ранее сформулированной в определении от 30.03.2015 № 305-ЭС14-3075 (“Ингосстрах” v “Саратовские авиалинии”) позиции СК ЭС ВС РФ. Автор анализирует соотношение интересов собственника и эксплуатанта и даже находит возможные удачные решения в пользу последнего, однако констатирует, что ни одна из рассмотренных им моделей полноценно не реализована в отношениях сторон и не отражена в акте Верховного суда.

Хочется надеяться, что при пересмотре нового дела высшая судебная инстанция не ухудшит правовое положение лизингополучателей, достигнутое не в последнюю очередь благодаря позиции, сформулированной Верховным судом в деле “Ингосстрах” v “Саратовские авиалинии”, и учтет особенности статуса лизингополучателя, отраженные в п. 6, 7 и 10 постановления Пленума ВАС РФ о выкупном лизинге.

Лизинг для физических лиц – это новый и постепенно набирающий популярность способ купить автомобиль. В западных странах лизинг так же привычен для покупателя, как и автокредит. Но в Россию этот финансовый инструмент пришел с сильным опозданием, из-за чего сейчас он практически неизвестен – покупатели авто рассматривают только покупку в кредит или за наличные.

Чтобы развеять покров тайны над лизингом, мы решили рассказать о нем 5 фактов, которые важно знать каждому автовладельцу.

1. Лизинг для физических лиц существует!

Действительно, до 2011 года в России существовали законодательные ограничения на лизинг имущества – он был доступен только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Лизинг до сих пор весьма популярен среди представителей бизнеса за счет экономии на налоге на прибыль, снижении общей закредитованности компании, минимальных сроках сделки, комплексном обслуживании, отсутствии необходимости в обеспечении и залоге 1 .

Сегодня лизинг для физлиц является полноправным конкурентом автокредита.

2. Лизинг для физических лиц поддерживается государством

Учитывая крайне тяжелую ситуацию на российском авторынке, в 2015 году Министерство промышленности и торговли взялось за разработку программы поддержки автопрома за счет субсидирования лизинга для физических лиц. Сегодня по госпрограмме субсидируется часть аванса – 10% от стоимости автомобиля. Говоря простым языком, покупатель получает дополнительную скидку в 10% от цены автомобиля!

3. В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите

В лизинге ключевое преимущество дает не ставка, как в кредите, а размеры аванса и ежемесячного платежа, которые меньше, чем в банковском кредите. Дело в том, что лизинговые компании принимают на себя риск остаточной стоимости машины через 2-3 года – из-за того, что не требуют выплачивать всю стоимость автомобиля в составе платежей.

Например, платеж за кредитный Volkswagen Touareg в 2 раза больше, чем за лизинговый. И со среднероссийской зарплатой руководителя в 73 000 руб. 2 купить его в кредит невозможно, а вот в лизинг (особенно если общий семейный доход составляет больше 100 000 руб.) – вполне.

4. Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит

  • Продать автомобиль без его выкупа у банка
  • Доверить автомобиль другому водителю без добавления этого водителя в полис КАСКО
  • Сделать тюнинг автомобиля без разрешения банка

Вы не поверите, но эти ограничения ничем не отличаются от ограничений лизингового договора. Но если вы хотите от них освободиться, то, как и в кредитном договоре, лизинговый автомобиль можно выкупить в собственность досрочно. А можно и вообще не выкупать, а просто вернуть в лизинговую компанию.

И тут мы переходим к пятому факту, за который так любят лизинг на Западе.

5. После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами

Радость от наконец-то выплаченного кредита проходит настолько же быстро, насколько наступает время первых безгарантийных ремонтов (обычно эти сроки совпадают – средний гарантийный срок составляет 3 года). И, как показывает статистика, средний срок владения автомобилями премиум-марок (Mercedes, BMW, Audi, Volkswagen и др.) – это чуть больше 2,5 лет (хотя для марки Lada он составляет 5 лет). Налицо следующая картина: после истечения гарантийного срока большинство автовладельцев стремятся продать свой старый автомобиль и купить новый. Обычно – снова в кредит, внося вырученную от продажи сумму в качестве аванса.

Он просто возвращает машину в лизинговую компанию, использует возвращаемую часть аванса в качестве нового первоначального взноса – и пересаживается на новый автомобиль.

Заключение

  • Лизинг для физических лиц существует! (и вы можете им воспользоваться)
  • Лизинг для физических лиц поддерживается государством (это равноправный конкурент автокредита)
  • В лизинге ежемесячные платежи в 2-3 раза меньше, чем в автокредите (удобно, особенно в сегодняшние времена)
  • Взятый в лизинг автомобиль на практике мало чем отличается от купленного в кредит (все остальное – досужие домыслы)
  • После окончания срока лизинга вы можете пересесть на новый автомобиль с теми же ежемесячными платежами (это правда, которую раньше сложно было даже представить)

Согласитесь, тут есть, о чём задуматься. А в нашей следующей статье мы подробнее остановимся на том, по каким параметрам наиболее практично сравнивать лизинг для физических лиц с автокредитом.

15 правил лизинга от Президиума Верховного суда

Предприниматели часто берут в лизинг автомобили и оборудование для производства. Это особенно выгодно, если лизинг с выкупом: в конце имущество можно забрать в собственность. Как решать проблемные вопросы по лизинговым делам, рассказал Верховный суд в тематическом Обзоре, где он ищет баланс интересов всех сторон договора. В частности, лизингодатель не отвечает за невозможность использования предмета лизинга, который был приобретен у выбранного лизингополучателем продавца. В то же время, если лизингодатель не помогает связаться с продавцом в случае существенных неустранимых недостатков предмета, это позволяет контрагенту требовать расторжения договора.

Лизингодателю и лизингополучателю не нужно заключать отдельный договор купли-продажи. Ведь договор выкупного лизинга по общему правилу и так подразумевает переход права собственности на предмет лизинга в случае уплаты лизингополучателем всех платежей (п. 4 Обзора).

По общем правилу лизингодатель не отвечает за невозможность использования предмета лизинга, который был приобретен у выбранного лизингополучателем продавца. Лизингополучатель все равно должен платить, хотя может предъявить продавцу требования, связанные с ненадлежащим исполнением им договора (п. 6 Обзора).

Но иногда лизингодатель все же отвечает перед лизингополучателем за убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства продавцом — даже тем, которого выбрал сам лизингополучатель. Такое происходит в случаях, когда продавец не передал предмет лизинга или передал с недостатками по обстоятельствам, которые зависели от лизингодателя, не проявившего должную осмотрительность (п. 7 Обзора).

Лизингополучатель обнаружил существенные неустранимые недостатки предмета лизинга. Он хочет предъявить требования к продавцу, но для этого ему нужна помощь лизингодателя. Если лизингодатель уклоняется от содействия, то это может быть признано существенным нарушением договора лизинга. Лизингополучатель вправе потребовать расторжения договора (п. 8 Обзора).

Бывает так, что лизингодатель заплатил за имущество для лизингополучателя, а продавец договор не исполнил и лизинг не состоялся. Тогда лизингодатель может одновременно потребовать свои деньги и от продавца, и от лизингополучателя, считает ВС. Ведь они солидарные кредиторы в совпадающей части (п. 11 Обзора).

Лизингодатель обязан компенсировать убытки лизингополучателя, если незаконно расторг договор или неправомерно забрал предмет лизинга. То, что лизингополучатель сначала вернул предмет лизинга, а потом пошел судиться, ни на что не влияет. Важно, что лизингодатель отказался от договора неправомерно, объясняет ВС. Претендовать можно и на компенсацию упущенной выгоды, напоминает суд (п. 12 Обзора).

В п. 13 Обзора ВС разъяснил, когда суд не обязан изымать предмет лизинга:

  • лизингополучатель нарушал договор только незначительно;
  • размер задолженности явно меньше стоимости предмета лизинга;
  • изъятие приведет к значительным имущественным потерям лизингополучателя.

Если лизингодатель в одностороннем порядке отказался от договора и забрал свою вещь, неустойка начисляется дальше, отметил ВС в п. 16 Обзора. Она перестанет увеличиваться только тогда, когда контрагент исполнит свое обязательство — вернет деньги лизингодателю.

Если предмет лизинга ушел с торгов, его цена считается рыночной. Лизингополучатель может опровергнуть это, если докажет, что порядок проведения торгов нарушен. К примеру, можно сослаться на непрозрачные условия, отсутствие гласности и ограничение доступа к участию в торгах, рассказал ВС в п. 19 Обзора.

Если договор расторгли, срок исковой давности нужно считать со дня продажи предмета лизинга. ВС отметил, что если лизингодатель не сообщил о реализации, то срок будет отсчитываться с момента, когда второй стороне стало об этом известно (п. 23 Обзора).

В договор можно внести условие, что лизингодатель пересматривает размер платежей в зависимости от курса валют. Но только в случае, если стороны сразу определили, в каких пределах их можно изменять (п. 29 Обзора).

Если лизингодатель отказывается или уклоняется от получения страхового возмещения, то лизингополучатель может потребовать уступить ему соответствующее право требования. Если лизингодатель не сделает этого в разумный срок или вовсе откажется, то лизингополучатель вправе приостановить внесение платежей (п. 31).

Если лизингополучатель обанкротился, то лизингодатель может изъять предмет лизинга в связи с досрочным расторжением договора в общем исковом производстве (п. 33).

Если лизингополучатель-банкрот продолжает платить лизингодателю, чтобы выкупить вещь, это не обязательно сделка с предпочтением, указал ВС в п. 34 Обзора. Ведь имущество попадет в конкурсную массу. А лизингодатель — собственник предмета лизинга, поэтому он может получить деньги за нее в обход обычного порядка удовлетворения требований кредиторов.

Соглашение о передаче лизингополучателем прав и обязанностей по договору оспаривают как причиняющее вред кредиторам. ВС указал, что факт причинения вреда можно установить из соотношения коммерческой ценности договорной позиции предыдущего лизингополучателя и размером встречного предоставления нового (п. 38 Обзора).

Читайте также: