На скользкой дороге при обгоне столкнулись два автомобиля водители получили тяжелые травмы

Обновлено: 03.05.2024

ведущие колёса будут пробуксовывать, в результате чего автомобиль занесёт в сторону.

2. От чего зависит протяжоность участка дороги, необходимого для виполнения обгона - только от

скорости движения обгоняющего и обгоняемого транспортных средств, только от состояния

3. Что должен предпринять водитель заднеприводного автомобиль для предотвращения опасных

последствий заноса при торможении на скользкой дороге – прекратить начатое торможение.

4. Как пользоваться тормозами на скользкой дороге – плавно тормозить, не выключая сцепления, и резко

не поворачивать рулевое колесо.

5. Какие опасные последствие могут возникнут при торможении автомобиля с различным износом шин правых и левых

колес - занос с возможным опрокидыванием автомобиля.

6. Как следует поступить, если во время движения произошло прокол шины колеса - крепко держать рулевое колесо и

7. В каком случае устойчивость автомобиля против опрокидывания повышается - центр тяжести расположен низко.

8. Уменьшение тормозного пути на скользкой дороге для заднеприводного автомобиля достигается - прерывистым

торможениям без выключения сцепления и передачи.

9. В каком случае увеличивается центробежная сила, действующая на автомобиль на поворотах дороги - с увеличениям

10. Для прекращения начавшегося заноса автомобиля при торможении водитель должен - ппрекратить начатое

11. Какую передачу рекомендуется включить при стоянке на подъемах, чтобы не допустить самопроизвольного

движения транспортного средства - ппервую передачу вместе со стояночным тормозом.

12. Что понимаем под временем реакции - время с момента, когда водитель увидел опасность, до начала конкретных

13. Для экстренной остановки на сухой дороге необходимо - нажать на педаль тормоза без выключения сцепления.

14. При движении на косогорах водитель должен - вести автомобиль медленно, избегая резких поворотов рулевым

15. К чему приведет пониженное давление воздуха в шинах передних колес автомобиля - к затруднению управления

16. Как следует выезжать из глубокой колеи в зимнее время на заднеприводном автомобилем - выезжать на небольшой

скорости, сначала энергично повернуть рулевое колесо в сторону, противоположную выезду, а затем - в сторону

17. При движении на повороте автомобиль более устойчив, если движение осуществляется - с включенной передачей.

18. Для безопасности дорожного движения в условиях сильного тумана водителю рекомендуется - включить задние

противотуманные фонари и увеличить дистанцию движения.

19. Вы выехали для обгона и неожиданно увидели встречный автомобиль. Если Вы неуверенны в том, что сумеете

завершить обгон, Вы должны - снизить скорость и вернутся на ранее занимаемую полосу.

20. Водитель движется по дороге с двусторонним движением, соблюдая соответствующую дистанцию. Его начинает

обгонять другое транспортное средство, и внезапно появляется встречное транспортное средство. Как должен

поступить водитель обгоняемого транспортного средства – оосвободить занимаемую полосу движение, снизив свою

22. С какой безопасной скоростью следует выполнить поворот на пересекаемую дорогу - снизить скорость при въезде

на поворот и увеличить её при выезде из поворота.

23. Как влияет алкоголь на время реакции водителя - время реакции увеличивается.

24. Что может вызвать интенсивное перемещение вперед пассажиров или не укрепленного груза - резкое торможение

25. В чем опасность длительного торможения автомобиля с выключенной передачей на крутых затяжных спусках –

перегрев тормозных механизмов и отказ их в работе.

26. Применение торможения двигателем на скользкой дороге для заднеприводного автомобиля - повышает

27. Чем может быть вызвано боковое скольжение автомобиля на скользкой дороге - резким разгоном и резким

28. Какой из перечисленных приёмов торможения на скользком участке дороги наиболее эффективен и безопасен –

периодически нажимать на педаль тормоза, не выключая сцепления.

29. Какие опасные последствия могут вызвать резкое трогание с места - боковой занос автомобиля.

30. Резкое торможение транспортного средства при интенсивном движении - может способствовать наезду сзади.

31. Как влияет изношенный протектор шин на коэффициент сцепления колеса с дорогой - коэффициент сцепления

32. Если Вы приближаетесь к повороту дороги налево, а он оказался более крутым, чем предполагалось, Вы должны:

снизить скорость движения.

33. Что рекомендуется предпринять водителю, если при движении в тёмное время суток встречное транспортное

средство в какой-то мере ослепляет его - переводить взгляд периодически вправо, ориентируясь на белую линию

дорожной разметки, обозначающую край проезжей части.

34. В каком из перечисленных случаев водителю можно убрать одну руку с рулевого колеса во время движения –




только для включения одного из рычагов органов управления транспортным средством.

35. С какой стороны разрешается водителю сесть в автомобиль - со стороны расположения руля, не создавая

препятствий другим участникам дорожного движения.

36. Дайте полный ответ: какая безопасная дистанция между транспортными средствами рекомендуется при движении в

городских условиях - при сухом состоянии покрытия проезжей части – из расчёта 0,5 м дистанции на 1км/ч

скорости движения. При мокром или скользком состоянии покрытия проезжей части – из расчета 1м дистанции на

1км/ч скорости движения.

37. Как рекомендуется двигаться по участку дороги, который залит водой - перед въездом на участок снизить скорость

движения и проехать его, не ускоряясь.

38. Уменьшение тормозного пути заднеприводного автомобиля достигается - прерывистым торможением без

39. Что называется тормозным путем - расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения водителем

опасности до остановки.

40. В дождливую погоду следует соблюдать дистанцию - больше обычной.

41. Что должен сделать водитель, если он увидел животное, внезапно появившейся на проезжей части - снизить

скорость, а в случае необходимости – остановиться.

42. Двигаясь прямо, Вы внезапно попали на скользкий участок дороги. Что следует предпринять в данной ситуации –

не меняя положения рулевого колеса и скорости движения, проехать скользкий участок дороги.

43. С какой скоростью разрешается движение на легковом автомобиле по заснеженной дороге при условии, что на нем

44. Что называется дистанцией - растояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе.

45. Если Вы приближаетесь к повороту дороги налево и он оказался более крутым, чем предполагалось, Вы должны -

снизить скорость движения.

46. Какой автомобиль более устойчив к опрокидыванию - незагруженый грузовой автомобиль.

47. Что угрожает безопасности движения резкое открытие дросельной заслонки карбюратора при движении на

скользкой дороге - может возникнуть боковой занос автомобиля.

48. Как пользоваться тормозами на покрытой листьями, скользкой дороге - тормозить плавно, прерывистыми

нажатиями на педаль тормоза, не выключая сцепления и не производя резких поворотов рулевого колеса.

50. Смещение центра тяжести вверх при загрузке грузового автомобиля - снижает устойчивость против

51. Что необходимо сделать водителю в случае внезапного разрыва шины при движении автомобиля - уудерживая

рулевое колесо, сохранить прямолинейное движение, снизить скорость и остановится.

52. Какие факторы водитель должен учитывать для принятия мер безопасности при повороте с хорошо освещенной

улици на не освещенную -для адаптации зрения необходимо определенное время. Автомобиль сначала повернет, и

только потом фары высветят имеющие препятствия на неосвещенной дороге.

53. В каком случае центробежная сила при повороте уменьшается - при снижении скорости движения.

54. Для прекращения начавшегося заноса автомобиля нужно повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Сразу же

после прекращения заноса необходимо - повернуть рулевое колесо в обратную сторону.

55. Что должен делать водитель для прекращения начавшегося заноса задней оси заднеприводного автомобиля -

повернуть рулевое колесо в сторону начавшегося заноса.

56. Двигаясь со скоростью 60 км/ч, Вы внезапно попали на участок дороги с гололедицей. Что следует предпринять в

даной ситуации - не меняя положения рулевого колеса и скорость движения, проехать скользкий участок дороги.

57. Какая из показанных автоцистерн более устойчива против опрокидывания - полностью заполненная жидкостью.

58. По дороге движется автомобиль, водитель которого включил указатель поворота налево и длительное время его не

выключает. Как должен поступить водитель, движущийся за ним - не обгонять движущийся впереди автомобиль

при наличии безопасной возможности – опередите его с правой стороны.

59. Для обеспечения безопасности движения после преодоления глубоких луж водителю рекомендуется - на короткой

дистанции пробега несколькими нажатиями на тормозную педаль просушить тормозные накладки.

60. Какую передачу рекомендуется включить при стоянке на спуске. Чтобы не допустить самопроизвольного движения

транспортного средства - передачу для движения назад вместе со стояночным тормозом.

61. Смещается ли прицеп автопоезда при движении на повороте - смещается к центру поворота.

62. Какой из показанных транспортных средств наиболее устойчивое против опрокидывания - порожний грузовой

63. Как влияет утомление на внимание и реакцию водителя - внимание и реакция водителя снижаются.

64. Какие правила торможения автопоезда должен соблюдать водитель - заблаговременно снизить скорость, тормозить

плавно не выключая сцепление.

65. Во сколько раз увеличивается тормозной путь при увеличении скорости в два раза -

67. В каких из перечисленных случаев водитель может недооценить собственную скорость движения и превысить её -

на дорогах вне насаленных пунктах, если водитель длительное время движется с высокой, но разрешенной

скоростью. Если вдоль дороги, по которой оно движется, отсутствуют деревья, дома, заборы.

68. Для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля водитель должен -

прекратить начатое торможение.

69. При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется - более отдаленным, чем в

70. К чему может привести смещенное к одному из бортов расположение груза в кузове автомобиля. Дайте полный

ответ - управление автомобилем становится затруднительным . положение автомобиля становится неустойчивым.

71. Какой приём торможения обеспечивает безопасную остановку заднеприводного автомобиля на скользкой дороге –

мгновенное прерывистое нажатие и отпускание педали тормоза без выключения сцепления.

72. Вы остановились на подъеме в ожидании разрешающего сигнала светофора. При этом удерживать автомобиль

лучше всего - стояночным тормозом.

73. Как остановить автомобиль в случае внезапного отказа рабочего тормоза - перейти на низшую передачу,

затормозить стояночным тормозом. При необходимости воспользоваться каким-либо препятствием.

Предупреждение ДТП зимой

Очень часто водитель сам виноват в аварии. Например, он не заменил летнюю резину на зимнюю, не соблюдал дистанцию, игнорировал различные поломки, в том числе тормозной системы. Либо махнул рукой на плохую видимость – не заменил неработающие дворники, не залил незамерзающую жидкость в стеклоомыватель.

Большую роль играет скорость, с которой движется автомобиль. Водитель должен правильно оценить погодные условия и возможности своей машины и выбрать максимально безопасный режим. Порой достаточно остановиться или просто притормозить, чтобы избежать аварии.

Стоит помнить, что в сильные морозы зимняя резина становится жестче – сцепление с дорожным полотном становится хуже, машину легко может занести на скользкой дороге.

Очень внимательным нужно быть на спусках и подъемах, особенно если на них образовался лед. На такой дороге остановить машину сразу после нажатия на педаль тормоза не получится, да и колеса могут начать скользить или буксовать – к этому тоже нужно быть готовым.

Итак, зимой вероятность ДТП резко возрастает из-за множества факторов. И ответственный водитель должен всегда быть осторожным во время движения.

Что говорят ПДД


Обычно при ДТП, причиной которого стали погодные условия, автомобилисту вменяют нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения. Согласно ему водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

В этом же пункте отмечается, что скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил, а при возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

То есть, ПДД предписывают водителю изначально прибегнуть к мерам, предотвращающим аварию на скользкой дороге, – учитывать погодные условия и возможность образования гололеда.

Но бывает, что водитель ехал с соблюдением ПДД, но неожиданно наехал на скользкий участок дороги и попал в аварию. В такой ситуации виновным вроде бы должна стать компания, ответственная за уборку данного участка. Однако на практике доказать это очень сложно, практически нереально.

Реальный случай


Житель Подольска Сергей однажды оказался в подобной ситуации, однако не смог доказать свою невиновность, как и вину коммунальщиков.

Сергея признали виновным в ДТП по данному пункту, то есть что он не учел состояние дорожного покрытия.

Комментарий эксперта


Он отметил, что большую роль играет и то, где именно произошло ДТП. Например, если во дворе при выполнении маневра водитель столкнулся с другим автомобилистом, а дороги были не очищены от снега и наледи, то есть вероятность доказать вину управляющей компании, которая не выполнила свои обязательства по уборке территории.

И пояснил, что если водитель двигался по неочищенной дороге и, например, из-за резкого увеличения скорости его занесло – то вина будет на нем, так как он не обеспечил себе безопасность. А вот если он двигался по очищенной дороге и неожиданно наехал на лед, то будет признана обоюдная вина – виновными будут и водитель, и коммунальщики: первый не предотвратил аварию, не выбрал безопасную скорость, а вторые не обработали дорожное полотно противогололедными средствами.

Итак, чтобы избежать неприятных инцидентов на зимней дороге, нужно всегда тщательно заботиться о собственной безопасности – заранее подготовить автомобиль к сезону и безукоризненно соблюдать ПДД. А в сильный снегопад или гололед можно и вовсе воспользоваться общественным транспортом.

скользкая дорога дтп

Помимо нарушения правил и неисправности автомобиля, к аварии может привести само состояние дороги, если она покрыта льдом. Иногда скользкая поверхность полотна является единственным фактором возникновения ДТП. Но доказать это бывает довольно трудно.

Причины ДТП на скользкой дороге

Гололед мешает сцеплению колес автомобиля с дорогой, без чего положение машины становится неустойчивым. Она легко съезжает со своей полосы движения, опрокидывается, намного медленнее тормозит. В результате вероятность столкновения с другим ТС, переворачивания многократно повышается. Способствуют этому и другие факторы, которые без гололеда не имели бы такого важного значения:

  • Скорость машины. Речь не о превышении ее разрешенных параметров. Даже если автомобиль идет на скорости намного ниже допустимой, авария может произойти. Иногда на дороге нет знака ограничения, и водитель вынужден сам наугад выбирать безопасный режим. Но и крайне малая скорость может не спасти от ДТП.
  • Уклон, поворот. Если дорога идет сверху вниз, остановиться в случае необходимости на льду удается далеко не сразу. Не поможет даже отлично работающая тормозная система авто. То же и с необходимостью повернуть в сторону. При совершении маневра на скользком полотне машину заносит, так как он сам по себе понижает ее устойчивость за счет уменьшения сцепления колес с поверхностью.
  • Человеческий фактор. Не все автомобилисты могут мгновенно среагировать при возникновении опасной ситуации и предпринять верные действия для выхода из нее. Здесь значение имеет не только опыт и навыки вождения, но и человеческие качества.
  • Сочетание льда на дороге и сильного мороза. При этом даже зимняя резина на колесах становится жесткой. Это сильно мешает сцеплению автомобиля с полотном, то есть способствует неустойчивости и скольжению.

дтп причина скользкая дорога

Но это все объективные факторы, устранить которые водитель не может. А есть еще и субъективные, повышающие риск ДТП на скользкой дороге:

  • несоответствие автомобильной резины сезону и погоде;
  • игнорирование необходимости соблюдать дистанцию;
  • износ или перегрев тормозной системы;
  • плохая видимость сквозь стекло из-за неработающих дворников или отсутствия зимней жидкости в стеклоомывателе;
  • перегруз ТС.

Эти причины аварии, которые могут иметь решающее значение при гололеде, вполне устранимы.

О том, что делать, если вы попали в ДТП по причине скользкой дороги, смотрите в этом видео:

Кто виноват в аварии

Присутствие субъективных факторов ДТП делает ответственным за него и водителя тоже. Но он не должен быть единственным виновником. Ведь за состояние дороги отвечают не природа и время года. Существуют организации, которые обязаны следить за этим, то есть устранять гололед посыпанием полотна реагентами и песком, устанавливать знаки временного ограничения скорости. Фирмы могут быть и частными.

Но договор на ремонт и содержание дороги эти организации заключают с государственным или муниципальным органом власти.

В статье 3 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. сказано:

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:… приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении…

Статья 5 того же документа диктует необходимость надзора за выполнением ГОСТов и иных нормативных документов в области безопасности дорожного движения. Частью 2 раздела 12 закона определяется:

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

А в статье 24 говорится, что:

Участники дорожного движения имеют право … свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;…

Все это делает возможным возложение вины за ДТП на скользкой дороге на ремонтную организацию и призванный контролировать ее работу орган власти.

Как доказать невиновность

Для своей защиты водителю следует:

  • после аварии вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД;
  • сделать несколько фотографий участка, где произошла авария, со всеми подробностями;
  • найти свидетелей, записать их имена, телефоны и адреса;
  • проследить, чтобы в протоколе была информация о состоянии полотна, скользкой поверхности, отсутствии ее обработки специальными веществами, а также знаков ограничения скорости;
  • настоять на вызове инспектором ответственных сотрудников дорожной службы;
  • потребовать проведения экспертизы.

что делать, если попал в дтп на скользкой дороге

Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной ПДД скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 — шиной, имеющей рисунок протектора

За соблюдением этого норматива обязаны следить организации, в ведении которых находится участок пути. Если эксперт обнаружит, что коэффициент меньше требуемого, значит, дорожная служба не обеспечила безопасных условий движения. То есть ее вина в происшествии имеется.

Водителю также нужно доказать, что он ехал не только с разрешенной, но и соответствующей погодным условиям скоростью. В этом могут помочь свидетели (другие автомобилисты или пассажиры его же машины). Ему могут инкриминировать нарушение пункта 10.1 ПДД. Это опровергается также экспертизой и показаниями очевидцев, собственными утверждениями водителя.

Самые шокирующие ДТП на скользкой дороге

Авариям, возникшим из-за гололеда на проезжей части, нет числа. Некоторые из них удивляют масштабами:

Рекомендуем прочитать о ДТП на круговом. Вы узнаете о том, что считается круговым движением, причинах аварий, виновниках ДТП на кольце, правилах езду на круговом.

А здесь подробнее о ДТП на главной дороге.

Скользкая дорога – очень опасный спутник дорожного движения. Если водитель не уверен, что справится с ним, лучше не пользоваться автомобилем в это время. А если авария все же случилась, не стоит сразу безропотно брать вину за нее на себя. Дорожные службы тоже должны нести ответственность и платить компенсации потерпевшим.

Полезное видео

О самых ярких ДТП на скользкой дороге смотрите в этом видео:

Зимой заносы возникают в разы чаще, чем летом

Рецепт зимних ДТП очень прост: нужно ездить как летом, резко и самовлюблённо, и всё рано или поздно случится. В сегодняшней подборке аварий — классические зимние ДТП, три из которых привели к тяжёлым травмам участников.

Nissan Wingroad раскачало в повороте

Занос — скольжение задней оси автомобиля — опасен своей непредсказуемостью. Машину сначала раскачивает, как маятник, а затем выбрасывает из полосы.

Основные причины заноса — это высокая скорость движения и чрезмерная резкость манёвра. Опытные водители зимой стараются всё делать максимально плавно, двигаясь по пологим траекториям и с запасом на ошибку. Занос можно спровоцировать, например, резко бросив газ в повороте: разгруженная задняя ось нередко начинает скольжение.

В автошколах объясняют правила борьбы с заносом (вывернуть руль в его сторону), но в реальности эти знания мало помогают. Чтобы подавить занос, нужен навык, который тренируют на практике в школах контраварийной подготовки. Например, недостаточно просто вывернуть руль в сторону заноса: нужно ещё вовремя возвратить его в нулевое положение, иначе разовьётся занос в обратном направлении — на видео выше хорошо виден этот момент. Кроме того, даже водитель с навыками контраварийной езды не всегда ездит в режиме максимальной концентрации, а в случае с заносом даже небольшое промедление критично. Уповать на свои навыки может разве что профессиональный дрифтер, остальным лучше избегать заносов в принципе.

Занос на ровном месте

Иногда занос возникает совершенно неожиданно, как на этом видео из Новосибирска. Nissan Almera (кстати, переднеприводный) едет прямо, когда заднюю ось срывает в скольжение. Водитель пытается бороться, но всё время запаздывает с возвратом руля в нулевое положение, поэтому машину раскачивает то в одну сторону, то в другую. Всё заканчивается относительно благополучно лишь потому, что была свободна встречная полоса.

Занос в момент обгона

Обгон опасен сам по себе, но зимой накат, колейность и низкое сцепление обостряют поведение машины. На асфальте появляются полосы с неравномерным сцеплением, и, пересекая их при обгоне, автомобиль дестабилизируется. Влияет и поведение водителя: резкие движения рулём усиливают риск заноса, а если в конце манёвра необходимо интенсивно тормозить, дополнительно разгружается задняя ось, что способствует её скольжению.

Эффективным помощником в борьбе с заносами является система стабилизации (ESP), которая подавляет скольжения за счёт индивидуального торможения отдельных колёс. Почти для всех автомобилей ESP предлагается сегодня в качестве опции, а у некоторых есть уже в базовой комплектации. Например, у Lada Vesta, шасси которой изначально настроено на небольшую склонность к заносу. Система стабилизации не спасёт от откровенной глупости, поэтому грубить со скоростью нельзя в любом случае. Но заносы, как на видео, она гасит хорошо.

Чем опасен снос

Снос — это скольжение передней оси автомобиля. На этом видео из Челябинска маршрутка, проскочившая перекрёсток на жёлтый, уходит в снос и таранит остановку. Тяжёлые травмы получает пешеход.

Снос считается не столь опасным явлением, как занос, но это суждение условно. С одной стороны, во время заноса машина действительно менее предсказуема и выше риск бокового удара. Но и снос не сулит ничего хорошего, если машина распрямляет траекторию в столб или в пешеходов.

СЮЖЕТ

Иногда помогает импульсная техника руления: долю секунды вы тормозите на прямых колёсах, затем отпускаете тормоз и поворачиваете руль в нужную сторону, потом распрямляете его и дотормаживаете снова. И так несколько раз, пока машина не встанет на нужный курс. Техника эффективная, но также требует тренировки.

А лучшее, что вы можете сделать зимой, — это не ездить быстрее своих возможностей. Скольжения проще предотвратить, чем с ними бороться.

В холодное время года число аварий возрастает. Причиной становится гололёд. В большинстве случаев виновным в ДТП при гололеде признают самого водителя. Однако за состоянием дорог обязаны следить муниципальные службы. Представители учреждения отвечают за состояние полотна в любое время года. Иногда они недобросовестно выполняют взятые на себя обязательства, что и становится причиной аварии. Если вы считаете, что в ДТП при гололеде виновны дорожные службы, можно попытаться взыскать с них ущерб.

Что делать, в случае ДТП при гололеде?

Перечень действий, которые водитель обязан выполнить при ДТП в гололед, регламентирует пункт 2.5 — 2.6.1 ПДД РФ. Оказавшись в аварии, водитель должен:


  1. Остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, который размещается в соответствии с требованиями пункта 7.2 ПДД РФ. В населенных пунктах знак ставят минимум в 15 м от ТС, если ДТП произошло за городом – минимум в 30 метрах.
  2. Проверить присутствие пострадавших. Если они имеются, нужно вызвать скорую медицинскую помощь и полицию на место ДТП при гололеде. В экстренных ситуациях допустима доставка пострадавших на попутном транспортном средстве (п. 2.6 ПДД РФ). Если поблизости никого нет, можно использовать автомобиль, оказавшийся в аварии. Потребуется приехать в ближайшую медицинскую организацию и сообщить регистрационный знак транспортного средства, предъявить документ, удостоверяющий личность, а затем возвратиться к месту происшествия.
  3. Вызвать ГИБДД, дождаться, пока инспектор достигнет места аварии, и принять участие в оформлении дорожно-транспортного происшествия. Предварительно рекомендуется зафиксировать все повреждения, полученные автомобилями, при помощи фото- и видеосъемки. Сфотографировать рекомендуется и картину ДТП при гололеде в целом.
  4. Ознакомиться с составленным протоколом и подписать его, если человек согласен со всеми положениями документа. В иной ситуации бумагу можно не подписывать или указать в ней причины возникших возражений, заверив информацию подписью.
  5. Получить копию протокола.
  6. Если ДТП при гололеде оформлено, и машина на ходу, можно покинуть место аварии своим ходом. В иной ситуации потребуется вызвать эвакуатор.

Не всегда оформление ДТП предполагает вызов сотрудников ГИБДД. Допустимо использование европротокола. Он применяется в соответствии со статьей 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года Об ОСАГО. Чтобы появилась возможность использования европротокола при ДТП в гололед, должны выполняться следующие условия:

  • ущерб нанесен только транспортным средствам;
  • в ДТП пострадали 2 автомобиля;
  • оба водителя имеют полис ОСАГО;
  • обстоятельства происшествия не вызывают разногласий (искл. – стороны претендуют на возмещение в размере до 100 тыс. руб.);
  • стороны заполнили бланк европротокола.

Бланк европротокола можно скачать здесь.



Как определить виновника в аварии при гололеде?

Чтобы определить виновника дорожно-транспортного происшествия при гололеде, нужно принять во внимание сопутствующие обстоятельства. В первую очередь необходимо проанализировать состояние дороги. На него оказывают влияние природа и время года. Существуют организации, которые обязаны следить за дорожным покрытием, устранять гололед при помощи посыпания песком и реагентами, устанавливать знаки временного ограничения скорости.


Дополнительно стоит обратиться к нормам действующего законодательства. В статье 3 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года говорится, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения выступает приоритет ответственности государства над ответственностью лиц, передвигающихся по дороге.

В статье 5 вышеуказанного нормативно-правового акта зафиксировано, что необходимо осуществлять надзор за соблюдением ГОСТов и иных нормативных документов, регламентирующих безопасность движения. В части 2 статьи 12 говорится, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным техническим регламентам и иным нормативным документам возлагается на лица, занимающиеся содержанием дорожного полотна.

В статье 23 закреплено, что участники движения могут свободно и беспрепятственно передвигаться, соблюдая установленные правила.

Из всего вышесказанного следует, что возложить вину за скользкую дорогу можно на организацию, призванную своевременно ремонтировать полотно и контролировать его состояние. Однако если присутствовали предупреждающие знаки, водитель нарушил ограничение скорости или не выполнил иные нормы ПДД РФ, вина в ДТП при гололеде будет возложена на лицо, находившееся за рулем.

Является ли страховым случаем ДТП при гололеде?

Всё зависит от обстоятельств произошедшего. Если в транспортное средство врезался другой автомобиль, застрахованный по ОСАГО, и лицо, находившееся за рулем, признали виновным, возмещение будет осуществляться как в классической ситуации. Это значит, что пострадавший сможет получить выплату по страховке. Процесс регулирует ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года. Выплата предоставляется только потерпевшему. Виновнику происшествия придется восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

Если из-за гололеда пострадал только один автомобиль, выплаты по ОСАГО не предоставляются. Дело в том, что этот полис предполагает страхование автогражданской ответственности. Соответствующее правило закреплено в статье 4 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”.

Однако водитель может выдвинуть требования в адрес инстанции, отвечающей за состояние дорожного покрытия. Истребование средств производится в рамках судебного разбирательства. Истцу предстоит доказать, что компания не выполнила положения Технических регламентов и нарушила нормы законодательства, не обработав дорожное покрытие должным образом или не предупредив о гололеде.

Когда автомобиль застрахован по КАСКО, всё зависит от положений договора. Если он предусматривает предоставление возмещения в случае ущерба из-за гололеда, можно рассчитывать на получение выплаты или проведение ремонта. В иной ситуации в возмещении могут отказать.

С кого взыскивать ущерб в случае аварии зимой?

Вред обязано компенсировать лицо, действие или бездействие которого повлекло нанесение ущерба (ст. 1064 ГК РФ). Если куплена страховка, потребность в возмещении урона может быть возложена на страховую компанию.

Когда речь идет о классическом ДТП, виновником признают водителя, который нарушил правила дорожного движения. Он должен будет осуществить компенсирование ущерба ДТП при гололеде. Если куплен полис ОСАГО, возмещение пострадавшему предоставит страховая компания.

Когда дорожное полотно не соответствует положениям ГОСТов и СНИПов, к ответственности могут привлечь организации, отвечающие за состояние дороги. На практике с них удается взыскать ущерб крайне редко.

Обычно в случае ДТП при гололеде водителю вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. В нем говорится, что лицо, находящееся за рулем, должно вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Дополнительно нужно учитывать интенсивность движения, особенности состояния авто и груза, дорожные и метеорологические условия. Скорость должна позволять водителю сохранять контроль над автомобиля. Если возникла опасность, которую лицо в состоянии обнаружить, оно должно принять меры для снижения скорости вплоть до остановки.

Принимая итоговое решение об определении виновника аварии в ДТП при гололеде, представители уполномоченных органов учитывают все сопутствующие обстоятельства.

Можно ли обвинить дорожную службу?

В статье 3 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года в качестве основного принципа обеспечения безопасности движения зафиксирован приоритет ответственности государства над ответственностью граждан, передвигающихся по дорогам. Статья 12 закрепляет потребность в своевременном проведении ремонта и грамотном содержании дорог. Ответственность возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится территория.

В статье 14 говорится, что уполномоченные должностные лица имеют право ограничивать или прекращать движение на дорогах с целью обеспечения безопасности. Граждане могут рассчитывать на безопасные условия передвижения (ст. 24 ФЗ №196).

Правила выполнения процедуры строго регламентированы. Они закреплены в Порядке временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (утв. Приказом Минтранса РФ №41 от 10 апреля 2007 года). В пункте 15 говорится, что в случае гололеда может вводиться временное ограничение движения путём установки соответствующих знаков.

Если вышеуказанных обозначений не было, можно попробовать взыскать ущерб от ДТП при гололеде с инстанции, отвечающей за состояние дороги. В этой ситуации процесс оформления аварии несколько меняется:

  1. Водитель вызывает сотрудников ГИБДД на место происшествия.
  2. Пока инспектор едет, нужно сделать несколько фотографий с места аварии, попытавшись передать все подробности. Необходимо найти свидетелей, записать их телефоны, имена, адреса.
  3. Когда сотрудник ГИБДД прибудет на место аварии и начнёт заполнять протокол, нужно попросить отразить информацию о состоянии дорожного полотна, отсутствии обработки специальными веществами, скользкой поверхности. Необходимо обратить внимание на дорожные знаки. Если ограничение скорости не стояло, нужно внести информацию в протокол об этом факте.
  4. Настоять на вызове дорожной службы и сообщить о произошедшем.
  5. Потребовать проведения экспертизы. Этап считается максимально важным. Самостоятельно измерить тормозной путь по льду не получится. На покрытии не остается качественных следов. Экспертиза позволяет выявить коэффициент сцепления шин с покрытием участка дороги. Для этого используются специализированные приборы.
  6. Выдвинуть досудебную претензию в адрес инстанции, отвечающей за состояние дороги.
  7. Составить исковое заявление, дополнить его результатами экспертизы, протоколом, задокументированными свидетельскими показаниями и передать в суд.

Порядок возмещения ущерба в случае ДТП при гололеде

Процесс напрямую зависит от особенностей сложившейся ситуации. Если столкнулись 2 автомобиля, и одного из водителей признали виновным, возмещение ущерба пройдет по следующей схеме:

Если страховая компания занижает выплату или вовсе отказывается предоставлять её в случае с ДТП при гололеде, допустимо выдвижение претензии. Когда документ остался без внимания, или ответ не удовлетворил заявителя, оформляется исковое заявление в суд.

Возмещение ущерба с дорожной службы

Если человек хочет взыскать выплату с дорожной службы, не обеспечившей надлежащее состояние полотна в гололёд, процедура меняется. Получить выплату по страховке не удастся. Возмещение возможно лишь через суд. В случае ДТП при гололеде, действовать нужно по следующей схеме:

Судебная практика ДТП в случае гололеда

Судебная практика по вопросу ДТП при гололеде неоднозначна. Всё зависит от особенностей сложившейся ситуации. Присутствуют примеры, когда водителям удалось доказать вину дорожников. В результате уполномоченный орган соглашался удовлетворить требования и выплатить компенсацию.

Так, истец обратился в суд с требованием о взыскании 120000 руб. с дорожной службы. Лицо двигалось по трассе, соблюдая правила движения. На одном из участков дороги автомобиль занесло. В результате он врезался в дерево. Пострадало лишь имущество. Пострадавший оформил ДТП и провел экспертизу. К разбирательству были привлечены свидетели. В результате судебных тяжб суд обязал дорожную службу возместить ущерб в полном объёме.

Однако довольно много случаев, когда отстоять свои права не получалось. Истец обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства о возмещении материального ущерба. Он составлял 200000 руб. Авария произошла на трассе, когда шёл снег. Автомобиль занесло, и он врезался в ограждение. Изучая дело, суд счел, что истец выбрал не соответствующую погодным условиям скорость движения. Требования были отклонены.

Нюансы

Основные конфликтные ситуации происходят из-за того, что автомобилисту, оказавшемуся в аварии из-за гололеда, сразу вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. Однако несоблюдение правила имеет место быть не всегда. Не стоит сразу соглашаться с подобным и признавать свою вину.

Если нанесен серьезный ущерб при ДТП в гололед, нужно настаивать на невиновности. Затем необходимо собрать доказательную базу и попытаться истребовать денежные средства с дорожной службы. Стоит нанять грамотного юриста. Это повысит вероятность вынесения положительного решения.

Читайте также: