Можно ли ездить на машине с армянскими номерами в россии гражданину рф в 2021

Обновлено: 01.05.2024

Что происходит?

Выдержка из петиции:

« Просим вас разобраться с возникшей у практически 300 тысяч россиян проблемой в связи с ранее приобретенными транспортными средствами в Республике Армения, которая является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

… Перед покупкой транспортных средств в Республике Армения гражданами России, последние письменно и посредством телефонной связи задавали вопросы в подразделения таможенной службы своих регионов, касающиеся свободного передвижения по Российской Федерации граждан Российской Федерации на автомобилях, которые состоят на учете в Республике Армения и оформлены на граждан Российской Федерации. В ответ от уполномоченных сотрудников таможенной службы поступали разъяснения о том, что можно беспрепятственно передвигаться гражданам России по Российской Федерации на транспортных средствах, находящихся на учете в Республике Армения, которые оформлены на граждан России.

В настоящий момент коллективное обращение подписали почти 6 тыс. человек, однако пока никакой реакции со стороны уполномоченных органов не последовало.

А с чего все началось?

Судя по многочисленным экспериментам и отзывам владельцев таких машин, далеко не все дорожные камеры распознают армянские номера.

Кому все это нужно?

В какой-то момент таможенные органы вспомнили про п. 35 Условий и переходных положений (Приложение № 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), который гласит:

Мнение эксперта

Алексей Аксенов, адвокат, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин ИМПЭ им. А.С. Грибоедова:

Сложившаяся сейчас ситуация была достаточно прогнозируема. Когда автомобиль ввозился из третьих стран, входящих в ЕАЭС, собственником оплачивались пошлины именно по законодательству Армении. Возникает вопрос: если автомобиль постоянно эксплуатируется на территории РФ, где таможенные платежи значительно выше, то кто должен оплачивать разницу, чтобы возместить выпадающие доходы? Эта обязанность так или иначе ляжет на собственника машины. Приобретая автомобиль значительно дешевле на территории другой страны, человек должен был понимать, что идет на риск. И вот этот риск наступил — поменялось отношение государства к автомобилям, которые были ввезены на территорию РФ.

Задерживать машины — это вообще законно?

пресечения административного правонарушения,

установления личности нарушителя,

составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения,

обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Изъятие транспортного средства является одной из мер обеспечения, предусмотренной статьей 27.10 КоАП РФ, которая может применяться должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на возбуждение дел об административных правонарушениях. Необходимость применения мер обеспечения определяется должностным лицом таможенного органа или должностным лицом ГИБДД (как в нашем случае. — Прим. ред.).

Мнение эксперта

Алексей Аксенов, адвокат, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин ИМПЭ им. А.С. Грибоедова:

Машина не изымается в собственность Российской Федерации. Изъятие и постановка автомобиля на штрафстоянку — мера, обеспечивающая невозможность использования данного транспортного средства на территории РФ. Но она ни в коем случае не оспаривает право собственности на этот автомобиль. Таким образом, вы вправе прийти и спокойно забрать его со штрафстоянки, поскольку являетесь собственником. Но учтите, что управлять таким автомобилем нельзя, поэтому вывезти его можно только на эвакуаторе методом частичной или полной погрузки.

Что теперь делать?

Мнение эксперта

Алексей Аксенов, адвокат, преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин ИМПЭ им. А.С. Грибоедова:

Исходя из экономического расчета, время использования автомобиля уменьшает его рыночную стоимость как транспортного средства. В какой-то момент стоимость полной таможенной очистки такого автомобиля будет превышать его рыночную стоимость, и в таком случае машину легче продать на запасные части.

Иными словами, ездите, пока машину не отобрали, как отберут — продавайте на запчасти.

За легализацию машин с армянскими номерами выступили в Госдуме

Депутат Светлана Бессараб считает, что изъятие таких авто - суровая мера.

Депутат Госдумы от Краснодарского края Светлана Бессараб решила встать на защиту людей, владеющих автомобилями с армянскими номерами. Она считает, что изымать у них машины – слишком суровая мера.

По словам адвоката Дениса Григорьева, такие действия вряд ли были в полномочиях сотрудников ГИБДД. Он даже советовал владельцам добиваться справедливости через суд, поскольку это компетенция таможенных органов, а никак не гаишников.

–Все те машины, которые попали на территорию России на законных основаниях, могут свободно передвигаться до 2023 года, – уверен Григорьев.


Светлана Бессараб

Отмечается, что такие действия могли иметь несколько причин, главная из которых – ГИБДД просто не знает, куда отправлять письма о штрафах за нарушения, которые фиксируются камерами видеонаблюдения. А значит, и наказание за них владельцы не несут. Кроме того, хозяева авто с армянскими номерами не платят транспортный налог в России.

Однако многие просто не могут позволить себе купить машину в России, поскольку в Армении они стоят значительно дешевле. После покупки авто ставят на учет там же, а затем владельцы въезжают на территорию России, где в течение года могут свободно передвигаться территорию РФ, где в течение года могут передвигаться без каких-либо ограничений согласно кодексу Таможенного союза ЕАЭС. При этом таможенное оформление они не проходят.

По словам Светланы Бессараб, к ней стали обращаться люди, у которых забрали автомобили, либо угрожают этим.

Депутат считает, что с каждым случаем нужно разбираться индивидуально. Кроме того, она отмечает, что нужно изменить систему, по которой владельцы не платят налоги и штрафы. Она понимает, что многие приобретали дешевые авто в меру своих финансовых возможностей, да и сейчас не могут оплатить таможенные пошлины.

– Поэтому, изъятие личного транспорта, на мой взгляд, слишком суровое наказание, к тому же, не является выходом из сложившейся ситуации. Я направила обращение в правительство РФ с просьбой дать в виде исключения возможность автовладельцам легализовать автомобили, получить ПТС и российские госномера, – прокомментировала Светлана Бессараб.

Она считает, что для этого необходимо ввести преференции для граждан РФ. В частности, для владельцев автомобилей с номерами Армении, ввезенных с 10 октября 2014 года по 1 января 2020 года по сниженному тарифу. Благодаря этим мерам можно будет не только дать возможность россиянам переоформить авто, но и пополнить бюджет транспортными налогами.

С этими же проблемами приходили на прием жители региона и к депутату Городской думы Краснодара Александру Сафронову.

– Когда люди покупали машины, их официально заверили, что все законно, таможенным действиям машины не подлежат. Еще раз подчеркиваю – официально заверили государственные органы, – отметил он.


Александр Сафронов

Депутат акцентировал внимание на том, что Республика Армения признала за собой ошибку в том, что не должна была выпускать машины в свободный оборот. Но пострадали не чиновники, а обычные люди. По словам Сафронова, на эти автомобили тоже приходят штрафы. Он рассказал о случае, который произошел с одной из заявительниц. Одинокая многодетная мать купила машину с армянскими номерами и пыталась заработать на жизнь извозом. Но потом выяснилось, что она потеряла от этого больше, чем приобрела. Ее обязали заплатить штраф около двух миллионов рублей. В противном случае женщина могла стать фигурантом уголовного дела.

- Наше государство само попустительствовало процессу, а чиновники отвечали, что все нормально и препятствий нет (официальные ответы от 2018 года имеются). Большинство этих людей совсем небогаты, а скорее наоборот – нуждаются сами в помощи государства. Многие остались без работы в кризис, так теперь еще их заставляют платить непомерные деньги за растаможивание (по 1,5-2 млн рублей за авто, которое покупалось за 400-60 тысяч рублей), – возмутился Сафронов.

Он считает, что стоит обратиться к примеру других стран. Например, в Казахстане постановку на учет продлили до 2023 года.

Читайте также: