Машина поехала сама без водителя почему

Обновлено: 09.05.2024

Выдумывать будущее – процесс сколь увлекательный, столь и рискованный. Применительно к автомобилю каких только фантазий не предлагали провидцы – и забавных, и опасных, и невероятных. От мотора на газировке до амфибий, от газотурбинных машин до летающих парусников. Фантазия становится прогнозом, когда базируется не только на богатом воображении, но и на определении тенденций, на знании техники и в очень большой степени на понимании человеческой натуры.

Если прежние прогнозы в основном описывали техническую составляющую, то нынешние пытаются определить некие взаимоотношения машины и человека. Вот как рисовали автомобиль будущего лет 50 назад: каплевидный кузов из стеклопластика, отсутствие руля и атомная силовая установка. Ныне мы боимся радиации, зато предполагаем коллективное владение машиной и пытаемся понять, как встроить в автопилот человеческую мораль…

Впрочем, и техника никуда из прогнозов не делась. Совершив виток, прогресс вновь приводит нас к электромобилям. Конструкторы, маркетологи, а главное, чиновники уверяют, что не только внуки, но и дети наши будут на них вовсю ездить, да и мы скоро отвернемся от бензина.

Зеленый свет электричеству


Электромобили уже стали вполне осязаемой реальностью

Больше половины машин, продаваемых в самой богатой стране мира, Норвегии, электрические. Это максимальный показатель для всего мира, который достигнут исключительно благодаря государственной поддержке. Налоговые послабления, высоченная цена бензина, компенсация части цены электромобиля из бюджета, развитая инфраструктура и сравнительно небольшая территория работают на пользу электрических машин.

Стремительное, но малочисленное – так будет вернее. Преимущества электромобилей из-за их экологичности, простоты и безопасности разбиваются о прозу жизни: они менее удобны, чем машины с классическими двигателями внутреннего сгорания. Ровно по этой причине электричество отступило из-под капотов 100 лет назад… Его возврат богатые государства стимулируют льготами, но хватит ли их, когда счет электромобилям пойдет на миллионы?

Зарядка при всех технологических ухищрениях занимает по-прежнему десятки минут: сравните с визитом на АЗС. Батареи тяжелы, дороги и пока не слишком ёмки. Их производство, а главное, переработка – та еще нагрузка на окружающую среду, ставящая под большой вопрос экологичность электротранспорта. Хотя в целом вырабатывать где-то энергию, пусть даже и сжигая нефть в котлах, а потом заряжать ею батареи – процесс куда более эффективный, чем ту же нефть заставлять шевелить поршнями ДВС. Вопрос в реализации.

Идеи иметь на борту собственную электростанцию, будь это ДВС или топливный элемент, представляются промежуточными. У нас же в доме не прячется за каждой розеткой маленькая ГЭС?

Много препятствий на пути электромобиля. Кроме названных выше это и цена энергии, и ее выработка. Но все же – 100–120 лет назад не меньшие проблемы окружали обычный автомобиль. Решили ведь! Электричество – та овчинка, которая стоит выделки. Вот только займет это несколько больше времени, чем называемые оптимистами 10–20 лет. На наш век ДВС хватит, дети будут свидетелями наступления электромобилей, а вот внуки точно поедут на них.

Пока же электромобили остаются уделом и, проще сказать, игрушкой для богатых стран и людей. Против норвежских 44 тысяч в России за полгода их продано… 119 штук. Климат ни при чем, как вы понимаете, речь об уровне жизни. Может, хоть наши внуки разбогатеют настолько, чтобы позволить себе электрический транспорт?

Прогноз: будущее – за электромобилями, простыми, удобными, безопасными, дружелюбными.

Обязательное условие: развитие инфраструктуры, зарядные станции и дорожные бесконтактные сети.

Время реализации: электромобили будут постепенно теснить обычные машины неравномерно по годам и по странам мира. Господства электромобилей не стоит ждать раньше, чем через 40–50 лет.


Беспилотное управление автомобилем пока еще только в мечтах

Бесчеловечные технологии

Автономное вождение, такое же движение, автопилот – под этими определениями скрывается привлекательная идея полностью автоматизировать процесс управления машиной. Родилась она применительно к грузовому транспорту, где зарплата водителей составляет заметную часть стоимости перевозки (речь о Европе и Америке), а время их работы за рулем жестко ограничено. Робот, он же автопилот, безопасно и неутомимо приведет фуру в точку Б, не вступит в профсоюз и свернет от точки А налево. В крайнем случае грузовик-лидер поведет человек, а за ним с минимальным зазором последуют фуры-роботы (технологию уже тестируют в Германии).

А чем легковые машины хуже? И вот уже разработаны степени автономности: лучшие современные машины достигают второй, то есть умеют немножко рулить и поддерживать дистанцию, разгружая водителя; максимальная, пятая, степень предполагает, что люди вообще не вмешиваются в управление. Технологиями занимаются как автомобильные компании, так и торопливые IT-корпорации. На дороги вышли тестовые образцы автономных машин. Правда, пока за рулем обязательно сидит человек.

Опираясь на успехи в развитии навигационных систем, адаптивного круиз-контроля и ассистентов движения в полосе, некоторые специалисты поспешили отрапортовать, что технически автопилот почти готов, осталось решить юридические проблемы – и в путь. К 2020‑му роботы выйдут на трассы!

Не всё так просто. И необходимые решения нужно найти и отработать не в двух областях, а в четырех.

Техника: действительно, успехи очевидны, но пока серийные образцы автоматических устройств далеки от идеала. Например, они боятся велосипедистов, не очень точны (GPS считает в метрах, а надо в сантиметрах), зависят от погоды (радар круиз-контроля отключается после долгой езды в тумане или при поземке) и так далее. Хотя технические проблемы будут наверняка решены первыми.

Право: по всем действующим нормам управлять транспортным средством может только человек. И на нем лежит ответственность за ошибки. И он иногда делает очень непростой выбор, например, кого спасать, если ДТП неизбежно. Ребенка на переходе или пассажира в салоне? Или бабушку на тротуаре? Это моральные категории, и как их алгоритмизировать? Разработчики автономных машин говорят, что их творения настолько умны и дисциплинированны, что просто не попадут в такую ситуацию и выбор делать не придется. Но опасная ситуация может развиться по чужой, человеческой вине, и…

Не говоря уже о том, что робот обязан (а как еще?) строго соблюдать ПДД и в наших современных реалиях, например, не сможет тронуться после остановки на обочине: по ней ехать запрещено. То есть надо не только учить, а вернее, воспитывать искусственный интеллект, но и менять нормы и законы, от женевской конвенции до ПДД и правил страхования.

Инфраструктура: умной автономной машине нужна, во‑первых, хорошая связь (стандарт 5G), а во‑вторых, соответствующая дорога. С датчиками загруженности, с навигацией, с правильным скоростным режимом. И лучше – закрытая для всех обычных автомобилей, потому что есть еще один фактор.

Вообще вы готовы к тому, что по вашей улице в числе других машин поедут автономные? В Великобритании уже оформляется протестное движение: люди намерены мешать роботизированным машинам и блокировать их, потому что не готовы к соседству. Я уж не говорю о возможных протестах дальнобойщиков, оказавшихся под угрозой лишиться работы.

Прогноз: автономные машины придут в нашу жизнь, но потребуется ввести ряд ограничений. Грузоперевозки и паркинги – первые сферы, где заработают беспилотные технологии.

Время реализации: 10 лет до более-менее заметного проникновения беспилотных технологий в жизнь и не менее 50 – до их господства.

Бесхозный автомобиль

Часть голубой мечты каждого советского человека, собственный автомобиль, не успев сбыться, стремительно тает в дымке грядущего. Такси, прокат, каршеринг, метро, в конце концов, и вот уже в Москве динамика продаж новых машин отстает от средней по стране. Да и права получает меньше молодежи, чем еще 5–10 лет назад. Свой автомобиль перестает быть и необходимостью, и мечтой.

Долгосрочные прогнозы говорят, что личный транспорт срастется с общественным. Но при этом останется индивидуальным. Допустим, вы арендуете некую капсулу на колесах, которая везет вас до транспортного узла, там встраивается в состав таких же вагончиков и по магистральной линии мчится, к примеру, в соседний город. Или в центр. Там вновь малым ходом, самостоятельно, следует уже до офиса. В общем-то, сегодняшний каршеринг, стремительное развитие которого стало приятной неожиданностью даже для экспертов, является моделью такого потребления автомобиля.

Учитывая аспекты, описанные выше, в электрической и автономной главках, тут с точки зрения техники открываются такие перспективы, что полностью оценить их пока не хватает фантазии. В любом случае в области использования автомобиля и владения им нас ждут самые интересные предложения. И, надеюсь, выгодные.

Прогноз: собственный автомобиль уступит место новым формам использования и владения.

Время реализации: ближайшее. Уже!

Вылет отменяется

Чего точно не будет в ближайшем будущем, так это пресловутого атомного двигателя, что бы ни понимали под ним футуристы прошлого века. Ряд аварий настолько напугал человечество, что даже АЭС в некоторых регионах начинают закрывать, предпочитая уголь, воду, солнце и ветер. Даже и без серьезных катастроф эксперименты показали: источник радиации на борту либо слишком сильно фонит, либо требует такой защиты, что машина размерами приближается к ледоколу.

Не верится мне и в экзотические двигатели. Старый добрый ДВС и еще более старый электромотор – вот наше будущее. Все эти реактивные, газотурбинные и прочие авиационные выходцы для дороги не годятся. А без дороги автомобиль, увы, немыслим.

Автомобильчики-самолеты, которые так любят показывать публике, при ближайшем рассмотрении не выдерживают никакой критики. Максимальная скорость – полторы-две сотни километров в час, внутри от силы четыре места, все эти лишние крылья и колеса, не говоря уже о потребности в аэронавигационном оборудовании и какой-никакой взлетной полосе… Проекты сочетают отнюдь не достоинства, а недостатки самолета и автомобиля.

Так что останемся на земле, точнее, на асфальте, бетоне, возможно, неких рельсах, а в воздухе пусть витают идеи, а не машины. Хотя помечтать никогда не вредно…

Разумеется, эффект был бы намного сильнее, если бы Маттиас на какое-то время перебрался на заднее сиденье. Но он не имел права покидать свой пост, поскольку за все, что происходит и может произойти с этим автомобилем, отвечает он, водитель.

Краем глаза я подглядывал, не давит ли Маттиас украдкой на педали, но всё было честно. Эксперимент состоялся! Теперь я вправе записать в свой дневник, что одним из первых в мире ездил по городу на автомобиле без водителя.

ДРАЙВ MИ

Пока на пути умных машин нет одноуровневых перекрестков, пешеходных переходов и светофоров. Скорость движения ограничена: не быстрее 70 км/ч. И все же тепличными такие условия не назовешь. Например, на маршруте есть сложные туннели, в которых не ловится GPS-сигнал, а дороги то сливаются, то расходятся. А главное в том, что по отведенным под эксперимент дорогам ездят и другие участники движения, причем в обычном режиме: перестраиваются, тормозят, меняют направление. Конечно, автономные машины несут на бортах рекламу проекта, но мигалок и крякалок у них нет — ничто не должно нарушать привычную жизнь города.

Ну, лиха беда начало!

ЧТО ДАЕТ АВТОНОМИЯ

Шведы разделяют проблему безопасности на две составляющие. Первая — исключение вероятности столкновения автомобилей. Вторая — снижение утомляемости водителя при длительном пребывании за рулем.

А для водителя автономное вождение изменит подход к управлению автомобилем, позволит планировать поездки с учетом периодов автономного и активного управления, плодотворнее использовать свое время. За рулем можно будет разговаривать по телефону, пользоваться компьютером или просто отдыхать.

СТУПАЙТЕ, САНИ, В ЛЕС САМИ!

Точно так же можно было вызвать автомобиль с парковки. Единственное ограничение — он не мог отыскать меня на площадке, а подъезжал в определенную заранее зону, где и останавливался. Однако технически поиск владельца по мобильному телефону осуществим, и такой способностью автомобиль будущего непременно наделят.

Лотта ЯКОБССОН,

Системы автономного управления автомобилем позволяют сбалансировать процесс движения и работу двигателя, избежать резких стартов и торможений, что значительно экономит топливо. Еще один аспект — это комфорт. В долгой пробке или во время продолжительной загородной поездки водитель может передать свои функции автоматике и заняться работой, чтением газеты, просмотром кино или пообщаться с попутчиками. Но все равно на первом месте для нас всегда стоит безопасность.
Юридический аспект является крайне важным. К примеру, как быть со страховкой? Если при движении в автономном режиме случится ДТП, кто будет нести ответственность? На мой взгляд, техническая сторона вопроса является наименее сложной, юридическую придется прорабатывать гораздо дольше.
Автомобиль с автономным управлением — это больше чем сам автомобиль. Это еще и дороги, и инфраструктура, и законодательство. Например, знаки, асфальтовое покрытие, разметка, светофоры — все те элементы, которые считываются системами автомобиля, должны находиться в идеальном состоянии. Необходимо разрабатывать и новые инфраструктурные элементы, которые будут сообщать автомобилю важную информацию.

Реми БАСТЬЕН,

— В международном законодательстве, а именно в принятой всеми странами Венской конвенции, говорится, что автоматическое транспортное средство должно управляться лицом, имеющим водительское удостоверение. Потребуется убедить органы власти в том, что в определенных условиях автомобиль может принимать управление на себя. Мы поддерживаем связь с нашими коллегами-автомобилестроителями и властями. Мы хотим донести до них, что потребуется несколько этапов: начать нужно с получения разрешений для простых условий, а затем расширять их действие. Для этого придется продемонстрировать, что автономное управление является более надежным, нежели традиционное, с водителем. Сегодня активно используются системы поддержания безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля, камеры научились считывать дорожные знаки. Уже есть системы мониторинга внимательности водителя, а у спортсменов можно заимствовать, например, технологии измерения кровяного давления. Абсолютно надежной и безопасной может быть только та автономная система, которая получает данные из разных источников. И это позволит убедить органы власти начать делать исключения из Венской конвенции.

Смысл в том, чтобы предложить автономное управление в тех случаях, когда вождение перестает быть удовольствием. Парковать автомобиль в дальнем углу стоянки не очень интересно, управлять автомобилем в пробке — тоже. Можно предположить, что к 2020 году мы увидим массовые автомобили, способные справляться с такими, относительно простыми ситуациями. Если же говорить о том, чтобы слепой мог пользоваться автомобилем, то подобного придется ждать лет двадцать.

Томас ВЕБЕР,

Джерри ХАРДКАСТЛ,

Вопрос безопасности стоит на первом месте. При опасном сближении или пересечении линии разметки системы предупреждают водителя (звуком, светом или иным способом), чтобы он предпринял необходимые действия. Следующий шаг — вмешательство системы в управление автомобилем. Оно происходит в том случае, если водитель никак не отреагировал на предупреждения. Автоматика действует быстрее, чем человек. Она подскажет и выполнит маневр, который поможет избежать столкновения.

Очень важно получить одобрение общественности на право техники действовать самостоятельно. В Японии, например, наблюдается активное старение населения, а пожилой человек за рулем — та еще проблема! Наличие систем автономного вождения поможет многим людям, но для этого идею должно одобрить общество, а затем нужно создать инфраструктуру. Кстати, недавно японский премьер-министр опробовал автономные автомобили на улицах Токио.

Лишь к 2020 году можно ожидать появления на дорогах автомобилей без водителей; даже если они не станут целиком автономными, многие системы уже будут внедрены. После этого должно пройти еще два поколения машин с подобными технологиями, чтобы можно было говорить о полностью автономном вождении.

Но мало кто задумывается, что у автозапуска есть несколько минусов. Принципиально не буду называть их серьезными, поскольку многим они кажутся мелочью – до тех пор, пока не столкнешься с ними лично.

Долгая работа на холостых – это плохо

Это нагар и отложения в двигателе, это аккумулятор, который при включенных подогревах не может восполнить свой заряд. Кто-то будет говорить, что исправный генератор заряжает батарею на 100%. Да – но только под нагрузкой, и если не включены мощные потребители тока: обогрев лобового стекла, заднего, зеркал, сидений, руля.

Все эти подогревы быстро высаживают аккумулятор, а генератор без нагрузки не способен восполнить потери. Более того, даже при движении генератор зарядит батарею только в том случае, если вы едете без пробок и довольно долго. По-хорошему именно из-за частых коротких зимних поездок требуется подзаряжать аккумулятор раз-другой за зиму.

А если у вас дорогой автомобиль с кучей электроники, спутниковой навигацией, системой постоянной самодиагностики и так далее, у него высокие потери электричества сами по себе. Живой пример – Range Rover. Оставьте его на стоянке на две-три недели и аккумулятор разрядится так, что вы его уже не заведете.

Ну и про нагар в двигателе. Почитайте инструкцию по эксплуатации и стандарты автопроизводителей: долгая работа на холостом ходу (в режиме ожидающего такси или патрульного автомобиля) относится к тяжелым условиям эксплуатации и требует вдвое более частой замены масла.

Кто-то может возразить: мол, в любом случае греешь машину, какая разница – автозапуском или нет? Формально разницы нет, но на практике автозапуск часто включают за 10-15, а то и 20 минут до выхода из дома, а когда ты греешь машину сам, то стоишь, как правило, не дольше пяти минут, а то и меньше, и начинаешь медленно ехать.

Во-первых, время жалко, а, во-вторых, под нагрузкой мотор прогревается быстрее. Более того, на турбомоторах с высоким КПД на холостых прогрева почти нет. Яркий пример – 1,4-литровые турбомоторы VW, которые пока не поедешь, не прогреются.

Проблема экологии

Это вторая проблема автозапуска, о которой никто в России не задумывается. Недаром европейские производители, как один, пишут в инструкциях по эксплуатации, что прогрев машины не требуется. Мол, завелся – и сразу потихоньку поехал. Даже если на улице минус тридцать. Для чего они так пишут? Не для того, чтобы загубить поскорее двигатель (они прекрасно знают, что прогрев мотору нужен). Просто без нагрузки мотор будет прогреваться очень долго.

И ладно мотор. Смесь будет переобогащенная, выбросов будет в десятки раз больше, а катализатор не начнет работать, пока не прогреется до рабочей температуры в 400-800°С. А на холостых он не прогреется никогда, потому что тепла слишком мало.

Вся эта эко-ересь россиянам кажется чепухой, но даже по российским законам прогревать машину во дворе и в жилой зоне (стоять с работающим двигателем) нельзя дольше пяти минут.

Здесь должен, я считаю, срабатывать какой-то внутренней ограничитель – человечности и заботы об окружающих. Представьте, вы прогреваете машину во дворе 20 минут под чьими-то окнами, а соседи этим дышат. Дети идут мимо в школы и детские сады, а потом малыши с мамами выходят гулять. И все дышат выхлопными газами вашей ненаглядной машины.

И ведь не вы один такой. В моём дворе каждая вторая машина коптит двор без водителя внутри. Чтобы понять, как это неприятно, хоть раз прогуляйтесь утром по тротуару около дома – задохнуться можно.

Машина заводится сама, пока вас нет

Самая существенная проблема автозапуска в его плюсе. Вы не слышите, как машина заводится, не видите, что с ней происходит. А между тем – почитайте в интернете – немало случаев, когда машина загорались, когда двигатель закипал и заклинивал. По разным причинам: у кого-то помпа полетела, у кого-то термостат. У кого-то масло вытекло, у кого-то ещё что-то. Если бы человек был внутри или рядом, он бы заметил и заглушил бы двигатель, а автозапуску все равно.

Машину с автозапуском проще угнать

Если автозапуск штатный или сделан с умом профессионалами, у которых не было желания сделать все побыстрее и попроще, всё будет нормально. Защита машины никак не пострадает.

Но в жизни установщики часто халтурят. Халтурят с соединением проводов. Или вообще оставляют запасной иммобилайзер в салоне, чтобы машина завелась, но таким образом лишают автомобиль даже штатной защиты. Такую машину легко угнать с помощью соединения проводов в замке зажигания.

Вообще, автозапуск получил широкое распространение и популярность именно благодаря дешевизне. Сигнализацию на машину устанавливают почти все, а доплатить пару тысяч или даже меньше за функцию автозапуска – это недорого.

Дистанционный запуск двигателя — одна из любимых опций автомобилистов. Зимой, когда хочется выйти из дома и сесть в прогретый автомобиль, без него просто не обойтись. Сегодня полно сигнализаций, предоставляющих такую функцию. И даже некоторые автопроизводители, хоть и с опозданием, но все же подхватили тренд, предлагая эту опцию в своих автомобилях с завода. Однако рассказывая о плюсах, продавцы умышленно не упоминают о минусах.


Увы, но не все автомобильные опции одинаково хороши, полезны и безопасны, чего бы нам ни рассказывали производители автомобилей, автокомпонентов и тюнига. Взять, к примеру, любимую большинством автомобилистов опцию — дистанционный запуск двигателя. Ее плюсы, безусловно, очевидны. Когда на улице стоят трескучие морозы, не всякий хозяин выгонит собаку за дверь, а уж тем более не выйдет сам. Но обстоятельства таковы, что людям необходимо ездить на работу, возить детей в школы и сады, выполнять обязанности по дому и обеспечению семьи. Поэтому, какой бы ни была погода на улице, всем нам приходится покидать теплые дома и квартиры. А чтобы минимизировать дискомфорт при переходе по морозу от дома до автомобиля, производители автосигнализаций и транспортных средств придумали, как запускать двигатель, не выходя из дома.

Сидя дома за чашечкой кофе автовладельцу достаточно взять в руки брелок, нажать комбинацию кнопок, и машина завелась — двигатель нагревается, прогревая охлаждающую жидкость, а затем, и салон автомобиля. В итоге вы выходите, и садитесь в теплую машину, которую не нужно греть, перед тем, как тронуться с места и из воздуховодов идет теплый воздух — не опция, а мечта (для некоторых автовладельцев, кстати, до сих пор). Однако мало кто знает, что за очевидными плюсами дистанционного запуска двигателя, скрываются столь же очевидные минусы, о которых вам не расскажут продавцы сигнализаций с данной опцией.


Один из самых неприятных минусов — автомобиль гораздо легче угнать. Для этого преступникам всего-то понадобится устройство, усиливающее сигнал от брелока. А далее одному из грабителей необходимо быть рядом с владельцем автомобиля, а другому непосредственно у машины. Хитрое устройство считает сигнал брелока, а далее, злоумышленники могут легко отпереть двери и запустить двигатель. Устройство работает на больших расстояниях, и передать сигнал на километр-другой для него не проблема.

Широко используются автоугонщиками так называемые грабберы. Эти устройства способны считывать данные, которыми брелок обменивается с блоком управления. С помощью этих устройств грабителям не составит труда сделать ключ-двойник, и легко увести машину из-под носа владельца так, что тот ничего не заметит.

5 полезных автомобильных опций, без которых не обойтись современному водителю


5 премиальных опций, внезапно атаковавших бюджетные автомобили

Сигнализации с автозапуском, безусловно, хороши и удобны. Однако устанавливая их на свой автомобиль водители должны отдавать себе отчет в том, что вместе с комфортом, они могут нажить и проблем. Прежде, чем устанавливать подобные охранные устройства, нужно изучить техническую документацию, удостовериться в наличии различных сертификатов, почитать отзывы. Затем нужно установить такую систему в сертифицированном центре, который дает гарантию, что сигнализация установлена в соответствии с рекомендациями производителя. Но даже в этом случае вы снимите с себя лишь часть проблем. Поэтому наиболее выгодным, на сегодняшний день, выглядит приобретение автомобиля с заводской системой запуска, разработанной и установленной самим автопроизводителем. Такие системы гарантированно прошли испытания, имеют все допуски и сертификаты, а главное, имеют заводскую гарантию.

Читайте также: