Лизинг авто для самозанятых граждан рф

Обновлено: 18.05.2024

Давайте разберемся, кто такие самозанятые, как стать и как работать самозанятым в такси, и действительно ли это выгодно.

Кто такие самозанятые

Получить статус самозанятого вправе как любое физическое лицо, так и ИП (индивидуальный предприниматель). Закрывать действующее ИП не потребуется – надо просто подать заявление в ФНС на смену режима налогообложения.

Закон о самозанятых (422-ФЗ от 27.11.2018 г.) предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Налоговые ставки, условия и правила работы для физлиц и ИП, применяющих НПД, одинаковые. Подробнее об этом расскажем далее в статье.

Но использовать новый спецрежим получится не у всех.

Кто может стать самозанятым

Для применения НПД есть ограничения. Стать самозанятым можно, если:

у вас нет наемных работников,

ваш годовой доход не превышает 2,4 млн рублей,

вы оказываете услуги самостоятельно,

ваш вид профессиональной деятельности не запрещен для этого статуса (полный список есть в статье 4 ФЗ-422).

Кто может стать самозанятым таксистом

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Надо ли таксисту становиться самозанятым: плюсы и минусы режима НПД

Плюсы для водителей на режиме НПД:

Низкие налоговые ставки – 4% при оказании услуг физическому лицу и 6% по корпоративным заказам. Это меньше, чем у ИП на других СНО, и меньше комиссии, которую водители платят парку. Первое время из-за налогового вычета в 10 000 рублей ставка будет еще меньше – 3% и 4% соответственно.

Если дохода не было, налог не начисляется. ИП на других СНО платят всегда.

Освобождение от НДС и НДФЛ.

Никаких обязательных страховых взносов, как у ИП на других СНО. Взносы в ПФР платятся по желанию, чтобы доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии и начислялся трудовой стаж. Взносы 1,5% в фонд ОМС уже включены в налог.

Декларации сдавать не надо.

Получить справку с подтвержденным официальным доходом можно прямо в приложении.

Отдельных специальных банковских счетов не нужно. Вы вправе использовать свой счет физлица. Но лучше завести отдельную карту, можно даже виртуальную. Тогда все денежные потоки вашей бизнес-деятельности в качестве плательщика НПД будут удобно проходить по одному счету.

Минусы применения режима НПД:

Налог платится со всего дохода, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров, без вычета расходов.

Стаж работы в качестве самозанятых не учитывается при расчете пенсии.

Если намечается расширение деятельности, то с этим будут сложности, т. к. есть ограничения по годовому доходу, нельзя нанимать работников и нельзя иметь несколько машин.

Выгодна ли работа самозанятым в такси? Многие считают, что да, изучив условия спецрежима.

Как стать самозанятым в такси

Если вы действующий таксист с лицензией, то для перехода в режим НПД вам надо, не закрывая ИП, зарегистрироваться в ФНС в качестве плательщика НПД и затем уведомить налоговую о смене режима налогообложения. Подробно о том, как действующему ИП перейти на НПД, мы писали в нашей статье.

Если вы обычное физлицо и только начинаете работать в сфере пассажирских перевозок, то для того, чтобы получить разрешение и начать работать в такси со статусом самозанятого, у вас есть два пути:

Открыть ИП на УСН или ОСНО – оформить лицензию – перейти в самозанятые.

Зарегистрироваться самозанятым как физлицо – подать документы на регистрацию ИП на НПД – получить лицензию.

Подать пакет необходимых документов на открытие ИП можно разными способами: лично в налоговой, онлайн – в МФЦ, через Госуслуги, на сайте ФНС. Код ОКВЭД для такси – 49.32. Если документы предоставляются в электронной форме госпошлина 800 рублей не взимается. Некоторые банки и финансовые организации также предлагают комплексную услугу регистрации ИП.

Что делать, если вам все-таки не подходит режим самозанятого?

Если по каким-то причинам вам не подходит режим самозанятого, или вы вынуждены с него уйти, вам потребуется онлайн-касса.

В МТС Кассе есть удобное и бюджетное решение для пассажирских перевозок – онлайн-касса в смартфоне водителя.

Используйте одну кассу для фискализации чеков со всех такси.

Снабжать кассами каждого водителя вовсе не обязательно. С нашим решением достаточно одной кассы и личных смартфонов водителей.

С помощью кассового приложения, установленного на смартфоне водителя, и терминала эквайринга D200, который подключается к мобильному устройству, водитель принимает оплату наличными и банковской картой. Пассажир получает электронный чек по E-mail или посредством SMS.

Как это работает?

Ставим МТС Кассу на автовокзале, в офисе или даже дома.

Превращаем смартфон водителя в кассу. Устанавливаем на телефон кассовую программу МТС.

Подключаем смартфоны к МТС Кассе Одна МТС Касса справляется со всеми задачами: она собирает чеки от всех водителей и отправляет их в ОФД.

Пассажиры сканируют QR-код на смартфоне водителя и получают электронную копию чека.


Если вы примете решение покупать онлайн-кассы каждому водителю, используйте модели, в которых встроена функция продажи билетов.Подробности решения здесь.

Есть вариант не покупать кассу, а взять в аренду или рассрочку.

Разрешение на перевозку пассажиров легковым такси

Разрешение выдается на собственную машину, или на автомобиль, который вы используете для работы на основании договора аренды или лизинга у таксопарка или агрегатора. Услуга платная (кроме Москвы).

Разрешение выдается на машину, с указанием данных организации, марки и госномера машины. Одна машина – одно разрешение сроком действия 5 лет. Документ должен храниться в салоне транспортного средства и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. За отсутствие разрешения налагается штраф в размере 5 000 рублей.

Чтобы успешно получить разрешение, автомобиль для такси должен соответствовать определенным требованиям, которые в регионах отличаются. Например, в Москве разрешается только желтый кузов такси, на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета и т. д.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

Работа в таксопарке

По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

Сотрудничество напрямую с агрегатором

При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

Поиск заказов самостоятельно

Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)

К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:

Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.

Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.

Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.

3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.

Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.

Доступ к автокредиту от банков-партнеров.

Отзывы самозанятых таксистов и таксопарков. Стоит ли переходить в режим НПД или нет? Таксопарк или агрегатор: с кем выгоднее сотрудничать?

Вот что думают участники рынка пассажирских перевозок о режиме НПД и с кем лучше работать самозанятым водителям.

В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент – в случае работы с Яндекс.Такси водитель на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Официальное подтверждение зарплаты – неочевидный плюс. Многим возможность показывать свой фактический доход не нужна, например, плательщикам алиментов и должникам банков.
Размер налога спорный. Если сопоставить его со средней комиссией таксопарков 3-5%, то разница получается совсем небольшой в пользу самозанятости.
Большой минус – самозанятый водитель не может отследить поступления от агрегатора. Они приходят частями и не всегда понятно, за какой период времени пришла выплата.
Плата за сегодняшний заказ может поступать водителю в течение трех дней. То есть, если водитель выполнил за день заказов на 1000 рублей, а на следующий день он получает от агрегатора 700 рублей, то непонятно, что ему не доплатили. Вообщем, нет прозрачности в выплатах.

Самозанятый таксист работает напрямую с Яндекс.Такси — платить паркам не нужно, а это весомый плюс. Хоть парки и заявляют о комиссии 2-3%, мы почему-то забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. А это 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Водитель теряет на этой комиссии за месяц все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии не платит. Сколько заработал, столько и получил на карту.
Из минусов – например, отвратительная работа техподдержки Яндекс.Такси. Раньше все мои проблемы и вопросы решал парк. Сейчас же их приходится задавать напрямую техподдержке, которая может сутками не отвечать.
К недостаткам я отношу и неравномерное списание денег с баланса в Таксометре. При выводе денег через парк, я обнулял баланс и четко видел все поступления. Самозанятому приходится отслеживать оплату по каждому заказу — пришла, не пришла? Деньги появляются на карте только на следующий день после обеда, а заработок за субботу приходит в понедельник. Это не очень удобно.

Я вижу несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей. Первая: агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков. Вторая: заработок на карту происходят частями. Частенько нельзя разобраться, какие заказы оплачены, а какие — нет. И третья проблема: водители, которые умеют считать, сразу понимают, что самозанятость не будет для них выгоднее, т. к. 4% и 6% с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5%.

Например, у нашего таксопарка есть тариф, по которому водитель платит с заказа 2,5%. Сюда прибавляется комиссия за вывод средств 1% (минимально — 20 рублей) на карту, но это все равно дешевле, чем 4% и 6%, которые платит самозанятый таксист.
Также водители теряют помощь парка. Мы круглосуточно поддерживаем с таксистами обратную связь, а самозанятые остаются наедине с агрегаторами и свои вопросы им приходится решать самим.
Еще один минус самозанятости — это порядок расчета. Работая с парком, водитель точно знает, что он получит заработанные деньги вовремя, чего не скажешь о работе самозанятых напрямую с агрегаторами.

Изменения в законе о такси в 2021 году

В России каждый год вступают в силу различные изменения, которые касаются такси. Какие поправки уже утверждены в 2021 году, а какие – планируются?

Утвержденные поправки

Новые правила перевозки пассажиров в такси, утвержденные Постановлением Правительства №1586 от 01.10.2020 г., вступили в силу с 1 января 2021. Наиболее важные пункты:

до подачи автомобиля такси клиенту необходимо сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;

после поездки водитель обязан пассажиру бумажный или электронный чек;

на передней панели автомобиля справа от водителя должна находиться информация об организации, данные о номере и сроке действия разрешения, а также тарифы на проезд.

Отмена запрета на парковку такси во дворах с 1 января 2021.

Новые требования Яндекс.Такси с 1 февраля 2021.

Автоматическое продление разрешений для таксистов.

Согласно Постановлению Правительства России от 11 июня 2020 года №849, разрешения на перевозку пассажиров в такси, срок действия которых истекал с 15 марта по 31 декабря 2020 года, автоматически продлены на 12 месяцев из-за пандемии коронавируса.

Планируемые поправки

Здесь приведены поправки, которые сейчас обсуждаются депутатами и могут вступить в силу в течение 2021 года.

Запрет на работу в такси с судимостью, с иностранными правами.

Ограничение работы до 8 часов.

Дополнительная страховка для такси — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Лизинг автомобилей пользуется популярностью — удобный график платежей, хорошие скидки на автомобили и, конечно, экономия на НДС и налоге на прибыль. Налоговая же смотрит на лизинг иначе и нередко доначисляет налоги лизингополучателям. Разберем на примере, почему инспекторы могут доначислить налог и как этого избежать.

Вводные данные

Что случилось: В 2019 году Ромашке понадобилась машина для постоянных разъездов специалиста, который занимается установкой оборудования и обучением пользователей. Было принято решение взять легковой автомобиль в лизинг на следующих условиях:

  • стоимость автомобиля — 1 300 000 рублей;
  • срок договора — 11 месяцев;
  • машина числится на балансе лизингодателя;
  • выкупной платеж — 15 000 рублей.

По истечении 11 месяцев необходимость в машине отпала, и компания решила отказаться от выкупа. Однако в 2020 году машину у лизинговой компании выкупило неизвестное физическое лицо — оно не было никак связано с кем-либо из учредителей или сотрудников компании.

Проблема: В 2021 году Ромашка получила от ИФНС уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений. В качестве основания вызова было указано, что Ромашка реализовала транспортное средство на невыгодных для себя условиях, тем самым необоснованно занизив базу по налогу на прибыль.

Это было не требование и не акт о налоговом правонарушении, а именно уведомление о вызове. Свою позицию представители Ромашки отстаивали в инспекции.

Что в итоге: Претензии налоговой исчерпаны в ходе дачи пояснений. Позиция Ромашки принята налоговиками, но судом не подтверждена.

* — название компании и другие данные изменены

Претензии налоговой VS Позиция компании

В уведомлении о вызове в налоговую инспектор четко перечислил все вопросы, которые возникли у ИФНС. Это дало Ромашке возможность подготовиться к посещению налогового органа и проработать свою позицию. Мы выделили основные претензии проверяющих и покажем ответы Ромашки, которые помогли избежать доначислений.

Претензия ФНС № 1. Лизинговый платеж можно учесть в составе прочих расходов лишь частично

Инспектор утверждает, что лизинговый договор представляет собой комбинацию договоров купли-продажи и аренды. Расходы лизингополучателя в виде выкупной цены являются расходами на покупку амортизируемого имущества и не учитываются в целях расчета налога на прибыль. Таким образом, так как лизинговый платеж включает в себя часть выкупной стоимости и арендный платеж, он может быть учтен в составе прочих расходов лишь в части, уплаченной за получение автомобиля во временное владение и пользование.

Инспектор ссылается на следующие документы и статьи:

    НК РФ;
  • Письмо Минфина РФ от 02.06.2010 № 03-03-06/1/368;
  • Письмо Минфина РФ от 25.06.2009 № 03-03-06/1/428;
  • Письмо Минфина РФ от 27.04.2007 № 03-03-05/104.

ФНС абсолютно верно трактует ст. 270 НК РФ. Однако в нашем кейсе по договору лизинга выкупной платеж выделен отдельно, следовательно все ежемесячные платежи были платежами за временное пользование (арендными). И только 15 000 рублей — это выкупной платеж, который в расходы по ст. 270 НК РФ включить нельзя. Но Ромашка отказалась от выкупа, а значит не нарушила ст. 270 НК РФ.

Ответ № 2. Письма Минфина к рассматриваемой ситуации не относятся

В двух приведенных письмах Минфина из трех рассматривается ситуация, когда имущество числится на балансе лизингополучателя, что к нашему кейсу отношения не имеет. А в третьем письме конкретно сказано:

Таким образом, лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование, а выкупная цена предмета лизинга для целей налогообложения прибыли не учитывается.

Ромашка так и сделала — ежемесячные платежи были платежами за временное пользование автомобилем. Их в полном объеме учли в качестве расходов. А вот выкупной платеж 15 000 рублей Ромашка даже не платила, поэтому он не был учтен в расходах.

Претензия ФНС № 2 — Лизинговые платежи должны быть разделены на 2 части

Прямым текстом инспектор пишет, что в общей сумме лизинговых платежей должны быть обособлены суммы арендных платежей и выкупная цена. Следовательно, необходимо вести раздельный учет двух разных сумм.

Инспектор ссылается на следующие документы:

  • Письмо Минфина РФ от 25.06.2009 № 03-03-06/1/428;
  • Письмо Минфина РФ от 04.03.2008 № 03-03-06/1/138;
  • Письмо Минфина РФ от 30.03.2007 № 03-03-06/1/194.

В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Ответ № 2 — Фактически платежи разделены

В лизинговом договоре четко прописаны ежемесячные платежи за право пользования лизинговым имуществом и отдельно указан выкупной платеж. Следовательно, суммы обособлены. Арендные платежи списали в расходы в соответствии с НК РФ, а от выкупа компания отказалась, поэтому не вносила выкупной платеж.

Претензия ФНС № 3 — Невыгодные условия купли-продажи автомобиля

Инспектор ссылается на то, что компания реализовала автомобиль на невыгодных для себя условиях. Для этого был проведен анализ предложений по продаже аналогичных автомобилей в Интернете. Ориентировочная цена 1 300 000 рублей, а фактически автомобиль реализовали за 15 000 рублей.

Ответ № 1 — Ромашка ничего не продавала

Лизингодатель предоставляет лизингополучателю имущество за плату во временное владение и пользование. При этом лизингополучатель сам решает — выкупать имущество или нет.

Лизингополучатель до момента внесения выкупного платежа не является собственником лизингового имущества. В нашем кейсе автомобиль весь период действия договора лизинга принадлежал только лизинговой компании. Следовательно, реализовала автомобиль физлицу именно лизинговая компания.

Ответ № 2 — Ромашка имела законное право отказаться от выкупа

Автомобиль изначально покупали для предпринимательской деятельности. Специалист ООО посещал заказчиков и проводил инструктаж пользователей. Благодаря наличию автомобиля, выросло число исполненных контрактов и повысилась выручка компании.

От выкупа отказались, так как более разъезды специалиста для обучения пользователей не планировались. Как показала практика, во время пандемии COVID-19 большая часть клиентов стала переходить на обучение в формате онлайн.

Оставлять автомобиль, который фактически не нужен, означало:

  • продолжать платить транспортный налог;
  • продолжать оплачивать охраняемую парковку;
  • продолжать оплачивать страховку;
  • продолжать обслуживать автомобиль.

Все эти затраты компании были не нужны.

Ответ № 3 — Экономическое обоснование

Ромашка представила в ИФНС экономический анализ за 2019 и 2020 гг., чтобы наглядно продемонстрировать рост финансовых показателей: выручки, прибыли от продаж, чистой прибыли, стоимости чистых активов, коэффициентов ликвидности, платежеспособности, рентабельности и пр.

Все показатели можно рассчитать вручную на основании бухгалтерской отчетности, а можно прибегнуть к помощи онлайн-сервисов. Ромашка для экономии сил и времени выгрузила отчеты из Контур.Фокуса.

Ответ № 4 — Налоговая нагрузка

Сравнение фактической налоговой нагрузки со средней помогает доказать, что налогоплательщик не стремится сэкономить на налогах или занизить их. Наоборот, Ромашка показывала себя как порядочный налогоплательщик. А при возврате автомобиля руководствовалась сугубо бизнес-логикой.

Ответ №5 — Несущественность вменяемой суммы

Налоговая фактически вменяла Ромашке экономию на налоге в размере 260 000 рублей (20 % от стоимости автомобиля). Представители компании обратили внимание инспектора на общую сумму налоговых платежей за прошлый год.

Доля вменяемой суммы в общей массе уплаченных налогов и взносов (в виде налога на прибыль, НДС, взносов с зарплаты сотрудников) не превышала даже 3 %.

Ответ №6 — Отсутствие аналогичных предложений

Лизинг без выкупа — это фактически аренда. Компания попользовалась автомобилем и затем вернула его лизинговой компании. Это натолкнуло налоговую на мысль о намеренном завышении расходов путем замены аренды лизингом.

В нашем случае в регионе Ромашки практически не было предложений по аренде легковых автомобилей. Арендовать автомобиль можно было только у местных таксопарков.

Предлагаемые таксопарками машины были не новые и практически все в плохом состоянии. Кроме того, предлагались они только в посуточную аренду. Для междугородних поездок такой автомобиль, по мнению представителей Ромашки, не подходил. А вкладываться в ремонт арендованного автомобиля экономически нецелесообразно.

Поэтому лизинг оставался единственным способом взять в аренду новый автомобиль в отличном техническом состоянии. Кроме того, лизинговая страхует его по программе КАСКО. Для компании это означает минимальные затраты на ремонт и обслуживание. Единственные затраты за год — это ГСМ, аренда парковочного места и покупка сезонной резины.

Судебная практика

Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит:

  • возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю;
  • возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг;
  • доход лизингодателя.

В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (ст. 28 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ).

Следовательно, лизинговый платеж — это единый платеж, производимый в рамках договора лизинга. И несмотря на то, что в расчет лизингового платежа входит несколько составляющих, его нельзя рассматривать как несколько самостоятельных платежей.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются:

  • у лизингополучателя — арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьями 259 — 259.2 НК РФ;
  • у лизингодателя — расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.

Таким образом, если имущество числится на балансе лизингодателя, то лизинговый платеж относится на расходы лизингополучателя.

Вывод инспектора о том, что выкупная цена должна быть выделена в составе лизингового платежа, не основан на нормах законодательства о налоге на прибыль. Следовательно, лизинговый платеж можно включить в состав расхода по налогу на прибыль. Об этом нам говорит судебная практика по делам:

  • Определение ВАС РФ № ВАС-7362/09 от 19.06.2009 года по делу № А35-1588/2008;
  • Определение ВАС РФ № ВАС-12038/2007 от 10.10.2007 года по делу № А29-7407/2006;
  • Определение ВАС РФ № ВАС-6975/2010 от 03.06.2010 года по делу № А55-3438/2009;
  • Определение АС Поволжского округа по делу № А12-14083/2016 от 14.02.2017 года.

Выводы

Попасть в ситуацию Ромашки может каждая компания, которая брала в лизинг легковой автомобиль. Чтобы вы могли обезопасить себя, мы дадим несколько советов:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Лизинг автомобилей – это нечто среднее между арендой и куплей-продажей в кредит. По условиям договора лизинга лизинговая компания (лизингодатель или арендодатель) приобретает выбранный лизингополучателем (арендатором) автомобиль и сразу передаёт ему в пользование.

  1. Условия лизинга авто
  2. Лизинг автомобилей для физических лиц
  3. Лизинг автомобилей для юридических лиц
  4. Лизинг легковых автомобилей
  5. Лизинг грузовых автомобилей
  6. Подводные камни при лизинге автомобиля

Условия лизинга авто

Лизинговые платежи состоят из процентов за пользования лизингом, части стоимости имущества и расходов по его содержанию (налоги, проч.).

После того, как лизингодателю будет выплачена полная стоимость имущества, машина переходит в собственность лизингополучателя. Иными словами, лизинг – это когда лизинговая компания покупает выбранный клиентом для него автомобиль, а клиент постепенно его выкупает и платит определённую плату (процент) за пользование лизингом.

Лизинг автомобилей для физических лиц

Покупка автомобилей физическими лицами в лизинг – распространённое явление в Западной Европе и США. Таким способом приобретается больше трети всех легковых автомобилей. Несмотря на это, в России на сегодня по схеме лизинга частными лицами приобретается ничтожно малое количество автомобилей. Причина этого не только финансовые, но и ментальные – россиянам приятнее пользоваться собственным автомобилем, даже выплачивая за него кредит. Однако лизинг может иметь место там, где невозможно получить кредит в силу возрастных или иных ограничений для заёмщика. Не передавая автомобиль в собственность сразу, лизинговая компания по сравнению с кредитом уменьшает свои риски на случай неуплаты.

Лизинг автомобилей для юридических лиц

Лизинг автомобилей для юридических лиц гораздо более популярен, чем для частных граждан. Потому что для организаций лизинг автомобилей – это удобный способ привлечения стороннего капитала в бизнес. Не имея достаточной массы залогового имущества для того, чтобы взять кредит, можно получить в распоряжение автомобиль по системе лизинга. Вместе с тем, законодательство позволяет поставить лизинговый автомобиль на баланс организации сразу, после заключения договора лизинга. Это значит, что юридическое лицо сможет сразу начислять амортизацию, оптимизируя этим свой налоговый учёт.

Лизинг легковых автомобилей

Лизинг легковых автомобилей удобен, когда арендатор, не выкупая автомобиль полностью, может заменить его на новый. В западных странах это распространённая схема, которая популяризирует лизинг автомобилей среди населения. В России же лизинг до недавнего времени был возможен только для коммерческого использования. Однако и после законодательных изменений продажи легковых автомобилей в лизинг не получили широкого распространения. Лизинг легковых автомобилей удобен тем, что по договорённости с лизинговой компанией можно не принимать автомобиль в собственность, а выплаченную стоимость использовать для приобретения в лизинг следующего автомобиля. Это прельщает тех, кто по каким-либо соображениям не хочет иметь в собственности используемый автомобиль.

Лизинг грузовых автомобилей

Грузовые автомобили и спецтехника гораздо чаще становятся предметом лизинга чем легковые. В лизинг можно приобрести как новые грузовые автомобили, так и бывшие в употреблении. Это простой и быстрый способ активного расширения парка грузовых автомобилей.

Рассмотрение заявок на приобретение автомобиля в лизинг, как правило, гораздо более простое и быстрое, чем заявок на кредит.

Да, и количество документ при оформлении гораздо меньше. Вместо 4 договоров: кредита, купли-продажи, страхования и залога при лизинге заключается только 2: непосредственно лизинг и страхование. В то же время никаких дополнительных ограничений в работе грузовой техники лизинг не накладывает.

Подводные камни при лизинге автомобиля

Если покупатель оказывается не в состоянии платить по договору кредита автомобиля, автомобиль, как залог, может быть реализован, и за счёт этого покрыт долг по кредиту. При этом оставшаяся от продажи сумма будет собственностью заёмщика. Если лизингополучатель не в состоянии дальше платить по договору, все выплаченные суммы могут остаться у лизинговой компании.

Вместе с тем, в договоре лизинга есть и положительные моменты. К примеру, взятое в лизинг имущество не может уйти под арест (в т. ч. и налоговый) по просроченным долгам лизингополучателя.

Совет от Сравни.ру: требуйте от лизинговых компаний расчёта эффективного (реального) процента по лизингу и смету расходов по сделке, чтобы вы могли спрогнозировать свои затраты на весь срок действия договора лизинга.

Давайте разберемся, кто такие самозанятые, как стать и как работать самозанятым в такси, и действительно ли это выгодно.

Кто такие самозанятые

Получить статус самозанятого вправе как любое физическое лицо, так и ИП (индивидуальный предприниматель). Закрывать действующее ИП не потребуется – надо просто подать заявление в ФНС на смену режима налогообложения.

Закон о самозанятых (422-ФЗ от 27.11.2018 г.) предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Налоговые ставки, условия и правила работы для физлиц и ИП, применяющих НПД, одинаковые. Подробнее об этом расскажем далее в статье.

Но использовать новый спецрежим получится не у всех.

Кто может стать самозанятым

Для применения НПД есть ограничения. Стать самозанятым можно, если:

у вас нет наемных работников,

ваш годовой доход не превышает 2,4 млн рублей,

вы оказываете услуги самостоятельно,

ваш вид профессиональной деятельности не запрещен для этого статуса (полный список есть в статье 4 ФЗ-422).

Кто может стать самозанятым таксистом

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Надо ли таксисту становиться самозанятым: плюсы и минусы режима НПД

Плюсы для водителей на режиме НПД:

Низкие налоговые ставки – 4% при оказании услуг физическому лицу и 6% по корпоративным заказам. Это меньше, чем у ИП на других СНО, и меньше комиссии, которую водители платят парку. Первое время из-за налогового вычета в 10 000 рублей ставка будет еще меньше – 3% и 4% соответственно.

Если дохода не было, налог не начисляется. ИП на других СНО платят всегда.

Освобождение от НДС и НДФЛ.

Никаких обязательных страховых взносов, как у ИП на других СНО. Взносы в ПФР платятся по желанию, чтобы доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии и начислялся трудовой стаж. Взносы 1,5% в фонд ОМС уже включены в налог.

Декларации сдавать не надо.

Получить справку с подтвержденным официальным доходом можно прямо в приложении.

Отдельных специальных банковских счетов не нужно. Вы вправе использовать свой счет физлица. Но лучше завести отдельную карту, можно даже виртуальную. Тогда все денежные потоки вашей бизнес-деятельности в качестве плательщика НПД будут удобно проходить по одному счету.

Минусы применения режима НПД:

Налог платится со всего дохода, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров, без вычета расходов.

Стаж работы в качестве самозанятых не учитывается при расчете пенсии.

Если намечается расширение деятельности, то с этим будут сложности, т. к. есть ограничения по годовому доходу, нельзя нанимать работников и нельзя иметь несколько машин.

Выгодна ли работа самозанятым в такси? Многие считают, что да, изучив условия спецрежима.

Как стать самозанятым в такси

Если вы действующий таксист с лицензией, то для перехода в режим НПД вам надо, не закрывая ИП, зарегистрироваться в ФНС в качестве плательщика НПД и затем уведомить налоговую о смене режима налогообложения. Подробно о том, как действующему ИП перейти на НПД, мы писали в нашей статье.

Если вы обычное физлицо и только начинаете работать в сфере пассажирских перевозок, то для того, чтобы получить разрешение и начать работать в такси со статусом самозанятого, у вас есть два пути:

Открыть ИП на УСН или ОСНО – оформить лицензию – перейти в самозанятые.

Зарегистрироваться самозанятым как физлицо – подать документы на регистрацию ИП на НПД – получить лицензию.

Подать пакет необходимых документов на открытие ИП можно разными способами: лично в налоговой, онлайн – в МФЦ, через Госуслуги, на сайте ФНС. Код ОКВЭД для такси – 49.32. Если документы предоставляются в электронной форме госпошлина 800 рублей не взимается. Некоторые банки и финансовые организации также предлагают комплексную услугу регистрации ИП.

Что делать, если вам все-таки не подходит режим самозанятого?

Если по каким-то причинам вам не подходит режим самозанятого, или вы вынуждены с него уйти, вам потребуется онлайн-касса.

В МТС Кассе есть удобное и бюджетное решение для пассажирских перевозок – онлайн-касса в смартфоне водителя.

Используйте одну кассу для фискализации чеков со всех такси.

Снабжать кассами каждого водителя вовсе не обязательно. С нашим решением достаточно одной кассы и личных смартфонов водителей.

С помощью кассового приложения, установленного на смартфоне водителя, и терминала эквайринга D200, который подключается к мобильному устройству, водитель принимает оплату наличными и банковской картой. Пассажир получает электронный чек по E-mail или посредством SMS.

Как это работает?

Ставим МТС Кассу на автовокзале, в офисе или даже дома.

Превращаем смартфон водителя в кассу. Устанавливаем на телефон кассовую программу МТС.

Подключаем смартфоны к МТС Кассе Одна МТС Касса справляется со всеми задачами: она собирает чеки от всех водителей и отправляет их в ОФД.

Пассажиры сканируют QR-код на смартфоне водителя и получают электронную копию чека.


Если вы примете решение покупать онлайн-кассы каждому водителю, используйте модели, в которых встроена функция продажи билетов.Подробности решения здесь.

Есть вариант не покупать кассу, а взять в аренду или рассрочку.

Разрешение на перевозку пассажиров легковым такси

Разрешение выдается на собственную машину, или на автомобиль, который вы используете для работы на основании договора аренды или лизинга у таксопарка или агрегатора. Услуга платная (кроме Москвы).

Разрешение выдается на машину, с указанием данных организации, марки и госномера машины. Одна машина – одно разрешение сроком действия 5 лет. Документ должен храниться в салоне транспортного средства и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. За отсутствие разрешения налагается штраф в размере 5 000 рублей.

Чтобы успешно получить разрешение, автомобиль для такси должен соответствовать определенным требованиям, которые в регионах отличаются. Например, в Москве разрешается только желтый кузов такси, на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета и т. д.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

Работа в таксопарке

По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

Сотрудничество напрямую с агрегатором

При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

Поиск заказов самостоятельно

Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)

К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:

Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.

Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.

Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.

3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.

Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.

Доступ к автокредиту от банков-партнеров.

Отзывы самозанятых таксистов и таксопарков. Стоит ли переходить в режим НПД или нет? Таксопарк или агрегатор: с кем выгоднее сотрудничать?

Вот что думают участники рынка пассажирских перевозок о режиме НПД и с кем лучше работать самозанятым водителям.

В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент – в случае работы с Яндекс.Такси водитель на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Официальное подтверждение зарплаты – неочевидный плюс. Многим возможность показывать свой фактический доход не нужна, например, плательщикам алиментов и должникам банков.
Размер налога спорный. Если сопоставить его со средней комиссией таксопарков 3-5%, то разница получается совсем небольшой в пользу самозанятости.
Большой минус – самозанятый водитель не может отследить поступления от агрегатора. Они приходят частями и не всегда понятно, за какой период времени пришла выплата.
Плата за сегодняшний заказ может поступать водителю в течение трех дней. То есть, если водитель выполнил за день заказов на 1000 рублей, а на следующий день он получает от агрегатора 700 рублей, то непонятно, что ему не доплатили. Вообщем, нет прозрачности в выплатах.

Самозанятый таксист работает напрямую с Яндекс.Такси — платить паркам не нужно, а это весомый плюс. Хоть парки и заявляют о комиссии 2-3%, мы почему-то забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. А это 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Водитель теряет на этой комиссии за месяц все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии не платит. Сколько заработал, столько и получил на карту.
Из минусов – например, отвратительная работа техподдержки Яндекс.Такси. Раньше все мои проблемы и вопросы решал парк. Сейчас же их приходится задавать напрямую техподдержке, которая может сутками не отвечать.
К недостаткам я отношу и неравномерное списание денег с баланса в Таксометре. При выводе денег через парк, я обнулял баланс и четко видел все поступления. Самозанятому приходится отслеживать оплату по каждому заказу — пришла, не пришла? Деньги появляются на карте только на следующий день после обеда, а заработок за субботу приходит в понедельник. Это не очень удобно.

Я вижу несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей. Первая: агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков. Вторая: заработок на карту происходят частями. Частенько нельзя разобраться, какие заказы оплачены, а какие — нет. И третья проблема: водители, которые умеют считать, сразу понимают, что самозанятость не будет для них выгоднее, т. к. 4% и 6% с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5%.

Например, у нашего таксопарка есть тариф, по которому водитель платит с заказа 2,5%. Сюда прибавляется комиссия за вывод средств 1% (минимально — 20 рублей) на карту, но это все равно дешевле, чем 4% и 6%, которые платит самозанятый таксист.
Также водители теряют помощь парка. Мы круглосуточно поддерживаем с таксистами обратную связь, а самозанятые остаются наедине с агрегаторами и свои вопросы им приходится решать самим.
Еще один минус самозанятости — это порядок расчета. Работая с парком, водитель точно знает, что он получит заработанные деньги вовремя, чего не скажешь о работе самозанятых напрямую с агрегаторами.

Изменения в законе о такси в 2021 году

В России каждый год вступают в силу различные изменения, которые касаются такси. Какие поправки уже утверждены в 2021 году, а какие – планируются?

Утвержденные поправки

Новые правила перевозки пассажиров в такси, утвержденные Постановлением Правительства №1586 от 01.10.2020 г., вступили в силу с 1 января 2021. Наиболее важные пункты:

до подачи автомобиля такси клиенту необходимо сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;

после поездки водитель обязан пассажиру бумажный или электронный чек;

на передней панели автомобиля справа от водителя должна находиться информация об организации, данные о номере и сроке действия разрешения, а также тарифы на проезд.

Отмена запрета на парковку такси во дворах с 1 января 2021.

Новые требования Яндекс.Такси с 1 февраля 2021.

Автоматическое продление разрешений для таксистов.

Согласно Постановлению Правительства России от 11 июня 2020 года №849, разрешения на перевозку пассажиров в такси, срок действия которых истекал с 15 марта по 31 декабря 2020 года, автоматически продлены на 12 месяцев из-за пандемии коронавируса.

Планируемые поправки

Здесь приведены поправки, которые сейчас обсуждаются депутатами и могут вступить в силу в течение 2021 года.

Запрет на работу в такси с судимостью, с иностранными правами.

Ограничение работы до 8 часов.

Дополнительная страховка для такси — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Читайте также: