Инструкция действий диспетчера при сборе информации о дтп с пострадавшими

Обновлено: 27.04.2024

Что делать после ДТП пострадавшему?

В сети достаточно рекомендаций для водителей участников аварий на дорогах. Алгоритм действий при ДТП для пострадавших менее понятен. Последовательность действий после дорожно-транспортного происшествия зависит от статуса потерпевшего. В первую очередь, важно сохранять хладнокровие, не паниковать. Спокойствие и рациональный подход могут сохранить чью-то жизнь в автокатастрофе. Оптимальный порядок действий при ДТП с пострадавшими подскажет адвокат со специализацией в этой сфере.

Пострадавший – водитель

В авариях пострадать могут и водители, и пассажиры, и пешеходы. Часто виновники пытаются уйти ответственности или скрыться с места ДТП. Это отягчающее обстоятельство, ужесточит наказание в будущем. Порядок действий в ДТП с пострадавшими, если водитель также получил травмы:

  1. Заглушить двигатель и включить аварийные сигналы, ручной тормоз;
  2. Осмотреть себя и пассажиров на предмет повреждений;
  3. Если травмы незначительные, убедиться, что во втором автомобиле нет пострадавших;
  4. Если водитель сильно пострадал, вызвать скорую помощь по мобильному телефону или попросить об этом пассажиров, участников аварии или прохожих;
  5. Выставить знаки аварийной остановки за 15 м до автомобиля в черте города, за 30 м за городской чертой;
  6. Вызвать сотрудников ГИБДД, по возможности сфотографировать место аварии для фиксации точного положения автомобилей.

При первой возможности необходимо убрать автомобили с дороги, не создавать препятствия движению (пункт 2.6.1 ПДД РФ). Когда всем участникам оказана помощь и водители удостоверились, что жизни окружающих в безопасности, нужно позвонить в страховую компанию и юристу. Юрист поможет скоординировать дальнейшие действия. Поведение в первые часы после происшествия очень важны. Адвокат подскажет правильный порядок действий при ДТП: какие документы проверить, какие контакты взять, что можно говорить и т.д.

Дополнительно

Люди реагируют на стрессовые ситуации по-разному. Дорожно-транспортное происшествие способно напугать, ввести в состояние аффекта или ступор. Важные рекомендации сразу после аварии:

  • Если предметы и автомобили, оставшиеся на месте происшествия, не угрожают окружающим, их нельзя трогать. Даже если другие участники аварии или прохожие просят убрать с дороги транспорт, этого нельзя делать. Водитель рискует стать жертвой автоподставы или остаться без компенсации. Рекомендуется настаивать на соблюдение ПДД.
  • Если другая сторона ведет себя агрессивно, вместе с медицинской помощью нужно вызвать полицию. В случае угроз, попыток применить физическое насилие, необходимо закрыться в автомобиле и заблокировать двери.
  • Выходя из автомобиля на оживленной трасе, соблюдайте осторожность.

При серьезных травмах водителю нельзя передвигаться самостоятельно. Постарайтесь оставаться на месте, пока не прибудет помощь.

Пострадавший – пассажир

Автомобиль – объект и источник повышенной опасности. Пассажиры вверяют свою жизнь водителям на период передвижения по дороге. Оба водителя при участии в аварии несут ответственность перед пассажирами. Что делать после ДТП, если ты – пострадавший пассажир:

  1. Попросить водителя остановиться и включить аварийные огни;
  2. Проверить свое состояние;
  3. Если в салоне есть дети, первыми все равно проверяются взрослые;
  4. Вызвать скорую помощь при необходимости;
  5. Оставить контактные данные сотрудникам ГИБДД и водителю.

Порядок рассмотрения в ГИБДД дорожно-транспортных происшествий предусматривает опрос свидетелей. Если пассажиры нуждаются в госпитализации, сбор показаний проводится позже. При незначительных травмах протоколы составляются на месте. В диалоге с участниками проще выяснить, чья страховая оплачивает расходы на восстановление, обменяться контактами и т.д.

Ответственности виновника ДТП с пострадавшими

Ответственность водителя и последующее наказание за ДТП с пострадавшими зависят от тяжести травм, полученных участниками происшествия. В зависимости от обстоятельств ДТП и характера травм участников, виновнику инкриминируется определенный тип ответственности (гражданская, административная, уголовная). Что грозит обвиняемому в правонарушении на дороге:

  • Выплата компенсации жертвам. Ответственность носит гражданско-правовой характер. Выплата вносится страховой компанией по полису ОСАГО. Определить, в какую страховую обращаться при ДТП, можно по полису виновника. На нем вписано название и контакты компании, которая выплатит компенсацию.
  • Штраф или лишение прав. Административное правонарушение квалифицируется в случаях, когда участники получили легкие или средние травмы. Наказание за ДТП с пострадавшими определяется в соответствии со статьей 12.24 КоАП РФ.
  • Уголовное наказание. Наказание в соответствии с нормами УК РФ вменяется, если в ДТП есть люди с тяжкими увечьями или погибшие.

Если по мнению жертв виновник не был привлечен к ответственности в достаточной мере, они вправе обратиться в суд после первичных разбирательств. Также суд поможет получить компенсацию, если страховая выплата не покрыла все расходы. В судебных процессах важно выбрать опытного юриста. Адвокаты со специализацией на ДТП и помощи пострадавшим приведут клиента к успешному разрешению дела с большей вероятностью.

Ответственность за ДТП по степени тяжести

Как уже говорилось выше, жесткость наказания зависит от степени ущерба здоровью. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести может достигать 2-х лет лишения свободы, а также лишения водительского удостоверения. При тяжких травмах или гибели пострадавших наказание достигает 5-7 лет.

Административные штрафы при легкой степени травм составляют 2,5-5 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств автокатастрофы, водитель оплачивает компенсацию или может быть лишен прав на срок до полутора лет. Ответственность водителя определяется по степени тяжести вреда здоровью людей:

  • Легкая. К легким травмам относят ссадины, ушибы, синяки и незначительные порезы. Общее время лечения и потери трудоспособности не превышает 21 день. Под временной потерей трудоспособности подразумевается частичное расстройство одной из систем организма.
  • Средняя. К повреждениям средней тяжести относят трещины костей, сильные растяжения или разрывы связок, мышц, переломы. Максимальное время восстановления здоровья составляет 120 дней.
  • Тяжелая. Жизни и здоровью человека угрожала серьезная опасность. К тяжелой степени травм относятся черепно-мозговые травмы, потеря конечностей и т.д. Ключевая особенность этой степени – ухудшение качества жизни навсегда или долгий период. Восстановление от 120 дней и больше.

Серьезность наказания во многом зависит от качества юридической подготовки сторон и профессионализма адвокатов. В компетенцию юридических помощников входит поиск смягчающих обстоятельств для уменьшения санкций к обвиняемому.

Если пострадавший оставил место ДТП

Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП, пострадавшие не вправе покидать место происшествия без уважительной причины. Даже если в аварии пострадал пассажир, ему необходимо остаться для составления протокола и дачи свидетельских показаний. Сокрытие с места ДТП допускается только в случае необходимости госпитализации или получения медицинской помощи. В случае, когда пострадавший уехал с места ДТП самовольно, ему может грозить административная ответственность в форме штрафа.

Если пострадавший уехал с места ДТП, разыскать его в интересах других участников. Особенно важно отыскать участников аварии, чья страховая оплачивает ущерб. Для поиска пешеходов и пассажиров используют показания очевидцев и знакомых, фотографии с уличных камер. При отъезде пострадавшего водителя рекомендуется записать номера автомобиля. Это поможет сотрудникам ГИБДД найти владельца транспорта.

Куда обращаться после ДТП с пострадавшими

Компания, куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему, определяется страховым полисом водителя. Согласно ст. 1064 ГК РФ, виновник обязан возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения в полном объеме. В чью страховую обращаться:

  • Если полисы водителей выпущены разными компаниями, в первую очередь необходимо позвонить страховщику виновника. Жертва может подать заявление на выплату в течение 5 рабочих дней с даты аварии. Узнать, чья страховая оплачивает вред здоровью, можно у виновника. Запишите название организации и номер горячей линии.
  • Страховые выплаты пострадавшим пассажирам назначаются с обеих сторон. Жизнь и здоровье пассажиров в момент передвижения находятся на ответственности водителя. Компенсация может быть назначена и со стороны виновника, и второго водителя.

Выплаты по ОСАГО назначаются на каждого пассажира и водителя, получивших повреждения. Также компенсации предоставляются пешеходам, если они были задеты.

Расчет компенсации ведется, исходя из тяжести травм. На одно пострадавшее физическое лицо от одной страховой компании возможны выплаты по ОСАГО до 500 тыс. руб. В случае невозможности компенсировать весь ущерб по ОСАГО, пассажиры могут обратиться в суд с иском. Ответчиком выступит виновник дорожно-транспортного происшествия. Последний обязан устранить весь вред здоровью потерпевших по страховке и из собственных средств.

Должен ли виновник ДТП выплачивать деньги пострадавшим

Автоматических выплат со стороны виновного в аварии законом не предусмотрено. Гражданский Кодекс четко регламентирует, кто платит пострадавшему: страховая компания при наличии полиса ОСАГО. Как получить выплату страховщика:

Обратите внимание, страховые компании не компенсируют моральный ущерб. Компенсации причиненных душевных страданий взыскиваются в судебном порядке непосредственно с виновника. По иску возможно взыскание дополнительных средств, если выплаты страховщика недостаточно для полного восстановления здоровья пострадавшего.

Сколько длится дело по ДТП с пострадавшими

Законодательно не регламентировано, сколько длится расследование по ДТП с пострадавшими. Фактический срок зависит от квалификации правонарушения:

  • При гражданско-правовой ответственности дело решится за 30-60 дней. Все зависит от расторопности инспекторов в ГИБДД и скорости реакции страховой компании. Рассмотрение ДТП с пострадавшими страховщиком занимает не больше 30 дней со дня принятия заявления.
  • Сроки рассмотрения административного дела регламентированы ст. 29.6 КоАП РФ. Максимальный срок ведения административного процесса составляет 2 месяца с даты получения судьей протокола.
  • Уголовное следствие может длиться практически бесконечно. Технических ограничений к рассмотрению ДТП с пострадавшими и ведению процесса со стороны закона не существует. Иногда расследование по ДТП с пострадавшими намерено затягивается по срокам адвокатом одной из сторон.

Сроки исковой давности по дорожно-транспортным происшествиям относятся к общему порядку, установлены Гражданским Кодексом и составляют 3 года. Срок отсчитывается с даты фиксации правонарушения (составления протокола). В течение трех лет стороны могут подавать иски, относящиеся к делу. По истечению СИД обратиться к суду также возможно, но ответчик прекратит процесс ходатайством о завершении срока исковой давности.

Обратитесь к адвокату по ДТП в Тюмени за консультацией и помощью в делах по авариям с пострадавшими. Адвокат проконсультирует сразу после происшествия, поможет определить дальнейшие действия, не растеряться и не допустить нарушений в составлении протокола. Автоюрист сопроводит в судебном процессе, поможет взыскать компенсацию пострадавшим или снизить жесткость наказания обвиняемым.

Остались вопросы?
Заполните форму и адвокат свяжется с вами

Лето не повод пропустить интересное образовательное мероприятие. 25 июня в рамках онлайн-семинара Елена Шерешовец ответила на 50 главных вопросов УК об организации работы с населением. Часть их них касалась порядка взаимодействия аварийно-диспетчерских служб с населением, экстренными службами и властями.

Новые правила работы аварийно-диспетчерской службы в МКД

Как организовать взаимодействие между сотрудниками АДС и властями

ПП РФ № 331 внесло изменения в ПП РФ № 416, касающиеся работы аварийно-диспетчерской службы. Установлен принцип взаимосвязи: житель дома обращается в АДС, сотрудники аварийно-диспетчерской службы принимают заявку, решают, как помочь, при необходимости информируют местные власти.

  • перечень задач взаимодействующих органов;
  • сроки совместных действий и их последовательность;
  • направления совместных действий и сосредоточение основных усилий;
  • состав сил и средств и их задачи;
  • практическую отработку вопросов взаимодействия;
  • районы встречи и маршруты движения;
  • порядок организации и обеспечения охраны сил и средств сторон, задействованных на выполнение работ;
  • состав и порядок представления необходимой информации органам управления.

Обеспечьте связь, взаимное оповещение и обмен информацией. разработайте планы взаимодействия и назначьте мероприятия ГО и ЧС.

Как организовать совместные действия с оперативными и экстренными службами города

Руководитель АДС самостоятельно определяет порядок взаимодействия с Единой диспетчерской службой и оперативными службами города. Порядок взаимодействия необходимо отразить в инструкции или Положении по организации взаимодействия с оперативными и экстренными службами города (региона).

  • префектуры административного округа и управы района;
  • Ростехнадзора;
  • дежурной части отдела МВД и ГЖИ;
  • Главного управления МЧС по городу;
  • Департамента по делам ГО и ЧС, пожарной безопасности города;
  • руководителей лиц, осуществляющих управление МКД;
  • организаций-владельцев объектов диспетчеризации, обслуживающих организаций;
  • аварийных служб специализированных организаций, членов Совета многоквартирного дома, собственников и арендаторов нежилых помещений.

При вызове аварийных и оперативных служб главное – грамотно сформулировать цель звонка. Для этого Елена Шерешовец рекомендует говорить чётко, ясно и по существу. Необходимо назвать точный адрес места происшествия и/или примерные ориентиры, схему проезда к месту происшествия, номер телефона, с которого вы звоните, ваши ФИО и должность. Затем сообщить подробную информацию о происшествии.

Какие положения организации ЖКХ следует включить в договор с АДС

Как вести оперативные переговоры со специализированными организациями

Оперативные переговоры – способ общения дежурного персонала диспетчерских между собой и с сотрудниками специализированных организаций. Они подразумевают под собой выдачу распоряжений, разрешений, получение подтверждений о выполнении распоряжений, обмен информацией по вопросам режима работы, состоянию оборудования, проведения эксплуатационных и ремонтных работ, ликвидации аварийных ситуаций и нарушений и других отклонений от нормальной работы сети и персонала.

Оперативные переговоры должны быть чёткими, краткими и ясными по содержанию. Они ведутся с предельной лаконичностью, абсолютной точностью всех выражений. Это должно помочь исключить недопонимание, ошибки и вопросы.

Нельзя отступать от установленных диспетчерских наименований оборудования. Все оперативные переговоры ведутся на едином служебном языке, применяются общепринятые понятия и термины.

Как передавать и получать информацию об аварии по различным каналам связи

Как правило, оперативные переговоры ведутся по телефону. Но налаженной телефонной связи для оперативного и качественного устранения аварийных ситуаций недостаточно.

Сотрудники аварийно-диспетчерских служб должны иметь возможность получать информацию об авариях по разным источникам: по телефону, электронной почте, в социальных сетях и мобильных приложениях. Это сделает АДС доступной для жителей, повысит уровень доверия.

Жители домов приучатся сообщать обо всех авариях первым делом вам, а не властям. Вы всегда будете в курсе ситуации на домах и сможете исключить неловкие случаи, когда вам звонят из местной администрации и просят рассказать подробнее об аварии на вашем доме, а вы о ней слышите в первый раз.

Передача информации об аварийных отключениях или нештатных ситуациях также должна осуществляться по доступным для жителей домов каналам. Например, в смс-рассылке или мобильном приложении.

Мобильные приложения пригодятся для связи с сотрудниками АДС, выехавшими на устранение аварий. Чтобы не беспокоить их звонками, удобно направлять информацию о новых авариях в приложении.

АДС для управляющей компании: выбираем платформу и программу

Как вести переговоры с гражданами, находящимися в стрессовой ситуации

Когда человек находится в стрессовой ситуации, лучшее, что может сделать для него диспетчер АДС, – постараться внушить уверенность в том, что всё закончится хорошо. Заверьте человека, что все необходимые меры по спасению уже приняты, объясните, в чём заключаются. Спокойное и обстоятельное объяснение подействует успокаивающе.

Постарайтесь внушить пострадавшему уверенность в том, что он не одинок и его не бросят. Расскажите ему, что у вас подобные случаи уже были и вы их успешно разрешили благодаря компетентности и опыту сотрудников диспетчерской. Эта ситуация не будет исключением.

Поддержите человека добрым словом, при возможности посоветуйте, что ему делать до приезда сотрудников АДС. Будьте внимательными, тактичными и терпеливыми.

Чтобы не перегореть, поддержать работоспо­собность и снизить утомление, Елена Шерешовец рекомендует диспетчерам практиковать специальные физические упражнения.

Без нормального, человеческого отношения к людям управляющим организациям не получить поддержки от жителей многоквартирных домов. А это основа благополучия любой организации и её капитал.

Чтобы завоевать лояльность клиентов, нужно научится с ними общаться. И в первую очередь это касается работников аварийно-диспетчерских служб, потому что они встречаются с жителями в стрессовых для последних ситуациях.

Попадание в дорожно-транспортное происшествие сложно назвать приятным событием в жизни человека. Но неправильное поведение водителя после аварии может привести к еще более негативным последствиям. Поэтому крайне важно знать, какие действия после ДТП следует предпринять и чего не нужно делать ни в коем случае. Сказанное в равной степени касается и виновной, и пострадавшей стороны.

  1. Действия виновника ДТП
  2. Действия пострадавшего после аварии
    1. Если виновник скрылся с места аварии
    1. Когда допускается оформление Европротокола?
    2. Сколько времени отводится страхователю для предоставления автостраховщику полного комплекта документов для получения компенсации?
    3. Сколько времени предоставляется страховой компании на выплату компенсации пострадавшему в ДТП?

    Действия виновника ДТП

    Действия после аварии виновной стороны определяются в зависимости от того, сколько полисов автострахования он оформил. Если у него имеется только обязательная страховка, необходимо:

    • зафиксировать последствия происшествия на фото или видео, желательно – совместно с пострадавшим;
    • взять у последнего контактные данные;
    • произвести аналогичную операцию по отношению к свидетелям (при их наличии);
    • обменяться реквизитами страховых документов;
    • составить извещение о ДТП на специальном бланке и подписать его вместе с пострадавшим;
    • принять участие в рассмотрении дела о дорожно-транспортном происшествии (при несогласии с результатами – оспорить их в 10-дневный срок);
    • принимать участие в мероприятиях, проводимых пострадавшей стороной, (например, сборе данных о ДТП для страховой компании, осмотре автомобиля и т.д.) с целью внесения замечаний.

    При наличии страховки КАСКО необходимо четко следовать требованиям заключенного с автостраховщиком договора. Их перечень определяется правилами конкретной страховой компании и зависит от перечня рисков, включенных в полис.

    Действия пострадавшего после аварии

    Пострадавшая сторона на первом этапе осуществляет примерно такие же действия после ДТП, что описаны выше для виновной. Речь идет о тщательной фиксации обстоятельств происшествия и обмене информации с участниками и свидетелями аварии.

    Далее следует связаться с автостраховщиком виновника ДТП для регистрации наступления страхового случая. После этого нужно ответить на вопросы сотрудника компании.

    Следующим этапом становится формирование комплекта документов и его последующая подача в страховую компанию. Последней предоставляется 20 рабочих дней на осуществление страховой выплаты. По истечении указанного срока возможно начисление неустойки. Еще в течение 5 дней пострадавший имеет право обжаловать действия автостраховщика. После этого целесообразно сразу обращаться в суд для защиты своих законных интересов.

    Если виновник скрылся с места аварии

    Далеко не всегда водитель, виновный в возникновении аварийной ситуации, остается на месте происшествия и участвует в описанных выше действиях. В этом случае пострадавшему следует вызвать сотрудников ГИБДД, после чего осуществить все, что перечислено в предыдущем разделе статьи. В подобной ситуации о наступлении страхового события информируется свой страховщик с последующим написанием соответствующего заявления.

    Действия при наличии пострадавших

    Если в результате ДТП пострадали люди, к оформлению происшествия в обязательном порядке привлекаются сотрудники ГИБДД. При необходимости оперативно вызывается скорая помощь. После этого выполняются действия, описанные выше. Дальнейшие мероприятия проводятся под руководством работником ГИБДД.

    Если речь идет о виновной стороне, целесообразно как можно быстрее привлечь к делу грамотного юриста, лучше всего – со статусом адвоката. Пострадавшему также имеет смысл получить квалифицированную юридическую поддержку, что позволит избежать ошибок и увеличит вероятность быстрого и беспроблемного получения страховой выплаты.

    Заполнение Европротокола

    Отдельного рассмотрения заслуживают действия при ДТП без пострадавших по ОСАГО. В этом случае практически всегда оформляется так называемый Европротокол. Его составление означает реализацию упрощенной процедуры урегулирования конфликта без привлечения ГИБДД. Помимо отсутствия пострадавших, обязательным условием для ее запуска выступает величина ущерба транспортному средству пострадавшей стороны в пределах 100 тыс. руб.

    Внешний вид документа выглядит следующим образом. Бланк достаточно прост для заполнения, так как содержит подробные инструкции. Документ становится основанием для обращения в страховую компанию за получением компенсации. Он выступает заменой справки о ДТП из ГИБДД.



    Заполнение обратной стороны извещения

    Бланк извещения о ДТП выдается страхователю вместе с полисом ОСАГО. Для скачивания документа можно воспользоваться ссылкой или обратиться на официальный сайт РСА. Содержательная часть извещения очень напоминает приведенный выше Европротокол, что вполне логично, так как оба документа используются для фиксации обстоятельств происшествия и выступают основанием для получения страховой выплаты по ОСАГО.

    Водитель самостоятельно заполняет оборотную сторону извещения. Для этого лучше использовать обычную шариковую ручку. Бланк может быть предоставлен любым из участников аварии.

    Какой ущерб может покрыть страховая?

    Величина выплаты в рамках обязательного автострахования регламентирована федеральным законодательством. Если речь идет об ущербе здоровью и жизни людей, максимальный размер компенсации составляет полмиллиона рублей. Если выплата касается возмещения вреда, нанесенного транспортному средству, она не превышает 400 тыс. руб. Допускается взыскание с виновной стороны более крупных сумм, но оно происходит исключительно в судебном порядке.

    Ответы на вопросы

    Когда допускается оформление Европротокола?

    Такой способ оформления ДТП допускается при выполнении трех условий: согласие всех участников, отсутствие ущерба здоровью людей, вред транспортному средству пострадавшей стороны в пределах 100 тыс. руб.

    Сколько времени отводится страхователю для предоставления автостраховщику полного комплекта документов для получения компенсации?

    Пострадавший должен предоставить все необходимые документы в течение 5 дней с момента происшествия.

    Сколько времени предоставляется страховой компании на выплату компенсации пострадавшему в ДТП?

    Законодательство отводит на рассмотрение полученных документов и совершение страховой выплаты 20 рабочих дней. По истечении этого срока страхователь получает право на выплату неустойки.

    Подведем итоги

    Правильные действия после ДТП крайне важны для всех участников. Пострадавшей стороне они помогут быстро и без проблем получить страховую компенсацию по ОСАГО, а виновной – минимизировать финансовые и юридические последствия, а также избежать еще больших проблем в будущем. Поэтому необходимо грамотно оформить происшествие, для чего использовать все предоставленные действующим отечественным законодательством возможности, в том числе – популярный среди автовладельцев Европротокол


    По приблизительным подсчетам в России ежемесячно фиксируются более 10 000 ДТП, это означает, что за сутки происходит более 350 аварий с различными последствиями.

    Наряду с мелкими ДТП, когда машины получают незначительные повреждения, на дорогах случаются аварии с человеческими жертвами и полным уничтожением автомобилей.

    В экстренной ситуации водитель должен четко понимать, что делать при аварии в первые минуты после случившегося ДТП. Как правильно оформить документы и как вести себя при общении с другими участниками аварии. Но обо всем по порядку.

    Независимо от места и времени действия при ДТП нужно соблюдать следующие правила:

    Если в ДТП нет пострадавших, то всем участникам рекомендуется:

    • Оставить автомобиль на месте аварии и не менять его положение до окончания разбирательства;
    • Сделать фотографии, снять на видео машины участников ДТП с разного ракурса;
    • Совместно с другими участниками определить виновника аварии;
    • Самостоятельно заполнить Европротокол, если возражений ни у одной из сторон не возникло. Или вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола и оформления ДТП.

    Если в ДТП есть пострадавшие

    • Без промедления сообщите о количестве пострадавших в Службу спасения МЧС;
    • Если можете — окажите помощь раненым, но перед этим надо убедиться, что вы не навредите потерпевшему;
    • По возможности организуйте отправку пострадавших в стационар на попутном транспорте.

    Правила самостоятельного оформления документов при ДТП

    В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

    Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:

    • участников ДТП двое;
    • пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
    • у обоих участников есть полисы ОСАГО;
    • стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
    • Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
    • Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
    • Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
    • Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
    • Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
    • Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.

    После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.

    Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.

    Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.

    Когда виновник скрылся с места аварии

    По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?

    • Выполнить все правила поведения при ДТП;
    • Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
    • Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
    • Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
    • Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.

    Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.

    Что делать, если у виновника ДТП нет страховки

    К сожалению, более трети всех водителей личного автомобильного транспорта не оформляют полис ОСАГО регулярно. Штраф за езду без страховки намного меньше, чем стоимость полиса, поэтому многие автомобилисты не считают нужным страховать собственную автогражданскую ответственность. Тем самым, граждане попросту не задумываются, что в любой момент могут стать виновниками ДТП.

    Если вы все же попали в ДТП, где у виновной стороны отсутствует полис ОСАГО, возместить причиненный ущерб можно тремя путями:

    Первый вариант

    Участник ДТП признает свою вину и согласен компенсировать ущерб собственными средствами. В подтверждение этого виновник пишет расписку в которой изложены все детали ДТП. В ней должны быть указаны:

    • наименование документа;
    • дата и место составления;
    • паспортные данные обоих участников ДТП;
    • список повреждений автомобиля пострадавшего;
    • данные об автомобилях (госномер, марка и модель, вин-номер, номер ПТС);
    • сумма ущерба и срок за который признавший вину виновник обещает ее выплатить;
    • подписи обеих сторон.

    Второй вариант

    Виновная сторона не признает свою ответственность. Потерпевшему необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для грамотного оформления ДТП. В протоколе должны быть паспортные данные виновника и пометка об отсутствии у виновника ДТП страховки. Далее нужно обратиться к оценщику для проведения независимой экспертизы. На основании отчета эксперта составляется досудебная претензия и отправляется по адресу виновника аварии с целью взыскания суммы ущерба

    В случае, если виновник отказался платить после полученной досудебной претензии, потерпевшая сторона имеет право подать в суд с исковым заявлением.

    Для суда надо подготовить:

    • справку о ДТП,
    • заключение эксперта, осмотревшего автомобиль,
    • все чеки, подтверждающие оплату сопутствующих делу издержек (самая главная трата на эксперта),
    • постановление об административном правонарушении,
    • экземпляр уведомительного письма в котором виновника аварии приглашали на независимую экспертизу (письмо должно быть с маркой),
    • все документы на автомобиль.

    Призвать виновника к ответственности можно в течение 3-х лет после случившегося. Само рассмотрение дела занимает около 3-х месяцев, но все индивидуально. В любом случае придется запастись терпением, тем более если ответчик не будет появляться в суде.

    Читайте также: