Кто должен уступить дорогу водитель автомобиля приближающийся слева водитель трамвая

Обновлено: 13.05.2024

Многие водители уверены, что трамвай всегда имеет преимущество в движении и пропускают его при любых ситуациях. Однако это не совсем верно и может привести к ДТП, потому что в правилах четко обозначены моменты, при которых именно он обязан пропустить других участников дорожного движения. Итак, в каких случаях нужно уступать дорогу трамваю, а когда этого делать не стоит?

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с движением трамвая, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с трамваем, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: доб. 844

    Ситуации, при которых трамвай уступает дорогу

    Действительно, практически всегда трамвай идет первым, а исключения составляют всего лишь три случая:

    • если автомобиль едет по главной дороге, а трамвай – по второстепенной. Эта ситуация на 100% подходит под действие правила о том, что при пересечении неравнозначных дорог водитель транспортного средства (любого, без разграничения на виды (пассажирский и т.д.)) идущего по второстепенной полосе обязан уступить дорогу тому, кто движется по главной независимо от того, каково дальнейшее его направление движения;
    • если автомобилю открыт путь зелёным сигналом светофора, а для трамвая горит только зелёная стрелка одновременно с красным или жёлтым сигналом;
    • если автомобиль двигается по дороге, а трамвайный вагон только выезжает из депо.

    В принципе, разобравшись, в каких случаях трамвай уступает дорогу автомобилю, проблем в дорожном движении возникать не должно.

    Что должен запомнить водитель и самые проблемные вопросы

    При равнозначных дорогах, встречном и попутном движении трамвай имеет преимущество перед любым безрельсовым транспортом, и это правило не должен забывать ни один водитель. Вместе с этим нужно запомнить и три описанных выше исключения, в которых электротранспорт уступает автомобилям право проезда первыми.

    На первый взгляд ситуации, когда нужно уступать дорогу трамваю, понятны и просты, но на практике водители благодаря трамвайным путям сталкиваются ещё с несколькими трудностями:

    • движение в районе трамвайной остановки (кто кого пропускает);
    • движение по рельсам (допустимо ли это);
    • перекрестки с трамвайными путями и участие дополнительных знаков.

    Особенности маневренности на дорогах, содержащих трамвайные пути

    Особенно сложными для многих остаются вопросы маневренности на тех участках, на которых есть трамвайные пути. Согласно Правилам, если слева по ходу движения автомобиля проложены рельсы на одном уровне с общим дорожным полотном, тогда для обгона или объезда впереди идущего автомобиля при отсутствии на путях трамвая, водитель может заехать на те участки, которые касаются попутного движения. Выезд на встречное направление категорически запрещен!

    • если трамвайный вагон отдалён и автомобиль успевает повернуть, тогда следует так и сделать;
    • если трамвайный вагон близко, то автомобиль должен сбавить скорость и уступить дорогу трамваю, а уже следом за ним переместиться на рельсы.

    Что необходимо знать при приближении к трамвайной остановке

    Самыми опасными участками дороги, посередине которой проложены трамвайные пути, становятся остановки, поэтому водителю автомобильного транспорта заблаговременно следует оценить ситуацию и определиться: должен ли он остановиться и уступить дорогу переходящим пассажирам или нет?

    Осторожно! В случае перехода проезжей части пассажирами, не стоит терять бдительность. К сожалению, не все из них знают и соблюдают Правила дорожного движения, а водитель по закону несет ответственность всегда, т.к. он управляет средством повышенной опасности.

    Нарушение Правил, и когда нужна юридическая помощь

    Выше рассмотрены самые частые и распространенные ситуации, которые помогут вам правильно вести себя в пути, понять, когда и кому стоит уступить, чтобы избежать нарушений Правил дорожного движения. Но случаи бывают разные, особенно, когда кто-то из участников не понимает всех нюансов или, когда участники пользуются противоречащими друг другу знаками и пунктами Правил.

    Все ситуации требуют отдельного рассмотрения, поэтому имеет смысл обратиться за помощью к специалисту в области автоправа. Тем более не обойтись без юридической помощи, если нарушение Правил привело к ДТП и судебному разбирательству.

    Вопрос 1

    Что называется разрешенной максимальной массой транспортного средства?

    1. Максимально допустимая для перевозки масса груза, установленная предприятием-изготовителем.
    2. Масса снаряженного транспортного средства без учета массы водителя, пассажиров и груза, установленная предприятием-изготовителем.
    3. Масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

    Разрешенная максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой (п. 1.2 ).

    Вопрос 2


    Вам разрешено продолжить движение:

    1. Только прямо.
    2. Прямо или в обратном направлении.
    3. Во всех направлениях.

    Знак "Поворот налево запрещен" запрещает только поворот налево как таковой. Таким образом, на этом перекрестке вы можете развернуться в разрыве разделительной полосы или продолжить движение в прямом направлении.

    Вопрос 3


    Какие из указанных знаков разрешают проезд на автомобиле к месту проживания или работы?

    Действие знаков А ("Движение запрещено") и В ("Движение механических транспортных средств запрещено") не распространяется на ТС, принадлежащие гражданам, проживающим в обозначенной зоне. Знак Б ("Въезд запрещен") запрещает движение в данном направлении всех ТС.

    Вопрос 4


    Что обозначают эти дорожные знаки?

    1. Парковочное место только для автобусов.
    2. Парковочное место для автобусов и троллейбусов.
    3. Парковочное место, где возможна пересадка на маршрутное транспортное средство (автобус или троллейбус).

    Знак "Парковочное место" с табличкой "Вид маршрутного транспортного средства" используются для обозначения мест стоянки ТС для возможности продолжить движение на маршрутном ТС - автобусе, троллейбусе или метро.

    Вопрос 5


    Разметка в виде треугольника на полосе движения:

    1. Обозначает опасный участок дороги.
    2. Предупреждает Вас о приближении к месту, где нужно уступить дорогу.
    3. Указывает место, где Вам необходимо остановиться.

    Разметка (в виде треугольника на полосе движения) предупреждает о приближении к разметке, перед которой вы должны при необходимости остановиться, выполняя требование знака "Уступите дорогу", предоставляя преимущество ТС, движущимся по главной дороге.

    Вопрос 6

    Разрешается ли продолжить движение, если регулировщик поднял руку вверх после того, как Вы въехали на перекресток?

    1. Разрешается.
    2. Разрешается, если Вы поворачиваете направо.
    3. Запрещается.

    Поскольку вы уже въехали на перекресток, необходимо продолжить движение и покинуть его в выбранном вами направлении (п. 13.7 ) и (п. 6.14 ).

    Вопрос 7


    Вы намерены продолжить движение по главной дороге. Обязаны ли Вы включить указатели левого поворота?

    1. Обязаны.
    2. Обязаны, если с других направлений приближаются транспортные средства.
    3. Не обязаны.

    Вы обязаны информировать других участников движения о своих намерения во всех случаях. Поэтому, собираясь продолжить движение по главной дороге, т.е. выполнить левый поворот на перекрестке, вы должны включить указатели поворота соответствующего направления (п. 8.1 ).

    Вопрос 8


    Кто должен уступить дорогу при взаимном перестроении?

    1. Водитель легкового автомобиля.
    2. Водитель грузового автомобиля.
    3. Водителям следует действовать по взаимной договоренности.

    При взаимном перестроении водитель грузового автомобиля должен уступить дорогу водителю легкового автомобиля, находящемуся от него справа (п. 8.4 ).

    Вопрос 9


    В каких направлениях Вам можно продолжить движение?

    1. Только прямо.
    2. Прямо и налево
    3. Прямо, налево и в обратном направлении.

    Поскольку вы заняли крайнее левое положение на проезжей части, а разметку 1.11 можно пересекать со стороны прерывистой линии, выполнить разворот на перекрестке вам разрешено (п. 8.5 ).

    Вопрос 10


    С какой максимальной скоростью Вы имеете право продолжить движение на легковом автомобиле?

    Двигаясь по автомагистрали (знак "Автомагистраль") на легковом автомобиле, вы можете развивать скорость не более 110 км/ч (п. 10.3 ).

    Вопрос 11


    Как Вам следует поступить в данной ситуации?

    1. Уступить дорогу встречному автомобилю.
    2. Проехать первым.
    3. Действовать по взаимной договоренности с водителем встречного автомобиля.

    Если встречный разъезд затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу (п. 11.7 ). Поскольку препятствие находится на Вашей стороне, то Вы и должны уступить дорогу.

    Вопрос 12


    Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку в этом месте?

    1. Разрешено.
    2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи для движения маршрутных транспортных средств.
    3. Запрещено.

    Хотя Вами соблюдено требование постановки автомобиля на стоянку не ближе 15 м от указателя места остановки маршрутных ТС, Вы все же нарушите Правила, так как остановка и стоянка запрещены на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними (п. 12.4 ) и (п. 12.5 ).

    Вопрос 13


    Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

    1. Уступите дорогу трамваю.
    2. Дождетесь разрешающего сигнала специального светофора и, пропустив трамвай, повернете налево.
    3. Проедете перекресток первым.

    Вопрос 14


    Кому Вы обязаны уступить дорогу при повороте налево?

    1. Только пешеходам.
    2. Пешеходам и велосипедисту.
    3. Никому.

    Поворачивая налево на данном перекрестке, следует уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую Вы поворачиваете (п. 13.1 ) и велосипедисту, так как он двигается во встречном направлении.

    Вопрос 15


    В каком случае Вы должны будете уступить дорогу автомобилю ДПС?

    1. Если на автомобиле ДПС будут включены проблесковые маячки синего цвета
    2. Если на автомобиле ДПС одновременно будут включены проблесковые маячки синего цвета и специальный звуковой сигнал.
    3. В любом.

    Вопрос 16

    1. Снизить скорость
    2. При необходимости остановиться и пропустить детей
    3. Осуществить все перечисленные действия

    Вопрос 17

    В каких случаях водители мопедов нарушают Правила?

    1. Только если управляют мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой.
    2. Только если двигаются по дороге без застегнутого мотошлема.
    3. В обоих перечисленных случаях.

    Водителям мопедов запрещается: управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой, двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (п. 24.8 ).

    Вопрос 18

    Эксплуатировать грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т можно при отсутствии:

    1. Аптечки.
    2. Огнетушителя.
    3. Знака аварийной остановки.
    4. Противооткатных упоров.

    Эксплуатировать грузовой и легковой автомобиль Вы можете только при наличии в нем медицинской аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки (Перечень п. 7.7 ). Противооткатные опоры необходимы только для грузовых максимальной массой свыше 3,5 т.

    Вопрос 19


    В случае остановки на подъеме(спуске) при наличии обочины можно предотвратить самопроизвольное скатывание автомобиля на проезжую часть, повернув его передние колеса в положение:

    Производя остановку на спусках (поз. А и Б) или подъемах (поз. В и Г) при наличии обочины, водители должны не только использовать стояночный тормоз, но и повернуть колеса в сторону, чтобы избежать самопроизвольного скатывания автомобиля на проезжую часть. Правильное положение колес обеспечили водители автомобилей А и Г.

    Вопрос 20

    Установленный факт употребления водителем вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей:

    1. 0,10 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
    2. 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
    3. 0,25 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха

    Допустимая норма алкоголя за рулем составляет до 0,15 промилле при выдыхаемом воздухе. 0,16 промилле факт алкогольного опьянение.

    Трамвай штука большая и неуклюжая. Он звенит, шумит, гремит и в дополнении ко всему движется по рельсам. Многие водители забыв ПДД, думают: "Уступлю я ему, от греха подальше".

    Первые трамваи в мире были на конной тяге и появились они в Балтиморе в 1828 году, а позже распространились по многим городам Америки. Однако первые рельсы были подобны железнодорожным и выступали над дорогой вверх, что очень мешало уличному движению. В 1852 году Альфонс Луба предложил систему, по которой рельсы утапливались в дорогу, и конный трамвай получил широкое распространение повсеместно, в том числе и в России. Первый конный трамвай в России появился в 1863 году в Петербурге. В Москве лишь 9 лет спустя, в 1872 году.

    Первые трамваи в мире были на конной тяге и появились они в Балтиморе в 1828 году, а позже распространились по многим городам Америки. Однако первые рельсы были подобны железнодорожным и выступали над дорогой вверх, что очень мешало уличному движению. В 1852 году Альфонс Луба предложил систему, по которой рельсы утапливались в дорогу, и конный трамвай получил широкое распространение повсеместно, в том числе и в России. Первый конный трамвай в России появился в 1863 году в Петербурге. В Москве лишь 9 лет спустя, в 1872 году.

    А теперь переходим к главному. Как поступить водителю, если к нему приближается этот "большой кусок" железа. Мало того приближается, он пересекает дорогу.

    Трамвай имеет однозначное преимущество (т. е. дорогу ему нужно уступить) на перекрестках равнозначных дорог не зависимо от направления его движения;

    На регулируемых перекрестках, трамвай также имеет преимущество, не зависимо от направления своего движения, но при условии, что перед ним разрешающий сигнал светофора.

    Водителям трамвая, также как и другим водителям, двигаться на запрещающий сигнал светофора - запрещено. Думаю это и ежу понятно.

    Перекресток регулируемый, поскольку мы видим два светофора. Т- образный, он распространяет свое действие на трамваи и маршрутные ТС, если есть специальная полоса, так называемая "выделенка". И наш обычный, который для остальных водителей. На Т - образном - запрещающий сигнал. На обычном разрешающий. Трамвай будет стоять, а легковой может спокойно продолжить движение. Представим другую ситуацию. Давайте уберем Т - образный светофор. Тогда водитель трамвая, обязан руководствоваться сигналами обычного светофора. А он ему движение разрешает. Исходя из этого дорогу ему нужно уступить.

    Перекресток регулируемый, поскольку мы видим два светофора. Т- образный, он распространяет свое действие на трамваи и маршрутные ТС, если есть специальная полоса, так называемая "выделенка". И наш обычный, который для остальных водителей. На Т - образном - запрещающий сигнал. На обычном разрешающий. Трамвай будет стоять, а легковой может спокойно продолжить движение. Представим другую ситуацию. Давайте уберем Т - образный светофор. Тогда водитель трамвая, обязан руководствоваться сигналами обычного светофора. А он ему движение разрешает. Исходя из этого дорогу ему нужно уступить.

    На перекрестках не равнозначных дорог, водитель трамвая будет всегда иметь преимущество, если въезжает на него по главной дороге.

    Перед нами перекресток не равнозначных дорог. Запомните, что положение транспортных средств, всегда оценивается до въезда на перекресток. Важно по какой дороге мы въезжаем, а не по какой съезжаем. Наш автомобиль въезжает с главной дороги. Трамвай "А" - со второстепенной, трамвай "Б" - с главной, автомобиль, который спрятался за ним, с главной. Исходя из изложенного, трамваю "А", дорогу не уступаем. Трамвай "Б", имеет преимущество. Ну а с водителем легкового, разъезжаемся по правилу правой руки, т.е. дорогу ему уступаем.

    Перед нами перекресток не равнозначных дорог. Запомните, что положение транспортных средств, всегда оценивается до въезда на перекресток. Важно по какой дороге мы въезжаем, а не по какой съезжаем. Наш автомобиль въезжает с главной дороги. Трамвай "А" - со второстепенной, трамвай "Б" - с главной, автомобиль, который спрятался за ним, с главной. Исходя из изложенного, трамваю "А", дорогу не уступаем. Трамвай "Б", имеет преимущество. Ну а с водителем легкового, разъезжаемся по правилу правой руки, т.е. дорогу ему уступаем.

    На всякий случай, запомните еще одно золотое правило: " При разъездах с трамваями Правило правой руки не работает ". То есть, "трамвай на главной, мы на главной" - преимущество у трамвая, "мы на второстепенной, трамвай на второстепенной"- преимущество у трамвая.

    Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают путь движения безрельсовых ТС, водитель трамвая имеет преимущество.

    Водитель трамвая должен уступить дорогу всем транспортным средствам.

    Когда выезжает из депо. А депо - это прилегающая территория.

    Трамвай на перекрестке

    В десятой статье серии "Правила проезда перекрестков" речь вновь пойдет о проезде перекрестков, на которых расположены трамвайные пути и организовано движение трамваев.

    В предшествующей статье речь шла о выборе правильного положения перед перекрестком, а также рассмотрены перекрестки, регулируемые регулировщиком. Сегодня речь пойдет о других вариантах перекрестков:

    Напомню, что на перекрестках с трамвайными путями, как и на любых других, необходимо занять правильное положение на проезжей части. Причем в некоторых случаях автомобиль должен находиться прямо на трамвайных путях.

    Трамвайные пути на перекрестке, регулируемом светофором

    Регулируемый перекресток

    В данном случае проезд перекрестка регламентируется пунктом 13.6 правил дорожного движения:

    13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

    В большинстве случаев на перекрестках, регулируемых сигналами светофоров, преимущество имеют рельсовые транспортные средства, т.е. трамваи.

    Единственное исключение из этого правила - ситуация, когда трамвай поворачивает под включенную в дополнительной секции зеленую стрелку одновременно с красным или желтым сигналом. В этом случае преимущество имеют водители автомобилей. Именно такая ситуация изображена на рисунке выше, где трамвай уступает дорогу синему и белому автомобилям.

    Обратите внимание, если автомобиль и трамвай движутся с разных направлений (как на рисунке выше), то водитель машины не может определить, едет трамвай на зеленый сигнал в дополнительной секции или на обычный зеленый сигнал.

    Если рассмотреть ситуацию с другой стороны и оценить последствия ДТП для водителя трамвая и водителя автомобиля, то становится очевидно, что водитель автомобиля всегда в проигрыше, т.к. автомобиль из-за своего малого веса получает значительные повреждения. Пример такого ДТП представлен на видео:

    Единственный вывод, который можно сделать из всего вышесказанного - на перекрестках, регулируемых светофорами, следует всегда уступать дорогу трамваю, который начал движение.

    Неравнозначный перекресток с трамвайными путями

    Проезд нерегулируемых неравнозначных перекрестков с трамвайными путями описывается сразу несколькими пунктами правил дорожного движения. Для начала рассмотрим все указанные пункты:

    13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

    На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

    13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

    13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

    На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

    13.11 1 . При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

    На основе приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:

    1. Если трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге, а Ваш автомобиль по главной, то трамвай должен уступить дорогу автомобилю. Ситуация приведена на рисунке ниже, где трамвай уступает дорогу оранжевому автомобилю, находящемуся на главной.

    Замечу, что водитель трамвая, которому вскружил голову огромный вес его транспортного средства, может и не захотеть уступать дорогу Вашему "малюсенькому автомобильчику". Так вот, в этом случае под трамвай лезть не следует, даже если Вы полностью уверены, что при последующем разборе ДТП правда будет на Вашей стороне.

    Неравнозначный перекресток

    2. Во всех ситуациях, кроме описанной выше, трамвай на неравнозначном перекрестке имеет преимущество перед автомобилями, поэтому ему следует уступить дорогу.

    Равнозначный перекресток с трамвайными путями

    При проезде нерегулируемых равнозначных перекрестков с трамвайными путями применяются пункты 13.11 и 13.11 1 правил дорожного движения:

    13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

    На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

    13.11 1 . При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

    В данном случае водители автомобилей должны уступать дорогу абсолютно всем трамваям, с которыми пересекаются их траектории.

    Равнозначный перекресток

    Обратите внимание, с 8 ноября 2017 года начал действовать пункт 13.11 1 ПДД, относящийся к равнозначным перекресткам с круговым движением. На таких перекрестках трамвай должен при въезде на перекресток уступить дорогу автомобилям, движущимся по кругу.

    Ну а в следующей статье серии рассмотрен выбор правильного места для остановки перед перекрестком.

    Читайте также: