Кто должен сидеть в машине рядом с водителем

Обновлено: 26.04.2024

§ 12. В представительских экипажах с расположением мест друг против друга почетным местом является место на заднем сидении справа по ходу движения. Порядок рассадки по старшинству показан на схеме.

§ 13. По прибытии экипаж подается таким образом, чтобы выход был с правой стороны, причем лицо, занимающее почетное место выходит первым

§ 14. При следовании на церемониях в автомашинах, как правило, занимается только заднее сидение. Если в автомашину садится еще одно лицо, то занимается место либо между двумя почетными лицами, либо откидное сидение, чтобы не мешать сидящему на почетном месте во время движения и при выходе.

§ 15. При посадке в автомашину двух персон, места занимаются на заднем сидении, где почетный гость (а если это женщина, то независимо от своего положения) занимает правое место по ходу движения.

Мы говорим о том, что протокол писан для всех и соблюдение его для всех неукоснительно. Однако в исключительных случаях допускается корректировка протокола. И некоторые корректировки мы внесем в указанную параграфами протокола рассадку в экипажах.

Как известно, место на переднем сидении рядом с водителем никогда не занимается, ни первым, ни даже вторым лицом. Это место чисто рабочее. Там может сидеть охранник, репортер, как исключение переводчик. И ведется это издревле, с тех давних времен, когда передвижение осуществлялось в конных экипажах. Ну, разве можно представить себе высокопоставленную особу или приближенного к царскому двору дворянина, восседающего на облучке с кучером. Кстати, исстари существовала загадка-шутка: "Кто имеет право сидеть к царю спиною?" Ответ: "Кучер". Не поэтому ли щепетильные англичане изобрели своеобразные коляски, называемые "кэбами", где кучер не сидел на облучке, а стоял на запятках и длинными вожжами, через крышу кэба управлял лошадями.

Так вот, этот обычай не занимать место рядом с кучером, а в XX веке рядом с водителем существует и по сей день. Но все же существуют ситуации, когда это правило мы просто обязаны нарушить. Это касается таких случаев, когда вы пользуетесь не служебной машиной, а любезностью принимающего вас хозяина, предоставляющего свою личную машину и находящегося за рулем. Здесь вы просто обязаны сесть рядом с ним на переднее сидение. Ваша посадка на заднее место, чего требует протокол, в данном случае будет оскорбительна для вашего друга, партнера или коллеги, который ведет машину. Даже если вы следуете с дамой, то дама занимает правое заднее место, а вы остаетесь на переднем.

В случае же посадки в машину со вторым сопровождающим вас лицом, второе лицо садиться спереди, а вы сзади.

Схематически это выглядит так:

Рассмотрим другие примеры рассадки в автомобилях:

В случае же следования в экипажах, управляемых профессиональным водителем (такие автомашины называются персональными), нарушение протокола, означенного параграфом категорически исключено. К тому же встречающему лицу необходимо учитывать, что лучшим вариантом при встрече почетного гостя является следование в автомашинах вдвоем. Рассадка вторых и третьих лиц в последующих машинах, движущихся кортежем, допускается и численностью до четырех человек.

Теперь обратим внимание на рассадку в автомашинах при встрече почетного гостя, прибывающего с супругой или женщиной, являющейся деловой партнершей (секретарь, референт, помощник). В одном случае женщина вне зависимости от своего служебного положения занимает заднее место справа, вы - левое. Не лишним будет на место рядом с водителем усадить сопровождающего. Хозяин же, обязанный в этом случае встречать вас также с супругой (или с деловой партнершей), садится в следующую машину.

Не исключен случай, когда вы пребываете на деловую встречу в личной машине, находясь за рулем самостоятельно. Хотя это и не принято протоколом, но кратковременность и безотлагательность визита это допускают. В этом случае глава принимающей фирмы ни в коем случае не должен пользоваться любезным предложением воспользоваться вашей машиной, а предоставить сопровождающего, который по ходу поездки будет консультировать вас по правильности выбранного маршрута, уведомлять те или иные инстанции о вашем приезде и пр. Естественно, сопровождающий садиться рядом с вами. Если же с вами следует еще и помощник, то он (если это не женщина) пересаживается на заднее левое сидение, оставляя почетное правое место свободным.

Сегодня автомобили — неотъемлемая часть нашей жизни. Конечно, основа управления ими — это ПДД. Но существуют и неписаные правила поведения для автолюбителей, водительский этикет. Те, кто ему следует, вызывают уважение у окружающих на дороге, которые понимают, что перед ними — культурный человек.

за рулем

Особенности этикета

В западных странах о социальном статусе человека во многом судят по автомобилю, на котором он передвигается. Согласно правилам этикета, тот, кто получил повышение по службе, обязан обзавестись и более дорогим и престижным автомобилем. Порой работодатель даже может выдать для этих целей специальный кредит, заботясь об имидже компании. С другой стороны, целенаправленно покупать дорогостоящее авто для демонстрирования своей финансовой состоятельности считается моветоном. К примеру, женам состоятельных мужчин не стоит ездить к себе на работу на Ferrari, хотя и пересаживаться на Lada Kalina тоже не обязательно. Для поездок на любую работу (даже если она — не более, чем хобби) оптимальным вариантом считается автомобиль гольф-класса, пускай и премиального сегмента.

Автомобильный этикет начинается с посадки в машину по всем правилам приличия. Водитель мужчина должен открывать дверь пожилому человеку или женщине; ей также следует подавать руку, чтобы даме было удобнее разместиться в машине. Когда автомобилист возвращается на свое место, он обходит машину спереди так, чтобы пассажир его видел. Если же за рулем автомобиля женщина, то ей следует открывать дверь лишь пожилым людям.

за рулем

Как садиться в машину, мужчина решает сам; женщине, в свою очередь, принято вначале усаживаться, а затем поднимать ноги (при высадке — наоборот). Поскольку пассажиры — это гости автомобиля, каждый из них может выбрать место посадки себе по вкусу. Однако водитель, как хозяин, вправе предложить собственную схему рассаживания в своей машине. Согласно этикету, переднее место рядом с водителем — самое почетное из всех, следующее по престижности то, что находится от него по диагонали. Соответственно, наименее престижным считается место позади водителя. При этом водительский этикет диктует и то, что при рассадке в машине стоит принимать во внимание пол и возраст пассажиров: к примеру, если вы с супругой везете на дачу ее родителей, то рядом с вами садится теща, по диагонали — тесть, а жене достается место позади вас.

Однако все эти правила относятся лишь к личным автомобилям: у служебных машин и такси иной этикет. В этих случаях наиболее престижное место — по диагонали от водителя; причин этому несколько. Во-первых, справа удобнее осуществлять посадку и высадку, во-вторых, пассажир, сидящий сзади, может до упора отодвинуть переднее сиденье, чтобы ему было удобнее сидеть. Следующее, второе по престижности место находится за водителем; сидящие рядом пассажиры могут во время поездки вести беседу. А переднее пассажирское место в такси и служебных машинах либо свободно, либо достается охране. Именно поэтому во многих странах таксисты давно привыкли к тому, что рядом с ними вообще никто не садится. В России же пассажир, который садится позади таксиста, как бы дает ему понять, что не намерен во время поездки вести диалог.

В идеальных условиях к конкретному автомобилю следует специально подбирать одежду: к примеру, для больших внедорожников не подходят классические костюмы. Эти машины изначально создавались для активного отдыха, поэтому с ними хорошо сочетается повседневный (casual) стиль одежды. А седан бизнес-класса, напротив, подразумевает наличие строгого костюма: ездить в такой машине в фитнес-клуб, надев шорты и кеды — моветон. Для этого куда уместнее спортивный автомобиль.

на внедорожнике

Вполне понятно, что большинство людей не может позволить себе владение несколькими машинами, поэтому лучше всего остановить свой выбор на универсальном автомобиле гольф-класса. Но и здесь есть свои нюансы: для поездок на службу в костюме лучше подойдет седан, а если строгого дресс-кода нет — можно позволить себе хэтчбек или кроссовер.

за рулем

Выразить им свое недовольство можно при помощи коротких звуковых сигналов: один сигнал — предостережение, два — недовольство, три — раздражение, четыре и более — ругань. Еще один способ показать свое возмущение — это многократное мигание дальним светом. Правда, некоторые автомобилисты идут дальше: они просто обгоняют машину обидчика и либо притормаживают, либо полностью останавливаются перед ней. Однако, стоит учесть, что на дорогах полно нервных воителей, а потому последствия таких маневров могут быть самыми непредсказуемыми.

за рулем

Что касается встречных машин, то предупредить их, к примеру, о сотрудниках ДПС можно двумя кратковременными включениями дальнего света.

В то же время водители, которых собираются обгонять, могут из вежливости подсказать тем, кто находится позади, когда стоит и не стоит идти на обгон. Если ситуация позволяет совершить такой маневр, нужно включить правый поворотник (возможно, дополнительно притормозить). Кстати, левый поворотник, включенный у водителя, который совершил обгон, но пока не вернулся на свою полосу — это знак для окружающих (к примеру, движущихся за обгоняемым грузовиком машин), что впереди на полосе встречного движения свободно и можно последовать его примеру и также совершить обгон.

за рулем

Если же вы едете впереди и вам видно, что дорожная обстановка не располагает к тому, чтобы вас обгоняли, включите левый поворотник. Также можно кратковременно зажечь тормозные огни — так часто делают дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка впереди. Другие варианты — переменное включение правого и левого поворотников вкупе со стоп-сигналами, высовывание левой руки ладонью назад или при открывании левой двери.

Вот и все основные правила водительского этикета. Если соблюдать их наравне с правилами ПДД и быть взаимно вежливыми на дорогах, то путь, куда бы он ни лежал, наверняка будет счастливым.

Водитель

Вообще, в дороге, из соображений безопасности, недопустимы выяснения отношений, разговоры на повышенных тонах или касающиеся каких-либо сложных вопросов, отвлекающих того, кто ведет машину. Водитель — главный человек в автомобиле, вне зависимости от того, личный это транспорт или такси, поэтому указывать ему, куда и как ехать, считается моветоном. Единственное исключение — вопросы безопасности: если пассажира тревожит слишком высокая скорость движения, он вправе попросить водителя снизить ее. Также вполне допустимо попросить таксиста переключить музыку с шансона на что-то другое.

С 7 марта 2021 года изменились правила перевозки пассажиров в автобусах. Теперь нельзя высаживать детей, которые не оплатили проезд. А контролер может потребовать паспорт, чтобы составить протокол.

Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.

Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.

Получить билет и багажную квитанцию

Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.

В Московской области женщина оплатила проезд, но водитель не выдал ей билет. Или выдал, но другие пассажиры его не передали. Когда контролер стал проверять билеты, у женщины его не было. Оштрафовали и водителя, и пассажирку. Штраф для женщины составил 1000 Р .

Подробно тонкости с билетами регулируют региональные и муниципальные акты. Где-то есть электронные проездные, где-то нет. Где-то можно оплачивать поездки картой, где-то еще нельзя. Система с бумажными проездными тоже везде своя. Поэтому билет может выглядеть по-разному . Например, как талон с номером или чек с данными об оплате. А может вообще быть электронным — тогда его отправляют на электронную почту или телефон.

Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.

Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.

Использовать льготы на проезд

Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.

На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:

  1. В городском транспорте.
  2. В пригородном транспорте.
  3. В сельской местности — во внутрирайонном транспорте.
  4. Один раз в год — в междугородном транспорте до дома и обратно.

Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:

  1. В пригородном железнодорожном транспорте.
  2. В междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Набор социальных услуг можно получать в натуральной форме или в виде денег. Если отказаться от права на бесплатный проезд, можно получать каждый месяц примерно 134 Р . Денежный эквивалент всего набора социальных услуг с 1 февраля 2021 года составляет 1211 Р в месяц, каждый год его немного повышают. Как оформить эти услуги или отказаться от них, можно подробно узнать в ПФР.

Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.

Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:

  1. Документ, подтверждающий право на льготу.
  2. Если там нет фотографии, то еще и документ, подтверждающий личность.

То есть паспорт для подтверждения льготы может попросить не только представитель органа власти — транспортного управления, но и сотрудник компании-перевозчика — кондуктор или контролер. И всем льготникам, у которых нет фотографии в социальном проездном, паспорт нужно возить с собой.

Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.

I. При посадке и высадке пассажиров в легковые авто водитель несет ответственность за их безопасность и комфорт: он лично помогает занять места в салоне и выйти из машины.

II. Значимость мест в авто по степени убывания статуса:


1) заднее правое - самое почетное место, его предлагают даме, старшему по возрасту или положению человеку;

2) заднее левое, за спиной водителя - второе по статусу место;

3) среднее место на заднем сиденье предлагается только в авто представительского класса;

4) место справа от водителя - для переводчика или сопровождающего лица.

III. Посадка в авто происходит в определенном порядке:

1. Сначала на почетное, заднее правое место усаживают даму (или важное лицо), при этом дама не ступает одной ногой в машину (она не раздвигает ноги из соображений пристойности или узости юбки) - чтобы этот маневр удался ей легко и непринужденно, даме необходимо помочь, предложив ей руку, на которую она могла бы опереться.

2. Затем занимаются среднее и левое задние места автомобиля с левой стороны:

• дамам обязательно помогают это сделать;

• мужчины могут сесть сами;

• помощь при посадке мужчинам - проявление особого уважения к ним.

3. Последними свои места самостоятельно занимают:

• помощник (или переводчик, или сопровождающее лицо) - по ситуации: он может занять место за водителем (если в салоне только одна важная персона) или справа от водителя (если пассажиров больше).

IV. Выход из машины осуществляется в обратном порядке, при этом нога дамы (и любых пассажиров с правой стороны) должна сразу ступать на тротуар, что возможно осуществить только с помощью сопровождающих лиц (высота бордюров, почтенный возраст или вес, узкие юбки, высокие каблуки -помех достаточно много).

Садиться в экипаж должно осмотрительно, не торопясь, и в особенности этот совет относится к дамам, которые при излишней торопливости могут легко запутаться в длинном платье и не только поставить тем себя в смешное положение, но, что еще хуже, повредить ногу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

10.8. Пожар в автомобиле

10.8. Пожар в автомобиле Теперь рассмотрим действия и необходимые меры при пожаре в автомобиле.Есть три наиболее важные вещи, которые надо всегда иметь в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель и несинтетическую накидку. Если автомобиль загорелся,

На автомобиле

На автомобиле — Вы такие высокие и красивые, а мы такие маленькие и толстые. Поедемте с нами мороженое есть.— Моя машина отказывается продолжать движение без прекрасной попутчицы. Помогите, пожалуйста!— Позвольте подвезти Вас. Лучше ехать в машине, чем ждать на морозе

Что еще нужно знать об автомобиле

Что еще нужно знать об автомобиле Правила хранения автомобиля Хранению автомобиля следует уделять также особое внимание. Идеальным местом является теплый гараж, в котором поддерживается постоянная температура. Несколько хуже бетонные гаражи или обшитые изнутри

Путешествие на автомобиле

Путешествие на автомобиле Автопутешествия являются одним из видов активного отдыха и позволяют интересно провести время, познакомиться с достопримечательностями различных городов и мест. Однако такой отдых должен быть как полноценным, так и безопасным. Путешествие на

I. Коротко об автомобиле

I. Коротко об автомобиле Хороший водитель управляет автомобилем почти автоматически. На зрительные и слуховые раздражения он реагирует соответствующими действиями, по большей части не сознавая их причин. Если вдруг из боковой улицы выйдет кто-нибудь, водитель тормозит

Размещение груза на автомобиле

Размещение груза на автомобиле Без долгих теоретических рассуждений вы поймете, о чем идет здесь речь. Многие из вас замечали на собственном опыте, что у автомобиля, на котором вы едете вдвоем, лучше посадка, на поворотах он идет лучше, чем автомобиль, набитый пассажирами

На автомобиле

На автомобиле Намучившись в душных, шумных, малокомфортабельных автобусах, рано или поздно любой путешественник начинает задумываться о том, чтобы купить или арендовать собственный транспорт – машину или мотоцикл.Во время поездки на машине путешественник не привязан к

На автомобиле вокруг света

На автомобиле по Европе

На автомобиле по Европе Для большинства россиян поездка на автомобиле за границу на практике означает поездку именно в Европу. Эта часть света находится ближе всего, в ней лучше всего развита сеть автомобильных дорог, сервис, меньше проблем с документами и полицией.

Езда на автомобиле в тумане

Езда на автомобиле в тумане Меры предосторожности:• Включите фары ближнего света, а лучше – противотуманные фары (если они у вас есть). При движении в тумане важно не только видеть самому, но и ясно обозначить себя: свет фар вашего автомобиля будет хорошим

Езда на автомобиле по воде

Езда на автомобиле по воде Меры предосторожности:• Если вам предстоит преодолеть даже обычную лужу, обязательно снижайте скорость.• Если у вас нет сомнений в глубине преодолеваемого водного пространства (например, вы видите, что другие машины едут по воде

Пожар в автомобиле

Пожар в автомобиле Главные причины:• дефекты электропроводки;• утечка бензина.Ваши действия:1. Заметив огонь, немедленно выключайте зажигание, но не вынимайте ключ, чтобы не заблокировать рулевую колонку.2. Сбрасывайте скорость и останавливайтесь

Ребенок в автомобиле

Ребенок в автомобиле Перед поездкой убедитесь в том, что детское сиденье правильно установлено в вашем автомобиле и ребенок будет надежно защищен. Не следует надеяться на то, что вы собираетесь ехать медленно. Также не следует рассчитывать на то, что ваши руки удержат

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕ Любое обсуждение правил путешествия на машине следует предварить двумя существенными замечаниями: во-первых, всегда пристегивайтесь ремнем безопасности сами и требуйте того же от других пассажиров. Во-вторых, никогда не пейте за рулем

На автомобиле

По статистике, автомобиль считается одним из самых опасных видов транспорта. Тем не менее, люди не готовы отказаться от такого удобного способа перемещения, как собственное авто. Чтобы минимизировать риск повреждений в случае ДТП, многие пассажиры стараются выбрать определенное сиденье в салоне, причем мнения о самом безопасном сильно расходятся.


С самого начала развития автомобильной промышленности считалось, что пассажир на переднем сиденье подвергается наибольшей опасности:

  • чаще всего в ДТП страдает лобовая часть машины (согласно статистике, смертность передних пассажиров в 10 раз превышает смертность тех, кто сзади);
  • при возникновении опасности водитель интуитивно пытается избежать столкновения и выворачивает руль в сторону (машина разворачивается, и под удар подставляется как раз человек на переднем сиденье);
  • при левом повороте встречный автомобиль часто таранит правый борт.

При столкновении лобовое стекло сыпется прямо на водителя и его соседа. Если удар произошел сзади, то непристегнутые люди рискуют легко вылететь наружу. В связи с этим инженеры много работали над защитой передних мест. Именно они оснащены множеством подушек безопасности, которые почти полностью защищают людей от твердых элементов салона.

Многие считают, что в современных авто ездить на переднем сиденье вполне безопасно. В действительности подушки могут помочь далеко не всегда, а при боковых ударах вероятность пострадать остается довольно высокой.

Заднее место справа

Другая часть автомобилистов считает, что безопаснее всего садиться на правое заднее сиденье. Действительно, человек не сможет вылететь наружу через боковое стекло, а вероятность бокового удара невелика в силу правостороннего движения.

Тем не менее, при левом повороте встречная машина может врезаться в правый борт, что грозит серьезными травмами.

В центре заднего сиденья

Специалисты из разных стран мира единодушно заявляют, что среднее место сзади является наиболее безопасным в случае аварии. Такой вывод был сделан по следующим причинам:

  • пассажира защищает багажник;
  • боковой удар будет погашен корпусом автомобиля, либо придется на правое и левое сиденье;
  • если кресло оборудовано собственным ремнем безопасности и подголовником, то пассажир будет максимально защищен от силы инерции, которая возникает при внезапном торможении;
  • действие центробежной силы, которая появляется при вращении автомобиля, тоже будет сведено к минимуму.

В то же время надо понимать, что непристегнутый человек легко может вылететь через лобовое стекло. Кроме того, среднее заднее место не имеет защиты от осколков и прочих элементов, которые попадают в салон при столкновении.

Заднее место слева

Согласно еще одному популярному мнению, место позади водителя считается самым безопасным:

  • при лобовом ударе пассажир будет защищен спинкой водительского сиденья;
  • инстинктивное поведение водителей приводит к тому, что при угрозе столкновения страдает именно правый борт, расположенный на другой стороне авто;
  • от задних столкновений защищает багажник.

В действительности человек, сидящий сзади слева рискует получить тяжелые повреждения в случае бокового удара. Кроме того, многие водители сдвигают свое кресло назад, так что при аварии повышается вероятность получить перелом. Это сиденье считается самым опасным среди задних.

Оценить безопасность пассажирских мест довольно сложно, поскольку тяжесть травм сильно зависит от вида аварии. Так, передним пассажирам почти не страшны боковые удары, а лобовые столкновения могут привести к гибели, в то время как для задних дело обстоит точно наоборот.

Тем не менее, подавляющее большинство специалистов считает, что самым безопасным местом является среднее заднее сиденье. Если в машине имеется три ряда кресел, то лучше выбирать место во 2 ряду посередине. По статистике, переднее пассажирское место наиболее опасно. Дальше идут левое, правое и среднее сиденье (по мере снижения риска повреждений).

Читайте также: