Кто чаще виноват в дтп с мотоциклом

Обновлено: 28.04.2024

Тема ДТП, особенно с участием двухколёсной техники часто очень спорные. Одни винят мотоциклиста, который ехал слишком быстро. Другие винят автомобилиста, который ехал и не смотрел по сторонам. Третьи винят пешеходов, которые переходят дорогу не там, где нужно.



Предлагаю отстраниться от самих ДТП и сравнить дорожные среды двух стран: России и Германии.

Дания, Япония, Великобритания, Германия, Сингапур, Швеция и Швейцария за 2013 год оказались самыми безопасными, здесь в результате ДТП погибло не более 5–6 человек на 100 тыс. населения.

Области видимости

Схема раскрытия треугольника видимости для пешеходного перехода


В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
Не смотря на это, на практике существуют нерегулируемые пешеходные переходы без ограничения скорости в 25 или 40 км/ч. А какие условия видимости при этом (для скорости выше 40 км/ч) должны быть обеспечены — не ясно. Забегая вперёд, т.к в РФ не штрафуются превышения скорости в пределах 20 км/ч, т.е по городу можно ехать со скоростью 80 км/ч.

  • на территории городов и сельских поселений. За городом предполагается достаточно высокая скорость движения автомобиля, которая не позволяет водителю вовремя среагировать на появление пешехода на проезжей части;
  • на участках дорог, на которых максимальная допустимая скорость движения составляет 50 км/ч — максимальная рекомендуемая Всемирной организацией здравоохранения скорость движения транспорта в городах;
  • в местах, где пешеход должен пересечь только 1 полосу движения транспорта в каждом направлении (если одностороннее движение — то однополосная дорога, если двустороннее движение — то двухполосная дорога). Данное требование связано с обеспечением обоюдной видимости (пешехода и водителя). Припаркованные автомобили, движущиеся автомобили в соседней полосе ограничивают видимость и, как следствие, приводят к аварийным ситуациям;
  • в местах, где с двух сторон от проезжей части есть тротуар или отдельная пешеходная дорожка. Предполагается, что при отсутствии путей для пешеходов пешеходные интенсивности незначительны.
    При устройстве нерегулируемого пешеходного перехода в Германии исходят из того, что требуется обеспечить распознаваемость перехода и видимость пешеходов для водителя.


Минимальные расстояния для распознавания пешеходного перехода (немецкие нормативы)

Дорожное покрытие

В России за 2013 год из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог произошло 53080 ДТП в которых погибло 7392 человека. Некачественное дорожное покрытие часто ведёт к желанию водителя отступить от правил дорожного движения. Например, на федеральных трассах возникают ситуации, когда гружёная фура с прицепом не может разогнаться по плохой дороге и едет медленно, создавая за собой заторы. В какой-то момент нервы водителей не выдерживают и они начинают пытаться обогнать затор. Часто такие обгоны совершаются в условиях ограниченной видимости и наличия запрета на обгон.

Участок дороги с твёрдым покрытием между г. Калининском и посёлком городского типа Екатериновка.


В Германии я не был, но судя по замечаниям соотечественников, плохие дорогие там тоже есть. Но в гораздо меньшем количестве.

Алкогольное опьянение

В 2013 году в России произошло 13581 ДТП, возникших из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств, находившихся в состоянии опьянения5. В таких ДТП погибло 2314 человек5. Стоит отметить, что в 2008 году таких ДТП насчитывалось 13611, в которых погибло 2383 человека. В 2005 году произошло 19567 ДТП из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств, находящихся в состоянии опьянения. Число погибших составило 3170 человек. Сокращение числа ДТП, произошедших по вине опьянения, удалось достичь благодаря ужесточению штрафов и введения уголовной ответственности для виновников.

В 2011 году в Германии, в авариях с участием пьяных водителей погибло 346 человек.

Культура вождения

Культура вождения тесно связана с агрессией на дороге. Согласно мнению заведующей лабораторией Республиканского центра проблем человека БГУ Светланы Сагайдак, агрессивного водителя мотивирует две цели: желание доминировать и способ повысить самооценку. Есть люди с глубоко запрятанными комплексами, для которых автомобиль — возможность повысить значимость в глазах окружающих. Первым стартовал, повернул, обогнал — это демонстрация своих возможностей. Некоторые постоянно меняют машины на все лучшие и лучшие и никак не могут остановиться.
В Великобритании за агрессивный стиль езды водитель получает штраф в размере 100 фунтов (около 5800 рублей) и 3 балла (о баллах смотрите чуть ниже).

Методы предотвращения ДТП

Штрафы

В качестве действенности штрафных мер предлагается посмотреть на опыт Германии. Штрафы в Германии состоят из нескольких составляющих.

Самые незначительные нарушения штрафуются только в денежном виде. За средние нарушения кроме денежного штрафа, водитель получает баллы. За самые злостные нарушения водитель дополнительно лишается права вождения автомобиля на определенный срок.

Баллы – это способ оценки водительской истории. Если водитель получает восемь баллов, то ему выдается предупреждение и рекомендуется пройти бесплатные курсы повышения квалификации. За 14 баллов водителю уже в обязательном порядке требуется пройти курсы повышения квалификации. Если же водитель за последние пять лет уже проходил подобные курсы, тогда ему рекомендуется в добровольном порядке участвовать в консультации по психологии вождения. Максимально возможное количество баллов – 18. В этом случае водитель лишается прав на вождение автомобиля минимум на 6 месяцев, а также направляется на психологическое обследование.

Штрафы в Германии за превышения скорости внутри населенного пункта


Штрафы в России за превышения скорости (по состоянию на май 2014 года)


Согласно информации ГИБДД по Тюменской области по состоянию на 23 января 2014 года в Тюмени имелось 22 системных дорожных нарушителя, у которых от 282 до 76 штрафов за нарушение правил дорожного движения. Проводя параллель с немецкими правовыми рамками, не трудно заметить, что в Германии такие системные нарушители были бы отправлены на психиатрическое обследование.

Не заметил мотоциклиста: когда права не удалось вернуть

Автомобилист выезжал из двора, чтобы повернуть налево. Ему показалось, что дорога свободна. Но как только он начал двигаться, в него врезался мотоциклист. Водителя признали виновным в ДТП и хотели лишить прав за то, что мотоциклист получил травмы. В суде автомобилист и его защитники уверяли, что это незаконно. Ведь мотоциклист ехал быстро и тоже нарушил ПДД. К тому же водитель уже заплатил штраф за аварию по другой статье КоАП, а наказывать дважды за одно и то же нарушение нельзя.

В сентябре 2019 года водитель иномарки Виталий Игнатов* поздно вечером выезжал из двора. Справа от него машина сдавала задним ходом. По встречке ехала скорая. Пропуская ее, автомобилист доехал до разделительной полосы для поворота налево. Внезапно в него врезался мотоциклист Иван Трубинин*. Он ехал по правой полосе до сужения дороги, а при перестроении не успел затормозить перед машиной Игнатова. Водитель вызвал полицейских. Проезжавшие мимо врачи оказали первую помощь мотоциклисту.

ЗАЯВИТЕЛЬ:

СУД:

СУТЬ СПОРА:

ВОДИТЕЛЬ СТОЛКНУЛСЯ С МОТОЦИКЛИСТОМ, НО С ЕГО ТРАВМАМИ НЕ СОГЛАСЕН. ВЕДЬ ТОТ БЫСТРО ЕХАЛ И НАРУШИЛ ПДД

РЕШЕНИЕ:

ОСТАВИТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ В СИЛЕ

В суде владелец иномарки вину не признал. Он считал, что мотоциклист слишком быстро ехал, поэтому он его не заметил. К тому же когда Трубинин тормозил, то подрезал скорую. То есть рисковал жизнью многих людей. До заседания Игнатов обращался к независимому эксперту. Тот установил, что выезд авто для поворота не имеет отношения к мотоциклисту, ПДД не охватывается. Соответственно, вины водителя в травмах Трубинина нет. Защитники автомобилиста говорили, что Игнатов уже заплатил штраф за неверный маневр. А сейчас судья рассматривает такое же дело. Поэтому автомобилиста хотят наказать дважды.

Потерпевший рассказал, что скорость не превышал. Он столкнулся с водителем, так как тот создал ему помеху. Непропуск мотоциклиста и причинение средней тяжести вреда его здоровью – это разные нарушения. Поэтому водителя должны наказать за каждое из них.

Дополнительно судья Наталья Колесникова опросила инспектора ГИБДД. Тот пояснил, что мотоциклист получил травмы по вине водителя, так как он не пропустил его при повороте. В заключении эксперта указаны обстоятельства ДТП. На их основании полицейский только убедился, что автомобилист нарушил ПДД. К тому же выписал штраф Игнатову за другое нарушение. Оно не относится к травмам Трубинина.

Судья изучила схему места ДТП, протокол осмотра происшествия с фото, видеозапись столкновения и объяснения очевидцев. И на этой основе установила, что увечья мотоциклиста возникли из-за действий автомобилиста. При этом полицейские верно составили протокол. Ведь непропуск Трубинина и причинение средней тяжести вреда его здоровью – два самостоятельных нарушения. Это подтверждается и п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ №20. Поэтому суд лишил прав Игнатова на 1,5 года по ч. 2 ст. 12.24 КоАП (дело № 05-0029/2020).

ВС: действия водителя – причина травм мотоциклиста

Игнатов подал жалобу в Московский городской суд. Он настаивал, что получил наказание дважды за одно и то же нарушение. К тому же он не виновен в ДТП, поскольку мотоциклист быстро ехал и водитель не заметил его.

Судья Сергей Мисюра оставил наказание в силе. Он изучил видеозапись столкновения. На ней видно, что автомобилист создал помехи мотоциклисту, поэтому тот врезался и получил травмы. ДТП произошло поздно вечером, из-за чего мотоциклист не смог затормозить заранее (дело № 7-7886/2020). Позицию коллеги поддержали во Втором кассационном суде (дело № 16-6688/2020).

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что вина автомобилиста очевидна. Поскольку он не пропустил мотоциклиста, имевшего преимущество в движении. Теперь мотоциклист вправе обратиться в суд с требованием о возмещении причиненного ему ущерба – как здоровью, так и имуществу (мотоциклу). Также он вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда за травмы после ДТП.

Читайте также: