Компенсация за задержку автобуса

Обновлено: 03.05.2024

Коллеге объявлен выговор по причине нарушения трудовой дисциплины - опоздание на работу на несколько минут. Объяснительную он написал: сломался автобус. Справедливо ли решение руководства?

Да, интересный момент, давайте выяснять правильно ли поступил работодатель, наказав за опоздание работника. Является опоздание в данной ситуации уважительной причиной? Имеет ли право работодатель применить в отношении опоздавших работников дисциплинарное взыскание?

На предприятии организована доставка работников на автобусе , который принадлежит работодателю. Работники, пользующиеся развозкой работодателя, могут опоздать на работу, по причине поломки транспорта или пробок на дорогах. Что в этом случае делать директору, наказывать всех за опоздание или нет.

Конечно-же, опоздание по-любому считается опозданием.

Обычно считается так: если ты добираешься своим ходом (общественный транспорт, личный, пешком), то опоздание есть опоздание.

Если же ты едешь корпоративным транспортом (автобус, предоставленный работодателем для доставки сотрудников на работу и с работы), то автобус может хоть час в пробке простоять с половиной рабочего коллектива, это не будет считаться опозданием. Это при условии, что работники никаким другим способом не могли добраться до работы, чтобы сократить время опоздания.

В Роструде считают, что в таком опоздании не может быть вины работников. Если на предприятии организована доставка работников на автобусе, принадлежащем работодателю и в один из дней автобус задерживается, и как следствие работники опаздывают на работу, является ли такое опоздание уважительной причиной? Имеет ли работодатель право применить в отношении опоздавших работников дисциплинарное взыскание?

Вот позиция Роструда:

Нет не имеет. При вынесении дисциплинарного взыскания, работодатель помимо всего прочего должен учитывать и обстоятельства его совершения. В рассматриваемой ситуации, работодатель организовал доставку работников до места работы служебным транспортом, т.е. принял на себя данные обязательства, которые фактически сам же и нарушил (автобус пришёл с опозданием). С водителем опоздавшего автобуса работодатель конечно будет разбираться, а с работниками, которые по этому поводу опоздали на работу – нет.

А что говорит нам по этому поводу трудовой кодекс

При применении дисциплинарного взыскания работодателю необходимо учитывать тяжесть проступка и обстоятельства , при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. При этом оценивать тяжесть проступка работодателю следует не только по продолжительности отсутствия работника на рабочем месте, но и по иным критериям, например по характеру последствий, которые повлекло за собой нарушение режима рабочего времени.

Об опоздании речь идет тогда, когда работник приходит на работу позже начала рабочего дня , прописанного в его трудовом договоре, либо в локальном нормативном акте, например в правилах внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР). И никакого допустимого времени, на которое можно опаздывать, в ТК РФ нет.

Причем опоздание - это поздний приход не просто в офис, но и на свое рабочее место (Статья 209 ТК РФ; пп. "а" п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2)

Кроме того, опоздание - это еще и несвоевременное возвращение на работу после обеденного перерыва (Статья 108 ТК РФ).

Отсутствие работника на рабочем месте можно рассматривать в качестве дисциплинарного проступка только в том случае, если действия работника носили виновный характер. Если же работник не смог вовремя прийти на работу по уважительным причинам, такие действия работника не являются основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

А если у автобуса возникла неисправность недалеко от офиса работодателя и работники могли пешком дойти от места поломки

Могли, но опоздали тем не менее. Если работодатель принял на себя обязательство по доставке работников, то он и отвечает в том числе и за исправность автобусов. И за своевременную доставку работников.

Нарушение режима рабочего времени может быть выражено в отсутствии работника без уважительных причин в рабочее время на рабочем месте. В рассматриваемом случае за опоздание на работу работодатель не вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание из указанных в ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор).

Другое дело, если бы работник опоздал на работу, по причинам, произошедшим из-за неисправности общественного транспорта или личного транспорта работника, или пробки на по дороге на работу

Анализ судебной практики показал, что суды, признавая правомерность или незаконность применения к работнику дисциплинарного взыскания, исследовали следующие обстоятельства:

  • предупредил ли работник о своем опоздании работодателя;
  • при каких условиях возникла неисправность транспортного средства;
  • предпринял ли работник необходимые меры для избежания ситуации по опозданию на работу;
  • была ли возможность у работника предпринять меры для прибытия на рабочее место вовремя;
  • была ли у работника возможность использовать иной транспорт;
  • возникли ли у работодателя в результате опоздания работника негативные последствия, приведшие к ущербу, убыткам, срыву мероприятий и т.д.;
  • предоставлено ли работником подтверждение поломки транспортного средства;
  • иное.

С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации работодателю следует проанализировать наличие вины работника, учесть тяжесть совершенного проступка и все обстоятельства, при которых он был совершен, и только после этого можно будет принять решение о возможности применения к работникам дисциплинарного взыскания.

Считаем, что наказывать работника в данной ситуации неправомерно.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие разборы популярных вопросов охраны труда и трудового законодательства.

Пассажиру междугородного автобуса на заметку: права, обязанности, типичные заблуждения

Каждому из нас приходится пользоваться услугами междугородных пассажирских перевозок, автобусами. И, к сожалению, зачастую приходится констатировать, что пассажиры не знают о своих правах, забывают о своих обязанностях, а также пребывают в заблуждении относительно отдельных моментов автобусных перевозок.

Бесплатные туалеты на автовокзалах и автостанциях

Пункт 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства России № 112 от 14 февраля 2009 года (далее в статье – Правила), гласит, что любой пассажир имеет право бесплатно воспользоваться расположенными в здании автовокзала и автостанции туалетами и залами ожидания, если у него есть билет на автобус, отправляющийся из данного пункта, прибывающий в него или проходящий его.

Вы можете бесплатно воспользоваться туалетом на автовокзале или автостанции:

  • в день отправления своего автобуса – на автостанции отправления;
  • на автовокзале или автостанции, на которой автобус совершил промежуточную остановку;
  • в течение двух часов с момента прибытия автобуса – на автовокзале или автостанции, на которую вы прибыли рейсовым автобусом.

У автора статьи имеется положительная практика привлечения к административной ответственности недобросовестных владельцев автостанций, требовавших плату за вход в туалет. Административный штраф Роспотребнадзора составил 15 000 рублей, подробнее об этом можете прочитать здесь.

Добровольно-принудительная страховка к билету

Пересадка в другой автобус в случае поломки или аварии

Зачастую пассажиры регулярных рейсов волнуются: что будет с ними, если автобус попадет в аварию или сломается в пути, т. е. не сможет продолжить путь?

Этот вопрос урегулирован пунктом 53 вышеупомянутых Правил: водитель вашего автобуса или сопровождающий автобус представитель перевозчика обязаны принять меры к пересадке пассажиров в другой попутный автобус. Если водитель этого не сделал – звоните по контактному телефону перевозчика либо по телефонам контролирующих органов, номера которых должны быть вывешены в салоне автобуса (пункт 37 Правил).

Возврат билета в случае опоздания на автобус

Да, если вы опоздали на свой автобус – не все потеряно. Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта говорит, что опоздавший пассажир имеет право получить обратно стоимость билета (за вычетом 25 %, комиссионных и сервисных сборов) в течение 3 часов с момента отправления автобуса, а в случае болезни или несчастного случая (при наличии подтверждающих документов) – в течение 3 суток с момента отправления автобуса.

Для возврата билета нужно обратиться либо в ту билетную кассу, в которой вы покупали билет, либо в билетную кассу на автостанции отправления с билетом и паспортом.

Доплата за уже купленный билет незаконна

Бывает, что перевозчик по некоторым причинам уже после покупки билета заменяет автобус на более комфортабельный, билет на который стоит дороже. С вас требуют доплатить за комфортабельность или дополнительные услуги.

Данное требование незаконно на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 23 Устава автомобильного транспорта. Если вас отказываются посадить в автобус с имеющимся билетом без доплаты – требуйте книгу жалоб, звоните по телефонам контролирующих органов и вызовите полицию по телефону 102.

Миф первый: автобус обязан подождать опаздывающего пассажира или подсадить его за пределами автостанции

Реальность: ни один нормативный акт не обязывает перевозчика посадить вас за пределами автостанции и, тем более, ждать опаздывающего пассажира. Более того, за посадку пассажира вне установленного остановочного пункта водитель автобуса может понести административную ответственность в виде штрафа от 3000 до 5000 рублей.

Если вы опаздываете на автобус – будьте готовы сдать билет в кассу и получить деньги за вычетом 25 % стоимости, либо переоформить билет на другой автобус и доплатить 25 % стоимости.
Если вы опаздываете по вине другого перевозчика – будьте готовы все претензии предъявить тому перевозчику, по вине которого вы опоздали.

Миф второй: электронный билет на автобус распечатывать не нужно

Реальность: Правила в настоящее время требуют именно бумажного билета. Если вы купили билет на каком-то сайте, то должны самостоятельно распечатать этот билет. В кассе автовокзала или автостанции не обязаны распечатывать ваш электронный билет, либо имеют право потребовать за распечатку дополнительную плату.

Помните, что, продавая такой билет, перевозчик сообщает вам о том, каким образом сообщить ему о том рейсе, которым вы хотите уехать. И сообщать перевозчику о своих намерениях нужно заблаговременно.

Несколько советов пассажирам

Оплатив проезд водителю (это не запрещено), требуйте билет и сохраняйте его до конца поездки. Билет – гарантия того, что Вы сможете защитить свои права потребителя.

От задержки рейсов не застрахован ни один путешественник. Неважно, чартер это или регулярный рейс, плевать, лоукостер или премиальный перевозчик. Разница в нюансах, но задерживают любые рейсы. Разбираемся, что делать в случае задержки и что требовать от авиакомпании.

Тамара Рогачёва

Как понять, что рейс задержан

Тут всё просто. Если вы уже должны сидеть в самолёте, а всё еще стоите в очереди на посадку. Или посадку ещё вообще не объявили — знайте, ваш рейс задержан.

Что делать, если рейс задержан

Если понимаете, что задержка для вас катастрофическая: вы опаздываете на встречу, опоздание может повлечь опоздание на следующий рейс и так далее, то попросите представителя авиакомпании поставить отметку о задержке рейса на ваш посадочный. Если не найдёте представителя, идите к администрации аэропорта, вам выдадут письменное подтверждение задержки.

С этими бумажками вам после будет проще доказать свою правоту и, если дойдёт до суда, получить компенсацию от авиакомпании.


Фото: Uskarp / Shutterstock

Что мне должна авиакомпания

Тут всё зависит от причины, по которой задержан рейс. Например, по закону, перевозчик вправе отложить вылет по причинам безопасности.

Кроме того авиакомпании не несут ответственности, если задержка связана с погодными условиями, войнами или эпидемиями, забастовками сотрудников, требованиями госструктур, катаклизмами и… Внезапной поломкой самолёта.

А вот если задержка связана с нестыковкой в расписании перелётов, овербукингом (когда на рейс билетов продано больше, чем мест в самолёте), неготовностью экипажа, то компенсацию можно получить.

При этом, независимо от причины задержки, пассажир имеет право на всякого рода удобства.

Например, если рейс задержан на 5-15 минут, матери (или отцы) с детьми до семи лет вправе требовать визит в комнату матери и ребёнка.

При задержке на два часа полагаются прохладительные напитки. И ещё два телефонных звонка или емейла. На горячее питание можно рассчитывать при опозданиях вылета на четыре часа. Далее его можно требовать каждые шесть часов днём или восемь ночью. При этом, если задержка больше восьми часов, вам обязаны предоставить отель и трансфер до туда. Если всё это происходит ночью, то гостиницу можно требовать уже через шесть часов.

Если вдруг авиакомпания отказывается предоставить вам что-то из перечисленного, попросите у представителя письменный отказ, а потом приобретайте эти услуги за свои деньги, только чеки сохраните. Если дойдёте до суда со всеми доказательствами (отказом и чеками), то велика вероятность получить компенсацию.


Фото: mariyaermolaeva / Shutterstock

Что за компенсации

В России при задержке рейса по вине авиакомпании за моральный ущерб можно получить компенсацию в три процента от стоимости билета за каждый час опоздания. То есть за задержку в шесть часов можно получить лишь 18% стоимости. Если взять билет за 3 000 рублей, получается что-то около 500 рублей — так себе выгода.

Предусмотрен ещё штраф — 25 процентов от МРОТ (а точнее базовой суммы для начисления штрафов, которая не менялась с 2001 года) умножаются на количество задержанных часов (всего 25 рублей за каждый час задержки). К тому же штраф не может превышать половины стоимости билета.

В странах Евросоюза компенсация за задержки рейсов гораздо выше и требования к авиакомпаниям жёстче. При задержке больше, чем на три часа, пассажира обязаны обеспечить напитками, едой и связью. Ну и суммы компенсаций тут выше: 250€ при полёте до 1 500 километров, 400€ от 1 500 до 3 500 километров, 600€ свыше 3500 километров. Но! Если рейс любой дальности отложили не на три, а уже на четыре часа, то пассажир может рассчитывать на 600€.

Правда, и в Европе есть факторы, освобождающие перевозчика от ответственности. Например, погода.

Важно: правила распространяются не только на рейсы европейских компаний, но и на перелёты любых перевозчиков, если точка вылета или прилёта расположена в ЕС.


Фото: Alen thien / Shutterstock

Как получить нормальную компенсацию за задержку

Куда деть багаж

При задержке рейса авиакомпания должна обеспечить хранение багажа всех пассажиров. Если этого не произошло, то можно сдать чемоданы в камеру хранения за свои деньги, сохранить чек и потом требовать компенсацию.

Как облегчить ожидание вылета

Если это минут на 30-40, выпейте кофе; если больше чем на два часа, одним кофе (или пивом) уже не спастись.

Ещё один must have — небольшая подушка под голову, потому что жёсткие кресла ещё никого не радовали.

И, наконец, книга, которую вы никак не можете дочитать из-за нехватки времени и других отговорок. С интересным томиком даже четыре часа ожидания пролетят незаметно.


Фото: Sorbis / Shutterstock

Как себя развлечь, не покидая аэропорта

Прогуляйтесь по авиагавани. Особенно, если вы здесь впервые. Зачастую в аэропортах можно увидеть такие достопримечательности или арт-объекты, которые не встретишь больше нигде.

Если хочется комфорта и тишины, то отправляйтесь в бизнес-зал. Если летите бизнес-классом или являетесь участником какой-нибудь премиальной программы, то отправляйтесь туда сразу, не задумываясь. Если нет, решайте сами, но знайте, что в лаунже вас ждут мягкие диваны или кресла, телевизор, хороший Wi-Fi, еда и напитки без ограничений и так далее. Попасть в залы ожидания повышенной комфортности можно и просто за деньги, — цены от аэропорта к аэропорту разнятся — но при длительной задержке это всё равно может быть сильно выгодней, чем сидеть в кафе.

В Шереметьево за три часа в лаунже с пассажира попросят 3,5 тысяч рублей, шесть часов в бизнес-зале Домодедово обойдутся в 3,7 тысяч рублей (билеты продают на стойке лаунжа), а пять часов во Внуково — в 2,9 тысяч. Для детей до 12 лет, как правило, предоставляется 50% скидка, а тех, кому ещё нет двух, пускают бесплатно.

Опоздание

В Трудовом кодексе РФ нет определения, что такое опоздание на работу. Существует общий термин – нарушение дисциплины. Подписывая трудовой договор, работник дает добровольное согласие исполнять свои обязанности, участвуя в производственном процессе по правилам работодателя.

Поскольку в законодательстве нет самого определения, то нет и официального перечня уважительных или неуважительных причин опоздания на работу. В то же время за многократное неисполнение работником своих обязанностей и при отсутствии уважительных причин ему грозит увольнение (пункт 5 части 1 статьи 81 ТК РФ).

Какие причины объективно считаются уважительными, следует из обычаев делового оборота – так называются устоявшиеся и широко используемые в предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством.

Объективным оправданием опоздания могут быть:

– болезнь или смерть близких родственников;

– нарушение движения общественного транспорта;

– сложные погодные условия;

– иные чрезвычайные обстоятельства.

Подтверждением того, что указанные события действительно имели место, могут служить медицинские справки, протоколы о ДТП, справки из транспортных организаций, отметки на авиа- и железнодорожных билетах.

Метро


При нарушении графика движения поездов на линиях Московского метрополитена пассажирам может быть предоставлена устная информация или письменное подтверждение.

Если из-за нарушения графика движения поездов в метро пассажир опоздал на другие виды транспорта и имеет претензии к перевозчику, то он имеет право подать через экспедицию заявление на имя начальника метрополитена о возмещении материального ущерба с приложением подтверждающих документов.

Электрички

Электрички могут опаздывать по уважительным причинам – например, когда меняется расписание движения из-за ремонта путей. При этом пассажиров должны заранее предупредить о проводимых работах, в этом случае перевозчик не несет ответственности за возможное опоздание.

Другая ситуация – когда перерыв в движении не планировался. Сдать билет и вернуть деньги можно, если незапланированный перерыв составил больше одного часа. Об этом говорится в Правилах перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. Причем необходимо сдать билет в течение перерыва, пока опаздывающая электричка не пришла. Для этого надо обратиться в кассу на станции, где был куплен билет. Деньги вернут наличными или перечислят на карту – смотря каким способом вы производили оплату.

Возмещение других убытков из-за опоздания электрички Уставом железнодорожного транспорта РФ не предусмотрено. Даже если из-за задержавшейся электрички вы опоздали на поезд дальнего следования или самолет, либо вас уволили. В этих случаях права потребителя можно попробовать отстоять в суде, мотивируя это тем, что были нарушены сроки оказания услуги.

Если на работу нужна справка об опоздании электрички, нужно обратиться в информационно-справочное бюро вокзала или в ЦППК. В заявлении пассажир пишет, какой вариант справки ему нужен – в бумажном или в электронном виде (в формате pdf). Бумажную справку выдают в билетной кассе, электронную присылают на электронный почтовый адрес.

Поезда дальнего следования


Железнодорожная компания имеет право задержать, отменить или перенести рейс без возмещения ущерба пассажирам при стихийных бедствиях, террористических актах или военных действиях.

Если есть возможность выбрать другой поезд, то вы можете сдать старый билет и приобрести новый. В этом случае вы потеряете 25% от оплаченной суммы, но сможете вовремя доехать до пункта назначения.

Если вы передумали ехать и вам нужны деньги, то вам вернут 75% от стоимости билета. Четверть цены – это так называемая плацкарта, которую удерживает компания.

Чтобы воспользоваться любым из этих способов, необходимо с паспортом, билетом и справкой подойти в кассы вокзала, откуда отправляется опаздывающий поезд.

Если вы стали жертвой форс-мажорных обстоятельств, то имеете право на денежную компенсацию от РЖД. На обычных поездах ее размер составляет 3% от стоимости билета за каждый час опоздания. В случае задержки скорых поездов на 30 минут возвращают 25% от стоимости билета, до 60 минут – 50%, а если скорый поезд опаздывает на час и более – вы получите полную компенсацию.

Однако компенсацию выплачивают не сразу. При фактическом прибытии поезда необходимо взять у дежурного по станции справку, в которой указывается время действительного прибытия. В течение 45 дней нужно обратиться в РЖД с претензией, на которую компания даст письменный ответ в течение 30 дней.

Самолеты

Когда вы покупаете билет на самолет, вы заключаете договор с авиакомпанией. Если ваш рейс задерживают или отменяют – это нарушение обязанностей авиакомпании по договору.

Существуют форс-мажорные обстоятельства, когда задержка рейса происходит по независящим от авиакомпании причинам. К ним относятся плохая погода, стихийные бедствия, угроза террористического акта, неисправность самолета, забастовка персонала.

Если самолет был задержан или вылет был отменен по другим причинам, то это вина перевозчика, и пассажир имеет право на компенсацию.

Кроме того, если причиной задержки не является форс-мажор, то авиакомпания обязана выплатить пассажиру компенсацию в размере 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания как компенсацию за опоздание, а также 0,25% МРОТ за каждый час ожидания как штраф, но не более чем 50% от стоимости билета.

Современный транспорт во многих странах развит на достойном уровне, поэтому у людей не возникает трудностей когда они планируют дальнюю поездку или путешествия. Очень часто в процессе перемещения приходится пересаживаться с одного транспорта на другой. А если на одном звене этой длинной цепочки произойдет сбой, может нарушиться полный план поездки. В результате пассажир несет материальные потери. В этой ситуации важно понимать, как можно получить компенсацию.

Можно ли получить компенсацию за задержку такси, поезда или авиарейса

Поезд . Опоздание поездов случается крайне редко. Подобные ситуации могут случаться не чаще нескольких раз в год. Именно поэтому, когда люди планируют поездку, предпочтение отдается этому транспорту. Если очень важно добраться до места назначения вовремя, то нужно проверять фактическое прибытие поезда и актуальность представленной информации. Сделать это можно на официальном сайте РЖД. Кроме того, с ж/д вокзала можно связаться со справочной службой, где сотрудники скажут точную информацию.

Если поезд отменили или задержали, пассажир может получить выплаты. Кроме того, ему должны вернуть полную стоимость билета. Во многих системах за час задержки компенсация достигает 3% от итоговой цены билета. Однако, в некоторых случаях пассажир не сможет получить никакие выплаты:

Если поезд опоздал на незначительное время, не превышающее одного часа;

Можно ли получить компенсацию за задержку такси, поезда или авиарейса 3

Если поезд задержался по серьезным причинам - ЧС, технические неполадки или стихийное бедствие;

Можно ли получить компенсацию за задержку такси, поезда или авиарейса 4

Если речь идет о пригородных поездах (электричках).

Если поезд задерживается на час и более, необходимо связаться с дежурным и взять справку, в которой указывается реальное время, когда прибыл поезд, и причина его задержки. После этого можно подавать жалобу. В тексте следует указать контактные данные, данные о поезде, дату, время, реквизиты для получения выплаты.

Можно ли получить компенсацию за задержку такси, поезда или авиарейса 6

Самолет . Авиационные рейсы очень зависят от погодных и внешних условий. Поэтому при значительном изменении погоды, рейс могут отложить. Если рейс отменили не по прихоти компании, у пассажиров практически нет возможности получить компенсацию. Если же рейс задержался, компания обязана предоставить клиентам комфортные условия для ожидания:

Пассажиры с детьми должны получить комнату;

Спустя 2 часа ожидания - напитки и возможность позвонить 2 раза.

Аэропорт, в свою очередь, должен предоставить данные о внесении изменений в расписание. Чтобы предъявить претензию авиакомпании, нужно иметь на руках справку о том, что рейс действительно задерживался или отменялся. В России сейчас действует правило, согласно которому, выплата за 1 час задержки составляет 25%.

Такси . В России очень часто можно столкнуться с ситуациями, когда клиент не дожидается такси или получает машину с опозданием. В таком случае нарушается договор фрахтования. Если автомобиль вышел из строя, перевозчик должен предупредить об этом клиента и предоставить другую машину. Если такси игнорирует данные требования, пассажир может потребовать компенсацию в размере 20% от стоимости поездки.

Итог . Современная инфраструктура позволяет людям путешествовать на различных видах транспорта. Однако, иногда пассажиры сталкиваются с задержкой подачи автомобиля, рейса или поезда. В этих случаях можно получить компенсацию.

Читайте также: