Когда в россии появятся беспилотные автомобили и исчезнут водители

Обновлено: 01.05.2024

К 2035 году беспилотные автомобили могут составить до 25% от всех продаваемых в мире. Их активное использование приведет к тому, что в городах парк автомобилей сократится на 60%, выхлопные газы — на 80%, аварии на дорогах — на 90%. Rusbase разобрался, как работает эта технология, кто разрабатывает автономный транспорт в России и в каком городе уже можно проехать на беспилотном такси.

Беспилотные автомобили — это машины, которые безопасно ездят по дорогам общего пользования без участия человека; ими управляет компьютер и датчики, объединенные в единую систему автономного вождения. Уровень автономности системы устанавливается его производителем.

Те автомобили, на которых ездит каждый из нас, уже входят в систему автономных транспортных средств. Дело в том, что нулевой уровень автоматизации предполагает ее полное отсутствие. Пятый — наивысший уровень — в свою очередь подразумевает, что система управляет автомобилем так же хорошо, как опытный водитель. Уровни определены SAE International, профессиональной ассоциацией автомобильных инженеров, и кратко описывают, насколько та или иная система готова отдать управление автомобилем в руки компьютера. Категории SAE сейчас применяются повсеместно: регуляторами, инженерами, автопроизводителями и инвесторами.

  • Категории начинаются с Уровня 0 (машины с ABS и круиз-контролем относятся к нему).
  • На Уровне 1 автомобиль уже немного помогает водителю: появляется, например, адаптивный круиз-контроль и контроль руления или торможения, но только один из двух.
  • Система управления Уровня 2 может контролировать и руление, и торможение, но, как и уровнем ранее, только при определенных обстоятельствах: например, на шоссе водителю приходится вмешиваться. Если проще — машина может ехать сама, но водителю нужно быть готовым в любой момент взять управление на себя.
  • На Уровне 3 автономности у машины чуть больше, а значит, у водителя больше времени, чтобы среагировать и взять контроль над автомобилем в любой непонятной ситуации. Если Уровень 2 предполагает, что водитель всегда следит за дорогой и готов включиться в любой момент, то на Уровне 3 роль водителя — быть в резерве.
  • При автоматизации Уровня 4 система берет на себя полный контроль, позволяя водителю отдохнуть, но только если для этого созданы все условия — например, есть высоко детализированные трехмерные карты, чтобы система с точностью до пары сантиметров знала, где находится. Большинство разработчиков пытаются создать системы именно этого уровня.
  • Уровень 5 предполагает полную автоматизацию — в этой гипотетической ситуации перед водительским креслом даже нет руля. Согласно последнему отчету Autonomous Vehicle Technology Report 2020, в мире не существует работающих технологий 5-го уровня автономности. Эксперты не ожидают появления таких технологий и в обозримом будущем: высоко автоматизированные системы будут применяться только в качестве продвинутых помощников водителя.



НПО инвестирует в проект собственные средства — на сегодня это десятки миллионов рублей, два миллиона из которых — стоимость автомобиля (по видео с сайта StarLine можно увидеть марку Skoda). Самые дорогие компоненты в беспилотном автомобиле, по словам представителя компании, — установленные на него датчики, например, лидары (оптические лазеры). Согласно сайту, на автомобиле установлены 12 датчиков.

Альянс — это объединение томских компаний и научных лабораторий с компетенциями в сфере технического зрения, разработки сенсоров, роботизированных аппаратных комплексов и различных систем управления. Сейчас в Альянсе 16 компаний, разработкой беспилотного автомобиля заняты девять из них. Они разработали мультисенсорную версию технического зрения, с помощью которого строится траектория движения по проезжей части, идентифицируются все встречные объекты.

Главное отличие технологии из Томска — именно в техническом зрении. Большинство создателей беспилотных автомобилей для ориентации автомобиля в пространстве используют оптические системы (камеры и лидары), которые передают сигналы компьютеру о том, что происходит вокруг, объясняет руководитель альянса Виктор Ширшин: какой сигнал светофора, где вокруг машины и люди и так далее. Но такие автомобили не помогут проехать через суровые погодные препятствия, например, через снежную пушку. Буран оптические лазеры воспримут просто как стену, и автомобиль остановится. В свою очередь, система из Томска основана на сенсорах видеокамер, радарах и системе томографического зрения, которое может видеть сквозь туман, говорит Виктор.

Cognitive Pilot

В ноябре 2019 года стало известно, что Сбербанк и Сognitive Technologies создадут компанию Cognitive Pilot для развития беспилотных технологий. Банк получил 30% акций компании, остальные 70% принадлежат Cognitive Technologies, которая инвестировала в софтовое направление Cognitive Pilot $22 млн, а в направление сенсоров — $4 млн, рассказывает глава компании Ольга Ускова в интервью ТАСС.

Cognitive Pilot развивает усовершенствованные системы помощи водителю (Advanced Driver Assistance System — ADAS) на базе технологий искусственного интеллекта и систем автономного управления автомобилем и промышленными устройствами. Решения C-Pilot подходят для автономного движения всех видов транспорта, от легковых автомобилей до поездов и сельхозтехники.

BaseTracK

В 2018 году работающий прототип беспилотного автомобиля Уровня автономности 3 был готов. В сети появилось видео о том, как автомобиль BaseTracK двигался автономно со скоростью 60 км/ч зимой по гололеду. Для автомобилей, работающих на существующих оптических системах, это невозможно.

В 2018 году BaseTracK проводили тестирование на трассе Москва — Волоколамск и после выступали с результатами на крупнейших форумах автомобильных инженеров — Autonomous Vehicle Technology Expo & Conference 2018 в Штутгарте, Германия, и FISITA World Automotive Congress 2018 в Ченнай, Индия. Сейчас компания ведет несколько пилотных проектов в странах Европы, в Японии и на Аравийском полуострове, но детали пока не раскрывает.

Кроме того, с 1 марта 2020 года правительство расширило список регионов, в которых разрешено тестировать беспилотные автомобили: вместо двух — Москвы и Татарстана, где тесты проводят с 2018 года — их стало 13. Среди них Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край, Санкт-Петербург и другие. Эксперимент будет длиться два года.

Подстраивается под нужды беспилотников и Москва — в этом году власти столицы планируют открыть собственный полигон для их тестирования. Его организуют на территории Новой Москвы, где будет воспроизведена городская среда с имитацией различных видов дорог, кругового движения, дорожных знаков и светофоров. Проводить испытания на площадке смогут любые команды по предварительной записи.

Нехватка полигонов для тестирования беспилотников — одна из проблем, с которой сталкиваются все разработчики, говорит Константин Кайсин из РВК. Вторая проблема, над которой сейчас работает весь мир, юридически-философская: кто должен нести ответственность за действия беспилотника?

Первый случай со смертью по вине беспилотника произошел в 2016 году во Флориде, США, когда Tesla Model S врезалась в трактор, который незаконно пересекал шоссе. Водитель — единственная жертва этой аварии — находился за рулем автомобиля, но машиной управлял автопилот. Двумя годами позже тестовый беспилотник Uber насмерть сбил пешехода.В России законов, регулирующих поведение беспилотников, пока нет — в машине всегда должен находиться человек (инженер-испытатель), который и контролирует автомобиль. Самой передовой страной являетсяСША, где 29 штатов и округ Колумбия уже прописали в местном законодательстве правила использования беспилотников. Правила варьируются в разных штатах; в самом прогрессивном законе — во Флориде — ответственность могутвменять человеку, который запустил автомобиль по маршруту (в законе он называется оператором), производителю системы помощи водителю или обоим сразу.

Фото: Flamingo Images / Shutterstock

Почему этого до сих пор не произошло?

Не все беспилотники — автономные автомобили

Для начала разберемся: под беспилотностью часто понимают разное. На самом деле каждый смарткар уже сейчас имеет определенный уровень автоматизации:

0 уровень: беспилотных систем нет, но может работать система уведомлений — сигнальные табло, звуки и т.д.

Автомобилей пятого уровня беспилотности на дорогах пока нет.

Фото:Mercedes-Benz

Где уже ездят беспилотники

По данным компании Gartner, в 2018 году было выпущено чуть больше 137 тыс. беспилотных автомобилей, а в 2019 — уже свыше 330 тыс. Аналитики прогнозируют, что к 2023 году количество автономных транспортных средств на дорогах достигнет 745 тыс.

Это много или мало? Для сравнения: в 2018 в мире было произведено 70 млн машин и 25 млн грузовых автомобилей. Всего в мире сейчас больше 1 млрд машин.

Компания Waymo, принадлежащая Google, уже третий год перевозит жителей американского города Чандлер на своем беспилотном такси. Это один из главных кейсов, доказывающих близость автономного вождения к нашей повседневной реальности. При этом в сентябре банк Morgan Stanley снизил оценку стоимости компании Waymo на 40% — с $175 млрд до $105 млрд. По мнению аналитиков, эксперты слишком оптимистично оценивали перспективы технологий автономного вождения: оказалось, что их внедрение потребует намного больше времени. Но компания нашла новую нишу, где технология беспилотных автомобилей, возможно, приживется быстрее — грузовые перевозки.

Фото:EPA / ТАСС

Что еще почитать и посмотреть по теме:

    (ENG) . За рулем по-прежнему будут находиться испытатели , чем пассажирские перевозки на беспилотниках. Waymo начинает тестировать бизнес-модели постоянной беспилотной доставки грузов.

Доля граждан разных стран, которые опасаются автономных автомобилей, в 2018 году резко сократилась

В обычных ДТП на дорогах всего мира гибнет 1 миллион 350 тысяч человек каждый год. 90% аварий происходит из-за человеческого фактора. (2018 год. Источник — Всемирная организация здравоохранения).

Еще один статистический факт: в Америке на каждые 100 млн миль приходится в среднем одна человеческая смерть. Именно по этому фактору оценивается безопасность вождения.

И в случае с беспилотными автомобилями у нас просто недостаточно данных: например, в 2018 году машины Tesla проехали в режиме автопилота (то есть под наблюдением водителя) 1 млрд миль. А это всего лишь второй уровень беспилотности.

Говоря о беспилотном транспорте, больше всего людей беспокоят вопросы безопасности: как контролировать машину, не станет ли робот совершать ошибок и так далее.

Говоря о беспилотном транспорте, больше всего людей беспокоят вопросы безопасности: как контролировать машину, не станет ли робот совершать ошибок и так далее.

Фото:Михаил Почуев / ТАСС

Какие еще темы важны в контексте беспилотников

Проблема вагонетки и другие морально-этические вопросы — сможет ли робот их решать? Классическая дискуссия о беспилотниках — как алгоритм будет действовать в любой из вариаций проблемы вагонетки, а именно: спасет одного человека или пять?

Фото:Wikipedia

Но этот вопрос, судя по всему, имеет мало смысла в случае с автоматом.

Беспилотники делятся данными друг с другом: они получат в миллионы раз больше опыта, чем любой человеческий водитель. Они обладают обзором 360, не устают, не пьют и не отвлекаются. Вполне возможно, их моральный компас будет намного лучше человеческого.


Статья о том, какое будущее, возможно, ожидает беспилотные автомобили в Европе и в России. Примеры беспилотников. В конце статьи — интересное видео о перспективах беспилотных машин. Статья о том, какое будущее, возможно, ожидает беспилотные автомобили в Европе и в России. Примеры беспилотников. В конце статьи — интересное видео о перспективах беспилотных машин.

Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России

В будущем беспилотный транспорт полностью сменит привычные всем автомобили, автобусы, поезда, управляемые человеком. Это обязательно произойдет! Вопрос только, когда именно. Многие эксперты сходятся во мнении, что это случится примерно через 20 лет. Беспилотные автомобили заменят традиционные машины, как те когда-то заменили лошадей. Что нужно сделать Европе и России, чтобы к этому подготовиться? Какие проблемы существуют и можно ли их решить?

Беспилотный транспорт в Европе


Если кто-то думает, что беспилотный транспорт можно увидеть только в фантастических фильмах, то он сильно заблуждается. Разрабатывать беспилотные авто начали еще в 80-е годы. Тогда военные специалисты из Германии опробовали микроавтобус Mercedes, оборудованный роботизированной системой управления, в основе которой были видеодатчики. Автомобиль смог разогнаться до 100 км/час. Правда, трасса была пустой. Но начало было положено.

Уже сегодня на европейских трассах можно встретить беспилотные автомобили. Пока речь не идет о массовых проектах, в основном такие машины тестируются, но их разработчики утверждают, что в скором времени смогут их выпускать серийно. А так как в эти проекты инвестируются сотни миллиардов долларов, их словам можно верить.

Вот некоторые примеры успешной работы беспилотного транспорта:

    Весной 2016 года по европейским дорогам проехали 10 грузовиков разных производителей: Daimler, MAN, Scania, IVECO, Volvo, DAF. Машины выехали из Швеции, Бельгии и Германии 29 марта, а 6 апреля приехали в Роттердам. Общая протяженность их маршрута составила 2100 километров. При этом водители в кабине были, но они не управляли грузовиками. Ими управлял искусственный интеллект с помощью беспроводного доступа.

При этом расход топлива авто снизился на 10%, поскольку грузовики ехали друг за другом на расстоянии 0,5 м., что уменьшило лобовое сопротивление. Обычные дальнобойщики не могут держать такую дистанцию, а роботы с этим справляются легко. При этом ни один автомобиль не нарушил ПДД.

Владельцы крупных транспортных компаний заинтересовались возможностью приобретения беспилотных грузовиков, так как при этом снизятся их издержки и увеличится прибыль (не придется платить зарплату водителю, и меньше денег нужно тратить на топливо).

Крупнейшие производители планируют к 2025 г. выпустить около 8 млн. подобных грузовиков.

Этот список можно продолжать бесконечно долго. Ясно одно, беспилотные автомобили – это уже реальность в Европе. Пока в ограниченном количестве, но все меняется.

Беспилотный транспорт в России


РФ пока сильно отстает в этом плане. Правительство ежегодно выделяет отечественным компаниям деньги на создание технологий автопилота. Автономная система управления появится примерно в 2020 году, и уже через год производители планируют серийно выпускать отечественные беспилотные машины.

Дальше всего продвинулась компания КАМАЗ. Ее грузовик смог проехать 10 километров по магистрали Москва — Санкт-Петербург. При этом в компании планируют начать серийное производство беспилотников в 2025 г.

По мнению экспертов, до 2025 года в РФ появится около 200 беспилотных машин, а к середине этого века их будет уже 11 миллионов.

Как изменится наша жизнь с появлением беспилотников


Беспилотные автомобили внесут глобальные изменения в мировую экономику. Стоит понимать, что многие фирмы и заводы перестанут существовать. Однако безопасность на дорогах существенно вырастет, а количество аварий уменьшится (на 80%). Это позволит сохранить тысячи человеческих жизней. Машиностроительная отрасль модернизируется, так как почти все беспилотные проекты работают на электричестве.

Беспилотные авто будут в массовом порядке использоваться в качестве такси. Причем стоимость проезда существенно снизится, так как пропадет человеческий фактор.

Как показали исследования, автовладельцы проводят в своих машинах только 4% времени в год, остальное время автомобиль стоит на парковке или в гараже. Это нерационально, учитывая стоимость обслуживания авто. Поэтому многие люди станут пользоваться услугами беспилотных такси. Владение личным автомобилем потеряет всякий смысл.

Со временем пропадет рынок автострахования, так как беспилотные автомобили не будут попадать в аварии. Исчезнут парковки, занимающие сейчас огромные площади возле офисов, домов и торговых центров. Беспилотные авто будут постоянно двигаться, поэтому им парковки не нужны. Профессия парковщика исчезнет.

К сожалению, многие люди лишатся своих рабочих мест. Это касается таксистов, дальнобойщиков, парковщиков, водителей общественного транспорта и так далее. Но ведь с появлением автомобилей извозчики на лошадях также лишились заработка. Таковы реалии жизни.

Что может помешать развитию беспилотного транспорта в Европе и в России

Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России

Прогрессу ничто не сможет помешать. Беспилотный транспорт рано или поздно станет обыденностью в нашей стране. Это факт, с которым нужно смириться и к которому надо подготовиться.

Однако проблемы есть, и их придется решать во всех странах. Технических вопросов практически нет. Производители доказали, что могут создать беспилотные машины, которые практически без аварий могут передвигаться по общественным дорогам. Но есть другие проблемы. Вот основные из них:

Теперь рассмотрим эти все проблемы более подробно.

Правовые вопросы


Самой главной проблемой все эксперты считают отсутствие нормативно-правовой базы. Ведь не понятно, каким юридическим статусом обладает электронная система, управляемая авто, какая на ней лежит ответственность в случае возникновения ДТП.

Дальше всего в этом плане продвинулись в США. NHTSA в некоторых штатах (Флорида, Мичиган, Невада) официально уравняло водителя, который управляет автомобилем, и робота, управляющего беспилотным авто Google. Этого решения ждали все американские производители беспилотников, так как оно устраняет ключевую проблему на пути развития таких систем.

Следует отметить, что сейчас законодательство многих стран запрещает использование автономных авто на дорогах.

Отдельные законодательные инициативы, касающиеся бесплотного транспорта, приняты в странах ЕС. При этом все страны обязаны соблюдать Венскую конвенцию о дорожном движении, согласно которой водитель должен постоянно контролировать свой автомобиль. А именно этот пункт Конвенции препятствует появлению беспилотных автомобилей на трассах общего пользования. Евросоюз планирует уже в этом году внести в Конвенцию специальные поправки, которые позволят активнее развивать беспилотную технологию. Страны ЕС призывают Голландию, которая председательствует в этом году, максимально ускорить процедуру внесения данных поправок.

Увы, в России пока нет законодательства, регулирующего использование беспилотников. Однако работы в этом направлении ведутся. Так, в конце марта 2016 года российские депутаты предложили разрешить применение беспилотных машин на дорогах только с водителем в салоне, чтобы тот мог при опасности взять управление транспортом на себя.

До сих пор не понятно, кто будет отвечать в случае возникновения ДТП с участием беспилотника – водитель, компания, которая разработала систему искусственного интеллекта, или автопроизводитель, который продал этот автомобиль. Пока на эту тему идут споры. На данный момент за все отвечает водитель.

Отечественным парламентариям придется вносить изменения в Уголовный и Гражданский кодексы. Но при этом они обещают все сделать к концу текущего года.

Безопасность


Вопросы безопасности относятся к ответственности разработчиков ПО. Как показали исследования, беспилотные автомобили редко попадают в ДТП. Однако редко – это не значит никогда.

Так, 14 февраля 2016 года самоуправляемое авто компании Google столкнулось с муниципальным автобусом. Это случилось, когда гугломобиль объезжал мешки с песком, которые лежали на дороге. В ДТП никто не пострадал, только был немного поврежден левый борт автобуса.

Но, увы, на счету беспилотников есть уже и человеческая жизнь. 7 мая 2016 года во Флориде авто Tesla Model S, которое работало в режиме автопилота, столкнулось с автопоездом, выехавшим на перекресток. Как сообщили в компании Mobileye, которая занимается настройкой оптических камер в Tesla, их продукция позволяет избежать попутного наезда, однако не воспринимает помехи справа или слева. Систему активно дорабатывают.

Нужно понимать, что все беспилотные автомобили настроены на безукоризненное соблюдение ПДД. При этом никто не гарантирует, что другие участники движения будут соблюдать правила, а это может приводить к авариям. Особенно в России. И примеры уже есть.

Итальянские ученые недавно организовали беспилотный пробег авто из Европы в Китай. Однако после пересечения границы РФ они столкнулись с российской культурой вождения. Они жаловались, что в Москве, где очень плотное движение, никто не соблюдает правила. В таких условиях беспилотникам работать крайне сложно.

Поэтому ДТП, конечно, возможны. Но их количество все равно существенно снизится.

Возможность взлома автомобилей и хакерских атак


Поскольку автопилот – это компьютер, то его можно взломать. Профессиональные хакеры могут с легкостью взломать даже самый совершенный автомобиль. На одной конференции хакеры взломали автомобиль Tesla.

Это очень опасно. Представьте, что может произойти, если на скорости 100 км/час будет взломан автомобиль. Мало того, этим могут заниматься террористы.

Поэтому компании тратят миллиарды долларов, чтобы защитить беспилотники от взлома.

Отсутствие инфраструктуры


Пока ни в европейских, ни в российских городах нет надлежащей инфраструктуры для развития беспилотного транспорта. Учитывая стремительность развития отрасли самоуправляемых машин, чиновники из отечественного Минтранса создали специальную межведомственную группу для решения этих задач.

Для беспилотников планируют построить магистраль из Москвы в Санкт-Петербург. При этом трасса должна иметь оборудование для постоянного поддержания связи и информирования об опасных ситуациях.

Высокая стоимость беспилотников


Поскольку беспилотные авто являются новинкой, их стоимость будет высокой. Поэтому не каждый россиянин сможет приобрести подобную машину. Естественно, со временем цена снизится.

Это ключевые проблемы, мешающие развитию беспилотного транспорта.

Подведем итоги

Дни, когда люди управляли автомобилем, сочтены. Через 20-30 лет бездушные компьютеры будут управлять транспортом вместо человека. И к этому нужно всем подготовиться уже сейчас.

Видео о том, какое будущее ожидает беспилотные автомобили:


Многие относятся к беспилотным автомобилям, как к технологии будущего, не подозревая, что оно уже наступило. Что вы скажете на то, что люди в мире уже передвигаются на роботачках, а такой способ езды признан едва ли не в два раза более безопасным, чем стандартное вождение?

Беспилотные автомобили есть и в России, в 2019 году на дорогах можно встретить не только легковые машины, но и грузовые, на базе Камаза. В Москве вовсю катаются беспилотные такси от Яндекс – эти машины никогда не опаздывают и умело объезжают городские пробки. Как видите, робомобили постепенно входят в наши жизни, а уже 2030 году планируется их повсеместное и массовое использование.


Хотите знать, как работает беспилотный автомобиль, какими системами он управляется, и кто выпустил самый первый в истории транспорт без водителя? Об этом и не только – в нашей статье!

Как работает беспилотник?

За беспилотным транспортным средством никто не следит, оно на самом деле едет самостоятельно. Управление осуществляют различные автономные системы, которые отслеживают каждый параметр. Программное обеспечение беспилотного автомобиля базируется на алгоритмах метода моментальной локализации и анализе карт местности в режиме реального времени. Другими словами, датчики на машине (камеры, радары, сенсоры) и система спутниковой навигации вместе имитируют человеческий фактор, принимая решения об увеличении или уменьшении скорости, построении маршрута, экстренном торможении и т.д.

Основные системы

Чтобы вы лучше разобрались, как передвигаются беспилотные авто в Москве и в мире, давайте перечислим основные системы автономного передвижения:


Итак, вы увидели в Москве беспилотную машину, допустим, это такси от Яндекс. Давайте проанализируем, каким образом она едет:

  • Перед стартом лидар генерирует карту местности и передает ее компьютеру. Последний соединяет информацию с данными в своей памяти;
  • Радары сканируют объекты вокруг, позволяя компу выявлять свободный коридор движения;
  • Видеокамеры и сенсоры сообщают ситуацию на дороге. Компьютер анализирует деятельность других участников движения, жесты инспектора ГИБДД, сигналы светофора, туман, гололед, слабую видимость и принимает решение о перемещении.
  • Одновременно, через Интернет поступает информация о дорожных заторах, пробках, авариях и закрытых на ремонт участках. В результате беспилотный автомобиль строит оптимальный, безопасный и комфортный маршрут для передвижения из пункта А в пункт Б.

Как видите, мир не стоит на месте. На дорогах города маневрируют автомобили без водителей, а в самолетах есть WiFi 🙂 .

Уровни автономности

В настоящее время автономная система проходит режим пробации. В Москве давно начали тестировать беспилотные автомобили, но в тачках все равно по-прежнему присутствует водитель.


Тестирование беспилотных автомобилей в России сегодня ограничено законодательной базой, которая пока не разрешает внедрение пятого уровня автоматизации. Однако, президент поручил оптимизировать этот процесс и ускорить его повсеместное введение. Ожидается, что уже к 2025 году беспилотные автомобили появятся в открытом доступе, как минимум во всех крупных городах страны.

История беспилотников в мире и России


Сегодня разработкой беспилотных автомобилей занимаются многие компании, среди которых лидируют:

  • Tesla;
  • General Motors;
  • Автономные авто от Гугл;
  • Volkswagen;
  • Audi;
  • BMW;
  • Volvo;
  • Nissan;
  • Cognitive Technologies.

В России


Беспилотный транспорт от Яндекс

Крупнейшая российская IT-компания давно занимается разработкой беспилотных технологий. Такси беспилотники успешно колесят по Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу и другим крупным городам России, правда, пока с водителем для подстраховки. Регулярно осуществляются пробные поездки на дальние расстояния.


Автопарк беспилотных автомобилей Яндекса включает следующие прототипы: Kia Soul, Toyota Prius, Hyundai Sonata. Этими марками проще всего управлять при помощи электроники. К слову, марка автомобиля не играет существенной роли, ведь беспилотный софт и модуль можно установить в любое авто. Кстати, Яндекс планирует в будущем продавать свою технологию. Совсем скоро любой желающий сможет купить систему и поставить ее в собственной тачке. Кто знает, может уже через 10 лет на дорогах не останется машин с водителями за рулем.

Tesla

Эта компания знаменита своей деятельностью по производству и продаже электромобилей. Неудивительно, что она занялась внедрением в свой транспорт беспилотной технологии, ведь область знаний в области электронных инноваций у нее гораздо шире, чем у многих других компаний. В 2015 году был выпущен автомобиль с полуавтоматическим управлением, который заслужил множество положительных отзывов обзорщиков. Автопилот умеет ограничивать скорость, придерживаться движения в рамках заданной полосы, держать дистанцию, выбирать оптимальный режим езды. Машина умеет разгоняться до 200 км/ч и проезжает на одной батарее до 400 км. Пилот, все же, нужен.


Цена нового беспилотного автомобиля Тесла в Америке сегодня составляет около 35-40 тыс. долларов. В России стоимость выше на 5-7 тысяч.

Робомобили от Google


Автономная система анализирует информацию из Google Street View, данные с радаров, видеокамер и датчиков, установленных на машине и формирует алгоритм движения. В 2016 году компания запатентовала технологию распознавания проблесковых маячков на спецтехнике. В настоящее время в Мичигане строится завод по производству беспилотников от Гугл с уровнем автономности 4.

Это крупнейший мировой сервис по заказу такси. С 2016 года выпустил на дороги беспилотные тачки с полуавтоматическим управлением. Пока они ездят только в США, рядом всегда присутствует водитель. Он контролирует автономную систему, одновременно тестируя и проверяя ее безопасность. Марка авто — Ford Fusion, всего компания внедрила около 100 таких тачек.


Грузовики и тягачи

Вы только представьте, как было бы удобно отправлять в дальние рейсы автомобили без водителей. Никто не будет уставать, засыпать за рулем, надолго покидать родных и близких.

Мы вас не удивим, но и эта мечта практически стала реальностью! В 2016 году компания Мерседес уже протестировала автономную систему управления груженой техникой. В рейс из Штутгарта в Голландию (600 км) отправили три машины. Все они прибыли вовремя и без каких-либо происшествий в пути. Эксперимент удался, более того, было выявлено, что при таком управлении меньше расходуется топливо.


General Motors

Поговорим о достижениях еще одного крупнейшего мирового разработчика беспилотной технологии. Совсем недавно концерн представил миру собственный автономный автомобиль без руля и педалей. Также он запросил у Администрации дорожного движения США разрешение на использование таких авто в сервисе роботакси. Марка машины — Chevrolet Bolt, она оснащена 5 лидарами, 16 видеокамерами, 21 радаром и мощным компьютером. Уже в 2020 году компания планирует выпустить более 2500 подобных тачек. Круто, не так ли?


Стоимость (прогнозы)

Серийное производство робомобилей, а также их повсеместная активная продажа планируются к 2022-2025 годам.


Если вас интересует, нужны ли права для езды в беспилотнике, мы не дадим точного ответа. В США автоматизированными системам управления Гугл официально присвоен статус водителя. Соответственно, чтобы ездить на таком авто, права иметь не обязательно. Однако, сегодня в мире нет машин с 5 уровнем автономности, которые свободно ездили бы по улицам. Такой транспорт существует, но он до сих пор тестируется и проходит пробацию.

Все остальные уровни требуют присутствия водителя, который, в свою очередь, должен иметь водительские права.

Вопрос безопасности

Ну что же, мы выяснили, сколько сегодня стоит беспилотный автомобиль и как он работает. Давайте поговорим о главном – насколько безопасно ездить в такой тачке?


Сначала выявим плюсы технологии:

  1. Снижение человеческих жертв и количества аварий. Мы уже писали, что такое авто не устает, не теряет бдительность, не упускает из виду ни одну деталь. Оно ездит аккуратно и безопасно;
  2. Экономия топлива, а также экономическая выгода (не нужно платить зарплату водителям);
  3. Оптимизация износа дорожного покрытия (отсутствие агрессивной езды);
  4. Возможность передвигаться на авто для людей без водительских прав и несовершеннолетних, что невозможно даже для каршеринга;
  5. Экономия времени (во время езды можно работать или спать);
  6. Возможность перевозить грузы в опасных локациях (техногенных, в местах военных действий);

Надеемся, мы ответили, зачем нужны беспилотные автомобили. Теперь перейдем к проблемам, которые, практически, всегда связаны с вопросом безопасности:

А теперь рассмотрите иной сценарий. Либо авто сбивает троих детей на перекрестке, или на полном ходу влетает в стену. Пассажир (вы) может погибнуть. Как должен поступить компьютер? Согласно этическим нормам (и логике), разумнее подвергнуть риску одного, сидящего внутри тачки. Так ответит любой нормальный человек.

Но вот в чем вопрос – сядете ли вы в автомобиль, зная о таком алгоритме, заложенном в его сценариях поведения?


Эра беспилотников наступает, и она неизбежна. Так же когда-то было с мобильными телефонами. Кто-нибудь сегодня может себе представить жизнь без умной трубки?

Читайте также: