Как оформить машину под такси в беларуси

Обновлено: 28.03.2024

Применение индивидуальными предпринимателями единого налога (ЕН) при оказании услуг перевозок пассажиров автомобилями такси — очень распространенная практика. До 2019 года применение единого налога было обязательным при оказании услуг такси. И ИП не имел права выбора. Теперь это не так, а многие ИП-таксисты по привычке платят единый налог. Налоговый консультант, аудитор Людмила Мовчан объясняет, насколько это выгодно. Вопрос актуален перед грядущим повышением ставки в 2021 году.

Под единый налог попадают те виды деятельности, при которых предпринимателя тяжело проконтролировать. То есть там, где ИП может занизить свою выручку, принимая деньги мимо кассы. Часто так и происходит. Государству невыгодно брать налоги в процентах с дохода, который легко скрыть. Поэтому придумали единый налог.

Сейчас такси редко работает от борта, все чаще заказы проходят через электронные сервисы, например через мобильные приложения. Это значит, что любой заказ, полученный через такую систему, оставляет цифровой след. Мало того, каждый квартал информация по всем таким заказам поступает в налоговую инспекцию. Налоговики видят каждую поездку, ее продолжительность и стоимость. Поэтому скрыть выручку по заказам такси, полученным через электронное приложение, вряд ли получится.

Скорее всего именно из-за прозрачности размера доходы обязательность применения единого налога и ушла в прошлое. Действительно ли выгодно и, как кажется, удобно применять единый налог или это просто привычка?


До определенного момента единый налог не зависит от размера дохода и составляет фиксированную величину. Однако если ваша выручка превысит сорокакратную величину ставки единого налога, то с превышения надо доплатить еще 5%. Иногда это выгодно, а часто совсем наоборот. Альтернативой применения ЕН является упрощенная система налогообложения (УСН). Мы будем говорить об УСН 5% без НДС. Как правило, применять систему налогообложения с НДС в такси невыгодно. Исключения, конечно, бывают, но редко.

Для наглядности сравним единый налог и УСН. Допустим, вы оказываете услуги такси в Минске. Ставка единого налога по такому виду деятельности для г. Минска на 11 ноября 2020 года — 137 рублей в месяц. С 1 января 2021 ставку планируется увеличить до 185 рублей в месяц.

Считаем на примере:


Получается, что если ваш доход выше 2740 (это 20-кратная ставка ЕН, или 2740=137·20) рублей в месяц, то применение единого налога выгоднее, чем УСН. А если ниже — то УСН будет предпочтительнее.

Такая же таблица для увеличенной (после нового 2021 года) ставки:


В 2021 году ситуация серьезно меняется, применение ЕН выгодно, только если ваш доход превышает 3700 рублей.
Однако, кроме выгоды по абсолютной цифре налога, есть нюансы.

Во-первых, единый налог надо заплатить вперед, и, даже если вы заработали совсем мало, назад его не вернуть. Иногда ЕН вернуть можно, но это касается тех случаев, когда вы физически не могли работать, например были на больничном, а также 1 месяц в году — по аналогии с отпуском для наемных работников. УСН же всегда платится по факту и только после окончания квартала. Например, вы отработали с января по март и УСН заплатите только 22 апреля — ровно 5% от той суммы, что накатали.

Отсрочка платежа на три месяца в условиях ожидаемой инфляции — тоже немаловажно. И тот факт, что при ЕН вам нужно достать еще не заработанные деньги из кармана, уплатить налог вперед и надеяться на то, чтобы его отработать, не очень радует. При УСН вы точно знаете, что налог составит 5% от реально полученных денег.

Во-вторых, декларацию по ЕН надо подавать тоже вперед, как бы заявляя о своих намерениях работать. И если все же что-то произошло, например вы заболели, вам надо подтвердить невозможность работать документами, то есть обязательно предоставить больничный лист и подать уточненную декларацию по единому налогу — тогда переплаченная сумма налога зачтется вам в следующем периоде.

Декларация по УСН подается по факту после того, как закончился квартал, то есть за период с января по март, декларацию нужно подать до 20 апреля. Там вы фактически укажете цифру полученной выручки. Сколько заработали — столько указали. Никаких оправдательных документов (больничных листов) не требуется.

В-третьих, есть такое мнение, что для единого налога не нужно учитывать выручку. Прикинул, что вроде как не превысил сумму 40 ставок, — ну и хорошо. Это не так. Мало того, что закон обязывает вести учет выручки, бывают ситуации, когда эта сумма очень нужна. Например, когда надо подтвердить превышение доходов над расходами.

После дорогостоящей покупки человеку может прийти письмо из налоговой, в котором его попросят предоставить сведения об источнике денег, потраченных на приобретение. Кажется, что это про олигархов и звезд эстрады и с нами эта история не случится. На самом деле это не так. Если ваши расходы превысят доходы на 250 б. в., а это около 3000 долларов, то придется объясняться.

В-четвертых, если ИП планирует привлекать наемных сотрудников, а он может взять еще трех водителей и работать сам четвертым человеком, то ему, по правилам, придется заплатить 4 ставки единого налога. То есть, по одной ставке на каждую машину (работника). И это уже будет не 137, а 137·4 =548 рублей (на сегодня). Или 740 рублей в 2021 году. А это уже совсем другая сумма, и нужно считать, сколько выручки принесет каждый водитель и окупится ли оплаченный налог.

Также есть запрет применения ЕН при использовании в ходе оказания услуг потребителям посреднических договоров. По мнению некоторых представителей налоговой, такой запрет распространяется и на применение договоров комиссии при подключении к сервису такси через мобильное приложение. Несмотря на то, что такой договор комиссии не имеет прямого отношения к потребителям услуг такси, ведь договор на перевозку заключается напрямую между ИП и пассажиром.

Из-за неоднозначности трактования норм законодательства возникает риск обоснованности применения единого налога по таким договорам. В случае, если, по мнению налоговой, ИП утрачивает право применения ЕН и у него нет уведомления о переходе на УСН, он будет вынужден с выручки, полученной по этим договорам, заплатить подоходный налог. Подоходный налог или общая система налогообложения для ИП платится в размере 16% от разницы между доходами и расходами и может оказаться совсем не выгодным ИП.

Перейти с одной системы налогообложения на другую, как правило, можно только с нового года. Исключением был 2020 год. Из-за сложной экономической ситуации на УСН можно перейти с начала месяца, подав уведомление на переход до 20 числа этого же месяца. Например, чтобы применять УСН с 1 декабря, надо подать уведомление до 20 декабря. На 2021 год такое правило не распространяется.

Чтобы применять УСН с 2021 года, надо до 31 декабря уведомить об этом налоговую.

Есть еще один нюанс. Применять УСН и ЕН можно параллельно. Это значит, если вы уведомили налоговую о применении УСН (отправили в инспекцию уведомление, но по деятельности такси хотите применять ЕН), то в случае возникновения выручки, не облагаемой ЕН, вы сможете применить УСН, а не подоходный налог.

Кратко простыми словами

Если ИП-таксист работает сам без наемных лиц и его выручка составляет меньше 3700 рублей, то применять ЕН в 2021 году ему невыгодно. И сейчас самое время перейти с 2021 года на применение УСН, подав об этом уведомление в налоговую инспекцию.

Принимая решение о выборе системы налогообложения, нужно учесть все нюансы вашей деятельности, и если вам выгоднее и удобнее применять единый налог, то это правильное решение. Но налоговый консультант советует в преддверии нового года занести в налоговую инспекцию уведомление о применении УСН. Пусть на всякий случай будет.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

С 2019 года Департамент транспорта и дорожной инфраструктуры ужесточил требования для водителей на получение лицензии. Основное изменение в том, что лицензию можно оформить только на свое ИП . Тем, кто пытается получить лицензию такси на основании договора аренды физического лица с ООО — департамент отказывает.

Мы расскажем вам о всех нюансах, плюсах и минусах работы водителем такси в Москве, через свое ИП.

Если не хотите много читать — оставьте заявку или позвоните. По телефону объяснить проще.

Какие действия нужны, чтобы работать в такси легально

Схема как водителю работать в такси Москвы легально

Шаг №1 — Открыть ИП . Документы подготавливаем в нашем офисе и отправляем в налоговую по месту вашей регистрации. Это обязательно, т. к. без открытия ИП вы не получите лицензию такси на автомобиль и не сможете легально работать. Открываете ИП по упрощенной системе налогообложения 6%. Так же поможем открыть расчетный счет в банке.

Шаг №3 — Оптимизация налогов . Тут решать вам: получать больше сейчас или на пенсии. После получения лицензии такси, вы выбираете:

Требования к автомобилю такси

Большинство водителей выбирают именно такой способ платить налоги. Плюс это нововведение. Поэтому расскажем подробнее.

В 2019 году в Московском регионе в тестовом режиме запустили специальный налоговый режим для самозанятых.

Стать самозанятым при открытии ИП могут все граждане РФ и стран входящих в таможенный союз (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан), работающие в Московском регионе.

Налог только с дохода: 4% от платежей физ. лиц и 6% юр. лиц.

Нет обязательных платежей ни за патент, ни в фонды.

Не нужна касса для выдачи чеков.

Не могут стать самозанятыми:

Те чей доход превышает 2,4 млн в год (это 200 000 ₽ в месяц).

ИП с наемными сотрудниками.

Водители с заключенным трудовым договором с таксопарком.

Водители работающие не в Москве.

Если не может стать самозанятым, или сдаете автомобиль в аренду — мы рассмотрим варианты ИП на патенте и упрощенной системе налогообложения.

Почему мы?

Департамент транспорта разрешает подключаться к агрегаторам такси только юридическим лицам и ИП. Поэтому мы, как партнеры агрегатора, начали помогать физическим лицам, проживающим в Москве и Подмосковье, открывать и вести собственное ИП.

Сотрудничая с нами вы:


Посчитаем выгоду на примерах

С финансовой точки зрения, стать индивидуальным предпринимателем и подключиться к агрегаторам напрямую — более выгодно . Особенно для тех, кто рассматривает данный вид деятельности в качестве основного заработка и планирует ежемесячно, и регулярно получать ≈ 100 тысяч рублей. То же и по получению прибыли от сдачи авто в аренду.

Такой заработок позволит быстро выйти в прибыль относительно расходов по созданию ИП .

Для наглядности проведем сравнение расходов по налогам при различных системах налогообложения.

Ниже условный пример. Возьмем ИП Игоря, который совершает поездок или получает прибыль от сдачи авто в аренду на 100 000 ₽ в месяц. Сравним ИП, которые работают как: самозанятый, через ИП по упрощенной системе налогообложения (УСН) и ИП на патенте.

Условная сравнительная таблица выгоды работы

Через свое ИП на УСН* Через свое ИП по патенту Самозанятый
Забирает агрегатор** 20% 20% 20%
Налоги в бюджет 9%*** 4,5%**** 5%*****
Ведение ИП через нас 1% 1% 0%
Итого забирают 30% 25,5% 25%
Доход в месяц 70 000 ₽ 74 500 ₽ 75 000 ₽
Доход в год 840 000 ₽ 894 000 ₽ 900 000 ₽

Еще бывает общая система налогообложения с НДС. Она тоже не выгодная для водителя, и мы ее тут не рассматриваем.

** Агрегаторы — Яндекс-такси, Ситимобил и Gett. Со всех они берут 20%.

*** 9% получилось так. На 2019 год, ИП в Москве и области обязан заплатить в Пенсионный фонд и страховые взносы в Фонд социального страхования 36 238 ₽ в год, или ≈ 3 019 ₽ в месяц. Наш условный ИП получает 100 000 ₽ в месяц, из которых 3 019 ₽ отдает — значит он отдает 3%. Прибавим 6% по УСН и получаем 3%+6%=9%


**** 4,5% получилось вот так: ИП в Москве и области обязан заплатить в Пенсионный фонд и страховые взносы в Фонд социального страхования 36 238 ₽ в год. Плюс патент 18 000 ₽. Итого 54 238 ₽/12 ≈ 4 519 ₽ в месяц. Т. к. на патенте уже никакие дополнительные налоги не платят, поэтому 4 519 ₽ в месяц — окончательная цифра. Или 4,5% от условных 100 000 рублей.

***** 5% из расчета, что половина платежей от физических лиц по 4% и половина по 6% от юридических лиц, например тех же агрегаторов.

Патент для ИП заменяет налоги. Федеральная налоговая служба о патентах. То есть нужно только оплатить стоимость патента за год —18 000 рублей. Причем при покупке патента можно оплатить только 6 000 ₽, остальная сумма должна быть оплачена до конца срока действия патента.

С патентом надо быть внимательным. Если просрочить платеж — ФНС лишит патента без предупреждения.

Как зарегистрировать ИП

Вариант 1. Открыть ИП самостоятельно.

Посещаете налоговую инспекцию по месту регистрации. В налоговую представляете следующие документы:

1. Паспорт гражданина РФ

2. Копию паспорта

3. Копию свидетельства ИНН

4. Квитанцию об уплате государственной пошлины за регистрацию ИП: 800 рублей.

5. Заявление о регистрации физического лица в качестве ИП по форме Р21001. Если подаете не лично, то документы заверяете у нотариуса.

6. Заявление на применение упрощенной системы налогообложения (УСН) по форме №26.2-1.

Возможные проблемы : ошибки в заполнении форм, из-за которых могут отказать в открытии ИП. Печать копий. Правильная оплата пошлины.

Если не желаете вникать в тонкости открытия ИП самостоятельно, то обращайтесь к нам.

Вариант 2. Обратитесь к нам.

Процедура регистрации (сбор документов, хождение по инстанциям), а затем постоянное ведение отчетности будет отнимать много времени и сил. Придется вникать во множество бухгалтерских и юридических тонкостей, самостоятельно решать вопросы с налоговой инспекцией, вести учет бланков строгой отчетности (БСО) и прочее.

polbina-office-67.jpg

У нас просторный и удобный офис на ул. Полбина, 29с1

— откроем счет в банке

— создадим печать вашего ИП

— откроем лицензию на такси для ИП

Наш бухгалтерский отдел (на связи 5 дней в неделю с 10 до 17 часов) вместе с вами обсудят и предложат наиболее выгодную для вас систему налогообложения.

У нас работают опытные бухгалтеры, которые будут оказывать постоянное сопровождение вашего ИП: консультировать по любым вопросам, готовить отчетность, отвечать на запросы налоговой службы и пр.

Ежемесячная стоимость нашего бухгалтерского сопровождения составит 1 000 рублей (фиксировано).

Мошенники просят прислать документы по почте или мессенджеры. Мы помогаем с регистрацией ИП официально, поэтому не просим. Визит в наш офис — обязателен.

Работать в такси без лицензии нельзя. С 1 сентября 2011 года в силу вступил закон, обязывающий индивидуальных предпринимателей и транспортные компании по пассажирским перевозкам иметь разрешительный документ. Отсутствие лицензии является нарушением п. 3 статьи 11.14.1 КоАП и основанием для наложения штрафа. эта сумма составляет 10 тысяч рублей.

Как получить лицензию такси для ИП

Если у вас появятся дополнительные вопросы или пожелания по предложенным нами схемам, обращайтесь! Будем рады обсудить, помочь с выбором и произвести предварительный расчет ваших выгод при сотрудничестве с нашей компанией.

Доверьте открытие и ведение ИП нам. При этом получайте больше денег, за счет легальной оптимизации налогов.

Частые вопросы по открытию ИП для водителей:

1. Обязательно открывать ИП или ООО самостоятельно? Можно на ваше ООО получить лицензию?

Ответ: в 2019 году ужесточили контроль за выдачей лицензий такси. Поможем оформить лицензию только на ваше ИП или ООО. Других вариантов нет, зато честно и законно.

2. Сложно ли открыть простому водителю ИП?

Ответ: достаточно приехать к нам в офис со всеми необходимыми документами: паспорт, СНИЛС, и ваш ИНН. Мы подадим документы в налоговую и в течение 3-5 рабочих дней вы становитесь индивидуальным предпринимателем.

3. Можно ли иностранному гражданину открыть ИП?

Ответ: да, сможем. Процедура та же, что в вопросе №2.

Ответ: только при личном визите в офис того, на кого оформляется ИП.

6. Сколько налогов я буду платить и сколько будет обходиться ИП?

Ответ: если вы будете работать водителем на своем авто, то рекомендуем вам написать заявление в налоговой на перевод в статус самозанятого. Тогда вы будете платить только 5% от вашего дохода и все. При любом другом варианте ИП обойдется минимум 32 000 ₽ в год.

7. Смогу ли я сдавать свое авто в аренду и сколько я буду платить налогов?

Ответ: да, сможете сдавать. по ИП вам нужно обязательно в течение года оплатить 32 000 ₽. Дальше будет зависеть от системы налогообложения. Можно оформить патент на год за 18 000 ₽. Или по упрощенной системе налогообложения — 6% от дохода.

Давайте разберемся, кто такие самозанятые, как стать и как работать самозанятым в такси, и действительно ли это выгодно.

Кто такие самозанятые

Получить статус самозанятого вправе как любое физическое лицо, так и ИП (индивидуальный предприниматель). Закрывать действующее ИП не потребуется – надо просто подать заявление в ФНС на смену режима налогообложения.

Закон о самозанятых (422-ФЗ от 27.11.2018 г.) предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Налоговые ставки, условия и правила работы для физлиц и ИП, применяющих НПД, одинаковые. Подробнее об этом расскажем далее в статье.

Но использовать новый спецрежим получится не у всех.

Кто может стать самозанятым

Для применения НПД есть ограничения. Стать самозанятым можно, если:

у вас нет наемных работников,

ваш годовой доход не превышает 2,4 млн рублей,

вы оказываете услуги самостоятельно,

ваш вид профессиональной деятельности не запрещен для этого статуса (полный список есть в статье 4 ФЗ-422).

Кто может стать самозанятым таксистом

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Надо ли таксисту становиться самозанятым: плюсы и минусы режима НПД

Плюсы для водителей на режиме НПД:

Низкие налоговые ставки – 4% при оказании услуг физическому лицу и 6% по корпоративным заказам. Это меньше, чем у ИП на других СНО, и меньше комиссии, которую водители платят парку. Первое время из-за налогового вычета в 10 000 рублей ставка будет еще меньше – 3% и 4% соответственно.

Если дохода не было, налог не начисляется. ИП на других СНО платят всегда.

Освобождение от НДС и НДФЛ.

Никаких обязательных страховых взносов, как у ИП на других СНО. Взносы в ПФР платятся по желанию, чтобы доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии и начислялся трудовой стаж. Взносы 1,5% в фонд ОМС уже включены в налог.

Декларации сдавать не надо.

Получить справку с подтвержденным официальным доходом можно прямо в приложении.

Отдельных специальных банковских счетов не нужно. Вы вправе использовать свой счет физлица. Но лучше завести отдельную карту, можно даже виртуальную. Тогда все денежные потоки вашей бизнес-деятельности в качестве плательщика НПД будут удобно проходить по одному счету.

Минусы применения режима НПД:

Налог платится со всего дохода, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров, без вычета расходов.

Стаж работы в качестве самозанятых не учитывается при расчете пенсии.

Если намечается расширение деятельности, то с этим будут сложности, т. к. есть ограничения по годовому доходу, нельзя нанимать работников и нельзя иметь несколько машин.

Выгодна ли работа самозанятым в такси? Многие считают, что да, изучив условия спецрежима.

Как стать самозанятым в такси

Если вы действующий таксист с лицензией, то для перехода в режим НПД вам надо, не закрывая ИП, зарегистрироваться в ФНС в качестве плательщика НПД и затем уведомить налоговую о смене режима налогообложения. Подробно о том, как действующему ИП перейти на НПД, мы писали в нашей статье.

Если вы обычное физлицо и только начинаете работать в сфере пассажирских перевозок, то для того, чтобы получить разрешение и начать работать в такси со статусом самозанятого, у вас есть два пути:

Открыть ИП на УСН или ОСНО – оформить лицензию – перейти в самозанятые.

Зарегистрироваться самозанятым как физлицо – подать документы на регистрацию ИП на НПД – получить лицензию.

Подать пакет необходимых документов на открытие ИП можно разными способами: лично в налоговой, онлайн – в МФЦ, через Госуслуги, на сайте ФНС. Код ОКВЭД для такси – 49.32. Если документы предоставляются в электронной форме госпошлина 800 рублей не взимается. Некоторые банки и финансовые организации также предлагают комплексную услугу регистрации ИП.

Что делать, если вам все-таки не подходит режим самозанятого?

Если по каким-то причинам вам не подходит режим самозанятого, или вы вынуждены с него уйти, вам потребуется онлайн-касса.

В МТС Кассе есть удобное и бюджетное решение для пассажирских перевозок – онлайн-касса в смартфоне водителя.

Используйте одну кассу для фискализации чеков со всех такси.

Снабжать кассами каждого водителя вовсе не обязательно. С нашим решением достаточно одной кассы и личных смартфонов водителей.

С помощью кассового приложения, установленного на смартфоне водителя, и терминала эквайринга D200, который подключается к мобильному устройству, водитель принимает оплату наличными и банковской картой. Пассажир получает электронный чек по E-mail или посредством SMS.

Как это работает?

Ставим МТС Кассу на автовокзале, в офисе или даже дома.

Превращаем смартфон водителя в кассу. Устанавливаем на телефон кассовую программу МТС.

Подключаем смартфоны к МТС Кассе Одна МТС Касса справляется со всеми задачами: она собирает чеки от всех водителей и отправляет их в ОФД.

Пассажиры сканируют QR-код на смартфоне водителя и получают электронную копию чека.


Если вы примете решение покупать онлайн-кассы каждому водителю, используйте модели, в которых встроена функция продажи билетов.Подробности решения здесь.

Есть вариант не покупать кассу, а взять в аренду или рассрочку.

Разрешение на перевозку пассажиров легковым такси

Разрешение выдается на собственную машину, или на автомобиль, который вы используете для работы на основании договора аренды или лизинга у таксопарка или агрегатора. Услуга платная (кроме Москвы).

Разрешение выдается на машину, с указанием данных организации, марки и госномера машины. Одна машина – одно разрешение сроком действия 5 лет. Документ должен храниться в салоне транспортного средства и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. За отсутствие разрешения налагается штраф в размере 5 000 рублей.

Чтобы успешно получить разрешение, автомобиль для такси должен соответствовать определенным требованиям, которые в регионах отличаются. Например, в Москве разрешается только желтый кузов такси, на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета и т. д.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

Работа в таксопарке

По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

Сотрудничество напрямую с агрегатором

При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

Поиск заказов самостоятельно

Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)

К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:

Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.

Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.

Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.

3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.

Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.

Доступ к автокредиту от банков-партнеров.

Отзывы самозанятых таксистов и таксопарков. Стоит ли переходить в режим НПД или нет? Таксопарк или агрегатор: с кем выгоднее сотрудничать?

Вот что думают участники рынка пассажирских перевозок о режиме НПД и с кем лучше работать самозанятым водителям.

В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент – в случае работы с Яндекс.Такси водитель на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Официальное подтверждение зарплаты – неочевидный плюс. Многим возможность показывать свой фактический доход не нужна, например, плательщикам алиментов и должникам банков.
Размер налога спорный. Если сопоставить его со средней комиссией таксопарков 3-5%, то разница получается совсем небольшой в пользу самозанятости.
Большой минус – самозанятый водитель не может отследить поступления от агрегатора. Они приходят частями и не всегда понятно, за какой период времени пришла выплата.
Плата за сегодняшний заказ может поступать водителю в течение трех дней. То есть, если водитель выполнил за день заказов на 1000 рублей, а на следующий день он получает от агрегатора 700 рублей, то непонятно, что ему не доплатили. Вообщем, нет прозрачности в выплатах.

Самозанятый таксист работает напрямую с Яндекс.Такси — платить паркам не нужно, а это весомый плюс. Хоть парки и заявляют о комиссии 2-3%, мы почему-то забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. А это 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Водитель теряет на этой комиссии за месяц все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии не платит. Сколько заработал, столько и получил на карту.
Из минусов – например, отвратительная работа техподдержки Яндекс.Такси. Раньше все мои проблемы и вопросы решал парк. Сейчас же их приходится задавать напрямую техподдержке, которая может сутками не отвечать.
К недостаткам я отношу и неравномерное списание денег с баланса в Таксометре. При выводе денег через парк, я обнулял баланс и четко видел все поступления. Самозанятому приходится отслеживать оплату по каждому заказу — пришла, не пришла? Деньги появляются на карте только на следующий день после обеда, а заработок за субботу приходит в понедельник. Это не очень удобно.

Я вижу несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей. Первая: агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков. Вторая: заработок на карту происходят частями. Частенько нельзя разобраться, какие заказы оплачены, а какие — нет. И третья проблема: водители, которые умеют считать, сразу понимают, что самозанятость не будет для них выгоднее, т. к. 4% и 6% с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5%.

Например, у нашего таксопарка есть тариф, по которому водитель платит с заказа 2,5%. Сюда прибавляется комиссия за вывод средств 1% (минимально — 20 рублей) на карту, но это все равно дешевле, чем 4% и 6%, которые платит самозанятый таксист.
Также водители теряют помощь парка. Мы круглосуточно поддерживаем с таксистами обратную связь, а самозанятые остаются наедине с агрегаторами и свои вопросы им приходится решать самим.
Еще один минус самозанятости — это порядок расчета. Работая с парком, водитель точно знает, что он получит заработанные деньги вовремя, чего не скажешь о работе самозанятых напрямую с агрегаторами.

Изменения в законе о такси в 2021 году

В России каждый год вступают в силу различные изменения, которые касаются такси. Какие поправки уже утверждены в 2021 году, а какие – планируются?

Утвержденные поправки

Новые правила перевозки пассажиров в такси, утвержденные Постановлением Правительства №1586 от 01.10.2020 г., вступили в силу с 1 января 2021. Наиболее важные пункты:

до подачи автомобиля такси клиенту необходимо сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;

после поездки водитель обязан пассажиру бумажный или электронный чек;

на передней панели автомобиля справа от водителя должна находиться информация об организации, данные о номере и сроке действия разрешения, а также тарифы на проезд.

Отмена запрета на парковку такси во дворах с 1 января 2021.

Новые требования Яндекс.Такси с 1 февраля 2021.

Автоматическое продление разрешений для таксистов.

Согласно Постановлению Правительства России от 11 июня 2020 года №849, разрешения на перевозку пассажиров в такси, срок действия которых истекал с 15 марта по 31 декабря 2020 года, автоматически продлены на 12 месяцев из-за пандемии коронавируса.

Планируемые поправки

Здесь приведены поправки, которые сейчас обсуждаются депутатами и могут вступить в силу в течение 2021 года.

Запрет на работу в такси с судимостью, с иностранными правами.

Ограничение работы до 8 часов.

Дополнительная страховка для такси — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Применение индивидуальными предпринимателями единого налога (ЕН) при оказании услуг перевозок пассажиров автомобилями такси — очень распространенная практика. До 2019 года применение единого налога было обязательным при оказании услуг такси. И ИП не имел права выбора. Теперь это не так, а многие ИП-таксисты по привычке платят единый налог. Налоговый консультант, аудитор Людмила Мовчан объясняет, насколько это выгодно. Вопрос актуален перед грядущим повышением ставки в 2021 году.

Под единый налог попадают те виды деятельности, при которых предпринимателя тяжело проконтролировать. То есть там, где ИП может занизить свою выручку, принимая деньги мимо кассы. Часто так и происходит. Государству невыгодно брать налоги в процентах с дохода, который легко скрыть. Поэтому придумали единый налог.

Сейчас такси редко работает от борта, все чаще заказы проходят через электронные сервисы, например через мобильные приложения. Это значит, что любой заказ, полученный через такую систему, оставляет цифровой след. Мало того, каждый квартал информация по всем таким заказам поступает в налоговую инспекцию. Налоговики видят каждую поездку, ее продолжительность и стоимость. Поэтому скрыть выручку по заказам такси, полученным через электронное приложение, вряд ли получится.

Скорее всего именно из-за прозрачности размера доходы обязательность применения единого налога и ушла в прошлое. Действительно ли выгодно и, как кажется, удобно применять единый налог или это просто привычка?


До определенного момента единый налог не зависит от размера дохода и составляет фиксированную величину. Однако если ваша выручка превысит сорокакратную величину ставки единого налога, то с превышения надо доплатить еще 5%. Иногда это выгодно, а часто совсем наоборот. Альтернативой применения ЕН является упрощенная система налогообложения (УСН). Мы будем говорить об УСН 5% без НДС. Как правило, применять систему налогообложения с НДС в такси невыгодно. Исключения, конечно, бывают, но редко.

Для наглядности сравним единый налог и УСН. Допустим, вы оказываете услуги такси в Минске. Ставка единого налога по такому виду деятельности для г. Минска на 11 ноября 2020 года — 137 рублей в месяц. С 1 января 2021 ставку планируется увеличить до 185 рублей в месяц.

Считаем на примере:


Получается, что если ваш доход выше 2740 (это 20-кратная ставка ЕН, или 2740=137·20) рублей в месяц, то применение единого налога выгоднее, чем УСН. А если ниже — то УСН будет предпочтительнее.

Такая же таблица для увеличенной (после нового 2021 года) ставки:


В 2021 году ситуация серьезно меняется, применение ЕН выгодно, только если ваш доход превышает 3700 рублей.
Однако, кроме выгоды по абсолютной цифре налога, есть нюансы.

Во-первых, единый налог надо заплатить вперед, и, даже если вы заработали совсем мало, назад его не вернуть. Иногда ЕН вернуть можно, но это касается тех случаев, когда вы физически не могли работать, например были на больничном, а также 1 месяц в году — по аналогии с отпуском для наемных работников. УСН же всегда платится по факту и только после окончания квартала. Например, вы отработали с января по март и УСН заплатите только 22 апреля — ровно 5% от той суммы, что накатали.

Отсрочка платежа на три месяца в условиях ожидаемой инфляции — тоже немаловажно. И тот факт, что при ЕН вам нужно достать еще не заработанные деньги из кармана, уплатить налог вперед и надеяться на то, чтобы его отработать, не очень радует. При УСН вы точно знаете, что налог составит 5% от реально полученных денег.

Во-вторых, декларацию по ЕН надо подавать тоже вперед, как бы заявляя о своих намерениях работать. И если все же что-то произошло, например вы заболели, вам надо подтвердить невозможность работать документами, то есть обязательно предоставить больничный лист и подать уточненную декларацию по единому налогу — тогда переплаченная сумма налога зачтется вам в следующем периоде.

Декларация по УСН подается по факту после того, как закончился квартал, то есть за период с января по март, декларацию нужно подать до 20 апреля. Там вы фактически укажете цифру полученной выручки. Сколько заработали — столько указали. Никаких оправдательных документов (больничных листов) не требуется.

В-третьих, есть такое мнение, что для единого налога не нужно учитывать выручку. Прикинул, что вроде как не превысил сумму 40 ставок, — ну и хорошо. Это не так. Мало того, что закон обязывает вести учет выручки, бывают ситуации, когда эта сумма очень нужна. Например, когда надо подтвердить превышение доходов над расходами.

После дорогостоящей покупки человеку может прийти письмо из налоговой, в котором его попросят предоставить сведения об источнике денег, потраченных на приобретение. Кажется, что это про олигархов и звезд эстрады и с нами эта история не случится. На самом деле это не так. Если ваши расходы превысят доходы на 250 б. в., а это около 3000 долларов, то придется объясняться.

В-четвертых, если ИП планирует привлекать наемных сотрудников, а он может взять еще трех водителей и работать сам четвертым человеком, то ему, по правилам, придется заплатить 4 ставки единого налога. То есть, по одной ставке на каждую машину (работника). И это уже будет не 137, а 137·4 =548 рублей (на сегодня). Или 740 рублей в 2021 году. А это уже совсем другая сумма, и нужно считать, сколько выручки принесет каждый водитель и окупится ли оплаченный налог.

Также есть запрет применения ЕН при использовании в ходе оказания услуг потребителям посреднических договоров. По мнению некоторых представителей налоговой, такой запрет распространяется и на применение договоров комиссии при подключении к сервису такси через мобильное приложение. Несмотря на то, что такой договор комиссии не имеет прямого отношения к потребителям услуг такси, ведь договор на перевозку заключается напрямую между ИП и пассажиром.

Из-за неоднозначности трактования норм законодательства возникает риск обоснованности применения единого налога по таким договорам. В случае, если, по мнению налоговой, ИП утрачивает право применения ЕН и у него нет уведомления о переходе на УСН, он будет вынужден с выручки, полученной по этим договорам, заплатить подоходный налог. Подоходный налог или общая система налогообложения для ИП платится в размере 16% от разницы между доходами и расходами и может оказаться совсем не выгодным ИП.

Перейти с одной системы налогообложения на другую, как правило, можно только с нового года. Исключением был 2020 год. Из-за сложной экономической ситуации на УСН можно перейти с начала месяца, подав уведомление на переход до 20 числа этого же месяца. Например, чтобы применять УСН с 1 декабря, надо подать уведомление до 20 декабря. На 2021 год такое правило не распространяется.

Чтобы применять УСН с 2021 года, надо до 31 декабря уведомить об этом налоговую.

Есть еще один нюанс. Применять УСН и ЕН можно параллельно. Это значит, если вы уведомили налоговую о применении УСН (отправили в инспекцию уведомление, но по деятельности такси хотите применять ЕН), то в случае возникновения выручки, не облагаемой ЕН, вы сможете применить УСН, а не подоходный налог.

Кратко простыми словами

Если ИП-таксист работает сам без наемных лиц и его выручка составляет меньше 3700 рублей, то применять ЕН в 2021 году ему невыгодно. И сейчас самое время перейти с 2021 года на применение УСН, подав об этом уведомление в налоговую инспекцию.

Принимая решение о выборе системы налогообложения, нужно учесть все нюансы вашей деятельности, и если вам выгоднее и удобнее применять единый налог, то это правильное решение. Но налоговый консультант советует в преддверии нового года занести в налоговую инспекцию уведомление о применении УСН. Пусть на всякий случай будет.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Читайте также: