Карточка 1 почему водителя и пассажиров резко трогающегося легкового автомобиля вдавливает в кресло

Обновлено: 05.05.2024

Одним из достаточно распространенных видов правонарушений является перегруз транспортного средства пассажирами. Особенно это деяние популярно среди молодежи, которая любит путешествовать большой компанией и водителей маршруток.

Ехать надо всем, но места для всех нет. Однако в спешке редко кто задумывается, а почему нельзя чрезмерно нагружать авто пассажирами, и к чему это может привести.

Величина взыскания за превышение количества

Статьей 12.23 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил перевозки людей. За перегруз пассажиров в легковом автомобиле, т.е. за перевозку более 5 человек, наступают штрафные санкции в размере 500 руб. То есть если в машине находится ровно 5 человек или меньше – штрафа не будет, а если больше пяти – будет. Следует отметить, что наказывается водитель авто, а не сам пассажир.

Перевозка пассажиров сверх нормы автобусом, также влечет штраф в размере 500 руб. Однако тут законодатель разграничил штрафные санкции в зависимости от специфики перевозимых субъектов.

Справка! Иного наказания, кроме штрафных санкций, за перегруз пассажирами законодательством не предусмотрено.

Так, в случае перевозки автобусом детей с нарушениями Правил организованной перевозки группы детей автобусами, на водителя налагается штраф в размере от 3000 руб. до 5000 руб., на должностное лицо будет наложен штраф в размере 25 000 руб., на юридическое лицо – 100 000 руб.

Штраф налагается за сам факт правонарушения. Иными словами независимо от того, будет один лишний пассажир или несколько, штраф все равно будет в размере 500 руб.

Какое число лиц считается перегрузом?

Каждое транспортное средство имеет свои технические возможности относительно количества размещённых в нем людей. Эта цифра отражена в документах каждого авто. В первую очередь эта информация нужна для того, чтобы знать возможности транспортного средства при эксплуатации. П.п.8 п. 22 ПДД гласит, что нельзя перевозить людей на любых транспортных средствах больше количеством, чем разрешает техническая характеристика.

В следующей таблице приведены параметры самых распространенных транспортных средств.

Как правило, количество пассажиров соответствует разрешенному количеству посадочных мест. Однако есть случаи, когда разрешается перевозка пассажиров стоя.

Пункт 22.3 ПДД подержит случаи, при которых строго запрещено перевозить людей стоя.
Запрещен перевоз пассажиров стоя:

  • В кузове грузовика.
  • В междугородном автобусе.
  • В автобусе, следующем по горному маршруту.
  • В экскурсионном или туристическом автобусе.
  • При организованной перевозке детей.

В остальных случаях стоя можно перевозить людей, но опять же, в пределах, установленных техническими характеристиками транспорта.

Правила транспортировки в легковом автомобиле

Для того чтобы сотрудник ГИБДД не имел к вам претензий, при перевозке людей в легковушке нужно соблюдать следующие правила:

  1. Авто должно быть исправным с технической точки зрения.
  2. Все пассажиры должны быть пристегнуты (на заднем сидении, если это позволяет конструкция авто) (п.п.2.1.2 п.2 ПДД).
  3. Если перевозке подлежат дети младше 11 лет на заднем сидении, то авто должно быть оборудовано ремнями безопасности и специальным детским креслом, соответствующим весу и росту ребенка.
  4. При перевозке детей от 7 до 11 лет на переднем сидении, автомобиль должен быть оборудован специальным детским креслом и ремнями безопасности.
  5. Перевозка детей до 7 лет на переднем сидении запрещена в любом виде.
  6. Нельзя перевозить детей на коленях взрослых на переднем сидении и на коленях водителя.
  7. Противопоказано перевозить людей вне кабины легкового автомобиля.
  8. В процессе поездки нельзя открывать двери и трогаться с места, не закрыв их.
  9. Запрещается перевозить более 5 пассажиров в легковом авто.

Сколько человек можно разместить в минивэне?

Для таких авто максимальное разрешенное количество составляет не более семи человек.

Справка! Разрешенное количество человек зависит от технических характеристик каждой модели машины. Для легкового автомобиля, как правило, это количество не должно превышать больше пяти пассажиров.

Перевозка в автобусе

Управление таким транспортным средством сопряжено с огромной ответственностью из-за большого количества перевозимых людей, за здоровье и жизнь которых отвечает водитель. Для обеспечения необходимого уровня безопасности при данном виде перевозки нужно соблюдать следующие правила:

  • Автобус должен быть технически исправен и оборудован согласно требованиям, предъявляемым к перевозке людей (ремнями безопасности, поручнями при входе и в самом салоне, должны быть обозначены места для льготной категории граждан – инвалидов, и т.д.).
  • Очень важно соблюдать скоростной режим на дороге, так как автобус не только большой по габаритам, но и перевозит большое количество людей.
  • Нельзя набирать людей в салон больше, чем разрешено для данной модели автобуса.
  • Масса загруженного пассажирами автобуса не должна превышать общую разрешенную техническими характеристиками массу.
  • Нельзя открывать двери до полной остановки транспорта и закрывать после того, как автобус тронулся с места.
  • При посадке пассажиров проверяется наличие билетов. Если у пассажира имеются 2 и более детей до 7 лет, то каждому нужно обеспечить отдельное кресло.
  • Нельзя перевозить опасные грузы, например, оружие, взрывчатые и отравляющие вещества, легковоспламеняющиеся предметы, и т.д.
  • Запрещено перевозить предметы, которые пачкают салон и пассажиров.
  • Пассажирам запрещено: ходить по салону во время поездки; отвлекать водителя; размещать багаж в проходе; курить в автобусе, мусорить, распивать алкоголь; нарушать правила общественного порядка; применять аварийное оборудование в иных целях.

Условия обеспечения безопасности

Помимо перечисленных выше правил перевозки пассажиров в легковых автомобилях и автобусах, для обеспечения безопасности необходимо соблюдать следующие требования:

Последствия транспортировки людей сверх нормы

На первый взгляд, общественный транспорт, да и личное авто, кажутся достаточно безопасным местом, с точки зрения пассажира: водитель следит за дорогой и за безопасностью движения, пассажиры наблюдают пейзажи за окном. Однако это не так. Поездка часто сопровождается резкими торможениями и поворотами. Иногда бывают столкновения, и даже затопления салона.

Во всех этих ситуациях, если салон перегружен пассажирами, неизбежны жертвы. Можно отделаться легкими телесными повреждениями, а возможны и летальные исходы. Все дело в том, что автомобили предназначены для того, чтобы люди сидели в процессе поездки и были пристегнуты, т.е. максимально фиксированы.

При лишних пассажирах, тем более стоящих, это невозможно сделать. Более того, под весом самих пассажиров может пострадать масса людей. Также весомую роль играют подушки безопасности. Однако оснащение ими, опять же, предусмотрено только для сидящих. При загрузке транспортного средства сверх нормы, уровень полезности всех перечисленных мер безопасности, разработанных производителем, сводятся к нулю.

Немаловажную роль играет и психологическая составляющая. Когда в салоне много человек и случается авария, возникает паника, которой тяжело управлять и, тем более, устранить. Таким образом, перегруз может привезти к следующим ситуациям, которых можно было бы избежать:

  • смерть;
  • причинение вреда жизни и здоровью людей;
  • повреждение имущества, в том числе авто;
  • создание аварийных ситуаций;
  • наложение штрафных санкций.

Спорные ситуации и способы избежания наказания

Спорных ситуаций в данном случае возникает достаточно много.

Во-первых, водители часто спорят по поводу маленьких детей, перевозимых на руках на заднем сидении. Ребенок, вне зависимости от того, сколько ему лет, считается полноценным пассажиром, и нельзя считать двоих детей за одного взрослого.

Во-вторых, споры возникают по поводу стоящих пассажиров. Стоять можно, как правило, в часы пик в городском транспорте, технические характеристики которого это позволяют. В остальных случаях, особенно если транспортное средство не оборудовано поручнями и движется по маршрутам дальних расстояний, стоять запрещено. Если водитель виноват, то избежать наказания невозможно. Данное правонарушение слишком очевидно. Лишнего человека не спрячешь.

Однако существуют ситуации, когда нерадивые сотрудники ГИБДД хотят инкриминировать вам правонарушение не заслужено. В данном случае не спешите подписывать протокол. Сделайте отметку в протоколе, что вы не согласны с правонарушением. Не бойтесь идти в суд. Предоставьте информацию о технических характеристиках вашего авто, свидетельские показания о том, что в салоне количество людей не превышало нормы, а также фото или видео рассматриваемой ситуации, и суд примет обязательно вашу сторону.

Важно! Избежать ответственности можно, оспорив в суде неправильно оформленный протокол. Вам должны представить для ознакомления протокол, изучите его. Если, например, не будут указаны понятые в нем, протокол не имеет юридической силы.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

Процесс доказывания таких правонарушений достаточно легкий. Это обусловлено тем, что правонарушение налицо.

Доказать вину водителя за перегруз можно, если:

  • сотрудник ДПС сам увидел это, и зафиксировал это правонарушение в протоколе с понятыми;
  • правонарушение засвидетельствовано другими лицами, например, недовольными пассажирами перегруженного автобуса;
  • камеры наружного наблюдения правоохранительных органов или видеорегистратор самого водителя зафиксировали лишних пассажиров.

Если инспектор заподозрил превышение количества пассажиров, ему достаточно сверить количество пассажиров в салоне транспортного средства с цифрой, указанной в техническом паспорте авто.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель : Изучить явление “инерция”, экспериментально исследовать это явление, развить навыки самостоятельной работы.

Образовательные :

-добиться усвоения учащимися понятие инерции;

-научить обнаруживать данное явление в окружающем мире;

-систематизировать знания о механическом движении и его характеристике- скорости.

Коррекционно-развивающие:

-корректировать и развивать произвольное внимание при просмотре опытов;

-корректировать и развивать зрительное и слуховое восприятие через запоминание и воспроизведение определений и формул;

-корректировать и развивать память при работе с символами на карточках;

-корректировать и развивать кратковременную память при выполнении самостоятельного задания (теста, решении задачи);

-корректировать и развивать навык связного рассказа при беседе.

-корректировать и развивать аналитико-синтезирующего мышления (развитие умения обобщать, делать выводы при наблюдении опытов).

Воспитательные:

-учить видеть практическую пользу знаний;

-продолжать формирование познавательного интереса к предмету “Физика”.

1.Организационный момент

2. Повторение

1)Фронтальный опрос

-Что такое механическое движение;

- Что такое скорость;

-В чем измеряется скорость;

-Как перевести км/ч в м/с;

-Переведите 90км/ч в м/с.

2)Работа с карточками

-покажите карточку с буквой, которая обозначает путь;

- покажите карточку с буквой, которая обозначает время;

- покажите карточку с буквой, которая обозначает скорость;

-составьте формулу, по которой можно рассчитать скорость;

- составьте формулу, по которой можно рассчитать путь;

- составьте формулу, по которой можно рассчитать время.

3)Решение задач

Алгоритм решения задач:

1.Прочитать внимательно задачу.

2.Написать, что дано и что надо найти.

3.Перевести, если нужно, единицы измерений в систему СИ.

5.Подставить числа и найти нужную величину.

6. Написать ответ

Задача № 1(решается вместе)

Гоночный автомобиль развил скорость 600 км\ч. Какой путь он пройдет за 10 минут с такой скоростью?

Задача № 2 (решается самостоятельно)

Вычислите среднюю скорость лыжника прошедшего путь 20 км за 4 ч.

3. Физкультминутка (на глаза)

4.Новый материал.

Сегодня на уроке мы ответим на вопросы:

-Почему водителя и пассажиров резко трогающегося легкового автомобиля “ вдавливает ” в кресло?

-Почему перед подъемом дороги велосипедист увеличивает скорость движения?

-Для чего стоящим в автобусе, трамвае или троллейбусе пассажирам следует держаться за поручни?

-Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

-Зачем на повороте шофер замедляет ход машины?

На столе лежит ручка. Сколько времени она может так пролежать, если никто не будет к ней прикасаться? Сколь угодно долго.

А теперь пальцем ударим по ручке. Что произошло? - Она стала двигаться.

Из-за чего она стала двигаться? - Из-за удара пальцем.

Тело может изменить свою скорость при действии на него другого тела.

А сейчас представьте себе: урок окончен, вы выбегаете из класса и во весь опор мчитесь по коридору. Вдруг на вашем пути появляется другой ученик, остановиться вы не можете – не успеете, столкновение неизбежно. Результат налицо – вы, потеряв скорость, мчитесь дальше, а тот, с кем вы столкнулись, отлетает к стенке, даже не сообразив, что с ним произошло.

Итак, вы оба изменили скорость.

А вот ученые с давних времен пытались определить, что нужно для того, чтобы тело не изменяло свою скорость.

Первым сформулировал закон движения с неизменной скоростью Аристотель. Закон Аристотеля звучал так: “Чтобы тело равномерно двигалось, на него должно действовать другое тело”.

Как вы думаете, это правильно? Вроде бы да, но оказывается, что нет.

Ошибочный закон Аристотеля продержался 2000 лет. Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Галилео Галилею.

Проводится опыт: движение шарика по наклонной поверхности и по участку, на котором насыпан песок. Постановка проблемного вопроса: как движется тело после прекращения действия на него другого тела? (сохраняет скорость).

Закон движения Галилея звучит так:

Тело, свободное от воздействий, не меняет скорость. При действии на тело другого тела оно изменяет свою скорость.

ЯВЛЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ СКОРОСТИ ТЕЛА ПРИ ОТСУТСТВИИ ДЕЙСТВИЯ НА НЕГО ДРУГИХ ТЕЛ НАЗЫВАЕТСЯ ИНЕРЦИЕЙ .

Таким образом, движение тела при отсутствии действия на него других тел называют движением по инерции .

Например, автомобиль, выключив двигатель, движется по инерции.

Наш реальный мир накладывает жесткое ограничение на движение по инерции. Из-за сил трения и сопротивления среды скорость тел при движении по инерции быстро уменьшается. Поэтому, автомобиль, выключив двигатель, через некоторое время остановится.

Опыты (демонстрирующие инерцию покоя):

1.С прибором для демонстрации инерции

2.С листом бумаги и стаканом воды

3.С монетой, стаканом и открыткой

5.Физкультминутка

Мы пассажиры маршрутного такси. Предлагаю вам

изобразить поведение пассажиров во время поездки. Давайте встанем и разомнемся.

Представите, что я водитель.

Я резко двигаюсь с места, вы - ?

Я поворачиваю направо, вы - ?

Я поворачиваю налево, вы - ?

Я резко торможу, вы - ?

6.Закрепление нового материала.

Ответим на те вопросы, которые мы поставили в начале урока.

-Почему водителя и пассажиров резко трогающегося легкового автомобиля “ вдавливает ” в кресло?

-Почему перед подъемом дороги велосипедист увеличивает скорость движения?

-Для чего стоящим в автобусе, трамвае или троллейбусе пассажирам следует держаться за поручни?

-Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

-Зачем на повороте шофер замедляет ход машины?

1. Что такое инерция?

Г – свойство тел сохранять скорость.

У – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

2. Что произойдёт с бруском, если резко дёрнуть за нить?

Д – упадёт вперёд.

3. В каком случае наблюдается явление инерции?

А – камень падает на дно ущелья.

П – пыль выбивают из ковра.

4. Какая цистерна начинает движение?

5. Поднимаясь вверх на воздушном шаре Незнайка случайно обронил конфету. Как оно будет двигаться?

Какое слово вы получили в таблице? (успех)

8.Домашнее задание.

1. Что Вас сегодня удивило на уроке?

2. Как каждый из вас усвоил новый материал?

3. Оцените свою деятельность по 5 бальной шкале!

4. Зачем мне это надо?

Если ты снежок (бросаешь),

Или в тире ты (стреляешь),

Или в мячик (ударяешь),

Или сам ядро (толкаешь),

Почему же, почему же

Те предметы вдаль летят?

Отчего же, отчего же

Сразу падать не хотят?

Эти разные предметы

Потому вперед (летят),

Что (инерцию) имеют,

Скорость (сохранить) хотят.

Галилей был самым (первым),

Кто инерцию (открыл),

И прошло три с лишним века

С той поры, (когда он жил).

1. Что такое инерция?

Г – свойство тел сохранять скорость.

У – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

2. Что произойдёт с бруском, если резко дёрнуть за нить?

Д – упадёт вперёд.

3. В каком случае наблюдается явление инерции?

А – камень падает на дно ущелья.

П – пыль выбивают из ковра.

4. Какая цистерна начинает движение?

5. Поднимаясь вверх на воздушном шаре Незнайка случайно

обронил конфету. Как она будет двигаться?

Правильное трогание с места обеспечивает уверенный старт автомобиля практически в любых ситуациях.

Во второй и третьей частях данного раздела вы узнали, как нужно правильно поворачивать руль и ознакомились с правильными действиями водителя при работе с педалями. Пришло время выяснить вопрос как начинать движение.

Но перед тем, как вообще куда-нибудь тронуться с места и поехать, сначала следует подготовить автомобиль к движению в соответствии с требованиями ПДД. Для этого, как минимум, необходимо проверить исправность световой сигнализации, настройку зеркал заднего вида, работу стеклоочистителей, прогреть двигатель и т.д.

Мы же будем считать, что этот процесс выполнен, двигатель прогрет, давление в шинах в норме. Автомобиль стоит на ровной площадке.

Что необходимо сделать, как только вы сели за руль? Правильный ответ — пристегнуться ремнем безопасности (это можно сделать позднее, но к началу движения вы должны быть пристегнуты).

Пока никуда не едем – можно отпустить педаль сцепления. Теперь вы готовы к тому, чтобы тронуться с места.

Как трогаться на машине с места правильно

Есть два правила, соблюдение которых позволит вам гарантированно начать движение. Более того, эти правила обязательны для выполнения зимой на скользкой дороге:

Чтобы тронуться с места на машине и избежать пробуксовки колес в момент старта целесообразно кратковременно задерживать педаль сцепления в точке схватывания.

Первый вариант — как трогаться с места без использования ручного (стояночного) тормоза. Действия будут такие:

  1. Нажимаете правой ногой на педаль тормоза (если дорога имеет подъем или уклон) и выжимаете левой ногой педаль сцепления до пола;
  2. Выжимаете левой ногой до упора сцепление и включаете первую передачу;
  3. Плавно отпускаете педаль сцепления до момента схватывания, удерживая нажатой педаль тормоза;
  4. В момент схватывания (обороты двигателя станут чуть ниже, появится легкая вибрация) отпускаете педаль тормоза и переносите ногу на педаль газа. Левая нога продолжает удерживать педаль сцепления в точке схватывания;
  5. Плавно добавляете газ примерно до 1500 об/мин и одновременно приотпускаете педаль сцепления. Автомобиль начнет движение, после этого отпускаете педаль сцепления до конца ее хода;
  6. Для остановки выжимаете сцепление до упора в пол, и нажимаете на педаль тормоза.

Другой вариант — как трогаться на машине с места с использованием стояночного тормоза (ручника). Двигатель, предположим, запущен и автомобиль стоит на ровной площадке. Стояночный тормоз включен.

Самое важное на первых этапах обучения, это запомнить расположение всех рычагов управления автомобилем. Не просто запомнить, а осознать: где и какая находится педаль, где рукоятка КПП, где ручной тормоз, где включаются фары, где переключатели поворотов.

Вы садитесь в машину, регулируете кресло под себя, принимаете правильную посадку и, мысленно или вслух произнося названия органов управления, переносите на них руки и ноги. Смотреть во время этого упражнения нужно вперед, можно в сторону. Важно добиться того, чтобы руки и ноги на уровне рефлекса, одним движением принимали правильное положение.

Следующий шаг – запуск двигателя. Казалось бы, ничего сложного в этом нет – повернул ключ в замке и заводи. Но, сначала следует убедиться, что ручной тормоз включен и рычаг КПП находится в положении нейтральной передачи. Зачем? — ответ ниже.

Если на дороге есть уклон, ручник нужен для того, чтобы автомобиль не покатился, когда выжмите сцепление, нейтралка – чтобы он не поехал, когда после запуска двигателя отпустите сцепление. И опять же, все внимание на правильное положение рук и ног.

Итак, для чего нужно выжимать сцепление при запуске двигателя – выяснили. Теперь – положение правой ноги.

Как научиться плавно отпускать сцепление.

Чтобы научиться плавно, без рывков, отпускать сцепление, есть одно несложное упражнение. Оно выполняется на заведенном двигателе и включенном ручнике. Отпуская сцепление, важно поймать момент схватывания, когда появляется легкая вибрация и начинается падение оборотов.

Как трогаться с места на подъеме.

Ключевой момент в этом случае – опять же, задержка педали сцепления в точке схватывания. Для удержания автомобиля на подъеме, чтобы не скатиться вниз, используется либо педаль тормоза либо стояночный тормоз (ручник).

Если на подъеме отпустить педаль сцепления в точку схватывания и задержать ее там, а затем убрать ногу с тормоза, то машина будет стоять на месте.

Если автомобиль удерживается на подъеме ручником и нужно тронуться с места (во время экзамена в ГИБДД требуют трогаться именно так), то в этом случае действия будут следующие:

Ну вот, собственно, и все, что нужно знать о технике трогания с места. Дальше — только практиковаться.

Если во время старта, все же, произошла пробуксовка колес (это часто случается на скользкой дороге), и автомобиль остался на месте, то в такой ситуации нужно снова выжать педаль сцепления, отпустить ее до точки схватывания, и повторить попытку.

Возможно, все это получится не сразу, потребуется время и терпение чтобы приобрести навык. Главное — не спешить. И всегда нужно помнить, что правильные действия за рулем – основа вашей безопасности.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 16.07.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

172. Какое изменение произошло в движении речного трамвая, если его пассажиры вдруг отклонились вправо?
Речной трамвай резко повернул налево.

173. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?
Поезд начал торможение.

174. Положите на стакан почтовую открытку, а на открытку положите монету. Ударьте по открытке щелчком (рис. 35). Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан?
Ввиду краткости взаимодействия сила трения между открыткой и монетой не успевает сообщить последней достаточную скорость. Открытка отлетает и монета, потеряв точку опоры, падает в стакан.

175. При колке дров в полене застрял топор. На рисунке 36 показано, какими способами в этом случае можно расколоть полено. Объясните их.
В первом случае полено резко останавливается, а топор, двигаясь по инерции, раскалывает его. Во втором случае движущееся по инерции полено раскалывается о неподвижный топор.

176. На рисунке 37 показаны способы насаживания лопаты на палку (черенок). Объясните их.
В первом случае используется инерция лопаты, а во втором — ее черенка.

177. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
Из-за явления инерции транспортные средства не могут мгновенно остановиться и после начала торможения продолжают некоторое время двигаться вперед.

178. Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами с помощью гибкого троса?
При торможении буксирующего автомобиля буксируемый двигается по инерции вперед и сталкивается с первым.

179. Почему после выключения двигателя сверлильного станка патрон продолжает вращаться?
Из-за явления инерции.

180. Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?
Чтобы подняться как можно выше за счет инерции велосипеда.

181. Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижают скорость движения машины?
Чтобы предотвратить занос.

182. Для чего перед взлетом, а также посадкой самолета пассажир обязан пристегнуться ремнем безопасности?
Для того, чтобы при резком изменении скорости не вылететь из кресла в результате инерции.

183. Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?
Чтобы предупредить едущие сзади него транспортные средства о снижении скорости.

184. Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?
При резком встряхивании капли воды продолжают двигаться по инерции.

185. Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения?
При резком торможении водитель автомобиля может не среагировать, и автомобиль, двигаясь по инерции, столкнется с трактором.

186. Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей в этом случае освободить шерсть от воды? Ответ поясните.
см. № 184.

187. С летящего самолета сбрасывают груз. Упадет ли он на землю под местом бросания? Если нет, то куда сместится относительно этого места и почему?
Груз сместится по направлению вектора скорости самолета. Это объясняется явлением инерции.

188. Почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном?
В результате инерции натяжение троса, удерживающего груз, резко возрастает, и он может оборваться.

189. В чем причина разрушений при землетрясении?
Части зданий при землетрясении в результате инерции начинают двигаться с разной скоростью и между ними происходит разрыв.

190. Почему линейка, подвешенная на бумажных кольцах, при резком ударе по ней переламывается, а кольца остаются целыми?
При резком ударе линейка переломится быстрее, чем возмущение достигает колец.

191. Как располагается свободная поверхность нефти в цистернах, когда электровоз, приводящий их в движение, набирает скорость; замедляет ход?
Свободная поверхность нефти будет наклонена относительно земли. При увеличении скорости нефть будет отбрасывать к концу цистерны, при торможении — к началу. Это объясняется инерцией частиц нефти.

192. Упадет ли под местом бросания мяч, выроненный из руки в вагоне равномерно и прямолинейно движущегося поезда?
Да, упадет, поскольку и мяч, и пол вагона движутся относительно земли с одной и той же скоростью.

193. Приведите примеры, когда инерция приносит пользу и когда — вред.
Инерция приносит пользу человеку, когда он стряхивает с одежды, рубит дрова, подсекает удочкой рыбу. Инерция приносит вред пассажирам автобуса и оператору подъемного крана.

194. Почему легче перепрыгнуть через ров с разбега?
Потому что скорость больше.

Читайте также: