Какой вид предприятий автомобильного транспорта осуществляет перевозки собственным транспортом

Обновлено: 24.06.2024

Основные типы и функции предприятий автомобильного транспорта, задачи их экономического анализа. Обеспеченность собственными оборотными средствами. Ненормируемые оборотные средства, их источники и оборачиваемость. Оценка результатов работы предприятия.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 05.05.2015
Размер файла 64,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение
  • Глава 1. "Типы и функции предприятий автомобильного транспорта"
  • 1.1 Классификация предприятий автомобильного транспорта
  • Глава 2. Анализ обеспеченности собственными оборотными средствами
  • 2.1 Основной задачей экономического анализа
  • 2.2 Анализ ненормируемых оборотных средств и их источников
  • 3. Анализ оборачиваемости оборотных средств
  • Выводы и оценка результатов работы предприятия
  • Список использованной литературы

Введение

Автомобильный транспорт занимает ведущее положение в удовлетворении постоянно растущих потребностей народного хозяйства в перевозках пассажиров и грузов. Он является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающии большой маневренностью, хорошей проходимостью и приспособленностью для работы в различных климатических и географических условиях.

Автомобильная промышленность систематически работает над улучшением технологии производства и совершенствованием конструкции подвижного состава, обеспечением его безотказности, долговечности и ремонтопригодности. Развитие автомобильного транспорта невозможно без постоянного совершенствования силовой установки.

В использовании грузовых автомобилей, автобусов автомобилей-такси имеются серьезные недостатки, многие из которых связаны с неудовлетворительным нормированием оборотных средств и их источников, большими потерями материальных ресурсов и нерациональными расходами. Недостаточно эффективна и действенна на автотранспортных предприятиях (АТП) система учета материальных ценностей. Все это препятствует повышению эффективности работы автомобильного транспорта в целом.

Для наиболее действенной реализации предоставляемых АТП прав большое значение имеет умение инженерно-технических работников дать правильную оценку финансового состояния предприятия, его расчетной и платежной дисциплины, целесообразности использования собственных и привлеченных средств. Ведь обеспеченность АТП финансовыми ресурсами зависит от выполнения плана перевозок, организации материально - технического снабжения. В свою очередь отсутствие денежных средств приводит к перебоям снабжении предприятия запасными частями, автомобильными шинами, топливом, к нарушению ритмичности перевозок и снижению их качества. И в этой связи особую роль приобретает экономический анализ результатов производственно - хозяйственной и финансовой деятельности АТП, который позволяет дать не только объективную оценку итогов работы предприятия, но, главное, определить его возможности, реальную перспективу развития и совершенствования производства.

Экономический анализ баланса дает возможность оценить правильность размещения средств предприятия в соответствии с его источниками, определить обеспеченность оборотными средствами, позволяет судить о платежеспособности предприятия, его финансовых взаимоотношениях с рабочими и служащими, другими предприятиями и организациями, вышестоящей организацией сделать заключение о его финансовой и расчетной дисциплине.

Для экономического анализа используются различные источники информации: бухгалтерский баланс по основной деятельности предприятия автомобильного транспорта, приложения к балансу с расшифровкой отдельных его статей, другие формы бухгалтерской отчетности. Так как при анализе финансового состояния предприятия оцениваются результаты производственно - хозяйственной деятельности в целом, то дополнительно рассматриваются также отчетные данные о выполнении трансфинплана АТП.

Глава 1. "Типы и функции предприятий автомобильного транспорта"

Работоспособность подвижного состава обеспечивают различные предприятия автомобильного транспорта, предназначенные, в частности, для ТО, ремонта, хранения автомобилей и обеспечения их эксплуатационными материалами. В зависимости от выполняемых функций? эти предприятия подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные (Таблица.1.1).

Автотранспортные предприятия. АТП предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО, ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава.

По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальные, т.е. скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т.п.

По целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности и подчиненности различают следующие основные АТП: общего пользования, сельхозтехники, совхозов, ведомственные, колхозов (автотранспортные подразделения).

По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные.

Комплексные АТП. Сюда относятся самостоятельные хозрасчетные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава. Сложившийся размер комплексных АТП имеет широкий диапазон: для грузовых - от 100 до 800 и более единиц подвижного состава, для автобусных - от 100 до 500, для легковых таксомоторных - от 200 до 1100 единиц.

автомобильный транспорт оборотное средство

Данный этап развития автомобильного транспорта характеризуется концентрацией подвижного состава на АТП общего пользования, созданием крупных комплексных АТП (автокомбинатов) с числом автомобилей от 600 до 1500 и более и их специализацией по виду перевозок и типу подвижного состава.

Кооперированные АТП. К ним относятся предприятия, входящие в состав производственного автотранспортного объединения (ПАТО), деятельность которых осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также полной или частичной централизации производства работ по ТО и ТР подвижного состава.

ПАТО является хозрасчетным объединением и организуется путем объединения в городе или районе предприятий аналогичного назначения. Обычно оно состоит из базового наиболее передового и технически хорошо оснащенного предприятия и подчиненных ему предприятий - филиалов объединения. На головном предприятии выполняются наиболее трудоемкие и сложные виды ТО и ТР подвижного состава, а в филиалах осуществляется хранение, ЕО, ТО-1 и мелкий ТР. Такой тип предприятий способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению нулевых пробегов), более эффективному использованию ПТБ и повышению качества ТО и ТР, а также ликвидации малоэффективных мелких предприятий. В состав объединения могут входить ремонтные мастерские, выполняющие отдельные виды ТР (ремонт агрегатов, электрооборудования, кузовные работы и пр.), и базы централизованного технического обслуживания. При этом границы хозяйственной самостоятельности предприятий, входящих в объединение, весьма различны и определяются с учетом конкретных условий работы ПАТО.

По типу подвижного состава ПАТО подразделяются на грузовые, автобусные и таксомоторные и имеют от 600 до 2000 и более единиц подвижного состава.

1.1 Классификация предприятий автомобильного транспорта

Рис. 1.1 Классификация предприятий автомобильного транспорта

Глава 2. Анализ обеспеченности собственными оборотными средствами

Основной задачей экономического анализа баланса является оценка финансового состояния АТП, определение обеспеченности предприятия хозяйственными средствами и их источниками, рациональности их пользования.

Недостаток собственных оборотных средств на предприятии является одной из наиболее серьезных причин возникновения задолженности поставщикам и кредиторам, а также замедления оборачиваемости оборотных средств. Нарушение платежно-финансовой дисциплины, вызванное несоответствием фактических запасов оборотных средств установленным нормативам и просрочкой расчетов и платежей, в свою очередь оказывает негативное влияние на все показатели работы АТП. Вот почему хорошо налаженная система бухгалтерского учета, постоянный контроль за финансовым состоянием, систематический экономический анализ финансовых результатов работы являются одними из важнейших путей обеспечения нормальной работы АТП.

Рассмотрим методику анализа баланса на примере автотранспортного предприятия, осуществляющего перевозки строительных грузов в городских условиях и имеющего автомобили, работающие по тарифу за тонну перевезенного груза (сдельные) и по часовому тарифу (повременные).

Предприятие рентабельно. Фактическая среднесписочная численность работников (без совместителей) - 3882чел; фонд заработанной платы за отчетный период - 35505тыс. тг

Объем перевозок на автомобилях, работающих по тарифу за тонну перевозимого груза, составил 13879 тыс. тг., автомобиле - часы работы повременных автомобилей - 867 тыс. ч. На данном АТП сдельные перевозки являются рентабельными, а повременные - убыточными. Прибыль от эксплуатации сдельных автомобилей составила 28147,5тыс. тг., а убытки от эксплуатации повременных автомобилей 416,7тыс. тг. Себестоимость перевозок за отчетный период снизилась по сравнению с планом и составила: для сдельных автомобилей 1,93тг. /10т*км против 1,94тг. /10т*к; для повременных 69,21тг. /10авт-ч против 71, 19тг. /10авт-ч. Общая сумма балансовой прибыли за отчетный период возросла и достигла 32404,5тыс. тг. против 32179,5тыс. тг. по плану.

Производительность труда одного работника несколько снизилась и составила 25794тг. /чел. против 25830тг. /чел. по плану. Уменьшилась и фондоотдача (7,56тг. против 7,69тг. дохода на 1 тг. основных производственных фондов). Фондовооруженность, напротив, возросла и составила 15331,5тг. /чел. против 15102тг. /чел. по плану. Снижение производительности труда и фондоотдачи при одновременном росте фондовооруженности труда говорит о том, что основные производственные фонды на АТП использовались недостаточно эффективно.

За отчетный год изменилась и структура хозяйственных средств и их источников (табл.2.1). Так, удельный вес основных фондов и внеоборотных активов снизился на 0,4%, удельный вес денежных средств, расчетов и прочих активов, напротив, возрос на 0,4%, что связано с увеличением объемом перевозок грузов. Уменьшилась доля источников собственных оборотных и приравненных к ним средств, хотя абсолютная сумма их возросла на 3555тыс. тг. Итоговая сумма баланса по сравнению с началом года возросла на 5,8%.

Изменение итоговой суммы баланса под влиянием структурных сдвигов в составе средств предприятия и их источников, %,

?Встр = Пс (ист) - 100 = (IвЧс (ист) - Чс (ист)),

где Пс (ист) - процент выполнения плана по общей сумме средств (источников); Чс (ист) и Чс (ист) - структурные составляющие средств и источников в общей сумме актива и пассива баланса соответственно на конец и начало года, %; Iв - индекс изменения общей суммы баланса.

Для рассматриваемого АТП изменение итоговой суммы баланса под влиянием структурных сдвигов:

в составе средств

в составе источников

Можно установить, что увеличение удельного веса источников собственных и приравненных к ним средств на 3,34% произошло в основном за счет роста устойчивых пассивов. На изменение актива баланса наибольшее влияние оказало изменение в составе основных фондов и внеоборотных активов, а именно: увеличение стоимости основных средств и величины отвлеченных средств за счет прибыли.

Первоначальное ознакомление с данными баланса позволяет сделать некоторые предварительные выводы о финансовом положении предприятия. Так, на данном АТП сумма денежных средств на счетах несколько сократилась и составила на конец года 35% по отношению к нормативу оборотных средств; просроченной задолженности поставщикам нет, ссуд, не оплаченных в срок, также нет.

Это дает возможность сделать вывод о соблюдении на предприятии хозрасчетного принципа организации средств. В соответствии с этим принципом должно соблюдаться равенство

1 + 11н =Iу. п. н,

где 1 - итог раздела I актива баланса; 11н - норматив нормируемых оборотных средств; Iу. п. н - итог раздела I пассива баланса с учетом устойчивых пассивов, зачтенных в покрытие нормативов

Рассмотрим соответствующие цифры баланса на конец анализируемого периода: 103423,5+3313,8=106737,3; 106737,3

Основные типы и функции предприятий автомобильного транспорта, задачи их экономического анализа. Обеспеченность собственными оборотными средствами. Ненормируемые оборотные средства, их источники и оборачиваемость. Оценка результатов работы предприятия.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 05.05.2015
Размер файла 64,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение
  • Глава 1. "Типы и функции предприятий автомобильного транспорта"
  • 1.1 Классификация предприятий автомобильного транспорта
  • Глава 2. Анализ обеспеченности собственными оборотными средствами
  • 2.1 Основной задачей экономического анализа
  • 2.2 Анализ ненормируемых оборотных средств и их источников
  • 3. Анализ оборачиваемости оборотных средств
  • Выводы и оценка результатов работы предприятия
  • Список использованной литературы

Введение

Автомобильный транспорт занимает ведущее положение в удовлетворении постоянно растущих потребностей народного хозяйства в перевозках пассажиров и грузов. Он является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающии большой маневренностью, хорошей проходимостью и приспособленностью для работы в различных климатических и географических условиях.

Автомобильная промышленность систематически работает над улучшением технологии производства и совершенствованием конструкции подвижного состава, обеспечением его безотказности, долговечности и ремонтопригодности. Развитие автомобильного транспорта невозможно без постоянного совершенствования силовой установки.

В использовании грузовых автомобилей, автобусов автомобилей-такси имеются серьезные недостатки, многие из которых связаны с неудовлетворительным нормированием оборотных средств и их источников, большими потерями материальных ресурсов и нерациональными расходами. Недостаточно эффективна и действенна на автотранспортных предприятиях (АТП) система учета материальных ценностей. Все это препятствует повышению эффективности работы автомобильного транспорта в целом.

Для наиболее действенной реализации предоставляемых АТП прав большое значение имеет умение инженерно-технических работников дать правильную оценку финансового состояния предприятия, его расчетной и платежной дисциплины, целесообразности использования собственных и привлеченных средств. Ведь обеспеченность АТП финансовыми ресурсами зависит от выполнения плана перевозок, организации материально - технического снабжения. В свою очередь отсутствие денежных средств приводит к перебоям снабжении предприятия запасными частями, автомобильными шинами, топливом, к нарушению ритмичности перевозок и снижению их качества. И в этой связи особую роль приобретает экономический анализ результатов производственно - хозяйственной и финансовой деятельности АТП, который позволяет дать не только объективную оценку итогов работы предприятия, но, главное, определить его возможности, реальную перспективу развития и совершенствования производства.

Экономический анализ баланса дает возможность оценить правильность размещения средств предприятия в соответствии с его источниками, определить обеспеченность оборотными средствами, позволяет судить о платежеспособности предприятия, его финансовых взаимоотношениях с рабочими и служащими, другими предприятиями и организациями, вышестоящей организацией сделать заключение о его финансовой и расчетной дисциплине.

Для экономического анализа используются различные источники информации: бухгалтерский баланс по основной деятельности предприятия автомобильного транспорта, приложения к балансу с расшифровкой отдельных его статей, другие формы бухгалтерской отчетности. Так как при анализе финансового состояния предприятия оцениваются результаты производственно - хозяйственной деятельности в целом, то дополнительно рассматриваются также отчетные данные о выполнении трансфинплана АТП.

Глава 1. "Типы и функции предприятий автомобильного транспорта"

Работоспособность подвижного состава обеспечивают различные предприятия автомобильного транспорта, предназначенные, в частности, для ТО, ремонта, хранения автомобилей и обеспечения их эксплуатационными материалами. В зависимости от выполняемых функций? эти предприятия подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные (Таблица.1.1).

Автотранспортные предприятия. АТП предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО, ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава.

По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальные, т.е. скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т.п.

По целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности и подчиненности различают следующие основные АТП: общего пользования, сельхозтехники, совхозов, ведомственные, колхозов (автотранспортные подразделения).

По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные.

Комплексные АТП. Сюда относятся самостоятельные хозрасчетные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава. Сложившийся размер комплексных АТП имеет широкий диапазон: для грузовых - от 100 до 800 и более единиц подвижного состава, для автобусных - от 100 до 500, для легковых таксомоторных - от 200 до 1100 единиц.

автомобильный транспорт оборотное средство

Данный этап развития автомобильного транспорта характеризуется концентрацией подвижного состава на АТП общего пользования, созданием крупных комплексных АТП (автокомбинатов) с числом автомобилей от 600 до 1500 и более и их специализацией по виду перевозок и типу подвижного состава.

Кооперированные АТП. К ним относятся предприятия, входящие в состав производственного автотранспортного объединения (ПАТО), деятельность которых осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также полной или частичной централизации производства работ по ТО и ТР подвижного состава.

ПАТО является хозрасчетным объединением и организуется путем объединения в городе или районе предприятий аналогичного назначения. Обычно оно состоит из базового наиболее передового и технически хорошо оснащенного предприятия и подчиненных ему предприятий - филиалов объединения. На головном предприятии выполняются наиболее трудоемкие и сложные виды ТО и ТР подвижного состава, а в филиалах осуществляется хранение, ЕО, ТО-1 и мелкий ТР. Такой тип предприятий способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению нулевых пробегов), более эффективному использованию ПТБ и повышению качества ТО и ТР, а также ликвидации малоэффективных мелких предприятий. В состав объединения могут входить ремонтные мастерские, выполняющие отдельные виды ТР (ремонт агрегатов, электрооборудования, кузовные работы и пр.), и базы централизованного технического обслуживания. При этом границы хозяйственной самостоятельности предприятий, входящих в объединение, весьма различны и определяются с учетом конкретных условий работы ПАТО.

По типу подвижного состава ПАТО подразделяются на грузовые, автобусные и таксомоторные и имеют от 600 до 2000 и более единиц подвижного состава.

1.1 Классификация предприятий автомобильного транспорта

Рис. 1.1 Классификация предприятий автомобильного транспорта

Глава 2. Анализ обеспеченности собственными оборотными средствами

Основной задачей экономического анализа баланса является оценка финансового состояния АТП, определение обеспеченности предприятия хозяйственными средствами и их источниками, рациональности их пользования.

Недостаток собственных оборотных средств на предприятии является одной из наиболее серьезных причин возникновения задолженности поставщикам и кредиторам, а также замедления оборачиваемости оборотных средств. Нарушение платежно-финансовой дисциплины, вызванное несоответствием фактических запасов оборотных средств установленным нормативам и просрочкой расчетов и платежей, в свою очередь оказывает негативное влияние на все показатели работы АТП. Вот почему хорошо налаженная система бухгалтерского учета, постоянный контроль за финансовым состоянием, систематический экономический анализ финансовых результатов работы являются одними из важнейших путей обеспечения нормальной работы АТП.

Рассмотрим методику анализа баланса на примере автотранспортного предприятия, осуществляющего перевозки строительных грузов в городских условиях и имеющего автомобили, работающие по тарифу за тонну перевезенного груза (сдельные) и по часовому тарифу (повременные).

Предприятие рентабельно. Фактическая среднесписочная численность работников (без совместителей) - 3882чел; фонд заработанной платы за отчетный период - 35505тыс. тг

Объем перевозок на автомобилях, работающих по тарифу за тонну перевозимого груза, составил 13879 тыс. тг., автомобиле - часы работы повременных автомобилей - 867 тыс. ч. На данном АТП сдельные перевозки являются рентабельными, а повременные - убыточными. Прибыль от эксплуатации сдельных автомобилей составила 28147,5тыс. тг., а убытки от эксплуатации повременных автомобилей 416,7тыс. тг. Себестоимость перевозок за отчетный период снизилась по сравнению с планом и составила: для сдельных автомобилей 1,93тг. /10т*км против 1,94тг. /10т*к; для повременных 69,21тг. /10авт-ч против 71, 19тг. /10авт-ч. Общая сумма балансовой прибыли за отчетный период возросла и достигла 32404,5тыс. тг. против 32179,5тыс. тг. по плану.

Производительность труда одного работника несколько снизилась и составила 25794тг. /чел. против 25830тг. /чел. по плану. Уменьшилась и фондоотдача (7,56тг. против 7,69тг. дохода на 1 тг. основных производственных фондов). Фондовооруженность, напротив, возросла и составила 15331,5тг. /чел. против 15102тг. /чел. по плану. Снижение производительности труда и фондоотдачи при одновременном росте фондовооруженности труда говорит о том, что основные производственные фонды на АТП использовались недостаточно эффективно.

За отчетный год изменилась и структура хозяйственных средств и их источников (табл.2.1). Так, удельный вес основных фондов и внеоборотных активов снизился на 0,4%, удельный вес денежных средств, расчетов и прочих активов, напротив, возрос на 0,4%, что связано с увеличением объемом перевозок грузов. Уменьшилась доля источников собственных оборотных и приравненных к ним средств, хотя абсолютная сумма их возросла на 3555тыс. тг. Итоговая сумма баланса по сравнению с началом года возросла на 5,8%.

Изменение итоговой суммы баланса под влиянием структурных сдвигов в составе средств предприятия и их источников, %,

?Встр = Пс (ист) - 100 = (IвЧс (ист) - Чс (ист)),

где Пс (ист) - процент выполнения плана по общей сумме средств (источников); Чс (ист) и Чс (ист) - структурные составляющие средств и источников в общей сумме актива и пассива баланса соответственно на конец и начало года, %; Iв - индекс изменения общей суммы баланса.

Для рассматриваемого АТП изменение итоговой суммы баланса под влиянием структурных сдвигов:

в составе средств

в составе источников

Можно установить, что увеличение удельного веса источников собственных и приравненных к ним средств на 3,34% произошло в основном за счет роста устойчивых пассивов. На изменение актива баланса наибольшее влияние оказало изменение в составе основных фондов и внеоборотных активов, а именно: увеличение стоимости основных средств и величины отвлеченных средств за счет прибыли.

Первоначальное ознакомление с данными баланса позволяет сделать некоторые предварительные выводы о финансовом положении предприятия. Так, на данном АТП сумма денежных средств на счетах несколько сократилась и составила на конец года 35% по отношению к нормативу оборотных средств; просроченной задолженности поставщикам нет, ссуд, не оплаченных в срок, также нет.

Это дает возможность сделать вывод о соблюдении на предприятии хозрасчетного принципа организации средств. В соответствии с этим принципом должно соблюдаться равенство

1 + 11н =Iу. п. н,

где 1 - итог раздела I актива баланса; 11н - норматив нормируемых оборотных средств; Iу. п. н - итог раздела I пассива баланса с учетом устойчивых пассивов, зачтенных в покрытие нормативов

Рассмотрим соответствующие цифры баланса на конец анализируемого периода: 103423,5+3313,8=106737,3; 106737,3

Работоспособность подвижного состава обеспечивают различные предприятия автомобильного транспорта, предназначенные, в частности, для ТО, ремонта, хранения автомобилей и обеспечения их эксплуатационными материалами. В зависимости от выполняемых функций эти предприятия подразделяются на автотранспортные (АТП), автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные предприятия. АТП предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО, ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава.
По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальный, т.е. скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т.п.

По целевому назначению, характеру, производственно-хозяйственной деятельности, подчиненности и формам собственности АТП могут быть: общего пользования (республиканских ведомств автомобильного транспорта, государственных концернов), ведомственные, совхозов, колхозов (автотранспортные подразделения), акционерные, частные и др.

По организации производственной деятельности АТП подразделяются на автономные и кооперированные. К автономным АТП относятся самостоятельные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава. Типаж автономных АТП имеет широкий диапазон; для грузовых - от 100 до 500 единиц подвижного состава, для автобусных - от 100 до 400, для легковых таксомоторных - от 200 до 1000 единиц.

На автомобильном транспорте общего пользования имеются крупные автономные АТП (автокомбинаты) с числом автомобилей от 600 до 1500 и более, в том числе специализированные по виду перевозок и типу подвижного состава.

К кооперированным относятся АТП, деятельность которых осуществляется на основе централизации транспортной работы, а также полной или частичной специализации и кооперации производства ТО и ТР подвижного состава.

Совершенствование организации эксплуатационной и инженерно-технической службы обуславливает выделение в составе АТП эксплуатационных и производственных филиалов.

В эксплуатационных филиалах предусматривается хранение подвижного состава, выполнение ЕО, в отдельных случаях ТО-1 и нетрудоемких работ ТР. Эти филиалы, организуются преимущественно в местах интенсивных грузо - и пассажиропотоков, вблизи пунктов массовой загрузки и разгрузки, конечных станций маршрутов пассажирского транспорта, что способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению нулевых пробегов).

Производственные филиалы создаются для выполнения ТО-1, ТО-2, когда они не производятся в эксплуатационных филиалах, и наиболее трудоемких, работ ТР. Централизация ТО и ТР в производственных филиалах способствует более эффективному использованию ПТБ и повышению качества работ.

При небольшой производственной программе, когда организация отдельных видов технических воздействий на отдельных АТП экономически невыгодна, используются различные формы кооперации между АТП по оказанию взаимных услуг по выполнению ТО и ТР.
Автообслуживающие предприятия. Эти предприятия предназначены для выполнения ТО, ТР, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами. Такие предприятия могут выполнять эти функции в комплексе или только часть из них. В отличие от АТП эти предприятия перевозочные функции не выполняют.

К автообслуживающим предприятиям относятся базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), производственно-технические комбинаты (ПТК), централизованные специализированные производства (ЦСП), станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные станции (АЗС), стоянки автомобилей, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостанции и терминалы, мотели и кемпинги.

Базы централизованного технического обслуживания, и производственно-технические комбинаты. БЦТО — это самостоятельные предприятий или входящие в состав объединений автомобильного транспорта и выполняющие наиболее трудоемкие виды ТО и ТР подвижного состава различных АТП и организаций или филиалов объединений, расположенных в районе деятельности базы. Состав и объем работ, выполняемых централизованно, определяются в зависимости от условий эксплуатации, расположения и оснащенности ДТП, состава парка и других факторов. В объем работ, выполняемых БЦТО, в основном входят наиболее сложные виды профилактических работ (ТО-2, диагностирование) и текущего ремонта.

Размер БЦТО определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 3000. БЦТО специализируются в основном для грузовых автомобилей и автобусов.
Отвечая принципам централизации и кооперации производства БЦТО при определенных условиях являются наиболее прогрессивными и перспективными предприятиями, причем наибольшее развитие они получат для грузового автомобильного транспорта общего пользования и транспорта сельского хозяйства, а также для пассажирского транспорта крупных городов.

ПТК выполняют те же функции, что и БЦТО, и предназначены в основном для дизельных грузовых автомобилей.
Централизованные специализированные производства. ЦСП по своему назначению аналогичны БЦТО и ПТК, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида.

Преимущественное развитие получают ЦСП по текущему ремонту двигателей и агрегатов, по ремонту приборов системы питания, электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического и инженерного оборудования АТП. Мощность ПСП от 2000 до 10 000 ремонтов в год.

Станции технического обслуживания. СТО предназначены для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей индивидуального пользования, мелких предприятий и организаций, колхозов и совхозов. По типу обслуживаемого подвижного состава СТО подразделяются: для легковых, грузовых автомобилей и смешанного парка (встречаются редко); по назначению и размещению на городские и дорожные. Наибольшее распространение получил СТО по обслуживанию легковых автомобилей, принадлежащих населению.

Размер СТО определяется числом одновременно обслуживаемых автомобилей (рабочих постов).
Размер городских СТО от 5 до 30 рабочих постов, а дорожных от 2 до 5 постов.
Ряд автомобильных заводов (КамАЗ, ВАЗ и др.) создают фирменную (заводскую) сеть автообслуживающих предприятий, в том числе и автомобильные центры, выполняющие различные услуги и являющиеся головными предприятиями этой сети. Например, автоцентры КамАЗа предназначены для оказания различных видов услуг в гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации подвижного состава (перегон автомобилей с завода-изготовителя, предпродажная подготовка, ТО, ТР, обеспечение запасными частями, подготовка кадров и др.).

Транспортное предприятие — промышленное предприятие, основной задачей которого является перевозка людей и/или транспортировка грузов.
Транспортные предприятия подразделяются на предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки, осуществляющие грузовые перевозки, и смешанные предприятия, осуществляющие как грузовые, так и пассажирские перевозки.
Типы транспортных предприятий по видам используемого транспорта

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тра́нспортное предприя́тие.docx

1.1. Сущность и типы транспортных предприятий

Транспортное предприятие — промышленное предприятие, основной задачей которого является перевозка людей и/или транспортировка грузов.

Транспортные предприятия подразделяются на предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки, осуществляющие грузовые перевозки, и смешанные предприятия, осуществляющие как грузовые, так и пассажирские перевозки.

Типы транспортных предприятий по видам используемого транспорта

Железнодоро́жный тра́нспорт — вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колесными транспортными средствами по рельсовым путям. В отличии от автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями, по которым он идет. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащенный металлическими колесами. Однако возможно и другое устройство путей, например, без балластный путь, где пути прикреплены к цементной основе.

Подвижной состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по сравнению с автомобилями, а пассажирские и грузовые ваго ны могут быть сцеплены в более длинные поезда. Движущей силой в поездах являются локомотивы, использующие электричество или производящие собственную мощность, обычно дизельными двигателями. Железнодорожный транспорт является безопасным видом транспорта по сравнению с другими его видами. Железнодорожный транспорт способен справляться с большими объёмами пассажиро- и грузопотоков и является энергоэффективным, однако обычно менее гибкий и более капиталоемкий, чем автомобильный транспорт при меньшей загрузке транспортной сети.

В 1880-х появились поезда, работающие на электричестве, а также появились первые трамваи и метрополитены. Начиная с 1940-х не электрифицированные железные дороги большинства стран стали заменять паровые локомотивы на дизель-электрические, практически завершив этот процесс к 2000 году. В 1960-х электрифицированные в ысокоскоростные железные дороги появились в Японии и некоторых других странах. Некоторые другие системы наземного направляемого транспорта, такие как монорельс и маглев не имеют столь широкого применения.

Наземный общественный и автомо бильный транспорт

Общественный (коммунальный) транспорт — пассажирский транс порт, доступный и востребованный к использованию широкими слоями населения. Услуги общественного транспортa, как правило, предоставляются за определённую плату.

Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос).

Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.

Общим признаком всех видов общественного транспорта является то, что пользователи его перемещаются в транспортных средствах, им не принадлежащих. Однако обратное неверно. В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ею. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома). Кроме того, такие виды транспорта, как, например, самолёт, формально удовлетворяющие всем требованиям, на практике не всегда причисляются к общественному транспорту из-за дороговизны поездки. По той же причине к общественному транспорту не относят роскошные заказные лимузины и иные экипажи, формально идентичные такси. Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п., так как их функцией не является перевозка пассажира.

Современный пассажирский самолёт

Для дальне магистральных (в том числе трансконтинентальных) перевозок пассажиров в настоящее время используются преимущественно самолёты, а для междугородных, преимущественно, поезда ( включая высокоскоростные) и автобусы, и кроме того, средне- и ближне магистральные самолёты и верто лёты.

Пассажирский водный транспорт с 1960-х практически полностью перешёл в нишу туристическо-экскурсионно го транспорта (то есть не являющегося общественным), однако к городскому и междугородному общественному водному транспорту можно отнести морские и речные паромы, а также использующиеся в летнее время для перевозок пассажиров по рекам и озёрам суда на подводных крыльях. Гораздо реже в роли междугородного общественного транспорта выступают троллейбус.

Трамвай в Японии

В городах с крутыми склонами иногда устраивается специализированный транспорт — фуникулёры, лифты, эскалаторы. Эскалаторы и лифты также устанавливаются в подземных и надземных пешеходных переходах. В горных условиях, а также для преодоления водных преград применяются канатные дороги; этот вид транспорта редко применяется в городах.

В крупных городах, имеющих чётко выраженные массовые пассажиропотоки, строится метро — особый вид внутригородской железной дороги, полностью обособленной как от уличного транспорта, так и от прочего железнодорожного транспорта. В зависимости от условий метро строят в тоннелях глубокого и мелкого заложения, по поверхности земли или на эстакадах.

Границы между трамваем, метрополитеном и железной дорогой нечётки из-за большого многообразия систем рельсового транспорта в мире. Современный трамвай, приобретающий некоторые качества метрополитена или железнодорожного транспорта, иногда называют лёгким рельсовым или легкорельсовым транспортом.

Встречаются использующиеся в пределах городов не экскурсионные суда (речные трамвайчики), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов.

Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτο — сам и лат. mobilis—движущийся), автотранспортное средство, в совокупности автотехника, автотранспорт — моторное безрельсовое дорожное транспортное средство минимум с 3 колёсами. Термин включает легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, бронетранспортёр, но не включает сельскохозяйственный трактор и мотоцикл.

Автотранспортное предприятие (АТП) — организация, осуществляющая перевозки автом обильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

Подвижной состав автотранспортного предприятия

Классификация автотранспортных предприятий по роду выполняемых работ:

  • грузовые,
  • пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей),
  • грузопассажирские,
  • специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).
  • по организации производственной деятельности
  • автобаза — АТП малых размеров, как правило, вспомогательное подразделение крупного предприятия или крупной организации.
  • автоколонна (автоотряд) — группа автомобилей, работающая в отрыве от основного АТП.
  • автокомбинат — комплексное АТП с количеством автомобилей 700 и более, состоящее из основного предприятия и нескольких филиалов, расположенных в районах обслуживания перевозками.
  • автопарк — АТП со стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.

Классификация рабочих постов

Автотранспортное предприятие состоит из администрации и основных служб:

  • эксплуатационной — организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями.
  • технической — обеспечивает техническую готовность автомобилей к работе на линии, возглавляется главным инженером.
  • обслуживающей — обеспечивает производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, уборку помещений и территории, контролирует качество технического обслуживания и ремонта.

Техническая служба включает следующие подразделения:

  • производственно- вспомогательные цехи или участ ки: (агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, ремонта холодильных установок, шиномонтажный, кузн ечно-рессорный,мойки и смазки, сварочный, медницкий, кузовно й, малярный);
  • зону текущего ремонта;
  • зону первого технического обслуживания;
  • зону второго технического обслуживания;
  • зону ежедневного осмотра.

К обслуживающей службе относятся:

  • гараж-стоянка,
  • АЗС,
  • контрольно-технический пункт.

Технологический процесс ТО и ремонта автомобиля осуществляется на рабочих постах. Различают два метода организации работ:

  • на универсальных постах — все работы данного вида ТО или ремонта производится на одном посту группой рабочих-универсалов, либо рабочих разных специальностей,
  • на специализированных постах — объем работ данного вида ТО или ремонта расчленён с учётом однородности работ или рациональной их совместимости.

Работы на постах могут быть организованы параллельно, либо образовывать поточную линию.

По типу используемых акваторий подразд еляется на:

  • Речной транспорт (перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту (за исключением самых крупных озёр — таких, как Каспийское море);
  • Морской транспорт.

Морские суда должны обладать мореходностью, т. е. способностью не разрушаться и не тонуть при волнении; морские суда крупнее речных.

Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные); для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозо к; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабоосвоенных районах. Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.

Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок. Зато он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки.

Особый вид водного транспорта — буер — передвигается под действием силы ветра на коньках по замёрзшей поверхности воды. Воздушный транспорт — понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.

Читайте также: