Как посчитать время в наряде автомобиля по путевому листу

Обновлено: 25.04.2024

Пример 2. Определить среднетехническую скорость v, автомобиля и количество ездок пе, если известно, что время в наряде Т — 10 ч, время в движении /дв = 2 ч, время простоя под погрузкой и разгрузкой пр = 0,5 ч, общий пробег Z,o6 = 240 км. Решение. [c.118]


Пример 5. Определить количество автомобилей для перевозки 500 т груза первого класса, если известно, что для перевозки используется автомобиль грузоподъемностью 5 т, время в наряде Ти 8 ч, а [c.120]

Пример 9. Произвести расчет показателей кольцевого маршрута (схему и график его работы см. рис. 4.8). Исходные данные для расчета нулевой пробег /н = 4 км, время погрузки /п = 0,4 ч, время разгрузки /р = 0,2 ч, грузоподъемность автомобиля q = 5 т, время в наряде ТИ = 10 ч, продолжительность работы автохозяйства — 305 дней. Другие данные представлены в таблице (см. далее). [c.131]

Пример 10. Допустим, что с базы А необходимо доставить продукцию потребителям Ъ и Б2. К обоим потребителям автомобиль может сделать за время в наряде две ездки. Необходимо составить маршрут движения автомобиля, обеспечивающий минимум порожнего пробега. [c.135]

Как уже указывалось, коэффициент экстенсивной загрузки Кэк характеризует использование машин во времени, а коэффициент интенсивной загрузки Кн — использование мощности машин за время в наряде. На рис. 8.10 показана обобщающая структура использования машин по экстенсивной и интенсивной загрузке. [c.295]


Тр. г — время в наряде автобусов, работающих по разрывному график) без учета часов разрыва , ч Яр. г — процент доплаты водителям за работу по разрывному графику. [c.87]

Воспользовавшись указанными формулами и приемом цепных подстановок", можно определить, на сколько изменилось время в наряде за счет изменения количества автомобилей, работающих с разным режимом. [c.57]

В анализируемом периоде время в наряде по плану и отчету соответственно равно 10 и 9,68 ч, т. е. снизилось на 3,2%. [c.58]

В действительности вследствие изменения режима работы клиентуры путевые листы с двухсменным режимом работы не выдавались, а с полуторасменным режимом они составили 45%. Согласно этим данным за счет изменения режимов в работе автомобилей по вине отдельных клиентов время в наряде снизилось на 1,65 ч, или на 16,5%. [c.58]

Кроме этого фактора, на время в наряде влияли опоздания с выходом и ранние возвраты в количестве 3272,9 авт. ч, а также сверхурочные часы работы, которые составили 26183,5 авт-ч. [c.58]

Совместное влияние всех причин на время в наряде обусловило его изменение следующим образом [c.59]

В результате анализа выяснено, что одной из основных причин изменения времени в наряде явилось изменение режима работы клиентуры. Эта причина вызвала уменьшение количества автомобилей, работающих в полторы и две смены. Вследствие этого среднее время в наряде сократилось на 16,5%. [c.59]

Другой важной причиной явились сверхурочные часы работы, увеличившие время в наряде на 15,2%. [c.59]

Время в наряде 96,8 Изменение режима работы клиентуры и [c.73]

Формулы, подобные формуле (31), можно вынести для всех показателей, связанных с объемом перевозок и грузооборотом прямой зависимостью. К таким показателям относятся, кроме коэффициента использования грузоподъемности, время в наряде, грузоподъемность автомобиля, коэффициент выпуска автомобилей на линию и среднесписочное количество автомобилей. [c.74]

Среднее время в наряде для автобусных парков зависит от размера объема перевозок на обслуживаемых маршрутах, его колебаний в течение суток, протяженности маршрутов и т. д. Плановая величина времени в наряде так же, как и эксплуатационной скорости, определяется вышестоящей организацией. Эти величины являются исходными для составления расписания, а оно утверждается автобусному парку вышестоящей организацией. Отчетная величина среднего времени в наряде может отличаться от плановой при изменении количества автобусов, осуществляющих перевозки на маршрутах с различными режимами работы, а также за счет ранних возвратов в гараж и опозданий с выездом на линию, вследствие технических неисправностей. Уменьшение времени в наряде свидетельствует, как правило, об ухудшении обслуживания пассажиров. [c.82]


ВРЕМЯ В НАРЯДЕ - показатель Путевого листа грузового автомобиля (см.), определяемый с момента выезда автомобиля из гаража до возвращения в гараж, за вычетом времени на обед и отдых водителя (согласно положению, применяемому на автотранспорте). Целодневные простои из-за бездорожья, технических неисправностей и других в наряде исключают. [c.60]

Если принять, что средняя продолжительность рабочего дня водителя (время в наряде) при осуществлении международной перевозки равна Т, то календарная продолжительность рейса определяется количеством дней работы и рассчитывается по формуле [c.137]

В наряде-задании помимо содержания и объема плановых работ следует указать время, выделяемое для выполнения внеплановых (непредвиденных) работ. В табл. 2.2 приведен пример нормированного задания бригаде электромонтеров по обслуживанию и ремонту электрооборудования ГКС. На основании анализа работы электромонтеров установлено, что устранение случайных неисправностей в работе электрооборудования КС, включая время на отдых и личные надобности, занимает у них в среднем более 40% рабочего времени. Анализ выполнения нормированных заданий позволит установить надежность действующего электрооборудования и принять меры к ее повышению. [c.34]

Со своей стороны, старшее поколение японцев обеспокоено поведением молодежи, хотя по сравнению с Западом положение на этом участке в Японии не столь критическое. Особенно сильная тревога за молодежь охватывает стариков в периоды выпускных экзаменов, ранней весной. Как правило, в зто время в школы направляют наряды полиции. Масштабы отклонения от общепринятых поведенческих норм у японской молодежи остаются значительно меньшими, чем на Западе, но по сравнению с 1972 г. они расширились вдвое [150]. Как свидетельствует Белая книга по вопросам отклонений от общепринятых поведенческих норм , молодые люди в Японии сегодня утрачивают пиетет даже к таким традиционным японским ценностям, как дисциплинированность и трудовое усердие. [c.50]

Ныне нефть и природный газ добываются во всех частях света, за исключением Антарктиды. В настоящее время в добыче нефти и газа наряду с СССР и США огромную роль играют развивающиеся страны Азии и Африки. [c.86]

Более пяти лет в производственном объединении Красный треугольник работает сквозная комплексная бригада на конвейере пошива заготовок резиновой обуви, возглавляемая наладчиком-инструктором лауреатом Государственной премии СССР Е. П. Александровой, с оплатой по единому наряду и оценкой личного вклада каждой работницы по коэффициенту трудового участия. Работницы бригады более чем в 2 раза сократили подготовительно-заключительное время в каждой смене, за счет взаимозаменяемости значительно ослаблено действие фактора монотонности, что заметно сказалось на производительности труда. Бригада за сутки сверх нормы выпускает [c.98]

Время в наряде Тн зависит от величины пассажиро-оборота на маршруте, его колебаний в течение суток, протяженности маршрута, режима работы автобусов. Анализируя время работы автобусов на линии, надо обратить внимание на оптимальность маршрутной схемы движения, качество графиков движения с учетом сложившихся пассажиропотоков, организацию диспетчерского руководства и контроля за регулярностью движения автобусов. Если на маршруте автобусы работают по разрывному графику и в результате этого низкое значениеТ , то этот факт нельзя рассматривать как отрицательный. В данном случае это вызвано колебаниями пассажиропотока в течение суток и не свидетельствует об ухудшении обслуживания пассажиров. [c.70]

Время в наряде. На величину времени в наряде оказывает влияние территориальное расположение грузоообразующих и грузопоглощающих точек, режим работы предприятий и организаций, обслуживаемых автотранспортным предприятием, срочность перевозок. [c.57]

Ключ 5. Число ездок соединяем с заданной грузоподъемностью 9 = 4,5 г и на шкале Q получаем то число тонн груза, которое перевезет автомобиль по маршруту (Q = 20 г) за время в наряде (штрихпунктирная линия). [c.10]

Для обоих вариантов перевозки груза считаем равными производительности подвижного состава за время в наряде Рча = Рчтг, среднее расстояние одной груженой ездки L = Lea = Lemm, коэффициенты статического использования грузоподъемности и пробега. [c.294]

Перед началом моделирования перевозочного процесса на маршрутах (шестой этап) необходимо задать временные ограничения (время в наряде, время обеденных перерывов, время начала и окончания работы в пунктах) и определить среднее значение, среднее квадрати-ческое отклонение (СКО) и закон распределения случайных величин (табл. 10.20) [c.342]

Время пребывания в наряде (по плану) равно автомобиле-дням пребывания в работе. Время автомобилей в днижении равно времени пребывания в наряде минус время простоев под погрузкой, разгрузкой, на обслуживании. [c.326]

За последнее время в отрасли, кроме традиционных бригад,. получают рагпН Т е комплексные и специализированные бригады, работающее на едины" наряд с оплатой по конечному результату. [c.124]

Указанная система иерархического подчинения наряду с другими обстоятельствами породила в Японии систему, подобную родовой, к которой японцы добавили некоторые производные группировки. Key заключает Для большинства японцев вторичные коллективы являются наиболее важными, в отличие от китайцев, для которых родственные связи остаются наиглавнейшими. Но в то же время в отличие от Запада, где люди стремятся стать членами не основанных на родственных принципах организаций, аналогичное стремление японцев ни в мыслях, ни на деле не предусматривает отказа от родовых связей. Это происходит в силу того, что канонизированный японской культурой идеал составляет взаимозависимость, а не индивидуализм. В силу этого стремление к неродственным организациям не приводит в Японии к организации клубов, в которых все члены равны и могут свободно вступать в члены клуба и покидать его, а к чему-то чисто японскому, к йемото . [c.66]

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. По этой причине гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ), которые и являются предметом рассмотрения данной статьи.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень работ).

К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей.

Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее — Положение о работе и отдыхе водителей).

Обратите внимание! Действие Положения о работе и отдыхе водителей распространяется на водителей организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п. 2 Положения о работе и отдыхе водителей).

ПЕРИОДЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

Пунктом 15 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что рабочее время водителей включает:

• время управления автомобилем;

• время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

В рабочее время водителя включаются также иные периоды:

• подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

• время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

• время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

• время простоев не по вине водителя;

• время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

• время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

• время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

• время в других случаях, предусмотренных законодательством.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

По общему правилу время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч.

При этом п. 16 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления не должно быть более 8 ч в день (смену).

Введение суммированного учета рабочего времени предполагает, что время управления автомобилем может быть увеличено до 10 ч работы в день, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч[1].

Кроме того, для водителей предусмотрены специальные перерывы для отдыха.

Так, например, на междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв от управления автомобилем в пути[2]. Продолжительность такого отдыха составляет не менее 15 мин. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа.

В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Обратите внимание, что специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути включаются в рабочее время водителя.

К другим особенностям учета рабочего времени водителей относится расчет времени охраны груза и рабочего времени, когда в длительной поездке для управления автомобилем направляют двух водителей.

Так, время охраны груза и автомобиля засчитывают водителю в рабочее время в размере не менее 30 %[3]. А при направлении в рейс двух водителей время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, засчитывают ему в рабочее время в размере не менее 50 %[4].

Конкретные нормативы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Обратите внимание! Согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

При определении, каким работникам не разрешается работа по совместительству, следует руководствоваться Перечнем работ.

Словарь. Ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

У водителей, как и у остальных работников, нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч в неделю[5].

При этом для водителей, трудящихся по календарю пятидневной рабочей недели, длительность ежедневной работы (смены) не должна быть более 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели — 7 ч[6].

Тем не менее из данного правила есть и исключения. Так, например, в п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей сказано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день.

При этом количество и продолжительность рабочих смен определяют исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.

Нередко руководители фирм устанавливают для персональных водителей ненормированный режим рабочего времени, забывая при этом, что привлечение водителей к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно носить не систематический характер[7], а происходить время от времени (то есть эпизодически) и при достаточных основаниях, обусловленных производственными причинами[8].

Иными словами, работодатель может установить для водителей режим ненормированного рабочего дня, но только для водителей легкового автомобиля и за исключением водителей такси[9]. Поэтому такой режим, как правило, устанавливают персональным водителям.

В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом организации 7 .

Привлекать к работе водителя, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания 8 . При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется. Необходимо помнить, что при таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы — не раньше окончания рабочего дня. Иными словами, на него распространяется правило, установленное в локальном акте работодателя, о времени начала и окончания рабочего дня так же, как и на остальных работников.

Обратите внимание! Систематическое привлечение работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени может рассматриваться органами, осуществляющими надзор и контроль, и судебными органами как сверхурочная работа, за которую положена соответствующая компенсация.

В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Следует отметить, что продолжительность такого отпуска не может быть менее трех календарных дней[10].

СУММИРОВАННЫЙ УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Как следует из ст. 104 ТК РФ, основанием для введения суммированного учета рабочего времени являются условия работы, которые не позволяют соблюдать установленную для данной категории работников ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.

В случае, если по условиям работы для отдельных категорий работников не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, им устанавливают суммированный учет рабочего времени[11]. При этом продолжительность учетного периода, как правило, составляет один месяц.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В свою очередь, вышеуказанные правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или при утверждении коллективного договора, если эти правила являются приложением к нему[12]. В правилах внутреннего трудового распорядка должно быть указано основание для введения суммированного учета рабочего времени и должна быть установлена длительность учетного периода 11 .

Кстати. Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей предусматривает, что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.

При приеме нового сотрудника на работу, выполнение которой осуществляется по правилам суммированного учета рабочего времени, его следует ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись. Если суммированный учет рабочего времени введен не во всей организации, а лишь для некоторых видов работ или отдельных категорий работников, то режим рабочего времени и времени отдыха для таких работников становится индивидуальным и обязательным условием трудового договора.

В трудовом договоре возможна следующая формулировка:

Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 40 ч в неделю с суммированным учетом рабочего времени, учетный период — месяц (квартал, но не более шести месяцев). Порядок ведения суммированного учета рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Графики сменности доводятся до работника не позднее одного месяца до дня введения их в действие.

Суммированный учет рабочего времени, применяемый согласно Положению о работе и отдыхе водителей, — это фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности.

График сменности утверждается приказом руководителя с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если таковой имеется, и доводится до сведения сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие[13]. Продолжительность работы по графику сменности не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде. При этом недопустима и недоработка до нормы рабочего времени.

При составлении графика сменности следует иметь в виду, что работа в течение двух смен подряд запрещается 13 .

Для формирования графика сменности можно использовать форму, предусмотренную для табеля учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13[14]).

Однако к уже имеющимся графам (1–6) необходимо добавить еще одну графу для подписи каждого работника. В ней сотрудник организации указывает, что с документом ознакомлен, проставляет дату и подпись.

При сменном режиме рабочего времени предусматривается, что выходные дни в течение рабочей недели предоставляются по скользящему графику[15].

Таким образом, введение суммированного учета рабочего времени для водителей автомобилей предполагает установление:

• продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до шести месяцев);

• нормы рабочих часов за учетный период;

Целесообразность введения суммированного учета рабочего времени подтверждается тем, что при таком режиме рабочего времени сверхурочная работа определяется по количеству часов за пределами учетного периода. В то время как при обычном режиме сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены).

Иными словами, при суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период[16].

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЯ

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Это позволяет контролировать соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие прогулов, опозданий, а также правильно определять заработную плату за фактически отработанное время.

Для учета рабочего времени водителей используются табели учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12 или № Т-13 14 ).

В случаях введения суммированного учета рабочего времени для водителей составляются графики сменности заранее на весь учетный период.

Данное требование вытекает из самого понятия учетного периода и условий правомерности его введения, предусмотренных ст. 104 ТК РФ и Положением о работе и отдыхе водителей. Ведь работодатель должен быть уверен в том, что нормальное число рабочих часов не превышено за учетный период, а работник должен убедиться в том, что в график не заложены сверхурочные, а также иметь возможность соотносить свои жизненные планы с загрузкой на работе.

Помимо указанных документов, основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист[17], который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.

В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки[18]. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.

Непроставление в путевых листах обязательных отметок о рабочем времени водителя может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.

Например, в решении Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2009 по делу № А60-8739/2009-С6 указано, что в путевых листах не было отражено время возврата автомобиля к месту стоянки. На основании этого суд сделал вывод о том, что работодатель вел учет рабочего времени и времени отдыха водителей ненадлежащим образом.

Следует учитывать, что сведения, указанные в табеле учета рабочего времени и путевом листе, должны совпадать. Суды неоднократно указывали на то, что расхождение в этих сведениях не позволяет определить фактическую продолжительность времени, отработанного водителем[19].

Ответственность за нарушения в учете рабочего времени

При проверках контролирующими органами отсутствие у предприятия графика сменности или оставление работника на производстве в течение двух смен подряд квалифицируются инспекциями труда как административные правонарушения.

Ответственность за подобные действия предусмотрена ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ):

• для должностных лиц — в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

• для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• если должностное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию по этой статье, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что учет рабочего времени водителей, труд которых непосредственно связан с движением автотранспортных средств, регулируется как Трудовым кодексом РФ, так и специально разработанными нормативными документами.

Проведенный выше анализ раскрывает специфические особенности, которые необходимо принимать во внимание работникам кадровых служб организаций, чтобы в непростых жизненных ситуациях учитывать интересы водителей автотранспортных средств на основе соблюдения нормативных документов и требований трудового законодательства.

[1] Пункт 17 Положения о работе и отдыхе водителей.

[2] Пункт 19 Положения о работе и отдыхе водителей.

[3] Пункт 21 Положения о работе и отдыхе водителей.

[4] Пункт 22 Положения о работе и отдыхе водителей.

[5] Статья 91 ТК РФ.

[6] Пункт 7 Положения о работе и отдыхе водителей.

[7] Статья 101 ТК РФ.

[8] Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.

[9] Статья 101 ТК РФ, п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей.

[10] Часть 1 ст. 119 ТК РФ.

[11] Пункт 8 Положения о работе и отдыхе водителей.

[12] Статья 190 ТК РФ.

[13] Статья 103 ТК РФ.

[14] Утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

[15] Статья 100 ТК РФ.

[16] Статья 99 ТК РФ.

[18] Подпункт 4 п. 6 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

[19] Постановление ФАС Уральского округа от 25.01.2010 № Ф09-11338/09-С1 по делу № А60-40784/2009, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.04.2009 по делу № А60-8447/2009-С10.

Как составить путевой лист, к которому не будет претензий у проверяющих

Какую форму использовать

Постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78 были утверждены унифицированные формы путевых листов для легкового автомобиля, легкого такси, грузового автомобиля, специального автомобиля, а также автобусов. С 1 января 2013 года эти формы стали необязательными. Тем не менее, некоторые транспортные предприятия до сих пор продолжают использовать эти бланки (например, форму путевого листа для грузового транспорта № 4-П).

Индивидуальные предприниматели до 2008 года применяли формы путевых листов, утвержденные приказом Минтранса от 30.06.2000 № 68 (например, форму № ПГ-1 для грузового автомобиля). В связи с изданием приказа Минтранса от 18.09.09 № 152 эти бланки были отменены.

Таким образом, сегодня организация или ИП вправе самостоятельно разработать форму путевого листа. При этом важно, чтобы такой документ содержал все обязательные реквизиты, которые указаны в приказе Минтранса № 152.

Кто должен вести путевые листы

Согласно приказу Минтранса № 152, путевые листы применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Обязательный список реквизитов

Путевой лист (ПЛ) должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Наименование и номер

Срок действия путевого листа

Сведения о собственнике

Если собственником транспортного средства является юридическое лицо, нужно указать:

Если собственником транспортного средства является индивидуальный предприниматель, нужно указать:

  • ФИО;
  • почтовый адрес;
  • номер телефона;
  • номер ОГРН из свидетельства о регистрации ИП.

Бесплатно узнать или проверить ОКПО, ИНН и другие коды контрагентов

Сведения о транспортном средстве

К ним относятся:

  • модель транспортного средства и модель прицепа (при наличии);
  • государственный регистрационный знак ТС и госзнак прицепа (при наличии);
  • дата и время выезда ТС с парковки и возвращения обратно, а также показания одометра (пробег в километрах) при выезде и возвращении. Эти сведения заверяются уполномоченными лицами, назначенными руководителем предприятия. ИП — владелец транспорта может сам удостоверить эти данные.
  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС. Эти сведения также заверяются ответственными лицами.

Сведения о водителе

Они включают в себя:

  • ФИО;
  • даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Эти сведения заверяются подписями уполномоченных медицинских работников.

Необязательные сведения

Обычно в путевых листах указывают следующую дополнительную информацию.

Нормативный расход топлива отображают для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и отнести их к затратам, уменьшающим налоговую базу при расчете налога на прибыль. Дополнительно можно внести данные о перерасходе или экономии топлива, и обозначить объем и стоимость заправок во время рейса.

Также для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и подтвердить реальность поездки для целей налогового учета, целесообразно указать в путевом листе сведения о маршруте движения транспорта. При этом недостаточно вписать адреса контрольных точек маршрута, время следования в пути и пройденное расстояние — нужна запись, подтверждающая факт использования ТС в производственных целях (наименование груза, сведения о заказчике и т.п.)

Отметим, что путевой лист — это не единственный документ, которым можно оправдать затраты на ГСМ. Также для этих целей допустимо использовать, например, акты списания и акты выполненных работ.

Обратите внимание: чиновники не всегда признают, что путевой лист априори является документом, подтверждающим расходы на топливо (письмо Минфина от 16.06.11 № 03-03-06/1/354). Поэтому если ваша организация не является автотранспортным предприятием, желательно прописать в приказе по учетной политике положение об использовании путевых листов в качестве оправдательных документов при списании производственных затрат на ГСМ. В противном случае налоговики могут не принять ПЛ во внимание.

При этом следует помнить, что путевой лист не является документом, который служит подтверждением реального рабочего времени водителя для целей расчета зарплаты и для урегулирования других взаимоотношений работника с работодателем. На это указано в Апелляционном определении Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.01.18 по делу № 33-567/2018.

Как заполняется путевой лист

Перечислим некоторые особенности составления путевых листов. Так, очевидно, что путевой лист оформляется перед выездом водителя на маршрут. Если этого документа не будет, ГИБДД выпишет штраф.

Отметки о предсменном техническом контроле ставятся вместо отметки о предрейсовом контроле в случае, когда водитель совершает несколько рейсов за смену по одному путевому листу.

При посменной работе нескольких водителей на одном транспортном средстве путевые листы можно выписать на каждого из них. Но делать это необязательно, так как в одном ПЛ можно указать несколько водителей.

Если составляется несколько путевых листов, время выезда и показания одометра на выезде можно отметить в первом из них, а время возвращения и новое значение пробега — в последнем.

Лица, заверяющие данные в путевом листе, должны после подписи указывать свою фамилию и инициалы. Таким способом заверяются:

  • время выезда и возвращения транспортного средства и соответствующие показания одометра;
  • факт прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС;
  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Где регистрируется путевой лист

Оформленные путевые листы подшиваются в папки и хранятся не менее пяти лет.

У нас появляется новый формат статей — ответы на вопросы. На каждый из опубликованных материалов нам приходит множество вопросов и комментариев.

В этой статье —вопросы, которые касаются путевых листов.

У нас в блоге уже много материалов о путевых листах. Посмотрите: возможно, они окажутся для вас полезны.

► У директора небольшой организации есть личный автомобиль. Может ли менеджер ездить на нем по служебным делам без путевого листа?

Смотря что иметь в виду под служебными делами. На переговоры и встречи ездить, безусловно, можно. Только не забудьте вписать имя менеджера в полис ОСАГО на этот автомобиль (полис ОСАГО без ограничений — тоже вариант).

А вот если тот же менеджер повезет, например, груз для заказчика — путевой лист потребуется. И поскольку перевозками грузов, как говорит Федеральный закон N 259-ФЗ, могут заниматься только юридические лица или ИП, придется оформлять договор аренды ТС.

► Я индивидуальный предприниматель без наемных сотрудников, работаю сам, по патенту (транспортные перевозки). Нужен ли мне путевой лист?

Если автомобиль используется для коммерческой деятельности, то путевой лист надо оформлять. В вашем случае — он нужен однозначно.

Понятно, что если вы едете на своем автомобиле по личным делам, то вам не нужен ни путевой лист, ни отметки о предрейсовом контроле.

► Можно ли вписать дополнительный маршрут в путевом листе от руки?

Путевой лист — это обычный первичный учетный документ. Его можно можно заполнять комбинированным способом: на компьютере (данные, которые известны до начала рейса) и от руки (данные, которые стали известны во время или после поездки).

► Где в путевом листе должен быть пункт сведения о перевозке

Это не регламентируется никакими правилами, поэтому теоретически — хоть где. Но с точки зрения здравого смысла, разумно сделать отдельную графу в первой части путевого листа, где расположены все обязательные реквизиты. Вы можете посмотреть пример здесь: Как заполнять путевой лист грузового автомобиля.

девушка с путевыми листами

Обратите внимание!

Актуальные шаблоны путевых листов (легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса) можно купить у нас на сайте.

► Кто обязан писать остатки топлива в путевом листе перед выездом и после?

Эти пометки, согласно Приказу Минтранса N 368, вносит сотрудник, назначенный на то руководителем юрлица или ИП. Это может быть диспетчер, механик, контролер ТС — кто угодно.

Индивидуальный предприниматель, если он сам является водителем, проставляет показания одометра самостоятельно.

► Можно ли оформлять в командировку оформлять два путевых листа: один в одну сторону, другой — в другую?

Можно, если водитель не успевает вернуться к сроку, указанному в путевом листе. Но с точки зрения учета на один рейс лучше оформлять один путевой лист — поэтому к предполагаемой дате окончания командировки в путевом листе лучше прибавить несколько запасных дней. Мы писали об этом в статье Командировка водителя: как правильно оформить путевой лист.

► Журнал учета путевых листов за год был заполнен только наполовину. С нового года его можно продолжать или нужно заводить другой?

А чтобы не испытывать мук выбора каждый год — можно раз и навсегда определить этот момент в учетной политике предприятия.

► Как отражать в путевом листе прогрев автомобиля?

Можно не отражать вообще.

Просто издать на предприятии Приказ о норме горючего, которая уходит на ежемесячное прогревание автомобиля в холодное время года — и учитывать эти показатели при списании ГСМ.

Но предприятие вправе определить свои нормы и установить их актом локальной комиссии. При этом расчет повышенных норм надо обосновать, подкрепить контрольными замерами, а кроме того — подтвердить исправность транспортного средства.

► Может ли контролер технического состояния подписывать путевой лист на трактор или экскаватор?

Очевидно, вы имеете в виду: может ли контролер ТС удостоверять исправность такой техники перед рейсом? Техническое состояние самоходных машин находится в ведении Гостехнадзора, и он ничего не говорит о предрейсовом контроле, только о периодических техосмотрах.

Поэтому судебная практика в этом вопросе противоречива. И если проверяющие органы выявят, что трактор не проходит предрейсовый контроль, то владельца трактора могут оштрафовать. Вот такой казус.

Пару лет действовал Приказ Минсельхоза N 750, который устанавливал формы путевых листов для самоходной техники. Согласно этим формам, техническую исправность трактора/экскаватора должен был удостоверять механик или бригадир. В прошлом году Приказ отменен, нового взамен него нет.

Учитывая всю эту неразбериху — нам кажется, что контролер ТС вполне может подписывать путевой лист трактора или экскаватора. Что называется, лучше перестраховаться.

где Тм время работы на маршруте; tн — время на выполне­ние нулевого пробега.

Средняя продолжительность пребывания АТС в наряде за сутки характеризует эффективность использования парка по времени и считается как отношение общего количества автомобиле-часов пребывания в наряде за отчетный период к общему количеству автомобиледней эксплуатации.


Рис. 6. Виды пробега грузового подвижного состава

Время работы на маршрутеопределяется соотношением


где tдв – время движения АТС; tп-р – время на погрузочно-разгрузочные работы; Lг — пробег с грузом; Lx — пробег без груза (холостой пробег); νт — техническая скорость (только время движения); vэ — эксплуатационная скорость (с учётом погрузки и разгрузки); nе количество ездок, выполняемых ПС за смену; le — пробег с грузом за ездку; lx — пробег без груза за ездку (холостой пробег); βе - коэффициент использования пробега за ездку.

Обратите внимание, что техническая скорость учитывает толь­ко время движения ПС, а эксплуатационная дополнительно учи­тывает время простоя ПС при выполнении погрузочно-разгрузоч­ных работ.

На практике приходится на основании заданного времени ра­боты ПС на маршруте определять возможное количество ездок

где Тм – время нахождения АТС на маршруте; tе – время одной ездки; INT — функция, возвращающая ближайшее меньшее целое значение; tп-р – время на погрузочно-разгрузочные работы; νт — техническая скорость (только время движения); le — пробег с грузом за ездку; βе - коэффициент использования пробега за ездку.

Производительность труда характеризуется количеством про­дукции, производимой в единицу времени. Транспортная продук­ция— это перемещение груза, следовательно, производительность ПС — это количество груза, перевозимого в единицу времени. Про­изводительность ПС определяют в тоннах — U (или других физи­ческих единицах измерения массы, объема или количества груза, например м 3 , контейнеры и т.д.) и в тонна-километрах — W. За одну ездку эти показатели составят

где Uе – производительность ТС в тоннах; qн – номинальная грузоподъёмность АТС; γ — коэффициент использования грузоподъёмности; We – производительность АТС в тонна-километрах; le — пробег с грузом за ездку.

При определении производительности за рабочий день (Uр.д.,Wр.д.) необходимо учитывать дискретный характер выполнения транспортной работы, когда она завершается одновременно с завершением ездки, число которых, следовательно, может быть только целым. Таким образом, для увеличения объема работы ПС необходимо так изменить эксплуатационные условия (например, время работы), чтобы добиться увеличения числа ездок.

Действительно, выработка транспортной продукции происходит в течение того времени, пока ПС движется с грузом от отправителя к получателю, но как только автомобиль останавливается для разгрузки, выработка транспортной продукции прекращается и вновь возобновляется только после выезда из пункта погрузки. Количество доставленного груза может быть определено только в пункте разгрузки, и пока он не будет выгружен, нельзя говорить об объеме перевезенного груза. Таким образом, количество перевезенного груза и выполненной транспортной работы не является линейной функцией от времени работы автомобиля.

Графически изменение количества транспортной продукции во времени представлено на рис. 7.


Рис. 7. Изменение транспортной продукции во времени

Автомобиль выезжает на линию в момент времени t1. В момент времени t2началась первая погрузка груза в автомобиль, которая заканчивается в момент t3, и начинается движение с грузом. Прибытие в пункт назначения определяется моментом времени t4,с которого начинается разгрузка груза, и в течение следующего периода разгрузки груз постепенно поступает потребителю. В момент окончания разгрузки t5заканчивается формирование объема груза, доставленного автомобилем за одну ездку qф1. Затем автомо­биль перемещается к отправителю для следующей погрузки, ко­торая начинается в момент времени t6.Далее цикл транспортного процесса повторяется, и в момент времени t9у потребителя оказывается количество груза, равное qф2. Если на этом работа автомобиля заканчивается, то показатели работы автомобиля за смену следующие:

где, Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день; Wр.д. – производительность АТС в тонна-километрах за рабочий день; qф1 – количество груза доставленного за 1-ую ездку, т; qф2 – количество груза доставленного за 2-ую ездку, т; le — пробег с грузом за ездку, км.

Или в общем случае:


Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день; Wр.д. – производительность АТС в тонна-километрах за рабочий день; qф – количество доставленного груза, т; le.г. — пробег с грузом за ездку, км.

Для анализа эффективности использования ПС используют такие показатели производительности, как часовая производительность и производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъемно­стиавтомобиля в определенный временной промежуток.

Например, часовая производительность, т-км/ч, при выполне­нии ПС определенной ездки может быть рассчитана по формулам


Uч – часовая производительность ТС в тоннах; Wч – часовая производительность АТС в тонна-километрах; qн – номинальная грузоподъёмность АТС, т; γ — коэффициент использования грузоподъёмности; te — время одной ездки, час.; Lг — пробег АТС с грузом, км.

Производительность в тонна-километрах на 1 т грузоподъем­ности может определяться на количество автомобиле-тонна-часов наряда (Wтч):


W – производительность АТС в тонна-километрах; qн – номинальная грузоподъёмность АТС, т; qcр — средняя грузоподъемность списочного АТС; γ — коэффициент использования грузоподъёмности; АЧ — число автомобиле-часов в наряде; vэ — эксплуатационная скорость (с учётом погрузки и разгрузки; β - коэффициент использования пробега.

или на одну списочную автомобиле-тонну:


где Др — число рабочих дней за рассматриваемый календарный период; Тн – время пребывания АТС в наряде, час.; Асп –списочное количество АТС на балансе предприятия.

Количество АТС, необходимых для выполнения заданного объ­ема работ, определяется из соотношения

где CEILING — функция, возвращающая ближайшее большее целое значение; Q — заданный объем перевозки груза за смену; Uр.д. – производительность ТС в тоннах за рабочий день;

Задача 1. Автомобиль КАМАЗ-53212 (qн = 10 т) перевозит груз первого класса (γ = 1) на расстояние lе.г. = 40 км, при этом lх = 40 км, lн = 10 км, vэ = 20 км/ч, νт = 30 км/ч, Тн = 8,3 ч. Определить производительность ПС за смену (U и W).

1. Определяем время на нулевой пробег:

2. По формуле определяем время работы на маршруте:

3. Определяем время одной ездки по формуле:

4. Определяем число ездок по формуле:

nе = INT(Тм/ tе) = INT(8/ 4) = 2 ездки

5. Определяем дневную производительность АТС:

Uр.д. = qн γnе = 10×1×2 = 20 т

Wр.д. = Uр.д.lе.г.= 20×40 = 800 т×км

Задача 2. Автомобиль выезжает из Ато в 8 ч, а возвращается в 17 ч, продолжительность обеда 1 ч. Эксплуатационная скорость АТС 20 км/ч; αВ = 0,8; β = 0,6. Определить общий и гружёный пробег этого автомобиля за год.

Решение:

1. Определяем время в наряде.

Тн = 17 – 8 – 1 = 8 ч

2. Определяем пробег автомобиля за смену:

Lсут = Тн × vэ = 8×20 = 160 км.

3. Общий пробег за год составит:

Lоб = Дкал × αВ × Lсут = 365×0,8×160 = 46720 км.

4. Определяем пробег с грузом за год:

Lг = Lоб ×β = 46720×0,6 = 28032 км.

Задача 3. Автомобиль ЗИЛ-432930 перевозит за одну ездку из пункта А в пункт В 5 тонн груза. Время движения из А в В составляет 15 мин., tп-р = 30 мин. Время работы на маршруте 10 ч, αВ = 0,75. Определить возможный объём перевозок за 1 месяц.

Решение:

1. Определяем время одной ездки:

tе = tдв + tп-р = (15+15) + 30 = 60 мин = 1 ч

2. Определяем число ездок:

nе = INT(Тм/ tе) = INT(10/1) = 10 ездок

3. Определяем объём перевозок за месяц:

Задача 4. На 1 января в АТО на балансе состояло 100 автомобилей; 5 января прибыло 10 автомобилей; 24 января списано 5 автомобилей. В течение месяца простои в техническом обслуживании и ремонтах составили 200 автомобиледней и в прочих ещё 50. Определить число АДсп, АДэ, АДт.

Решение:

1. Определяем списочное число автомобиледней.

= 100×31 + 10×(31 – 5) – 5×(31 – 24) = 310 + 260 +35 = 605 а/д

где Дк – число календарных дней в январе; Днераб 1 – число дней, в течение которых не работали в январе прибывшие машины; Днераб 2 – число дней, в течение которых не работали в январе выбывшие машины.

2. Определяем число автомобиледней в технически исправном состоянии:

АДт = АДсп – АДр = 605 – 200 = 405 а/д

3. Определяем число автомобиледней в эксплуатации:

АДэ = АДт – АДпроч = 405 – 50 = 355 а/д

Задача 5. Десять автомобилей КАМАЗ-5320 и двадцать тягачей МАЗ-6422 перевозили в течение месяца овощи из сельхозорганизации на базу. Время одного оборота в среднем за месяц у АТС персвого типа – 1,3 ч, второго типа – 2,1 ч. Фактическая грузоподъёмность автомобиля КАМАЗ – 8 т, тягача МАЗ – 18 т. Рассчитать объём перевозок и грузооборот при αВ = 0,7, Тм = 10 ч, lе.г. = 28 км.

Решение:

1. Определяем среднее число ездок:

nе = 2Тм / (te1 + te2) = 2×10 × (1,3 + 2,1) = 5,88 ездок

2. Определяем среднесуточную производительность:

3. Определяем объём перевозок:

4. Определяем грузооборот:

P = Q × lе.г. = 96314,4 × 28 = 2 696 803,2 т×км.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Читайте также: