Как отсудить за ремонт авто

Обновлено: 02.05.2024

Полис обязательного страхования предполагает определенный лимит выплат пострадавшему. В итоге денег на ремонт может не хватить. Рассмотрим подробно, что делать, если ОСАГО не покрывает ущерб, в каких ситуациях подобное возможно и каковы особенности такого ДТП.

Что делать, если полис не покрывает ущерб: пошаговая инструкция

Подобная ситуация может возникнуть в двух случаях:

  1. Страховая намеренно занижает сумму выплаты.
  2. Ремонт стоит больше, чем может выделить компания.

Порядок действий зависит от того, по какой причине выплаченная сумма оказалась маленькой.

Кто доплачивает за ремонт

Часто бывает так, что автосервис, не получив достаточную для ремонта сумму, требует доплаты с владельца машины. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению ТС, если он не виновен в происшествии.

Таким образом, если компенсации по ОСАГО не хватило на восстановительные работы, доплачивает:

  • страховщик, если он допустил ошибку в расчетах (и автовладелец ее доказал);
  • виновник ДТП, если размер компенсации рассчитан правильно.

Случай № 1: намеренное занижение страховой суммы

В подобной ситуации нужно предпринять следующие действия.

Обратите внимание! Если стоимость иска составляет не больше 1 млн рублей, госпошлина не уплачивается. Если размер требований не превышает 50 тыс. рублей, заявление направляется в мировой суд, если больше – в районный.

фото 2

В случае успешного завершения процесса, кроме основных выплат, потерпевший может рассчитывать на перечисление штрафа, который будет составлять половину от разницы выплаченной и полагающейся сумм.

Случай № 2: если стоимость ремонта больше выплаты

В такой ситуации следует руководствоваться ч. 1 ст. 1064 ГК, согласно которой ущерб должен быть компенсирован лицом, причинившим его. Т. е., если не хватило денег на ремонт по ОСАГО, следует взыскать недостающую сумму с виновника автопроисшествия.

Для этого необходимо предпринять следующее.

Таким образом, общий порядок действий при получении недостаточной компенсации после ДТП:

  • удостоверение в том, что выплата не покрывает ущерб;
  • попытка урегулировать проблему мирным путем через направление досудебной претензии страховщику либо виновнику аварии;
  • обращение в суд, если иначе разрешить ситуацию не получается.

Необходимые документы

При досудебном урегулировании понадобится минимум документов:

  • акт о страховом случае;
  • отчет независимого эксперта.

Если дело направляется в суд, данный список нужно дополнить:

  • копией паспорта;
  • документами на авто (ПТС и СТС);
  • справкой о ДТП;
  • протоколом;
  • полисом ОСАГО;
  • копией досудебной претензии;
  • копией ответа от страховщика или виновника (если ее нет, нужно приложить почтовую квитанцию, подтверждающую факт отправки претензии);
  • аудио/видеоматериалами и показаниями свидетелей в качестве обоснованности своих требований (если они есть);

В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться дополнительные документы.

фото 3

Как взыскать недостающую часть: особенности

  • Чтобы получить средства с виновника, если не хватило выплаты от страховой, нужно действовать по алгоритму, приведенному выше.
  • Проведение независимой экспертизы обязательно, так как только на ее основе устанавливается размер ущерба.
  • Соблюдение досудебного порядка урегулирования проблемы остается на усмотрение страхователя. Если взыскание производится с виновника, можно сразу подавать в суд.
  • В суд нужно обращаться в обязательном порядке, если нанесен не только материальный, но и моральный ущерб (причинение вреда жизни и здоровью). Согласно судебной практике подобные требования удовлетворяются почти всегда.

фото 4

Подводим итоги

Несмотря на обязательство страховых компаний компенсировать ущерб, причиненный в результате ДТП, пострадавшему не всегда удается получить сумму, которая достаточна для восстановительных работ. Особенности подобных ситуаций следующие:

  • страховой выплаты может не хватить в двух случаях: страховщик намеренно занизил ее размер либо ремонт оказался дороже, чем допустимая компенсация;
  • если сумма занижена намеренно, деньги взыскиваются со страховщика, если восстановительные работы оказались слишком дорогими – с виновника аварии;
  • чтобы претендовать на дополнительную выплату, нужно получить копию акта о страховом случае и провести независимую экспертизу, на основании которых можно судить о целесообразности начала спора;
  • досудебный порядок решения вопроса является обязательным, когда деньги взыскиваются со страховой, когда претензия направляется виновнику, пострадавший может сразу обратиться в суд;
  • при инициировании процесса можно получить не только дополнительные финансовые средства на восстановительные работы, но и неустойку за каждый день просрочки, а также возмещение судебных издержек;
  • если причинен не только материальный, но и моральный ущерб (жизни или здоровью), вероятность выигрыша судебного процесса почти гарантирована;
  • перед началом спора необходимо подготовить пакет документов, который дополняется при направлении дела в суд.

Таким образом, если сумма, полученная от страховой после происшествия, оказалась слишком маленькой для восстановления машины, можно получить недостающие средства, инициировав спор.Доплачивать будет СК либо виновник аварии.

Отдал машину в сервис на полную перекраску. Составили внушительную смету, я внес предоплату. Договорились, что автомобиль перекрасят за 4—6 недель.

Через какое-то время городские власти выдали сервису предписание, по которому ему нужно было освободить территорию. Мне пообещали, что срок работ увеличится незначительно и мне сделают скидку за неудобства. Машину они сами перевезли в новое помещение, я не стал предъявлять претензии. Работа закипела, но ненадолго: начались проблемы с новым арендодателем. Сейчас идет пятый месяц с начала работ.

Какие у меня есть права в этой ситуации? Куда обращаться, с чего начинать, чтобы автомобиль отремонтировали? На что я могу рассчитывать? Нужно ли мне проводить независимую экспертизу или надо идти сразу в суд?

С огромной благодарностью за любой совет,
Илья

Сервисы сами устанавливают сроки ремонта автомобиля по соглашению с заказчиком и сами же их нарушают — это, к сожалению, не редкость. В этом случае заказчик вправе потребовать возместить убытки, попросить скидку или вовсе отказаться от договора.

В какие сроки сервис обязан закончить ремонт

Как правило, сроки, в которые сервис должен закончить ремонт, прописывают в договоре. Довольно часто вместо договора оформляют заказ-наряд. В нем указывают, к какому сроку сервис должен выполнить работы.

К ремонту отечественных и иностранных автомобилей применяют разные нормативные акты. Максимальные сроки, соответственно, тоже отличаются. Еще важно, в каком сервисе ремонтируете автомобиль: в официальном или нет.

Отечественные автомобили в официальных дилерских сервисах. Про предельные сроки ремонта отечественных автомобилей в официальных дилерских центрах написано в положении о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

Согласно этому положению, самый сложный вид ремонта должен занимать не больше 50 рабочих дней. А перекрасить кузов, как в вашем случае, сервис должен максимум за 20 рабочих дней.

Отечественные автомобили в неофициальных сервисах и иностранные автомобили должны отремонтировать за 45 дней или раньше, согласно закону о защите прав потребителей.

К импортным автомобилям применяют именно этот закон, а не положение. Но даже суды не всегда обращают на это внимание.

Мужчина на импортном автомобиле попал в ДТП и обратился в страховую по каско. Ему выдали направление на ремонт. Автомобиль отремонтировали плохо, поэтому заказчик подал на страховую компанию иск в суд: раз направление на ремонт выдала страховая, отвечать тоже ей. Но мужчина подал претензию, когда истекли гарантийные сроки, предусмотренные положением о техобслуживании. Поэтому районный суд в иске отказал.

Но суд апелляционной инстанции отменил решение районного суда и иск удовлетворил. В определении суд указал, что положение о техобслуживании применять нельзя, ведь оно не распространяется на автомобили импортного производства.

Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах

Что делать прямо сейчас

Можно требовать скидку, если вы хотите, чтобы работу закончил именно этот сервис. Учитывая длительный период просрочки, просите большую скидку. Чтобы подготовиться к переговорам с сервисом, прочитайте нашу статью про переговоры и скидки.

Можно отказаться от договора и потребовать вернуть аванс. Если вы не подписывали акт приемки работ, сервис из-за такой серьезной просрочки должен будет вернуть аванс полностью.

Напишите претензию. Укажите в ней, что отказываетесь от договора в одностороннем порядке, поскольку сервис нарушил сроки ремонта. Там же потребуйте вернуть аванс.

Это правило касается любых работ: ремонтировать автомобиль, строить дачу, создавать сайт — все это подрядчики обязаны делать в срок.

Вот пример из суда. Одна женщина заключила с компанией договор на строительство дома. Компания не выполнила работу в срок. Заказчица отказалась от договора и потребовала вернуть аванс. Подрядчик деньги не вернул, и женщина пошла в суд. В суде сказали, что раз акт приема-передачи не подписан, заказчица работу не приняла. Компания нарушила условия договора — не построила дом в срок, — поэтому договор нужно расторгнуть, а аванс вернуть заказчице.

Но если вы приняли работу сервиса, придется оплатить расходы на ремонт. Если они оказались больше аванса, сервис должен доказать, что расходы именно такие и что они связаны именно с вашим заказом. Если расходы на ремонт меньше аванса и вы хотите взыскать неотработанную сумму, доказывать объем работ и их стоимость предстоит вам.

Одна московская фирма не отремонтировала дом в срок. Заказчица потребовала расторгнуть договор и вернуть аванс. В суде сказали: надо определить, что успела сделать компания, и оплатить расходы. Назначили экспертизу, но заказчица не пришла на объект. Из-за этого эксперт не смог попасть в дом, и экспертизу не провели. В итоге суд иск не удовлетворил. Хоть истица признала, что работы частично выполнили, она не доказала их объем и стоимость. Поэтому непонятно, нужно возвращать ей часть аванса или компания потратила его на выполнение заказа.

Можно пойти в другой сервис или закончить ремонт самостоятельно, а у первого сервиса потребовать возместить понесенные вами расходы: плату за ремонт и другое — например, расходы на новые запчасти и их доставку. Правда, для этого, скорее всего, придется судиться с сервисом.

В Казани мужчина заключил договор подряда со строительной фирмой. По договору фирма должна была построить дом из бруса, но закончить в срок не успела. Тогда заказчик поручил достроить дом индивидуальному предпринимателю, а расходы на оставшиеся работы решил взыскать с фирмы и подал иск в суд. Суд установил, что подрядчик действительно нарушил сроки, и взыскал с него убытки заказчика. Подрядчик с решением не согласился, но апелляционный суд оставил все в силе.

Сохраняйте все договоры, счета, накладные и другие документы, которые подтвердят ваши расходы на ремонт. Так вы докажете суду, что расходы были связаны с ремонтом, который должны были закончить в первом сервисе.

Что требовать от сервиса в суде

Раз сервис не вернул автомобиль в срок, вы вправе потребовать возместить все убытки в полном объеме.

Вы можете попробовать решить дело до суда и написать претензию, хотя по спорам о защите прав потребителей это необязательно. В претензии изложите свои требования и распечатайте ее в двух экземплярах. Один экземпляр вы отдадите исполнителю, второй останется у вас — на нем представитель сервиса должен поставить отметку о принятии с датой и подписью. Если сервис не выполнит ваши требования добровольно, подавайте иск в суд.

Экспертизу на данном этапе проводить не нужно: здесь просто нечего оценивать эксперту. В ней был бы смысл, если бы у вас были претензии к качеству ремонта.

Поскольку вы в этой ситуации — потребитель, госпошлину при подаче иска платить не надо. По закону о защите прав потребителей ее платят, только если цена иска превышает миллион рублей.

За нарушение сроков ремонта автомобиля можно включить в иск следующие требования.

Неустойку в размере 3% от стоимости ремонта за каждый день просрочки. Вы можете потребовать неустойку за следующий период: со дня, когда истек срок ремонта, до того, как ремонт закончится, или до того, как вы откажетесь от договора. Неустойка не может превышать стоимость вашего заказа.

Проценты за то, что сервис пользовался вашими деньгами. Их вы можете требовать, если решите отказаться от договора и потребуете вернуть аванс. Проценты можно требовать за следующий период: после периода начисления неустойки и до момента, когда вам вернут аванс. Размер процентов можно рассчитать на калькуляторе.

Компенсацию морального вреда. Вы можете указать любую сумму, но будьте готовы к тому, что суд ее может существенно снизить. В моей практике сумму морального вреда снижали с 10 тысяч до 500 рублей.

Штраф, если сервис не выплатил деньги по претензии и дело дошло до суда. Штраф составит 50% от суммы, взысканной судом в вашу пользу.

Судебные расходы. Сюда входят юридические услуги, оформление нотариальной доверенности представителя, госпошлина, если сумма иска больше миллиона рублей, почтовые расходы и так далее.

Другие требования. Если вы решите отказаться от договора, сервис может не вернуть вам автомобиль, требуя, например, оплатить выполненные работы. В этом случае включите в исковое заявление требование вернуть машину вам.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Предвидеть аварию заранее просто невозможно, но они случаются все чаще. Пострадавшему авто требуется качественный ремонт, а водителю – компенсация за причиненные увечья здоровью. Все это должно в полной мере покрываться полисом ОСАГО, ведь большинство материальных проблем водителя при столкновении с другим автотранспортом должен решить обязательный полис автогражданки, его и создавали именно для этих целей. Но зачастую получить полную справедливую компенсацию от страховой бывает весьма затруднительно, а порой и просто невозможно, если, например, у виновника фальшивый ОСАГО или его просто нет. Как же поступать в этих и схожих обстоятельствах, можно ли получить возмещение причиненного ущерба с виновника ДТП в 2022 году в подобных ситуациях?

Нормативная база

Степень виновности и меры компенсации пострадавшим лицам основывается на нормах Административно-Правовой базы КоАПП, в статье 12 подробно описываются все последствия для нарушившего Правила Движения водителя, здесь же можно узнать о своде правил по различным видам нарушений, меру наказаний и размер компенсации по ним.

Что касается особо серьезных последствий от действий неумелого водителя при совершении маневров на автострадах, повлекших серьезные увечья или смерть участников движения, в 2022 году рассматриваются Уголовным Законодательством России.

Пояснения

Любая дорожно-транспортная авария неизбежно ведет к понесению денежных потерь, иногда вред здоровью, жизни или личному имуществу. Исходя из правовых положений ГК РФ, у лица, понесшего материальные убытки в 2022 году есть право требования на полное возмещение ущерба с виновника ДТП.

Нормы закона об ОСАГО обязывают владельцев автотранспортных средств заранее упредить возможную гражданскую ответственность и заключить договор обязательного страхования. Это служит гарантией по компенсационным выплатам за нанесенный ущерб с виновника ДТП, причем пострадавший имеет право получить возмещение:

  • За испорченное личное имущество.
  • Полученное увечье, повлиявшее на трудоспособность или нормальный образ жизни.
  • За потерянную заработную плату в связи с нетрудоспособностью в результате ДТП.
  • Компенсацию затрат на погребение или потерю единственного кормильца.

В 2022 году полис ОСАГО предназначен для компенсационных выплат пострадавшему от ДТП, а не виновному в аварии лицу. Виновный может применить полис КАСКО для возмещения своих убытков.

Можно ли взыскать ущерб без обращения в страховую?

Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2022 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:

Способы взыскания ущерба

Стандартный порядок

Законом № 40 по ОСАГО (ст. 11, 12) предусмотрен следующий порядок получения возмещения ущерба с виновника ДТП в 2022 году:

  • Документальная фиксация ДТП с привлечением сотрудника дорожной полиции или самостоятельное оформление с использованием европротокола (ПП РФ от 23.10. 1993 № 1090).
  • Обязательное извещение своей страховой компании о случившемся с объяснением всех обстоятельств аварии. Все дальнейшие действия выполняются по полученным от сотрудника рекомендациям.
  • Сбор комплекта документации. Полный перечень бумаг содержится в п. 3.10 Правил по ОСАГО, утвержденных ЦБ РФ от 19.09. 2014 г. За № 431-П.
  • Оформление компенсации ущерба через своего страховщика в офисе компании.
  • Получение направления на проведение ремонтных работ.

Подобные действия возможны, если виновный также имеет действующий договор об обязательном страховании гражданской ответственности, к тому же полис не должен быть фальшивым. Страховая при оформленном ОСАГО сможет выплатить только до 500 т. р. на затраты, связанные с восстановлением здоровья, и 400 т. р. на компенсацию потери имущества. Ущерб свыше данной суммы в 2022 году выплачивается виновником ДТП.

Для досудебного (второго) варианта взыскания ущерба с виновника ДТП в 2022 году от вас потребуется ряд обязательных действий:

  • Получить на руки протокол совершения ДТП. В нем должны быть сведения обо всех лицах, причастных к аварии, адресах регистрации, марок авто даты и месте ДТП.
  • Обратиться в свою страховую компанию, запросить у нее справку о сумме возможного возмещения или официальный отказ о выплатах.
  • Назначить день проведения независимой экспертизы и оповестить о ней виновную сторону за 3 суток до даты осмотра экспертом.
  • Написать подробную претензию, в ней обозначить срок выплаты и способ расчета, конечную сумму.

Приложить ксерокопии:

  • Справку из ГИБДД о случившемся инциденте.
  • Акт от страховой компании о возникновении страхового случая.
  • Протокол сотрудника дорожной полиции о факте выявления правонарушения по КоАПП.
  • Почтовые уведомления с текстом оповещения виновной стороны.
  • Платежные квитанции за проведение экспертных работ, оплату стоянки и др. расходов, связанных с ДТП.
  • Заключение эксперта о состоянии авто и стоимости восстановительных работ.

Если действия не дали положительного результата, то в 2022 году следует обратиться в судебный орган по месту проживания виновного лица.

Ответа на претензию необходимо подождать 7 суток, только после этого срока можно подавать исковые требования.

Некоторые правовые моменты:

  • Требования о взыскании ущерба с виновника ДТП должны быть составлены юридически грамотно, если нет хотя бы первоначальных правовых знаний, то без помощи автоюриста просто не обойтись.
  • Исковая давность по срокам направления судебных требований истекает после трех лет с момента совершения ДТП (ГК РФ ст.196)
  • При подаче иска обязательно оплачивается госпошлина, исходя из суммы возмещения.
  • Если ущерб оценивается не более 50 тыс. руб., то заявление подается мировому судье, для компенсации большей суммы обращаются в суд районной инстанции.

Необходимые доказательства для взыскания ущерба с виновника ДТП в 2022 году

В связи с новым регламентом составления документации при ДТП (основание – Приказ МВД от 23.08.2017 № 664) сотрудник не обязан выдавать справку о происшествии, все сведения содержит протокол, в котором отображаются все важные сведения о ДТП: дата и время, место, перечень участников, список нарушений и их привязка к административному законодательству.

Кроме протокола, участниками аварии согласовываются:

  • Схема движения во время аварии: обозначается местоположение каждого из участников ДТП.
  • Проводится фото- или видеосъемка места аварии.
  • Снимаются свидетельские показания, которые могут разъяснить произошедшее событие.
  • Приобщаются к протоколу и заносятся в опись все вещественные доказательства.
  • Сотрудник дорожной полиции имеет право описать в рапорте свое видение всех обстоятельств, в результате которых произошел дорожный инцидент.

В 2022 году в протоколе обязательно присутствует сноска со всеми перечисленными нарушениями, по которым виновного привлекают к административной и гражданской ответственности. Но, если нет оснований, то дело не возбуждается, о чем так же указывается в протоколе.

В 2022 году вместо привычной справки ГИБДД участникам ДТП выдаются такие документы:

  • Процессуальный отказ или решение о возбуждении административного производства по ДТП.
  • Оригинал протокола, составленного на месте аварии.
  • Постановление руководства о факте совершения правонарушения в соответствии с административным регламентом.

В пояснениях свидетелей ДТП должны быть подробные описания следующих событий:

  • Примерная скорость авто в момент наезда.
  • Примерное расстояние до двигающегося впереди авто, когда потерпевший обнаружил опасность.
  • В какой конкретно момент водителем были приняты защитные меры: когда началось торможение или поворот рулем, какой после этих мер был путь следования до столкновения.
  • Присутствие пассажиров, тяжелого груза и др.
  • Мнение свидетелей о соответствии места аварии со схемой движения.
  • Какие узлы ТС были повреждены, их степень поломки.

Кроме этого списка доказательной базы, при обращении в суд с заявлением о взыскании ущерба с виновника ДТП в 2022 году следует подать ходатайство об истребовании административного дела, возбужденного по факту свершения аварии.

Но главным доказательством для требования возмещения ущерба служит экспертное заключение, с проведенной оценкой поломки узлов и стоимости восстановительных работ.

Пошаговая инструкция возмещения

Пока судебным органом не будет установлен истинный виновник аварии, ни о каких взысканиях ущерба речи не может идти. Протоколом только устанавливается факт допущенного лицом нарушения, а вину может признать только суд.

После судебных разбирательств, выносится постановление, в нем определена степень ответственности и меры, применяемые во исполнение решения суда к стороне ответчика по иску. Это может быть как натуральная компенсация денежных средств, так и полная оплата сервисных работ по восстановлению автомобиля.

В 2022 году судом дается 10 суток на подачу кассационной жалобы, если второй участник процесса не согласен с вынесенным решением. По истечении всех сроков на обжалование, решение вступает в законную силу, и только после этого можно начинать процедуру взыскания ущерба с виновника ДТП:

  • Если ответчик в добровольном порядке не спешит выплачивать причитающуюся сумму ущерба, то истец обращается в суд за возбуждением принудительного исполнительного производства по компенсации денежных средств.
  • Судебные приставы исполнители дают ответчику еще 10 суток на добровольное погашение долга, если этого не случается, то могут конфисковать часть личного имущества в счет покрытия долгов перед истцом. Но обычно выплаты компенсируются со всех видов заработка виновного лица в принудительном порядке.
  • Средства перечисляются на банковский счет, предварительного оговоренного в заявлении о возбуждении исполнительного производства.

После исполнения судебного постановления о взыскании ущерба с виновника ДТП производство прекращается, и дело в отношении собственника виновного авто закрывается.

Если виновник ДТП не собственник

Если при оформлении ДТП будет выявлено, что автомобилем управлял не собственник, но у виновного есть для этого законные основания, например:

  • Владелец транспорта внес его в полис ОСАГО.
  • Передал авто в управление по договору лизинга или долгосрочной аренды.

В таком случае вся ответственность по возмещению ущерба ложится именно на виновника дорожного происшествия.

Хотя прямое указание в гражданском законодательстве на это обстоятельство отсутствует, но судебная практика показывает, что суды признают виновным лицо, управляющее транспортом на момент аварии (ч. 2 ст. 1079 ГК РФ) независимо от того, кто в действительности является его владельцем.

Учетом износа

Законом об ОСАГО в новой редакции, закреплено, что страховщик не будет выдавать наличных средств на восстановление авто потерпевшему, а направит на ремонтные работы. Их стоимость устанавливается исходя из степени износа поврежденных компонентов автомобиля и не может превышать 400 тыс. руб. Причем, чем старше автомобиль, тем меньше страховщик выделит средств на ремонт (ст. 12 Закона об САГО).

Но реально отремонтировать поврежденные детали за эти деньги невозможно, пострадавшему приходится оплачивать новые агрегаты из собственных средств. Поэтому взыскание ущерба целесообразно рассчитывать от разницы между суммой фактически затраченных владельцем денежных средств и выделенных страховой компанией.

Пострадавший собственник имеет право в судебном порядке взыскать сумму переплаты. Для этого потребуются справки от страховщика о выделении средств на ремонт и бригадира сервисного центра о действительной стоимости полного восстановления авто.

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО

Если суммы, установленной законом о страховании в 2022 году (не более 400 тыс. руб.), не достаточно на полноценную замену поврежденных деталей, то получить остальное возмещение можно в полном объеме с виновного лица. На практике цена ремонтных работ может значительно увеличиться, если, например, владельцу необходимо отремонтировать дорогой импортный автомобиль: оригинальные детали придется заказывать за границей за счет владельца пострадавшего авто, почтовые услуги и работу ремонтной бригады также придется оплатить.

Все требования о дополнительном возмещении имущественного характера сверх лимитных страховых сумм взыскиваются с виновника ДТП в 2022 году только в судебном порядке, если нет мирового соглашения сторон (п.1 ст.935, 931 ГК РФ).

В качестве доказательств к исковым требованиям о возмещении заявитель должен приложить все финансовые документы: стоимость комплекта поставки от производителя, прейскурант цен на присланное производителем оборудование, стоимость работ по восстановлению испорченных агрегатов и дополнительного оборудования.

Поскольку подаются исковые требования материального характера, то истец обязан уплатить пошлину от суммы возмещения, её также можно взыскать с ответчика.

Взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО

Гарантированные выплаты на ремонт можно получить только при наличии у виновной стороны обязательного полиса автогражданской ответственности, но если страховки нет, то для того, чтобы взыскать ущерб с виновника ДТП в 2022 году, потребуется те же действия, что и в случае получения денег без обращения к страховщику. То есть мировое соглашение, подача претензии или судебного иска.

От чего зависит сумма ущерба?

Правые основания расчета компенсационных сумм в 2022 году содержаться в Федеральном Законе № 40, в ст. 7 определено понятие страховой суммы, в ст. 12 – её размер и порядок выплат.

Расчет компенсационных выплат в случае ДТП в 2022 году зависит от многих связанных между собой факторов, специалисты принимают во внимание:

  • Стоимость поврежденных деталей с учетом амортизации + сами работы по восстановлению автомобиля сдержатся в п.19 ст.12.
  • Сумму выплаты за проведение экспертной оценки всех повреждений авто (ст. 12.1 Закона)
  • В случае полной гибели имущества, возмещение оговоренной в договоре цены авто, также с учетом амортизации, а не стоимости нового автомобиля (ст.7)

Другие произведенные материальные затраты регулируются Гражданским Законодательством, поскольку указанным правовым актом имущественные отношения сторон никак не регулируются (ст. 15, 1064, 1072 ГК РФ). К возмещению ущерба допускается причислить:

  • Компенсация стоимости медицинских услуг и лечебных курсов по восстановлению утраченного здоровья и реабилитации после аварии, покупки лекарственных средств.
  • Стоимость услуг эвакуатора и стоянки.
  • На транспортировку пострадавших в медицинское учреждение.
  • Компенсация заработной платы на время прохождения восстановления трудоспособности.
  • В случае летального исхода оплата всех погребальных услуг.

Но страховая сможет выплатить только до 500 т. р. на затраты, связанные с восстановлением здоровья, и 400 т. р. на компенсацию потери имущества.

Все, что было потрачено сверх указанных сумм, сюда относят, в том числе моральные страдания пострадавшего в аварии лица, возмещается виноватым в судебном порядке, если нет согласия на добровольные выплаты.

Судебные решения взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО

В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.

Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).

Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.

Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2022 году, если будет установлено:

  • Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
  • Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
  • К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.

В случае преднамеренного сокрытия с места происшествия, водитель также признается виновным.

Суды всех инстанций отмечают, что если виновный не вписан в страховку, то к нему обязательно применяется встречный иск на возмещение убытков.

Но вот в отношении конкретного лица, к которому можно применить взыскание (к собственнику или водителю управляющему авто в момент наезда) суды принимают порой противоречивые постановления.

Нюансы процедуры

Все требования по взысканию ущерба с виновника ДТП в 2022 году могут быть удовлетворены, если будет установлено:

  • Все основания имеют законный характер.
  • Ущерб превышает оговоренную полисом сумму.
  • Затраты на полное восстановление авто превышают установленную Законом сумму.

А для второй стороны есть несколько путей для отказа от покрытия ущерба:

  • Документально доказать, что предъявленные к нему требования незаконны.
  • Договориться о снижении конечной стоимости покрытия.

Поэтому получить сполна причитающиеся средства от причинившего моральный или материальный вред гражданина вполне реально, но для этого потребуются юридические знания и время.

Ужасно отремонтировали авто

Некачественно выполненный ремонт авто виден не сразу. Даже если вас всё устраивает, то это может быть только на первый взгляд. Качество нужно проверять технически. О том, как быть и что делать в случаях, когда вам плохо провели ремонт машины, как правильно и куда подавать претензию, а также её образец и другие важные тонкости этапа после ремонта автомобиля по ОСАГО мы и поговорим в статье, а также приведём судебную практику, актуальную на 2021 год и расскажем подробно, как оспорить взыскание убытков по автогражданке.

Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО?

Мы уже выяснили в прошлой статье, как правильно и в какие сроки получать направление на ремонт. То, какие документы вы подписывали ещё до начала восстановления машины, играет самую важную роль, и об этом мы поговорим чуть ниже.

Некачественным ремонт считается, согласно ФЗ Об ОСАГО и Единой методики расчёта, если нарушены такие тонкости:

  • не выверены все зазоры между деталями, в том числе кузовными – они отличаются или имеют иные размеры, нежели было до ДТП,
  • качество покраски плохое: нанесена неравномерно, в автосервисе не попали в основной цвет кузова, краска отколупывается и другие,
  • срок ремонта превысил 30 дней с даты сдачи машины, подтверждённой документально,
  • автомобиль работает по-другому, нежели до ремонта – имеет посторонние звуки, уменьшилась тяга и иные технические недостатки,
  • плохо отремонтировали восстановленные детали – видно неровности, сколы, элемент не покрашен,
  • автомобиль отремонтировали по ОСАГО б/у запчастями – определить это достаточно сложно, но экспертиза покажет (как составить претензию на её проведение, опишем ниже); не новые запчасти и детали кузова запрещает использовать пункт 15.1 статьи 12 ФЗ-40,
  • по закону ничего не запрещает СТОА использовать неоригинальные детали, но они должны быть достойного качества.

В целом же, качество ремонта ОСАГО должно быть таким же, как если бы вы восстанавливали автомобиль своими средствами. Также считает и судебная практика – Верховный суд в одном из определений указал, что размер убытков должен быть рассчитан с условием приведений машины в состояние, в котором она находилась до ДТП (Определение ВС РФ №4-КГ17-4 от 27 марта 2017 г.).

  • а) .
  • б) в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

Это значит, что и ремонт за счёт таких средств должен быть выполнен максимально хорошо! А вот если этого не произошло, то прежде чем отвечать на вопрос "что делать?" и писать претензию, нужно понимать, к кому и каким образом это делать – а это уже зависит от того, какие документы вы подписывали до ремонта.

Что такое некачественный ремонт с точки зрения закона

Гарантия

Она должна составлять:

  • не менее полугода на слесарные, механические, стапельные и другие основные виды работ,
  • не менее 1 года на работы, связанные с покраской, а также кузовные.

На сами запчасти, соответственно, аналогично распространяются те же сроки. Гарантийный срок должен быть указан в акте приёма-передачи по завершении ремонта авто (пункт 5.3 Правил страхования).

Нужно ли подписывать акт приёма передачи?

Да, нужно. Так как автомобиль из СТО вы приняли, то нужно подписать акт, но с обязательным указанием всех недостатков, которые вы обнаружили. Не беспокойтесь о том, что вы не увидели скрытых повреждений – прерогатива их выявления лежит на страховщике при осмотре машины в результате поданной вами претензии.

Акт приёма-передачи и некачественный ремонт по ОСАГО

Что делать при плохом ремонте автомобиля?

Сначала кратко опишем суть порядка обращения:

  1. выявляем проблему с некачественным ремонтом по ОСАГО,
  2. определяем ответственное лицо,
  3. составляем претензию о качестве плохо выполненного ремонта, в результате которой ответственный обязан инициировать экспертизу,
  4. предоставляем машину на такую экспертизу,
  5. по результату получаем либо новый ремонт, либо отказ,
  6. в случае отказа в исправлении плохо проведённого восстановления делаем независимую экспертизу,
  7. подаём досудебное требование,
  8. при отказе от удовлетворения "досудебки" обращаемся в суд.

На самом деле, всё вышеперечисленное сделать не так сложно!

Кому подавать претензию?

Первое, что нужно знать – если вы заключали договор страхования ОСАГО не в офисе страховщика, а у агента или брокера, то отвечает по плохо отремонтированному автомобилю всё равно страховая организация (п.8 ст. 16.1 ФЗ).

Второе – важно, какие документы вы подписывали при выдаче вам направления на ремонт. Дело в том, что в таких бумагах вы своей подписью могли вообще заключить договор цессии, переуступив право требования выплаты автосервису, либо согласиться с дополнительными условиями (п.15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО):

  • неполным ремонтом в случае отказа от доплаты,
  • согласие на использование б/у запчастей,
  • отказ от определённого вида работ.

Договор цессии – это когда автосервис выкупает у вас право требования возмещения со страховой за ремонт на своих условиях. Если вы подписали, не читая, такой договор, то могли согласиться на те же самые "особые" условия ремонта и предъявлять может быть нечего. При договоре цессии за плохой ремонт машины отвечает уже сервис, а не страховщик.

Поэтому, если вы обнаружили при приёме авто из сервиса, что его отремонтировали некачественно, то в первую очередь необходимо изучить все эти документы.

Претензия – форма и образец

Она по закону 2021 года обязательна перед подачей иска в суд (п.1 ст. 16.1 ФЗ) – если вам плохо отремонтировали машину по ОСАГО, и вы по факту этого не подавали претензию, а сразу побежали в суд, то последний ваше исковое заявление не примет.

Более того, её содержание урегулировано нормативным актом – Положением о Правилах страхования в главе 15. Форма подачи свободная, но обязательно должны быть определённые данные. На данном этапе – когда мы только забрали некачественно отремонтированное авто из СТО – содержание должно состоять в требовании определить качество выполненного ремонта путём проведения осмотра.

Претензия при некачественном ремонте ОСАГО

Форма

Претензия при плохо отремонтированном автомобиле должна содержать следующие данные:

  • ваше ФИО полностью (а также должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица),
  • ваш адрес регистрации и почтовый,
  • полное название страховой компании ОСАГО,
  • суть требования (провести оценку плохо произведённого ремонта),
  • банковские реквизиты либо прямо прописанное волеизъявление получить выплату деньгами в кассе страховой,
  • подпись, дата и ваши ФИО (и должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица).

Несмотря на то, что по результату осмотра вы можете быть направлены на восстановительный ремонт снова, банковские реквизиты нужно указывать в любом случае – так предписывает закон.

К претензии нужно приложить следующие документы, но только в том случае, если вы какой-либо из них не прикрепляли к заявлению о возмещении по ОСАГО ранее, ещё до начала ремонта:

  • паспорт или заверенную копию,
  • документы на право собственности на автомобиль (таковым по закону является договор купли-продажи, но на практике можно приложить СТС) или их заверенные копии.

Образец

Подать её заполненную в страховую компанию можно 2 способами:

Результат

На осмотре, вероятнее всего, будут присутствовать 3 лица: вы, представитель страховой (оценщик) и представитель СТО. В целом же процедура осмотра будет похожа на ту, которая проводилась после подачи заявления о возмещении за тем возможным исключением, что вам также будут задавать вопросы (на которые, впрочем, можно и не отвечать).

Осмотр должен быть проведён в течение 5 дней, и ваша обязанность – предоставить автомобиль. А результат рассмотрения претензии должен быть направлен вам в течение 10 дней после получения страховщиком (этот срок вместе с проведением осмотра).

По результату рассмотрения претензии вы по закону должны получить:

  • либо новое направление на повторный ремонт,
  • либо выплату деньгами по решению страховщика, если повторный ремонт провести невозможно – это регулируют пункты 5.2 (строка 2) и 5.3 (абзац последний) Правил страхования,
  • либо отказ в проведении повторного, если по результату осмотра не выявлено плохо проведённого ремонта машины.

Ненадлежащее исполнение обязательств страховщиком по восстановлению авто 2021

Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте?

Можно, но только по окончательному решению страховой. Здесь ситуация схожа с этапом подачи заявления о возмещении – именно страховой компании принадлежит конечный выбор, провести повторный ремонт автомобиля или выплатить деньгами.

Но финансовая выплата возможна в 2 случаях:

  • если достигнуто соглашение об этом (при этом, в претензии необходимо указать волеизъявление – в пункте 2 требований потребовать выплату в приоритете над повторным ремонтом),
  • если не удаётся сделать повторный ремонт.

Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт?

Если автомобиль вам отремонтировали плохо, но осмотр страховой не выявил недостатков, то придётся проводить независимую экспертизу и подавать новую претензию, в случае повторного отказа на которую следует уже подавать в суд.

Независимая экспертиза требуется для того, чтобы в денежном выражении оценить сумму ущерба с учётом проведённого ремонта (при плохо отремонтированном авто не все детали нужно заново делать). Суд иную оценку не примет.

Но можно независимого эксперта пригласить ещё на этапе осмотра после подачи претензии по инструкции из предыдущего пункта. Только учтите, что услуги независимого эксперта по вашей инициативе в данном случае уже оплачиваются вами (стоит это в среднем от 5 до 15 тысяч рублей).

Если результатом повторного ремонта вы также недовольны, сначала нужно повторить действия по подаче претензии из предыдущего пункта.

Если же пришлось делать независимую экспертизу, то следующим шагом будет подача досудебной претензии о выплате разницы. К ней нужно будет обязательно приложить документы экспертизы и подтверждение оплаты. А писать её желательно с юристом, который сможет изложить важные факты.

При отказе в удовлетворении досудебной претензии необходимо подавать исковое заявление в суд по вашему месту регистрации.

Комментарии

11 Сентября, 2019 - 10:22

Спасибо все внятно разъяснили

3 Февраля, 2021 - 16:39

Добрый день! Забрала машину после ремонта по осаго, акт подписала, но уже после, по пути выявила недочеты - криво установлен руль и не работает парктроник.
Сразу заехала на другой сервис, устранила данные неисправности самостоятельно (развал+ восстановление провода к парктронику) - документы есть о данном ремонте. Есть ли возможность обратиться в страховую с жалобой?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

3 Февраля, 2021 - 17:26

Здравствуйте, Ольга. Можно в страховую с чем угодно обратиться, с жалобой в том числе, но будут ли удовлетворены ваши требования по этой жалобе. это большой вопрос.

11 Мая, 2021 - 00:27

Дмитрий добрый вечер. У меня к Вам вопрос, когда страховая отказала в претензии, вы пишите обращаться в суд после отказа, а после претензии нужно обращаться к финансовому уполномоченному до суда?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

11 Мая, 2021 - 03:19

Здравствуйте, Анна Николаевна. Данная статья не моя, я её не читал, поэтому не могу наверняка знать, что там было написано про претензию и суд, но по закону досудебный порядок включает в себя обращение к финансовому уполномоченному. К нему надо обязательно обращаться.

26 Августа, 2021 - 23:50

В марте этого года был отправлен страховой на ремонт в данный сервисный центр,т.к.машине год и она на гарантии.
Сказать,что сделали очень,очень Плохо это значит ничего не сказать. Приличными словами это сложно описать.
Делали машину два с лишним месяца,цена ремонта реально половина ее стоимости(конечно деньги платила СК),но как они ее делали, нет слов.
Снимали люк бензобака изрезали ЛКП до металла и герметик весь кусками,подкрасили все это "левой"краской. Потом перекрашивали.Ремонтировали правое крыло поцарапали правую ручку двери.Перекрашивали. Геометрию кузова правильно не сделали все криво и косо. В цвет кузова не попали (даже свой потом не попали) т.к. постоянно "косячили" и перекрашивали.Зашел в их коллерную это ужас. Там грязища: "страшное дело",а колорист мне объясняет,что он краску не по мой машине подбирал,а по номеру из интернета. Круто,люк оторвали варварстки хотя было два крыла и капот под замену,а подбор делали по номеру краски. (на фото видно левый стакан в заводской краски все,а остальное их "супер" цвет).
Это ещё только начало их "супер" ремонта.
Звонят: приезжайте забирать машину она готова.Приехал, испытал просто шок. Очень долго рассказывать,что они там только ни накосячил по кузову. В конце уже обращаю внимание,что компрессор кондиционера грязный хотя его должны были поменять на новый. Причем систему фреоном уже закачали.И все молчком. Спрашиваю почему не поменяли :забыли заказать. Муть полная, если бы не увидел ,так бы и ездил на гнутом,а по бумагам с новым. Через два с лишним месяца и "море" нервов забрал авто у них.
После этого обнаружил ещё много чего очень "приятного",геометрию кузова сделали ужасно все криво косо. Рамку радиатора(телевизор) приварили криво и даже не стали ее красить со стороны моторного отсека.
Капот покрасили или перекрасили ужасно.
Ну самое главное они мне покрасили передние двери "переходом"(хотя они в ДТП не пострадали) дабы в глаза не бросалось,что они в цвет не попали(двух крыльев,капота,бампера).
Люди вы только представьте,что они вытворяют.
Написал претензию в страховую компанию,назначили осмотр трёхсторонний.В итоге кривую геометрию и не покраску телевизора и кривой бампер он подтвердил эксперт СК,а вот перекрас дверей нет.Не можем установить. Главное толщину дверей крашеных в тихушку в начале сравнивали с задними дверями(завод) они 130-150 видят дело для них плохо. Начили химичить и с крышкой сравнивать и багажника. Там под 200.Все мол нормально. А как нормально если у меня на дверях все эксплуатационные дефекты пропали,которые даже в акте приема моего авто в сервис имеются.
Вообще мне опять страховая "направление на устравление недочётов ремота"отправила уже третье. Это сколько можно разве нет ограничение в переделках.

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

27 Августа, 2021 - 00:39

Здравствуйте, Владимир. Ремонт по закону об ОСАГО не может превышать 30 рабочих дней. На этом точка. если что-то не успели или сделали криво. никакого устранения недостатков быть не должно. нет, можно, конечно, как вы, постоянно что-то делать и устранять, но правильно, проводить экспертизу и требовать со страховой деньги на устранение недостатков и неустойку.

Читайте также: