Как оформить инкассаторский автомобиль на физ лицо

Обновлено: 16.05.2024

Чтобы хоть как-то обезопасить деньги и охрану, серийные машины и автобусы стали защищать решетками и стальными листами.

Впервые о защите инкассаторских машин задумались в Чикаго. В 20-х годах прошлого столетия преступники буквально житья не давали банкирам, совершая смелые ограбления.

Поиски "золотой середины"

Служба инкассации при Госбанке СССР появилась в 1939 году. Но никто о защите машин тогда не задумывался – не было повода. Советские преступники крайне редко пытались ограбить "сундук на колесах". Но ситуация начала менять ближе к концу 80-х годов, когда в стране начали появляться первые коммерческие банки. Встал вопрос о безопасности. Поскольку в СССР с инкассаторскими машинами было негусто, начали закупать бронеавтомобили из Европы. Например, немецкие Eurocom и Armet Armored Vehicles Inc. Ltd. Но все же, это были именно броневики. А первый полноценный инкассаторский автомобиль появился лишь в 1988 году.

Пионером в этой области принято считать РАФы, которые оснащались сварным металлическим кузовом от французской фирмы Labbe. Всего было создано 62 машины. Первый инкассаторский блин получился комом. РАФы (RAF-Labbe) основательно переделали под тяжелый кузов, внедрив в шасси рулевое управление и переднюю ось от Mercedes и Peugeot. Но помогло слабо, поскольку для ходовой французский "панцирь" оказался слишком тяжелым. Из-за этого проседала подвеска, могли отказать тормоза. А иногда и вовсе отваливался передний мост. Ерундила и электрика, которая оказалась не готова к сильным перепадам температуры. Поэтому и водитель, и охрана ездили с риском оказаться запертыми внутри броневики из-за очередного глюка электроблокировки дверей. Кстати, охрана жаловалась на переднюю бойницу. Дело в том, что ее расположение оказалось крайне неудачным. Поэтому вести прицельный огонь не представлялось возможным.

Когда занавес рухнул, в молодую Россию хлынули уже более интересные и продуманные броневики. Основную массу составляли "Мерседесы", "Форды" и "Фиаты". Большинство из них были явно не первой свежести, но все равно котировались куда выше, нежели РАФы.

Но отечественные автопроизводители пытались сделать что-то свое. Наиболее удачным вариантом тех лет стала УАЗовская "Буханка".

Ее в инкассаторский автомобиль превращала фирма "Конструкционный алюминий". Делала это контора, что называется, лоскутно и халтурно, оставляя большие щели между пластинами, зато дешево.

Была еще контора Fontauto, которая покрывала бронированными пластинами УАЗовские "козлики" и КамАЗы. Но стоили модифицированные машины очень дорого, поэтому позволить их себе могли только самые богатые в 90-х годах банки.

В 1992 году в Москве начала работу фирма "Техника", которая переоборудовала отечественные УАЗы, Нивы и прочие серийные машины под инкассаторские нужды.

А что сейчас?

В настоящее время в нашей стране бронированием машин занимается около двух десятков компаний. Причем в броневики они превращают и отечественные автомобили, и зарубежные. Из иностранных самыми востребованными являются Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, Renault Master, VW Crafter и Transporter. Причем машины могут быть как переднеприводными, так и полноприводными.

Сменилась и главная задача. Если раньше от инкассаторских машин требовалась лишь мощная защита, теперь к этому добавилась скорость. Автомобиль должен уметь быстро покинуть место нападения. Поэтому колеса инкассаторских машин оснащаются специальным пластиковым каркасом. Он позволяет в случае повреждения шины оставаться автомобилю на ходу, а не сверкать искрами от диска.

Что касается брони. По общемировым стандартам есть шесть степеней защиты. Первый, по сути, уже вышел из обихода, поскольку это бронирование способно остановить разве что пули от "Наганов" и "Макарова". Шестой класс для инкассаторских машин тоже не приемлем. Дело в том, что эти автомобили, по сути, являются уже настоящими бронетранспортерами, которые выдержат обстрел из практически любого современного стрелкового оружия. Но, они очень тяжелые, громоздкие и медлительные. К тому же у них скромная грузоподъемность и фантастический ценник. Поэтому большинство инкассаторских машин бронируются по второму или третьему классу, за счет чего выдерживают попадание из АКМ и АК-74, при этом остаются быстрыми и маневренными.

По стандартам, качественное бронирование может пропустить лишь три-четыре выстрела из ста. Если больше, то такой автомобиль считается бракованным.

Банки, которые заказывают машины, выдвигают компаниям специфические требования. Например, для Сбербанка важно, чтобы дверь салона была распашной, а не сдвижной (хотя и такие варианты есть в автопарке "зеленого"). Особое внимание уделяется видеокамерам. Чаще всего их восемь. Они расположены по периметру авто и внутри. Причем курсовая (находится за лобовым стеклом и ведет запись дорожной ситуации) и внешние – обязательно с инфракрасной подсветкой. Все полученные данные оседают на жестком диске объемом в терабайт.

Подавляющее большинство современных инкассаторских машин оснащено системой автоматического пожаротушения. Она находится в моторном отсеке. Там же – система предпускового обогревателя силового агрегата. На крыше обычно располагается белый маячок. Его включают только в одном случае – при нападении. Тоже самое касается и сирены. В сейфе-накопителе находятся специальные приспособления.

В случае крайней необходимости, когда грабители все-таки сумели ворваться в авто, они приводят деньги в неплатежеспособное состояние при помощи химических препаратов. Ловушка с краской может сработать автоматически при попытке вскрытия замка либо быть приведена в действие дистанционно.

Самые интересные авто

ГАЗ-3934 СИАМ

В середине 90-х Горьковский автомобильный завод при поддержке машиностроительного предприятия из Арзамаса представили совместное детище – броневик ГАЗ-3934. Его создали специально для нужд инкассаторов.

Эта машина могла увезти 1,5 тонны ценного груза, прекрасно справлялась с бездорожьем и выдерживала выстрелы из самого серьезного оружия. Добиться впечатляющих показателей удалось за счет того, что автомобиль был сконструирован на базе БТР-80, имел полный привод и централизованную систему подкачки шин. В броневике предусмотрительно находился кондиционер и спальные места для трех человек. Но слишком высокий ценник и медлительность сделали его бесперспективным для капризных банков.

АС-1913 "Ладога"

В начале 90-х появилась "Ладога", созданная на базе УАЗа. Оснащенная полным приводом и двумя топливными баками (по 40 литров) машина соответствовала аж пятому классу бронирования, имела стекла в 4,5 сантиметра в толщину и бойницы по периметру. Также в ее арсенале значились усиленная подвеска, аварийный люк, ГУР и система пожаротушения.

К концу 90-х ее сняли с производства из-за низкой востребованности, а также технического и морального устаревания.

КамАЗ-53212

Не обошелся без инкассаторской версии и КамАЗ. Например, модель 53212 долгое время являлась незаменимой рабочей лошадкой у петербургского Банка России.

Служил бронированный грузовик, способный увезти 9 тонн, и на благо Монетного двора Гознака.

Грузовик International-4700

Но все же самые крутые инкассаторские грузовики делают в США. Например, компания Dunbar Armored переделывает под инкассаторские машины тяжеловесов от International.

Причем свою деятельность фирма начала в далеком 1923 году. Грузовики отличаются хорошей грузоподъемностью и соответствуют чаще всего 3 классу бронирования.

Инкассаторский Freightliner

Существует несколько вариаций инкассаторских Freightliner. Одни являются полноценными автобусами, закованными в панцирь. Как, например, машины, созданные на базе строительной серии 7600 Workstar.

А есть и грузовики, оснащенные специальным отвалом для преодоления искусственных завалов. Но все они по периметру оснащены бойницами, спутниковой навигацией и броней повышенного 4-го и 5-го класса.

Мотокаталог на Quto


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Покупка автомобиля с пробегом несет будущему владельцу не только приятные эмоции, но и дополнительные хлопоты. Придется потратить время на поиск подходящей б/у машины и тщательную проверку ее технического состояния. Но самое важное – правильно оформить сделку и все документы на транспортное средство. Чтобы стать полноправным владельцем придется пройти ряд процедур: от переговоров с продавцом и оформления договора до покупки страхового полиса до постановки на учет в местном ГИБДД.

Шаг 1. Подготовка к проведению сделки

Покупка автомобиля с рук начинается с устных договоренностей между покупателем и продавцом. Прежде чем заключать договор, стороны должны согласовать стоимость, сроки и способ расчета, порядок передачи машины и ключей, а также наличие диагностической карты, возможность сохранения номерных знаков и прочие моменты.

Особое внимание в процессе предварительных переговоров нужно уделить документам. У продавца на руках должно быть свидетельство о госрегистрации (СТС) и сервисная книжка со свежими записями о прохождении ТО. Также он должен предъявить покупателю оригинал ПТС. По данному документу можно узнать данные о владельцах, год выпуска авто, госномер, VIN-код, характеристики и прочую важную информацию. Не лишним будет сверить номерные знаки с теми, которые указаны в ПТС, и уточнить наличие гарантийной книги.

Отдельное внимание нужно уделить такому моменту, как свободные поля в ПТС. Они нужны, чтобы вписать нового собственника. Если свободного места нет, продавец должен перед продажей обновить документ. Иначе у покупателя будут проблемы с оформлением авто.

  • Помните!Снимать автомобиль с учета в ГИБДД перед продажей не нужно. Если все бумаги в порядке и есть свободные графы в ПТС, можно сразу переходить к сделке.

Шаг 2. Заключение договора

Это один из самых ответственных этапов в процессе покупки авто с рук. Договор заполняется и подписывается обеими сторонами в трех экземплярах. По одному для продавца, ГИБДД и покупателя. Нотариально заверять документ не обязательно. Оформить договор можно одним из наиболее удобных способов:

от руки.

онлайн.

через посредников.

В договоре обязательно должны присутствовать:

  • место и дата подписания документа;
  • данные паспортов обоих участников сделки;
  • полная информация об автомобиле и ПТС;
  • отсутствие обременений и ограничений на регистрацию;
  • стоимость машины, сроки и способ расчета;
  • порядок передачи транспортного средства.

Все строки в документе должны быть заполнены. В пустых полях проставляются прочерки, что исключит внесение дополнительной информации без ведома покупателя.

Дополнительно в процессе заключения договора можно оформить акт приема-передачи. В нем фиксируется не только факт получения покупателем авто, но и состояние транспортного средства, а также отсутствие претензий у каждой из сторон. И самое главное – дата и время передачи машины. А это дополнительная страховка от штрафов, которые могут остаться от предыдущего собственника.

О генеральной доверенности!

Одной из альтернатив договору купли-продажи является генеральная доверенность с правом продажи. В данном случае владелец просто передает права на свой автомобиль, но остается его единственным собственником (ст. 185 ГК РФ). Покупка подержанной машины по доверенности экономит время и финансы на оформлении. Однако несет для покупателя серьезные риски:

  • собственник ТС может в любой момент отозвать доверенность, в результате чего у покупателя не будет никаких прав на управление и другие действия с авто;
  • после повторной продажи машины продавец может потребовать все деньги себе;
  • в случае смерти лица, выдавшего доверенность, право собственности на машину переходит его наследникам, которые могут аннулировать предыдущие договоренности.

Исходя из этого, оформление сделки в формате купли-продажи можно считать наиболее надежным и безопасным способом покупки автомобиля с пробегом.

Шаг 3. Запись в ПТС

После подписания договора нужно внести свои данные в паспорт транспортного средства. Записи делаются от руки. Для этого выбирается свободное окошко в ПТС, куда вписывают:

  • ФИО нового собственника;
  • адрес прописки покупателя;
  • дата продажи/покупки;
  • право собственности (номер договора);
  • подпись прежнего владельца;
  • подпись нового собственника.

Шаг 4. Расчет с продавцом

После внесения записи в ПТС производится оплата. Деньги можно передать в руки с занесением соответствующей пометки в договор и подписью продавца. Еще один вариант – использовать безналичный перевод. Он станет дополнительным подтверждением факта получения денег продавцом. Сразу после получения оплаты предыдущий собственник передает покупателю:

  • автомобиль с ключами и номерами;
  • предварительно заполненный ПТС;
  • свое свидетельство о госрегистрации;
  • подписанный договор купли-продажи в 2 экземплярах;
  • сервисную книжку, диагностическую карту и гарантию на авто (если есть).

После этого участие продавца в сделке можно считать завершенным. Дальше покупатель занимается оформлением самостоятельно. Однако не лишним будет взять у продавца номер телефона.

Шаг 5. Техосмотр и страховка

К оформлению б/у авто в ГИБДД необходимо основательно подготовиться. В первую очередь, нужно проверить срок действия диагностической карты. Если она действительная хотя бы 1 день, можно обратиться в страховую компанию и оформить ОСАГО.

Если диагностическая карта отсутствует или просрочена, нужно заняться вопросом ее получения. Для этого следует обратиться к ближайшему оператору, аккредитованному Российским Союзом Автостраховщиков, для прохождения техосмотра. С собой нужно иметь ПТС и паспорт, а также 800-1500 руб. для оплаты услуги. Диагностическая карта выдается в бумажном или электронном виде.

После прохождения техосмотра наступает очередь оформления ОСАГО. При обращении к автостраховщику понадобиться паспорт, диагностическая карта, удостоверение водителя, оригинал ПТС и подписанный договор купли-продажи. С готовым полисом можно переходит на следующий этап оформления б/у авто – регистрация в ГИБДД.

  • Помните!На проведение техосмотра, оформление ОСАГО и постановку на учет предоставляется 10 дней с момента подписания договора. Если вы не успеете пройти все процедуры, вам могут выписать штраф на сумму 1500-2000 руб.

Шаг 6. Постановка авто на учет

Оформление автомобиля в ГИБДД занимает около 1 дня. Обратиться можно в любое МРЭО. На месте нужно написать заявление о постановке автомобиля на учет. Также это можно сделать дистанционно – через портал госуслуг. Вместе с заявлением в ГИБДД нужно предоставить:

  • оригинал паспорта;
  • 1 экземпляр договора купли-продажи;
  • заполненный ПТС;
  • СТС предыдущего собственника;
  • полис ОСАГО.

Дополнительно придется оплатить госпошлину – за запись в ПТС (около 350 руб.), оформление свидетельства о госрегистрации (около 500-1500 руб.) и выдачу новых номеров (около 2000 руб.).

По завершению процедуры постановки на учет у владельца авто должны остаться на руках:

  • СТС на имя нового автовладельца;
  • ПТС с необходимыми отметками;
  • новые номерные знаки.

На этом оформление покупки б/у машины можно официально считать завершенным!

Шаг 7. После регистрации

После оформления бумаг новый владелец может использовать авто без всяких ограничений. Однако перед этим рекомендуем подготовить машину к дальнейшей эксплуатации. Как бы продавец не уверял, что хорошо ухаживал за транспортным средством, провести минимальное техобслуживание не помешает. Перед началом эксплуатации желательно:

заменить все фильтры.

обновить технические жидкости.

выполнить балансировку колес.

Также следует заменить ремень ГРМ, тормозные колодки и прочие ресурсные детали. Это касается случаев, когда предварительная диагностика автомобиля показала высокую степень их износа.

Что еще нужно сделать после покупки б/у авто?

Многие покупатели подержанных машин обязательно проводят генеральную уборку салона. Не все продавцы утруждают себя чисткой транспортного средства перед продажей. При этом у многих автомобилей с пробегом в салоне присутствуют локальные загрязнения и неприятные запахи. Чтобы сделать поездки на новоприобретенной машине максимально комфортными и приятными, стоит потратить время на уборку. В данном случае можно заказать химчистку салона в автосервисе или выполнить все работы самостоятельно. В стандартный перечень процедур обычно входит:

  • чистка пола, потолка, сидений и багажника пылесосом;
  • удаление локальных пятен специальными средствами;
  • мойка и полировка стекол (ветрового, заднего и на дверях);
  • антистатическая обработка передней панели;
  • полировка пластика и хромированных деталей.

И напоследок, обязательно изучите инструкцию по эксплуатации. Она есть у каждого транспортного средства. Если бывший владелец не передал такую книжечку, ее можно найти в интернете. Ознакомление с инструкцией позволит вам узнать, как правильно использовать и обслуживать автомобиль. В ней обычно присутствует информация о расположении основных элементов управления, интервалах проведения ТО, необходимом количестве тормозной или охлаждающей жидкости, а также другие полезные сведения. Доскональное знание особенностей своего автомобиля обеспечит комфорт и долговечность его эксплуатации!

Когда организация покупает машину, то у нее может возникнуть ряд вопросов, в том числе, как отразить это приобретение в программах семейства 1С 8.3, да так, чтобы расходы от покупки можно было учесть в уменьшение налогооблагаемой базы по основной деятельности, а также как автоматически рассчитать сумму налога. В этой статье мы расскажем о процессе отражения машины в программах 1С 8.3 и ответим на некоторые важные вопросы по данной операции.

Содержание статьи:

1. Условия принятия к учету

Машина, приобретаемая с расчетного счета организации, и которую в дальнейшем будут использовать в деятельности предприятия, а затраты на ее приобретение пойдут в уменьшение налогооблагаемой базы, необходимо показать на балансе организации. Если стоимость приобретаемого вами имущества превышает 40 тыс. руб. (п. 5 ПБУ 6/01) без НДС, то оно учитывается как внеоборотный актив, а для НУ такое ТС должно превысить 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Однако, для их оприходования недостаточно одного лишь критерия стоимости. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 такой актив должен соответствовать одновременно следующим критериям (помимо стоимости):

  • если такое имущество будет использовано для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, предназначен для управленческих нужд организации, или будет предоставляться ею во временное владение и пользование или во временное пользование
  • срок использования актива в деятельности организации будет более 12 месяцев;
  • объект не был приобретен для последующей перепродажи;
  • актив в будущем способен принести доход.

Автомобиль учитывается на балансе по той стоимости, за которую он был приобретен. Если вы его зарегистрировали в ГИБДД и при этом он соответствует всем четырем критериям, приведенным выше, то, согласно правилам бухгалтерского учета, автомобиль можно оприходовать как внеоборотный актив.

Кроме того в целях принятия на баланс транспорта, приобретаемого индивидуальным предпринимателем, имеет значение то, на кого оформляется следка купли-продажи, а также какова цель дальнейшего использования такого ТС. Поэтому в целях признания контролирующими органами правомерности операции по купле-продаже, она должна быть оформлена на индивидуального предпринимателя, а не на физ.лицо, как и все первичные документы и оплата также должны быть от лица ИП. Кроме того, приобретение и дальнейшее использование автотранспорта должно быть направлено на предпринимательскую деятельность, что подтверждается путевыми листами с указанием маршрутов и пунктов назначения. В таком случае дальнейшие затраты, такие как топливо и запчасти могут быть признаны расходами предпринимателя и приняты к НУ.

Однако, в случае с ИП спорным остается момент приобретения легкового автомобиля, поскольку письма Минфина (письмо от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79) и заключения камеральных налоговых проверок зачастую признают неправомерность принятия к учету и на затраты ИП стоимости легковых автомобилей. Предпринимателям приходится через суд доказывать правомерность таких операций. Поэтому приобретая легковой автомобиль индивидуальный предприниматель может столкнуться со сложностями принятия к расходам в своей деятельности.

2. Ввод данных об автомобиле в информационную базу

После того, как было выяснено, что машина может быть учтена на балансе организации как основное и есть все первичные учетные данные для этого, его нужно оприходовать и поставить на баланс. Далее мы рассмотрим как в программах 1С принимаются внеоборотные активы.

2.1 Отражение автомобиля в программе 1С:Бухгалтерия предприятия 3.0

купили машину как отразить в 1с 8.3

закладку ОС и НМА

Установите флажки напротив соответствующих функций и среди разделов появится нужный нам.

оприходования ОС в бухгалтерии предприятия

Машину правильно внести именно первым способом.

Поступление основных средств

Вводим номер и дату документа, заполняем информацию о поставщике, создаем или подбираем договор. Также нужно подобрать подходящий вам способ отражения расходов по амортизации и выбрать группу учета ОС. По стрелочке вниз открывается перечисление доступных в данном случае групп ОС:

перечисление доступных в данном случае групп ОС

В результате нажатия на кнопку в табличной части появится строка, откуда выпадет список из последних выбранных элементов справочника.

купили машину +как отразить +в 1с

справочник основных средств

создания нового элемента справочника

В открывшемся окне заполняется следующая информация:

— группа учета ОС подбирается из списка;

— вводится наименование принимаемого транспорта из первичных учетных документов;

— после этого можно заполнить сведения для инвентарной карточки из технических сведений о ТС. Важной является информация о дате выпуска, по ней будет определяться ставка налога.

дате выпуска, по ней будет определяться ставка налога

Поступление основных средств

Также из карточки нам сразу доступна функция регистрации транспортного средства. Она нужна для того, чтобы произвести автоматический расчет авансовых платежей и транспортного налога по году на основании введенных вами данных из ПТС.

Поставить на учет

Сверху вниз заполняются:

— дата постановки на учет транспорта в ГИБДД;

— код вида ТС подбирается из списка по кнопке рядом с полем ввода;

— вводится идентификационный номер, марка, регистрационный знак, мощность двигателя и экологический класс из ПТС.

Если на вашу машину действуют повышающие коэффициенты или налоговые льготы, Вам необходимо ввести соответствующие значения. Кроме того, в налоговый орган необходимо предоставить подтверждающие ваше право на налоговые льготы документы, чтобы ваш расчет транспортного налога совпал с расчетом налогового органа.

купили машину +как отразить

Затем вводится информация о стоимости и сумме НДС. Счет для ОС ставится 01.01, для амортизации 02.01, для НДС 19.01. Срок службы автомобиля также из технической информации.

команде

По строке 1 проводок видим, что в дебет 08.04.2 поступил автомобиль грузовой, а по кредиту счета 60.01 отразилась задолженность перед поставщиком в размере 408 333,33 руб. Сумма НДС по рассматриваемому автомобилю является частью задолженности поставщику поэтому тоже идет на счет 60.01 и одновременно записывается на дебете счета 19.01 в размере 81 666,67 руб. Затем внеоборотный актив списывается со счета 08.04.2 в дебет счета 01.01, что означает ввод транспорта в эксплуатацию, то есть начало времени его полезного использования.

транспорт был принят на баланс предприятия

После того, как транспорт был принят на баланс предприятия, можно посмотреть его карточку, где увидим, что информация о дате и документе принятия к учету, местонахождение, МОЛ и способ отражения расходов по амортизации, а также данные о БУ и НУ, о способах амортизации и текущей стоимости заполнились автоматически.

2.2 Отражение машины в программе 1С:ERP Управление предприятием 2

Сейчас мы рассмотрим аналогичную операцию по приобретению движимого имущества, но с использованием 1С:ERP УП 2.

купили машину +как отразить +в 1с 8.3 ерп

Расходы и прочие активы

Далее выбирается статья расходов из справочника, либо создается новая.

Продвигая курсор дальше, вводим аналитику, которая представляет собой элемент справочника основные средства. Его можно создать заранее, либо сейчас, во время заполнения документа поступления.

купили машину +как отразить 1с 8.3

Нажимаем на кнопку с тремя точками в поле ввода аналитики и откроется соответствующий справочник.

купили машину +как отразить

купили машину отразить +в 1с 8.3

Запишем и закроем элемент, подберем его в табличную часть двойным щелчком.

Сведения об основном средстве

Принятие к учету ОС

вкладку

Нажмите добавить и подберите из списка нужный вам элемент, стоимость проставьте как в документе поступления, далее переходим в параметры учета.

параметры учета

Заполните информацию о методе начисления амортизации и сроке использования во всех полях, которые представлены на данной вкладке. Затем подберите группу финансового учета из списка.

На следующей вкладке устанавливаются статьи расходов.

купили машину как отразить в 1с 8.3 статьи расходов

Выберите из списка доступный вид статей расходов для амортизации и начислений по транспортному налогу, при отсутствии подходящей статьи вы можете создать ее по соответствующей команде. Аналитика соответствует наименованию ТС.

Проведем и закроем документ. После его отражения в регламентированном учете появятся проводки, а в карточке основного средства будет указана введенная ранее информация о нем.

Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ установлено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника.

Как следует из ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Исключение предусмотрено п. 13, 14 ст. 9.2, абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ в отношении крупной сделки, размещения денежных средств на депозитах, сделки с ценными бумагами и сделки с заинтересованностью.

К сведению: для бюджетных учреждений купля-продажа будет считаться крупной сделкой, если стоимость имущества или цена договора превышает 10% балансовой стоимости активов организации, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов) продажа имущества будет считаться, если руководитель учреждения (продавец) связан с руководителем покупателя семейными, трудовыми или корпоративными отношениями (п. 1 ст. 27 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, поскольку автомобиль является ОЦДИ, бюджетному учреждению необходимо получить согласие учредителя на его продажу. Отметим, что федеральные учреждения получают согласие в порядке, установленном ведомственными документами. Например, для подведомственных учреждений названный порядок утвержден Приказом Росздравнадзора от 28.03.2011 № 1495-Пр/11. Региональные и муниципальные учреждения руководствуются местными актами.

Необходима ли оценка автомобиля для его продажи?

Реализация имущества бюджетного учреждения осуществляется по рыночной стоимости. В случае продажи государственного (муниципального) имущества, в том числе автомобиля, проведение оценки обязательно (ст. 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Договор на оценку должен содержать условия, перечисленные в ст. 10 Закона № 135-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

описание объекта или объектов оценки, позволяющее осуществить их идентификацию;

вид определяемой стоимости объекта оценки;

размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

дата определения стоимости объекта оценки;

сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с данным законом;

наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки.

В силу ст. 11 Закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Итоговая величина рыночной стоимости автомобиля, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки. Она действительна в течение шести месяцев (см. ст. 12 Закона № 135-ФЗ).

Необходимо ли проводить торги по продаже автомобиля?

Случаи, когда из закона прямо следует, что торги проводить не нужно, определены в ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. В соответствии с положениями статьи данная процедура не нужна, если автомобиль покупает субъект малого или среднего предпринимательства, который брал его в аренду у учреждения, поскольку законом за ним закреплено преимущественное право покупки.

К тому, что торги можно не проводить, склоняются некоторые суды при рассмотрении споров между государственными учреждениями и федеральной антимонопольной службой. Так, в Постановлении АС МО от 26.10.2016 № Ф05-7370/2015 по делу № А40-129135/12 арбитры отметили следующее. Исходя из ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, а также иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, осуществляется исключительно по результатам проведения конкурса или аукционов. Поскольку в законе речь идет о проведении торгов только в отношении договоров, которые предусматривают переход прав владения или пользования, но не переход права собственности, заключение договоров, направленных на переход права собственности, данным законом не регулируется. В связи с вышесказанным такой договор и не должен заключаться по итогам проведения торгов (Определением ВС РФ от 31.03.2017 № 305-ЭС16-21019 в пересмотре дела № А40-129135/12 отказано).

Однако ФАС считает продажу имущества, находящегося в оперативном управлении, без торгов незаконной государственной или муниципальной преференцией (см. Письмо от 05.08.2013 № АГ/30312/13). Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем провести торги либо получить в ФАС согласие на продажу автомобиля без торгов.

Как отразить в учете реализацию автомобиля?

После того как учреждение осуществило все установленные выше процедуры (оценку имущества, согласование с учредителем сделки по продаже автомобиля, проведение торгов), в учете оформляется выбытие автомобиля.

К сведению: в Письме от 20.09.2018 № 02-07-08/67685 Минфин обратил внимание на п. 52 Инструкции № 157н. Из данного пункта следует, что отражение в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств возможно при наличии согласованного с учредителем решения и утверждающей надписи руководителя учреждения. До утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основных средств реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

Выбытие автомобиля при его реализации отражается по балансовой стоимости бухгалтерской записью по дебету счетов 410425411, 440110172 и кредиту счета 410125410 (п. 12 Инструкции № 174н).

Возникает ли обязанность уплаты НДС?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация автомобиля подлежит обложению НДС. Ввиду того, что реализуемое имущество ранее приобретено за счет средств учредителя (КВФО 4) и учитывалось по стоимости с учетом НДС, налоговая база при его реализации определяется как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и остаточной стоимостью реализуемого имущества по данным бухгалтерского учета.

Если остаточная стоимость автомобиля на момент его реализации равна нулю, налоговая база будет равна цене реализации (с учетом НДС) (п. 3 ст. 154 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 07.10.2013 № 03-07-11/41428). Сумма налога в данном случае определяется по расчетной ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Начисление НДС при реализации автомобиля отражается по дебету счета 240110189 и кредиту счета 230304731 (п. 131 Инструкции № 174н).

Возникает ли обязанность по уплате налога на прибыль?

На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации автомобиля (без учета НДС) признается доходом бюджетного учреждения. Начисление налога на прибыль отражается бухгалтерской записью по дебету счета 2 401 10 189 и кредиту счета 2 303 03 731 (п. 131 Инструкции № 174н).

В случае реализации автомобиля учреждение вправе уменьшить доходы от такой операции на сумму расходов на его оценку в силу пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.

Отметим, что в соответствии с порядками № 132н,209н расходы на оплату услуг оценщика отражаются:

В бухгалтерском учете сумма указанных расходов отражается записью по дебету счета 2 401 20 226 и кредиту счета 2 302 26 73x (п. 174 Инструкции № 174н).

В то же время необходимо отметить, что в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, если организация осуществляет образовательную и (или) медицинскую деятельность, она вправе применить нулевую ставку по налогу на прибыль при соблюдении условий, перечисленных в п. 1, 3 данной статьи.

Рассмотрим порядок отражения операции по реализации автомобиля на примере.

Читайте также: