Требование к помещению для техосмотра автомобилей

Обновлено: 18.04.2024

Организационно-технические и технологические требования к производственно-технической базе диагностических станций, а также к технологическим процессам проверки технического состояния транспортных средств устанавливаются Положением о требованиях к диагностическим станциям и пунктам технического контроля, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникации Республики Беларусь от 28.11.2002 г. № 40.

Диагностическая станция — это комплекс инженерных сооружений и технологического оборудования, предназначенный для осуществления государственного технического осмотра транспортных средств.

Данное определение подразумевает, что диагностическая станция создается путем строительства или реконструкции с соблюдением всех норм и требований для организации эффективного и высокопроизводительного процесса проведения технического осмотра с обеспечением надлежащего качества обслуживания заказчиков.

Требования к территории диагностической станции

На территории диагностической станции должны размещаться следующие обязательные элементы:

  • производственное помещение
  • подъездные пути к производственному помещению
  • стоянка для неисправных транспортных средств
  • площадка для транспортных средств, ожидающих или прошедших техосмотр

Территория должна быть обеспечена искусственным освещением в темное время суток, а также быть огороженной по периметру.

Подъездные пути к производственному помещению должны удовлетворять требованиям по организации одностороннего движения транспортных средств без пересечения потоков при обеспечении возможности маневра автомобилей и автопоездов на проезжей части.

Площадки ожидания и стоянка для технически неисправных транспортных средств должны быть обозначены дорожными знаками, а их границы — соответствующей дорожной разметкой.

Подъездные пути и места стоянки транспортных средств должны иметь твердое и ровное покрытие (как правило, асфальтобетон или цементобетон).

Ширину площадки перед въездом в производственное помещение рекомендуется выбирать не менее ширины помещения со стороны въездных ворот, а длину — не менее 30 м.

Требования к производственным помещениям и сооружениям

Высоту помещения от пола до низа выступающих строительных конструкций, где должны располагаться поточные линии и посты технического диагностирования, необходимо выбирать не менее 4,0 м для легковых автомобилей и 5,5 м для грузовых автомобилей и автобусов.

Геометрические размеры поточных линий технического диагностирования следует выбирать согласно таблице:

Таблица. Параметры поточных линий технического диагностирования транспортных средств

Для въезда (выезда) транспортных средств в производственное помещение на каждой из технологических линий проверки сооружаются въездные ворота, которые оборудуются тепловыми завесами. Ширину ворот рекомендуется выбирать 4,0 м для универсальных линий и 2,5 м для линий легковых автомобилей.

Требования к планировке и оснащению производственных и административных помещений

В производственном помещении оборудуются поточные линии для проверки технического состояния транспортных средств. Эти линии должны отвечать требованиям Правил охраны труда на автомобильном транспорте и Требованиям противопожарной безопасности, предъявляемым к производственным помещениям и цехам предприятий автомобильного транспорта.

Производственные и административные помещения оборудуются телефонной связью.

При гостехосмотре используются, как правило, диагностические линии для проверки легковых автомобилей, рассчитанные на осевую нагрузку проверяемого транспортного средства не более 3,5 т, и универсальные линии, рассчитанные на осевую нагрузку не менее 10 т.

На диагностических станциях применяются только поточные диагностические линии, рассчитанные на проездные посты, размещенные в ряд между въездом и выездом из производственного здания.

Технологические посты, на которых проводят проверки при работающем двигателе (проверки дымности и токсичности отработавших газов, показателей эффективности торможения), оборудуются системами удаления отработавших газов от выхлопной трубы транспортного средства.

На линиях по диагностированию легковых автомобилей допускается применение напольных подъемников, обеспечивающих подъем транспортных средств, установленных на эстакаде подъемника всеми четырьмя колесами.

На технологических постах вывешиваются технические нормативные правовые акты, регламентирующие требования и методы проверки технического состояния транспортных средств, а также постовые технологические карты с указанием правил техники безопасности и рекомендаций по безопасным приемам работы.

Кроме того, посты (поточные линии) обеспечиваются справочниками и техническими нормативными правовыми актами, включая инструкции и руководства по эксплуатации проверяемых транспортных средств.

На диагностической станции должно быть предусмотрено рабочее место специалиста, оформляющего разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Организация, имеющая диагностическую станцию, должна обеспечить надлежащие условия для приема и обслуживания заказчиков. Место приема заказчиков должно быть обозначено соответствующими табличками и информационными указателями. При невозможности организации места приема заказчиков вне производственного помещения допускается организовывать его внутри данного помещения при соблюдении необходимых норм техники безопасности.

Требования к технологическим процессам проверки технического состояния транспортных средств

Технологический процесс включает определенную последовательность операций по проверке соответствия технического состояния транспортных средств, их составных частей и дополнительного оборудования требованиям технических нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Проверка технического состояния транспортных средств проводится без разборки какой-либо части транспортного средства и должна осуществляться в пределах ограниченного времени (в среднем не более 30 мин на транспортное средство). Фактическое же время может изменяться в зависимости от категории транспортного средства и его технического состояния.

Проверка технического состояния транспортных средств проводится с использованием средств технического диагностирования. Перечень таких средств и требования к ним устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Средства измерений, используемые при проверке технического состояния транспортных средств, должны пройти государственные испытания или метрологическую аттестацию и иметь свидетельство (поверительное клеймо) о государственной поверке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Предусмотренные технологией средства технического диагностирования по постам (линиям), а также технологический маршрут перемещения транспортного средства должны обеспечивать максимально равномерное распределение по постам трудоемкости работ.

При формировании технологии производится выбор групп последовательно выполняемых операций в зависимости от используемых сооружений (например, эстакады, подъемника, осмотро- вой канавы и т.д.) или постов, оснащенных средствами технического диагностирования и гаражным оборудованием.

Состав операций может комбинироваться, а последовательность их выполнения должна соответствовать размещению оборудования и маршруту перемещения транспортных средств по постам.

Последовательность выполнения операций на каждом посту планируется с учетом минимума переходов обслуживающего персонала, в том числе спусков и подъемов из осмотровой канавы.

При оборудовании поточной линии (двух и более последовательно расположенных постов) необходимо в ее начале предусматривать выполнение технологических операций по проверке давления в шинах и других операций, выполняемых на посту с дренажем для удаления влаги с колес и подвески.

В конце технологической линии необходимо предусмотреть как завершающую операцию технологии оформление документов по результатам проверки.

Требования к персоналу, проводящему проверку технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре

Специалисты-диагносты, проводящие проверку технического состояния транспортных средств, должны иметь, как правило, высшее образование по автотранспортным или смежным специальностям, водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а также документ о прохождении подготовки по соответствующей программе. Они несут ответственность за качество проверки технического состояния транспортных средств и достоверность полученных результатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Что нужно для открытия ПТО: Юр. лицо + Помещение + Оборудование + Кадры + Аккредитация РСА = Пункт техосмотра.

1. Юридическое лицо. Обычно для малых предприятий – это ООО или ИП. У каждой формы предпринимательства есть плюсы и минусы. У ИП есть два больших преимущества. Во-первых, ИП на законных основаниях может тратить деньги со своего расчетного счета, конечно в разумных пределах, по своему усмотрению (например, перевести на личную карту и снять наличные в банкомате, оплатить какую либо бытовую технику со своего расчетного счета и т. д.). В то время как директор ООО является работником, который со всех официальных выплат себе должен заплатить как подоходный налог, так и страховые взносы (в сумме около 35%), то есть около трети дохода отдать государству. Во-вторых, большинство штрафов для ИП рассчитываются не как для организаций, а как для физических лиц, а это в большинстве случаев в десятки раз меньше! У ООО, пожалуй, есть только один большой плюс: ООО можно продать как готовый бизнес вместе с юр. лицом, в то время как ИП жестко привязан к физ. лицу. Также существует миф о том, что ответственные лица ООО отвечают за все только уставным капиталом (обычно 10000 руб.). Это неправда, есть такое понятие как субсидиарная ответственность учредителей и должностных лиц. При недостатке средств на счетах, руководители и учредители ООО так же могут ответить своим имуществом, как и ИП.

3. Оборудование. Перечень оборудования утвержден приказом Минпромторга РФ №1677 от 06.12.2011 . В зависимости от выбранной области аккредитации характеристики и перечень оборудования будут меняться. В каждом конкретном случае список оборудования и цены Вы можете уточнить, связавшись с нашими специалистами.

4. Кадры. Для успешной аккредитации в штате пункта должен присутствовать как минимум один технический эксперт, который должен удовлетворять ряду требований, в водительских правах должны быть открыты все категории транспортных средств, заявленные при выборе области аккредитации, оответствующее профильное образование, пыт работы в сфере авторемонта – автодиагностики

5. Аккредитация в РСА. На основании всех перечисленных выше составляющих формируется пакет документов для проверки в РСА. Это сложный многостраничный документ, при оформлении которого, обычно возникает масса ошибок и несоответствий, которые служат основаниями для отказов. Процедура аккредитации может затянуться на несколько месяцев, в течение которых Вы будете вынуждены платить аренду за помещение, заморозив все деньги потраченные на оборудование, и при этом не получая прибыли. Чтобы сэкономить время нервы и деньги Вы можете воспользоваться нашей услугой помощи при аккредитации операторов техосмотра в РСА.

Область аккредитации оператора техосмотра представляет собой перечень категорий транспортных средств по техрегламенту, с которыми данный оператор может работать (например М1, N1 или L, M1, M2, N1 и т.д.).

Конечно, при открытии пункта техосмотра для максимального расширения клиентской базы операторы обычно стремятся максимально расширить область аккредитации, но существуют определенные ограничения.

В водительском удостоверении указаны категории транспортных средств, которыми имеет право управлять Ваш технический эксперт. Категории в правах и в тех. регламенте называются по разному, в таблице ниже показаны соответствующие категории:

Водительское удостоверениеТехрегламентAL3-L5BM1, N1CN2, N3DM2, M3EO2-O4Соответственно, если у техэксперта в правах открыта только категория B – ваша область аккредитации только М1, N1. Для получения всей области аккредитации у эксперта должны быть открыты все категории.

На данный момент каких-либо нормативных требований к помещению для пункта техосмотра не существует. Но при выездной проверке РСА обязательно проверят наличие смотровой ямы или подъемника с встроенным люфт-детектором, и техническую возможность проверки всех видов заявленных в области аккредитации категорий.

Так для легковых авто (М1) вполне подойдет помещение длинной 9 м. с высотой потолков в 2,5 м., в то время как для тяжелых грузовиков лучше чтобы длина была минимум 25 м., а высота ворот и потолков – более 4 м.

В основном комплекты оборудования для проверки легковых авто и тяжелых грузовиков отличаются характеристиками тормозных стендов и люфт-детекторов.

Так для легковых автомобилей и легких грузовиков (М1, N1) достаточно тормозного стенда и люфт-детектора с максимальной осевой нагрузкой 3т., а для получения всей области аккредитации, включая тяжелые грузовики для тормозного стенда максимальная осевая нагрузка должна быть не менее 13т., для люфт-детектора – 16т. При этом цена полного комплекта оборудования для легковых автомобилей и на всю область аккредитации будет отличаться примерно в два раза.

Категория L1 — Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L2 — Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или

в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L3 — Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L4 — Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L5 — Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория L6 — Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или

в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория L7 — Четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн.

Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.

Основной документ, который на данный момент регламентирует технические характеристики оборудования это Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 6 декабря 2011 г. N 1677 “Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня” . Из этого документа следует, что для контроля тормозной системы при техосмотре могут применяться роликовые и площадочные тормозные стенды, а так же прибор для контроля тормозных систем в дорожных условиях (акселерометр, эффект).

Начнем с прибора для контроля тормозов в дорожных условиях. На первый взгляд это очень заманчивая по цене (около 50 тыс. руб.) альтернатива тормозному стенду, плюс данный прибор не требует проведения специальных фундаментных работ. Но, не так все просто. Для работы с прибором вам потребуется ровная, без выбоин, без уклона и при этом поверенная метрологами площадка. Площадка должна иметь достаточную длину для безопасного разгона (40 км/ч) – торможения испытуемого автомобиля. Площадка должна быть сухая, без снега и наледи. Таким образом, работа с данным прибором возможна только при хорошей погоде в теплое время года. Несмотря на формальную возможность применения такого прибора – при аккредитации в РСА отказ практически гарантирован.

Комплектация роликового тормозного стенда. Для техосмотра стенд должен быть укомплектован следующими опциями: весами, опцией для проверки полноприводных автомобилей (4WD), устройством измерения усилия на тормозную педаль. Обязательно уточните перед покупкой тормозного стенда наличие этих опций.

Так же желательно чтобы стенд был укомплектован электродвигателями с тормозами. Это упрощает выезд со стенда в неработающем состоянии. Если ролики стенда в неработающем состоянии не заторможены, в случае когда автомобиль стоит на них ведущей осью, при попытке съехать ролики свободно прокручиваются и вместо того чтобы ехать колеса автомобиля крутятся впустую как на беговой дорожке. Съезд с такого стенда возможен только при включенных электромоторах. В случае электромоторов с тормозами, ролики при неработающем стенде всегда заторможены и с них можно всегда свободно выехать, даже если автомобиль стоит ведущей осью.

Следует обратить внимание на покрытие роликов. При нашем климате желательно использовать металлическое покрытие, устойчивое к шипованной резине, хотя в южных регионах, где на шипах даже зимой практически никто не ездит, допускается использование эпоксидно-силиконового (абразивного) покрытия.

Мощность электродвигателей. Часто производители экономят при производстве стендов, применяя при всех равных характеристиках моторы заниженной мощности. Это актуально только для грузовых или универсальных стендов. Поэтому рекомендуется обращать внимание на мощность моторов при покупке стенда. Так, для стенда с максимальной осевой нагрузкой до 13т. каждый электромотор должен быть минимум 7.5 кВт, для стендов с нагрузкой до 16т. – от 9.2 до 11 кВт, для 20 т. – от 11 до 15 кВт.

Мобильный или стационарный? Тормозные стенды можно разделить на “мобильные” и стационарные. Слово “мобильные” взято в кавычки неслучайно. Мобильный стенд обычно отличается от стационарного меньшей высотой и наличием заездов (аппарелей) для того чтобы стенд не требовал заглубления в фундамент. Часто производители такого оборудования позиционируют то, что стенд может работать под открытым небом, а подключить его достаточно к столбу или генератору соответствующей мощности. Однако, в дождливую погоду коэффициент сцепления роликов уменьшится и объективного контроля не получится а в снежную и морозную погоду ролики моментально покрываются наледью и об объективности результатов таких измерений вообще говорить не приходится. Если устанавливать такой стенд в помещении он всегда занимает очень много места вместе с заездами, например, при установке такого стенда в автосервисе, он перегородит всю ремзону, в то время как стационарный стенд заглубляется в фундамент, закрывается крышками и никому не мешает: по нему можно свободно ездить во всех направлениях. Конечно, бывают случаи, когда фундаментные работы вообще невозможны (подвал или какие-либо коммуникации под вашим помещением), но если у Вас есть возможность заглубить стенд – однозначно нужно выбирать стационарный тормозной стенд.

Отечественный или импортный? Основным преимуществом стендов импортного производства является, прежде всего, качественная механика. Стенды ведущих импортных производителей практически не нуждаются в ремонте и могут интенсивно работать, конечно, при соблюдении условий эксплуатации, без серьезных сбоев десяток-два лет. Недостаток – программное обеспечение, которое обычно разрабатывается программистами изготовителя и не учитывает многих российских особенностей. А вот стенды отечественного производства наоборот часто имеют “детские” проблемы с механикой, в то время как ПО, разрабатывается отечественными программистами и в полной мере приспособлено для российских условий. Так же ПО отечественных стендов моментально адаптируется программистами ко всем изменениям техрегламента и законодательства.

В принципе, у отечественных и импортных тормозных стендов недостатков и преимуществ было бы поровну, но в связи с резким уменьшением курса рубля (в конце 2014 – в начале 2015 года) цены на импортные стенды взлетели вместе с евро, а на отечественные стались практически неизменными, что сделало покупку нового импортного оборудования экономически нецелесообразной. Так что на данный момент отношение цена/качество явно на стороне отечественных производителей, а по импортным стендам всерьез можно рассматривать только вторичку (б/у оборудование).

Техосмотр то ужесточают, то обещают упростить, то вообще отменить, но при этом с марта следующего года отсутствие диагностической карты грозят фиксировать с помощью видеокамер и ввести повышенный штраф.

Мы опросили участников рынка и специалистов и выяснили, что они думают по этому поводу. Мнения разделились.

Нужно проходить техосмотр в 2021-м или нет?

Диагностическая карта — памятка для водителей

  • Если техосмотр закончился в период с 1.02.2021 по 1.04.2021, ТО нужно было пройти до 1 октября включительно.
  • Диагностическая карта закончилась в период с 1.04.2021 по 1.10.2021 года — прибавляем 6 месяцев к дате окончания. Например, 5 июня 2021 года истек техосмотр. В этом случае его нужно пройти до 5 декабря 2021 года.
  • Если срок действия диагностической карты закончился после 1.10.2021 года и позже, то техосмотр нужно пройти сразу после окончания действия диагностической карты.

Если купленный новым автомобиль достиг возраста четырех лет и техосмотр еще не проходил, то процедура обязательна без каких-либо мораториев.

Какой штраф за езду без диагностической карты в 2021-м?

Штраф за непройденный техосмотр составляет 500–800 рублей (ст. 12.1 часть 2 КоАП РФ). Как нам рассказали в РСА, пока такие штрафы оформляются в ручном режиме, видеокамеры ни наличие действующих полисов ОСАГО, ни диагностических карт пока фиксировать не научились.

Нюанс в том, что оштрафовать могут лишь перевозчиков (такси, перевозка пассажиров и грузов). Для частников такой штраф не предусмотрен. Он будет введен в марте 2022 года и составит 2000 рублей (конечно, если техосмотр не отменят).

Нужна ли диагностическая карта для покупки ОСАГО?

Как и ранее, страховая компания будет иметь право регрессного требования к лицу, причинившему вред, в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты.


Напомним, регрессный иск — требование страховщика вернуть денежную сумму, которую он уплатил за ущерб, нанесенный по вине страхователя.

Также закон предусматривает право страховщика предъявить регрессное требование к оператору техосмотра, оформившему диагностическую карту, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства, которая была выявлена или могла быть выявлена во время процедуры технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

Как проверить свою диагностическую карту?

Российский союз автостраховщиков (РСА) напоминает, что 1 октября истек срок продления диагностических карт, введенный постановлением правительства от 27 февраля 2021 года №275. Чтобы избежать конфликтных ситуаций автовладельцам рекомендуют проверить, когда заканчивает действие ваша диагностическая карта (с учетом продления ее на полгода), и при необходимости своевременно пройти техосмотр.Срок действия диагностической карты указан на ней самой в верхнем правом углу. Если у вас не сохранилась распечатка, то можно попробовать проверить ее онлайн.

  • На сайте ГИБДД
  • На сайтах страховщиков (например, Росгосстраха)

При этом, даже если вам удастся достучаться до одного из этих сервисов, помните, что полугодовой мораторий ни в одном из них не учтен.

Начиная с 22 августа 2021 года ОСАГО можно оформить без подтверждения прохождения технического осмотра, однако если ДТП произойдет по причине неисправности автомобиля, на который отсутствует действующая диагностическая карта (с учетом продления), страховая компания может предъявить к виновнику аварии регрессное требование. Хотя на практике доказать такую неисправность достаточно проблематично.

Техосмотр отменят или нет?

Техосмотр может стать необязательным для физлиц уже до конца 2021 года. Такой законопроект уже в середине сентября был внесен на рассмотрение в Госдуму. Профильный комитет Государственной Думы по транспорту и строительству до 30 октября 2021 года принимает отзывы, предложения и замечания, ну а потом последует какое-то решение. С большой долей вероятности — для частных владельцев легковых авто техосмотр все же отменят.

В РСА к полной отмене не готовы, но поддерживают предложение по упрощению процедуры для автовладельца. В первую очередь необходимо контролировать те системы автомобиля, которые реально влияют на безопасность дорожного движения. При этом бо́льший контроль необходим для более старой техники, подчеркивают в Союзе.

«По данным ГИБДД, сейчас активно работают и оформляют диагностические карты более 4700 пунктов техосмотра.

По мнению юриста Сергея Смирнова, отмена обязательной процедуры ровным счетом ничего не изменит. Сегодня техосмотр — это, по сути, дополнительный налог для автовладельцев. Чтобы они самостоятельно следили за исправностью своих автомобилей и регулярно проходили техническое обслуживание, нужен не кнут, а пряник. Он также полагает, что это может быть отдельный бонус при покупке ОСАГО.

Вот только рассчитывать на это не стоит. Страховые компании, уверен, воспользуются поводом и обязательно поднимут стоимость страховки в случае отмены обязательного ТО.

Что думают автомобилисты об отмене техосмотра?

  • 40% готовы подождать, так как это было предвыборным обещанием ведущей партии, а обещания нужно исполнять
  • 32% в отмену не верят, поэтому собираются пройти техосмотр по всем правилам
  • 16% и так прекрасно без него обходятся
  • 12% купят диагностическую карту для подстраховки.

Опрос проводили с 1 по 7 октября, в нем приняли участие более 2000 респондентов.

Как открыть пункт ТО

Краткий анализ бизнеса:

  • Затраты на организацию бизнеса: 500 000-2 000 000
  • Актуально для городов с населением:от 150 000 человек
  • Ситуация в отрасли:рынок предложений насыщен
  • Сложность организации бизнеса: 3/5
  • Окупаемость: 2-4 года

Итак, вы задались вопросом как открыть пункт технического осмотра автомобилей, вы уже прочитали статью как составить бизнес-план, написали пошаговое руководство для бизнеса (или заказали его на сайте), но не знаете, что делать дальше? Прежде всего приготовьтесь к долгому и утомительному сбору всех необходимых документов – это самый сложный этап организации бизнеса.

Какими должны быть пункты техосмотра

что это пункт технического осмотра

Любой полис автострахования, будь то ОСАГО, КАСКО, Техпомощь или другой, требует достоверной информации о техсостоянии ТС. С 2012 года проведение данной функции было передано операторам техосмотра (ТО). Это сделало СТО привлекательным сегментом бизнеса. Особенно для владельцев автомастерских, уже имевших значительную техническую базу и помещение.

Многие заинтересовались идеей открытия такой точки. Но перед тем как открыть пункт технического осмотра, следует ознакомиться с требованиями РСА для этого бизнеса и просчитать рентабельность предприятия.

Немаловажно продумать, как в условиях рыночных отношений и конкуренции сделать его привлекательным для автовладельцев, которые являются основными потребителями услуг пунктов ТО. Исходя их требований Союза Автостраховщиков, пункт техосмотра может быть только стационарным и оснащенным техническим оборудованием в необходимом объеме, опять же, регулируемым РСА.

Аккредитованный оператор ТО должен иметь адрес, что заранее исключает возможность получения диагностической карты ТС в передвижных пунктах техосмотра. Несмотря на кажущееся удобство оказания услуги мобильного ТО – она незаконна. А потому получить аттестат РСА на передвижной пункт техосмотра невозможно.

Какие документы нужны для открытия пункта ТО

Важный момент: транспортные средства разделяются по категориям – от мотоциклов до грузовиков более 12 тонн, поэтому в заявлении в РАС лучше подавать заявку на аккредитацию в нескольких областях.

Срок рассмотрения заявления в РАС – 10 дней, после чего должно быть принято либо положительное решение, в результате которого данные о новом пункте ТО будут внесены в реестр, либо отрицательное, основанием для которого могут служить недостоверные поданные сведения, либо приложенные документы оформлены неправильно.

За аккредитацию установлен ежегодный платеж, плюс к этому придется также каждый год оплачивать каждую заявленную категорию права проведения ТО.

Чтобы стать оператором техосмотра следует зарегистрировать предприятие по следующей схеме:

  • определиться с формой собственности – оптимально ООО или ИП;
  • предоставить в налоговую службу подготовленный пакет документов;
  • заплатить государственную пошлину;
  • определиться с наиболее выгодной формой налогообложения;
  • получить нужный ОКВЭД;
  • зарегистрироваться в территориально соответствующей организации медицинского и пенсионного страхования;
  • получить аттестат РСА, обязательный для всех операторов ТО.

Ключевые моменты открытия пункта ТО

Весь процесс оформления разрешения на проведение ТО состоит из четырех этапов:

  • юридического;
  • технического;
  • финансового;
  • организационного.

Каждый этап предусматривает выполнение определенных действий.

Юридическая подготовка включает:

  • открытие ООО или ИП;
  • прохождение аккредитации пункта ТО.

Техническая составляющая включает:

  • выбор места и помещения, соответствующих роду деятельности;
  • техническое оснащение пункта согласно приказу Минпромторга (последняя версия за май 2017 г.).

Финансовая сторона подразумевает разработку бизнес-плана проекта. Это позволит определиться с размером вложений и сопоставить его с ожидаемой выручкой.

Ориентировочный срок окупаемости рассчитывается на основе ожидаемой прибыли.

  • укомплектование пункта ТО квалифицированными кадрами и формирование кадрового резерва;
  • обучение и повышение квалификации имеющихся специалистов;
  • проведение широкой рекламой компании для привлечения клиентов.

Помещение для ТО

С этим пунктом организации бизнеса проще всего, так как никаких особых требований к помещению либо зданию не предъявляется. Это может быть арендованный старый производственных цех, большой гараж, либо даже простой навес на участке земли. Главное – чтобы в вашей СТО было установлено соответствующая техника и оборудование.

Конечно, если вы будете параллельно организовывать дополнительные услуги, например, кузовной ремонт авто, сезонное хранение шин, автосервис, либо займетесь перепродажей автомобилей, вам понадобятся дополнительные ресурсы, о которых вы узнаете, перейдя по ссылкам.

Пункты ТО

Требования к помещению

До 2012 года действовали Требования к производственно-технической базе, в которых указывались обязательные условия, применяемые к территории.

Среди требований присутствовали:

  • наличие площадок для проведения стендовых испытаний тормозных систем;
  • наличие подъездных путей;
  • площадка для стоянки неисправных транспортных средств.

Помещение должно быть:

  • сквозным для проезда;
  • оснащенным необходимыми коммуникациями;
  • оснащенным камерами видеонаблюдения для контроля прохождения автомобиля ТО.

Требования к помещению пункта технического осмотра вступающие в силу с 1 марта 2021 года

Оборудование для проведения ТО

Примерный перечень инструментов и оборудования, которые должны находится в любом пункте ТО, выглядит так:

  • Диагностические стенды для проверки тормозных систем автомобилей и инструменты для проверки давления и герметичности в тормозных приводах.
  • Аппарат для проверки рулевого управления и измерения суммарного люфта.
  • Приборы для проверки внешнего освещения, измерения силы света фар и их регулировки.
  • Инструменты для проведения диагностики шин. Впрочем, здесь можно обойтись простым штангенциркулем и обычной линейкой.
  • Другие измерительные приборы – различные манометры, компрессор, прибор, позволяющий измерять степень загрязнения выхлопных газов для определения соответствия классу экологичности, измеритель шума, производимого автомобилем.

Напомним, что основное диагностическое оборудование, к которому в процессе организации ТО придется добавить еще несколько наименований инструментов.

Требования к техническому оснащению пункта ТО

Требования к техническому оснащению пункта ТО

Если для помещений, в которых будет проводиться ТО, требования минимальны, то техническое оснащение такого пункта в обязательном порядке должно соответствовать приказу Минпромторга № 1677 от 6 декабря 2011 г с учетом изменений от 25 мая 2017 г.

  • технические средства диагностирования состояния ТС;
  • параметры измерения;
  • диапазон измерения;
  • допустимую погрешность;
  • применение альтернативного оборудования или использование данного стенда для конкретной категории транспорта.

Для проведения ТО достаточно иметь лишь то оборудование, которое соответствует области аккредитации. В среднем, его закупка обойдется в сумму не менее 350 тыс. рублей, а верхняя граница может доходить до миллиона.

Персонал пункта ТО

Как мы уже сказали: в штате необходимо иметь хотя бы одного технического эксперта, имеющего высшее профильное образование, т.е. в автотранспортной отрасли, водительское удостоверение со стажем более 3 лет. Большим плюсом к этому, не столько для следования букве закона, сколько для вашего бизнеса, будет наличие у сотрудника большого опыта в ремонте авто, либо в проведении диагностики. Такой специалист обойдется недешево. Впрочем, как вариант можно заключить трудовой договор, сэкономив на заработной плате, с недавним выпускником ВУЗа, позволив ему набираться опыта в вашей СТО.

Оптимальное количество работников пункта ТО – от 3 до 5 человек. Это зависит от ежедневной загруженности. Отдельно нужно сказать несколько слов о диагностических картах техосмотра, которыми владельцы СТО должны обеспечивать себя самостоятельно, заключив договор с производителями таких бланков.

Это важно! Сведения о новых оформленных диагностических картах вы должны передавать в ЕАИС ТО каждый день. При совершении ошибки в предоставленных сведениях действие аттестата РАС может приостанавливаться.

Требования к работникам

Помимо помещения и оборудования, станция ТО должна иметь в штате хотя бы одного технического эксперта.

Для аккредитации предпринимателя, как оператора ТО, эксперт должен соответствовать определенным требованиям РСА.

Читайте также: