Хотелось больше показать дтп и его последствия

Обновлено: 26.04.2024

Одномоментность ситуации и необратимость последствий определяют практически любое дорожное происшествие. Но если бампер можно поменять, крыло — подрихтовать, то человеческий организм иной раз починке не подлежит. Вчера под Минском, в поселке Лесной, журналистам показали Центр помощи жертвам ДТП, где помогают пациентам в вегетативном состоянии. Рассказываем три истории, которые вдохновляют на жизнь.

Каждая история пациента центра особенная, но всегда это внезапность и шок для близких. Владимир Дмитриевич, который находится возле больничной койки жены, рассказывает о произошедшем полгода назад уже с некоторой, как нам кажется, смиренностью:

— Когда вернулся в тот день домой, то супругу не застал. Хотя все говорило о том, что она отлучилась ненадолго: работал телевизор, телефон лежал рядом (а без него она никуда далеко не уходила). Заволновался. Решил сбегать вниз к ближайшему киоску. Там сообщили, что произошло ДТП — сбили женщину. Супругу нашел в областной больнице. Документов у нее при себе не было, только банковская карточка, по которой впоследствии установили личность.


По словам мужчины, наезд был совершен микроавтобусом на пешеходном переходе в Витебске.

— Якобы жена шла на красный. Маршрутка остановилась, а водитель микроавтобуса не видел и. — продолжает наш собеседник. — Переломов нет, внутренние органы все целые, а вот ЧМТ — тяжелая. Три месяца была в коме. Теперь отходит, пытается говорить — пока тихо, шепотом. На людей реагирует, улыбается.

Как говорит Владимир Дмитриевич, в тот день жизнь его семьи в один миг изменилась. То же самое может сказать любой пациент (а точнее, его близкие) центра.

— Найти сиделку — целая проблема, — вздыхает мужчина. — Если официально, через райисполком, то очереди ждать пять лет. Нанять за деньги? Выходит около шести рублей в час, то есть в день — сорок рублей. За месяц набегает конкретная сумма. Сейчас выкручиваемся. Пока работаю — соседей просим. Опять же, теща помогает. Но ей восемьдесят лет, она может только посидеть.

Так, жена Владимира Дмитриевича в течение пяти месяцев принимала пищу только через зонд. Сейчас уже может есть привычным для здорового человека способом.

— Основная опасность данного состояния — возникновение пневмонии из-за того, что пациент лежит. Ворочаем каждые три-четыре часа. А еще очень такие аппараты помогают, — кивает в сторону небольшого прибора мужчина.


С помощью этого медицинского оборудования делают вибромассаж легких, что позволяет предотвратить образование мокроты. Родным жертв ДТП приходится досконально изучать особенности жизни пациентов центра после страшного события, вникать в терминологию, изучать последовательность действий при уходе.

— Знаете, когда мы были в областной больнице, мне сказали: золотых лекарств не бывает, — говорит напоследок Владимир Дмитриевич. — Как справится организм, так и будет. Пока что свое имя жена сказать может, а мое называет не всегда.



— Три месяца сын провел в искусственной коме, — воспоминания мужчине даются с трудом. — Пережил шестнадцать операций, три трепанации черепа, селезенку удалили, руки-ноги были переломаны, сейчас они нашпигованы металлом.

Все это время Максим внимательно слушает, его взгляд, осознанный и заинтересованный, скользит по нашим лицам.

— Макс, помогай! Работаем, — призывает сына Валерий Викторович. — Согнутой ногой по руке. Слушай: ич — ни — сан — ши — го. Пришлось по-японски счет выучить. Самое сложное — не жалеть ни себя, ни его. Иногда бывает так, что оба не хотим работать. Но я-то понимаю: пропустим день, и завтра придется наверстывать за два.

Как выжить в автомобильной аварии и снизить риски в лобовом столкновении

Каждый день в ДТП в России погибает больше 40 человек. За 10 лет на дорогах гибнет население небольшого города. Треть аварий в стране -- это лобовые столкновения с высоким риском летального исхода.

Что нужно делать в момент такого ДТП, чтобы попытаться спасти себе жизнь? Узнайте в моем сюжете.

  • Шок. Жизнь, о которой вы не знали. Я рассказываю то, что нас окружает, но остается незаметным. Люди, которых вы вряд ли встретите. События, в которых вы вряд ли поучаствуете. Тайны, которые вы вряд ли разгадаете сами.

Интервью, расследования и эксперименты — я топлю за качество и эксклюзив

Как выжить в автомобильной аварии и снизить риски в лобовом столкновении

Чем опасно лобовое столкновение

Лобовое столкновение опасно сочетанием поражающих факторов. Во-первых, водитель и пассажиры получают динамический удар от резкой остановки машины. А это почти космические перегрузки. Ведь несмотря на остановку инерция тянет тела вперёд по ходу движения. Во-вторых, после столкновения в людей летят осколки и части машины, зачастую зажимаются части тела.

Конечно же, вероятность выжить в таком ДТП зависит в том числе от того, в какой машине вы находитесь.

Какие авто безопаснее

В более крепких и тяжёлых авто с хорошей безопасности и АБС, которая не даёт уйти в занос и оставляет машину управляемой во время торможения, шансы выжить выше, чем, например, в старой машине без подушек или лёгкой и бюджетной легковушке.

Вообще вес авто играет большую роль в выживании в аварии. И тут стоит сказать об одном мифе, в который многие верят. То, что скорость двух машин, движущихся друг другу навстречу, суммируется в случае ДТП. Это не совсем так.

Если два одинаковых автомобиля движутся со скоростью 100 км/час навстречу друг другу, эквивалентная скорость повреждения будет вовсе не 200 км/час, как можно было бы подумать. Она будет равна теми же 100 км при ударе в неподвижную стену.

Одинаковые машины при аварии будут действовать друг на друга с одинаковой силой и поглощать её будут одинаково. Для равных машин импульс поглощения энергии будет равен 0,5. То есть каждой машине и достанется половина тех самых сложенных км в час.

Но всё меняется, когда в уравнении различается масса. В случае столкновения легковушки с грузовиком большегрузу достанется лишь одна десятая всей силы удара, а легковой автомобиль получит целых девять десятых пунктов.

Именно поэтому встречи с грузовиками на трассе обычно заканчиваются фатальными последствиями.

Самыми безопасными машинами считаются крупные полноразмерные седаны с низкой посадкой. Их центр тяжести расположен в одной плоскости с пассажирами, поэтому во время аварии такие машины не перекручиваются, не подлетают и не опрокидываются. И люди внутри получают гораздо меньше повреждений.

Как снизить риск в лобовом столкновении

Но всё-таки снизить риск гибели в лобовом столкновении возможно. Эксперты утверждают, что для этого существует несколько способов.

В первую очередь необходимо помнить про ремень безопасности. По статистике пристёгнутый ремень уменьшает риск смерти в лобовом столкновении минимум в 2–3 раза.

При лобовом ударе на скорости 80 км/час с непристёгнутым ремнём водитель в 90% случаев попросту ломает себе грудную клетку и травмирует брюшную полость. А уж удар головой о приборную панель и элементы кузова в условиях резкой перегрузки гарантирует серьёзные черепно-мозговые травмы и в большинстве случаев смерть.

Без пристёгнутого ремня вовремя правильно не сработает и подушка безопасности. После удара она, конечно, выстрелит. Но в каком положении в этот момент уже будет тело водителя или пассажира, сказать трудно.

Если навстречу вам вылетела машина, ни в коем случаи не выезжайте на встречную полосу сами. Это может привести к такому же лобовому столкновению. И помните: встречная обочина – для встречной полосы.

Обязательно необходимо постараться снизить скорость ещё на дороге, отпустить тормоз и прижаться к обочине. Если есть возможность, то лучше съехать с дороги полностью. Главное – не делать этого на большой скорости. Поверхность может оказаться достаточно мягкой. У вас закусит колёса, и машина поведёт себя непредсказуемо.

Кроме этого, даже в такой критической ситуации желательно включить поворотники. Так водитель, вылетевший навстречу, поймёт, куда именно вы пытаетесь уйти от столкновения, такой манёвр может спасти вам жизнь. Но ни в коем случаи не стоит поворачиваться боком к движению. Боковой удар всегда опаснее лобового.

Если при лобовом столкновении вас от встречной машины отделяет длина капота, то при боковом лишь тонкие крылья авто, которые сминаясь могут навредить водителю и пассажирам гораздо сильнее. Да и ремень безопасности не компенсирует боковой удар. А ещё от нагрузки при сильном боковом ударе гораздо легче сломать шею.

Если есть возможность улететь в отбойник, кусты или забор вместо встречного авто, лучше сделать это. Избежав удара встречной машины, вы повысите шансы на благоприятный исход.

Нередко машина выезжает на встречку из-за того, что водитель заснул за рулём. Тогда кроме торможения и ухода к обочине можно попытаться посигналить и поморгать дальним светом. Возможно, это разбудит встречного водителя, и он вернётся на свою полосу.

Но в этом есть смысл только если позволяет расстояние между вами. В противном случаи лучше принимать меры для спасения себя.

Что делать, если вылетели на встречную полосу

Если же вы сами вылетели на встречку или вы понимаете, что вам не хватает времени для завершения обгона, постарайтесь замедлиться и вернуться на свою полосу.

В случае, если столкновения всё же не избежать, упритесь руками в руль, напрягите все мышцы, а спину вдавите в сидение. Если вы почему-то оказались не пристёгнуты, эксперты советуют прижаться грудью к рулю.

Не пристёгнутым же на заднем сиденье пассажирам нужно постараться лечь и закрыть голову руками. Так можно уменьшить площадь поражения от осколков и снизить риск вылететь через стёкла прямиком на дорогу (Как я 6 лет назад).

Ни в коем случаи не нужно держаться за ручки и детали дверей, ставить ноги под кресла. В момент аварии это может привести к зажатию конечностей.

И помните: не нужно ехать по левой полосе медленнее, чем общий поток машин. Ведь если вас захотят обогнать едущие следом авто, им придётся совершать сложный манёвр. Поэтому если хотите передвигаться неспешно, уйдите правее. Да и риск попасть в лобовое столкновение в левой полосе всё-таки выше.

Главное, что нужно помнить - ни один совет не даёт 100-процентной гарантии на дороге. В критической ситуации всё зависит от вас самих - скорости реакции и вашего опыта вождения. Не забывайте держать безопасную дистанцию с впереди идущими машинами. Идите на обгон, только имея прекрасный обзор и при хорошей погоде.

На сегодня мои советы окончены! Увидимся в следующих выпусках!

А пока обнял. Поцеловал. Заплакал.

Подписывайте на страницу и жмите палец верх или вниз, а также не забывайте про комментарии. Больше нового и интересного на странице "Давид Кастро".

Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.

Вот несколько советов, которые позволят уехать после ДТП с минимальными потерями и не нажить дополнительных проблем.

Не договариваться

Бывает, едешь себе на работу, никого не трогаешь — и вдруг авария. Разумеется, хочется уехать с места происшествия поскорее, чтобы и на работу не опоздать, и других водителей не задерживать. Но делать этого не стоит, даже если второй участник ДТП предлагает договориться на месте и быстро разъехаться.

Если виноваты вы, а второй участник аварии предлагает просто заплатить ему за ущерб и мирно разойтись, не соглашайтесь. Вместо экономии на страховке вы рискуете лишиться прав и заплатить за ремонт обеих машин. Получивший ваши деньги водитель может подождать, пока вы уедете, а потом позвонит в ГИБДД и скажет, что вы якобы скрылись с места ДТП.

Если так случится, действие полиса ОСАГО на эту аварию распространяться не будет , а вам придется пересесть на общественный транспорт на ближайшие год-полтора.

Когда виноваты не вы, а повреждения кажутся незначительными, уезжать, согласившись на несколько тысяч рублей компенсации прямо на месте, тоже не стоит. Не все поломки видны невооруженным глазом, и если позже обнаружится, что в аварии машина пострадала сильнее, чем вы предполагали, платить за ремонт придется из своего кармана.

Иногда получить компенсацию на месте все же бывает удобнее и выгоднее, например, когда у другого водителя нет полиса ОСАГО или он просроченный. Тогда страховая компания вам ничего не выплатит, а на суды с виновником уйдет уйма времени и денег. Но помните, что в такой ситуации вы принимаете на себя риск понести все дополнительные затраты на ремонт, которые могут возникнуть, если повреждения окажутся серьезнее, чем вы оценили, когда называли сумму компенсации на месте.

Если полис просрочен у вас, договориться тоже выгодно. Только не забудьте взять у второго участника аварии расписку о том, что он получил возмещение за ДТП, сумма его устраивает и претензий он к вам не имеет.

Составить европротокол

Ждать сотрудников ГИБДД на месте не обязательно, так как закон позволяет оформить документы и без инспектора. Так можно сделать, если совпали все эти условия:

  • в ДТП участвуют только два автомобиля;
  • место действия — Россия;
  • пострадали только машины;
  • ущерб не превышает 100 000 рублей;
  • у водителей нет разногласий, и у каждого есть полис ОСАГО.

Если у вас именно такая ситуация, то дальше всё просто: водители заполняют бланк извещения о ДТП, который обычно страховые компании прикладывают к полису ОСАГО, а потом каждый может спокойно ехать по своим делам. В течение пяти рабочих дней потерпевшая сторона отвозит бланк в свою страховую и получает компенсацию ущерба.

Закон об ОСАГО требует, чтобы в течение пяти рабочих дней после аварии виновник ДТП тоже привез в страховую свой экземпляр бланка извещения, иначе ему придется самому оплачивать ремонт потерпевшей стороне. На практике это часто бывает не нужно, но лучше позвонить в страховую и уточнить этот вопрос.

Фотографировать машины не обязательно, достаточно нарисовать в бланке извещения схему и подробно описать повреждения. Но на всякий случай сделать снимки все-таки стоит. Если вдруг возникнет спорная ситуация, фотографии помогут ее прояснить.

Вызывать сотрудников ГИБДД

В некоторых случаях без инспектора не обойтись, например, если в аварии пострадали три машины или кроме автомобилей сломался чей-то забор, вы поцарапали припаркованную машину, а хозяина рядом нет, или вы не можете определить, кто виновник ДТП.

Оформить место аварии по правилам дорожного движения

Независимо от того, ждете вы инспектора или сами заполняете документы, место ДТП нужно организовать по правилам дорожного движения. Если этого не сделать, можно получить штраф — 1000 Р .

Как только авария произошла, водитель должен остановиться, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров в населенном пункте и 30 метров за его пределами.

Если аварию можно объехать, никакие предметы, имеющие к ней отношение, перемещать нельзя. Но иногда ДТП происходят на узкой дороге, и если машины останутся на месте, движение будет парализовано. В такой ситуации нужно освободить проезжую часть, предварительно сфотографировав всё, что имеет отношение к происшествию: положение транспортных средств по отношению друг к другу и дороге, знакам, разметке и светофорам, повреждения автомобилей и другие следы ДТП.

Если в аварии пострадали другие люди, а вы в порядке, то нужно оказать пострадавшим первую помощь. Если этого недостаточно, а отвезти пострадавших в больницу некому, водитель должен отвезти их к врачам самостоятельно, а потом вернуться на место происшествия. Такая ситуация не будет считаться оставлением места ДТП — и прав не лишат.

МОРЖАРЕТТО Игорь

Согласно официальной статистике, за последние десять лет число дорожно-транспортных происшествий с наездами на пешеходов снизилось на 43%, количество раненых сократилось на 44%, а количество погибших — на 50%. Но, несмотря на положительную динамику, проблема безопасности пешеходов на дорогах остается острой.

Недавняя трагедия в столичном районе Солнцево, где молодая автомобилистка на пешеходном переходе сбила трех маленьких детей, буквально всколыхнула всю страну. И в очередной раз заставила задуматься — а все ли мы сделали для того, чтобы не гибли и не страдали пешеходы?

Где всего опаснее

Перед началом всероссийской социальной компании "Твой ход! Пешеход" (цель — повысить безопасность на дорогах за счет роста ответственности и понимания рисков среди пешеходов и водителей), которая стартовала этим летом в 15 регионах страны, социологи провели целый ряд исследований и просто изумились полученным результатам. Оказывается, что 80% опрошенных твердо уверены, что водитель несет бóльшую ответственность, чем пешеход, за все происходящее на дороге.

Суд 4 августа рассмотрит жалобу на арест девушки, сбившей трех детей на переходе в Москве

С одной стороны, так оно и есть, ведь он управляет "транспортным средством повышенной опасности". Но пешеход ведь тоже по правилам (и по сути!) является участником дорожного движения.

Еще страшнее то, что 95% опрошенных в рамках этого исследования признались, что не знают правил перехода дороги по пешеходному переходу. В результате чего 85% респондентов считают нерегулируемые пешеходные переходы небезопасными и неохотно ими пользуются. И ладно, если бы действительно было так — боимся и не пользуемся, но это на словах. На деле же вроде бы боимся, но смело шагаем на проезжую часть, порой даже не глядя по сторонам.

Так, 71% ДТП с пешеходами случается именно при пересечении проезжей части. Но немало происшествий происходит и на обочине, на тротуарах, вблизи проезжей части (25%).


При этом самое большее число наездов совершается "вдогонку" — пешеходы идут по краю проезжей части или по обочине в попутном направлении (11%). Обычно это бывает на неосвещенной дороге, в темное время суток, если пешеход облачен в черную одежду. И никто почему-то при этом не вспоминает, что двигаться по обочине надо навстречу транспортному потоку, и что ПДД требует, чтобы в таком случае у пешехода на одежде были светоотражающие элементы.

Так что, несмотря на снижение числа ДТП с наездом на пешеходов, они остаются одними из самых уязвимых участников дорожного движения.

Где кончается свобода

"Вообще-то, пешеход является самым свободным участником дорожного движения, — говорит Олег Понарьин, заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ, генерал-майор полиции. — Он свободен от замкнутого пространства в автомобиле. Он свободен от ограничения маневра на велосипеде или средстве индивидуальной мобильности. Он может моментально изменить направление движения, скорость. Но вот эта свобода — она должна быть не опасна для других участников движения и самих пешеходов. То есть каждый пешеход должен понимать, что рамки твоей свободы оканчиваются там, где начинается свобода твоего соседа — другого участника движения".

На авиасалоне МАКС у павильона с новым истребителем автомобиль сбил женщину

Генерал приводит простой и очень наглядный пример: "Ты можешь одеваться как хочешь, это твое право. Но если идешь по темной трассе в темной одежде, водитель тебя может не увидеть. И в результате можешь не только пострадать сам, но из-за тебя может пострадать другой человек — водитель, который просто физически не мог предотвратить наезд".

Так что, хотя пешеходы и являются самой незащищенной категорией участников дорожного движения, важный фактор их уязвимости — отсутствие знаний норм и правил поведения на дороге или же пренебрежение ими. Кроме того, нельзя забывать, что среди пешеходов бытует мнение о меньшей ответственности за свое поведение на дороге. "Я всегда прав!" — такой устойчивый миф существует в голове у довольно большого процента пешеходов. И это очень опасное заблуждение!

"Простите, в Правилах дорожного движения есть такое понятие "участники дорожного движения". И это не только автомобилисты, но и пешеходы, у которых тоже есть свои обязанности, — объясняет Петр Шкуматов, координатор Движения синих ведерок. — В ПДД все очень симметрично прописано: водитель обязан остановиться, но пешеход обязан убедиться, что водитель остановился. То есть каждый участник дорожного движения отвечает сам за свой "участочек". Тут главное, что если водитель что-то нарушил, но это увидел пешеход, то ДТП не произошло".

Так я подвожу к одному очень важному моменту — образовательному. Я уже упоминал, что 95% пешеходов понятия не имеют, что есть некие правила перехода через дорогу. Думаю, они все-таки хоть и смутно, но что-то помнят наподобие "сначала посмотрите налево, потом направо и лишь после этого начинайте переход". Увы, но многие даже не смотрят по сторонам, делая решительный шаг. Ведь "пешеход всегда прав" (если не мертв).

По школьным планам сейчас на изучение Правил дорожного движения отводится не более двух часов в год в рамках предмета ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Но давайте признаем, что и те в большинстве случаев проводятся чисто формально, для галочки. Правда, если так и будет продолжаться, мы будем ежегодно терять на дорогах сотни и тысячи людей. Тех самых жертв своей неграмотности и самоуверенности.

Недавно посмотрел в социальных сетях 12-минутный ролик про опасные ловушки на дорогах. Его автор — молодой лейтенант полиции — на конкретных примерах рассказывает и показывает, к каким последствиям может привести невнимательность, спешка при попытке перебежать дорогу. Вот этот бы ролик показывать в школах! Абсолютно уверен — многие бы (и взрослые, и дети) после просмотра стали совершенно по-другому переходить дорогу и вообще иначе вести себя на улице. А это тот самый эффект, которого надо добиваться.

Я вообще уверен: нам нужна новая система автообразования. Начиная с детского сада и младших классов школы. Сначала — в игровой форме; потом с каждым годом все усложняя задачи. Скажем, с третьего класса уже не просто рассказывать, как правильно переходить дорогу, а еще где и как можно ездить на самокате и велосипеде (ведь сегодня они есть практически у каждого ребенка). В старших классах уже можно предложить пройти курс автошколы (такой опыт, например, был в СССР). По желанию, конечно; не хочешь водить автомобиль — изучай дальше правила для пешехода. Хотя, думаю, от желающих вместе с аттестатом о среднем образовании получить водительские права отбоя не будет.

Вот не так давно и глава ГИБДД России генерал-лейтенант Михаил Черников высказал примерно такую же идею. И даже уточнил, что обсуждал ее в Министерстве просвещения и нашел там понимание. Только куда вставить этот необходимый предмет при существующей плотной загрузке учеников? Не нахожу, что ответить.

Про "лежачего полицейского"

Та самая авария в московском районе Солнцево, о которой очень много говорят в последние дни, высветила еще одну проблему — инфраструктурную. Я дважды встречался со шведскими специалистами по вопросам безопасности дорожного движения, а как известно, в этом вопросе скандинавская страна преуспела больше других. В Швеции один из самых низких в мире уровень социального риска — количество людей, которые за год погибли в ДТП из расчета на 100 тыс. человек населения. В России этот показатель расположился около 11, а в Швеции он составил меньше трех.

Оплетающая

Так вот, в Швеции пришли к выводу, что идеального водителя не существует. При том что в этой стране очень дисциплинированное население, хорошая система обучения водителей, высочайшие штрафы за нарушения ПДД. Но человек — не машина, он может ошибаться. Соответственно, нужно создавать на дорогах такую инфраструктуру, чтобы у водителя не было даже шанса на ошибку. Например, если суммарная разрешенная скорость движения на загородных трассах превышает 120 км/ч (60 км/ч + 60 км/ч), то на такой дороге обязательно должен быть разделительный барьер между встречными полосами движения, уверены шведы. И прописали это в своих ГОСТах. А что у нас?

В СМИ пишут, что жители района Солнцево просили несколько лет у местных чиновников установить "лежачего полицейского" у опасного нерегулируемого пешеходного перехода. Не знаю, что им отвечали; наверное, что-то вроде "мы учтем вашу просьбу и поставим ее выполнение в планах на следующую пятилетку". Но спустя несколько часов после трагедии, когда уже двух детей не вернуть, оказалось, что ничего не надо перепроектировать, согласовывать, достаточно просто прислать бригаду рабочих, которые очень быстро уложили этого "лежачего полицейского".

Какой же эффект от этой искусственной насыпи перед зеброй? Водитель заблаговременно снижает скорость, чтобы преодолеть "лежачего полицейского", нога у него перед зеброй уже находится на педали тормоза. А низкая скорость проезда дает дополнительные секунды на то, чтобы увидеть, есть ли пешеходы, и в случае необходимости остановиться.

На мой же взгляд, в случае, когда пешеходный переход организуется на четырехполосной (и более) дороге (по две полосы в каждую сторону), обязательно нужно как минимум устанавливать светофоры с кнопками вызова. Подошел пешеход, нажал на эту кнопку, и через несколько секунд для него загорается зеленый. Водитель, который может не заметить пешеходов за остановившейся или притормаживающей машиной, красный свет увидит обязательно. Пешеходы безопасно перейдут дорогу, для машин загорится зеленый, и все мирно разойдутся-разъедутся.

Читайте также: