Если не включил поворотник и произошло дтп

Обновлено: 07.05.2024

дорога 2 полосы в каждую сторону. Светофор со стрелкой налево. По полосам есть разметка, с левой полосы прямо и налево, с правой прямо и направо.

К светофору подъехала в левом ряду машина А, включила левый поворотник и стала ждать зеленого. В правом ряду машина В. Насчет поворотника не уверен был ли включен.

Загорелось одновременно и прямо и стрелка налево.

Машина А, выключив поворотник поехала прямо, машина В поехала налево. Произошел бум.

Кто виноват. Спасибо

Виноват только тот, кто поворачивал налево Ибо обязан проустить всех, кто движется со встречного направления. И независимо от того - мыргали они на поворот или нет.

Обоюдная ответственность Поворачивая не из своего ряда ты обязан убедиться в том, что человек слева начал поворот. Надеяться на поворотник неправильно.

Стоять с поворотником, а потом его выключить и поехать на пролом прямо - полное отсутствие навыков и опыта вождения.

Окончательно конченый в этой ситуации тот, кто считает себя правым, потому что неправы оба.

wina(lena)? "в любом дтп виноваты всегда оба" это бред и безумие признавать любую малость вины А, который не маневрирует, едет прямо внутри размеченной полосы (так ТС написал) на зеленый. если бы у него аварийка была включена, так бить его можно со всех сторон и все равно виноват он?

Бред и безумие считать, что А все сделал верно По ПДД будет 100% виноват В, с этим спору нет. Но если бы я или кто-то из близких, кто ценит мое мнение, оказался бы на месте А, то у меня бы и на секунду не проскочила мысль "все правильно сделал".

мне интересно, что ты скажешь на такую ситуацию еду по многополосной дороге, ну, таким в Москве полно. включаю поворотник, чтобы перестроиться в соседний ряд, т.к. передо мной медленный грузовик а слева, вроде, свободно, но промешкался с перестроением и уже или задний ускорился или слева кто то спрыгнул на свободное место, я выключаю поворотник и еду прямо, будет ли моя вина, если меня за это в правую бочину ударят? я ж включил поворотник, но не поехал. хотя пдд нарушили водители с левых полос: или ускорились, чтобы не дать мне совершить маневр, или вообще не уступили при перестроении слева на право.

Ну, что я могу сказать Если для тебя эти две ситуации действительно идентичны, то мне совершенно нет смысла тебе что-то объяснять, потому что толку не будет никакого.

А если просто троллоло, то тем более.

хаха человек стоит в левом ряду
включил левый поворотник
а потом передумал поворачивать и выключил его
поехал по правилам прямо
и в чем он виноват?

Хохо Виноват в том, что он не смог оценить обстановку вокруг себя и попал в ДТП.

"Передумал" и "стало не надо" случаются у каждого в разных ситуациях. Но меняя решение, ты должен понимать, что ты можешь ввести в заблуждение других участников движения. И не важно, нарушают они или нет.

Ехать прямо из ряда, где можно налево вообще всегда нужно с осторожностью.

Честно говоря, последнее предложение про осторожность совсем не понял.
А вот с тем, что ехать всегда и из любого ряда в любом разрешенном направлении надо с контролем дорожной обстановки на все 360 соглашусь.
В смысле не должно быть при управлении ТС предпосылок: "да откуда здесь кому-то взяться-то? и чего тогда туда смотреть?"
)))
Многие сочтут меня параноиком, но проезжая перекресток по своему зеленому, я всегда бросаю взгляды на право-налево воизбежание "поймать джигита"
)))

Это не паранойя. Это опыт, который может спасти жизнь.

Зеленый свет дает лишь право(!) и не дает совершенно никаких гарантий. Особенно у нас.

Да, у нас это особенно! Особенно потому, что слишком много водятлов пытающихся сэкономить минуту другую времени и поворачивающих не из своего ряда.

Я полагаю, речь немного о другом аспекте - ДТП все же произошло и в ДТП редко бывает виновен лишь один.
Как говорится в одном старом анекдоте:
"Надпись на могильной плите: Здесь лежит пешеход. Он был прав!"

хотя какое ДТП? Автор почти сразу написал про "теоретический вопрос"

Кто совершил маневр, конечно. И даже состояние поворотников не имеет значения никакого.
У первого нарушений ПДД и КОАП - нет.

Даже без нарушения "по КОАП" виновник оплаивает ДТП. Например если он въехал в стоящее авто. "Штрафа" нет - "виновность" есть..

Наруду так же "нахрен не нужно" и чтобы ты не бросал мусор мимо урн или уступал места пожилым в общественным транспорте..
И что? Раз народу пофих - то делать не нужно?

В ПДД действительно есть плохо состыкованные пункты, а также лакуны, где ситуации можно толковать двояко, но увы, тут четкое нарушение имеющегося пункта ПДД, как понимаю, 8.1 и 8.5

ну без обид, но ты мозг включи. левой машине можно прямо и налево ,правой прямо и направо,он поехал из правого ряда налево. харэ тут флейм разводить! И время выбрал , когда клерки пообедали и сидят довольные у компов!

Довели человека? Садисты! Вам бы только пофлеймить! Ну спросил человек "банальщину", но зубами то за горло зачем? :-))

И ты, Брут?
Человек в "горных лыжах" усиленно пытается понять, почему ему нельзя флеймить, а другим - можно.
И никак в толк не возьмет, что заблокирован он за одно короткое и совершенно ненужное в том обсуждении слово.

Ну и кто после этого "садист"?
:-)

"Черт с ними, с перьями! Я должен это увидеть!"(с) Ссылку не подкинешь?
А то в "поговорим о сервере" я это не нашел..

А! Банный клуб! (гордо) Я там однажды был! ВОТ! :-) А модераторам эта привилегия нихре (ой) нифига недоступна! :-)))

Учить мало.. Нужно его воспринимать на уровне "поведения по жизни"..
Т.е. нынешнее ПДД - это некий "Дзен Будизм",где "просветленный - это тот кто "не возжелает зла остальным участникам движения"..

Т.е. если человек "не возжелает зла", то он не сможет нарушить до уровня ДТП даже если и чего то не понимает в ПДД..

Ездите "без агрессии" и будет вам "просветление и полный дзен"..

Как ты смог увидеть левый поворотник, стоя справа? И зачем вообще на него смотрел?
Так что - не смущайся и оплачивай "банкет"
:-)
(про теоретизирование я в курсе и флеймить на ровном месте нет смысла)

С чем я не согласен? Список огласи? Я задал вопрос, ты на него не ответил, значит либо сам не знаешь, либо испытываешь личную неприязнь

Включить вовремя сигнал поворота, казалось бы, такая простая вещь. Но некоторые автолюбители иногда забывают это делать, хотя, осознают при этом всю тяжесть возможных последствий.

Примерно половина ДТП происходят на перекрестках. Своевременно включенные сигналы поворотов делают процесс вождения понятным для окружающих.

Однако очень часто достаточно опытные автолюбители ошибаются при прохождении поворота.

Какое наказание предусмотрено?

Согласно ч.1 статьи 12.14 КоАП за невключенные поворотники управляющему транспортного средства грозит:

  • или предупреждение;
  • или штраф – 500 руб.

Включать сигнал поворотника необходимо перед началом совершения маневра так, чтобы другие участники движения понимали какой именно маневр совершается данным автомобилем. Также следует незамедлительно выключать данный сигнал, чтобы другие автомобилисты не были введены в заблуждение и не совершали маневров, которые могли бы спровоцировать аварию.

За поворот без стрелки

Согласно п. 6.4 статьи 6 ПДД иногда на светофор наносится черная контурная стрелка, которая оповещает участников движения о дополнительной секции светофора и указывает другие направления движения, отличные от сигнала дополнительной секции. Во время поворота на горящую зеленую стрелку светофора в дополнительной секции, водитель должен уступить дорогу другим автотранспортным средствам, в том числе пешеходам.

Если дополнительная секция горит зеленым, то водитель полное право завершить проезд. Но если проехать на выключенный сигнал данной секции, то согласно ст. 12.12 ч.1 КоАП водитель обязан будет заплатить штраф размером 1000 руб.

12.12 статья КоАП РФ. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

  1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
  2. Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
  3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Если не по стрелке

Согласно п 6.3 статьи 6 ПДД сигнальные стрелки красного, зеленого или желтого цвета имеют то же значение, что и круглые сигналы обычного светофора, однако их действие распространяется только на направление, которое они указывают. Стрелка, которая разрешает левый поворот, разрешает и разворот, если для запрета на осуществление данного маневра не установлен соответствующий знак.

Зеленая стрелка имеет идентичное значение в дополнительной секции. Если сигнал выключен, это значит, что движение по данной секции запрещено. Если на основном светофоре контуров стрелок нет, то можно поворачивать даже если стрелка не горит. Какой штраф за не включенный поворотник не по стрелке? А во время поворота при нарисованных стрелках, водителя ждет штраф размером 1000 руб по ст. 12.12 ч.1 КоАП РФ.

Не показан указатель при обгоне

Обгон – маневрирование само по себе очень опасное, тем более, если во время него водитель не включил поворотник.

Важно! За нарушение маневрирования при перестроении или обгоне согласно ст. 12.14 КоАП водителю грозит предупреждение или штраф в размере 500 руб.

Правила

Согласно ПДД при всех маневрах водитель обязан обозначить изменение движения. Поворотник необходим для того, чтобы показать, что водитель меняет направление своего движения и обозначает какую именно дорогу он выбрал для продолжения пути. То есть включение поворотников – это своеобразный диалог между всеми водителями, участниками дорожного движения.

При совершении разворотов водителю следует проявлять особую бдительность и осторожность. Он не должен начинать разворот до тех пор, пока не убедится в том, что:

  • делает его в положенном месте;
  • не препятствует движению других автомобилей;
  • не препятствует движению пешеходов.

Когда водитель обязан включать сигнал?

Водитель автотранспортного средства должен включить поворотник в таких случаях:

  1. начиная движение по дорожно полосе, автолюбитель обязан сигналом поворотника предупредить всех участников движения в данном направлении о своих дальнейших действиях;
  2. в случае маневра, связанного с перестроением автомобиля на соседнюю полосу движения;
  3. перемещения автомобиля с одной полосы на другую в пределах размеров проезжей части;
  4. разворота в виде выезда на противоположную часть дороги;
  5. перестроения для остановки на обочине.

Вначале движения перед любым маневром водитель должен убедиться в том, что движение для него будет безопасным и он не станет помехой для других автолюбителей. Также он должен заблаговременно подать предупреждающий сигнал световыми указателями поворотов, учитывая следующее:

  • данный сигнал необходимо подавать до начала маневрирования и прекращать сразу же после его завершения;
  • не следует подавать сигнал, если он может ввести в заблуждение других автомобилистов;
  • перед разворотом или поворотом налево предупредительный сигнал необходим только после того, как управляющий транспортным средством убедится, что другие участники движения не совершают обгон;
  • подача сигнала поворотника не дает водителю преимущества;
  • сигнал поворотника не освобождает водителей от обязанности соблюдать предусмотрительность.

Внимание! В случае осуществления сложного маневра или выполнения нескольких последовательных маневров, каждый световой указатель используется отдельно.

Например, если автомобилю нужно одновременно перестроиться в правую полосу, а затем повернуть направо, то алгоритм маневрирования следующий: включается правый поворотник, осуществляется маневр перестроения, поворотник отключается, а затем вновь включается для того, чтобы осуществить второй маневр. В таком случае, другие автомобилисты определят намерения водителя и подумают, что он забыл выключить поворотник.

Как оповестить о неисправности?

Для оповещения водителей о предшествующих маневрах в случае отказа в работе светового указателя поворотов используется рука. Для этого необходимо совершить следующие действия:

  1. вытянуть левую руку в сторону – это будет значить, что автомобилист поворачивает налево;
  2. вытянуть левую руку под прямым углом вверх – это будет означать, что управляющий автотранспортным средством планирует повернуть направо;
  3. поднять левую руку вверх – это будет означать, что водитель планирует притормозить или сделать остановку.

Сигнал рукой должен подаваться четко, чтобы другие водители могли видеть его и понимать, что он значит.

Спорные ситуации данного нарушения ПДД

Маневр на перекрестке с круговым движением

Важно! Если водитель проигнорирует включение правого поворотника, тем самым он нарушит п. 8.1 статьи 8 ПДД, который гласит о том, что во время осуществления маневра, автолюбители обязаны подавать другим участникам движения соответствующие сигналы.

Очень часто водители игнорируют данные установки, кроме тех, кто действительно намерен повернуть направо.

Во время виража на узкой полосе

Следуя п.8.1 ПДД, необходимо учитывать, что каждый маневр должен сопровождаться сигналами поворотников. В данной ситуации водителю нужно съехать как можно правее чтобы расширить территорию для осуществления маневр, и от правого края начинать разворот, направляясь влево.

Необходимо ли использовать сигнал, если поворот совершается вместе с направлением дороги?

В таком случае водитель не совершает маневров, а значит поворотник включать не нужно.

Что значит заблаговременно?

При перестроении водитель обязан убедиться в безопасности перестроения и запомнить ситуацию, которая ждет его впереди. Воздействуя на рулевое колесо, многие водители подают кратковременный сигнал поздно, в большинстве случаев, уже во время перестроения.

До начала маневра световой сигнал должен моргнуть не менее 3 раз. Ведь другие водители также отвлекаются на свои маневры, поэтому они не постоянно смотрят на перестраивающийся автомобиль. Соответственно, водители других автомобилей, увидев синал поворотника, ускорятся, если нужно, отстанут или перестроятся сами.

Как используется при заезде в карман?

Такой маневр можно еще назвать съездом с дороги с перестроением на полосу торможения, которая часто встречается на развязках. Если перед поворот присутствует именно такая полоса, то осуществлять с нее поворот нужно заблаговременно включив поворотник. Сигнал должен быть включенным до завершения поворота.

При съезде с главной дороги на второстепенную

В случае осуществления такого маневра поворотник включать необходимо, так как автотранспортное средство покидает главную дорогу и производит перестроение.

Дает ли его включение приоритет?

Ответ – нет. Поворотник выступает в роли информатора о маневрировании, он должен быть всегда безопасным и не должен создавать помех другим автолюбителям.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

Если произошло нарушение ПДД и водитель забыл или не вовремя включил световой сигнал поворотника, инспектор ГИБДД можем выписать ему штраф. Чтобы получить устное предупреждение у управляющего транспортным средством должны быть смягчающие обстоятельства:

  • отсутствие каких-либо штрафов в течение полугода;
  • признание и объяснение своего нарушения.

Принципиальные инспекторы настаивают на штрафе.

Важно! Если возникает такая ситуация, то следует знать, что согласно ст. 32.2 КоАП каждый водитель имеет право оплатить половину штрафа по ст. 12.14., если его оплата будет произведена в течение 20 дней после случившегося нарушения.

Также в случае неисправности поворотников, если вовремя подать сигнал рукой, то штрафа можно избежать.

Заключение

Любые правила, придуманные человеком – это попытка внести некоторый порядок в любую сферу деятельности. Для успешного передвижения по проезжей части необходимо научиться включать поворотник не зависимо есть на дороге другие автомобили или нет. Это необходимо делать не только для водителей, но и для пешеходов, ведь они тоже должны знать куда движется автотранспортное средство. Игнорирование включения поворотников в 90% случаев приводит к ДТП.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Маневрирование считается сложным аспектом дорожного движения. Причём нарушить правила при повороте налево могут даже опытные водители. Подобное чревато штрафами и санкциями со стороны ГИБДД. Правила дорожного движения направлены на минимизацию риска возникновения ДТП при повороте налево. Поэтому водитель должен знать ПДД и соблюдать установленные нормы.

ПДД при повороте налево с комментариями

Общие правила выполнения поворота налево закреплены в разделе 8 ПДД РФ. Важно соблюдать следующие нормы:


  1. Манёвр поворота налево вблизи трамвайных путей разрешено выполнять, если водитель не создает препятствие для проезда железнодорожного транспорта (п. 8.5 ПДД РФ).
  2. При повороте налево нужно занять крайнее левое положение (п. 8.5 ПДД РФ).
  3. Необходимо поворачивать таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль не оказался на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД РФ).
  4. Если пути автомобилей пересекаются, а очередность движения не оговорена действующим законодательством, уступить дорогу обязан водитель транспортного средства, к которому приближается машина справа (пункт 8.9 ПДД РФ).

1) Для тех кто поворачивает налево.

Если планируется выполнение поворота налево, чтобы избежать ДТП, необходимо руководствоваться положениями раздела 8 ПДД РФ. Действующее законодательство предписывает:

  1. Оповестить других участников движения о планируемом маневре. Для этого нужно включить поворотник (п. 8.5 ПДД РФ). Если он отсутствует или неисправен, допустима подача сигнала при помощи руки. Гражданин должен заблаговременно указать направление, в котором собирается поворачивать. Причём необходимо постараться, чтобы другие участники дорожного движения заметили сигнал. Выключать поворотники необходимо только после того, как будет завершён маневр.
  2. Водитель не должен создавать помехи для других участников движения и провоцировать возникновение риска ДТП при повороте налево.
  3. Водитель обязан уступить дорогу трамваю попутного направления и встречным автомобилям (п. 8.8 ПДД РФ).
  4. Маневр нужно выполнять из крайнего левого положения. Однако если ширина проезжей части не позволяет осуществить действие, допускается проведение разворота или поворота с правой обочины. При этом нужно пропустить встречные и попутные машины (п. 8.8 ПДД РФ).
  5. Подача сигнала о выполнении поворота налево не даёт гражданину каких-либо преимуществ перед другими участниками дорожного движения.

2) Для тех кто обгоняет.

В первую очередь водитель обязан соблюдать общие правила выполнения обгона. Они отражены в разделе 11 ПДД РФ. В пункте 11.1 говорится, что выполнять обгон можно лишь в случае, если присутствует свободная полоса дороги. Манёвр не должен приводить к возникновению аварийных ситуаций и создавать помехи для других участников движения. Если впереди едующий автомобиль уже подал сигнал о выполнении поворота налево, осуществление обгона строго запрещается (пункт 11.2 ПДД РФ). Маневр нельзя выполнить и в ряде других случаев. Они отражены в пунктах 11.2 и 11.4 ПДД РФ. Обгон запрещён:

  • на пешеходном переходе;
  • на железнодорожном переезде и за 100 м до него;
  • на участке, где сильно ограничен обзор видимости;
  • на перекрестках с регулируемым движением;
  • на перекрёстках с нерегулируемым движением при езде по второстепенной дороге;
  • в тоннелях, на мостах, эстакадах, путепроводах;
  • если движущийся впереди автомобиль начал объезд препятствия, о чём подал соответствующий сигнал;
  • если машина, движущаяся сзади, начала обгон.

Кто виноват в ДТП при повороте налево?

Определение виновника аварии зависит от особенностей происшествия. Допустим, водитель повернул налево с правого ряда на перекрестке. Ситуация довольно типичная. Она представлена на схеме ниже.


Рассматривая вышеуказанную ситуацию, многие водители говорят о присутствии помехи справа. Если следовать этому правилу, синий автомобиль обязан уступить дорогу красному. Однако на деле ситуацию регулируют пункты 8.5 и 8.7 ПДД РФ. Из положений нормативно-правового акта следует, что в представленной ситуации виноват красный автомобиль. На водителя наложат наказание за то, что он не занял крайнее положение перед поворотом, что повлекло за собой возникновение ДТП при повороте налево.

На практике полосы могут отсутствовать. В этой ситуации потребуется занять крайнее левое положение. Если присутствует двустороннее движение, но нет разметки, нужно визуально разделить дорогу пополам. Для поворота налево необходимо разместить автомобиль так, что, если другой водитель захочет находиться левее, он окажется на встречном направлении.

Во внимание стоит принимать знаки. Рассмотрим ситуацию, представленную на схеме ниже.


В ПДД РФ не говорится, что знаки особых предписаний отменяют действие пункта 8.5 (Перед поворотом налево водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение). При этом оба автомобиля совершили поворот разрешённой траектории. Здесь стоит обратиться к судебной практике. Всё зависит от того, как на ситуацию посмотрит судья. Может быть принято решение о том, что соблюдение пункта 8.5 ПДД РФ имеет первостепенное значение. В этом случае накажут водителя красного автомобиля. Если представитель уполномоченного органа посчитает, что оба водителя ничего не нарушают, в силу вступает п. 8.9 ПДД РФ. В этом случае водитель синего автомобиля обязан пропустить красную машину, поскольку возникает помеха справа.

Поворот может быть разрешен всем транспортным средствам только налево.


Присутствие знаков не говорит о том, что не нужно соблюдать п. 8.5 ПДД РФ. В этом случае виновным признают водителя красного автомобиля.

Человек, поворачивающий из крайнего левого положения, может попытаться сразу же попасть в правый ряд. В этом случае повышается риск возникновения аварии, отраженной на представленной ниже схеме.


Бытует мнение, что при повороте водители обязаны переместиться на аналогичную полосу. Однако в ПДД подобное предписание отсутствует. Водитель, повернувший из крайнего левого положения, может сразу же занять крайнюю правую полосу. Разбирая ДТП, отраженное на вышеуказанной схеме, инспектор установит, что водитель красного автомобиля нарушил пункт 8.5 ПДД РФ.


Однако если нанесена разметка, обозначающая траекторию движения, виновным признают водителя синего автомобиля.

Выполняя поворот налево, гражданин может отказаться пропускать встречную машину. В результате возникнет ДТП.


Определение виновности в ДТП при повороте налево осуществляется с учетом сигнала светофора, если он присутствует. Дополнительно учитываются знаки приоритета. Они регламентируют очередность проезда транспортных средств. Если перекресток регулируемый, и обоим водителям горит зелёный, виновным в происшествии признают синий автомобиль. Он нарушил пункт 13.4 ПДД. Если горит красный, нарушают оба водителя.

Когда перекресток нерегулируемый, и на главной дороге находится красный автомобиль, виновником происшествия остаётся синее транспортное средство. Если на главной находится синий, вину усмотрят в действиях красного.

Встречный водитель может поворачивать направо. ДТП произойдет, если один из автомобилей попытается оказаться на чужой полосе движения.


Если водитель синего автомобиля хочет перестроиться во второй ряд, человек обязан уступить красному транспортному средству (пункт 13.4 ПДД РФ). Однако возможна прямо противоположная ситуация. Если красны хочет занять левую полосу, а красный также пытается попасть на неё, трактовка довольно неоднозначна. Дело в том, что в п. 8.6 ПДД РФ говорится, что водитель, поворачивающий направо, должен двигаться как можно правее лишь по возможности. Это значит, что если человек, управлящий красным авто, обладал такой возможностью, но не воспользовался ей, лицо признают виновным в ДТП. На схеме красный автомобиль не обязан уступать дорогу.

ДТП при повороте на перекрестке

Ситуация считается классической. Обычно ДТП происходит по следующей схеме:

  1. Водитель, желающий выполнить поворот налево, выезжать на середину перекрестка.
  2. Гражданин пересекает полосу и начинает выполнять манёвр.
  3. Водитель, двигающийся навстречу, не успевает среагировать.
  4. В результате происходит столкновение.

Обычно сотрудники ГИБДД в ДТП при повороте на перекрестке признают виновным в происшествии лицо, которое поворачивает. Однако учитываются особенности ситуации. Иногда вина может быть вменена водителю, двигавшемуся прямо. Для полного разъяснения ситуации обратитесь к онлайн юристу нашего сайта.


ДТП при обгоне поворачивающего

Авария может возникнуть, если два автомобиля движутся по одной полосе. Транспортное средство, находящееся впереди, поворачивает налево. Водитель, едущий сзади, в этот же момент принимает решение совершить обгон. Участники ДТП при повороте налево видят ситуацию по-разному. Водитель, желающий повернуть, замедляется, чтобы совершить манёвр. Он не знает, что машина, находящаяся позади, уже близко. Второй гражданин не знает причин замедления находящегося впереди автомобиля. Человек считает, что снижение скорости произошло просто так, и решает выполнить обгон. Оба автолюбителя начинают совершать маневр. В результате возникает ДТП.


Вина в ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля определяется в зависимости от ситуации. Обычно представители ГИБДД учитывают, кто первый включил сигнал поворота. Этот человек будет признан невиновным. Процедура оценки ситуации выполняется с учетом записи видеорегистратора и свидетельских показаний.

Если водители не хотят оказаться в ДТП при повороте налево, эксперты советуют подавать сигнал о планируемом маневре заранее. Человек, движущийся позади, должен понимать, что замедление может быть выполнено не просто так.

Авария при повороте налево на желтый сигнал светофора

Если движение осуществлялось на жёлтый сигнал светофора, всё зависит от того, как инспектор или судья посмотрят на сложившуюся ситуацию. Признать виновным могут любого водителя, участвовавшего в ДТП. Представители ГИБДД принимают во внимание представленные доказательства. Учитывается присутствие записи с видеорегистратора, а также наличие свидетелей. Для уточнения конкретной ситуации, проконсультируйтесь бесплатно у онлайн юриста в чате внизу экрана или по телефону.

ДТП при повороте налево на перекрестке, когда один из автомобилей уже на перекрестке

Авария возникает, если человек, собирающийся повернуть, доезжает до середины перекрестка и только затем начинает готовиться к маневру, оповещая других участников движения. Гражданин пропускает другие машины, после чего выполняет поворот. Однако автомобиль, движущийся по противоположной полосе, не всегда можно заметить, бывают случаи когда машина выскакивает на перекресток неожиданно. В результате автомобили сталкиваются. Вина определяется в зависимости от присутствия знаков приоритета, разметки, сигнала светофора.

Водителю, который выполняет поворот налево, необходимо заранее информировать других участников движения о предстоящем маневре. Автовладельцу, едущему прямо, нужно более внимательно оценивать ситуацию на дороге. Возможно назначение обоюдной вины в ДТП. Для уточнения конкретной ситуации, проконсультируйтесь бесплатно у онлайн юриста в чате внизу экрана или по телефону.

ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке

Судебная практика

Решения суда по делам, в которых фигурируют ДТП при повороте налево, разнообразны. Вердикты зависят от обстоятельств происшествия. Однако сложность состоит в том, что сотрудники ГИБДД не всегда могут понять, кто первым начал манёвр. Этот факт выясняют посредством опроса свидетелей, просмотра записей с камер видеонаблюдения или видеорегистраторов. Обычно оба участника происшествия отказываются признавать вину.

Иногда точно понять, кто первый начал осуществлять маневр, невозможно. Поэтому сотрудники ГИБДД наказывают обоих водителей. Если вина обоюдная, страховщики могут отказаться осуществлять выплату. В результате водители направляют судебные иски в адрес друг друга о возмещении. В процессе разбирательства определяется виновник происшествия. Согласно сформировавшейся судебной практике, на итоговый вердикт оказывают влияние:

  • другие нарушения, допущенные автомобилистами;
  • характер полученных повреждений;
  • скорость движения транспортных средств, определяемая при помощи экспертизы;
  • место столкновения.

Результат экспертизы способен рассказать значительно больше, чем свидетели и сами участники происшествия. Так, если автомобили столкнулись на левой полосе движения, это говорит о том, что поворачивающее транспортное средство завершало маневр. Лицо, планировавшее выполнить обгон, должно было подождать или вернуться в свой ряд. Однако подобное действие не было осуществлено. В результате лицо признают виновником.

Возможна прямо противоположная ситуация. В процессе экспертизы может быть выяснено, что поворачивающий налево автомобиль врезался в обгоняющее его транспортное средство. Виновником признают первого водителя. Подобные повреждения могли возникнуть лишь в случае, если обгон уже был начат. Поэтому виновником аварии признают лицо, выполнявшее поворот.

На практике красноречивые детали происшествия могут отсутствовать. Если разобраться, чьи действия повлекли за собой возникновение ДТП не удается, вина в аварии делится поровну. Типовых решений не существует. Вердикт выносится индивидуально.

ДТП при перестроении

Кто прав в ДТП с перестроением?

Чтобы водитель мог разобраться в любой ситуации с перестроением, начнём объяснение с самого начала, а именно Правил дорожного движения.

"Перестроение" – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Тут сразу обратим внимание наших читателей на ситуацию, когда в одной полосе могут поместиться сразу две машины. В таком случае каждый водитель едет по своему ряду и, смещаясь вправо или влево, он совершает маневр перестроения.

Пункт 8.4 Правил гласит:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Далее вспомним одно из важнейших определений в данном пункте, а именно, "уступить дорогу".

"Уступить дорогу (не создавать помех)" – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Обязанность водителя уступить дорогу при манёвре перестроения

Теперь конструкция для понимания первого вопроса полностью готова. В ситуации, когда дорожно-транспортное происшествие произойдёт при перестроении, будет прав тот, у кого было преимущество, кто двигался без изменения направления движения.

А если виноват в нарушении п. 8.4, то такого водителя ждёт ответственность по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ и штраф 500 рублей.

Но, если бы все ситуации были такими однозначными, мы бы не публиковали данную статью.

Кто виноват по ПДД: дистанция или тот, кто въехал сзади? Спорные ситуации

Спорные ситуации при ДТП с перестроением возникают потому, что водитель, который имеет преимущество, должен тоже выполнять определенные правила. В основном, речь идёт о пункте 10.1 ПДД, нарушение которого инспекторы без разбора зачастую вменяют большому количеству водителей, которые на самом деле его не нарушали.

Мне вменяют нарушение пункта 10.1: как доказать невиновность?

К сожалению, Кодекс об административных правонарушениях, в котором указано на презумпцию невиновности, в нашей стране работает редко. На практике не инспектор доказывает виновность водителя, а водитель пытается доказать свою невиновность.

В ситуации с перестроением и 10.1 ПДД чаще всего помочь сможет только видеозапись. Это может быть как запись видеорегистратора одного из участников, так и записи с уличных камер. Именно на видеозаписи может быть видно, когда возникла опасность для движения, которую должен был заметить обвиняемый в нарушении 10.1 водитель, и применить торможение.

Но если видеозаписи нет, и инспектор в определении или постановлении пишет про нарушение вами данного пункта Правил, не стоит отчаиваться, выход есть!

Дело в том, что сотрудники ГИБДД пишут про нарушение 10.1, можно сказать, везде. Даже там, где этого делать нельзя. А именно, в Определении об отказе в возбуждении дела об АПН или в Постановлении о прекращении дела об АПН, в которых указывается, что отсутствует состав административного правонарушения. В такой ситуации, если отсутствует состав, то указание на нарушение или виновность кого-либо из водителей не допускается. И необходимо обжаловать данные акты с требованием исключить указание на виновность и нарушение пунктов правил.

Ещё бывают ситуации, когда в постановлении о виновности одного из водителей сотрудники ГИБДД пишут и про нарушения другого водителя. Что тоже не допускается, так как дело возбуждается и рассматривается лишь в отношении одного участника ДТП, и в постановлении должно быть указано лишь на его действия и вину. Если ваше нарушение 10.1 фигурирует в подобном постановлении, обжалуйте его.

Работает ли дистанция при ДТП с перестроением

Если перестроились задолго до удара сзади?

Если после перестроения в правый или левый ряд прошло уже достаточно времени, и сзади кто-то просто не смотрел на дорогу, в результате чего въехал в ваш автомобиль, то всё опять будет сводиться к доказательствам.

У кого из водителей будут убедительнее доказательства в подтверждение его версии событий, тот и окажется невиновным. Судебная практика сурова и часто справедлива, однако, конкретный судья будет располагать только теми данными, которые для него доступны, и на их основании делать выводы.

Опять же, в качестве доказательств могут быть предоставлены:

  1. записи видеорегистраторов (самих участников ДТП или других машин),
  2. записи с наружных камер видеонаблюдения,
  3. показания свидетелей,
  4. объяснения самих водителей,
  5. схема места ДТП,
  6. фотографии с места происшествия.

Автотехническая экспертиза как доказательство, кто виноват

Но бывают случаи, когда в деле есть и видеозаписи, и другие доказательства, но инспекторы не видят или не хотят видеть невиновность водителя. В таком случае нужно ходатайствовать о проведении автотехнической экспертизы по делу. В зависимости от ситуации, эксперту могут быть заданы разные вопросы, на которые ему придется ответить при проведении экспертизы. Например, нижеследующие.

  1. Какими пунктами правил должны были руководствоваться водители в данной дорожно-транспортной ситуации с перестроением?
  2. Имеется ли причинно-следственная связь между действиями (бездействием) какого-либо водителя и ДТП?
  3. Имелась ли у водителей техническая возможность избежать ДТП?

Лицо, заявляющее ходатайство, вправе предложить экспертные учреждения, в которые можно назначить такую экспертизу. Если инспектор откажет в её проведении, то о такой экспертизе можно будет ходатайствовать уже в гражданском процессе, в котором суд, вне зависимости от постановления ГИБДД, будет выяснять, кто виноват в данном ДТП.

Меня сначала пропускали, а потом ударили при перестроении

Такая, откровенно скажем, неприятная ситуация может произойти, если водители не поняли друг друга или кто-то специально решил совершить ДТП.

Опять же, в каждом конкретном случае необходимо смотреть динамику ДТП, кто как двигался и как пропускал. Если водитель специально решил обновить детали своего авто за счёт другого водителя, то, быть может, он всё же нарушил какие-то требования правил, тот же пункт 10.1.

В противном случае вина ляжет на доверчивого водителя, которому уступали дорогу, но не уступили.

Виновность в ДТП на дороге, если машина перестраивалась

Очень часто бывают ситуации, когда уступает один водитель, но не уступает другой. Особенно, если вторую машину не видно из-за потока.

Поэтому, даже если вас кто-то пропускает, моргает фарами или сигналит, то сперва убедитесь, что вы не создаёте никому помех, а после этого, убедитесь ещё раз и только потом осторожно выполняйте маневр.

А если не было разметки – как выяснить, кто перестраивался?

Очень часто на дороге может не быть разметки. Её могут не успеть нанести после ремонта или она попросту стёрлась. В таком случае опять водителям придётся доказывать свою точку зрения на произошедшее.

В обязательном порядке в таком ДТП необходимо фиксировать на фото-видео расположение транспортных средств относительно друг друга и с привязкой к каким-то стационарным объектам (к столбу, указателю, дереву и тому подобное).

Также следует детально сфотографировать повреждения машин, ведь по направлению, глубине и характеру следов повреждений можно будет доказать направление движения машин. Делается это с помощью трасологической экспертизы.

Необходимо следить за тем, чтоб прибывшие инспекторы правильно составили схему ДТП и, если с чем-то не согласны, то указать на это, когда дадут подписывать данную схему. Именно схема в данной ситуации может стать решающим фактором в определении виновности участников.

Если дорога сужается?

Бывают ситуации, что водители особо-то и не маневрируют, а расстояние между машинами становится всё меньше и меньше, что в конечном итоге может привести к ДТП. Такие ситуации возникают, когда меняется ширина дороги.

Сужение может быть с левого или правого ряда дороги, об этом есть соответствующие знаки в Правилах, но может быть и одновременно, как бы и справа и слева, без установки соответствующих знаков.

Причем вину могут возложить как на одного, так и на другого водителя, так как правилами дорожного движения такая ситуация не совсем оговорена.

По факту, оба водителя двигаются вдоль линии разметки, кто-то вдоль осевой, кто-то вдоль края проезжей части, никто из них не маневрирует, движутся без изменения направления движения, поэтому и кто кого должен пропустить, не совсем понятно.

На практике, могут быть разные ситуации.

  1. Водителю, двигающемуся вдоль осевой линии разметки, будут вменять нарушение пункта 8.9 ПДД, так как вторая машина приближается к нему справа.
  2. Или же водителю, двигавшемуся вдоль края ПЧ, будут вменять перестроение, так как якобы именно с его стороны сужение, ведь осевая линия идёт ровно и не смещается.
  3. Могут вменить кому-то из водителей пункт 9.10.
  4. Могут обоим выписать нарушение 9.10.

Исход такого дела будет зависеть от знаний ПДД сотрудником ГИБДД и от того, какой из версий он (его руководство) придерживается.

Тонкость ДТП при одновременном перестроении

В 2021 году правила не менялись, и норма про одновременное перестроение на дороге осталась прежняя. Уступать дорогу нужно тому транспортному средству, которое перестраивается справа в левый ряд.

Авария при одновременном перестроении

Но конкретное указание на приоритет одного из участников дорожного движения не уменьшает количество спорных ДТП с перестроениями.

Кстати, именно эта схема и используется чаще всего различными автоподставщиками, которые имитируют столкновение машин, якобы при одновременном перестроении.

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо внимательно смотреть по зеркалам и при выполнении манёвра делать это четко и быстро, не создавая помех другим ТС.

Тонкость с перестраивающимся автобусом или троллейбусом

Приоритету маршрутных транспортных средств посвящен 18 раздел ПДД. Нас интересует пункт 18.3 данного раздела.

Вся тонкость и неопределенность с МТС в том, что в Правилах опять описаны и обязанности водителей машин уступить, и обязанности водителей МТС убедиться, что им уступают.

Получается, что в случае ДТП с автобусом или троллейбусом, отъезжающим от остановки, нужно вменять водителям обоюдную вину, ведь один не уступил, а другой не убедился.

На практике же в 2021 году могут быть различные варианты. ГИБДД может усмотреть нарушение правил только у одного из водителей. Чаще всего это бывают именно водители машин, поэтому в спорной ситуации всегда лучше пропустить автобус и троллейбус.

Троллейбус перестраивается в соседнюю полосу движения

Судебная практика

Читайте также: