Дтп со смертельным исходом обоюдная вина

Обновлено: 30.04.2024

Обоюдная вина – термин, который часто встречается при возникновении дорожно-транспортных происшествий и последующего правового оформления ДТП. Дело в том, что оценка произошедших событий сотрудниками ГИБДД дается на основе действий участников дорожного движения, а отсюда и поиск виновных, которые в последующем будут нести один из видов юридической ответственности и оплачивать материальный или моральный ущерб.

Нормативная база

Разбор любой аварийной ситуации, в том числе и произошедшей по обоюдной вине производится на основании следующих нормативно-правовых актов:

Определение обоюдной вины

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации. Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной. К примеру:

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Когда вина при ДТП признается обоюдной?

Обоюдная вина в дорожно-транспортных происшествиях возникает в следующих случаях:

  1. Событие ДТП является следствием таких обстоятельств, при которых точно определить степень виновности участников не представляется возможным. Чаще всего это случается в зонах движения с нерегулируемыми условиями, например ДТП на парковках, стоянках и т.п.
  2. Результатом ДТП является такое стечение обстоятельств, при котором вина участников определена в точности, при этом именно их обоюдные действия стали причиной происшествия.
  3. Случаи, когда все стороны при оформлении ДТП согласились со своею обоюдной виновностью.

В любом случае виновность того или иного участника движения или их обоюдную виновность определяет суд, который может не согласиться с доводами расследовавших происшествие сотрудников ГИБДД или вариантом, при котором сами участники признали свою обоюдную вину при ДТП.

Степени вины

Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.

Рассмотрим классический пример: в автомобиль, за рулем которого находился пьяный водитель, врезается другой автомобиль, за рулем которого был трезвый водитель. Правила дорожного движения нарушили оба, однако аварию спровоцировал трезвый водитель. Это значит, что вина не будет признана обоюдной, а пьяный водитель сможет получить компенсацию материального ущерба и страховые выплаты. И только в дальнейшем, в соответствие со статьей 14 ФЗ №40, страховщик в порядке регрессного требования потребует возместить размеры страховых выплат с пьяного водителя.

  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.
  • Различной.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Порядок оформления аварии

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

    Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

    для каждого участника.
  1. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Порядок возмещения ущерба

Если степень виновности невозможно определить даже в суде, то страховые компании, которые страховали ответственность водителей, возмещают имущественный ущерб в случае ДТП в равных размерах.

Схожие требования содержатся и в Гражданском кодексе Российской Федерации, а конкретнее в статье 1083, где сказано, что размер возмещаемых средств уменьшается при наличии неосторожности потерпевшего грубого характера, которая спровоцировала происшествие.

Таким образом, выплата ущерба при ДТП с обоюдной виной производится в обычном порядке без предоставления дополнительных документов и доказательств. При назначении выплат учитываются следующие обстоятельства:

  • для того, чтобы рассчитать правильно выплаты принимается во внимание степень виновности участников аварии;
  • основанием для производства выплат является решение суда;
  • если судья не смог определить степень вины участников происшествия, то выплаты производятся в равных долях.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.

В качестве примера расчета равных выплат можно привести следующий случай: в дорожно-транспортном происшествии пострадали две машины. Ремонт первой обойдется в 60 тыс. рублей, ремонт второй в 30 тыс. рублей. Суд, рассмотрев обстоятельства аварии, признал равную обоюдную вину обоих участников. В таком случае владелец первой машины может рассчитывать на выплаты в размере 30 тыс. рублей, владелец второй – 15 тыс. рублей. Недостающие средства придется изыскивать самостоятельно.

Но бывают случаи, когда ущерб причиненный автомобилю настолько велик, что даже та сумма, которую страховая компания выплатит владельцу, превышает размер страховых выплат в обычных обстоятельствах. Здесь можно обратиться в суд и истребовать от участника ДТП необходимые деньги. Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.

В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.

Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:

  • первый водитель получит – 54 тыс. рублей;
  • второй — 3 тыс. рублей.

Выплата по КАСКО при обоюдной вине

Особенности выплат средств водителям по КАСКО определяются конкретными положениями договора страхования. Если дорожно-транспортное происшествие с обоюдной виной подпало под условия страхования и нет причин вынесения отказа, то вся страховая сумма будет выплачена в полном размере. Страховая компания не интересуется наличием вины потерпевшего.

Основания для отказа в выплате средств должны быть четко прописаны в договоре. При несоблюдении страховщиком своих обязанностей, водитель имеет право обратиться за помощью в суд.

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Обоюдная вина при ДТП если нет страховки

В случаях, когда происходит ДТП по обоюдной вине и один или все участники происшествия не имеют страховки, то выплаты пропорциональные вине каждого водителя производятся из собственных средств.

Обжалование обоюдной вины

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Обжалование виновности может происходить с целью назначения обоюдной вины при ДТП.

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Некоторые нюансы

Таким образом, при возникновении ДТП можно воспользоваться европротоколом, но только в тех случаях, когда оба участника признают собственную вину и у них не возникает споров.

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

Во всех остальных случаях оставление места ДТП без уважительных причин влечет за собой привлечение к административной ответственности, вплоть до лишения права управления транспортным средством, вне зависимости от степени вины.

Обоюдная вина при ДТП

Один из самых неоднозначных терминов, де-факто отсутствующий в нормативной базе. Обоюдная вина при ДТП регулируется действующим законодательством как ситуация, при которой все водители признаны виновными, либо происшествие, при котором установить виновность участника не представляется возможным.

В последнем случае есть смысл оспорить решение – вам в помощь юрист по административным делам и гражданскому судопроизводству. Мы же рассмотрим ситуацию с обоюдной виной участников ДТП более подробно и разберем все возможные варианты.

Обоюдная вина в ДТП приводит к тому, что участники одновременно являются и виновником, и потерпевшим. На основании ст.1064 ему обязаны компенсировать причиненный ущерб. Выплата производится пропорционально степени вины. Многое также зависит от наличия страхового полиса у каждого из участников происшествия, а также от выявления смягчающих или отягчающих обстоятельств. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.

Если полис ОСАГО есть у обоих водителей

Если ОСАГО при обоюдной вине есть у обоих водителей, то в соответствии с п.22 соответствующего федерального закона выплата производится в равных долях всем участникам происшествия, либо обратно пропорционально степени их вины. Если виновность признана равной и участники ДТП не обжалуют это решение, то всем пострадавшим будут выплачены равные доли установленного страхового ущерба от обеих страховых компаний. Если же автомобилей было 4, то 25% от полного возмещения и так далее.

Если же суд произвел определение степеней вины, то каждый водитель получит компенсацию в той степени, в которой он признан невиновным.

Предположим, что суд определил степень виновности одного участника ДТП на 60%, а второго – на 40%. Повреждения первого автомобиля оценены в 100 тыс. руб. Он получит только 40 тыс. руб от этой суммы, так как на 60% он признан виновным. В ситуации со вторым участником при аналогичной оценке повреждений водителю будут выплачены 60 тыс. руб., так как виновным он признан только на 40%.

Степень виновности участников ДТП устанавливает только суд. Ни сотрудники ДПС, ни эксперты не имеют таких полномочий.

Если полис ОСАГО только у одного владельца ТС

Водители Иван и Игорь обоюдно виновны в ДТП. У Ивана полный порядок со страховкой, а у Игоря ее нет. Игорь обращается в страховую компанию Ивана и получает выплату. Иван обращается в суд с исковым заявлением и взыскивает с Игоря сумму причиненного ущерба.

При взыскании ущерба с виновника ДТП без страховки работает правило, на основании которого производится выплата по ОСАГО: компенсация назначается обратно пропорционально степени виновности. Единственное различие: в одном случае ущерб компенсирует страховая компания, в другом – второй виновник происшествия.

Если один водитель был в нетрезвом состоянии

В этом случае устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и нарушениями, который допустил каждый из участников. Мнение о том, что пьяный водитель априори виновен – заблуждение. Да, его привлекут по статье за вождение в нетрезвом виде. Но если не его действия привели к происшествию, то его вины в ДТП нет.

Само по себе опьянение причиной аварии быть не может. А вот допущенные из-за него нарушения – вполне.

Поэтому по факту произошедшего ДТП второго виновника не должно волновать, находился ли первый в состоянии опьянения или нет. Значение имеет только установленная степень его вины. Если виновны оба в равной степени – производится выплата 50 на 50. Если в разной, то процент виновности установит суд.

обоюдное дтп

Однако в последнем случае определяющее значение имеет категория пострадавшего. Если им оказался второй водитель, то ответственность возлагается на первого. Если же пострадавшим признан, например, пешеход, то за него отвечают оба виновника ДТП.

Порядок действий при обоюдной аварии

В какую страховую обращаться после происшествия? В свою. Если же у вас не было страховки, то необходимо обратиться к страховщику второго виновника. Тот, в свою очередь, имеет право взыскать с вас компенсацию через суд.

европротокол при обоюдке

Да, равно как и при любом другом ДТП, но только в ситуациях, когда происшествие соответствует требованиям оформления европротокола. Напомним, что для этого должны быть соблюдены следующие предусмотренные законом условия:

  • В происшествии участвовало ровно 2 транспортных средства.
  • Оба участника ДТП имеют страховые полиса.
  • В ходе происшествия был причинен вред только транспортным средствам, но не жизни и здоровью, не другому имуществу.
  • При ДТП между машинами был прямой контакт.
  • Не превышался лимит в 100 тыс. руб или в 400 тыс. руб, если оформление происходило посредством приложения.
  • Участники происшествия пришли к соглашению в обстоятельствах ДТП.

Соответственно при оформлении европротокола в нашей ситуации участники дают обоюдное согласие и, тем самым, происходит установление их обоюдной вины. Часто именно этот факт страховые компании относят к разногласиям между участниками происшествия, хотя прямого указания на это в законе нет.

Установление степени вины в ДТП

Если участники ДТП не согласны признать обоюдную вину и хотят установить ее степень, то они обращаются в суд. В этой ситуации истцом может выступить как один водитель, так и оба. Суд рассматривает представленные доказательства и документы, заслушивает свидетелей, если таковые имеются, и устанавливает степень вины каждого участника аварии в процентном соотношении. В зависимости от этих показателей в дальнейшем водителям выплачивается компенсация от страховщиков или вторых виновников ДТП.

Как оспорить обоюдную вину?

Если речь идет об оспаривании протокола, то вы можете обратиться к руководству составившего документ инспектора. Если это не принесет результата, то нужно идти в суд. Если же речь идет как раз о судебном решении, то вам необходимо обратиться в вышестоящий суд с соответствующим апелляционным заявлением.

Во второй ситуации вам также может потребоваться помощь квалифицированного юриста. Необходимо предоставить весомые аргументы, которые позволят отменить решение суда первой инстанции. Часто требуется проведение экспертиз, сбор документов, привлечение свидетелей – в этом может помочь опытный автоюрист.

Можно ли не заявлять в ГИБДД о ДТП и уехать?

Теоретически это возможно, хоть и не вполне законно. Но мы не рекомендуем оставлять место ДТП и не заявлять о нем. Иногда лучше получить штраф и увеличить КБМ, даже если повреждения совсем небольшие и по оценке выйдут всего на пару тысяч рублей. Ничто не мешает второму виновнику происшествия вернуться на место и вызвать сотрудников ДПС.

Если вы все же решили договориться и оставить место ДТП, то:

  • Напишите расписку – в ней укажите, что в происшествии не было пострадавших, и необходимость в оформлении инцидента отсутствует.
  • При необходимости составьте европротокол, заранее договорившись, что никто из вас не будет обращаться в суд.

На самом деле избежать повышения КБМ можно даже после вызова сотрудников ДПС – главное договориться, что никто из вас не будет обращаться в страховую компанию за выплатой компенсации. В этом случае вы отделаетесь штрафами. Однако маневры до обмана со стороны второго участника все равно остаются.

Обоюдная вина при ДТП – кто возмещает ущерб и в каком размере, способы доказывания + три примера из судебной практики

Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

Правовое регулирование

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Когда вина при ДТП признается обоюдной

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Шаг первый – фиксация до приезда ГИБДД

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Шаг второй – обследование места происшествия сотрудниками ГИБДД

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Шаг третий – документальное оформление нарушения

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Как возмещается ущерб

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Обоюдная вина и европротокол

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4 п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

Когда есть пострадавшие

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Способы доказывания степени вины

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Примеры судебной практики

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины. Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами.

Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.

К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.

Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Так в решении Рыбинского городского суда Ярославской области по делу № 2-2052/2017 установлена ответственность Администрации за выбоину (степень вины – 80%), а также вина водителя (20%), за его невнимательность.

Рекомендации участникам дорожного движения

Главное правило на дороге говорит – не бывает невиновных водителей в аварии. Один нарушает, другой – надеется на правильные действия всех водителей и не принимает мер предусмотрительности.

В связи с этим, основные рекомендации таковы:

При возникновении спорных ситуаций на дорогах, рекомендуется обращаться к юристу или адвокату по ДДП. Не стоит, надеются на свои силы, решение споров в суде нужно доверять специалистам.

Не забудьте, если быть взаимовежливыми, то аварий на дорогах будет меньше.

Несколько примеров ДТП с обоюдной виной

Есть целый ряд типичных ситуаций, которые не особо въедливые сотрудники ГИБДД и судьи разбирают по шаблону. Вот примеры. Допустим, один водитель поворачивает налево под зеленую стрелку светофора, горящую одновременно с основным красным сигналом, в то время как встречная машина, для которой горит запрещающий сигнал, пролетает перекресток прямо. Удар! Поскольку пункт 13.5 ПДД требует уступить дорогу транспорту, движущемуся с других направлений без каких-либо дополнительных условий (в том числе о соблюдении ПДД), получается, что в столкновении есть вина того, кто ехал в направлении стрелки. Более того, нередко исходом становится даже не обоюдка, а виновным в ДТП признают именно его. Того же, кто ехал на красный, лишь штрафуют за проезд на запрещающий сигнал.

imagespecial image for: 78210

Ну и третий, пожалуй, самый распространенный типичный случай, когда представители власти, идя по пути наименьшего сопротивления, признают обоюдную вину. Речь о ДТП, которые происходят из-за того, что водитель пошел на обгон машины, которая в этот момент решила повернуть налево. Очевидно, что водитель не должен был начинать опережение, особенно если в этом месте обгон был запрещен знаками и (или) сплошной линией дорожной разметки. Но второму водителю нередко вменяют в вину то, что он не убедился в безопасности маневра.

Что говорит Верховный суд

Два года назад на помощь водителям, которые уже попали и продолжают попадать в такие ситуации, пришел Верховный суд, который, проанализировав практику рассмотрения судьями дел, рекомендовал нижестоящим судебным инстанциям при разборе ДТП исходить из следующих соображений (дословно):

content image for: 81319

Соблюдение ПДД не гарантирует победу в суде

Значит ли это, что теперь водитель, свято соблюдающий ПДД, навсегда избавлен от риска быть обвиненным в совершении ДТП? Отнюдь. И причин тому, как минимум, две. Во-первых, несмотря на то, что Верховный суд — это высшая судебная инстанция, нижестоящие суды (как федеральные, так и мировые) ему не подчиняются. Право в нашей стране не прецедентное, в отличие, в частности, от Великобритании, где однажды принятое судом решение должно в аналогичных ситуациях копироваться другими судьями.

Иными словами, указанный документ — это лишь рекомендация судьям, которой они могут следовать, а могут и не обращать внимания. При этом декларируется, что суды у нас независимы, поэтому окончательное решение всегда на совести конкретного судьи. Для сотрудников полиции, которые рассматривают львиную часть дел о ДТП, позиция ВС РФ тем более не указ, так как у них есть свое руководство.

Позиция Верховного суда — это лишь рекомендация, поэтому даже убежденным приверженцам ПДД стоит оставаться осмотрительными.

Вторая причина кроется в фактической составляющей. Да, нарушающий ПДД не должен рассчитывать на безусловное преимущество. Однако всегда ли водитель, четко следующий букве закона, может знать о том, нарушает другой водитель или нет? Возвращаясь к приведенным ранее примерам, водитель, поворачивающий на зеленую стрелку, не может достоверно знать, какой сигнал горит с противоположного направления, ведь светофор ему не виден. Движущийся по обочине транспорт может иметь на это право. Допустим, если это мопед или автомобиль, который съехал на обочину, чтобы остановиться на ней, или, наоборот, только начинает движение и просто не успел выехать на проезжую часть. Обгоняющий водитель мог не знать о запрете на обгон (знаков и разметки не было видно из-за погодных условий или нарушений в их применении), а левый поворотник на впереди идущей машине включился, когда он уже находился на встречной полосе.

Какой же вывод можно сделать? Очень простой: соблюдение ПДД не освобождает участника дорожного движения от обязанности быть осмотрительным и уж точно не гарантирует невиновность при разборе инцидента. Это должен понимать каждый, кто вступает в процесс, именуемый дорожным движением.

Читайте также: