Дата утраты права на автомобиль что значит

Обновлено: 01.05.2024

Автовладельцы часто сталкиваются с ситуацией, когда машину нужно хоть на какое-то время снять с учёта. Например, для того, чтобы не платить транспортный налог, пока она стоит в гараже без движения, после серьёзного ДТП. Раньше, для этого нужно было проходить длительную процедуру. Но после изменений в Регламент МВД, прекращение регистрации транспортного средства в связи с утратой или кражей превратилось в простую процедуру, по сути уведомительного характера.

В чём особенность прекращения регистрации авто (снятия с учёта)

Автомобиль

Но при определённых условиях, действующий Порядок и Регламент регистрации ТС, позволяют владельцам снять с их учёта, сохранив за собой право его восстановления, если причины, которые привели к этому, будут устранены. Например, если машина была сильно повреждена и на ней стало невозможно ездить или же она была украдена.

Новый порядок заметно проще того, который действовал до 2013 г., и избавляет автомобилистов от прохождения длительных процедур. Фактически, он превратился в уведомительный.

Законодательное регулирование вопроса

Регулируют регистрацию транспортных средств и её прекращение в России постановления Правительства и приказы Министерства внутренних дел.

МВД издало свой приказ №1001 от 24.11.2008 г., определяющий порядок регистрации автомобилей, на основании постановления Правительства РФ №938 от 12.08.1994. Этот нормативный акт установил право владельцев машин осуществлять все регистрационные действия в каком угодно МРЭО любого региона страны.

В 2013 г., приказом №605 был введён в действие новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. Этот документ, с изменениями, внесёнными в него в 2017 г., заметно упростил порядок прекращения регистрации авто.

Причины прекращения регистрации ТС

Номера и документы

Действующий Административный регламент содержит исчерпывающий перечень причин, по которым можно прекратить регистрацию машины (снять её с учёта). Некоторые из них подразумевают, что автомобиль или его владелец исчезнут из базы данных ГИБДД навсегда, а некоторые позволяют восстановить данные в случае исчезновения причин, вызвавших её прекращение.

В соответствии с пунктом 60 Регламента, прекратить регистрацию можно по таким причинам:

  • утраты машины;
  • кражи;
  • окончания действия регистрации на ограниченный срок;
  • продажи;
  • поскольку договор лизинга прекращён;
  • отказа от прав на застрахованное имущество;
  • поскольку авто вывозится за пределы страны;
  • смерти или прекращения деятельности (если речь о юрлице) владельца;
  • утилизации.

Стоит отметить, что нормы Регламента предполагают: если основанием прекращения регистрации являются причины под номером 1, 2, 3, 5, 8 из этого списка, то в паспорте транспортного средства (если он не был утерян сам) делается запись о снятии с учёта в связи с утратой ТС или невозможностью пользоваться им.

Первым из перечисленных Регламентом оснований для снятия с учёта транспортного средства, является его утрата. Это также одна из наиболее часто указываемых российскими автовладельцами причин в их заявлениях.

Свалка машин

Всё дело в том, что под данный термин попадает довольно широкий фактических причин, из-за которых авто может считаться утраченным:

  1. Попадание машины в ДТП, в результате которого на ней стало невозможно ездить.
  2. Передача управления по доверенности.
  3. Сложные технические проблемы, из-за которых она надолго прикована к гаражу.
  4. Пропажа за давностью лет.
  5. Отсутствие любых документов на авто.

Если причиной потери транспортного средства является какая-то техническая неисправность (включая, дорожно-транспортное происшествие), то доказательством для ГИБДД будет служить заключение СТО. Правда, нормативные акты не требуют предоставления заключения при подаче заявления.

Основание снятия с регистрационного учёта — угон

Во-первых, это чревато тем, что участником противоправных актов, в которых будет замечена машина, будет считаться владелец, у которого её украли. Придётся доказывать свою непричастность правоохранительным органам, что не так уж просто.

Во-вторых, пока машину ищут, и на ней катается вор — автовладельцу нужно платить транспортный налог. А время, которое пройдёт перед обнаружением преступника, может длиться очень долго.

К сожалению, данный способ снятия иногда используют для мошенничества. Отдельные автовладельцы, снимая с учёта ТС по причине кражи, пытаются таким образом избавиться от необходимости оплачивать штрафы. Они пользуются тем, что перечень необходимых документов не предполагает наличия доказательств для подачи заявления об угоне. Если всё же обман обнаружится, то он грозит серьёзным наказанием.

Собственникам машин, которых волнует вопрос, как снять с учёта угнанный автомобиль, нужно будет пройти такую же процедуру, как и при его утрате. Разница лишь в том, что в заявлении указывается другая причина. Одновременно со снятием, его номера объявляются в розыск.

Прекращение регистрации транспортного средства, чтобы не платить транспортный налог

Ключи от машины

Многие автовладельцы сталкиваются с тем, что по какой-либо причине они не могут пользоваться своей машиной — например, она попала в ДТП и требует длительного ремонта — но, при этом, им приходится платить транспортный налог. Естественно, они задаются вопросом, можно ли этого не делать на законных основаниях? Да, государство предоставило такую возможность, позволив временно прекращать регистрацию ТС по заявлению его владельца.

Можно написать заявление о том, что автомобиль был утрачен. Поскольку в таком случае его пригон в МРЭО не требуется, то отказ маловероятен. Но, решившись на это, во-первых, надо учесть тот фактор, что после восстановления ходовых характеристик авто, его всё равно снова придётся зарегистрировать. А значит, и уплатить положенную пошлину. Владельцу стоит сравнить расходы на уплату налога и размер госпошлины прежде, чем он решит снять транспортное средство с учёта.

Но есть ситуация, когда такое сравнение не имеет значения. Речь о хищении машины. Платить транспортный налог в ситуации, когда машина угнана, в принципе не имеет смысла. Неизвестно сколько правоохранительным органам потребуется времени на раскрытие преступления, и будет ли авто возвращено в принципе.

Какие документы нужны для снятия с учёта в связи с утратой ТС

Для того, чтобы прекратить регистрацию автомобиля из-за его утраты (а также кражи или окончания её действия на ограниченный срок), нужно собрать ряд документов, которые потом подаются в любое избранное МРЭО.

Заявление

На сегодняшний день, это перечень включает в себя:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность (обычно – паспорт);
  • доверенность от имени собственника (если он и заявитель — не одно лицо);
  • регистрационное свидетельство (если оно при заявителе);
  • ПТС (если он у заявителя);
  • номера авто (если они у заявителя).

Эта процедура не предусматривает государственной пошлины, поэтому в перечне нет квитанций о её уплате.

Заявление должно быть должным образом заполнено и подано вместе с остальными бумагами в любой Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД на территории России. У владельца авто нет обязанности ехать на место постановки на учёт для снятия с него.

Заявление о прекращении регистрации

Существует два допустимых правовыми нормами способа написания заявления на прекращение регистрации ТС — в произвольной форме или использовав бланк из Приложения №1 к Приказу МВД №605 (Регламенту). Второй вариант — предпочтительнее.

Угонщик

Бланки заявления в соответствии с формой из Регламента можно получить, обратившись в МРЭО или распечатав их самостоятельно (если заполнение происходит не в электронном виде). Заполнить бланк можно на компьютере, так и вручную. В последнем случае стоит использовать ручку с синей пастой. Подпись заявителя всегда ставится им собственноручно.

При заполнении заявления очень важно не ошибиться с основными данными. Никакие исправления или ошибки недопустимы. При их наличии заявление переписывается целиком, а пакет документов возвращается владельцу.

Бумага имеет девять блоков, в каждом из которых содержатся данные об авто, его владельце или подавшем заявление доверенном лице.

В первом из этих блоков, предстоит заполнить такие данные:

  • шапку с данными инспекции и именем заявителя;
  • выделить основание для прекращения;
  • полные сведения о транспортном средстве.

Во втором блоке надо указать полные транспортные данные заявителя. Третий — содержит сведения о заявителе, действующем по доверенности, которую ему вручил владелец транспортного средства. Остальные блоки документа заполняются сотрудниками МРЭО в случае, если такая необходимость возникнет.

Порядок прохождения

Процедура по прохождению регистрационных действий, включая её прекращение, была существенно упрощена благодаря Постановлениям МВД №139 от 20 марта 2017 г. Теперь она занимает довольно мало времени, а все требования выражены в нормативных актах с достаточной ясностью.

Для того, чтобы снять ТС с регистрации, нужно выполнить несколько простых шагов:

  1. Определиться с тем, какое основание будет использовано, как причина для снятия машины с регистрации. Закон предоставляет довольно большую свободу действия в этом вопросе, но нужно учитывать тот факт, что вскрывшийся может повлечь за собой ответственность.
  2. Определить собственника транспортного средства в соответствии с юридическими данными. Если он доподлинно известен, то этот этап пропускают.
  3. Выбрать подразделение инспекции, в которое лучше всего обратиться. Законодательство никак не ограничивает выбор МРЭО — снять авто с учёта можно в любом населённом пункте РФ.
  4. Собрать все необходимые документы, чей перечень приведён выше и правильно написать заявление. Подать эти документы.

При подаче документов в приёмное окно, от заявителя могут потребовать написать на обороте одного из подаваемых документов краткую объяснительную—резюме. Когда бумаги будут обработаны, их оригиналы возвращают владельцу.

По итогу прохождения этих шагов авто должно быть снято с учёта и его владелец перестаёт числиться в базе данных ГИБДД.

сайт Госуслуги

Это связано с тем, что благодаря ресурсу можно:

Владелец авто избавлен от необходимости от руки писать заявление и лично являться в инспекцию для записи на приём. Кроме того, в случае возникновения спорных вопросов или неясности, он может получить консультацию у специалиста в данном вопросе.

Чтобы воспользоваться данной возможностью, нужно предварительно обзавестись верифицированным ГУВМ МВД через телефон, аккаунтом на сайте.

Если такой аккаунт у гражданина уже есть, то действовать ему надо в таком порядке:

Данный порядок не только прост, но и заметно сэкономит время заявителя, потраченное на прохождение регистрационных процедур.

Для того, чтобы прекратить регистрацию авто из-за его утраты или угона, необходимо пройти довольно простую процедуру, установленную Регламентом МВД от 2013 г. Она включает в себя сбор и подачу установленного пакета документов, вместе с заявлением.

Прибегнуть к этой процедуре можно в том случае, если машину ждёт длительный ремонт или она находится не в руках её владельца. Снятие с учёта полностью бесплатно.

8 поводов аннулировать водительские права: что нужно знать водителям?

Аннулирование документа — это формальный акт, который проводится в связи с тем, что изложенные в нем данные указаны неверно/неактуально или владелец документа скончался. В дальнейшем аннулированный документ использовать нельзя. Также эта процедура нужна для того, чтобы исключить одновременное использование старого и нового удостоверения.

МВД России в новом проекте приказа об административном регламенте о сдаче экзамена на права и выдаче водительских удостоверений выделило восемь поводов для аннуляции водительского удостоверения. И хотя до этого в регламенте они прописаны не были, эксперты отметили, что новый проект дублирует положения постановления правительства от 2014 г. В той версии документа изложены все возможные случаи, когда российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и будет аннулировано.

Почему могут аннулировать водительские права:

1. если истек срок действия водительского удостоверения;

2. если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;

Можно ли пользоваться старыми водительскими правами, если сменил фамилию, имя или отчество?
При смене ФИО за водителем остается право водить автомобиль, но удостоверением со старыми данными он пользоваться не сможет. Удостоверение с неактуальными данными, не совпадающими с информацией в прочих документах, становится недействительным. Это нарушение и за него полагается штраф — 500 рублей – и аннулирование документа. Следовательно, временно приостановится право на управление автомобилем. Это побудит водителя заменить удостоверение на новое.

3. если на водительском удостоверении есть следы износа или повреждения ;
Иными словами: данные водительского удостоверения частично не читаемы.

Что делать, если случайно испортил права?
Многие водители сталкиваются с тем, что на документе не видная фотография, не читаются ФИО, не виден номер и пр. Часто бывает, что водительские права “помылись” в стиральной машине, и информация частично или полностью стерлась. Или по случайности карточка погнулась, и теперь плохо видна фотография водителя и/или данные не читаются.
Могут ли из-за этого лишить прав? По словам юристов – нет.
Autonews пообщались на эту тему с ведущим юристом Европейской юридической службы Орестом Мацалой:

Избежать штрафа, увы, не получится, даже если сотрудник убедится, что водитель действительно имеет удостоверение и срок его действия не истек.

4. если водительское удостоверение выдано на основании поддельных документов, либо с нарушением правил;

5. если поступило заявление об утрате/хищении водительского удостоверения;

6. старые права аннулируют, если было выдано новое водительское удостоверение;

7. если у водителя обнаружили медицинские противопоказания к управлению автомобилем;
Такое решение выносится в том случае, когда водитель, управляя транспортным средством, может представлять опасность, как для себя самого, так и для окружающих людей.

Что делать, если лишился права управления по медицинским показаниям?
Автоматически теряют право управления автомобилем страдающие зависимостями граждане, которые занесены в базы нарко- и психдиспансеров. Формально за руль им садиться запрещено. Но до момента запрета вождения и аннуляции прав нужно будет провести ряд действий, на которые требуется время.

Для начала о том, что водитель стоит на учете, должны узнать в ГИБДД или прокуратуре. Сотрудники этих ведомств регулярно делают соответствующие запросы в медучреждения. На основе полученных данных, инспекторами подается запрос в суд с требованием ограничить гражданам доступ к управлению. И только после постановления суда страдающий зависимостями водитель будет считаться нарушителем.

Вся эта процедура требует продолжительное количество времени, за которое страдающие зависимостями водители могут беспрепятственно садиться за руль. Но уже с 2022 года процедура ускорится, ведь ГИБДД получат возможность быстрее лишать водительских прав по состоянию здоровья.

8. смерть владельца водительского удостоверения.
В этом случае аннуляция прав предотвращает возможность пользования удостоверением умершего человека недобросовестными людьми.

Читайте также: