Дтп с электросамокатом кто виноват

Обновлено: 27.04.2024

Сколько самокатов выкатились на улицы в этом сезоне

В Москве насчитывается 500 тысяч активных пользователей сервисов аренды электросамокатов — такие данные приводит Департамент транспорта.

Вместе с числом самокатов растёт количество аварий. По данным Департамента транспорта, за четыре месяца 2021 года произошло 27 ДТП с участием СИМ — за весь прошлый год их было 17.

Аварии с электросамокатами случаются не только в Москве. 16 мая солист Мариинского театра Давид Залеев упал с электросамоката и получил травму головы. Сейчас он находится в коме. Событие спровоцировало в соцсетях активное обсуждение средств микромобильности. 22 мая произошла ещё одна авария — самокатчик врезался в вице-спикера Гордумы Краснодара Александра Сафронова.

Как власти пытаются разобраться с новыми ДТП

Новую версию поправок Минтранс подготовил в сентябре 2020 года. Пользователям СИМ запрещалось превышать скорость 20 км/ч в пешеходных зонах и 60 км/ч — на проезжей части. Также министерство предложило установить знаки, обозначающие зоны дороги, куда будет запрещено выезжать владельцам СИМ. Кроме того, на электросамокатах нельзя будет ездить нетрезвыми. Проект предусматривает штраф до 1500 рублей за нарушение новых правил. Позднее выяснилось , что проект собирается установить максимальную допустимую скорость для электросамокатов в 25 км/ч.

Сейчас владельцы электросамокатов, моноколёс и гироскутеров всё ещё приравнены к пешеходам.

Что сделали в Казани

Жёстче всего в борьбе с авариями проявили себя власти Казани: местная ГИБДД лишила водительских прав нетрезвого самокатчика. Кроме того, казанская ГИБДД вместе с исполкомом города решили штрафовать людей, бросающих самокаты на тротуаре. Два дня назад стало известно, что в Казани могут и вовсе частично запретить электросамокаты.

Что предлагает следственный комитет

Инициатива связана с уголовным делом в отношении двух молодых людей на самокатах. По версии следствия, вечером 13 мая на Невском проспекте они столкнулись с прохожими на тротуаре. На следующую ночь один из молодых людей снова наехал на пешехода, а потом вместе с другим его избил. Против сервиса аренды возбудили уголовное дело.

Что предлагает ЦОДД

Осенью 2020 года Центр организации дорожного движения предлагал установить максимальную скорость для самокатов на проезжей части в 25 км/ч и запретить им выезжать на магистрали. В ЦОДДе также предложили закрепить приоритет пешеходов на тротуаре и обязать самокатчиков спешиваться, если их транспортное средство мешает проходу.

Что предлагает Дептранс

Что говорят урбанисты

Пока одни горожане осваивают новое транспортное средство, количество недовольных самокатами растёт.

Госдума запретила выдвигаться на выборах тем, кто хоть раз в жизни пользовался электросамокатом

— да, сковорода (@eskovoroda) May 21, 2021

Электросамокаты на тротуарах - это зло и беда для Москвы. Почему бы этим отважным людям, летящим, сигналя (. ) пешеходам, не пойти на проезжую часть?! Тоже самое касается велосипедистов на тротуарах. Цензурных слов нет. Тротуар - это для пешеходов, для тех, кто идёт пешком!

— Василий Конов (44+) (@VasilyKonov) May 18, 2021

мой естественный враг в дикой природе это электросамокат

— мфц округа парадиз (@bonfooy) May 24, 2021

Как самокаты регулируют в других странах

Курьер на улице Бухареста. Фото: depositphotos ​

Что отвечают представители сервисов аренды самокатов

Юлия Камойлик, PR-менеджер сервиса Whoosh, отмечает, что скорость на шеринговых самокатах системно ограничена: например, самокаты Whoosh ездят не быстрее 25 км/ч. Однако снизить скорость самокатов, которые люди покупают, не получится.

Илья Тимаховский, директор по развитию Urent, тоже считает, что причина аварий — личные самокаты, на которых ездят со скоростью 40—60 км/ч. По словам Ильи, самокаты Urent ездят не быстрее 20—25 км/ч.

Другая мера, которую предпринимает Urent, — обучение пользователей. Сервис расставил на набережных, в парках и других точках притяжения консультантов, которые объясняют людям базовые правила ПДД и показывают, как управлять самокатом. По словам Ильи, в выходные сервис обучает от 10 до 20 тысяч клиентов в день. Сейчас эта акция действует в 20 городах России.

Что думают пользователи электросамокатов

Продуктовый дизайнер Вячеслав Новосельцев два года использовал электросамокат как постоянное транспортное средство и на протяжении года не спускался в метро. Вячеслав считает, что у самокатов сложился имидж простого в использовании транспортного средства, что не соответствует действительности.

К кому обращаться и кто должен компенсировать ущерб за пострадавшую в аварии машину, если столкновения не было?

После аварии надо не только правильно оценить ущерб, но и найти, с кого его взыскать. Фото: Юрий Смитов / ТАСС

После аварии надо не только правильно оценить ущерб, но и найти, с кого его взыскать. Фото: Юрий Смитов / ТАСС

Так называемые бесконтактные аварии происходят довольно часто. Один водитель не уступил другому дорогу или проехал на красный свет, разворачивался в неположенном месте. Другой, чтобы избежать столкновения, поворачивает, но улетает с дороги. Авария есть, контакта нет. При этом у пострадавших в таких ситуациях водителей возникает масса проблем. Сначала им нужно доказать, что авария произошла по вине другого участника, а потом найти способ взыскать с него ущерб. С кого требовать возмещение ущерба, разъяснил в своем решении Верховный суд.

Итак, некто Сызранов ехал по дороге, как вдруг перед ним начала разворот машина, которой управляла некая Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко крутанул руль, но не справился с управлением, слетел с дороги, перевернулся и врезался в дерево.

ГИБДД установила, что в аварии виновата Ермоленко. Тогда Сызранов обратился в свою страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Однако страховщик ему в этой выплате отказал, сославшись именно на то, что столкновения двух машин не было.

Сызранов подал в суд на компанию и выиграл его. Суд постановил взыскать со страховщика 370 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба и 100 тысяч рублей в качестве штрафа.

Однако страховщик с таким решением не согласился и обратился в апелляционную инстанцию. Но апелляционный суд также встал на сторону пострадавшего и подтвердил решение нижестоящего суда.

Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И тот установил, что нижестоящие суды заблуждались в своих решениях.

Согласно пункту 3 статьи 1079 Гражданского кодекса, под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Даже если не было непосредственного контакта (столкновения) в ДТП, ответственность за причинение вреда все равно лежит на виновнике аварии. То есть решение об отказе в выплате страхового возмещения нельзя признать законным. Именно на это ссылались суды нижних инстанций.

Однако согласно пункту 1 статьи 14 закона об ОСАГО потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда своему страховщику только в строго установленных случаях. А именно, когда в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам. При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

В данной ситуации страховщик действительно не должен был оплачивать ущерб в соответсвтии с законом об ОСАГО. В этой ситуации Сызранов должен был предъявить требования к страховщику причинителя вреда - виновника ДТП.

Пострадавший при таком бесконтактном ДТП водитель, когда вина другого водителя доказана, без возмещения ущерба не останется. Но за выплатой он должен обращаться не к своему страховщику, а к страховщику виновника аварии.

Лев Воропаев, юрист

- Верховный суд трактует именно понятие взаимодействие (столкновение), приведенное в статье 14.1 закона об ОСАГО, как непосредственное взаимодействие двух транспортных средств (хотя нижестоящие суды со ссылкой на 1079-ю статью ГК РФ высказывали иную позицию). А раз не было непосредственного соприкосновения двух транспортных средств при ДТП, значит, как указывает ВС, не выполняется одно из требований по прямому возмещению убытков (ПВУ) по ОСАГО (ст. 14.1). А поэтому, как опять же заметил ВС, в силу статьи 12 закона об ОСАГО необходимо обратиться в страховую компанию виновника.

В Москве растет количество аварий и происшествий с электросамокатами. А буквально накануне ночью в Петербурге сильно пострадал танцор Мариинского театра, врезавшись в пешехода на электросамокате. В целом число аварий с электросамокатами, по данным ЦОДД, выросло на 66%. Рассказываем истории москвичей, которые пострадали от столкновения с СИМ, а также разбираемся в причинах происшествий.

"Две недели лежала на кровати"


Фото: телеграм-канал BAZA

31-летний танцор Мариинского театра Давид Залеев сам управлял электросамокатом. Судя по видео, которое попало в Сеть, он ехал на довольно большой скорости, задел пешехода и упал на тротуар. Залеева госпитализировали: танцор получил травму головы и в настоящий момент находится в коме. По некоторым данным, он был пьян.

Эксперты называют чудом тот факт, что другие пешеходы сильно не пострадали из-за столкновения. Но так везет не всем и не всегда. Москвичка Екатерина Апполонова рассказала Москве 24, что попала в так называемое ДТП с электросамокатом прямо на пешеходном переходе.

"Я посмотрела, что загорелся зеленый светофор, и сделала шаг на дорогу. Рядом были люди с обеих сторон. Слева тоже. Там был мужчина. Видимо, из-за него я и не увидела несущегося на электросамокате человека. Он объехал мужчину и на всей скорости врезался меня. Я более худая, чем мужчина, и парень на самокате меня за ним обнаружить не ожидал", – рассказала Екатерина.

Травмы были сильные. Две недели лежала на кровати. К врачам не обращаюсь. Не люблю все эти лишние процедуры. У меня не было переломов. Только ушибы и синяки. Это нужно было пережить.

По словам девушки, сам самокатчик не пострадал. Он проводил Екатерину до нужного ей места, взял телефон, чтобы спросить о ее здоровье на следующий день, – и пропал.

После происшествия водители средств индивидуальной мобильности (СИМ) вызывают у Екатерины чувство дискомфорта на дорогах и тротуарах. "Мне сильно неприятно, когда из-за спины выскакивает велосипедист или самокатчик на дикой скорости. В сантиметрах от меня. Я понимаю, что людям нужно передвигаться быстро по городу, что пробки и переполнен общественный транспорт. Но их гонка по тротуарам – опасность для пешеходов", – выразила мнение девушка.

Пешеходы не единственные, кого зачастую раздражает поведение электросамокатчиков. Очень часто они мешают автомобилистам на дорогах.

"Буквально сегодня на Цветном бульваре меня на скорости 60 километров в час подрезал мужчина на электросамокате", – рассказала Москве 24 москвичка Анастасия Еремина.

Я ехала в правом ряду. Рядом по велодорожке друг за другом ехали велосипедисты, не нарушая правил. Но, видимо, по мнению электросамокатчика, они ехали медленно. Поэтому он решил обогнать их по проезжей части, вылетев мне практически под колеса.

По словам девушки, водителей на дороге было немного, поэтому она смогла вовремя затормозить и избежать ДТП. Но так получается не всегда.

"Нужно прививать культуру вождения"


Фото: телеграм-канал "Mash на Мойке"

По данным ЦОДД, в прошлом году число аварий с подобным транспортом выросло на 66%. По мнению экспертов, причина такой статистики заключается в том, что управление СИМ в России пока никак не регламентировано.

"Количество электросамокатов растет, популярность растет, а ограничений никаких не существует. Это удобное средство передвижения, модное. Оно доступно практически каждому. Но законодательством оно пока никак не урегулировано", – пояснил в разговоре с Москвой 24 заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский.

Сейчас согласовываются поправки к ПДД, которые сделают СИМ транспортным средством и введут определенные ограничения при передвижение их по пешеходным дорожкам, по велодорожкам и в том числе по правой стороне обочины.

В конце апреля были выделены основные правила, соблюдать которые хотят обязать водителей СИМ:

  • максимальная скорость на проезжей части не должна превышать 25 километров в час (за этим требованием проследят сотрудники ГИБДД и участковые);
  • на тротуаре они обязаны двигаться со скоростью людского потока, преимущество имеют пешеходы, а пользователи СИМ при создании помех должны сойти с транспорта;
  • запрещается движение по большим автомагистралям, в том числе по МКАД и ТТК;
  • если устройство способно разгоняться до 25 километров в час, то его приравнивают к мопедам, для управления которыми нужны водительские права;
  • перевозить пассажиров на СИМ запрещено;
  • дети до 7 лет при катании обязаны носить шлем и светоотражающие элементы, также это делать рекомендуется и взрослым;
  • любое СИМ должно быть оборудовано светоотражающими элементами или фарами.

Однако не все эксперты уверены, что такой подход будет работать. "Тут вопрос к ответственности граждан. Поэтому необходимо повышать культуру катания на электросамокатах, сознательность наших граждан", – заявил организатор движения городских самокатов Let's kick Moscow Александр Нилов.

Такой практики ( получения водительских прав на электросамокаты. – Прим. ред. ) нет нигде в мире. Мы если введем такие правила, то убьем все сервисы проката, все сервисы доставки.

Нилов считает, что необходимо не пугать электросамокатчиков, а больше рассказывать об ответственном использовании СИМ. "Я все-таки за то, чтобы увеличивать информированность людей. Чтобы СМИ помогали и не демонизировали самокаты, а рассказывали о них, рассказывали о том, как это полезно и как правильно ими пользоваться", – пояснил эксперт.

Также к большей ответственности за нарушения правил использования электросамокатов должны привлекать сервисы, считает Нилов. "Например, многие сервисы в этом году декларируют правило "один самокат – один человек". К сожалению, это правило часто не соблюдается. Но регулировать его могут сами сервисы", – пояснил эксперт.

По его мнению, все перечисленное в совокупности поможет сделать движение безопасным и комфортным для всех его участников как на проезжей части, так и на тротуаре.

Читайте также: