Для профилактики остеохондроза у водителей необходимо иметь автомобильное кресло с

Обновлено: 04.03.2024

Автомобильный транспорт — источник повышенной опасности, его владельцы несут юридическую ответственность даже при отсутствии вины в совершенном правонарушении[1].

Работники, непосредственно управляющие транспортными средствами или управляющие движением транспортных средств, ответственны за жизнь и здоровье многих людей. Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу[2], рабочему времени, времени отдыха[3] и дисциплине труда лиц[4], работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Цель этих требований — свести к минимуму возможность причинения ущерба лицам, пользующимся транспортными средствами, иным лицам и окружающей среде.

Важно!

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ, ПРИНИМАЕМЫХ НА РАБОТУ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ С ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В системе обеспечения безопасности движения надежность водителя играет существенную и основную роль — 70 % ДТП происходит по вине водителей автомобилей. Поэтому повышение профессиональной надежности водителей — одно из важнейших направлений деятельности по профилактике и снижению уровня аварийности на автомобильном транспорте.

Надежность водителя рассматривается как его способность действовать в соответствии с определенными требованиями профессии как в обычных, так и в критических ситуациях в течение определенного промежутка времени. В конечном итоге надежность водителя включает:

  • профессиональную пригодность, в которую входит состояние здоровья, психологические и личностные качества;
  • профессиональную подготовленность (уровень профессиональных знаний и навыков) и опыт вождения;
  • высокую работоспособность и степень утомления;
  • состояние организма, обусловленное приемом лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя.

Юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения[5].

К сведению

Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством)[6]. Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 328 ТК РФ, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Работник, принимаемый на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, также в соответствии со ст. 23 Федерального закона о БДД, ст. 69, 213 и 328 ТК РФ, обязаны при приеме на работу проходить обязательные медицинские осмотры[7] и психиатрические освидетельствования[8].

Обратите внимание!

Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения определен Порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[9].

Данный Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — профотбор, транспортные средства), и их профессионального обучения (далее — профобучение), распространяется на юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) (далее — работодатели), осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работники, которые принимаются на работу к работодателям (далее — водители), осуществляющим перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соответствовать требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом[10], если иное не установлено законодательством РФ, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.

При проведении профотбора водителей рекомендуется использовать МР 2.2.0085-14[11] — содержат сведения по вредным факторам, которые рекомендуется включать в список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, а также различные типы психофизиологических тестов, которые позволят на ранних стадиях собеседования выявить у водителей склонность к психическим расстройствам, которые могут оказать влияние на уровень профессиональных рисков.

При проведении профессионального обучения (стажировки) водителей также можно руководствоваться РД-200-РСФСР-12-0071-86-12[12]. Данный Руководящий документ не обязателен для применения, так как не является нормативно-правовым актом, и может применяться в части не противоречащем законодательству.

Мы рекомендуем

Работодателю стоит разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок проведения профотбора и профобучения водителей в организации, который должен быть интегрирован с системой управления охраной труда, а также с системой управления безопасностью дорожного движения (при наличии).

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ВОДИТЕЛЕЙ

Профессиональный отбор — это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями[13].

Цель профессионального отбора водителей — привлечь к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством РФ.

У работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, должны быть в наличии права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Работники должны представить следующие документы: водительские права, трудовую книжку, свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика и др. Если документы соответствуют установленным требованиям, работодатель проводит собеседование с такими работниками.

Цель собеседования — подтвердить соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям квалификационными требованиями.

Собеседование проводится в устной форме.

Результаты собеседования заносятся в листы собеседования (п. 11 Порядка прохождения профотбора), которые должны храниться не менее пяти лет. Порядок хранения листов собеседования устанавливается работодателем.

Пример Листа собеседования для кандидатов в водители,

принимаемых в организацию, осуществляющую деятельность

по перевозке грузов неспециализированными автотранспортными средствами (грузовыми автомобилями)


Обратите внимание!

[1] Статья 1079, 1083 Гражданского кодекса РФ.

[2] Статья 328 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

[3] Статья 329 ТК РФ, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

[4] Статья 330 ТК РФ.

[6] Абзац 10 ст. 2 Федерального закона о БДД.

[7] В соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее — Порядок проведения медосмотров).

[8] В соответствии с Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

[9] Утверждено Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59 (далее — Порядок прохождения профотбора и профобучения водителей).

[10] Утверждены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 (далее — квалификационные требования).

[12] РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденное Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986.

[13] Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Минтруда России от 27.09.1996 № 1.

Н. Панфилов,
специалист по охране труда


От болезней позвоночника люди страдали во все времена. Эти болезни распространены в такой степени, что почти каждый человек страдает от них когда-нибудь. Даже в такой благополучной стране, как Швеция, болезни позвоночника - 10 - 15% случаев нетрудоспособности. Из 1000 больных, впервые обратившихся к врачу в связи с заболеванием позвоночника, 400 направляются в больницу, 30 из них остаются там для обследования и лечения, причем 5 - оперируются.

Ознакомление с положением дел показывает, что такие заболевания приблизительно равномерно распространены во всех возрастных группах, а рост их числа, обусловленный старением организма, очень незначителен. Другими словами, болезни позвоночника почти так же обычны у молодых, как у пожилых. Мужчины страдают ими почти в два раза чаще, чем женщины. Это можно объяснить анатомо-физиологическими особенностями и тем, что многие мужчины заняты тяжелым физическим трудом.

Остеохондроз. В данное время этим термином обозначают только дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, в первую очередь межпозвоночных дисков, сопровождающиеся уменьшением высоты, расслоением и деформацией. При этом расстраиваются и другие системы организма, но особенно ярко проявляются его последствия в позвоночнике.

Существуют и другие заболевания позвоночного столба: спондилоартроз, дискоз, радикулит, ишиас, люмбаго, грыжа диска, люмбоишиалгия и т. д. Начало заболевания - острое или постепенное, от незначительных болей до тяжелейшего состояния из-за невыносимых болей. Течение - с частыми или редкими обострениями, без периодов улучшения, с постепенным или быстрым нарастанием тяжести заболевания. Характер болезни зависит от степени, характера, уровня поражения межпозвоночных дисков.

При рентгенологическом обследовании: изменения формы тел позвонков, изменение высоты межпозвоночных дисков, наличие костных наростов на позвонках - "когтей", "шипов". Это и послужило причиной распространенного мнения об остеохондрозе как об "отложении солей в позвоночнике".

Вследствии изменения обменных процессов в позвоночнике возникают сосудистые, мышечные, двигательные и другие нарушения.

Длительное управление автомобилем не только вызывает боли в шее и спине, но может стать причиной хронических заболеваний позвоночника. Специалисты британского Королевского автомобильного общества (RAC) установили, что многие водители постоянно сидят в неправильной позе, что приводит к перенапряжению мышц спины. Наиболее опасна "поза банана", когда шофер сидит, наклонившись к рулю и вытянув выпрямленные ноги к педалям.

При этом создается максимальное давление на межпозвонковые диски, которое усиливается из-за тряски во время езды. Повышается и риск серьезных травм во время аварий. Медики рекомендуют использовать жесткие сиденья, хорошо подогнанные к фигуре водителя. Не следует отодвигаться далеко от педалей. Важно правильно отрегулировать положение подголовника.

Лучше использовать сиденья, обитые тканью, а не кожей или винилом. Директор Фонда RAC Эдмунд Кинг (Edmund King) отметил, что болезни позвоночника широко распространены среди таксистов, коммивояжеров и других людей, проводящих много времени за рулем, что в значительной мере связано с тем, что водители не уделяют их профилактике должного внимания.

Остеохондроз - самое распространенное заболевание среди водителей - профессионалов и автолюбителей, много времени проводящих за рулем. Дорожите здоровьем? Выбирайте автомобиль не только по ходовым качествам, но и с точки зрения удобства сиденья, а также научитесь правильно сидеть за "баранкой".

Сиденье, как залог здоровья

Оборудовано регулируемой поддержкой поясницы, которую следует установить как можно ниже, по желанию изменяются его высота и наклон. Спинка подвижна, поддерживает позвоночник в физиологическом положении, повторяя его физиологические изгибы. Обязателен подголовник для избежания травматизации шейного отдела позвоночника при резких рывках автомобиля.

Правильная посадка

Сидите прямо. Позвоночник опирается о спинку сиденья. В таком положении давление на межпозвонковые диски равномерное.
Положите под поясницу небольшую плоскую подушечку. Можете смастерить плотную поролоновую прокладку на сиденье с отверстием для копчика.
Старайтесь каждые 2-3 часа делать небольшую остановку и выходить из машины - просто размять спину, обойти вокруг машины. Можно пройдись по стоянке, сделать несколько упражнений. Так вы совместите приятное с полезным - сделаете профилактику остеохондроза и визуально проверите машину .

Для уменьшения неблагоприятного влияния на позвоночник вибрации и длительной вынужденной позы для водителей рекомендуется применять специальную ортопедическую подушку под спину.

Эта правильная удобная подушка принимает форму нижней части спины, создавая прочную поддержку для позвоночника. Подушка способствует поддержанию правильной осанки, уменьшая тем самым давление на поясничный отдел позвоночника и являясь профилактикой различных заболеваний в положении сидя. Вы можете ее использовать дома, на работе, в машине.
Подушка под спину рекомендуется людям, имеющим проблемы в поясничном отделе позвоночника и вынужденным длительное время работать сидя, для водителей.

Профилактика - надобр лечебных упражнений

Читайте также: