Динамический паспорт авто это

Обновлено: 25.04.2024

При оценке провозных свойств автомобиля необходимо оценить возможность движения автомобиля в зависимости от степени его загрузки относительно его номинальной грузоподъёмности сцепных качеств ведущих колёс автомобиля с опорной поверхностью. Эту задачу можно решить, построив и используя для выводов динамический паспорт автомобиля.

Динамический паспорт автомобиля представляет собой совокупность графиков динамической характеристики, номограммы нагрузок и графика контроля буксования.

Для построения используем график динамической характеристики автомобиля построенный на основании данных ПРИЛОЖЕНИЯ 6 (п. 1.3.1). При построении динамической характеристики считают, что автомобиль загружен до номинальной грузоподъёмности, а динамический фактор, соответствующий этой грузоподъёмности, обозначают D100. При вычислении динамического фактора не гружёного автомобиля его обозначают D0, а для случая перегрузки автомобиля на 50% его номинальной грузоподъёмности динамический фактор обозначают D150.

При построении номограммы нагрузок определяют масштабы а100, а0 и а150 динамического фактора, равного 0,1 при номинальной загрузке Н100, не гружёного автомобиля Н0 и перегруженного на 50% - Н150. Масштаб а100 выбирается произвольно в зависимости от формата чертежа, Для формата А3 рекомендуется масштаб а100=30…40 мм. Масштабы а0 и а150 являются производными от масштаба а100 и могут быть определены по зависимостям:

где G0 - собственный вес автомобиля, Н

Ga - полный вес автомобиля, загруженного грузом до его номинальной

а100 – принятый нами масштаб.

где G150 – вес автомобиля, перегруженного на 50% от номинальной

G150=G0+1,5*Gг=10241,64 Н Gг – номинальная грузоподъёмности, Н

Откладывая масштабы а100, а0 и а150 на соответствующих осях динамических факторов D100, D0 и D150, и соединяя одноимённые точки динамического фактора на этих осях получим номограмму нагрузок.

Для полной реализации динамического фактора необходимо, чтобы он не превышал динамического фактора по сцеплению, т.е., чтобы выполнялось условие:


Dmax


где - динамический фактор по сцеплению.

Для неполноприводных автомобилей:




где - коэффициент использования сцепного веса автомобиля;

G1(2) – весовая нагрузка на ведущую ось соответственно переднюю или заднюю, Н


- коэффициент сцепления колёс автомобиля с дорогой.

и


Проверяем:0,33 0,378 - Условие выполняется.


Масштабы динамического фактора по сцеплению при коэффициенте сцепления 0,1 определяют по следующим зависимостям:

-для негружёного автомобиля:

-для гружёного автомобиля на 100%:


b100=a100*(G1(2)/Ga)=70*(4582,251/8485,65)=37,8 38 мм

-для автомобиля, перегруженного на 50% от его номинальной грузоподъёмности:


b150=a150*(G150(2)/G150)=84,4855*(5530,48/10241,64)=45,62 46 мм

где G01(2) – Весовая нагрузка негружёного автомобиля, приходящаяся на ведущие колёса передней оси автомобиля.

G1(2) – весовая нагрузка автомобиля, загруженного номинальной грузоподъёмностью, приходящаяся на ведущие колёса передней оси автомобиля.

G150(2) – Весовая нагрузка, приходящаяся на ведущие колёса задней оси автомобиля, перегруженного на 50% от номинальной грузоподъёмности. G150(2)=G150*(a/(a+b))=5530,48 H


Откладывая масштабы b0, b100, и b150 на ординатах D0, D100 и D150 и соединяя одноимённые точки пунктирными линиями, получают график контроля буксования. Последовательно откладывая вверх по ординатам D0 D100 и D150 масштабы b0 b100 и b150 , строят графики контроля буксования для коэффициентов сцепления =0,2; 0,3; 0,4.

Тормозные свойства

Оценочными показателями тормозной динамичности автомобиля являются замедление при торможении j и тормозной путь S . Замедление при торможении автомобиля определится по зависимости:

j = ( )*g


j = (0,7*1+0,02+0)*9,81=7,0632


где =0,7 – коэффициент сцепления колёс автомобильных колёс;


=0; f = 0,02 – коэффициент сопротивления качению;

g = 9,81 – ускорение свободного падения

Тормозной путь автомобиля (м) определится по формуле:

S = , м


S = (1,2*22,2 2 )/(2*9,81*(0,7*1+0,02))=41,8654 м

Где Va – начальная скорость движения автомобиля, м/с. В расчётах принимают: V = 22,2 м/с – для легковых автомобилей.

Kэ – коэффициент эффективности тормозной системы (Кэ = 1,2 для легковых автомобилей).

Остановочный путь автомобиля определяют по зависимости:


S0=(tp+tпр+0,5tн)V+Kэ*S

где tp – 0,8 с – время реакции водителя;

tпр – время реакции тормозного привода (tпр = 0,2 с–для гидравлического привода).

tн – 0,5 с – время нарастания тормозного усилия.

Устойчивость автомобиля

Устойчивость проектируемого автомобиля оценивается по критическим скоростям по условиям опрокидывания и бокового скольжения.

Критические скорости при движении автомобиля на вираже по условиям опрокидывания определится из выражения:

V , стром график зависимости V =f(R)

Критическая скорость по условиям бокового скольжения при движении автомобиля на вираже определится по формуле:

V , строим график зависимости V =f(R)

Где =4 0 угол поперечного наклона дороги. (tg =0,0699)

R – значение радиуса поворота в пределах от 20…100 м (примерно

выбираем 5 значений и для них определяем значение скоростей).


= 0,7 коэффициент сцепления.

В=(В12)/2 - среднее значение колеи автомобиля.


V =13,445 м/с


V =19,0149 м/с


V =23,2884 м/с


V =26,891 м/с


V =30,065 м/с


V =12,744 м/с


V =18,022 м/с


V =22,073 м/с


V =25,48 м/с


V =28,5 м/с

Управляемость автомобиля

Управляемость автомобиля может быть нейтральной, избыточной и недостаточной. Эти свойства по управляемости можно оценить путём сравнения радиусов поворота автомобиля на эластичных и жёстких колёсах. При этом, если радиус поворота автомобиля на эластичных колёсах находится по отношению к радиусу поворота на жёстких колёсах в соотношении:

Rэ > Rж – управляемость недостаточная

Rэ Rж – недостаточная управляемость.


При движении автомобиля могут возникнуть условия бокового скольжения автомобиля при повороте его управляемых колёс на угол , град. Критическая скорость, при которой не возникает боковое скольжение автомобиля на повороте, может быть определена по зависимости:


где - угол поворота управляемых колёс автомобиля, град. Вычисляя критические скорости по условиям управляемости при =5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40 градусов, строят зависимость критической скорости от угла поворота управляемых колёс.


=0,7; f=0,02;


5 10 15 20 25 30 35 40
V,м/с 13 9 7,3 6,2 5,33 4,7 4,1 3,6

Плавность хода

Основными оценочными показателями показателя плавности хода автомобиля являются частота свободных колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс, ускорения и скорости изменения ускорений подрессоренных масс при колебаниях автомобиля.

Подрессоренные массы совершают низкочастотные колебания с частотой, Гц:


=1,24 Гц

где fст – статический прогиб рессор (принимаем fст=0,16 м)


Плавность хода легковых автомобилей считается удовлетворительной, если н = 0,8…1,3 Гц; (Мы получили 1,24 - удовлетворительно).

Неподрессоренные массы мостов совершают высокочастотные колебания, обусловленные жёсткостью шин, с частотой, Гц:

в= =2,8974 Гц


где =G2/fст= 4582,251/0,16=28639 (суммарная жёсткость шин, Н/м)

Кроме свободных колебаний автомобиль совершает вынужденные колебания с частотой, Гц:


=35/2=17,5 Гц (при S=2 м)

где V – скорость автомобиля, м/с;

S – длина волны неровности дороги, м. В расчётах принимают S=0,5…5 м.

Скорость движения, при которой может наступить резонанс, можно вычислить по зависимости:


Vp= н(в)*S

При вычислениях устанавливают интервал неровностей S=(0,4…4 м). Устанавливаем координаты точек, через которые проходят прямые, определяющие скорости движения: (S=0; 1; 2; 3; 4 м)


; =1,24;

Далее определяем скорости и ускорения колебаний подрессоренных масс автомобиля: (Z0=0,05 м, высота неровности)


0,05*2=0,1 (скорость колебания подрессоренных масс).


0,05*1,24=0,062


0,2 (ускорение колебаний подрессоренных масс).


0,07688


0,4 (скорость изменения ускорений при колебаниях)


0,09533

Проходимость автомобиля

Наибольший угол подъёма, который может преодолеть автомобиль по условиям скольжения, можно определить по зависимости:


=16,06 0

По условиям опрокидывания максимальный угол подъёма можно определить по формуле:


=52,95 0

Наибольший угол косогора, на который автомобиль с жёсткой подвеской может удержаться без бокового скольжения:


=34,99 0

- без бокового скольжении:


=55,22 0

Для определения показателей опорной проходимости определяют коэффициент сцепного веса колёс с полотном дороги:


=0,54

где Gсц – вес, приходящийся на ведущие колёса автомобиля, Н. Для двухосных автомобилей с приводом на передние колёса GСц=G1.

Учитывая, что движение автомобиля по условиям сцепления возможно при условии:

К = =0,45 0,54 > 0,45 (удовлетворяет условию).


Определяют, сможет ли автомобиль двигаться при f=0,04; i=0,06; 0,22.

Давление на опорную поверхность ро колёс каждой оси принимают рошш- давление воздуха в шине). ро = 1,6 кгс/см 2 и po = 1,8 кгс/см 2 для передней и задней оси соответственно.

Давление на выступах рисунка протектора рв части шины, которая контактирует с опорной поверхностью принимаем (рв=2 ро). рв= 3,2 кгс/см 2 и рв= 3,6 кгс/см 2 для передней и задней оси соответственно.

Читайте также: