Что происходит при торможении автомобиля если водитель находится в состоянии сильной усталости

Обновлено: 28.04.2024

Правила дорожного движения придумали не вчера, но неужели за такое время их творцы так и не смогли определить безопасное расстояние между двумя автомобилями, которые движутся в одном направлении в метрах? Огромное количество редакций ПДД не приводит и намека на конкретные метры, а говорит о том, что правильная дистанция — это такое расстояние, при котором водитель может предотвратить ДТП. А это значит, что на определение дистанции должны влиять как минимум:

  • состояние дорожного покрытия;
  • скорость движения автомобиля, и одного, и второго;
  • опыт и возможности, время реакции водителя;
  • техническое состояние автомобиля;
  • условия освещенности дорожного полотна;
  • дождь, туман, пыль, голуби, кошки и прочие факторы, которые предусмотреть сложно.

Видеоурок по дистанции между автомобилями

Единственным светлым пятном с красной окантовкой служит знак номер 3.16, указывающий точную дистанцию в метрах, которая должна соблюдаться между двумя автомобилями в потоке. Только знак этот устанавливают не везде, а исключительно в тех местах, где на небольшом участке трассы сконцентрированы резкие повороты, подъемы и спуски, опасные препятствия, и возможны непредвиденные или неконтролируемые природные явления, такие, как селевые потоки, лавины и камнепады, например. Также такой знак может быть установлен в противоположных случаях, когда на определенном участке разрешена высокая скорость. Здесь тоже все объяснимо. Соблюдение указанной дистанции сможет предотвратить столкновение на высоких скоростях. Знак ограничения дистанции может носить временный характер, тогда он имеет желтый фон и у него по умолчанию приоритет над иными знаками и табличками.

Факторы формирования реакции водителя


Реакция водителя – это не только своевременное торможение при возникновении затора, резком торможении впереди идущего автомобиля, но и сложные механизмы по оцениванию дорожной обстановки. На дороге порой дело заключается в доле секунд, которых как раз может и не хватить.

Реакция водителя в отношении автомобиля рассматривается с научной точки зрения как то время, через которое водитель предпринял меры по избеганию ДТП от того момента, когда заметил опасность

На возможность своевременно обратить внимание на подобные обстоятельства влияет ряд факторов. В таком случае время реагирования разделяют на 2 фазы: первая – это комплекс реакций организма, направленных на выявление опасности и передачу сигнала головному мозгу для того, чтобы начать действовать

Вторая фаза моторная – это непосредственно действия водителя для остановки автомобиля. Первая фаза может занимать разное время у человека, вторая практически у всех одинакова.

Даже короткое время реагирования не всегда является гарантией того, что удастся избежать аварии, поскольку опасность может возникнуть неожиданно, и тормозной путь может оказаться больше, чем расстояние до предмета на дороге. Непосредственно на тормозной путь в свою очередь влияет скорость движения, время года, дорожное покрытие, уровень влажности дорожного покрытия.


Некоторые люди от природы обладают медлительностью, и это может обозначать повышенную угрозу на дороге. Это может иметь отношение к типу характера человека: сангвиники и холерики быстрее реагируют на происходящее, флегматики и меланхолики медленнее. Компенсировать медлительность может увеличение внимания при управлении транспортным средством.

Время реакции зависит от обладания человеком необходимых:

Реакция человека замедляется в случае усталости, недосыпания, в ходе стресса, нахождения в депрессии, в случае приема определенных лекарственных препаратов.

Что такое время реакции

Иногда возникает необходимость остановить автомобиль как можно скорее: например, неожиданно вышел на дорогу пешеход, и водитель должен принять правильное решение в доли секунды. Стоит задуматься над тем, на что человек тратит время в такой стрессовый момент и как минимизировать эти потери.

Важно! Водитель транспортного средства обязан снизить скорость, приближаясь к детской площадке, школе или передвигаясь по жилому микрорайону.

Время физического отклика у большинства людей за рулём одинаковое. Тем не менее, значительные индивидуальные различия касаются длительности психологического ответа. Этот период может варьироваться от 0,3 до 1,7 сек., причём последнее относится к опытным автомобилистам.

Советы водителям

Безопасное движение является сложной задачей, на которую имеет влияние множество дополнительных факторов. Причиной могут быть человеческие ошибки, поломки машины или ямы на дорогах, и каждая характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода. Непрерывная оценка эффективности водителем своих действий позволяет выбрать решение, способствующее повышению безопасности дорожного движения.

Узнайте также: какие нарушения ПДД фиксируют камеры.

Советы, следование которым поможет сделать дорожное движение безопасным, приведены ниже:

Будьте бдительны — нужно рассматривать ПДД как руководящие принципы, а не строгие приказы, и знать, в каких ситуациях они применяются
Всегда важно оставлять себе возможность выбрать правильный вариант для каждого случая.

Быть хозяином ситуации — помнить, что безопасность на дороге зависит не только от автомобиля, но и от водителя
Всегда стоит принимать во внимание всё, что происходит вокруг, а также собственные навыки вождения и тип ведомого автомобиля. Находясь за рулём, стоит позаботиться о своей концентрации и внимании.

Контролировать свой страх — люди нередко теряются и пугаются при возникновении трудной ситуации на дороге
Однако уверенные навыки вождения, логическое мышление и хорошие привычки помогут взять под контроль проблему.

Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним. Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону.

Ожидание неожиданного — опыт дорожного движения и понимание событий, происходящих на трассе, позволяет увидеть первые сигналы о ситуации, которая может привести к аварии. Стоит помнить, что не каждая катастрофа неизбежна.

Медленное движение — путешествие в спокойном, разумном темпе даст достаточно времени и пространства для реакции, если что-то случится на дороге.

Управление рулевым колесом — большинство водителей не уделяют достаточного внимания тому, что происходит с рулём во время вождения

Определение своих возможностей и ограничений — важно правильно оценивать свой уровень, как водителя, и не бравировать, пытаясь выйти за безопасные пределы своих умений.

Скорость и время отклика являются двумя ключевыми факторами, которые определяют, успеет ли автомобилист остановить транспорт или столкнётся с препятствием. Даже небольшое увеличение скорости значительно увеличивает тормозной путь, и к этому необходимо добавить время реакции водителя

Вот почему так важно, чтобы перед поездкой человек был максимально отдохнувшим или же делал частые остановки в дороге, что позволит ему дольше сохранять концентрацию внимания

Время реакции водителя

В ходе многочисленных исследований было установлено, что среднее время реакции водителей колеблется в интервале 0,3 – 1,5 с. Разброс временных значений, равный 1,2 с, выраженный в разности дистанций тормозного пути составляет 20 м (при скорости 60 км/ч и нормальном сухом дорожном покрытии). Именно эти 20 м (а в некоторых случаях достаточно и более короткого расстояния) могут стать причиной совершения ДТП. Однако следует учесть, что значение реакции не является постоянной величиной для человека. На ее конечное значение влияет множество факторов, некоторые из которых человек способен скорректировать в сторону улучшения, а другие являются индивидуальными характеристиками организма.

Среди основных факторов, влияющих на продолжительность реакции, можно выделить трудность в принятии решения (зависит от степени нетипичности аварийной обстановки), пол, возраст, стаж вождения (опыт), состояние организма (здоров, болен, эмоционально напряжен, утомлен и др.), концентрацию внимания на опасных факторах и индивидуальные психологические особенности личности водителя, а также климатические факторы и время суток.

Пол и возраст водителя оказывают влияние на зрительно-моторную реакцию. До 25 лет она составляет в среднем 0,17 с для простой и 1,54 с для сложной реакции, а к 60 годам достигает 0,26 с для простой и 2,04 с для сложной реакции. Такое различие вызвано тем, что для сложной реакции характерен выбор правильного решения из множества вариантов. Именно на этот показатель сильно влияет опыт вождения.

Время простой реакции у женщин и мужчин не сильно отличаются, для сложной же реакции женщинам требуется в среднем 2,82 с, в то время как у мужчин этот показатель составляет 1,82 с. Также выявлена зависимость между временем реакции и типом высшей нервной деятельности водителя. Так у холериков этот показатель на 25 – 30 % ниже, чем у флегматиков, однако количество ошибочных действий у них было больше.

Суточная зависимость времени реакции является результатом преобладания тормозящих процессов в коре головного мозга в ночной период. Поэтому ночью время реакции увеличивается на 20 – 25 % по сравнению с оптимальным, наблюдаемым с 7 часов до 13 часов.

Зависимость реакции от дозы спиртного


Головной мозг первым принимает на себя удар при употреблении спиртного, и процессы торможения начинаются в нем уже при минимальном количестве выпитого. Однако многие полагаются на свой профессионализм и удачу и не видят ничего плохого в том, чтобы слегка употребить.

По статистике, среди всех случаев аварий почти половина виновников находились в нетрезвом виде. Среди всех нетрезвых водителей большинство имеют в крови именно небольшие показатели спиртного. При таком небольшом количестве алкоголя человек не замечает действия спиртного, в то время как повышается желание показать профессионализм, просыпается страсть к лихачеству. Водитель начинает водить в агрессивной манере, что значительно осложняет другим движение. Возникает неадекватная реакция на происходящее на дороге, порой сложность ситуации не воспринимается должны образом, что и приводит к печальным последствиям.

Чем больше дозировка алкоголя, тем медленнее способность реагировать на раздражители. Реакция замедляется в разы, достигая порога в 2-4 раза. У трезвого здорового человека время реагирования при обычных дорожных условиях и заблаговременном обнаружении препятствия должно составлять в среднем 0,8 с. Если реакция 1,2 с, то речь идет об утомлении, либо других факторах, замедляющих реакцию. При получении информации заранее время сокращается до 0,6 с. Можно представить, что будет при таком увеличении времени.


При значительном опьянении водители часто стараются вести себя аккуратно, чтобы не обращать на себя внимания других участников дорожного движения. Однако в отличие от небольшого количества алкоголя, когда причина ДТП психологическая, при большой дозе приема организм перестает себя контролировать, внезапно накатывается сонливость, слабость.

Нарушение времени реакции при алкогольном опьянении связано еще и с тем, что после приема спиртного нарушается деятельность зрительного анализатора:

  • Глаза могут не воспринимать определенные цвета;
  • Нарушается острота зрения;
  • Ухудшается способность оценки расстояния до предмета.

Оценивание роли дозы алкоголя в данном случае субъективно, поскольку даже трезвый водитель может поздно заметить препятствие из-за дорожных, погодных условий, если оно возникло внезапно непосредственно перед автомобилем. Поэтому рассчитать это время точно бывает проблематично.

Время реакции в ответ на препятствие на дороге замедляется независимо от дозы алкоголя, только происходит это разными механизмами, что не уменьшает количество ДТП на дорогах.

Факторы, влияющие на время реакции

Время реакции зависит от нескольких факторов. В первую очередь, определяющими являются личные качества: хорошее зрение, способность воспринимать и ассоциировать, физическая подготовка, настроение, врождённый темперамент, текущее самочувствие (в том числе усталость). Человек действует быстрее, если у него есть естественные и хорошо развитые рефлексы.

Несомненно, водитель будет реагировать быстрее, если ситуация, требующая экстренного торможения, проста и прозрачна, а также хорошо известна из практики.

Типичный пример — пешеход, внезапно появляющийся на пути машины. Задержка реакции водителя обычно происходит из-за отвлечения его внимания. Например, он беседует с пассажирами, зажигает сигарету, разговаривает по мобильному телефону или проявляет интерес к человеку, сидящему рядом. Время реакции также увеличивается, когда обстоятельства нетипичны или автомобилист не может хорошо видеть препятствие.

Влияние утомления на реакцию

Вероятность участия в аварии уставшего водителя почти в 8 раз выше, чем у отдохнувшего человека. Статистика показывает, что усталость является причиной примерно 10–15% серьёзных дорожно-транспортных происшествий. Это состояние приводит к снижению настороженности и увеличению времени реакции, а также может привести к ошибочному считыванию сигналов, подаваемых другими участниками движения, и, как следствие, к неправильному реагированию на них.

Утомление не всегда вызвано слишком большим количеством времени, проведённого за рулем. Причиной может быть также недосыпание, стресс и даже время суток, когда происходит движение, потому что в определённые моменты времени человек более сонлив, чем обычно, что связано с биологическим ритмом тела. Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 6.00 (особенно в 4.00) и примерно через половину суток — с 13.00 до 16.00.

Исследования показывают, что уставшие люди едут менее плавно и часто совершают резкие движения рулём. Они также могут неосознанно сдвигать автомобиль на соседнюю полосу движения, что создаёт риск столкновения с транспортным средством, находящимся рядом. Этот фактор также влияет на настроение автомобилиста, он быстрее раздражается и реагирует излишне агрессивно. Чаще всего утомляются водители в возрасте до 25 лет, люди, которые нерегулярно спят или работают в различные смены, те, кто ездит ночью, водит автомобиль на дальние расстояния и профессионалы.

Алкоголь – враг водителя 1

Не будем в очередной раз агитировать вас за трезвость. Думаем, что вам
небезынтересно ознакомиться с научными данными по некоторым наиболее часто
возникающим вопросам пития.

Зависят ли степень и скорость опьянения от вида
спиртного напитка?

Степень опьянения зависит, во-первых, от количества выпитого, а во-вторых, от
содержания в нем алкоголя

Когда речь идет о количестве выпитого, нельзя не
принимать во внимание и его качество. Так, например, углекислота способствует
всасыванию алкоголя

Предохраняет ли от опьянения смешивание крепкого
спиртного напитка с водой или соком?

Нет. Независимо от того, что смешивается со спиртным напитком, количество
алкоголя в нем остается прежним.

Можно ли избежать опьянения, если, перед тем как пить,
хорошо поесть?

Алкоголь растворяется в крови без участия органов пищеварения. И хотя сытый
желудок несколько замедляет скорость растворения алкоголя в крови, опьянение
наступит все равно, только несколько позже.

От чего зависит степень опьянения?

С одной стороны, от количества выпитых спиртных напитков и их крепости, а с
другой – от массы тела пьющего и времени, прошедшего с момента выпивки. В теле
более массивного человека содержится и большее количество воды. Поэтому при
одинаковой дозе спиртного процент содержания алкоголя будет больше у того, кто
весит меньше.

Можно ли ускорить процесс выведения алкоголя из
организма?

На отрезвление человека реально влияет только время. Организм освобождается
от алкоголя путем его окисления и последующего выведения. Печень выводит около
90% алкоголя. Небольшое количество алкоголя выводится через легкие, потовые
железы, почки. На окисление алкоголя необходимо время. Поэтому ни один из таких
способов, как холодный душ, прогулка на свежем воздухе, чашка черного кофе, не
ускоряет процесс выведения алкоголя из организма.

Когда можно садиться за руль?

Если вы выпили, придется повременить с вождением. Учтите, что плохое
настроение (или состояние) может увеличить указанные значения почти в 2 раза.

Работоспособность в наибольшей степени определяет надежность водителя. Работоспособность – это такое состояние человека, которое позволяет ему качественно и с высокой производительностью выполнять свою работу. Она понижается, если состояние водителя становится болезненным, если он употребляет алкоголь, если водитель утомлен. Также на работоспособность влияет состояние человека: его чрезмерная угнетенность или нервное возбуждение.

Утомление водителя сказывается на общем состоянии безопасности на дороге, оно плохо влияет на психофизиологические качества, в частности, на базовые функции восприятия. Утомляемость сопровождается ухудшением способности зрительного восприятия: понижается контрастная чувствительность, увеличивается его порог, возникают ошибки в оценках расстояний до предметов и скорости движения объектов. Ослабление качеств восприятия приводит и к снижению уровня его организации, особенно это относится к устойчивости переключения внимания. Человек за рулем в течение длительного периода времени концентрирует свое внимание на отдельных предметах, в том числе и на тех, которые ему не нужны, и это приводит к увеличению количества времени на обнаружение неожиданных опасных сигналов.

Утомляясь, человек чувствует ослабление памяти, поэтому, когда длительная поездка подходит к концу, происходит значительное увеличение среднего значения, как обнаружения опасных сигналов, так и времени на их переработку. Для этой фазы характерным является максимальный разброс величин времени реакции: может происходить как чрезмерно замедленное, так и очень быстрое реагирование.

Вследствие утомления раннее сформированные водительские навыки расстраиваются. В частности, это отражается в изменении рабочей позы: она характеризуется более глубокой посадкой с типичным заваливанием корпуса назад или наклоном вперед, а это затрудняет работу с рулевым колесом, рычагами, педалями, ухудшает обзор внешней ситуации и наблюдение за показаниями приборов. У водителя, который чувствует усталость, снижается точность выполнения маневров, часто наблюдаются лишние повороты рулевого колеса, пропускаются необходимые корректирующие действия.

Исследования процесса развития утомляемости у водителей показали, что она обнаруживается, после того, как человек провел за рулем 4-5 часов, значительно чувствуется на 6-8 часу, а в конце девятого часа требуются волевые усилия для того, чтобы придерживаться безопасного уровня движения. Если человеку приходится сидеть за рулем более 9 часов, то вероятность ДТП значительно увеличивается из-за падения работоспособности. Скорее всего, именно поэтому большая часть происшествий происходит из-за утомляемости водителей. При этом, особая утомляемость наблюдается тогда, когда человек, не выспавшись, садится за руль.

Утомление – закономерный процесс, который характеризуется временным снижением работоспособности в результате человеческой деятельности. Следует отметить, что безопасность движения на начальных стадиях утомляемости может не понижаться, потому что водитель волевыми усилиями заставляет себя ехать при таких же количественных и качественных показателях. В состоянии утомления водитель может не совершать ошибок даже при резком изменении дорожной обстановки, повышая интенсивность своего внимания и готовность к действию. Но при этом ему необходимо прикладывать максимум волевых усилий и существенных затрат энергии, что приведет к учащению сердцебиения, более глубокому дыханию, чрезмерной потливости, покраснению на лице, и др.

Из-за повышения затрат энергии происходит резкое увеличение утомления, и наступает такой момент, когда водитель, несмотря на увеличения усилий, начинает совершать ошибки, пропускать необходимые действия, его производительность труда по качественным и количественным показателям падает.

Перед утомлением человек, как правило, чувствует усталость. Она представляет собой субъективное переживание утомления человеком. Сущность усталости с точки зрения физиологии заключается в оповещении организма о том, что интенсивность работы нужно снять или понизить, а иначе произойдет расстройство функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство усталости определяет степень утомления. Ученые доказали, что выполняя любую нелегкую работу, которая человеку по душе, он устает значительно меньше, чем при выполнении легкой, но неприятной работы. Именно поэтому люди, которые занимаются творческим трудом (например, художники или изобретатели), способны работать много часов подряд, не чувствуя усталости.

Психическую деятельность водителя стимулирует поступающая информация. Для того чтобы психические процессы протекали на высоком уровне, необходима наиболее оптимальная нагрузка информацией. Лишний поток информации приведет к чрезмерному напряжению психофизиологических процессов, и, как следствие, к быстрому увеличению утомляемости. В случае недостатка информации резко падает интенсивность протекания психофизиологических процессов, это приводит к тому, что снижается готовность водителя к резким действиям в случае изменения ситуации на дороге. Для того чтобы в таких условиях поддержать необходимую интенсивность устойчивости внимания, необходимо прикладывать колоссальные волевые усилия. Это приведет к большому расходу нервно-психической энергии, и водитель будет утомляться преждевременно.

Характер поступающей информации и отношение к ней водителя также играют важную роль. Человек, который находится в состоянии утомления, под влиянием опасности или эмоционального всплеска может не ощущать усталости. Именно поэтому тот человек, который в продолжительной поездке по трассе сидит за рулем, чувствует меньшую усталость чем тот, кто сидит в пассажирском кресле, хотя управление транспортом требует больших затрат энергии и сил.

Наиболее опасными проявлениями утомления являются сонливость и засыпание человека, сидящего за рулем. Они часто приводят к возникновению дорожных происшествий. Водитель, который ощущает легкую сонливость, некоторое время может с ней бороться и хорошо управлять автомобилем. Но он должен помнить о том, что засыпание может возникнуть совершенно внезапно, и в эту минут он не будет осознавать, что является угрозой для безопасности на дороге. Поэтому, если водитель, сидя за рулем, ощущает сильную сонливость, то не нужно бороться с ней в дороге. Необходимо остановить машину и немного поспать, а если такой возможности нет, то выполнить гимнастические упражнения. Продолжать свой путь можно только после снятия чувства сонливости.

Характерными признаками появляющегося утомления являются, казалось бы, незначительные ошибочные действия: желание резко выпрямиться, поменять позу, рассеянное внимание. Если водитель чувствует эти признаки, ему необходимо сразу же прекратить движение. Самые первые признаки утомления водителя появляются примерно через пару часов, проведенных за рулем, легко устраняются недолгим отдыхом и не представляют особой опасности. Давно известно, что при одном и том же промежутке времени отдыха, несколько небольших промежутков гораздо эффективнее, чем один продолжительный перерыв.

Количество погибших в ДТП на дорогах России велико. И зачастую причиной смертельных происшествий становится безответственное поведение водителей. Они не соблюдают правила, превышают скорость и выезжают на трассу в состоянии усталости.

 Фото: ГИБДД

В начале октября глубокой ночью - в 02:45 - на одной из российских трасс произошло очередное смертельное ДТП. Минивен и КамАЗ столкнулись из-за того, что иномарка выехала на встречную полосу. Удар был такой силы, что грузовик опрокинулся в кювет. Жертвами этого происшествия стали четверо мужчин, трое участников ДТП получили тяжелые повреждения - переломы позвоночника, травмы головы, переломы костей черепа и ушибы.

"Минивен направлялся в сторону Тюмени, люди ехали из Курганской области от таможни. Возможно, водитель уснул за рулем. КамАЗ двигался по направлению из города. Проезжая часть автодороги была обработана противогололедной смесью", - рассказали в региональной Госавтоинспекции. Таких примеров по стране огромное количество. И тут, естественно, возникает вопрос: как донести до водителей, что не стоит садиться за руль, когда хочется спать.

Опасности вождения

Нередко врачи утверждают, что состояние уставшего человека похоже на состояние употребившего алкоголь. При этом во втором случае за руль садиться категорически запрещено и карается серьезными штрафами, а в первом - остается безнаказанным.

"Состояние сильно уставшего человека и человека, который находится под воздействием алкогольных веществ, - разные по происхождению, но в результате дают схожие эффекты, - говорит заслуженный врач РФ, член Президиума Всероссийского общества наркологов Татьяна Батышева. - Как воздействует алкоголь? Он поражает работу центров головного мозга, осуществляющих регуляцию тонуса сосудов, меняет вегетативные реакции, например, увеличивает частоту сердечных сокращений, изменяет пульсовое давление, легочную вентиляцию.


В результате переутомления у человека ощутимо снижается способность сознательно контролировать свои движения. Ощущаются резкий упадок сил, одышка, сердцебиение. Одно из самых опасных проявлений усталости, с которым может столкнуться водитель, - это зрительный обман. Перед ним на дороге могут "возникать" препятствия, разные предметы и объекты, которых там на самом деле нет. Обычно эти галлюцинации четко проявляются, когда человек активно старается побороть сонливость, наваливающуюся с каждой секундой все сильнее и сильнее. В результате он оказывается в пограничном состоянии, когда совершенно не чувствует, что заснул, и продолжает быть уверенным в том, что он бодр.

И ведь все сами понимают

Согласно исследованиям, проведенным ВЦИОМ по заказу Российского союза автостраховщиков, было выявлено, что большинство россиян в теории уверены: уставший водитель на дороге - зло. 70% опрошенных отмечают, что уставший водитель подвергает себя на дороге большому риску. Причем опасность вождения в состоянии усталости подтверждали как водители с не особенно хорошим знанием правил дорожного движения, так и те, кто считают себя профессионалами на дороге.

Фото: ГИБДД

И тут остается только надеяться на сознательность самих граждан. Ведь даже инспекторы ГИБДД, остановившие автомобиль, никак не смогут привлечь водителя к ответственности.

"Такого термина, как "усталость", не существует. В документах, касаемых дорожного движения, присутствует термин "утомленное состояние". Физическое состояние водителя при остановке транспортного средства инспектор оценить может только в тех случаях, где четко регламентированы количественные показатели. Например, содержание в крови алкогольных или наркотических средств. Усталость водителя, скорость его реакции в случае отсутствия признаков алкогольного или наркотического опьянения инспектор оценить не может. Особенно при ночной остановке транспортного средства, когда погодные условия не дают произвести даже визуальный осмотр водителя" - отмечает начальник отделения организации контроля за перевозками пассажиров и грузов отдела технического надзора ГУОБДД МВД России Роман Самсонов.

Как будить себя

Традиционно водители стараются помочь себе разными методами. Пьют воду, рассасывают кусочки льда, грызут семечки, брызгают в лицо холодной водой из пульверизатора и т.д. При этом, как говорят специалисты, все эти способы совершено недейственны и не оказывают никакого эффекта. Мозг продолжает отключаться.

Исследования показали, что водителю обязательно требуются перерывы, чтобы отдохнуть, возможно, поспать. "Бывают также состояния, когда ты вроде и не устал, а в сон клонит. Я часто встречал водителей, которые засыпали за рулем. Глаза закрыл на секунду… и ты уже в кювете. И в этом случае любой кофе или энергетик - мертвому припарки. Лучше просто полчаса покемарить. Ведь иностранцы, они не просто так придумали систему "по 4 часа". Тахограф в этом плане очень полезная штука. Он контролирует режим труда и отдыха, и в Европе за этим очень строго следят: нарушение этого правила очень строго карается. Там как раз могут закрыть глаза на какую-нибудь неправильную парковку. По сравнению с усталостью водителя это мелочи, ведь большинство аварий случаются именно от усталости", - говорит водитель Владимир Князев.

При этом, как отмечают водители, система тахографии, которая сейчас запущена в России для грузопассажирских перевозок, до идеала далека, хотя идея самого устройства вполне приемлема. Многие водители жалуются на то, что отсутствуют стояночные пункты, где можно поесть, помыться и отдохнуть положенное время: когда в Европе каждые 10-20 км трассы стоит паркинг, в России не всегда есть даже банальные заездные карманы.


"Конечно, система тахографии объективно не будет работать, если не будут обеспечены реальные условия для выполнения процедур контроля, а эти условия на текущей стадии развития системы не обеспечены и это факт, - поясняет председатель Ассоциации "Рустахоконтроль" Геннадий Мирошин. - Законодательные требования были написаны без учета возможности реализовать процедуры контроля предъявляемых к перевозчику требований, и в результате мы получили систему, которая позволяет перевозчикам уклоняться от исполнения своих обязательств перед обществом, наивно полагаться на то, что требования будут выполняться в условиях отсутствия реального наказания за их нарушение. В этом и состоит проблема - парковки появятся только тогда, когда услуга паркинга будет востребована перевозчиками, а востребована она будет только тогда, когда перевозчика будут серьезно и главное неотвратимо наказывать за нарушение режимов труда и отдыха".

Согласно опросам, если мужчинам рекомендован отдых каждые 4 часа, то женщинам за рулем лучше не проводить больше 3-х часов. При этом ученые доказали, что перерывы после каждых двух часов, проведенных за рулем, особенно требуются водителям, стаж которых не превышает 5 лет.

"Нельзя однозначно сказать, сколько нужно отдыхать водителю, чтобы восстановиться. Слишком много факторов: человеческая индивидуальность, причина усталости, вид усталости - в одном случае достаточно подремать полчасика, в другом - месяц в санатории. Конечно, хочется, чтобы больше внимания мы уделяли не борьбе с усталостью, не устранению последствий, а профилактике - правильное питание, двигательная активность и соблюдение режима труда и отдыха" - говорит психолог-консультант Ольга Медведева.

Чтобы понять степень усталости человека, можно провести простой тест. При нормальном состоянии человек моргает 15 раз в минуту, глаз закрывается на 50 мс. При усталости человек моргает 60 раз в минуту, время, на которое он закрывает глаз - 70 мс. В результате выходит, что у уставшего человека 4,2 сек в минуту закрыты глаза.

Проблемы возникают и с реакцией. В норме время реакции составляет 0,23-0,3, в состоянии усталости оно существенно увеличивается. А вслед за этим увеличивается тормозной путь и прочие важные показатели для водителя.

фото к вопросу 676 билета номер 1

Такая ситуация опасна вследствие возникновения момента сил, стремящегося развернуть автомобиль. Старайтесь выполнить действия, указанные в третьем ответе.

фото к вопросу 677 билета номер 1

  1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства
  2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию
  3. Время, необходимое для переноса ноги с педали управления подачи топлива на педаль тормоза

фото к вопросу 678 билета номер 2

Исключает ли антиблокировочная тормозная система возможность возникновения заноса или сноса при прохождении поворота?

  1. Полностью исключает возможность возникновения только заноса
  2. Полностью исключает возможность возникновения только сноса
  3. Не исключает возможность возникновения сноса или заноса

фото к вопросу 679 билета номер 3

  1. Уменьшите подачу топлива, рулевым колесом стабилизируете движение
  2. Притормозите и повернёте рулевое колесо в сторону заноса
  3. Слегка увеличите подачу топлива, корректируя направление движения рулевым колесом
  4. Значительно увеличите подачу топлива, не меняя положения рулевого колеса

фото к вопросу 680 билета номер 4

Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?

  1. Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения
  2. Выключить сцепление и повернуть рулевое колесо в сторону заноса
  3. Нажать на педаль тормоза и воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения

фото к вопросу 681 билета номер 5

  1. Обойти автомобиль спереди
  2. Обойти автомобиль сзади
  3. Допустимы оба варианта действий

Правила не регламентируют действия водителя при его высадке из автомобиля. Но учитывая условия обеспечения безопасности дорожного движения в подобных ситуациях в большинстве случаев следует обойти автомобиль сзади, чтобы иметь возможность видеть ТС, движущиеся в попутном направлении. Главное условие безопасности при выходе из автомобиля в подобных ситуациях – действия водителя и других лиц не должны быть неожиданностью для других водителей.

фото к вопросу 682 билета номер 5

  1. Большим, чем в действительности
  2. Соответствующим действительности
  3. Меньшим, чем в действительности

При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется большим, чем в действительности. Объясняется это психологическим фактором. Человек всё сравнивает с привычными, обычными условиями, в которых он проводит большую часть времени, т.е. с дневными условиями.

фото к вопросу 683 билета номер 6

В случае остановки на подъеме(спуске) при наличии обочины можно предотвратить самопроизвольное скатывание автомобиля на проезжую часть, повернув его передние колеса в положение:

Читайте также: