Что делает водитель автомобиля увидев на дороге лежачего полицейского

Обновлено: 25.04.2024

Монолитные и разборные – какими должны быть ИДН?

Сейчас ИДН активно применяются в городской местности – они востребованы там, где автомобилисты склонны ехать с более высокой скоростью, чем это допустимо. На практике чаще всего неровности монтируют перед пешеходными переходами (как правило, возле школ и детских садов – где скорость сильно ограничивается), или в жилых зонах (где быстрее 20 км/ч двигаться вообще нельзя).

Все требования к ИДН собраны в одном документе – ГОСТ Р 52605–2006 (который регулярно обновляется). Так, ИДН должны соответствовать таким требованиям:

Монолитные конструкции отличаются тем, что они в разы больше, чем сборно-разборные. Например, для ограничения скорости до 40 км/ч монолитный ИДН должен быть в длину более 6 метров, а чтобы ограничить скорость до 20 км/ч – от 3 до 3,5 метров. Это нужно, чтобы городской транспорт, который часто ездит по одним и тем же улицам, не портил ходовую часть. Правда, для улиц с городским движением длина монолитных ИДН еще больше – вплоть до 12,5 метров.

blank

Для сравнения, сборно-разборная конструкция, призванная уменьшить скорость до 30 км/ч, должна быть в длину по хорде от 50 до 70 см, а при скорости до 40 км/ч – от 0,9 до 1,1 метров. Естественно, что при такой геометрии конструкции неровность чувствуется гораздо сильнее.

blank

Когда требуется установка лежачего полицейского

В ГОСТе 52605-206 предусмотрено, что искусственные дорожные неровности (ИДН), в некоторых случаях, устанавливаются в обязательном порядке.

В обязательном порядке ИДН устанавливают:

  1. при расположении дороги поблизости детских садов, школ, иных учебных заведений, детских площадок, театров, стадионов и прочих мест массового скопления людей;
  2. на сложных и опасных участках дорог, где максимальная скорость составляет 40 км/ч;
  3. перед нерегулируемыми перекрестками (особенно, это касается участков дороги с ограниченной видимостью);
  4. при расположении дороги в непосредственной близости от жилой зоны;
  5. в 10-15 метрах от начала участков дорог, являющихся участками концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Иногда установка лежачего полицейского не считается обязательной, однако это может значительно повысить безопасность участников дорожного движения. Речь идет об участках дороги, где часто происходят аварии, и которые пролегают через жилые дворы и т. д.

Главное – нужно доказать, что установка такой преграды является целесообразной.

Вадим Харченко, практикующий юрист.

Можно попробовать получить разрешение на установку лежачего полицейского (ИДН) от местной администрации. В случае положительного рассмотрения заявки, преграда будет размещена за счет городского бюджета. Как показывает практика, быстро решается вопрос о получении разрешения на установку ИДН на дорогах, расположенных поблизости детских садов. В остальных случаях – требуется гораздо больше времени.

Заявление может быть как коллективным, так и написанным одним гражданином. Главное – аргументировать, почему установление лежачего полицейского в этом конкретном месте очень важно (иногда для этого достаточно и простого обращения в ГИБДД).

Отмечу, больше шансов на успех в администрации имеют именно коллективные заявления. Поэтому, собственникам жилых домов, в данном случае лучше объединиться, так как любые действия в их дворе должны происходить по общему согласованию. Если все жильцы дома четко убеждены в необходимости установления лежачего полицейского, этот факт должен быть зафиксирован. Для этого проводят общее собрание, на котором собирают подписи и обсуждают все нюансы, связанные с подачей заявления.

Вадим Харченко, практикующий юрист.

Само заявление нужно будет подать либо в местную администрацию, либо в ГИБДД, говорит доцент Финуниверситета Оксана Васильева. По словам эксперта, администрация города примет решение после консультаций с разными ведомствами:

Оригинал с собранными подписями в бумажном виде доставляется лично или по почте в районную администрацию или орган ГИБДД, либо в электронном виде при наличии такой функции.

Принятие решения представителями администрации осуществляется с учетом полученных заключений от транспортных предприятий (если через выбранный участок проходят маршруты общественного транспорта), ГИБДД (если заявка была подана в ГИБДД) и городских ведомств.

Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.

Правда, заявителям могут и отказать – тот же ГОСТ определяет достаточно большой перечень ситуаций, когда установка ИДН недопустима. Как отметил эксперт, желательно проверить, не попадает ли участок в один из следующих пунктов:

Перед тем, как ходатайствовать об установке, прежде всего, необходимо проверить, не относится ли данный участок дороги к той категории, где установка лежачих полицейских запрещена.

Итак, установка лежачих полицейских запрещена на:

  • федеральных трассах;
  • многополосных региональных дорогах (кроме проходящих через города);
  • магистралях с непрерывным движением;
  • мостах и участках дорог под мостами;
  • тоннелях и путепроводах;
  • дорогах в радиусе 100 метров от железной дороги;
  • подъездах к важным учреждениям (больницы, станции скорой помощи, пожарные, газовые службы);
  • остановках общественного транспорта и примыкающим к ним дорогам;
  • полосах для троллейбусов;
  • местах смотровых колодцев.

Вадим Харченко, практикующий юрист.

То есть, если пешеходный переход находится вблизи остановки общественного транспорта, или по этой дороге ходят троллейбусы, в установке ИДН будет отказано (хотя, если участок дороги примыкает к школе, то дети окажутся важнее общественного транспорта – и установку ИДН могут одобрить).

Можно ли установить ИДН во дворе?

Дорожная сеть в российских городах не всегда построена оптимально. Часто бывает так, что двор одного дома – это проезд к другому дому, а иногда это вообще единственный проезд к важным социальным объектам. Такой двор становится опасным для жильцов, детей и пешеходов – машины далеко не всегда соблюдают скоростной режим до 20 км/ч, а если и соблюдают, это все равно высокая скорость для езды по двору.

Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.

Но если жильцы хотят установить ИДН во дворе дома, за это, скорее всего, придется заплатить им самим – все зависит от статуса дороги. Если дорога имеет статус внутриквартальной, за нее отвечает управляющая компания (и она находится на балансе того дома, к придомовой территории которого относится), но если она городская – она находится на балансе муниципального образования.

Поэтому прежде всего нужно определить статус дороги. Можно посмотреть на публичную кадастровую карту, из которой все будет видно, или просто обратиться в свою управляющую компанию.

Если дорога городская – тут актуальны те рекомендации, которые мы собрали в предыдущем пункте (то есть, коллективное обращение в администрацию или ГИБДД). Но если дорога внутриквартальная, жильцам придется потрудиться.

Стоимость работ зависит от города и параметров дороги – например, на дорогу шириной в 5 метров будет нужно около 10 элементов ИДН-500 (каждый стоит около 1000 рублей), плюс какую-то сумму придется заплатить за монтаж. Но в пересчете на количество квартир итоговая цена для каждой, вероятно, будет не такой уж высокой – это точно не настолько дорого, сколько стоит безопасность жильцов.

Искусственные неровности должны соответствовать всем требованиям ГОСТа – особенно по высоте, так как это условие чаще всего нарушается. Максимальная высота монолитных ИДН – 7 сантиметров, но при укладке асфальта дорожники часто ошибаются и делают их выше. Если неровность нарушает нормативы, это может стать причиной ДТП.

Но даже если ИДН не стало причиной ДТП, оно может не соответствовать ГОСТу по разным критериям:

В таких случаях лучше всего обращаться сразу в местную администрацию, и комиссия по безопасности дорожного движения проверит информацию из обращения. Если она подтвердится – нарушения исправят.

А если администрация не реагирует, можно обратиться в ГИБДД – там могут повлиять на местных чиновников и заставить их выполнить требования нормативов.

WhatsApp

Искусственные неровности на дороге – это вообще законно?

Да, вполне. Как вы уже поняли, именно юридически правильно такие дорожные сооружения называются "искусственными неровностями" (или ИН или ИДН) . Название "лежачий полицейский" официально не употребляется, и так её называют в простонародье.

Но посмотрим с точки зрения законодательства 2021 года, чем вообще регламентированы такие искусственные сооружения на дороге. И нормативно-правовых акта, узаконивающих их, три.

Какие размеры лежачего полицейского должны быть в 2021 году?

Итак, приступим к изучению упомянутого ГОСТа – на него и будем ссылаться по большинству пунктов в данной статье.

Что касается размеров, то здесь не всё так просто – дело в том, что искусственные неровности разделяются на монолитные (из асфальта или бетона) и разборные (металлические и/или прорезиненные). И для каждого из этих типов устанавливаются свои обязательные разрешённые длина, ширина и высота.

Но и монолитные ИН в 2021 году могут быть по ГОСТу либо волнообразные, либо трапециевидные. Вот как изображает их схематично сам Госстандарт:

Виды лежачих по ГОСТу

А теперь перейдём непосредственно к разрешённым по закону "габаритам" этих сооружений.

Максимальная высота по ГОСТу

Вообще, большинство допустимых размеров ИДН зависят от разрешённой скорости и соответствующего её ограничения на данном участке дороги.

Однако, конкретно высота лежачего полицейского из асфальта или бетона всегда может быть только одной – её максимальное значение составляет 7 сантиметров от полотна покрытия дороги (таблица №1 указанного ГОСТа). А если речь идёт о сборной конструкции ИДН, то здесь ограничение высоты ещё меньше – 5-6 сантиметров.

Причём, также максимальная высота искусственной неровности не зависит ни от конструкции, ни от типа её исполнения.

Максимальная ширина

У ширины тоже нет никакой зависимости от вида и конструкции ИДН. Согласно пункта 4.1.3 ГОСТа, она должна быть равна ширине проезжей части дороги. Но допускается небольшое сужение – не более, чем на 20 см от каждой из сторон. То есть возможность проехать двумя правыми колёсами не по лежачему полицейскому, таким образом, практически узаконена.

Почему мы должны проезжать сразу два ИДН?

Логичный вопрос. Например, ИН часто ставят перед пешеходным переходом. И в этом случае она устанавливается с каждой стороны на подъезде к "зебре". И вы вынуждены проезжать два раза по неровности, уменьшая ресурс подвески, соответственно, тоже в 2 раза в рамках таких проездов.

Как мы выяснили выше, законодательно ИДН должен быть именно во всю ширину проезжей части лишь с небольшим отклонением. И делается это для того, чтобы у водителей не было попытки объехать неровность по встречной полосе движения.

Думаете, что сплошной линии разметки было бы достаточно для этого, и почему вы должны страдать из-за нерадивых водителей, ведь есть штраф и даже лишение прав за выезд на встречку в этом случае?! Но не забывайте, что само предназначение лежачего полицейского – физически снизить скорость автомобилей на фоне уже установленных дорожных знаков ограничения. То есть ИН вообще разрешается устанавливать только на участках, где действует скоростной режим 40 км/ч и ниже (пункт 4.1.1 ГОСТа).

Максимальная длина

А вот этот параметр "лежачего" уже напрямую зависит от того участка дороги, на котором он установлен. И здесь может быть 3 различных варианта в зависимости от ограничения скорости на участке. И даже ещё немного сложнее – есть разделение длины в зависимости от назначения дороги:

  • лежачие полицейские на дорогах, на которых нет регулярного движения маршрутных транспортых средств,
  • ИДН, соответственно, на которых такое движение есть.

Давайте сначала рассмотрим значения для монолитных ИН.

Таблица длины ИДН в зависимости от ограничения скорости на дорогах без маршрутных ТС
Максимальная разрешённая скорость Длина искусственной неровности
40 км/ч От 6,25 до 6,75 метров
30 км/ч От 4 до 4,5 метров
20 км/ч От 3 до 3,5 метров

Как видим, большинство лежачих полицейских, которые мы видим на дорогах, не соответствуют ГОСТу. Например, при скорости движения не более 20 км/час длина уже должна быть минимум 3 метра – а такой скоростной режим установлен, в основном, во дворах.

Таблица длины ИДН в зависимости от ограничения скорости на дорогах, где ездят маршрутные ТС
Максимальная разрешённая скорость Длина искусственной неровности
40 км/ч От 12 до 12,5 метров
30 км/ч От 8 до 8,5 метров
20 км/ч От 5 до 5,5 метров

А в случае с разборными искусственными неровностями всё немного проще:

  • при ограничении скорости 40 км/ч общая длина должна составлять от 90 до 110 см,
  • а при скоростном режиме 30 км/час – от 50 до 70 см.

Где можно и нельзя устанавливать ИН?

А теперь давайте рассмотрим один из главных вопросов, касающихся правил применения неровностей на дорогах. И здесь также есть довольно чёткие и узкие ограничения.

  1. Лежачие полицейские ставят исключительно на таких участках дорог, где ограничение скорости составляет 40 км/ч или меньше. То есть на обычных улицах без знаков ограничений их устанавливать запрещено. Зато в любых дворах и жилых зонах можно (пункт 4.1.1 ГОСТа).
  2. При установке ИДН дорожники обязаны сделать должный водоотвод (пункт 4.1.4).
  3. Каждую искусственную неровность обязательно должны сопровождать и соответствующие знаки, и разметка (4.1.5). Об этом мы ещё поговорим подробно ниже.
  4. Но, помимо дорожных знаков и линий разметки, "лежачий" должен быть оборудован и светоотражательными элементами – ГОСТ (пункт 4.4) допускает наносить их на 15% от ширины ИН и больше.
  5. В случае разборного ИДН запрещено отсутствие на нём любых предусмотренных конструкцией элементов. Тем более, нельзя, чтобы это повреждало колёса машин (пункт 4.6).
  6. Есть определённые требования к повреждениям лежачих полицейских (колдобинам, ямам, трещинам и прочему). И их обязаны устранить в течение не более 3 суток. Однако, указанный выше ГОСТ при указании размеров таких пробоин ссылается на другой – общий Госстандарт по автомобильным дорогам. Таким образом, на искусственных неровностях допускаются такие же ямы, как и на поверхности другой части дороги. А это: 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине (пункт 3.1.2 ГОСТа Р50597).
  7. Неровности допускается устанавливать исключительно на асфальтовых или бетонных дорогах. На грунтовой ИДН быть не должно.
  8. Кроме того, если в данном месте есть ИН, то должно быть обеспечено освещение в тёмное время суток (пункт 6.1).
  9. Лежачие полицейские устанавливает за 10-15 метров до пешеходных переходов.
  10. Также их ставят перед учреждениями, где бывает много детей.

Обратите внимание на пункт с ямами выше. Здесь получается довольно странная ситуация, если яма образовалась перед "лежачим" и/или после него – что очень частое явление из-за повышенной нагрузки в таких точках. Получаем, что к таким ямам те же требования. Например, яма глубиной 5 см плюс ИДН высотой 7 см – итого 12 сантиметров подъёма колеса автомобиля. К сожалению, здесь всё будет по ГОСТу. Поэтому фактически получается такой парадокс, что машину с клиренсом менее 120 мм вы использовать даже не сможете на дорогах России, с учётом того, что такие ИДН в рамках закона.

Где нельзя устанавливать ИДН?

  • На федеральных трассах (например, их не должно быть на трассе М4 или М7).
  • На региональных трассах, но только если на ней есть 4 полосы для движения (включая встречные). Но здесь есть ещё одно исключение – если такая дорога проходит по населённому пункту, где более 1 000 жителей, тогда "лежачие" устанавливать уже можно.
  • На уровне остановок общественного транспорта.
  • На мосту и под ним, в тоннеле, транспортных развязках и путепроводах.
  • Менее 100 метров до ж/д переезда.
  • На магистральных дорогах непрерывного движения.
  • На пути подъездов к больницам или скорой помощи, пожарным, пакам общественного транспорта.

Должны ли стоять знаки и разметка?

Да, обязательно, как вы узнали из списка выше. Причём, каждый ИДН должен сопровождаться сразу тремя обязательными маркировочными элементами (пункт 4.1.5 ГОСТа):

  1. непосредственно в месте установки лежачего полицейского должен быть установлен дорожный знак 5.20 (синий квадратный) – оно обозначает начало ИН,
  2. кроме того, перед участком дороги с искусственной неровностью может быть установлен предупреждающий знак 1.17; он ставится за 50-100 метров до ИН в населённых пунктах и за 150-300 метров – вне них,
  3. а на сам ИДН должна быть нанесена разметка 1.25 в виде шашечек.

Вот так выглядит такое сочетание знаков:

Какие должны быть знаки перед лежачим полицейским

Что делать, если искусственная неровность установлена без знака?

Тогда это с большой долей вероятности является правонарушением, которое допустила дорожно-эксплуатационная служба, следящая за данным участком дороги. Проще говоря, дорожные службы не сделали свою работу и не выполнили требования ГОСТов.

Однако, вам в таком случае нужно жаловаться не балансодержателю дороги, а в ГИБДД – именно этот орган контролирует правильность технического обеспечения дорог и их соответствие ГОСТам (подпункт 19 пункта 1 статьи 12 ФЗ О полиции). В этом случае ГАИ выдаст предписание дорожникам на устранение недостатка улично-дорожной сети.

Подать обращение можно и онлайн посредством формы на официальном сайте ГИБДД. Просто опишите, на каком участке дороги и что конкретно нарушено (что установлено без дорожного знака) и попросите в обращении провести проверку на факт соответствия искусственной дорожной неровности требованиям ГОСТ Р52605-2006.

Но если вы хотите, чтобы дорожные службы были привлечены к ответственности, помимо устранения нарушения, то нужно уже обращаться в прокуратуру. Штраф за это предусмотрен статьёй 12.34 КоАП РФ – от 20 до 30 тысяч рублей на ответственных должностных лиц, и от 200 до 300 тысяч – для юридических лиц.

Пожаловаться на ИДН через сайт ГИБДД

Вот пример из судебной практики, когда организацию-балансодержателя дороги привлекли к штрафу в размере 100 000 рублей за то, что дорожники не оборудовали искусственную неровность дорожными знаками 5.20 и 1.17.

Моя машина повредилась из-за лежачего полицейского – что делать?

А вот здесь уже всё немного или даже намного сложнее. Дело в том, что очень часто, помимо нарушений балансодержателя дороги, таковые есть и у водителя, который помял диски, порвал резину или повредил подвеску об ИДН.

Но нет, речь не о том, что лежачий полицейский призван конкретно снизить скорость до той, которая изображена на дорожном знаке. То есть высота и рельеф самого ИДН, конечно же, не рассчитывается на конкретный скоростной режим. Да и невозможно это, так как возможности подвески у каждого автомобиля разные. Однако, камнем преткновения может послужить как раз скорость движения.

Дело в том, что есть в ПДД пункт 10.1, который предписывает не только не превышать установленную на данном участке дороги скорость, но и выбирать даже меньшую установленного ограничения, если существует риск нарушения безопасности дорожного движения. Сюда включаются также погодные и дорожные условия. Более того, данный пункт прямо указывает, что водитель в любой ситуации должен успеть остановиться.

И нарушение данного пункта Правил очень часто используют инспекторы ГИБДД и суды как универсальный аргумент в пользу установления вины водителя. Вы увидели препятствие на дороге в виде лежачего полицейского? Должны были изначально выбрать такую скорость движения, которая позволила бы избежать вредных последствий, в том числе для вашей же машины! Нередко в судебной практике 2021 года именно так трактуется такой вид ДТП.

Тем не менее, вероятность успешного исхода дела есть. Исходя из вышеописанного, ваша главная задача здесь будет заключаться в том, чтобы в материалах дела фигурировало нарушение правил установки искусственной неровности. При этом, крайне желательно, чтобы вашего нарушения пункта 10.1 ПДД не было.

Таким образом, первое, что нужно сделать, если вы ударили машину о лежачий полицейский и разбили подвеску или колёса – это вызвать ГИБДД на место происшествия. К слову, данная ситуация полностью отвечает признакам ДТП, и поэтому у вас возникают соответствующие обязанности.

Если в деле будут фигурировать предписания/протоколы и иные бумаги о нарушении требований к обеспечению безопасности при установке ИН, то шансы получить компенсацию с дорожных служб велики. Но для этого нужно правильно написать объяснения после ДТП. Укажите примерно следующее:

Двигался по автодороге со скоростью [такой-то], не превышающей установленного на данном участке значения, с учётом погодных и дорожных условий. Столкновения с препятствием в виде искусственной дорожной неровности не имел возможности, так как она не была оборудована соответствующими дорожным знаком 5.20 и разметкой 1.25. Увидев опасность для движения, я предпринял(а) все меры для избежания столкновения.

При этом, с большой долей вероятности на разборе ГИБДД вам могут всё равно выписать определение о нарушении пункта 10.1. Но это не конец! Всё ещё можно обжаловать в суде, и общее правило заключается в том, что чем выше инстанция, рассматривающая ваше дело, тем более справедливо и всесторонне будет подходить к делу судья.

Но самым простым делом в ситуации, когда вы разбили подвеску, помяли диск или порвали шины из-за того, что отсутствовал знак или разметка на "лежачем", будет случай с разборной конструкцией. Нередко в таких ИДН отсутствуют необходимые элементы, торчат крепёжные болты, которые легко могут повредить резину. А это нарушает прямое предписание ГОСТа в пункте 4.6.

Иногда знак - предупреждение о вероятной опасности впереди по дороге не является стоп - сигналом для спешащего водителя. Для избежания аварий из-за таких шоферов на трассах установили специальные помехи, которые заставят автолюбителя притормозить перед опасным участком или пешеходным переходом. Ни один человек не хочет нанести ущерб своей машине из-за такой преграды. Да и если не заметишь её, то в любом случае придется снизить скорость.

Именно лежачий полицейский заставляет понижать скорость езды. Как наиболее безопасно для себя и машины проехать по нему, обучают в автошколах. Сначала рассказывают теорию, после чего закрепляют знания практикой. Порой инструкторы забывают рассказать о лежачем полицейском, в результате ученики не имеют представления, как же пересечь эту преграду. В итоге страдает и водитель и автомобиль. Чтобы избежать таких случаев, мы подробно разберем технику проезда через искусственную помеху.


Что такое лежачий полицейский

Подобная преграда нужна на трассе для того, чтобы водитель притормозил на небезопасных зонах дороги. Такое замедление требуется перед “зеброй” или в многолюдных местах (например, центр города). В соответствии с текущими правилами дорожного движения, лежачий полицейских должен состоять из резины. Вот только на российских дорогах таких встретишь очень редко: все препятствия подобного типа выполнены из асфальта. Минус такого “полицейского” в том, что при неверном проезде через него, можно сильно повредить автомобиль.


Как не следует преодолевать преграду

Когда вы жмете тормоз, соответствующие колодки машины автоматически блокируются, а давление между колесами и дорогой значительно повышается. Есть сила инерции, действующая по направлению движения, а есть торможения, она обращена против автомобиля. Получается, что две эти силы действуют в совершенно противоположных направлениях. И возникает момент, во время которого передняя часть машины прижимается к трассе, а задняя, наоборот, приподнимается. Также в этом случае давление на переднюю подвеску сильно повышается: оно зависит от силы снижения скорости.

Если во время вышеописанного процесса автомобиль проезжает через помеху, то передняя подвеска подвергается огромным нагрузкам. Проехав неправильно через лежачего полицейского несколько раз, можно с ней попрощаться. А если делать это периодически, то легко вывести из строя всю машину.


Как правильно переехать помеху

Выделяют два главных способа проезда через искусственную преграду, которые позволяют не подвергать опасности ни водителя ни автомобиль. Первый метод - притормозить заранее. Таким образом, вы не нагружаете подвеску, а машина переезжает “полицейского” накатом. Чтобы это осуществить, нужно всего лишь снизить скорость движения и привести в действие нейтральную передачу. Помните, что допустимая скорость в таком случае - 30 км\ч. И не забудьте отпустить педаль тормоза перед проходом через помеху.

Второй вариант - практически полная остановка автомобиля перед лежачим полицейским. Включите первую передачу и спокойно переезжайте. Это преодоление препятствия - отличное решение проблемы для новеньких на дороге, которые еще не освоили технику наката.

Кстати, некоторые водители проходят через такое препятствие под углом. Это объясняется тем, что на подвеску не оказывается сильного давления, потому что каждое колесо испытывает лишь небольшой толчок.


В заключении

Чтобы не повредить машину при преодолении лежачего полицейского, нужно четко знать, как это осуществить. В статье описано два самых распространенных и главных способов, которые позволяют сохранить подвеску машину в целости. Не полагайтесь на удачу, лучше грамотно осуществлять проезд, чем тратить солидную сумму на ремонт и починку транспорта в автосалоне.


Какая тактика наиболее верная?

Чистая физика

Понимание того, как правильно проезжать ИН, связано с простыми физическими законами.

Когда вы жмете на педаль тормоза, в точке контакта колес с дорогой возникают тормозные силы, направленные в противоположную движению сторону (назад).

Но сразу встать, как вкопанному, автомобилю мешает сила инерции — она приложена к центру массы машины, который находится намного выше поверхности дороги. Инерция тянет машину вперед.

Вот эти две разнонаправленные силы, которые приложены к разным местам автомобиля, и действуют на него одновременно, называются в физике моментом сил.

И в описанной ситуации момент сил прижимает переднюю часть автомобиля вперед, а заднюю — приподнимает. При этом пружины передней подвески сжимаются, нагрузка на рычаги и подшипники увеличивается.

И чем сильнее торможение, тем больше нагрузка на переднюю подвеску.

Начнем с разбора типичных ошибок.

Как не стоит проезжать ИДН

Можно воочию наблюдать, как ездят по лежачему полицейскому разные машины, а точнее водители. Техника прохождения препятствия встречается разнообразная, и далеко не каждая из них правильная.

Чтобы понимать, как поступать не стоит, нужно немного заглянуть в теорию и физические силы.

  1. Когда водитель нажимает на тормоз, происходит блокировка тормозных колодок его автомобиля. В результате возникает высокое давление в той точке, где соприкасается колесо с дорожным покрытием.
  2. Возникает сила торможения транспортного средства. Причём направлена она в сторону, противоположную движению машины.
  3. Параллельно с этим действует сила инерции, воздействующая по ходу текущего движения автомобиля.
  4. В результате действует одна сила, тянущая машину назад, и вторая, которая заставляет автомобиль двигаться вперёд.
  5. Образуется момент силы, прижимающий переднюю часть автотранспортного средства к дороге, а заднее часть автомобиля поднимается.
  6. Подобное явление значительно воздействует на переднюю автомобильную подвеску, поскольку растёт нагрузка на неё.

Уровень этой воздействующей нагрузки напрямую зависит от того, насколько интенсивным было торможение. Чем резче водитель нажимает педаль тормоза до упора, то есть тормозит, тем сильнее будет воздействующая нагрузка.

В нормальной ситуации, когда водитель движется по прямой, и ему требуется на ровной поверхности быстро остановиться, ситуация не такая страшная. Но если подобное торможение происходит при преодолении препятствия, то нагрузка, воздействующая на переднюю подвеску машины, усиливается многократно.

Если один раз проехать подобным образом искусственную дорожную неровность, существенного ущерба машине удастся избежать. Но когда водитель постоянно именно так тормозит и проходит лежачих полицейский, это приводит к быстрому износу подвески и её поломке.

Основную нагрузку берёт на себя именно передняя подвеска. Потому настоятельно не рекомендуется тормозить непосредственно перед препятствием. Выжимая тормоз в пол, вы лишь ухудшаете состояние своего авто, и приближаете момент необходимого посещения автосервиса с целью восстановления или ремонта подвески.







Чаще всего граждан штрафовали за превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, разметки и проезд на красный сигнал светофора — кроме того, многие водители не пристегивались, а мотоциклисты ездили без шлемов.

Больше всего нарушали ПДД в 2020 году москвичи, жители Подмосковья, Свердловской области, Татарстана и Краснодарского края.

При этом до Федеральной службы судебных приставов (ФССП) дошло 35 млн постановлений о неоплаченных штрафах — это на 8 млн больше, чем в 2020 году. Сейчас россияне должны государству 10 млрд рублей в связи с нарушениями ПДД, уточнили в Госавтоинспекции.







Как проезжать дорожные неровности

Чтобы понять, каким образом можно уберечь автомобиль, нужно понять процесс переезда любой неровности с точки зрения физики движения автомобиля, и знать, как перераспределяется вес по осям автомобиля во время его движения.

Когда эти самые дорожные неровности оказываются крупнее, то и удар по подвеске автомобиля, соответственно, становится сильнее, если заведомо водитель ничего не предпримет для того, чтобы этот удар сгладить. Более того, если яма окажется приличной, а ее края окажутся острыми (выбит кусок асфальта), то есть риск повредить шины.

Как можно сгладить такой удар? Он, в общем-то, может быть и не сильный, но все равно, неприятно, у подвески есть запас прочности, но пусть лучше и она, и шины прослужат дольше, а для этого их следует беречь.

Если передние колеса (либо одно из них) попадают на или в дорожную неровность, другими словами, на передние колеса приходится удар именно в момент торможения, то нагрузка на переднюю ось увеличивается очень сильно, и последствия удара могут быть разрушительными.

Чтобы такого не происходило, тормозить (нажимать педаль тормоза) нужно ДО препятствия, будь то яма или лежачий полицейский, а непосредственно перед препятствием нужно отпустить педаль тормоза, т.е., разгрузить переднюю подвеску. Передок в этот момент как бы качнется вверх, и удар значительно потеряет свою силу, его последствия сведутся практически к нулю.

Если затормозить не удается, например, заметили яму слишком поздно, и есть риск въехать в нее на тормозе, то лучше ее проехать, как ни в чем не бывало, ни в коем случае не тормозить. Произойдет небольшой удар, ничего не поделаешь, но в процессе торможения этот же удар произойдет с двойной силой. Тормозить следует или ДО препятствия, или лучше не тормозить вовсе.

Когда скорость автомобиля очень небольшая, то можно спокойно, как бы вразвалку, перекатиться через неровность на ровной тяге. Если это лежачий полицейский, то иногда бывает удобно проехать через него немного по диагонали, т.е. сначала на него заезжает одно переднее колесо, следом – другое, потом задние колеса. Если же это яма, то спокойный въезд на небольшой ровной тяге никак не сможет навредить, разумеется, если яма не глубокая.

В дополнение к вышеизложенному материалу рекомендую посмотреть видеоролик в статье О дистанции, скорости и приемах вождения. Там дается немало полезных рекомендаций, касающихся практики вождения, в том числе, и как проезжать дорожные неровности.

Если ширина дороги позволяет, а соседних автомобилей нет

Вы можете преодолеть ИН наискосок, чтобы помочь подвеске отработать неровности.

При такой технике машина не приподнимается над неровностью, а просто немного раскачивается, переваливаясь через препятствие.

  • О том, как ездить в условиях минимальной видимости осенью в темноте, узнаете здесь.

Опасное препятствие

Чаще всего водители перед проездом препятствия немного притормаживают. Именно после этого под весом транспортного средства передняя подвеска подвергается сильнейшему давлению.

Какие бывают лежачие полицейские

Ошибки при проезде лежачих полицейских

Как правильно переезжать препятствия

В этом случае колеса по очереди переезжают препятствие, и нагрузка на ходовую часть минимизируется. Главное, убедиться, что отсутствуют помехи в виде пешеходов и соседних машин.

На конструкции должны быть также световозвращающие элементы, а само место установки препятствия обозначено дорожными знаками. Не нашли вышеуказанных условий? Ваши шансы выиграть суд резко возросли.


На сегодняшний день разработаны и уже функционируют специальный государственные стандарты, благодаря которым установлены геометрические параметры, формы обозначения и места для установки искусственных неровностей, а также соответствующие дорожные знаки.

Лежачие полицейские являются единственным надежным и простым способом, который обеспечивает безопасность на особо опасных участках дорог. Благодаря их установке уменьшается число аварий, а также повышается безопасность пешеходов. Как правило, наблюдать мы их можем возле медицинских и образовательных учреждений, детских площадок, а также автостоянок, заправок, развлекательных и торговых центров.

Лежачий полицейский - история возникновения

Небольшое возвышение на плоскости дорожного покрытия получило название лежачий полицейский. Официально такие возвышения называются искусственными дорожными неровностями, сокращенно ИДН, которые выпускаются различных размеров и маркируемых цифрой, например ИДН 900. Лежачие полицейские предназначены для снижения скорости водителями, поэтому их устанавливают на тех участках дороги, где превышать скорость опасно.


Использовать ограничитель скорости, называемый лежачий полицейский на своих дорогах начали американцы в начале XX века. В то время в Америке стало появляться все больше автомобилей, что плохо сказывалось на фермерском хозяйстве. Дело в том, что под колесами автолюбителей гибло достаточно много скота, выходившего на проезжую часть.

Для того чтобы водители притормаживали перед трудными участками дороги, стали возводить неровности из деревянных материалов или делали насыпь из щебня с глиной. Перед возвышением устанавливались предупреждающие таблички для водителей.

Лежачий полицейский в Европе и СССР стал использоваться после окончания Первой мировой войны. В России для создания неровностей на дороге делались возвышения из бетона или асфальта. Машин тогда было мало, поэтому никаких правил по установке и эксплуатации не записывали.

Со временем автомобильный поток на дорогах значительно вырос, что привело к увеличению случаев ДТП. Это, в свою очередь, послужило поводом для того, чтобы выпустить правила применения лежачих полицейских.

На данный момент в нашей стране применяются правила ГОСТа, в которых прописаны основные требования и правила установки возвышенностей. По ним лежачий полицейский может быть установлен только в определенных местах и должен иметь принятые законом габариты.

Не так давно на дорогах Англии появились надувные неровности. Их особенность в специальном датчике, который фиксирует скорость автомобиля. Когда водитель сбрасывает скорость, лежачий полицейский сдувается.

Другие материалы по теме:

Лежачий полицейский - это. Что такое Лежачий полицейский?

В то время Соединенные Штаты переживали бурную и массовую автомобилизацию, и владельцы фермерских хозяйств, мимо которых проходили автомобильные дороги, были весьма озабочены сохранностью домашнего скота, который нередко оказывался под колесами проезжающих автомобилей.

Чаще всего устанавливается в жилых зонах или возле пешеходных переходов и т. п.

Принцип действия заключается в том, что при пересечении с высокой скоростью лежачего полицейского происходит сотрясение подвески автомобиля. Такие сотрясения приводят к постепенному выходу из строя различных узлов транспортного средства: стоек, шаровых шарниров, ступичных подшипников, наконечников рулевых тяг и других. Чтобы не приближать срок ближайшего ремонта, водители вынуждены не превышать установленную скорость.

Лежачие полицейские нового поколения сделаны из использованных шин, а внутри проходит пластиковая конструкция[1].

Так же последние версии оборудованы системой противообледенения. В зимнее время рекомендуется демонтировать для эффективной работы снегоуборочной техники.

Требования к искусственным неровностям

В России общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения регламентированы ГОСТ Р 52605-2006. Габариты искусственной неровности зависят от максимальной разрешенной скорости движения. Стандартом предусмотрено нанесение разметки, установка знаков в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256.Для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность искусственной неровности должны быть нанесены световозвращающие элементы. Установка лежачих полицейских разрешена только на участках дорог с искусственным освещением и обеспеченным водоотводом с проезжей части дороги.[2]

Следует отметить, что многие имеющиеся на дорогах искусственные неровности не соответствуют требованиям ГОСТ и представляют опасность для автомобилей. Наиболее распространенные нарушения — отклонение от предписанных габаритов и отсутствие знаков и разметки[3][4].

ГОСТу соответствуют 3D-лежачие полицейские, которые всё чаще стали появляться в разных городах России. Как пояснил начальник управления ГИБДД по Нижегородской области Андрей Назаренко, есть надежда, что это уменьшит количество ДТП, а для сохранения человеческих жизней в ГИБДД готовы применять различные методики, в том числе и рисунки на асфальте [5].

В культуре

Примечания

"Лежачие полицейские": на пользу или во вред?

Что это такое?


Какие проблемы принесла установка лежачих полицейских?

С ростом количества подобных сооружений начало расти и число клиентов в автомастерских. У мастеров прибавилось работы: ободранные днища, испорченные подвески, вышедшие из строя рулевые системы… А все потому, что зачастую власти устанавливали искусственные неровности неожиданно для водителей, даже не заботясь о том, чтобы поставить соответствующий дорожный знак. О линиях разметки тоже речи не шло, а в комплекте с плохо освещенным участком дороги все это логично приводило к вышеупомянутым проблемам.

Все это продолжалось вплоть до вступления в силу госстандарта в 2008 году, в котором четко были прописаны средства организации искусственных неровностей и требования к их установке.


Что прописано в ГОСТе?


Как правильно переезжать через ИДН?


А если повреждений избежать не удалось?


Читайте также: