Что делает водитель автомобиля при подъеме в гору

Обновлено: 02.05.2024

При совершении поворота на горной дороге Правила дорожного движения требуют от водителя следующих предварительных действий: приближаясь к повороту, занять крайнее правое положение, а находясь населенных пунктов, подать звуковой сигнал.

При движении в горах необходимо внимательно наблюдать за дорогой. Если водитель вовремя заметит встречный автомобиль на одном из дальних поворотов, то он сможет заблаговременно принять меры предосторожности - остановиться на широком участке дороги.

При езде в гору на автомобиле, помимо преодоления сил сопротивления качению и воздуху, автомобиль дополнительно затрачивает силу на преодоление подъема, которая зависит от веса автомобиля и угла продольного наклона дороги.

Чем круче подъем, тем большая сила затрачивается преодоление горы. Поэтому, на подъёмах режим движения выбирается в соответствии со степенью его крутизны и протяженности. Пологий подъем небольшой протяженности при условии хорошей видимости, а также свободной дороге преодолевается с небольшого разгона за счет предварительного накапливания кинетической энергии без необходимости переключения передачи. Но может случиться, что на включенной повышенной передаче двигатель начнёт глохнуть, в этом случае без промедления, быстро и четко включают пониженную передачу. Необходимо стремится сделать переключение передачи до того, как двигатель начинает работать с перегрузкой, а автомобиль значительно потеряет скорость движения. Нельзя допускать сильного снижения скорости автомобиля, при которой он начнет идти с рывками. Нерациоанально продолжать разгон на самом подъеме - следует вести автомобиль с уже установившейся скоростью движения .

Крутые и продолжительные подъемы следует проходить на той передаче, которая позволит вам преодолеть весь подъем без остановок и переключения передач. Выполнять переключение передач во время прохождения подъема намного сложнее, чем на горизонтальном участке дороги. Водителю необходимо усвоить, что чем больше крутизна подъема, тяжелее автомобиль, хуже видимость и дорожные условия, тем ниже должна быть передача.

В конце подъема, необходимо соблюдать осторожность проезжая через вершину, так как за ней возможны крутой спуск, ремонтируемый участок дороги, могут стоять транспортные средства или находиться какие-либо другие препятствия. Скорость на подъезде и вершине подъема всегда должна приниматься с учетом возможной остановки автомобиля в пределах видимости.

Останавливать автомобиль на подъемах, особенно крутых, не рекомендуется, так как последующее трогание с места на подъеме представляет собой трудную задачу. Однако при необходимости остановки автомобиля на подъеме следует выключить сцепление, затормозить автомобиль ножным и ручным тормозами и принять меры против сползания его назад. Чтобы начать движение на подъеме, необходимо, удерживая автомобиль на месте с помощью ручного тормоза, выключить сцепление и включить первую передачу; нажать на педаль дроссельной заслонки и одновременно отпустить педаль сцепления, продолжая придерживать ручной тормоз, чтобы автомобиль не мог двигаться назад, и нажимать на педаль дроссельной заслонки, отпуская сцепление до тех пор, пока двигатель не наберет достаточную мощность для начала движения. С началом движения освободить полностью рычаг ручного тормоза одновременно с педалью сцепления и двигаться на первой передаче до тех пор, пока автомобиль не наберет достаточной скорости для перехода на вторую передачу, продолжать разгон и переходить на третью и последующие передачи. Если во время трогания автомобиля двигатель заглохнет, надо немедленно нажать на педаль тормоза, натянуть рычаг ручного тормоза, выключить сцепление, перевести рычаг управления коробкой передач в нейтральное положение. После этого отпустить педаль тормоза, пустить стартером двигатель и повторить трогание автомобиля, обеспечив большую мощность двигателя.

Включать пониженную передачу в раздаточной коробке разрешается только при полной остановке автомобиля, переключение с низшей передачи на высшую и включение переднего моста можно производить во время движения при любой скорости. Такой же способ трогания автомобиля с места применяется и после стоянки на подъеме. Если на подъеме дорожное покрытие находится во влажном или скользком состоянии, рекомендуется держать постоянную скорость движения и не допускать ее резкого изменения - это исключит пробуксовывание колес и занос автомобиля. Если на подъеме начинают буксовать колеса, в первую очередь необходимо сбросить газ и на тормозах отпустить автомобиль назад, а затем произвести повторный маневр с большим разгоном.

Преодоление крутого и скользкого подъема запрещается начинать, пока автомобиль, идущий впереди, не достиг вершины подъема или встречный не спустился к началу подъема.

Если подъем нельзя преодолеть из-за недостаточного сцепления колес с грунтом, надо применить цепи противоскольжения.

Горные районы характеризуются дорогами с большим количеством затяжных подъемов и уклонов, крутыми поворотами малого радиуса и с крайне ограниченной видимостью. Проходят они, как правило, вплотную к отвесным стенам скал с одной стороны и мимо обрывов — с другой. На перевалах нередко встречаются снежные заносы. Возможны опасные обвалы.

Горная местность характеризуется также резким изменением температуры и атмосферных явлений, следствием чего нередко являются густые туманы и обледенелые дороги. Надо иметь ввиду и такие обстоятельства: на больших высотах снижается атмосферное давление, уменьшается плотность воздуха, что резко ухудшает наполнение цилиндров двигателя воздухом. Уменьшение весового заряда рабочей смеси в цилиндре двигателя (на высоте 3-3,5 тыс. м) приводит к уменьшению его мощности на 20-25% против обычных условий.
Как влияют высокогорные условия на давление в шинах?

По мере подъема автомобиля в гору увеличивается и внутреннее давление в шинах, так как возникает разность между атмосферным давлением и внутренним давлением.

Еще одно обстоятельство. На горных дорогах встречаются частые повороты, закрытые участки дороги. Водитель вынужден притормаживать или резко тормозить, энергично действовать рулем. Шины и детали рулевого управления в горах выходят из строя гораздо быстрее, чем в обычных дорожных условиях.

При уменьшении плотности воздуха ухудшается действие системы зажигания: снижается электрическое сопротивление изоляции электропроводки, особенно при перегреве ее, нарушается работа вакуумного корректора, преждевременно выходят из строя конденсатор и катушка зажигания, усиливается испарение электролита из аккумуляторных батарей. Все это приводит к перебоям в работе системы зажигания.

Высокогорные условия оказывают существенное влияние и на организм водителя. Недостаток кислорода в горах затрудняет дыхание, вызывает головные боли. Длительное действие отраженных солнечных лучей, особенно во время преодоления снежных перевалов, нередко раздражает слизистую оболочку глаз, ухудшает зрение.

Из вышесказанного следует, что режим работы в горах является более напряженным, нежели в обычных условиях. Поэтому к вождению в горах следует допускать наиболее квалифицированных, опытных и физически крепких водителей.

Перед тем как совершить рейс в горных условиях, надо тщательно проверить состояние автомобиля, наличие табельного имущества (шанцевого инструмента, буксирного троса, цепей противоскольжения, противооткатных приспособлений). При проверке технического состояния машины, направляющейся в горы, особое внимание обращается на исправность тормозов, рулевого управления, на четкую работу двигателя, правильные показания контрольных приборов. Осматривая автомобиль, надо выявить, нет ли пропуска воздуха, подтекания топлива, воды, тормозной жидкости. Только при полной исправности всех механизмов и агргатов можно выезжать в рейс.

Скорость движения выбирается в зависимости от состояния дороги. На прямых участках в условиях хорошей видимости и хорошего состояния полотна она не должна превышать 30-35 км/час. При тумане скорость с включенными фарами должна быть не более 5 км/час. С такой же скоростью рекомендуется двигаться на крутых и закрытых поворотах. При подъемах 6-8 градусов- 7-8 км/час, а на спусках — не свыше 15-20 км/час. Использовать в горах накат не рекомендуется.

При подъеме к вершине перевала для предупреждения встречного транспорта в дневное время целесообразно подавать звуковые, а в ночное — световые сигналы. То же самое надо делать в густой туман.

Перед преодолением подъемов водитель обязан проверить и оценить местность, выявить характер дороги и заблаговременно включить такую передачу, которая обеспечит преодоление всего подъема. Длинные подъемы и подъемы с крутизной больше 6о преодолевают на пониженных передачах. Переключать их и останавливаться на подъеме не рекомендуется. Не разрешается совершать обгон перед вершиной подъема, если дорога закрыта перевалом.

В составе колонны дистанция между автомобилями должна быть не менее 50 м. На коротких крутых подъемах следует соблюдать очередность движения. Преодоление подъема можно начинать лишь тогда, когда впереди идущий автомобиль достиг вершины, а встречный автомобиль — спуска (рис. 31). При вынужденной остановке на крутом подъеме следует затормозить горным тормозом и подложить под колеса башмаки, колодки или клинья. Перед преодолением крутых длинных подъемов колодки целесообразно держать в кабине водителя, а на очень крутых подъемах их обычно привязывают сзади, так, чтобы при движении они волочились по дороги на расстоянии 15-20 см от колес. При вынужденном откате автомобиля назад колодки попадут под колеса, и автомобиль остановиться. Более активными средствами, обеспечивающими безопасность вождения автомобиля в горах, являются сошники, горный упор, рельс.

Рис. 31. Преодоление крутого подъема

Рис. 32. Вынужденная остановка автомобиля на подъеме

Какими техническими приемами лучше пользоваться водителю при подъеме в гору? По скользкой, обледенелой или заснеженной дороге необходимо двигаться на одной и той же скорости, так как при переключении передач автомобиль быстро теряет инерцию, в результате чего может заглохнуть двигатель и произойти скатывание автомобиля назад. Для надежного преодоления крутых скользких подъемов рекомендуется посыпать дорогу песком, шлаком или заблаговременно надеть на колеса цепи противоскольжения. Развивать большие обороты коленчатого вала двигателя на подъеме не рекомендуется, так как двигатель может быстро перегреться.

Спуски преодолевать намного труднее, нежели подъемы. Это надо делать на пониженной передаче. Чем круче спуск, тем ниже передача. Частое пользование только ножным тормозом приводит к его нагреву, износу, может вызвать самоторможение одной стороны автомобиля и заносу, чреватому катастрофой.

Если движение происходит в составе колонны, то надо выдерживать дистанцию между автомобилями в 50-70 м.

Запрещается обгонять впереди идущие автомобили. Обгон допустим лишь тогда, когда впереди нет встречного транспорта и обгоняющий автомобиль принял вправо, а дорога имеет достаточное расстояние для обгона.

Применять ручной тормоз на спусках не рекомендуется, так же как нельзя выключать сцепление, зажигание и передачи. Ни в коем случае на спусках нельзя увеличивать скорость движения. Обязательно нужно следить за давлением воздуха в рессивере. Если оно понизилось до 4,5 кг/см2, то следует включить пониженную передачу и увеличить обороты двигателя.

На уклонах с поворотами нельзя допускать резкого торможения — это может вызвать боковой занос или опрокидывание автомобиля.

Рис. 33. Встречный разъезд в горных условиях требует от водителей повышенной внимательности и осторожности

Если вы отправляетесь в путешествие к морю на собственном автомобиле, то само собой разумеется, что вам предстоит движение по живописным горным дорогам.

Для того чтобы путешествие оказалось приятным и безопасным следует знать некоторые особенности вождения автомобиля на горных дорогах и серпантинах. Советы, которые в большинстве случаев встречаются в интернете начинаются со страшилок. Это не удивительно, т.к. горные дороги более опасны, чем те, к которым мы привыкли, а усвоенные навыки вождения, на горных дорогах могут быть непригодны.

Но зная некоторые особенности и правила, а также заручившись полезными советами, ваше путешествие по горным дорогам доставит вам исключительное удовольствие.

В этой статье мы расскажем вам основные правила и откроем маленькие секреты вождения по горным дорогам.


СОВЕТ

  • Перед поездкой обязательно пройдите техосмотр, т.к. в горах нагрузки на все системы и агрегаты автомобиля возрастают.
  • Перед тем как совершить поездку в горных условиях, надо тщательно проверить техническое состояние автомобиля, наличие дополнительного имущества (солнцезащитных щитков, темных очков, буксирного троса).
  • При проверке технического состояния автомобиля, направляющегося в горы, особое внимание обращается на исправность тормозов, рулевого управления, контролируются давление воздуха в шинах, а также укладка и крепление груза на крыше автомобиля. Осматривая автомобиль, надо выявить, нет ли подтекания бензина, охлаждающей жидкости и при необходимости довести их до нормы. Только при полной исправности всех механизмов можно совершать поездку.

Управляя автомобилем в горных условиях, водитель должен всегда помнить о большой сложности движения и тяжелых последствиях, к которым может привести малейшее нарушение правил дорожного движения.

Дороги в горной местности характеризуются большим количеством затяжных подъёмов и спусков, крутыми поворотами малого радиуса при переменных направлениях с крайне ограниченной видимостью, а также узкой проезжей частью с каменистой или покрытой глинистыми наносами дорожной одеждой. Как правило, с одной стороны горных дорог находятся отвесные скалы, а с другой — обрывы.


Горная местность характеризуется также резким изменением температуры и атмосферных явлений, следствием чего нередко являются продолжительные густые туманы и обледенелые дороги.

Надо иметь в виду и такие обстоятельства: на больших высотах снижается атмосферное давление, что приводит к уменьшению мощности двигателя на 20—25% против обычных условий. Это надо учитывать при обгоне.


СОВЕТ

  • Направляясь на высокогорье, даже летом, берите с собой теплые вещи. Вас может ждать холод, сильный ветер и даже снег.

Двигаясь по горной дороге, старайтесь придерживаться правой границы собственной полосы. При разъезде в узком месте преимущество отдается автомобилю, совершающему подъем либо находящемуся около обрыва.

Запрещается срезать углы на поворотах и пересекать сплошную линию дорожной разметки, особенно в зонах ограниченной видимости.

Особую опасность представляют закрытые повороты и участки дороги в верхних точках подъема перед переломами профиля, откуда неожиданно может появиться автомобиль.

Даже если вы не в первый раз едете по этой горной дороге и исследовали все ее особенности, никогда не ослабляйте контроль над ситуацией на дороге и следите за показаниями приборов.


Правила езды по горной дороге вверх

Для того чтоб двигаясь вверх всегда иметь запас тяги, поддерживайте обороты двигателя на максимуме вращающего момента. Перед подъемом заранее включайте передачу, позволяющую пройти его без остановок (обычно, вторую либо третью). Перед серпантином, где подъем сопряжен с крутыми поворотами, в целях безопасности лучше использовать первую передачу. Благодаря выше перечисленному, вы избежите необходимости переключения передач при подъеме.

Если вы едете по горной дороге за другим автомобилем, то поднимаясь вверх сохраняйте увеличенную дистанцию до передвигающегося впереди автомобиля. Разгоняться можно только после преодоления им небезопасного участка подъема.

Определенную опасность для идущего сзади автомобиля представляет гравий на дороге. При несоблюдении достаточной дистанции, вылетающие из-под колес впередиидущего автомобиля камешки могут повредить автомобиль и лобовое стекло.

Длинные и крутые подъемы следует преодолевать на пониженных передачах. Переключать передачи и останавливаться на подъеме не рекомендуется.

Не разрешается совершать обгон перед вершиной подъема, если дорога закрыта перевалом.


СОВЕТ

  • При перегреве двигателя, включайте печку на обогрев, чтобы отвести тепло от двигателя, открывай окна, а лучше останавливайтесь в зоне ОТКРЫТОЙ ВИДИМОСТИ.

Правила езды по горным дорогам вниз

Включив необходимую передачу, используйте для торможения двигатель. Притормаживайте по мере необходимости рабочим тормозом.

На уклонах с поворотами нельзя допускать резкого торможения. Это может вызвать боковой занос или опрокидывание автомобиля.

Обычно, на затяжных спусках устраивают улавливатели – особые отрезки дороги, расположенные обычно перед поворотами, переходящие в подъем и заканчивающиеся песочным либо гравийным участком. При выходе из строя тормозов, направив автомобиль в таковой улавливатель, у вас будет возможность выполнить аварийную остановку.

Использование на спуске только рабочего тормоза приводит к его перегреву, что влечет за собой ненадежную работу тормозной системы и даже ее отказ.


СОВЕТ

  • Всегда будьте готовы, что из-за поворота вылетит отморозок, обгоняющий по встречке. Держите дистанцию больше чем обычно.

Если отказали тормоза

Если это произошло, не паникуйте, включите аварийные огни и используйте звуковой сигнал для привлечения внимания. Производите торможение двигателем с использованием ручного тормоза.

При первой возможности направьте автомобиль в аварийный улавливатель или же постарайтесь остановиться, притираясь боком вашей машины к отбойнику или вертикальному склону. Жалеть автомобиль не стоит. Жизнь и здоровье дороже.


СОВЕТ

Прохождение поворотов

При движении по горной дороге, автомобиль часто двигается по серпантину, повороты которого могут быть достаточно крутыми. Поэтому не стоит развивать большую скорость. Более того, уже при скорости в 60 км/час возможны заносы, а на мокром асфальте такое может произойти уже при 40 км/час.

Перед вхождением в поворот следует заблаговременно снизить скорость автомобиля. Кроме того, двигаясь по внутреннему радиусу поворота, следует держаться как можно ближе к правой обочине. Таким образом, повышается безопасность встречного транспорта следующего вдоль обрыва.

При подъеме к перелому дороги на вершине, для предупреждения встречного транспортного средства о своем приближении, в дневное время целесообразно подавать звуковые, а в ночное время световые сигналы. То же самое рекомендуется делать в густой туман.

Особую осторожность надо соблюдать при движении на закрытых поворотах, и подавать предупредительные сигналы (днем звуковые, а ночью и в туман световые и звуковые).


СОВЕТ

  • Движение по серпантину горных дорог требует внимания и сосредоточенности даже в дневное время. Ночью же приближение к повороту на 180 градусов становится просто опасным. Проблему можно решить очень легко. Используя навигатор, вы заранее будете знать о приближении к сложному повороту.
  • Проезжая закрытый поворот, никогда не выезжайте на встречную полосу. Перейдя заранее на пониженную передачу, будьте всегда готовы к появлению встречного транспорта.

Правила обгона на горных дорогах

Следует воздерживаться от обгона, особенно если дорога со сплошной линией разметки и по одной полосе в каждую сторону.

Не стоит совершать обгон на коротких прямых участках, т.к. есть опасность не успеть вернуться вовремя в свой ряд.

Никогда не выполняйте этот маневр перед закрытым поворотом.

Будьте осторожны с большегрузными грузовиками и автобусами, в горах они могут оказаться резвее вашего авто, благодаря своим мощным двигателям и многоступенчатым коробкам передач.

Запрещается на спусках обгонять идущие впереди автомобили.

Обгон допустим лишь тогда, когда впереди есть достаточное расстояние для обгона, нет встречных транспортных средств, и обгоняемый автомобиль принял вправо.


СОВЕТ

  • Никогда не обгоняйте перед закрытым поворотом! Это очень опасно!

Окружающие достопримечательности

Управляя автомобилем в горах смотреть нужно строго перед собой, следя за дорожной разметкой и знаками. А для осмотра живописных гор, пропастей и долин лучше остановится на специальной площадке, выйти из автомобиля, и заодно размяться.


СОВЕТ

  • Из-за отсутствия на горных дорогах обочин, останавливайтесь лишь на специально отведенных для этого площадках.

Правила езды по горным дорогам ночью

По дорогам в горах передвигаются не только автомобили, но и пешеходы. Поэтому нужно быть начеку всегда, особенно в темное время суток. Вечером и ночью следует двигаться как можно медленнее.


СОВЕТ

  • Смотрите на знаки. Они там не зря стоят. Особенно ночью.

Тошнота

Все сказанное выше касалось особенностей вождения автомобиля. Но на горных дорогах некоторые люди испытывают неприятные ощущения и тошноту.

Кинетоз или болезнь движения – так называют врачи такое состояние, когда тошнит в дороге. Говоря простым языком, это означает, что ребенка (или взрослого) укачало. Как можно помочь?

Ну, в самом деле, что за напасть – все дети как дети, а собственный ребенок не переносит ни автомобиля, ни самолета, ни автобуса. Что уж говорить о морской прогулке на катере! Тошнота, головокружение, дурнота, нередко рвота… Вот классические симптомы укачивания.

Что делать, если ребенок подвержен укачиванию? Самый распространенный способ противостояния, это специальные препараты, которые можно купить в аптеке. Только внимательно читайте инструкцию, особенно по поводу дозы и возрастных ограничений!

Таблетку нужно дать ребенку за час-полчаса до поездки. Однако врачи советуют принимать такие препараты как можно реже, так как у них есть побочные действия, о которых опять-таки можно узнать из инструкции.


Если ребенка укачивает, важно правильно подготовиться к путешествию. Он должен хорошо отдохнуть перед дорогой и обязательно за 2–3 часа поесть. Мнение, что на голодный желудок укачивать будет меньше, ошибочно.

Чем лучше накормить ребенка перед путешествием? Главное правило – еда должна быть достаточно калорийной, но легкой и не иметь сильного запаха. Это, например, омлет, отварное куриное или другое нежирное мясо, морская рыба. Важно, чтобы продукты не содержали консервантов и различных химических добавок.

Уменьшить укачивание, а иногда и вовсе избежать его помогут простые и доступные всем способы.


Устройте ребенка в автомобиле или экскурсионном автобусе удобно в кресле полулежа, лицом вперед по ходу движения.

Объясните, что чувствовать себя он будет гораздо лучше, если закроет глаза или зафиксирует взгляд на одной точке внутри салона. Неплохо от неприятных ощущений отвлекает музыка. Так что запаситесь плеером.

Включите кондиционер в машине. Это особенно важно, если попали в пробку, так как духота, неприятные и вообще сильные запахи усиливают симптомы укачивания.


Захватите в дорогу чай с добавлением мяты или имбиря, воду без газа, добавив в нее сок лимона. Кислое питье освежает и подавляет тошноту.

Утихомирить тошноту помогают мятная жвачка, кусочек лимона или апельсина, соленые орешки.

Сделайте дыхательную гимнастику. Она снимает проявления укачивания. Несколько раз глубоко вдохните и имитируйте зевание.

Используйте приемы точечного массажа. Например, растирайте и надавливайте область ушных раковин, ладоней, подошв.

При появлении первых признаков укачивания (легкого головокружения, тошноты, апатии) приоткройте окно и хорошо подышите. Если есть возможность, остановитесь на некоторое время и погуляйте на воздухе.


В итоге, несколько общих советов для любителей езды на автомобиле по горным дорогам:

Перед дальней поездкой, особенно в горную местность, обязательно тщательно проверьте техническое состояние автомобиля.

На горных дорогах следует отдать предпочтение невысоким скоростям, соблюдая все меры предосторожности.

Нельзя переключать передачи на подъемах и неровных участках дороги.

Торможение производится двигателем.

И всегда будьте начеку – ведь дорожная обстановка может поменяться в любой момент.


Управление автомобилем в условиях преодоления крутых спусков и подъемов является сложным и опасным испытанием для любого водителя независимо от стажа вождения. Для того чтобы преодолеть крутой подъем или спуск требуется не только физическая сноровка, выдержка и внимательность, но и наличие технических знаний вождения в экстремальных условиях.

Преодоление крутых поворотов, спусков или подъемов всегда сопряжено с эмоциональным напряжением, именно поэтому основное внимание водителя направлено на оценку скорости и траектории движения ТС, а также состояния дороги.

Мы попытаемся разобраться в том, какие техники вождения для преодоления спусков и подъемов чаще всего применяются на практике.

Техника преодоления крутых подъемов

Особую сложность вызывает вождение автомобиля при преодолении крутых и скользких подъемов. Опасность скрыта непосредственно в самом маневре – подъеме, который отличается значительной протяженностью, неровностью дорожного полотна и крутизной.

Здесь важно соблюдать основное правило – не выворачивать руль и не добавлять газ на подъеме.

Для преодоления крутых подъемов применяется следующая тактика вождения. При подъеме колеса автомобиля должны двигаться строго по траектории движения, без крутых поворотов и пробуксовки.

Преодоление затяжных подъемов (короткие можно преодолеть с разгона на любой передаче) осуществляется только на низших передачах, при этом передачу стоит выбирать с учетом крутизны уклона и массы автомобиля, чтобы уже в процессе подъема не возникло необходимости в переключении передачи.

Часто более опытные водители используют следующую тактику преодоления крутых подъемов. Разогнавшись на определенной скорости, перед подъемом начинается плавный сброс газа со снижением скорости до вершины подъема. Таким образом, чем круче подъем, тем быстрее будет снижаться скорость в процессе его преодоления.

Следующий этап – преодоление вершины подъема. Скорость преодоления вершины – минимальна. В конце подъема следует продолжить движение на оптимальной скорости, которая бы позволила в нужный момент совершить торможение на определенном участке дороги. Это особенно важно при езде на узкой дороге или при приближении к встречному автомобилю.

Техника преодоления крутых спусков

Как и в случае с подъемами, преодолении крутых спусков проводится очень аккуратно и без какой-либо спешки. Основное правило вождения на спуске – это предотвращение скольжения колес (юза), в противном случае водитель просто не справится с управлением.

Преодоление спусков, как и подъемов, осуществляется с выставленными по траектории движения колесами, на постоянной передаче без использования педали тормоза (если позволяет крутизна спуска).

Тормозить лучше двигателем на пониженной передаче. Для остановки на крутом спуске, а также для предотвращения возможной произвольной езды, колеса должны иметь надежную опору (бордюр, камень, возвышение), а сам автомобиль находиться на ручном тормозе и на первой передаче.

Прежде чем начать спуск, водитель выбирает наиболее оптимальную передачу, которая позволит не задействовать тормозную систему автомобиля с целью избежать скольжения колес (читайте статью: как тормозить на автомобиле).

Выбирая правильную передачу, стоит учитывать состояние дорог (наличие ухабов, ям, выбоин и т.д.), а также технические возможности автомобиля. Важно помнить, что преодолевая крутой спуск, категорически запрещается выключать сцепление и зажигание. Преодоление подъемов и спусков одинаковой крутизны происходит на одинаковой передаче.

Проблема пробуксовки автомобиля при преодолении крутых спусков и подъемов

Как поступить, если преодолевая спуски или подъемы, автомобиль забуксовал? Такая ситуация возможна на мягком грунте или при попадании в глубокую яму.

В этой ситуации пока никто не смог придумать ничего лучше, как следующий порядок действий: первым делом пробуем выбраться из ямы путем раскачки автомобиля, если не получается, подкладываем под ведущие колеса все, что может улучшить сцепление колес с дорогой.

Если и это не помогает, то пробуем откопать колеса автомобиля. Если не поможет и это, то, скорее всего, автомобиль сел на брюхо (днищем лежит на грунте) и в этом случае своими силами уже не выбраться.

Нужно искать трактор или хотя бы грузовой автомобиль, который бы мог легко сдернуть застрявшую машину.

Что касается раскачки автомобиля на уклоне (спуске или подъеме), то здесь стоит сделать пару замечаний.

Во-первых, нужно помнить, что этот прием подходит для автомобилей с механической коробкой передач. Современные автоматические коробки передач тоже позволяют раскачивать автомобиль, поскольку упершись в препятствие автомобиль так же как и на механике будет немного сдавать назад, но амплитуда этой раскачки все же недостаточна для эффективного преодоления препятствия.

Некоторые автоматы позволяют в движении переключаться на нейтраль, можно попробовать использовать это свойство коробки, но всегда нужно помнить, что коробке это точно не понравится и как она отреагирует, неизвестно.

Второе, что следует учитывать при вытаскивании автомобиля из ямы на уклоне, так это то, что вверх автомобиль сам не отъедет, поэтому раскачивать автомобиль можно только лишь трогаясь вверх по уклону, а выбираться из ямы, соответственно, придется вниз, даже если вам нужно ехать вверх. Впрочем, если уклон не очень крутой, то можно попробовать выбраться и вверх.

И в зависимости от того, куда машина повернута носом (вверх или вниз), нужно включить либо первую скорость либо заднюю.

Если вы ехали вверх и застряли, то это не так страшно, как если бы вы ехали вниз. Скорее всего, вам удастся отъехать назад, вниз по уклону, включив заднюю передачу. Помогать вам будет естественная сила гравитации.

Если же вы двигались вниз и застряли, то пробовать отъезжать придется вверх, что значительно сложнее. Можно и сцепление сжечь, если не иметь достаточного опыта.

В случае, когда выехать из ямы за один прием не получается, то можно попробовать раскачать автомобиль (с учетом всего выше сказанного):

  1. Выжать сцепление, включить заднюю или первую передачу и плавно отпустить педаль сцепления, одновременно нажимая на газ, проехать сколько получится, пока колеса не упрутся.
  2. Как только автомобиль начал буксовать (этот момент нужно тонко почувствовать, чтобы не закопаться еще глубже), выжать педаль сцепления и дать автомобилю откатиться максимально в обратном направлении.
  3. Затем снова, разогнавшись за счет небольшого высвобожденного пространства, включаем сцепление и пытаемся проехать чуть больше, чем в первый раз, снова до упора колес.
  4. Далее опять выжимаем сцепление, и автомобиль снова откатывается.

Повторяем алгоритм действий, постепенно увеличивая амплитуду раскачки до тех пор, пока не удастся выбраться из ямы или пока не станет очевидно, что этот прием в данной ситуации бесполезен, что тоже исключать нельзя.

К сожалению, дать советы на все случаи жизни не представляется возможным. В конечном итоге все будет зависеть от множества факторов, главные из которых: дорожные условия, наличие подручных средств (возможно у вас с собой автомобильная лебедка будет, а рядом окажется дерево, за которое можно зацепиться), от автомобиля, от мастерства водителя и так далее.

Как бы там ни было в заключении хочется пожелать вам идеальных дорог и прекрасных погодных условий. Береги вас Бог!

Читайте также: