Аварийный комиссар что делает при дтп

Обновлено: 19.04.2024

Аварийный комиссар – это квалифицированный специалист, в обязанности которого входит всестороннее оказание помощи участнику ДТП. Следует помнить, что никаких прав и полномочий у него нет, он не является свидетелем. И всего лишь оказывает помощь водителям или одному из них в оформлении происшествия.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

Аварийные комиссары делятся на три вида:

  1. Независимые – это юридическое лицо, которое предоставляет свои услуге независимо от страховой компании. Это самый надежный и объективный вариант, ведь такой аварийный комиссар будет заинтересован только в том, чтобы помочь вам в оформлении ДТП. Безусловно, стоимость независимого эксперта будет на порядок выше. Зато вы сможете быть уверены в его непредвзятости и объективности.
  2. Работающие в страховой компании – это физические лица, которые числятся в штате страховой компании. Страховщикам выгодно иметь такого сотрудника. Его ]включают в полис КАСКО[/anchor]. При этом в зависимости от его стоимости будет отличаться и пакету слуг, предоставляемый аваркомом. В полис ОСАГО включить такие услуги нельзя по закону, так как это расценивается как переманивание клиентов.
  3. Аварийные комиссары, сотрудничающие со страховой компанией, – это юридические лица, которые помимо независимости деятельности предоставляют свои услуги и страховой компании. К сожалению, если комиссар представляет страховую компанию, то он может специально допускать ошибки и неточности в оформлении дорожно-транспортного происшествия, чтобы уменьшить сумму страховой выплаты.

Обязательно ли вызывать аварийного комиссара при оформлении ДТП? Нет, если у участников нет разногласий по поводу виновника, если нет пострадавших, если есть понимание о том, как заполняются документы. Это лишь дополнительная услуга, которая предоставляется для помощи водителям. Только в некоторых случаях, если у одного из участников оформлено КАСКО в котором прописывается обязательное прибытие комиссара на место ДТП, необходимо вызвать этого сотрудника. Иначе страховая может отказать в выплате.

Кто такой аварийный комиссар

Аварком это эксперт в сфере ДТП, который помогает не только объективно оценить обстоятельства дорожного происшествия и зафиксировать причиненный ущерб для назначения выплат от страхователя, но и защищает клиента от случаев мошенничества на дороге и автоподстав, а также может организовать независимую экспертизу.

Есть несколько типов специалистов:

  • эксперты, сотрудничающие с СК и представляющие ее интересы. Здесь следует проявить осторожность. Ведь они заинтересованы в первую очередь в интересах СК. На практике такие эксперты намеренно допускают ошибки и занижают выплаты;
  • штатные сотрудники СК — их услуги уже входят в стоимость КАСКО, разница заключается только в сумме подключенного страхового пакета;
  • независимые дорожные комиссары. Преимуществом является качество работ.

Порядок оформления аварии

Когда аварийный комиссар приезжает на место аварии, он должен действовать по определенной схеме, соблюдая нижеописанный порядок оформления ДТП.

  1. Приезжает на место дорожно-транспортного происшествия, тщательно осматривает место происшествия.
  2. Оказывает психологическую помощь водителям, если это необходимо. А также он может оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую.
  3. Далее аварийный комиссар начинает фиксировать детали происшествия. Проводит фото и видеосъемку, опрашивает свидетелей, при необходимости ищет камеры наружного наблюдения, которые могли зафиксировать аварию.
  4. После сбора информации он оценивает величину ущерба, нанесенного авто и имуществу. При этом он подробно описывает все повреждения при ДТП с подробностями.
  5. Аварийный комиссар заполняет документы, оформляет страховой сертификат.

Следует заметить, что этот расширенный план применим скорее к частным комиссарам, а не к сотрудникам страховой компании. Последние имеют весьма ограниченный план действий. Основная их цель – зафиксировать повреждения и уменьшить сумму стразовой выплаты.

Преимущества оформления ДТП

Оформление дорожно-транспортного происшествия с помощью аваркома имеет свои преимущества, к числу которых относятся:

ВАЖНО!

Услугами аварийного комиссара можно воспользоваться при любой дорожной аварии. Если ДТП оформляется по Европротоколу без присутствия ГИБДД, каждый из участников аварии может вызвать аварийного комиссара.

Обязанности аварийного комиссара при ДТП

Ниже представлен список мероприятий, которые должен провести аварийный комиссар после прибытия на место ДТП.

  1. Осматривает место ДТП.
  2. При необходимости вызывает сотрудников ГИБДД и эвакуатор.
  3. Опрашивает свидетелей.
  4. Делает фото и видеосъемку места аварии и поврежденных автомобилей.
  5. Проводит оценку величины ущерба.
  6. Оформляет необходимые документы, в том числе и аварийный сертификат.

Аварийный сертификат – это отчет о проделанной аварийным комиссаром работе. В него входит: схема ДТП, фотоснимки, комментарии, полная информации о ситуации и участниках аварии. Таким образом, комиссар осуществляет действия, которые обязан выполнить водитель, причастный к ДТП, согласно пункту 2.6 ПДД. Закон не запрещает третьим лицам помогать участнику ДТП в его оформлении.

Плюсы оформления дорожно-транспортного происшествия аваркомом

Стоит ли вызывать аварийного комиссара на место аварии решает участник ДТП. Какие преимущества от таких действий?

  1. Ожидание сотрудников ГИБДД порой длится не один час. Аварийный комиссар прибудет на место в самые короткие сроки и начнет оформление.
  2. Многие водители или пассажиры получают во время ДТП серьезные психологические травмы или просто начинают теряться в незнакомой им ситуации. Комиссар может оказать психологическую поддержку и успокоить.
  3. До приезда инспекторов он осмотрит место аварии, проведет фотосъемку и видеозапись, опросит участников и свидетелей, составит схему аварии.
  4. Аварийный комиссар подробно зафиксирует и оформит все повреждения в отличие от инспекторов, которые только отмечают поврежденные детали без детального описания. Это очень пригодится во время обращения в страховую компанию.
  5. Он будет общаться с представителями ГИБДД от вашего имени, представляя ваши интересы.
  6. В дальнейшем независимый комиссар сможет представить ваши интересы в суде, если это будет необходимо.
  7. В случае подставной аварии он сможет противодействовать мошенникам.

Особенности оформления аварии

Как правило, аварийный комиссар приезжает на место происшествия, спустя 10-20 минут. Точное время будет зависеть от региона, ситуации на дороге и занятости специалиста. Среднее время оформления ДТП профессионалом составляет от 20 до 40 минут.

Несмотря на то что аварийный комиссар – это высококвалифицированный специалист, рассчитывать на то, что он все сделает за вас нельзя. Ходить по пятам и вмешиваться в его работу не стоит, но следить за его действиями придется. Если, по вашему мнению, он что-то упустил или сделал не так – обратите на это внимание. Конечно, если комиссар представляет страховую компанию, то может легко не обращать внимания на ваши замечания. Но если аварийного комиссара вызвали вы сами для оформления ДТП, то требуйте от него полного соблюдения всей процедуры оформления.

Следует помнить, что комиссар ни в коем случае не заменяет сотрудника ГИБДД. Он лишь помогает участнику аварии оформить дорожно-транспортное происшествие согласно законодательству РФ. Обойтись без полиции можно лишь в том случае, если участники происшествия решили оформить Европротокол.

ДТП оформил аварийный комиссар, что дальше?

После того как авария оформлена, на руках у участников должны остаться следующие документы от инспекторов ГИБДД: справка о ДТП, протокол и постановление. Аварийный комиссар должен отдать страховой сертификат. Пострадавший должен обратиться в страховую компанию в течение 15 рабочих дней. В страховую компанию необходимо взять следующие документы:

  • заявление;
  • справка о ДТП;
  • протокол;
  • постановление;
  • паспорт;
  • СТС и ПТС на поврежденный автомобиль;
  • водительское удостоверение;
  • страховой сертификат, заполненный аварийным комиссаром.

Если ДТП оформлял комиссар от страховой, то дополнительного осмотра машины не требуется. Если оформление производилось частным комиссаром, то в страховой вам могут назначить дату осмотра, которую произведет оценщик. При этом если автомобиль на ходу, вы обязаны предоставить его для осмотра в согласованный день. Если авто не на ходу, то оценщик выезжает на место, где хранится авто.

В соответствии с новым законом об ОСАГО, который вступил в силу 27.04.17, получить денежную компенсацию можно только в крайнем случае. В большинстве ситуаций машины будут направляться на ремонт в авторизированный автосервис. В течение 20 дней с момента подачи документов в страховую, они обязаны выдать направление на ремонт или возместить сумму ущерба, если ситуация попадает под определенные условия.

img

Юрист по автомобильному законодательству России. Больше 9 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей по юридическим вопросам. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Нацелен на победу даже в самых сложных делах. Много выигранных дел и довольных клиентов. Работаю только в рамках правового поля.

В этой статье мы расскажем об аварийных комиссарах. Ведь даже сейчас не каждый водитель знает кто это, что он выполняет, не говоря уже о его правовом статусе. Все привыкли, что как только произошла аварийная ситуация на дороге, нужно сразу звонить сотрудникам ДПС. А аварийные комиссары иногда тоже очень помогают, особенно неопытным автомобилистам новичкам.

Необходим ли аварийный комиссар при ДТП?


Под аварийным комиссаром (аваркомом) подразумевается квалифицированный специалист, который готов помочь во всевозможных вопросах, касающихся произошедшей аварии, ее участникам. Важно понимать, что он не наделен никакими правами и полномочиями и он не является очевидцем.

Аварийные комиссары бывают разные:

  1. Независимый – юр. лицо, предлагающее свои услуги отдельно от страхового учреждения. Из всех трех видов комиссаров, он считается самым выгодным. Ведь его цель – оказать помощь в оформлении аварии и все. Конечно стоимость его услуг на порядок больше, чем у остальных, но так вы можете не переживать, что он оценивает ситуацию предвзято и необъективно.
  2. Работающий в страховом учреждении – это физическое лицо, числящееся в штате сотрудников страхового учреждения. Страховщику только на руку иметь таких работников. Стоимость его услуг уже обычно включена в ценник страховки КАСКО. Пакет предоставляемых услуг будет зависеть от стоимости полиса, чем дороже он, тем больше предлагается аварийным комиссаром. Законодательством запрещено такую услугу включать в полис страхования ОСАГО, так это уже будет считаться переманиванием клиентов.
  3. Работающий со страховым учреждением – это юр. лицо, которое кроме осуществления независимой деятельности еще предлагает свои услуги еще и страховым учреждениям. На практике уже не раз встречались ситуации, когда такие комиссары намеренно совершали ошибки в оформлении аварий для уменьшения размера страхового возмещения.

Нигде не указано, что аварком – это обязательное лицо, без которого невозможно оформить инцидент на дороге. Тем более, если по итогам аварии никто не получил увечий, все знают правила заполнения документации и между виновником и потерпевшим нет никаких разногласий, то без его помощи вполне можно обойтись.

Справка! Обязательно привлекается аварком только в одном случае – при наличии у одного из участников аварии действующей страховки КАСКО, в которой прописано, что необходимо его присутствие при наступлении ДТП. А в противном случае в предоставлении страхового платежа будет отказано.

В чем заключаются обязанности аварийного комиссара?

  1. Осмотреть тщательно территорию, где произошла авария и ТС.
  2. Вызвать неотложку.
  3. Оказать доврачебную и технической помощь.
  4. Предоставить психологическую поддержку автовладельцам.
  5. Посодействовать работникам ГАИ ГИБДД при совершении ими служебных мероприятий.
  6. Объективно зафиксировать происшествие, увечья ТС, фрагменты видео или фото съемки.
  7. Сделать снимки документации участников аварии.
  8. Расспросить обо всем очевидцев и свидетелей ДТП и записать их контакты для связи в дальнейшем.
  9. Предварительно оценить масштаб ущерба.
  10. Помочь в заполнении и оформлении необходимых бумаг участникам ДТП.
  11. Вызвать службу эвакуаторов.
  12. Дать консультацию автовладельцам по поводу обращения в страховые учреждения за компенсацией.
  13. Составить аварийный сертификат.

Чем отличается порядок оформления аварии?

Наличие или отсутствие аваркома на месте ДТП на саму процедуру оформления влияет не особо. Его помощь необходима тем, кто вообще не знает, что предпринимать после столкновения с другим ТС.

В таблице приведем наглядно процедуру оформления инцидента с аваркомом и без, если присутствуют сотрудники ГИБДД:

Воспользовавшись помощью аваркома Без помощи аваркома
Свершается ДТП, участник устанавливает на дороге специальный знак, активирует аварийку и приглашает приехать работников ГАИ. Свершается ДТП, участник устанавливает на дороге специальный знак, активирует аварийку и приглашает приехать работников ГАИ.
Перед приездом работника ГАИ прибывает аварийный комиссар и предлагает воспользоваться его помощью. Или его вызывает автовладелец самостоятельно. Он рассказывает, что нужно написать в объяснительной, принимает участие в оформлении бумаг в качестве представителя человека, которому оказывает помощь. Прибывает сотрудник ГАИ ГИБДД, осуществляет замеры, оформляет документацию, берет объяснительные записки у двух сторон.
АК предлагает на выбор помощь в получении страховой компенсации и берет за это комиссионные или заключение договора цессии – вам осуществляет выплату страховое учреждение, в котором работает комиссар, а этому страховщику производит платеж ваша страховая компания. По прошествии определенного промежутка времени автовладельцу предоставляются документация из ГИБДД. А с ней он уже идет в отделение страхового учреждения за получением материальной компенсации.

Теперь приведем отличия, в случае с европротоколом:

Воспользовавшись помощью аваркома Без помощи аваркома
Случается авария, участник устанавливает на дороге специальный знак, активирует аварийку и приглашает приехать аваркома. Не раз уже случалось, что сами работники ГАИ присылали аварийных комиссаров вместо себя, но это незаконно. Случается авария, участник устанавливает на дороге специальный знак, активирует аварийку и решает не приглашать ГАИ ГИБДД, а все оформить по европротоколу.
Аварийный комиссар предоставляет формуляр извещения и рассказывает, как его заполнить. Стороны ДТП оформляют извещение, ставят подписи и расходятся.
Все точно, так же, как если бы и не было аваркома или он помогает в общении со страховым учреждением для получения материальной компенсации и просит за это комиссионные. Потерпевшая сторона получает материальную компенсацию от страхового учреждения. Виновная сторона должна предоставить свое извещение страховщику максимум на 5 сутки после свершения ДТП.

Преимущества от привлечения аваркома при ДТП

Привлекать или нет аварийного комиссара, решает сам автовладелец. Сделав выбор в положительную сторону, он получит следующие преимущества:

  1. Если работники ГАИ ГИБДД могут ехать на место ДТП несколько часов, то аварком прибудет в кратчайшее время и предпримет все нужные мероприятия.
  2. Некоторые автовладельцы при ДТП впадают в панику или просто из-за стресса и нервов теряются и забывают, как себя вести и что предпринимать. Комиссар как раз в этом случае очень поможет и успокоит во всех смыслах этого слова.
  3. Пока будут ехать на место аварии работники ГАИ ГИБДД, он не только осмотрит место свершения инцидента, но еще все по фотографирует, снимет на видео, а также проведет опрос обеих сторон ДТП и очевидцев и нарисует графическую схему аварии.
  4. Он подробно распишет в бумагах о всех повреждениях, даже самых мельчайших. Это все важно при обращении в страховое учреждение за выплатой компенсации. А сотрудники ГАИ ГИБДД записывают все кратко и зачастую многое упускают.
  5. Он будет разговаривать с работниками службы ГИБДД от имени клиента и представлять его интересы.
  6. При необходимости он может выступить и в судебном органе.
  7. Если авария окажется подставной, то он сможет дать отпор мошенникам.

Какие риски оформления ДТП с аварийным комиссаром?

Есть несколько рисков, узнав о которых прибегать к помощи аваркомов не захочется.

Выплата регресса виновником страховому учреждению

Самый неприятный и весомый риск для автовладельца, чьи действия стали причиной аварии на дороге, заключается в регрессе – требование предоставить сумму, которую страховое учреждение само выплатило для возмещения компенсации потерпевшему.

Схема в подобной ситуации следующая:

  1. Аварком оформляет аварию не привлекая службу ГАИ ГИБДД.
  2. Виновная сторона аварии полагает, что так аварком полностью заменил правоохранительные органы или что он тоже работает в ГАИ.
  3. Стороны аварии и аварком разъезжаются.
  4. Через один – два месяца виновнику приходит досудебное требование, в котором указано, что он должен погасить регресс, то есть оплаченную страховщиком сумму потерпевшей стороне. А если он этого не сделает, то будет подан иск в судебный орган и ему придется понести дополнительные затраты на юридические услуги и госпошлину.

Такая ситуация возможна только если виновник ДТП не знает законов, а аварком, оказывающий помощь просто по какой-то причине не посчитал нужным напомнить человеку о таком важном моменте. Такое встречается чаще всего при сотрудничестве с аваркомами, работающими на страховщиков.

Как предотвратить?
  1. Не принимать помощь аваркома.
  2. Изучить свои обязанности – особенно, что касается регресса от страхового учреждения в случае, если починить транспортное средство до истечение 15 суток с момента ДТП или не передать его страховщику по требованию.
  3. Уяснить, что работник ГИБДД на работе всегда обязан быть в служебной форме. Челочек в гражданской одежде должен насторожить.

Ограничение выплаты потерпевшему

Эта схема риска аналогична той, что описана в предыдущем пункте – аварию оформляет аварком, но автовладельцы не догадываются, что это просто оформление инцидента всего лишь по европротоколу. Так, если ТС испорчены очень серьезно, то потерпевшему страховое учреждение покроет только 100 тыс. руб. На данный момент сейчас именно такое наибольшее ограничение платежа по европротоколу. Но в очень редких случаях допускаются исключения.

Договор цессии

Под цессией подразумевается передача права требования. Если простыми словами, то аварком после завершения оформления аварии и оценки повреждений, предлагает автовладельцу деньги в качестве денежного возмещения, а тот ему передает право требования к страховому учреждению, то есть он вместо страхователя получит страховой платеж от страховщика.

В чем же здесь могут быть риски:

  1. Аварком предлагает выплатить заниженную сумму, ссылаясь на то, что страховое учреждение все равно не заплатит в полном объеме деньги, а становиться меньше возмещение в этом случае из-за вычета комиссионных и т.д.
  2. Сумма материальной компенсации может быть оглашена и больше страхового платежа. Но на самом деле такое невозможно. Вероятнее всего просто аваркомом или иным представителем компании занижена сумма ущерба.

На практике даже известны случаи, когда аваркомы подсовывали для подписи под видом другой документации договор цесси, по которому автовладельцу вообще ничего не положено ни от аваркома, ни от страхового учреждения, из-за переданного безвозмездного права требования.

Если комиссар предлагает только помощь в получении страхового платежа за определенную компенсацию или фиксированный ценник, то никакой риск в этом не присутствует.

Как оформляется ДТП с аварийным комиссаром по шагам


Аварком приезжает на место аварии после вызова не более чем через 20 минут. На все про все с его ожиданием и дальнейшим оформлением обычно уходит до 40 минут.

Особенности оформления аварии

В среднем, аварийный комиссар появляется на месте происшествия где-то за 10-20 минут. Но это время иногда увеличивается, из-за занятости дорог пробками или работы самого специалиста.

Но не стоит полностью полагаться во всем на аварийного комиссара хоть он и высококвалифицированный специалист. Конечно, ходить и дышать ему в спину не нужно, но на расстоянии понаблюдать за тем, что он делает не помешает. Если вы остались чем – то недовольны, то обязательно укажите ему на это. Но если он трудоустроен в страховом учреждении, то вряд ли он прислушается к вашим советам. Если вы пригласили независимого аварийного комиссара по собственной инициативе, то требуйте обязательного завершения всех мероприятий.

Важно не забывать, что он не заменяет службу ГАИ ГИБДД. Оформление бумаг без нее возможно осуществить только в одном случае – в случае оформления инцидента по проротоколу.

Комиссар оформил ДТП, что делать дальше?

После завершения вех оформляющих мероприятий аварийного инцидента, его участникам предоставляется справка об аварии, постановление и протокол. Аварком еще должен приложить к этому страховой сертификат. После этого автовладец, машина которого сильно пострадала должен максимум на 15 сутки прибыть в страховое учреждение с:

  1. Заявлением.
  2. Справкой об аварии.
  3. Протоколом.
  4. Гражданским паспортом.
  5. Паспортом и свидетельством регистрации на машину.
  6. Правами.
  7. Страховым сертификатом.

Если оформлением ДТП занимался АК, представляющий страховое учреждение, то дополнительный осмотр ТС проводить нет необходимости. А если независимым специалистом, то страховщик назначит точную дату и время, когда будет проводиться повторная оценка. Если машина на ходу, то доставить ее на установленное место придется самому. В случае, когда ТС получило серьезные повреждения, оценщик прибудет туда, где стоит авто.

Кто оплачивает аварийного комиссара при ДТП

Как мы уже писали в предыдущих пунктах, привлекать аварийного комиссара нужно, если у одного из автовладельцев в полисе страхования КАСКО такая мера прописана или человек просто нуждается в его помощи. Таким образом и получается, что платит за его услуги, тот, кто его привлекает к процессу. Теоретически конечно можно заплатить на пополам, но не каждый на это согласится.

WhatsApp

Первое, что необходимо знать об оформлении ДТП с аварийными комиссарами и прочими называющими себя помощниками при авариях – никогда не стоит им доверять на 100 процентов. Никакого официального правового статуса такие лица не имеют, они не уполномочены заменять ни сотрудников ГИБДД, ни страховые компании – точнее исполнять обязанности участника ДТП по части обязательств по закону об ОСАГО.

Кто такие аварийные комиссары и каков их статус на 2021 год?

Аварийный комиссар – это человек, который участвует в оформлении документов при ДТП. Его функции изначально заключаются в том, чтобы упростить водителю-участнику дорожного инцидента формальные процедуры, а также оказать услуги по содействию в эвакуации повреждённого автомобиля и ряд других вещей.

Такие помощники – либо представители страховой компании, либо работают от независимых организаций. В первом случае их услуги могут быть бесплатными, но не всегда, во втором – всегда платные.

При этом, сама схема работы может быть двух видов:

  • помощь аварийных комиссаров только при оформлении ДТП – документов,
  • содействие потерпевшим на всех этапах возмещения ущерба – вплоть до выплаты или ремонта.

Во втором пункте возможно оплата их услуг в виде фиксированной стоимости или в форме процента от суммы возмещения по ОСАГО.

Нередко страховые компании ещё на этапе оформления полиса ОСАГО обязывают водителя при ДТП сообщать сразу же о страховом случае по номеру телефона и вызывать, таким образом, аварийного комиссара – представителя страховщика. Это незаконно, и такой обязанности у водителя нет.

Какая разница в порядке оформления ДТП?

Она совсем несущественна. Аварийный комиссар – это по сути просто помощник в оформлении необходимых для получения выплаты документов. Если водитель не знает, как это сделать правильно – а большинство водителей, к сожалению, не знают – то его помощь может оказаться полезной. Иначе – нет.

Поэтапно, работа аварийного комиссара и отличия от работы с сотрудниками ГИБДД или оформлением европротокола водителями самостоятельно заключается в следующем.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД
Без А/К С помощью А/К
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД. Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД.
Приезжают сотрудники ГИБДД, производят замеры, оформляют документы, берут объяснительные с участников. Чаще всего первее сотрудников полиции приезжает аварийный комиссар, предлагая свою помощь; либо он приезжает по вызову самого участника ДТП. Он объясняет водителю, что писать в объяснительной, участвует в оформлении документов как представитель участника, которому помогает.
По истечении определённого времени водителю выдают все документы из ГИБДД, он обращается в страховую и получает возмещение. Аварийный комиссар может предложить либо помощь в получении страхового возмещения за оплату ему комиссии за это, либо вовсе заключить с ним договор цессии – вы получаете выплату непосредственно от организации, которую представляет комиссар, организация же вместо вас получает возмещение от страховой. Но это если речь идёт о независимых комиссарах.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП с помощью европротокола

Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?

Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.

Регресс виновнику от страховой

Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.

Дело здесь в том, что Федеральный закон "Об ОСАГО" предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.

Схема в этом случае выглядит так:

  1. аварийный комиссар оформляет ДТП без участия сотрудников ГИБДД,
  2. участники аварии (по крайней мере, виновник) полагают, что комиссар таким образом полностью заменяет сотрудников, или, что ещё хуже – что комиссар и есть сотрудник ГИБДД,
  3. все спокойно разъезжаются,
  4. по прошествии определённого времени (как правило, нескольких месяцев) виновник получает досудебное требование о возмещении в порядке регресса выплаченной суммы потерпевшему на основании подпункта "ж" пункта 1 статьи 14 ФЗ "Об ОСАГО"; а при неудовлетворении этого требования в добровольном порядке – иск в суд с дополнительными расходами на компенсацию услуг юриста страховой и госпошлины.

Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.

Как избежать?

  • Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
  • Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
  • Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.

Лимит выплаты потерпевшему в 100 тысяч рублей

Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.

В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2021 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.

Риск в случае договора цессии

Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.

Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.

При этом, вам могут предложить:

  • возмещение оговорённой меньшей суммы возмещения на основании того, что якобы страховая всё равно вам не доплатит, а уменьшение идёт за счёт комиссии за отсутствие "трудностей" и волокиты при получении возмещения самостоятельно,
  • сумма возмещения может быть и выше выплаты от страховой – это, конечно же, сказки, в этом случае аварийный комиссар или другие представители организации сами занижают сумму ущерба.

В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под "соусом" формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.

Но риск отсутствует, если речь идёт не о переуступке права требования, а просто сопровождении получения возмещения аварийным комиссаром за определённый процент от выплаты либо за фиксированную сумму его услуг.

Происшествия на автомобильных дорогах происходят часто. От правильности всех проводимых мероприятий будет зависеть ответственность каждого участника происшествия. От того, чью сторону примут сотрудники ГИБДД, а впоследствии и суд, зависит, кого признают виновником. Но в оформлении аварии могут принимать участие и другие специалисты. Узнаем, зачем нужны аварийные комиссары при ДТП.

Как действовать после ДТП

Служба аварийных комиссаров

Когда произошла авария, на ее участников возлагаются следующие обязанности:

  1. Немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию. Если автомобиль стоял, передвигать его запрещено.
  2. Выставить знак аварийной остановки. В черте жилых поселений – не менее чем в 15 м от места аварии, вне поселений – не ближе 30 м.
  3. Проверить физическое состояние всех участников аварии. Если необходимо, оказать медицинскую помощь.
  4. Зафиксировать обстоятельства происшествия. Можно использовать фото- и видеофиксацию. Перемещать предметы, относящиеся к аварии, запрещено. По возможности запишите Ф.И.О. свидетелей событий и способы связи с ними.

Аварийные комиссары, кто это

Аварийный комиссар – это высококвалифицированный специалист в сфере оформления ДТП. Его задача – оказывать помощь лицам, которые попали в аварию. По уровню подготовки комиссар является экспертом в сфере правил оформления ДТП. Он способен определить как виновника аварии, так и объем нанесенного ущерба. По существу, он является посредником между участниками происшествия, ГИБДД и страховыми компаниями.

Однако аварийный комиссар (аварком) не имеет права определять, кто из участников события виновен. Такими полномочиями наделяются сотрудники ГИБДД. Поэтому обращение в ГИБДД необходимо в любом случае.

Аваркомы, могут занимать штатные должности в фирмах по страхованию. Часто порядок и необходимость вызова этого специалиста фиксируется в страховом договоре.

Существуют и независимые специалисты в этой области. Такие работники имеются в штате юридических лиц, оказывающих соответствующие услуги. Они не заинтересованы в уменьшении объема страховых выплат и представляют интересы участников ДТП, которые вызвали их.

Но иногда, не являясь штатными работниками страховых фирм, комиссары сотрудничают с ними – по договору или договоренностям. Компании, объединяющие таких экспертов, предоставляют услуги как гражданам, так и страховщикам. Может случиться, что представители этих фирм постараются снизить объем материального ущерба.

Чем занимается комиссар, прибыв на место ДТП

Специалист, прибывший на место аварии, наделяется определенными правами и исполняет следующие обязанности:

Аварийные комиссары

  1. Осматривает и изучает место события.
  2. Фиксирует все важные обстоятельства аварии при помощи видео- и фотоаппаратуры.
  3. Проводит опрос свидетелей.

На кого работают аварийные комиссары

Аварийный комиссар – это профессия, представители которой работают в интересах того, кто его нанимает. Это не значит, что комиссары идут на нарушение закона ради своих клиентов. Они максимально помогают нанимателям, но только в рамках законодательства страны. Однако комиссары страховых компаний хорошо подкованы юридически, поэтому могут существенно снизить выплаты, а то и изменить виновника ДТП, не нарушая закон.

Плюсы оформления дорожных аварий при участии комиссаров

  1. Он быстро прибывает к месту ДТП. Сотрудники ГИБДД могут быть заняты на других происшествиях. Иногда их приходится ждать несколько часов.
  2. Способен оказать психологическую помощь участникам и предотвратить конфликт между ними.
  3. Грамотно составляет схему происшествия, осматривает место происшествия, фиксирует важные обстоятельства, опрашивает свидетелей до приезда ГИБДД.
  4. Независимый комиссар представляет ваши интересы в общении с инспекторами ГИБДД и может представлять их и в суде, что бывает крайне важным.
  5. Если это не настоящая авария, а инсценировка мошенников, комиссар помешает их планам.

Способ вызова специалиста к месту происшествия

Как оформляют ДТП

Аварком прибывает по месту вызова в течение 20 минут после ДТП. Сам процесс оформления занимает примерно 20–40 минут.

В каком порядке происходит оформление

Специалист составляет схему происшествия и фиксирует обстоятельства. Стороны в это время пишут объяснительные и заявление в районное ГИБДД на имя его начальника. Затем документы доставляют в отделение дорожной полиции, где и происходит окончательное оформление происшествия.

Водитель, пострадавший в аварии, впоследствии должен собрать все необходимые бумаги и обратиться к своему страховщику. Документы следует предоставить в ближайшие 5 дней.

Как идет оформление по европротоколу

  1. В аварии никто не пострадал.
  2. В дорожно-транспортном происшествии участвовали два средства передвижения.
  3. У каждого из участников есть полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО), действующий на момент происшествия.
  4. Оба водителя не имеют разногласий о том, кто из них является виновником.
  5. Нанесенный ущерб составляет до 50 тыс. рублей. Водителям нередко не хватает опыта, чтобы определить стоимость устранения повреждений, поэтому аварийный комиссар сможет помочь.

Оформление аварийного сертификата

Аварийный сертификат

Сертификат ДТП, называемый аварийным, аварком составляет на каждом своем вызове. Этот документ у пострадавших водителей часто требуют представители страховщика. Если в дальнейшем разбирательства перейдут в суд, эта бумага будет очень полезна. Документ должен включать:

  • схему ДТП, составленную качественно и подробно;
  • фото- и видеоматериалы с места события;
  • сведения об участниках дорожного происшествия;
  • комментарии комиссара.

Подпись под документом ставит составитель и пострадавший водитель. В связи с тем что аваркомы часто работают как представители страховых компаний, пострадавшему нужно контролировать работу эксперта. Любые ошибки могут существенно сократить страховые выплаты.

Кто должен оплатить услуги аваркома

Конечно, все затраты по результатам происшествия возлагаются на виновника. Именно он и должен оплатить вызов комиссара. Стоимость этой услуги колеблется в районе 2 тыс. рублей.

Однако достаточно часто виновник отказывается оплачивать услуги эксперта. В этом случае заплатить должен пострадавший. Затраченные средства он может в дальнейшем компенсировать за счет виновника, обратившись с иском в суд. Возможно договориться обоим участникам и оплатить услуги пополам.

Что пострадавшему делать дальше

Процесс возмещения убытков многоэтапный и длительный. Не каждый водитель знает, что и как делать правильно, поэтому аварком сможет помочь.

Можно ли не вызывать комиссаров к месту ДТП

Законодательство не требует приглашать аваркома на место ДТП. Если требование о таком вызове не содержится в ваших договорах страхования, вы можете этого не делать. Однако присутствие комиссара гарантирует правильность оформления происшествия и может разрядить обстановку на месте событий. Поэтому рекомендуется вызвать комиссара.

В заключение

Аварийные комиссары появились в РФ недавно, и не все еще знают, для чего они нужны и как к ним обратиться. Эксперты в оформлении ДТП могут быть очень полезны. Однако эти специалисты в первую очередь защищают интересы нанимателя. Хорошо, если это вы. Но если комиссар представляет не ваши интересы, за его работой нужно внимательно следить.

Про аварийных комиссаров: Видео

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Читайте также: