Чс сколько пострадавших в дтп

Обновлено: 01.05.2024

Правила безопасного поведения участников дорожного движения

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений:

  • от прямого удара транспортным средством;
  • от общего сотрясения тела человека вследствие удара;
  • от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;
  • от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением, и у погибших в ДТП значительно отличается.

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - переломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутренних органов и раны.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье.

Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

  • водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;
  • пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;
  • пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.


Обстоятельства, сложившиеся на том или ином объекте в результате аварии, бедствия или иных воздействий называются чрезвычайными ситуациями.

Они бывают различного характера и типа, в зависимости от степени тяжести и меры воздействия.

Что значит ЧС


Чрезвычайная ситуация — это обстановка, которая сложилась по тем или иным причинам.

Ими могут выступать катастрофы, эпидемии, наводнения, пожары и многие другие события.

ЧС могут быть очень серьезными, например, когда в результате них отмечаются гибель лиц, нанесен урон здоровью и повреждены здания или объекты природы. Последствия могут быть различными.

2. ПОРЯДОК КЛАССИФИКАЦИИ ЧС

По сфере возникновения ЧС подразделяются на:

1. Техногенные (производственные).
2. Природные
3. Экологические (загрязнения окружающей среды).

Однако большинство стран СНГ (в том числе и Республика Беларусь) все ЧС по сфере возникновения делит на два класса:

1. ЧС техногенного характера – транспортные аварии (катастрофы), пожары неспровоцированные взрывы или их угроза, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и других инженерных сооружениях.

2.ЧС природного характера – опасные геологические ( просадка земной поверхности ), метеорологические (буря , ураган , смерч , ливень , снегопад …), гидрологические явления ( наводнение …), деградация грунтов или недр , природные пожары ( лесные , торфяные ) , изменение состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей , сельскохозяйственных животных , массовое поражение сельскохозяйственных растений и лесных массивов болезнями или вредите6лями , изменения состояния водных ресурсов и биосферы.
Общими признаками ЧС являются:
— наличие или угроза гибели людей или значительное нарушение условий их
— жизнедеятельности;
— причинение экономического ущерба;
— значительное ухудшение окружающей среды.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от их характера, сферы возникновения, масштабов и размеров ущерба.

По характеру источников возникновения:

  • природного;
  • техногенного;
  • экологического;
  • биолого-социального характера.

По сфере возникновения:

  • террористического характера
  • гуманитарного характера.

По масштабу и размеру ущерба

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на :

  1. Локального характера, — зона чрезвычайной ситуации (территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей) не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших (людей, погибших или получивших ущерб здоровью) не более 10 человек, либо размер материального ущерба (размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь) составляет не более 100 000 рублей;
  2. Муниципального характера, — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, и чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  3. Межмуниципального характера, — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
  4. Регионального характера, — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  5. Межрегионального характера, — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  6. Федерального характера, — количество пострадавших свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

Классификация не распространяется на чрезвычайные ситуации, возникающие вследствие лесных пожаров.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению

ЧС делятся по следующим признакам: природного характера, техногенного характера, биолого-социального характера, экологического характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера:

  • геофизические опасные явления — землетрясения, вулканы и т.д.
  • геологические опасные явления — пыльные бури, оползни, сели, обвалы и т.д.
  • метеорологические опасные явления — бури, ураганы, смерчи, ливни, снежные заносы, заморозки и т.д.
  • гидрологические опасные явления — наводнения, паводки, половодья и т.д.
  • морские гидрологические опасные явления — штормы, тайфуны, цунами и т.д.
  • гидрогеологические опасные явления — опасно высокие уровни грунтовых вод и т.д.
  • природные пожары — лесные, торфяные, степные, хлебные и т.д.

Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера:

  • эпидемии — массовое распространение инфекционных заболеваний людей.
  • эпизоотии — массовое распространение инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных.
  • эпифитотии — массовое распространение инфекционных заболеваний и вредителей сельскохозяйственных растений.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера:

  • транспортные аварии — аварии на автомобильном, железнодорожном, авиационном, морском, и других видах транспорта.
  • пожары и взрывы — в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании.
  • аварии с выбросом химически опасных веществ, при их производстве, переработке, транспортировке.
  • аварии с выбросом радиоактивных веществ — аварии на АЭС, аварии с боеприпасами, аварии при транспортировке и хранении радиоактивных веществ.
  • аварии с выбросом биологических веществ — аварии на предприятиях использующих БОВ, а также при их транспортировке.
  • внезапное обрушение зданий — обрушение зданий, коммуникаций, производственных сооружений.
  • аварии на электроэнеогетических системах — аварии на электростанциях и транспортных электроконтактных сетях.
  • аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения — аварии на канализационных, тепловых сетях, сетях электро- и водоснабжения.
  • аварии на очистных сооружениях сточных вод и промышленных отходов.
  • гидродинамические аварии — прорыв платин дамб, шлюзов.

Чрезвычайные ситуации экологического характера — чрезвычайные ситуации вызванные изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы, биосферы в результате деятельности человека.

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам

  • ЧС локального масштаба — пострадало до 10 человек, ущерб до 1000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности до 100 человек или если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории объекта.
  • ЧС местного (муниципального) масштаба — пострадало от 11 до 50 человек, ущерб от 1000 до 5000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек или если зона чрезвычайной ситуации в пределах территории муниципального образования.
  • ЧС территориального (межмуниципального и регионального) масштаба — пострадало от 51 до 500 человек, ущерб от 5000 до 500000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек или если зона чрезвычайной ситуации в пределах территории субъекта Федерации.
  • ЧС регионального (межрегионального) масштаба — пострадало от 51 до 500 человек, ущерб от 500000 до 5000000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек или если зона чрезвычайной ситуации в пределах территории двух субъектов Федерации.
  • ЧС федерального масштаба — пострадало более 500 человек, ущерб более 5000000 МРОТ, нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек или если зона чрезвычайной ситуации в пределах территории более двух субъектов Федерации.
  • ЧС трансграничного масштаба — чрезвычайная ситуация произошла на территории России, но выходит за пределы ее территории, или чрезвычайная ситуация произошла за рубежом но захватывает территорию России.

Классификация ЧС по причине возникновения


Чрезвычайные происшествия делятся также на две категории.

К случайным относятся неумышленные действия лиц, в результате которых случилось то или иное обстоятельство.

Под преднамеренными определяются действия, приводящие к ЧС специально: террористические акты, различные движения, массовые беспорядки.

Средства и методы оповещения

Для оповещения населения о чрезвычайных ситуация используются различные технические средства — сирены, эфирное (например, Weather Radio) и проводное радио, рассылка СМС на мобильные телефоны, телевидение. Во многих развитых странах существует Автоматизированная система централизованного оповещения.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера на группы и виды.

Класс ЧС

Группа ЧС

Вид ЧС

2. ЧС природного характера

— Землетрясения.
— Обвалы, осыпи.
— Просадки (провалы) земной поверхности.
-Карстовые провалы.

— Сильный ветер, включая шквалы и смерчи.
— Сильные пыльные бури.
— Крупный град.
— Очень сильный дождь (ливень).
— Очень сильный снегопад.
— Налипание мокрого снега и сложные отложения (слой льда, изморози, мокрого снега).
— Сильные метели.
— Сильный гололед.
— Очень сильный мороз.
— Очень сильная жара.
— Сильный туман.
— Засуха.
— Заморозки.
— Высокая пожарная опасность лесов.

— Высокие уровни воды (при наводнениях, половодьях, дождевых паводков).
— Заторы.
— Низкие уровни воды.
— Ранний ледостав и появления льда на судоходных реках, озерах, водохранилищах.
— Повышения уровня грунтовых вод (подтопления).

2.4 Пожары в природных экосистемах

— Лесные пожары.
— Торфяные пожары.
— Подземные пожары горючих ископаемых.

2.5 Инфекционные заболевания людей и эпидемии

— Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний..
— Групповые случаи опасных инфекционных заболеваний
— Эпидемическая вспышка инфекционных заболеваний.
— Эпидемия.
— Заболевания людей не выявленной этиологии.

2.6 Отравления и токсические заболевания людей

— Отравления людей в результате употребления воды, продуктов питания.
— Отравления людей токсичными и другими веществами.

— Случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных.
— Массовые заболевания сельскохозяйственных животных.

2.8 Массовые отравления сельскохозяйственных животных

— Массовые отравления сельскохозяйственных животных

2.9 Массовая гибель диких животных

— Массовая гибель диких животных

2.10 Поражение с/х растений и лесных массивов болезнями и вредителями

— Панфитотия.
— Прогрессирующая эпифитотия.
— Заболевания с/х растений невыявленной этиологии.
— Массовое распространение вредных растений.
— Заражение лесов вредителями и болезнями

По режиму времени

В данном случае имеется ввиду то, в какой период времени произошло обстоятельство. Если произошло в мирное время — называется ситуацией мирного времени. Если в военное — то военной ЧС.

По скорости развития


Чрезвычайные ситуации также делятся на:

Под внезапными имеются ввиду землетрясения, наводнения, взрывы.

Под стремительными ЧС — те, которые произошли максимально быстро. Например, извержение вулкана.

Литература

Характер развития ЧС


Для того чтобы предупредить продолжение и осложнение возникшей ЧС, требуется рассчитать фактор риска возникновения последствий данных обстоятельств.

Критериями оценки обычно служат количество потерпевших лиц, а также степень воздействия на ту или иную территорию.

В данном случае государство, либо местные власти в лице спасателей, пожарных и прочих служб, должны обеспечивать безопасность тем гражданам, которые еще не пострадали из-за ЧС.

Условия возникновения ЧС


ЧС возникают в связи с рядом условий и факторов, влияющих на те или иные обстоятельства.

Они характеризуются по причине воздействия химикатов, либо выброса вредных веществ в атмосферу, а также в результате случайного или преднамеренного пребывания человека в зоне ЧС.

В связи с этим ЧС принято классифицировать по различным типам.

Крупные ЧС в России

В каждой стране происходили и происходят такие события, которые могут затрагивать обширные или локальные области внутри государства. В России также существует ряд крупных ЧС, произошедших за последние годы.

В таблице ниже представлены наиболее ярко информированные СМИ и достаточно глобальные по своим масштабам чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайная ситуация может возникнуть по ряду причин. Для того, чтобы предотвратить ее последствия, государство и местные власти предпринимают все действия.

В результате даже краткого анализа ЧС, можно предупредить развитие определенных последствий, а также уберечь остальных людей от воздействия.

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 13987
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Основная доля пострадавших в Сибири пришлась на Омскую область (20,6 тыс. пострадавших, пять погибших). Если Приморье пострадало от тайфуна, то Сибирь — от паводков: в апреле 2016 года губернатор Омской области ввел режим ЧС, чтобы использовать деньги резервного фонда для помощи населению в районах подтопления. Через пять дней после объявления режима от весеннего половодья пострадали жители уже 17 районов области, паводковые воды затопили 850 домов, в которых проживали 3 900 человек. Погибли 48 человек.

Больше всего погибших было в Краснодарском крае — 101 человек (вряд ли только из-за наводнения на Кубани, не исключаем и ДТП с тяжелыми последствиями, на которые приходится большая часть погибших в ЧС в России, см. ниже).

В 2017 году число пострадавших в ЧС снизилось в разы, при этом Приморье продолжает лидировать: здесь зафиксировано почти 17 тыс. пострадавших в четырех ЧС. Из-за сильнейших ливней в августе прошлого года в зоне подтопления оказалось почти полторы тысячи домов.

По количеству жертв чрезвычайных ситуаций в печальной пятерке присутствует и Татарстан, где погибло 25 человек в шести ЧС. Вероятно, на эту цифру повлияло введение режима ЧС в Заинском районе летом прошлого года, где в столкновении грузовика и пассажирского автобуса погибли 10 человек. Лидирует, впрочем, вновь Краснодарский край: здесь в 10 ЧС погиб 51 человек (вновь наводнения на Кубани и размыв дамб, но опять же не исключаем и ДТП с тяжелыми последствиями, см. ниже). Интересно, что по числу погибших в ЧС лидируют не проблемные федеральные округа (Дальний Восток, Сибирь, Юг с их наводнениями и лесными пожарами), а Приволжский федеральный округ, где в результате 31 ЧС погиб в 2017 году 121 человек. Помимо РТ на цифру существенно повлияла и Саратовская область, где в ЧС в прошлом году погиб 31 человек.

К слову, Кемеровская область по итогам трехлетия к проблемным регионам не относилась: в 2015—2016 годах режим ЧС здесь вводили по пять раз, в 2017 году случилась всего одна. Число пострадавших за 3 года неуклонно снижалось — с 25 до 14 человек. Как и число погибших: в 2015 году 21 человек, в 2016-м — 14, в 2017-м не погиб никто.

Тяжелые последствия ДТП

ДТП с тяжелыми последствиями, безусловно, лидируют по числу жертв в списке чрезвычайных ситуаций: в 2016 году в них погибли 255 человек, или 57% всех погибших в ЧС (448 человек), в 2017 году — 308 человек, или 76,4% от всего числа погибших в ЧС (403 человека). Динамика здесь нестабильная: так, в 2013 году ДТП с тяжелыми последствиями было 75, в 2014-м — 87, в 2016 году их число снизилось до 62, но, увы, в 2017 году достигло отметки 78. В 2016 году погибло меньше, чем в 2017-м и прошлым годах, — 255 человек. Для сравнения, в докризисные 2013 и 2014 годы в таких ДТП погибли 366 и 381 человек соответственно. В 2017 году число погибших в ДТП, по которым был введен режим ЧС, составило 308 человек. Для сравнения, в результате пожаров (взрывов) в зданиях социально-бытового назначения в 2016 году погибло 7 человек, в 2017 году — 9. Увы, трагедия в Кемерово, разумеется, внесет свои коррективы в результаты 2018 года… Крушения самолетов тоже не сравнимы с ДТП по человеческим жертвам: в 2016 году в авиакатастрофах погибли 119 человек, в 2017-м — 22. В природных катастрофах погибли в 2017 году 30 человек (в 2016-м — трое). В терактах — 16 человек (в 2016 году — двое).

2017 2016 2015
Поджоги 14 845 15 662 17 755
Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов 40 581 41 374 40 841
Неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства 569 518 560
Неосторожное обращение с огнем 40 001 41 951 47 513
Шалость детей с огнем 1 845 2 107 2 330
Нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ 950 950 1 042
Взрывы 64 85 77
Самовозгорание веществ и материалов 473 519 516
Неисправность и нарушение правил эксплуатации печного отопления 21 183 23 128 22 142
Не установленные 1 567 1 557 1 269
Прочие причины 12 844 13 959 14 494
Всего 133 077 139 703 146 209

Поджоги — лишь четвертая по частоте причина пожаров

Основная причина (40,5 тыс. случаев, 30,5%) — нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов. Вторая (40 тыс. случаев, 30%) — неосторожное обращение с огнем, третья (21,2 тыс., 16%) — неисправность и нарушение правил эксплуатации печного отопления. Поджоги составляют лишь 11% (14,8 тыс. случаев). За 2 года выросла доля нарушений правил эксплуатации электрооборудования. Кроме того, выросла и доля неисправности производственного оборудования (впрочем, она ничтожно мала — 0,42%).

В Кемеровской области число спасателей и пожарных за 3 года снизилось на 32,2%

Подробно о ситуации в МЧС мы писали летом прошлого года. Тогда мы выяснили, что в ведомстве на протяжении 3 лет сокращают сотрудников и не повышают зарплаты — таким образом, оптимизация оплаты труда за счет уменьшения численности военнослужащих и гражданского персонала провалилась. Так, с 2013 по 2016 год численность работников МЧС РФ снизилась на 27,1% с 24,8 тыс. до 18,1 тыс. человек. Особенно серьезно она упала в Дагестане (почти наполовину), в проблемном Приморском крае количество сотрудников МЧС снизилось на 40% — с 459 до 276. В Тверской области — на 38%, с 257 до 161 человек, в Чечне — на 37%, с 263 до 167.

В Приволжском федеральном округе в результате реформы штат сотрудников МЧС сократился с 2013 по 2016 год на 28,2% — с 4,5 тыс. до 3,2 тыс. человек. В Татарстане численный состав МЧС сократился на 26%: в 2013 году здесь работало 440 человек, в 2016-м — всего 327.

За деятельность по обеспечению безопасности ответственны не только спасатели. Так, за безопасность в ЧС и безопасную деятельность в области использования атомной энергии в январе-августе 2017 года отвечали 311,3 тыс. человек (включая работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера), за пожарную безопасность — 230,6 тыс. человек, за безопасность на водных объектах — 5,2 тыс. Средняя численность работников, отвечающих за обеспечение безопасности в ЧС в ПФО — 63,5 тыс. человек, пожарных — 50,5 тыс. В Татарстане примерно такое же соотношение: 9,2 тыс. отвечающих за безопасность в случае ЧС и почти 8 тыс. — за обеспечение пожарной безопасности.

В Кемеровской области по безопасности в случае ЧС в августе 2017 года работали 5,7 тыс. человек, обеспечивали пожарную безопасность 3,6 тыс. человек.

Поддорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификациипогибшим считается лицо, умершее на месте происшествия или же от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений:

1) от прямого удара транспортным средством;

2) от общего сотрясения тела человека вследствие удара;

3) от прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;

4) от трения различных поверхностей тела человека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87 %) – переломы различной локализации, а более 42 % – разрывы внутренних органов и раны.

Большинство повреждений, полученных при ДТП, – сочетанные черепно-мозговые травмы.

По железным дорогам перевозятся миллионы тонн различных химически опасных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, контейнеры с радиоактивными веществами. При нарушении необходимых требований эксплуатации и обслуживанияжелезнодорожного транспорта возможны ЧС со значительными человеческими жертвами, огромным материальным и экологическим ущербом.

При оказании медицинской помощи пораженным в железнодорожных катастрофах необходимо учитывать особенности очага поражения.

Врачебно-санитарные службы на железных дорогах разработали классификацию ЧС по медицинским и экологическим последствиям. Согласно этой классификации, они подразделяются по виду подвижного состава на:

– с пассажирскими поездами;

– с грузовыми поездами;

– одновременно с пассажирскими и грузовыми поездами.

По техническим последствиям они классифицируются на крушения, аварии, особые случаи брака в работе, случаи брака в работе.

По характеру происшествия катастрофы делятся на столкновения, сходы, пожары, комбинированные катастрофы (столкновение + сход. столкновение + пожар, сход + пожар, столкновение + сход + пожар).

По характеру поражений ЧС на железной дороге делят на катастрофы с механическими, ожоговыми травмами, с отравлениями, с радиационными поражениями, с загрязнением окружающей среды, комбинированными поражениями и загрязнением окружающей среды.

По санитарно-гигиеническим и экологическим последствиямжелезнодорожные катастрофы в зависимости от радиуса зоны поражения подразделяют на категории: IС – до 50 м; IIС – 51…300 м; IIIС – 301…500 м; IVС – 501…5000 м; VС – более 1000 м.

В большинстве случаев эти ЧС происходят ночью или рано утром, то есть в то время, когда отмечается наивысшая степень утомления машинистов на фоне монотонности их деятельности, на длинных перегонах, где скорость движения поездов достигает своего максимума. Драматичность ЧС заключается в том, что они часто происходят в малонаселенных или в труднодоступных местах. В силу перечисленных причин информация о произошедшей катастрофе поезда поступает с опозданием и нередко в искаженном виде.

В структуре санитарных потерь по характеру поражений основное место занимают механические травмы (до 90 %); при крушениях с возгоранием подвижного состава – термические и комбинированные поражения (до 20…40 %).

Структуру санитарных потерь по степени тяжести поражений трудно прогнозировать в связи со значительной вариабельностью аварий.

Авиационное происшествие – событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.




Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка и авария– авиационные происшествия, за которыми не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшие к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Катастрофа – авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 суток с момента происшествия,

Исходя из приведенных сведений, можно считать, что задача оказания медицинской помощи массовому числу пострадавших в авиационных катастрофах не будет типичной. Наиболее часто она будет возникать в случаях наземных происшествий или после вынужденной посадки воздушного судна.

К наиболее тяжелым последствиям при ЧС на водном транспорте можно отнести:

– взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов и пристаней;

– пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;

– разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории моря и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;

– огромный материальный ущерб морскому, речному и промысловому флоту.

Организация и оказание помощи судам, терпящим бедствие, отличаются исключительной сложностью, затруднены розыск пораженных и оказание им медицинской помощи.

Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и пораженных, относительной скудостью спасательных средств и сил медицинской помощи, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей. При этом возможными видами поражений могут быть механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде, утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по числу погибших и количеству раненых, хотя в число пострадавших входят также люди, перенесшие тяжелую психическую травму, и люди, на которых самым неблагоприятным образом сказались экстремальные условия внешней среды в ЧС (низкая или высокая температура, ветер и др.).

Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ

Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.

Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.

Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Читайте также: