Акт приема передачи полиса осаго

Обновлено: 05.05.2024

Компания дилер автотранспортных средств оформляет страховые полисы ОСАГО, (КАСКО) на новые автомашины. В момент их реализации покупателю, оформляется договор купли-продажи. Полис клиенту выдается, только после подписания акта приема передачи автомашины. Каковы юридические риски, в случаях, когда акт приема-передачи автомобиля оформлен в более поздние сроки, чем дата страхового полиса ОСАГО (КАСКО) и дата заключения договора купли-продажи автотранспортного средства.

Владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности (обязательное страхование), которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. (п. 2 ст. 927 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Закона № 40-ФЗ).

Страхование осуществляется путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, согласно п. 1 ст. 15 Закона № 40-ФЗ.

Владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании:

Например, право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное.

Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства, в соответствии с положениями Закона № 40-ФЗ.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации из содержания договора купли-продажи автотранспортного средства следует, что право собственности на автомобиль переходит покупателю с даты заключения сторонами договора — покупатель будет являться владельцем (собственником) автотранспортного средства именно с этой даты (даты заключения договора)

В таком случае, при совпадении даты заключения договора обязательного страхования (страхового полиса обязательного страхования) и даты заключения договора купли-продажи, нарушений норм действующего законодательства не будет, поскольку покупатель автотранспортного средства (страхователь) будет являться собственником автотранспортного средства на момент заключения договора добровольного страхования (полиса).

В отношении акта приема-передачи автотранспортного средства, если дата заключения договора купли-продажи автомобиля и дата акта его приема-передачи не совпадают, а именно дата акта позднее даты заключения договора, то в этом случае целесообразно в договоре купли-продажи указать, что автотранспортное средство передается покупателю в течение определенных календарных дней, после заключения договора по акту приема-передачи.

В случаях, если, дата страхового полиса ОСАГО (КАСКО) ранее даты заключения договора купли-продажи автотранспортного средства, то, формально, это будет являться нарушением.

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец ТС обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им, согласно положениям статьи 4 Закона № 40-ФЗ.

Если полис ОСАГО (КАСКО) будет выдан ранее даты договора купли-продажи автотранспортного средства, то покупатель на момент оформления страхового полиса ОСАГО (КАСКО) не будет фактически являться владельцем (собственником) автотранспортного средства. Последствием может стать перспектива оспаривания действительности страхового полиса страховой компанией в том случае, если покупатель окажется виновным в ДТП.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, указанные в ст. 15 Закона № 40-ФЗ. (Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС (утверждены Банком России 19.09.2014 № 431-П, Далее-Положение)

В их число входят:

  • заявление о заключении договора обязательного страхования;
  • паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
  • документ о регистрации ТС, выданный органом, осуществляющим регистрацию ТС (паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  • водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению ТС (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению ТС допущены только определенные лица);
  • диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии ТС обязательным требованиям безопасности ТС.

За исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств ТС не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством РФ, либо периодичность проведения технического осмотра такого ТС составляет 6 месяцев, а также случаев, предусмотренных п. 3 ст. 10 настоящего закона.

Таким образом, в документах должен быть указан собственник ТС и на этом основании — определяется размер страховой премии с учетом указания Банка России от 19.09.2014 № 3384-У.

Территория преимущественного использования ТС определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника ТС, указанного в паспорте ТС или свидетельстве о регистрации ТС либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица (пп. а п. 2 ст. 9 Закона № 40-ФЗ).

По смыслу Положения, страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в следующих случаях:

  • выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска;
  • иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

То есть возможен риск для страхователя, так как на момент оформления страхового полиса ОСАГО (КАСКО) он фактически не являлся владельцем (собственником) автотранспортного средства, был неверно определен размер страховой премии, а также не были в полном объеме учтены вероятные страховые риски. И если оспорить заключение договора страхования у страховщика получится, то страхователю придется нести ответственность перед потерпевшим в ДТП в полном объеме.

Следовательно, даты заключения договоров обязательного страхования (ОСАГО) и добровольного страхования (КАСКО) не должны быть ранее заключения договора купли-продажи автомобиля.

При досрочном расторжении договора ОСАГО не предусмотрен возврат денежных средств если причина расторжения

  • Ликвидация юридического лица
  • Отказ страхователя от договор
  • Предоставление страхователем ложных сведений при заключении договора страхования


Если не наступил срок страхования, производится 100% возврат страховой премии.

  • Ликвидация юридического лица.
  • Отказ страхователя от договора.
  • Предоставление страхователем ложных сведений при заключении договора страхования.
  • заявление о расторжении
  • необходимые документы
  • Позвонить в единую службу поддержки агентов и продавцов по телефону 8 800-1-007-007 (доб. 2000)
  • Назвать номер полиса и причину расторжения
  • Или создать заявку через систему Helpdesk

Список документов зависит от причины расторжения. Если причина расторжения указана ниже - в Таблице 1, то необходим следующий перечень:

Дополнительно к вышеуказанному списку, в зависимости от причины расторжения, необходимо принять у Клиента следующие документы:

  • Свидетельство о регистрации ТС с указанием нового собственника.
  • Паспорт ТС с указанием нового собственника ТС.
  • Справка-счет на нового собственника ТС.
  • Карточка учета ТС.
  • Копия передаточных документов, свидетельствующих о выбытии ТС из уставного капитала хозяйствующих обществ, заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера, скрепленные печатью организации.
  • Договор купли-продажи, смены, дарения с актом о передачи ТС новому собственнику.
  • ПТС с отметкой о снятии с учета для продажи.

Предоставляется один из перечисленных документов:

  • Постановление судебного пристава-исполнителя об аресте ТС (с запретом эксплуатации) – при наложении судебного ареста на использование ТС.
  • Распорядительный документ государственных органов, вступивший в силу (решение, определение, постановление) – отказ со стороны подразделений ГТК РФ во временном ввозе ТС.
  • Акт о задержании документов на ТС, являющегося объектом проверки, протокол задержания ТС, являющегося объектом проверки или протокол (решение, акт) уполномоченного административного органа, свидетельствующий о невозможности использования указанного ТС – при невозможности постановки на учет или использования ТС - по различным причинам.

Предоставляется один из перечисленных документов:

  • Выписка из карточки регистрации ОС-1 (для юридического лица) с отметкой о выбытии из состава имущества указанного в полисе ТС, заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера, а также скрепленная печатью Страхователя.
  • Акт списания ТС (для юридического лица), заверенный подписями и печатью Страхователя.
  • Карточка учета ТС с указанием причин снятия – утилизация или выбраковка, заверенная в органах ГИБДД.
  • Справка (копия постановления) из органов внутренних дел о возбуждении (прекращении) уголовного дела в связи с хищением ТС.
  • Справка из органов УГПС о факте пожара на ТС.
  • ПТС с отметкой о снятии с учета для утилизации.

Предоставляется один из перечисленных документов, подтверждающих ликвидацию:

  • Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц).
  • Информация о ликвидации, размещенная в печатном издании.

1. Документы, свидетельствующие о наступлении смерти Страхователя (один из следующих):

  • Свидетельство о смерти.
  • Вступившее в силу решение суда о признании Страхователя умершим.

В случае, если причина расторжения иная, чем перечисленные выше, то предоставляется следующий перечень документов:

  • Заявление с описанием произошедшей ошибки
  • СТС/ПТС
  • Документ подтверждающий совершенную ошибку
  • Заявление от страхователя в свободной форме с указанием причин отказа от страхования
  • Гражданский паспорт страхователя (разворот с фото + прописка)
  • Копия полиса
  • Подтверждение оплаты
  • Реквизиты страхователя для перечисления страховой премии
  • Заявление от страхователя или агента
  • Гражданский паспорт страхователя (разворот с фото + прописка)
  • Бланк БСО перечеркнутый
  • Квитанция об оплате
  • Реквизиты страхователя для перечисления страховой премии
  • Документы, подтверждающие ложные сведения в полисе ОСАГО (СТС/Сведения из Автокода/Иные документы)
  • Страхователь получает уведомление
  • Без возврата страховой премии
  • Будущий наследник уведомляет СК о смерти страхователя.
  • Предоставляет Свидетельство о смерти.
  • Полис будет аннулирован и появится возможность заключения нового договора страхования.
  • Возврат страховой премии может быть осуществлён только после вступления в права наследования.

Этот вариант используется. Когда у клиента, например,
2 договора, и эту сумму он хочет перевести на существующий.

Какая сумма будет возвращена Клиенту при досрочном прекращении договора?

Страхователю возвращается часть страховой премии в размере пропорциональном времени, оставшемуся до истечения срока действия договора ОСАГО. При этом 23 % от страховой премии не входят в этот расчет, т.к. в соответствии с Указанием Банка России о тарифах по ОСАГО:

77% от страховой премии идет на формирование страховщиком страховых резервов, предназначенных непосредственно для осуществления текущих страховых выплат;

3% от страховой премии идет на формирование средств РСА для осуществления компенсационных выплат;

20% от страховой премии по договору обязательного страхования идет на покрытие расходов страховой организации, связанных с заключением и сопровождением действия договоров ОСАГО.

Заполненные водителями — участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) (в том числе посредством почтового отправления) в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными настоящими Правилами, если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим.

Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страхового возмещения, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший — представить поврежденное имущество или его остатки для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).

Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков в установленный срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой или экспертизой (оценкой). В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения.

Таким образом, страховая компания проводит осмотр транспортного средства, а независимую техническую экспертизу транспортного средства — независимая экспертная организация или независимый эксперт-техник.

абз. 2 п. 3.11 Правил ОСАГО

Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.

Таким образом, необходимо обратиться в страховую компанию для получения направления на дополнительную экспертизу, а в случае отказа страховой компании в выдаче такого направления, потерпевший вправе обратиться в экспертное учреждение самостоятельно.

Срок подготовки результатов экспертизы действующим законодательством не установлен.

Согласование сметы на ремонтные работы между СК и автосервисом не производится на этапе проведения независимой экспертизы.

После проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан его ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).

Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена выдача потерпевшему направления на ремонт в случае возмещения вреда в натуре.

В случае осуществления страхового возмещения или прямого возмещения убытков законом предусмотрено составление акта о страховом случае, копия которого выдается потерпевшему по его письменному требованию.

Результаты экспертизы на руки потерпевшему не выдаются, однако он вправе ознакомиться с ними по письменному заявлению.

абз. 2 п. 4.22 Правил ОСАГО

При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:

в случае полной гибели имущества потерпевшего — действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков, в случае повреждения имущества — расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая;

иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

В расходы по восстановлению поврежденного имущества включаются:

расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта (восстановления);

расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом;

если поврежденное имущество не является транспортным средством — расходы по доставке материалов и запасных частей к месту ремонта, расходы по доставке имущества к месту ремонта и обратно, расходы по доставке ремонтных бригад к месту ремонта и обратно.

К восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией имущества, и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом либо восстановлением.

Таким образом, страховая компания должна оплатить услуги эвакуатора с места временной парковки до автосервиса.

Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков.

В настоящее время в Российской Федерации действует Соглашение о прямом возмещении убытков (утв. пост. Президиума РСА от 13 января 2015 года, в редакции пост. от 29 мая 2015 года, пр. № 1, 16 ноября 2015 года, пр. № 10, 15 декабря 2015 года, пр. № 13, 21 апреля 2016 года, пр. № 18, 6 сентября 2016 года, пр. № 7, 30 марта 2017 года, пр. № 20, 20 апреля 2017 года, пр. № 21, 21 сентября 2017 года, пр. № 15, 26 октября 2017 года, пр. № 16).

Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, в соответствии с которыми страховая компания, осуществляющая прямое возмещение убытков, должна дожидаться перечисления требуемой суммы из страховой компании виновника ДТП.

Порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред определяется соглашением о прямом возмещении убытков, которое заключается между членами профессионального объединения страховщиков и профессиональным объединением страховщиков.

В настоящее время в Российской Федерации действует Соглашение о прямом возмещении убытков (утв. пост. Президиума РСА от 13 января 2015 года, в редакции пост. от 29 мая 2015 года, пр. № 1, 16 ноября 2015 года, пр. № 10, 15 декабря 2015 года, пр. № 13, 21 апреля 2016 года, пр. № 18, 6 сентября 2016 года, пр. № 7, 30 марта 2017 года, пр. № 20, 20 апреля 2017 года, пр. № 21, 21 сентября 2017 года, пр. № 15, 26 октября 2017 года, пр. № 16), на основании которого производятся расчеты между страховщиками.

Текст указанного соглашения в части порядка расчетов между страховщиками находится в закрытом доступе.

Действующее законодательство не предусматривает обязанность страховой компании информировать потерпевшего о перечислении денежных средств в автосервис.

В то же время страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт, в котором указываются согласованные срок представления потерпевшим поврежденного транспортного средства на ремонт, срок восстановительного ремонта, полная стоимость ремонта без учета износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте, возможный размер доплаты .

Финансовые взаимоотношения между страховщиком и станцией технического обслуживания не влияют на сроки ремонта транспортного средства.

Момент поступления оплаты восстановительного ремонта в автосервис не влияет на взаимоотношения между потерпевшим, страховой организацией и станцией технического обслуживания.

Как было указано ранее, страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт, в соответствии с которым потерпевший обязан в согласованные сроки предоставить автомобиль для ремонта.

Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.

При этом страховщик, выдавший направление на ремонт, несет ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания согласованного с потерпевшим срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего.

Ответственность страховщика не наступает, если потерпевший согласовал изменение срока передачи отремонтированного транспортного средства или принял отремонтированное транспортное средство от станции технического обслуживания, не указав при его приеме о наличии претензий к оказанной услуге по восстановительному ремонту.

Если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства выше страховой суммы, предусмотренной статьей 7 Закона об ОСАГО, потерпевший выплачивает станции технического обслуживания разницу между страховой выплатой и стоимостью восстановительного ремонта.

абз. 13-15 п. 4.17 Правил ОСАГО

абз. 3 п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58

Договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Страховщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии. Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) для выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Таким образом, договор со станцией технического обслуживания заключает страховая компания, потерпевший не фигурирует в указанном договоре.

абз. 2 п. 17 ст. 12 закона об ОСАГО

Не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта

Отношения между станцией технического обслуживания и потерпевшим по поводу осуществления ремонта принадлежащего потерпевшему транспортного средства регулируются законодательством Российской Федерации.

Необходимо руководствоваться общими положениями о подряде и положениями о бытовом подряде.

В случае если при передаче потерпевшему отремонтированного транспортного средства у потерпевшего имеются претензии в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта, потерпевший указывает об этом в акте приема-передачи отремонтированного транспортного средства.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, а также в случае выявления потерпевшим недостатков восстановительного ремонта транспортного средства в течение гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи транспортного средства, потерпевший направляет страховщику претензию в соответствии с пунктом 5.1 настоящих Правил.

Страховщик в течение 5 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения указанной претензии обязан организовать осмотр транспортного средства потерпевшего, а потерпевший — представить транспортное средство на осмотр в согласованные со страховщиком время и место осмотра. Страховщик вправе привлечь к осмотру транспортного средства потерпевшего представителя станции технического обслуживания, осуществлявшей восстановительный ремонт транспортного средства.

В ходе осмотра делается вывод о наличии или об отсутствии недостатков восстановительного ремонта, о полноте проведенных работ, наличии или об отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая и (или) проведенного станцией технического обслуживания восстановительного ремонта транспортного средства, о технической возможности устранения выявленных недостатков восстановительного ремонта. Результаты осмотра отражаются в акте осмотра, в котором делается вывод о возможности или невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства путем проведения повторного ремонта либо об отсутствии недостатков.

Акт осмотра составляется в день его проведения в трех экземплярах и вручается под подпись представителю станции технического обслуживания, представителю страховщика и потерпевшему. Если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков. Если акт осмотра содержит вывод о невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется путем страховой выплаты.

параграфы 1 и 2 гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации

Контроль за соблюдением страховщиками порядка осуществления страхового возмещения осуществляет Банк России. В случае выявления несоблюдения страховщиком срока осуществления страхового возмещения или направления мотивированного отказа Банк России выдает страховщику предписание о необходимости исполнения установленных обязанностей.

Территориальным органом Банка России в Самарской области является Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации

Адрес: 443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 112

Тел.: (846) 332-03-25

Порядок подачи жалоб в Банк России законодательством об ОСАГО не установлен.

При таких обстоятельствах потерпевшему необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ

“О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

В обращении необходимо указать все имеющиеся по поставленному вопросу сведения (реквизиты договора страхования, сведения о страховом событии, номер выплатного дела и др.). Также к обращению необходимо приложить копии документов (при наличии), которые имеют значение для рассмотрения поставленных вопросов.

Разрешение споров в судебном порядке:

До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

Затем возможна подача искового заявления в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Всего комментариев: 2

После ДТП и получения страховых выплат, я получил уведомление о досрочном прекращении действий договора ОСАГО, в связи с гибелью транспортного средства(на основании пункта 1.13 Правил ОСАГО, утвержденных Банком России 19.09.2014 г. № 431-П). Автомобиль на ходу, я каждый день на нём езжу на работу и получается я ездил месяц без страховки. Что делать?

Добрый день! Вы можете обратиться в суд с заявление о признании факта прекращения договора ОСАГО — недействительным

Оставить комментарий Отменить ответ

Если вы стали собственником автомобиля, нельзя просто взять и начать свободно ездить по дорогам. Сначала его нужно зарегистрировать в ГИБДД.

Правила и процесс регистрации транспортных средств и прицепов к ним описан в следующих документах:

  1. Автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя более 4 кВт или 50 см³.
  2. Автомобили и мотоциклы со скоростью более 50 км/ч .
  3. Прицепы к автомобилям и мотоциклам.
  4. Автотранспорт, который стоит на учете в других странах и временно ввезен на территорию России на срок более 1 года.

В статье расскажу именно про регистрацию автомобиля на примере своего опыта.

Новые правила регистрации автомобиля в 2020 году

Я регистрировал свой автомобиль в 2019 году. В 2020 году правила регистрации транспортных средств были изменены. Например, теперь при покупке нового авто в салоне не обязательно ехать в ГИБДД — номера и документы можно получить у дилера, если у него есть разрешение на регистрацию.

Расскажу о регистрации с учетом новых поправок.

Что такое регистрация в ГИБДД и зачем она нужна

При регистрации государство проверяет, не находится ли автомобиль в угоне, нет ли какого-нибудь запрета на регистрационные действия. Это важно для покупателя: если автомобиль был похищен, на учет его не поставят.

Постановка на учет автомобиля дает государству гарантию, что автомобиль соответствует своей конструкции, а установленное в нем оборудование, например газовое, безопасно для окружающих. А также что владелец авто следит за его техническим состоянием.

Регистрировать автомобиль в ГИБДД может собственник лично или его доверенное лицо. В основном собственники автомобиля — это физические лица. На учет машину могут ставить владельцы, которым исполнилось 16 лет. Если собственнику меньше 16 лет, автомобиль регистрируют на родителей, опекунов, усыновителей или попечителей.

Также собственником авто может быть юридическое лицо. Это относится, например, к автомобилям каршеринга, грузовикам предприятия, инкассаторским фургонам банка, автомобилям такси, которые принадлежат транспортной компании.

Срок постановки автомобиля на учет

Владелец автомобиля обязан поставить его на учет в течение 10 суток после приобретения. Неважно, новая машина или подержанная.

Опоздание — это нарушение правил регистрации. Если нарушение выявят при попытке зарегистрировать машину, выпишут штраф от 1500 Р до 2000 Р . Несмотря на штраф, машину на учет поставят.

Если нарушение выявят сотрудники ГИБДД на дороге, выпишут штраф от 500 Р до 800 Р . При повторном выявлении нарушения — если не поставить машину на учет после первого штрафа — оштрафуют на 5000 Р или лишат водительских прав на срок от одного до трех месяцев.

Если водитель просто забыл СТС дома — это не нарушение правил регистрации, но санкции за такое все равно есть: предупреждение или штраф 500 Р . Если друзья или родственники не привезут водителю документы, гаишники могут задержать автомобиль и отвезти его на штрафстоянку.

Что нужно для регистрации автомобиля

Документ о праве собственности. Автомобиль или другое транспортное средство — это собственность. Нельзя просто сказать, что автомобиль принадлежит водителю. Право собственности на автомобиль подтверждается:

  1. Договором купли-продажи, мены или дарения.
  2. Документом о выделении автомобиля инвалиду — его выдают органы соцзащиты.
  3. Решением суда, судебным приказом или постановлением пристава-исполнителя.
  4. Выпиской из передаточного акта при изменении формы юридического лица, например при реорганизации предприятия и передаче его имущества другой компании.
  5. Свидетельством о праве на наследство.
  6. Заверенной выпиской протокола и актом передачи автомобиля в качестве выигрыша в лотерею и др.

Я покупал подержанный автомобиль и в качестве документа о праве собственности предоставлял в ГИБДД договор купли-продажи.

Заверять у нотариуса не нужно, хотя это и не запрещено. В договоре должны быть отражены:

  1. Данные продавца и покупателя.
  2. Данные об авто из ПТС.
  3. Сумма автомобиля прописью.
  4. Подписи сторон.

Также в договоре обязательно должен быть указан факт передачи транспортного средства от предыдущего владельца новому. Договор составляется в 3 экземплярах: по одному для сторон договора и один — в ГИБДД.

Паспорт транспортного средства. В ПТС необходимо вписать нового владельца — это можно сделать самостоятельно при подписании договора купли-продажи, — указать место жительства, дату покупки и поставить подписи прежнего и нового собственников.

Если не вписать данные, это сделают сотрудники ГИБДД при регистрации. Но подписи двух собственников — прежнего и нового — придется ставить самостоятельно.

Инструкция по регистрации на портале СЭП:

ГИБДД записи в электронный ПТС не вносит. Продавец должен сделать это самостоятельно на портале. Покупатель подтверждает свое согласие кодом из смс.

Форма для внесения изменений в электронный ПТС. Заполняет ее продавец, а покупатель подтверждает кодом из смс

Полис ОСАГО. Автомобиль нужно застраховать до регистрации в ГИБДД не позднее 10 дней после приобретения. Поставить автомобиль на учет без ОСАГО не получится.

Для оформления полиса потребуются:

  1. Паспорт нового собственника.
  2. Договор купли-продажи или другой документ о праве собственности.
  3. Водительское удостоверение.
  4. Действующая диагностическая карта техосмотра — в случае, если возраст автомобиля не позволяет без нее обойтись.

Техосмотр нужен для безопасности водителя и пешеходов от случайных аварий, например из-за неисправностей тормозной или рулевой систем. А также для того, чтобы страховая компания была уверена в надежности автомобиля и застраховала его.

Сотрудники ГИБДД и страховой компании не эксперты, а автомобиль — сложный механизм, и с первого взгляда сложно сказать, исправен ли он. Поэтому техосмотр проводят специализированные организации. Они изучают все необходимые параметры и выписывают диагностическую карту. В ней указано, может ли автомобиль передвигаться по дороге безопасно. Если нет — в оформлении страхового полиса откажут, а без него откажут и в постановке на учет. Нет техосмотра — нет полиса ОСАГО.

С 2020 года для легковых автомобилей старше 4 лет техосмотр проводится раз в два года. Раз в год техосмотр проходят:

  1. Легковые такси.
  2. Автобусы.
  3. Грузовики, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров или с максимальной массой более 3,5 тонны.
  4. Машины со спецсигналами.
  5. Транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.

Если ОСАГО не оформить, вся ответственность по возмещению убытков при ДТП ляжет на собственника автомобиля. Воспользоваться полисом бывшего владельца уже не получится.

При регистрации автомобиля данные о новом полисе ОСАГО уже будут в базе ГИБДД — приносить экземпляр полиса не нужно.

Регистрационный знак. После покупки автомобиля за новым собственником остается право сохранить госномер, тогда пошлину за их выдачу платить не нужно. Но номера можно поменять при регистрации в ГИБДД, заплатив 2000 Р — или 1400 Р , если платить на госуслугах.

Номера обязательно нужно менять, если:

  • регистрационный знак утратил внешний вид и не читаем;
  • на номерах появилась ржавчина;
  • есть механическое повреждение, из-за которого знак не читаем;
  • отсутствует один из двух номерных знаков.

Бывает так, что прежний хозяин автомобиля хочет сохранить номера. В этом случае тоже придется получить новые в ГИБДД.

Заявление в ГИБДД. Чтобы ГИБДД начала процедуру постановки на учет автомобиля, нужно подать заявление. Его можно написать от руки в ГИБДД или заполнить в электронном виде на госуслугах.

Проще и удобнее подать заявление на регистрацию автомобиля на госуслугах. К тому же на уплату госпошлины будет скидка 30%.

Нужна ли система ЭРА-ГЛОНАСС. Система ЭРА-ГЛОНАСС устанавливается на новые автомобили на российских заводах с 2017 года. Если покупать подержанное авто, специально устанавливать эту систему для постановки на учет не нужно: физические лица, которые не используют машину для предпринимательской деятельности, не обязаны устанавливать на нее систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Куда обращаться, чтобы поставить машину на учет

Зарегистрировать автомобиль можно в любом подразделении ГИБДД вне зависимости от места регистрации владельца автомобиля и бывшего собственника.

Но если автомобиль новый или старый владелец забирает свои номера, московское МРЭО не выдаст новый номерной знак — только укажет в СТС. Изготавливать знак придется за отдельные деньги вне МРЭО. И все из-за постоянной регистрации нового владельца в Казани.

Заявление на регистрацию авто через госуслуги

Транспортное средство. Сначала необходимо выбрать вид транспортного средства: автомобиль или автобус, прицеп или прочие транспортные средства. Затем выбрать, кто подает заявление: собственник или доверенный представитель.

Ваши данные. Персональные и паспортные данные заполняются автоматически из личного кабинета на госуслугах. Если какие-то данные не указаны, их нужно дописать.

Адрес проживания необходимо заполнить по месту постоянной регистрации, временной регистрации или фактического проживания. У меня постоянная регистрация, поэтому я указал адрес как в паспорте.

Информация о транспортном средстве. После нужно заполнить информацию о транспортном средстве. Сначала необходимо выбрать, нужен ли новый госномер на автомобиль. Можно оставить номера от предыдущего собственника и не платить госпошлину за их выдачу. Я так и сделал. Если будете менять номера, в заявлении нужно указать старые.

Если требуется замена номера, необходимо указать его тип и цифро-буквенное обозначение. К какому типу принадлежит номер, можно посмотреть в госте.

Далее нужно выбрать, что делать с ПТС: получить новый или внести изменения в действующий. Новый ПТС нужно выбирать, когда в старом не осталось места для сведений о новом собственнике. За новый ПТС нужно уплатить госпошлину 560 Р . Если место еще есть, выбирайте второй вариант. В этом случае госпошлина будет 245 Р . Электронные ПТС будут введены к 1 ноября 2020 года.

Выбор подразделения ГИБДД. Последний раздел — выбор подразделения ГИБДД, где будете ставить автомобиль на учет: по адресу проживания или по иному адресу. Я выбрал второй вариант, так как купил машину в регионе, в котором не прописан.

В обоих случаях нужно указать адрес проживания в городе, где планируете ставить автомобиль на учет. Система на карте покажет ближайшие подразделения ГИБДД.

Заполнение заявления по доверенности. Если вы не можете самостоятельно поставить автомобиль на учет, можно попросить друга или родственника. Для этого потребуется доверенность от нотариуса или написанная от руки. Но во втором случае еще могут спросить паспорт собственника, чтобы избежать подлога.

В доверенности обязательно должны быть указаны:

  1. Данные собственника автомобиля: ФИО, дата рождения, паспортные данные, прописка. Если автовладелец — юрлицо, потребуются наименование, юридический адрес и другие реквизиты организации.
  2. Данные доверенного лица: ФИО, дата рождения, паспортные данные, прописка.
  3. Данные автомобиля: марка, модель, цвет, год выпуска, вин-номер , номер кузова и двигателя, номерные знаки.
  4. Перечень полномочий в ГИБДД, которые собственник доверяет представителю: поставить на учет автомобиль, быть представителем при возникновении спорных ситуаций.
  5. Дата и место составления документа.
  6. Подпись доверителя.
  1. Сведения о доверенности: номер, дата выдачи, кем выдана.
  2. Сведения о собственнике: ФИО, дата рождения, пол, контактный телефон.
  3. Паспортные данные собственника.
  4. Адрес проживания собственника.

Если заявление на регистрацию будет подавать представитель по доверенности, в форме появятся дополнительные графы. Доверенность можно составить самостоятельно и сэкономить на нотариусе

  1. Сведения о доверенности: номер, дата выдачи, кем выдана.
  2. Персональные данные собственника (юридического лица): наименование, ИНН, контактный телефон.
  3. Юридический адрес.

Уплата госпошлины. После подачи заявления на адрес электронной почты придет ссылка на уплату госпошлины со скидкой 30%. Если не менять номера автомобиля, можно дополнительно сэкономить 1400 Р .

Читайте также: