22 приказ минтранса об учете дтп

Обновлено: 03.05.2024

В соответствии со статьей 25.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; 2019, N 30, ст. 4135) приказываю:

  1. Утвердить Порядок выдачи свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом, приостановления действия и аннулирования указанного свидетельства, а также требования к его оформлению.
  2. Утвердить Форму свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом.
  3. Свидетельство, выданное до введения в действие Порядка выдачи свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом, приостановления действия и аннулирования указанного свидетельства, а также требований к его оформлению и Формы свидетельства, утвержденного настоящим приказом, действительно до истечения указанного в нем срока.
  4. Признать не подлежащими применению:
  1. Настоящий приказ вступает в силу одновременно с вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона.

УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 22 августа 2019 г. N 273

Порядок выдачи свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом, приостановления действия и аннулирования указанного свидетельства, а также требования к его оформлению

  1. Настоящий нормативный правовой акт устанавливает Порядок выдачи свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом (далее - Свидетельство), лицу, претендующему на получение Свидетельства (далее - Кандидат), приостановления действия и аннулирования указанного Свидетельства, а также требования к его оформлению (далее - Порядок).
  2. В соответствии со статьями 20.1 и 25.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" Свидетельство выдается органом государственного надзора - Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
  3. Свидетельство выдается на право управления:

мотор-вагонным подвижным составом, к которому в соответствии с абзацем 31 пункта 10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (далее - Правила технической эксплуатации) 1 , относятся моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты;

специальным самоходным подвижным составом, к которому в соответствии с абзацем 74 пункта 10 Правил технической эксплуатации относятся мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме;

  1. Выдача Свидетельства, приостановление его действия и аннулирование Свидетельства осуществляется территориальными органами Ространснадзора. Проверка теоретических знаний Кандидата осуществляется должностными лицами территориальных органов Ространснадзора по месту нахождения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения (далее - должностное лицо территориального органа Ространснадзора).
  2. Сведения о местонахождении, телефонах, режиме работы территориальных органов Ространснадзора размещаются на официальном сайте Ространснадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
  3. К проверке теоретических знаний допускаются лица, достигшие возраста 18 лет и представившие следующие документы:

а) заявление (рекомендуемый образец в приложении к Порядку);

б) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность;

в) медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, полученное в соответствии с порядком , утвержденным приказом Минздрава России от 5 мая 2016 г. N 282н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ" 2 ;

г) документ, подтверждающий прохождение профессионального обучения на право управления курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом 3 .

  1. Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для проведения проверки теоретических знаний, являются:

а) отсутствие документов, представление которых предусмотрено пунктом 6 Порядка;

б) представление документов, предусмотренных подпунктами "б" , "в" пункта 6 Порядка, с истекшим сроком действия;

б) наличие в представленных документах записей, исполненных карандашом или имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова.

  1. В случае наличия оснований для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для проведения проверки теоретических знаний, предусмотренных пунктом 6 Порядка, Кандидат имеет право повторно подать вышеуказанные заявление и документы после устранения замечаний.
  2. При отсутствии оснований для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для проверки теоретических знаний, предусмотренных пунктом 6 Порядка, должностным лицом территориального органа Ространснадзора назначается место, дата, время проведения проверки теоретических знаний Кандидата, о чем Кандидат уведомляется способом, указанным им в заявлении.
  3. Кандидатам, прошедшим проверку теоретических знаний, территориальным органом Ространснадзора осуществляется выдача Свидетельства.
  4. Кандидаты, не прошедшие проверку теоретических знаний, допускаются к повторной проверке теоретических знаний не ранее чем через 7 рабочих дней со дня проведения предыдущей проверки теоретических знаний.

Для Кандидатов, не прошедших проверку теоретических знаний с третьей попытки, повторная проверка теоретических знаний назначается не ранее чем через 30 рабочих дней с представлением документов в соответствии с пунктом 6 Порядка.

  1. Должностное лицо территориального органа Ространснадзора обязано уведомить Кандидата в течение 5 рабочих дней об отказе в выдаче Свидетельства в случае, если Кандидат не прошел проверку теоретических знаний, в письменной форме за подписью должностного лица территориального органа Ространснадзора.
  2. Свидетельство выдается по форме , установленной настоящим приказом.
  3. Проверка теоретических знаний Кандидата для получения Свидетельства проводится для следующих категорий подвижного состава:

а) мотор-вагонный подвижной состав;

б) специальный самоходный подвижной состав;

  1. Выдача Свидетельства взамен ранее выданного производится без проверки теоретических знаний при обращении заявителя в следующих случаях:

а) при истечении срока действия Свидетельства;

б) при изменении содержащихся в Свидетельстве персональных данных его владельца;

в) до истечения срока действия Свидетельства.

  1. Для выдачи Свидетельства взамен ранее выданного владельцем Свидетельства представляются в территориальный орган Ространснадзора заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 Порядка, а также Свидетельство.
  2. При выдаче Свидетельства взамен ранее выданного соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее выданном Свидетельстве, переносятся в новое Свидетельство.
  3. В случае выдачи Свидетельства взамен ранее выданного по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 15 Порядка, ранее установленный срок действия Свидетельства не меняется.
  4. Основания для аннулирования Свидетельства следующие:

а) если изменились содержащиеся в Свидетельстве персональные данные его владельца;

б) если Свидетельство выдано на основании документов, которые в соответствии с пунктом 22 Порядка были признаны подложными (поддельными);

в) если поступило заявление от владельца Свидетельства об утрате (хищении) Свидетельства;

г) если выдано новое Свидетельство;

д) истек срок действия Свидетельства.

Территориальный орган Ространснадзора на основании заявления об аннулировании владельца Свидетельства (рекомендуемый образец в приложении к Порядку) в течение 3 рабочих дней вносит изменения в реестр выданных свидетельств 4 .

  1. Выдача дубликата Свидетельства производится без проверки теоретических знаний при обращении заявителя в следующих случаях:

а) Свидетельство пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части), невозможно определить визуально;

б) поступило заявление владельца Свидетельства об утрате Свидетельства.

  1. При выдаче дубликата Свидетельства в дубликат переносятся отметки и записи, содержащиеся в реестре выданных свидетельств.
  2. Основаниями для приостановления действия Свидетельства являются выявление обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии представленных Кандидатом документов законодательству Российской Федерации, а также иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Решение о приостановлении действия Свидетельства принимается руководителем территориального органа Ространснадзора.

  1. Требования к оформлению Свидетельства следующие:

23.1. Свидетельство имеет лицевую и оборотную стороны;

23.2. Все записи в Свидетельстве выполняются на русском языке;

23.3. Нумерация разделов Свидетельства печатается сиреневым цветом, остальная вводимая информация, в том числе таблица категорий на оборотной стороне - черным цветом;

23.4. В верхней части лицевой стороны расположена надпись: "СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ", выполненная сиреневым цветом;

23.5. В левой части лицевой стороны расположена цветная фотография владельца размером 21 х 30 мм;

23.6. Цветная фотография владельца выполняется в процессе оформления Свидетельства цифровым способом на сером фоне и печатается в специально отведенном месте свидетельства;

23.7. Фотография должна иметь четкое изображение лица строго в анфас без головного убора. Допускается изготовление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов;

23.8. Для граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол;

23.9. Над фотографией владельца помещено изображение отличительного знака Российской Федерации "RUS";

23.10. В нижней части лицевой стороны серым цветом выполнено стилизованное изображение железнодорожного пути;

23.11. Сведения в разделах 1 , 2 и 3 Свидетельства указываются на основании паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

23.12. Даты в разделах 3 , 4а , 4b, 10 и 11 Свидетельства указываются арабскими цифрами в следующем формате: число, месяц, год (чч. мм. гггг);

23.13. В разделе 4с Свидетельства указывается наименование территориального органа Ространснадзора;

23.14. В разделе 5 Свидетельства указываются серия и номер Свидетельства, которые должны соответствовать серии и номеру на оборотной стороне в разделе 12 Свидетельства;

23.15. В разделе 7 Свидетельства чернилами или пастой черного цвета проставляется личная подпись владельца Свидетельства;

23.17. В разделе 9 Свидетельства указывается перечень категорий подвижного состава, на которые распространяется действие Свидетельства;

23.18. В разделе 12 Свидетельства указывается информация о выданном дубликате.

23.19. Заполненное Свидетельство фальцуется по линии сгиба, помещается в ламинационныи пакет, состоящий из трех слоев: верхнего и нижнего прозрачного ламината, а также среднего слоя из непрозрачного материала, помещаемого внутрь Свидетельства, а затем ламинируется.

3 Часть 1 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).

4 Статья 25.1 Федеральный закон от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Порядку выдачи свидетельства,
подтверждающего право на управление
курсирующими по железнодорожным путям
локомотивом, мотор-вагонным подвижным
составом и (или) специальным самоходным
подвижным составом, приостановления
действия и аннулирования указанного
свидетельства, а также требования к его
оформлению, утвержденному приказом
Минтранса России
от 22.08.2019 N 273

В территориальный орган Ространснадзора _________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

дата рождения _____________________ место рождения ______________________

Паспорт (иной документ, удостоверяющий личность)

серия _______ номер _______ выдан _______________________________________

Прошу выдать (аннулировать) (не нужное зачеркнуть) Свидетельство в связи

К заявлению прилагаю ____________________________________________________

Прошу уведомить меня ____________________________________________________

На обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от

27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"

От заявителя приняты:____________________________________________________

(подпись должностного лица территориального органа Ространснадзора)

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 22.08.2019 N 273

ФОРМА
свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом

Область применения нового приказа Минтранса

Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.

Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.

Управление автомобилем в обязательном порядке должно быть включено в должностные обязанности сотрудников, которые подпадают под приказ Минтранса.

По-прежнему действие положений Приказа не применяют:

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.

По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:

НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.


В 2021 году вступают в силу изменения в порядке заполнения путевых листов. В статье Надежды Четверговой вы найдёте удобную таблицу с новшествами, сравнениями и комментариями.

Напомним, для чего нужны путевые листы

Если используете легковой автомобиль для нужд компании, то путевой лист также нужно оформить, так как он применяется для налогового учёта в качестве подтверждения списания расходов на ГСМ. Путевой лист для списания ГСМ нужен, если электронной системы контроля нет или она не предоставляет всех необходимых данных (Письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354[5]).

Также путевой лист является первичным документом, подтверждающим использование автомобиля в деятельности организации и для начисления заработной платы водителям.

Таким образом, путевой лист нужен практически всем компаниям (или ИП).

Перейдём к изменениям, что же такого приготовил нам Приказ Минтранса РФ № 368[6]?

Разберёмся, что именно нужно указывать в путевом листе с 2021 года (в таблице дано сокращение ПЛ – путевой лист).

Было (Приказ № 152[7]). Цитата:

Стало (Приказ № 368[8]). Цитата:

Комментарий

Оформление ПЛ на каждое ТС

Как видим, с 2021 года ПЛ требуется оформлять на каждое эксплуатируемое ТС.

Однако в Устав автомобильного транспорта не было внесено подобных изменений. В нём по-прежнему значится, что обязанность оформлять ПЛ возникает только при перевозке грузов и пассажиров.

Сведения о перевозке

«Пп. 6 п. 1[11]. Сведения о перевозке.

Таким образом, в ПЛ предусмотрено отражение:

- перевозка легковым такси.

Обратите внимание, что виды перевозок распространяются только на перевозки пассажиров и багажа и не распространяются на перевозку грузов.

Сведения о ТС включают

«П. 6[13]. Сведения о ТС включают:

«П. 4. [14]Сведения о ТС включают:

«П. 6[15]. Сведения о ТС включают:

«П.4[17]. Сведения о ТС включают:

Как видим, ранее требовалось указывать регистрационный номер ТС. С 2021 года в ПЛ нужно вносить инвентарный номер троллейбуса или трамвая.

Информация в путевом листе о техконтроле и выезде на линию

«П. 6[19]. Сведения о ТС включают:

4)[20] дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда ТС с парковки и его заезда на парковку;

«П. 4[22]. Сведения о ТС включают:

4)[23] дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);

Отметка о прохождении медицинского осмотра

«П. 15[26]. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Согласно новому приказу с 2021 года медицинский работник, кроме текущих даты и времени и собственной подписи будет ставить в ПЛ дополнительную отметку:

По-нашему мнению, отметка будет проставляться в виде штампа.

Отметка о прохождении медицинского контроля

По-нашему мнению, отметка будет проставляться в виде штампа.

Срок хранения путевого листа

Похоже, что в новом приказе Минтранса просто забыли прописать срок хранения ПЛ.

Как и раньше, оформленные ПЛ должны храниться не менее пяти лет, а если они подтверждают работу в тяжёлых, вредных или опасных условиях труда, хранить их необходимо 75 лет (ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учёте[30], ст. 553 Перечня типовых управленческих архивных документов[31]).

Журнал регистрации ПЛ

«П. 17[33]. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные ПЛ в журнале регистрации ПЛ.

Журнал ведётся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.

Как видим, журнал можно будет вести в электронном виде, при этом внесённые в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Обозначим главные изменения:

Таким образом, старый[35] и новый приказы Минтранса[36] довольно схожи. Однако новый приказ Минтранса[37] содержит несколько важных отличий, которые на практике приведут к тому, что всем компаниям (или ИП), эксплуатирующим ТС, придётся доработать форму путевых листов.

Детальные разъяснения по приказу № 287 Минтранса России

Всем юридическим лицам, предоставляющим услуги в сфере перевозок автотранспортными средствами (далее по тексту АТС) и наземным электротранспортом, пригодятся разъяснения специалистов по приказу Минтранса от 28.09.15 г. №287. Попробуем разобраться в хитросплетениях этого документа.

Всем юридическим лицам, предоставляющим услуги в сфере перевозок автотранспортными средствами (далее по тексту АТС) и наземным электротранспортом, пригодятся разъяснения специалистов по приказу Минтранса от 28.09.15 г. №287. Попробуем разобраться в хитросплетениях этого документа.

О необходимости повторного обучения

Многие специалисты прошли обучение, а затем получили аттестацию в органах надзора до вступления в силу нового приказа. Согласно нормативной базе эти направления различны и не связаны между собой. Аттестация действует пять лет, и её никто не отменяет. Однако новый приказ требует дополнительного обучения.
Нарушение повлечёт за собой административный штраф:

  • 20 тыс. руб. для физических лиц;
  • 100 тыс. руб. для юридических лиц.

Об обязательности высшего образования

Согласно приказу к разряду специалистов, на которых лежит ответственность за безопасность дорожного движения (далее по тексту БДД) относятся лица:

  • Имеющие профильное высшее образование, входящее в группу профессий по технике и технологиям наземных разновидностей транспорта № ;
  • Без высшего образования, входящего в группу профессий № , но имеющих дополнительную квалификацию в качестве ответственных за БДД и прошедших аттестацию, дающую право занимать такую должность.


Это означает, что с вступлением в силу этого приказа, специалисты со профильным образованием не имеют право работать в качестве лиц ответственных за БДД.

Последствия отсутствия аттестата

Если до вступления в силу изменений в законодательстве специалист отучился, но по причине не прошёл аттестацию, то ему придётся получить дополнительную квалификацию в качестве ответственного за БДД, даже при наличии профильного образования, входящего в группу № . Это придётся сделать потому, что в соответствии с Приказом № 13\11 аттестоваться можно только после того, как он повысил свою квалификацию.

О возможности получить образование дистанционно

Ранее получить образование в качестве специалиста по БДД можно было только очно, теперь ситуация изменилась. В соответствии с ФЗ № 273 разрешена реализация программы обучения с помощью дистанционной технологии.

Это значительно упрощает образовательный процесс, так как специалист может заниматься, находясь в любой точке земного шара. При этом нет разницы меду дипломом специалиста, отучившегося очно и дистанционно.

Где обучаться?

Действующее законодательство не установило ограничений по месту обучения. Не существует разрешённого перечня образовательных учреждений. Отучиться можно в любой организации, которая проводит обучение в соответствии с действующими нормами.

Кому нужно пройти обучение?

Согласно действующим изменениям установлены требования к специалистам следующих профессий и должностей:

  1. Диспетчеры АТС и городского наземного электротранспорта;
  2. Контролёры технического соответствия автотранспорта;
  3. Контролёры технического соответствия наземного электротранспорта;
  4. Специалисты, ответственные за БДД;
  5. Консультанты, обеспечивающие безопасность перевозки грузов, относящихся к разряду опасных.

Чему научат специалиста?

Специалистам БДД необходимо пройти обучение сроком 256 академических часов. Оно включает изучение следующих тематик:

  • Законодательные и акты, предъявляемые к сфере организации автоперевозок на территории России;
  • Основные и технические требования к АТС;
  • Организацию БДД;
  • Эксплуатация АТС;
  • Основы охраны труда и пожарной безопасности на АТС.

Для диспетчеров предусмотрена такая же программа, которая помимо вышеописанных тем включает в себя:

  • Систему организации рабочего процесса диспетчера технического состояния АТС.

Контролёры кроме базовых тематик изучают:

  • Систему организации рабочего процесса контролёра технического состояния АТС.

Кто может занимать эти должности?

Следует обратить внимание, что в перечень специалистов не включены директора, начальники отделов и прочие ответственные лица. Следовательно, указанные профессии стоит рассматривать как специализацию. Любой специалист может выполнять указанные обязанности, но они должны быть отражены в штатном расписании.

Какие организации попадают под Приказ № 287?

Согласно действующему пособию о дополнительном образовании специалистов АТС, организации, занимающиеся деятельностью в сфере автоперевозок, подразделяются на две группы:

  • Перевозящие грузы и/или пассажиров для своих нужд;
  • Предоставляющие услугу по перевозкам грузов и пассажиров для третьих лиц на основе договоров.

При этом организации должны иметь:

  • Должностное лицо, которое несёт ответственность за БДД, аттестованное на выполнение этой специализации;
  • Работников, соответствующих нормам квалификации и профессиональных знаний, которые предъявляются к таким специалистам.

Читайте также: