Законные интересы как элемент правового статуса личности

Обновлено: 01.06.2024

Конституционно-правовой статус человека и гражданина (личности) - это система прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных конституцией.

Данный статус соотносится с общим правовым статусом как часть и целое .

Элементы конституционно-правового статуса личности:

    1. основные права ;
    2. основные свободы ;
    3. основные обязанности .

    В конституционных правах, свободах и обязанностях личности не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

    Права и свободы человека всегда связаны с удовлетворением его материальных и духовных интересов. Поэтому интерес всегда выступает движущей силой различных, в том числе и правовых, связей человека, он определяет и отношение человека к использованию прав как средства удовлетворения своих интересов.

    Применительно к различным возможностям человека и гражданинаКонституция РФ употребляет два термина: "права" и "свободы". Это близкие, но не совпадающие понятия.

    Основные права как элемент конституционно-правового статуса личности

    Под правом следует понимать возможность человека и гражданина совершать конкретные действия, направленные на реализацию права, например, право на объединение, право на образование, право избирать и т.д.

    Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков:

      • возможность пользования данным социальным благом;
      • полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц;
      • свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права;
      • возможность обратиться к государству за защитой нарушенного права.

      Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме охватывает всю совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется нормами всех отраслей права (гражданского, финансового и т.д.). И, таким образом, общий правовой статус человека и гражданина по своему объему значительно шире их конституционно-правового статуса, ибо последний включает в себя лишь основные права, свободы и обязанности, а косновным относятся те, что закреплены в Конституции РФ.

      Выделение категории основных прав человека отнюдь не означает отнесение иных прав к "второсортным", менее значительным, требующим меньших усилий государства по их обеспечению. Речь идет о другом. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса личности, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного права может отпочковаться значительное количество других прав. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, как и Конституция РФ (п. 1 ст. 32), предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своим государством непосредственно либо через свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права: на участие в самоуправлении, право выдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями в различные государственные органы и к их должностным лицам.

      Основные свободы как элемент конституционно-правового статуса личности

      Понятие "свобода" употребляется в двух значениях:

      • как возможность человека и гражданина действовать по своему усмотрению;
      • как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др., в этом смысле термин "свобода" по существу тождествен термину "субъективное право").

      Свобода как деятельная характеристика личности позволяет человеку быть самостоятельной, независимой личностью, которая способна "быть господином самому себе" (Дж.Локк), быть деятельным субъектом. Свобода личности предполагает широкие возможности для выбора различных вариантов активного поведения, для преобразующей деятельности личности. На правовом уровне это реализуется в позитивном методе нормативного регулирования общественных отношений. Он получает воплощение в юридической формуле "свобода на. ", что раскрывается через конкретные юридические права и свободы, а также посредством некоторых иных правовых средств стимулирующей ориентации активного поведения личности (правовые стимулы), к которым можно отнести, например, льготы, поощрения, а в некоторых случаях - и законные интересы.

      Философское понимание свободы близко к ее конституционно-правовому пониманию, которое, в свою очередь, тяготеет к пониманию права. Именно об этой связи двух категорий "свобода" и "право" пишет B.C. Нерсесянц: "В современном правовом (и конституционно-правовом) словоупотреблении термин "свобода" обычно используется для обозначении гарантированной правом сферы автономии (самозаконности, своеправия) субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин же "право" используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право - это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права". И до афористичности точно определил связь свободы и права B.C. Нерсесянц словами: "Бесправная свобода - это произвол, тирания, насилие".

      Второе значение "свободы" - более узкое и трактуется как субъективная возможность человека и гражданина совершить или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле является юридической формой свободы народа и отдельного человека . В этом смысле понятие "свобода" по существу тождественно понятию "субъективное право", а различие объясняется только тем, что такая юридическая терминология сложилась исторически.

      Права и свободы человека и гражданина не абсолютны и не безграничны. В них выражена та мера свободы, которая позволяет совмещать ее со свободой других людей.

      Государство закрепляет права личности не произвольно; оно юридически оформляет общественные права человека, которые обусловлены уровнем экономического и политического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности - не "дар" законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно "занижать" или "завышать" объем прав и свобод; он призван исходить из условий социальных взаимосвязей людей, состояния экономического развития общества и государства.

      Права и свободы человека - это условия его нормальной жизнедеятельности, определенный каталог благ и возможностей, которыми он может свободно пользоваться. В них формально закреплены пределы осуществления самоопределения индивида, установлены условия реального пользования социальными благами в различных сферах личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни.

      Содержание основных прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, раскрывается путем наделения человека и гражданина широкими юридическими возможностями, гарантированными государством. Широта, разнообразие и особенности этих возможностей свидетельствуют о динамике и спектре свободы выбора, которыми располагают люди при осуществлении ими своих конституционных прав.

      Достичь своих целей, обеспечить желаемые результаты человек может лишь тогда, когда он не только свободен, но и ответственен. Отсюда оба эти феномена - свобода и ответственность первоначально определяют и очерчивают границы, пределы, рамки осуществления конституционных прав.

      Поэтому пользование правами и свободами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, справедливости, нравственности.

      Основные обязанности и ограничения как элемент конституционно-правового статуса личности

      Возможные ограничения прав и свобод сформулированы в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

      Правовые ограничения содержатся и в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

      1. для уважения прав и репутации других лиц;
      2. для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

      Таким образом, конституционно-правовой статус человека и гражданина, включая его основные права, свободы и обязанности, влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия как людей друг с другом, так и на формирование гармоничных отношений человека, общества и государства.

      Реализация основных прав личности (и, соответственно, связанных с ними законных интересов) - это процесс их материализации, в ходе которого происходит получение каждым того блага, которое составляет содержание права (или законного интереса).

      Специфика же непосредственно категории законных интересов обуславливает и особенности их реализации.

      Реализация права - перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих им прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижения его (права) цели.

      Что касается законных интересов, то их реализация предполагает лишь совершение действий, направленных на пользование определенным благом.

      Специфика законного интереса заключается в том, что он не обеспечен конкретной обязанностью. Соответственно, у носителя законного интереса нет правомочия требовать соответствующего поведения от других лиц. Однако, любой законный интерес реализуется путем вступления субъекта -- носителя интереса в правоотношения, что означает зависимость реализации законного интереса от действий других лиц. При этом, в случае невозможности удовлетворения законных интересов своими действиями и бездействии лиц, которые могут реализовать интерес носителя, а также препятствий в осуществлении законного интереса со стороны третьих лиц или государства возможно использование какой-либо формы защиты.

      Законные интересы в большинстве своем не гарантированы конкретно в нормах объективного права, а в конституционно-правовом контексте, нормами Конституции, а обеспечиваются только их общим смыслом, соответственно и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений по недопущению нарушения законных интересов и их защите конкретно законодательно не определены. Более того, смысл, который вкладывается в понятие "нарушение законных интересов", отличен от смысла, который несет понятие "нарушение основных прав", и подразумевает под собой, на наш взгляд, совершение действий или бездействие, препятствующее реализации законных интересов, то есть действиям, направленным на пользование определенным благом, о чем более подробно будет сказано далее. Соблюдение законных интересов соответственно также не соответствует по смыслу, который обычно вкладывается в выражение "соблюдение прав", и подразумевает воздержание от совершения действий (бездействия), препятствующих реализации законных интересов. В конституционно-правовом контексте это во многом касается правотворческой деятельности. То есть, в данном случае, нарушением законных интересов будет принятие нормативного акта, создающего препятствия реализации законных интересов значительного числа лиц.

      Уровень материальной обеспеченности человека, его достаток, влияет на характер, направленность и способы реализации законных интересов, а, деятельность государства в лице компетентных органов, направленные на содействие реализации законных интересов, требует наличия достаточной финансовой базы.

      Таким образом, экономические гарантии реализации законных интересов являются достаточно комплексным фактором, содействующим их осуществлению.

      Безусловно, нельзя не отметить, что в ситуации, когда государство не всегда в состоянии создать материальную базу для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию даже основных прав граждан, экономическая гарантированность реализации законных интересов практически отсутствует.

      Политические гарантии связаны с существующим политическим строем.

      К их числу необходимо отнести следующие основные условия, по сути, составляющие основы конституционного строя России: демократическое, правовое и социальное государство (ст. 1, ст. 7 Конституции РФ), суверенитет народа и представительство интересов общества в работе законодательных органов различных уровней (ст. 3, ст. 32 Конституции РФ), разделение властей (ст. 10 Конституции РФ), плюрализм и многопартийность (ст. 13 Конституции РФ), свобода слова (ст. 29 Конституции РФ) и т.п.

      Политические гарантии, вне всякого сомнения, создают надлежащую атмосферу, которая способствует реализации законных интересов, влияет на методы управления последними, на степень и способы их охраны и защиты.

      Идеологические гарантии определяют то, как в государстве будет определяться отношение к правам и законным интересам человека. От этого зависит будет ли у человека вообще возникать желание защищать свои права и законные интересы в надежде на справедливость.

      Конституционные гарантии основных прав можно рассматривать как косвенные гарантии законных интересов. Существуют различные классификации конституционных гарантий основных прав.

      Наиболее важной гарантией реализации законных интересов является то, что они признаются законодателем самостоятельным объектом правовой охраны.

      Это положение подкрепляется рядом нормативных актов, а также следует и непосредственно из конституционных норм, в тексте которых категория "законные интересы" употребляется наряду с правами человека и гражданина.

      В настоящее время, в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность министерств, комиссий и служб, касающуюся вопросов контроля, отражена возможность контроля за соблюдением прав и свобод человека, за улучшением деятельности подчиненных подразделений по обеспечению основных прав человека. Упоминания непосредственно о законных интересах в указанных нормативно-правовых актах нами не обнаружено.

      При этом, ведомственный контроль обладает наибольшими возможностями по непосредственному воздействию на процесс реализации как основных прав, так и законных интересов. Так, в отношении основных прав, вышестоящий орган, осуществляющий контроль, в случае обнаружения нарушений прав человека, допущенных подчиненным органом, может изменить или отменить акты этого органа, вмешаться в оперативную деятельность, принять конкретные меры для восстановления нарушенного права или пресечения противоправных действий должностного лица. Но это уже об ответственности.

      Контрольные функции центральных ведомств реализуются различными их подразделениями: коллегиями, управлениями и отделами. В процессе ведомственного контроля проверяется исполнение законодательных актов, ведомственных приказов и инструкций, оказывается практическая помощь в реализации прав граждан, своевременно выявляются и предупреждаются нарушения основных прав.

      Представляется целесообразным, при разработке нормативных актов, регулирующих деятельность ведомственных структур, отражать необходимость осуществления деятельности по обеспечению не только прав и свобод личности, но и ее законных интересов.

      Таким образом, можно сделать вывод, что, существуют общие (экономические, политические, идеологические и социальные гарантии законных интересов).

      Если рассматривать общие гарантии в правовом контексте, то можно прийти к выводу, что наиболее общей гарантией законных интересов, имеющей высшую юридическую силу, является сам конституционный строй.

      Во всех сферах общественных отношений, регулирующихся правом, важнейшую роль играет человек, гражданин, личность. В научной литературе эти понятия обозначаются по-разному.

      Исходя из таких определений, можно говорить о различном понимании категорий права человека, права личности и права гражданина.

      Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

      Права гражданина закрепляются в конституциях и иных законодательных актах. Они квалифицируют человека как члена данного государства. Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства.

      Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия. Объем правомочий личности может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации.

      (Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина)

      Сказанное позволяет указать на следующие признаки субъективного права.

      1) Во-первых, субъективное право как правовая возможность означает дозволенность, разрешенность, допустимость со стороны государства тех или иных действий.

      2) Во-вторых, субъективное право является юридической возможностью, т.е. его формально-юридическим источником, средством закрепления являются нормы объективного права, что позволяет говорить о его вторичности по отношению к объективному праву.

      3) В-третьих, субъективное право является ограниченной возможностью, т.е. оно всегда указывает на то или иное направление деятельности, определенную линию поведения. В нормах права определяется не только мера (пределы, границы, объем) поведения, но и конкретный его вид.

      4) В-четвертых, возможность, заложенная в субъективном праве, служит цели удовлетворения потребностей и интересов отдельных лиц или общества и государства в целом.

      5) В-пятых, субъективному праву присуща социальная обусловленность, зависимость его содержания от тенденций общественного и прежде всего экономического развития.

      6) В-шестых, субъективное право, согласно разделяемому ныне общему мнению, представляет собой возможность, обеспеченную обязанностью других лиц.
      Исходя из такого понимания субъективного права в его содержании и структуре в качестве необходимых элементов (возможностей, правомочий), кроме возможности определенного поведения самого управомоченного, выделяются также возможность требовать соответствующего поведения от обязанных лиц и возможность прибегнуть к государственной защите нарушенного права.

      7) В-седьмых, субъективное право, непосредственно определяя вид и границы конкретного поведения данного субъекта6, предоставляя своему обладателю реальную возможность пользоваться известным социальным благом, закрепляя свободу, инициативу и самостоятельность носителей права, несет, по общему признанию, основную регулятивную нагрузку в механизме правового регулирования. (Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина)

      Б) Законные интересы.

      Морозова Л. А. Теория государства и права

      К субъективным правам и юридическим обязанностям непосредственно примыкают законные интересы, т. е. интересы, находящиеся в сфере действия права. Данная категория вызвана к жизни тем, что интерес участников правоотношения не в полной мере обеспечивается субъективными правами. Например, к законным интересам можно отнести заинтересованность гражданина победить на выборах и стать депутатом представительного органа власти. Или истец заинтересован получить в полном размере компенсацию за моральный ущерб, или приобрести право собственности на самовольную застройку на принадлежащем ему земельном участке.

      Одно из наиболее полных в отечественной юридической литературе определений законного интереса дано А.В. Малько. Законный интерес – это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам государства – в целях удовлетворения своих интересов, не противоречащих общегосударственным. (Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина)

      Законный интерес можно определить как социальное благо, не противоречащее действующему законодательству и обусловленное допускаемой государством юридической возможностью удовлетворять с помощью этого блага свои потребности.

      Законные интересы — это дополнительное юридическое средство обеспечения потребностей личности, общностей людей, юридических лиц. Они адаптируют действующее законодательство к реальным условиям жизни общества.

      Структура законного интереса включает в себя 2 основных элемента:

      1) стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом;

      2) обращаться в некоторых случаях за защитой к компетентным органам.

      Законные интересы в зависимости от отраслевой распространен­ности могут быть:

      1) материально-правовыми — конституционными (интерес в здоровом подрастающем поколении, в улучшении систе­мы здравоохранения, в повышении благосостояния общества и др.). Гражданскими (интерес автора в высоком гонораре за опубликованную книгу и проч.) и т.д.;

      2) и процессуально-правовыми — уголовно-процессуальными (например, если подсудимого принуждают к даче показаний, последний обращается за защитой законного интереса, интерес обвиняемого в предоставлении ему свидания с родственни­ками).

      · обусловлены материальными и духовными условиями жизни общества;

      · содействуют развитию и совершенствованию социальных связей, фиксируя в себе определенное сочетание личных и общественных интересов;

      · несут определенную регулятивную нагрузку, выступая своеобразными подспособами правового регулирования;

      · предполагают удовлетворение собственных интересов личности, выступают своеобразными юридическими средствами реализации данных интересов, способами их правового оформления;

      · имеют диспозитивный характер;

      · выступают в качестве самостоятельных элементов правового статуса личности;

      · представляют собой юридические дозволения;

      · их осуществление связывается в основном с такой формой реализации права, как использование;

      · являются объектами правовой охраны и защиты, гарантируются государством;

      · определяют собой меру поведения, специфический критерий законных деяний. (Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина)

      · имеют правовые пределы своего действия, так как должны соответствовать нормативным правовым предписаниям.

      Принято выделять следующие особенности законных интересов, отличающие их от субъективных прав:

      1) (Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина) Во-первых, в юридической литературе подчеркивается, что в отличие от субъективного права законный интерес является лишь допускаемым законом стремлением к достижению определенных благ. Субъективные права, пишет в связи с этим В.В. Субочев, – это конкретная разрешенность определенного вида действий, законные интересы – всего лишь не запрещенность. Представляя собой возможность пользоваться определенными социальными благами, законный интерес, в отличие от субъективного права, гарантируется лишь в определенной степени. Законный интерес и субъективные права — это разные возможности: субъективное право непосредственно предусматривается и закрепляется законодателем, а законные интересы всего лишь допускаются. Субъективное право есть дозволенность высшей степени.
      Законодатель, учитывая наличие у лица тех или иных потребностей и интересов, не всегда дает гарантированную возможность их обеспечения, в данном случае он просто не запрещает субъекту их удовлетворять самостоятельно любым правомерным способом.

      3) В-третьих, законному интересу в отличие от субъективного права не корреспондирует какая-либо конкретная юридическая обязанность другого лица. Ему соответствует лишь общая юридическая обязанность – уважать и не нарушать его. Именно в этом пункте достаточно отчетливо видна граница между законным интересом и субъективным правом как возможностью, обеспеченной обязанностями других лиц. Но, в то же время, законный интерес — самостоятельный объект правовой охраны, поэтому любое лицо может обратиться в компетентные органы за защитой своего законного интереса;

      4) В-четвёртых, реализация законных интересов лишь в самом общем виде гарантирована государством, но не означает обязанности соответствующих органов устранять препятствия на пути удовлетворения субъектом своих законных интересов.

      6) В-шестых, содержание законного интереса образуют два элемента – стремление пользоваться определенным социальным благом и стремление обращаться в необходимых случаях за защитой к компетентным органам, в то время как в субъективном праве выделяют 3 компонента – вид и меру возможного поведения для самого обладателя субъективного права; возможность требовать известного поведения от других лиц – поведения, обеспечивающего реализацию первой возможности; возможность прибегнуть в необходимых случаях к содействию принудительной силы государственного аппарата для осуществления второй возможности.

      Один из сложных в юридической науке вопросов — обеспечение правовыми средствами законных интересов.

      Данными установлениями государство берет под свою охрану законные интересы в указанных сферах. Необходимость в защите этих интересов возникает при их нарушении, создании препятствий для их реализации. Иными словами, к защите законных интересов можно прибегнуть при их нарушении или угрозе нарушения.

      Законодательное закрепление законных интересов предполагает в первую очередь их самозащиту. Некоторые ученые предполагают, что самозащита — главное средство правового обеспечения законных интересов, поскольку требует от их носителей правовой активности.

      Помимо самозащиты, большую роль в защите законных интересов играет правоприменительная практика. Высшие судебные органы России в своих решениях обращают внимание на судебную защиту именно законных интересов и отменяют решения нижестоящих судебных инстанций, если они не учитывают законные интересы сторон правового спора. В ст. 139 АПК РФ предусмотрено, что мировое соглашение сторон не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

      В ряде правоприменительных актов указывается на необходимость учета законных интересов потребителей при их нарушении со стороны недобросовестного производителя.

      В случае воспрепятствования осуществлению законных интересов их обладатель может обратиться в суд с иском об устранении препятствий, мешающих реализации его законных интересов. По решению суда, если оно признает такого рода препятствия неправомерными, они подлежат устранению.

      Законные интересы обеспечиваются и правом обжалования незаконных действий (или бездействия) соответствующих государственных органов, препятствующих, к примеру, получению предпринимателем лицензии на занятие определенным видом деятельности.

      К дискуссионным относится вопрос о возможности наступления юридической ответственности за нарушение законных интересов. В действующем законодательстве о подобной ответственности ничего не говорится. Тем не менее некоторые ученые считают, что поскольку законный интерес носит правомерный характер, то виновное противодействие осуществлению законных интересов в форме активных действий, а не бездействия субъекта (так как субъект не обязан содействовать реализации законных интересов), должно повлечь за собой юридическую ответственность. Если же законные интересы нарушаются невиновно (нет вины), то юридическая ответственность не может возникнуть.

      Надо отметить, что проблема законных интересов исследована отечественной юридической наукой недостаточно, и еще ожидает своего более глубокого и всестороннего изучения и надлежащего обоснования.

      В) Обязанность - мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. Носителями естественно-правовых обязанностей выступают человек и общество, юридических - гражданин, государство, его органы. Юридические обязанности отражены в позитивном праве. Источником естественных обязанностей является естественное право.

      Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность "не убий", право собственности - обязанность "не укради"), и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве.

      (Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина)

      Приведенное определение указывает на наиболее существенные признаки юридической обязанности, выражающие ее качественное своеобразие.

      В-четвертых, в содержании юридической обязанности принято выделять 4 элемента, соответствующие структурным компонентам субъективного права: необходимость совершения определенных действий либо воздержаться от них; необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований; необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право5.

      В-пятых, необходимость поведения, заключенная в юридической обязанности, носит категоричный, императивный характер. Ее осуществление определяется не только (и не столько) личным выбором обязанного лица, но и гарантируется мерами государственного принуждения.

      Вместе с тем в литературе подчеркивается, что обязанность не может быть противопоставлена праву как несвобода свободе. Обязанность не исключает активности субъекта поведения, самостоятельной постановки цели в рамках правового требования; активность и свобода обязанного лица проявляются в умении преодолеть различного рода трудности в процессе исполнения обязанности, использовать существующие условия и даже случайные обстоятельства для достижения результата, на который рассчитана данная обязанность1.

      В-шестых, обеспечивая реализацию субъективных прав, юридические обязанности способствуют удовлетворению интересов и потребностей управомоченного субъекта.

      В-седьмых, юридические обязанности в единстве с субъективными правами, являются решающим звеном в механизме правового регулирования. Как указывает С.С. Алексеев, юридические обязанности относятся к той стороне правового регулирования, которая характеризует требования к субъектам права. Если субъективные права воплощают начала социальной свободы и отсюда – активности, инициативы, самостоятельности субъектов, то юридические обязанности выражают другое начало, лежащее в основе правовых предписаний, – начало классово определенной социальной ответственности2.

      Рассмотренные выше признаки, не исчерпывая собой всей характеристики субъективного права, законного интереса и юридической обязанности, тем не менее позволяют сделать вывод об их единой субстанциональной природе как правовых средств и тесной функциональной взаимосвязи в механизме правового регулирования. (Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина)

      Рассказов Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов / Л.П. Рассказов. - 6-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 475 с.



      Правовой статус

      Правовой статус

      Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

      Что такое правовой статус

      Правовой статус это правовое положение объекта, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

      Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.

      В структуру правового статуса входят следующие элементы:

      1. права и обязанности (ядро правового статуса);
      2. законные интересы;
      3. правосубъектность;
      4. гражданство;
      5. юридическая ответственность;
      6. правовые принципы и т.п.

      Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.

      Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

      Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

      Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

      Структура правового статуса

      1. Правовые принципы — основополагающие идеи, на которых строится правовой статус: равноправие, равенство перед законом и судом, неотчуждаемость основных прав и свобод, запрет дискриминации, невмешательство во внутренние дела,
      2. Правовые нормы — общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с правовым статусом.
      3. Полномочия — совокупность прав и обязанностей государства, государственного органа, Юридического лица, должностного лица и т.п.
      4. Права и свободы человека — это естественные возможности индивида, которые обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Законные интересы других субъектов права — юридических лиц, государства, субъекта федерации, муниципального образования.
      5. Обязанности — мера должного поведения, которое требует государство для обеспечения интересов государства, общества и других индивидов.
      6. Юридическая ответственность — обязанность претерпевать лишения в связи с нарушением правовых норм, которая накладывается от имени государства.
      7. Правосубъектность — способность быть субъектом правовых отношений, состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

      Виды правовых статусов

      1. Общий — статус лица как члена общества и гражданина государства, закрепляется конституцией, отражает типичное положение (статус гражданина, статус юридического лица).
      2. Специальный (родовой) — отражает особенности положения определенных категорий субъектов права: военнослужащих, судей, акционерных обществ, политических партий и т.п.
      3. Индивидуальный — отражает положение конкретного субъекта права, включая средства индивидуализации: имя, место жительства, возраст, род занятий гражданина; организационно-правовую форму, юридический адрес, наименование юридического лица и т.п.

      Таким образом, правовой статус имеет четкую структуру и виды. Правовой статус личности на современном этапе становления и развития государственности в России является сложной, собирательной категорией, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими. Безусловно, негативным моментом является нестабильность, изменчивость правового статуса личности, что приводит в итоге к чувству неуверенности у граждан в завтрашнем дне, ведь со стороны государства нет четких и надежных гарантий реальной защиты прав и свобод.

      Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

      Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


      В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



      Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
      Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

      Читайте также: