За какие права борются феминистки в 2021 году

Обновлено: 18.05.2024

Феминистскому движению больше ста лет. За это время произошло несколько его волн. Появились различные ответвления. Феминизм в корне изменил жизнь в обществе. Женщины добились права голоса, права на рожать-не рожать, на выбор профессии. Относительно всей истории человечества, буквально недавно произошли все эти перемены. Как это повлияло на современный мир? Является ли это одним из величайших прогрессов человечества, либо же это стало угрозой для эволюции? Мы движемся к утопии? Мужчинам пора бить тревогу? Учиться рожать и носить платья? В этой статье я хочу немного покопаться в истории и разобраться: феминизм – это хорошо или плохо?

Зачем вообще существует два пола?

В природе все построено максимально совершенно. Все имеет свой смысл. Вы никогда не задумывались, зачем человеческой расе разделение на мужской и женский пол? Ведь это не обязательное условие размножения. В природе существуют и бесполые существа, которые прекрасно справляются со своей репродуктивной функцией.

Эволюционная теория полов. Мужская и женская роли

В этой работе Геодакян описывает следующее. Мужчина является испытательным полигоном, на котором природа пробует определенные механизмы. Женщина является закрепителем. То есть мужчина где-то там что-то добывает, завоевывает, проверяет работает – не работает. А женской задачей было передать эти отфильтрованные знания следующему поколению.

Так продолжалось много сотен лет. Женщина рожала и воспитывала детей – мужчина сражался и добывал пропитание. В мужском мире доминировал культ физической силы. Женщины понимали, что физически они очевидно слабее, а мужчины по-прежнему не могли рожать. Всех все устраивало.

Начало феминистического движения

Так происходило примерно до конца XIX в. Прогресс шел вперед, эволюция делала свое дело. Это привело к тому, что постепенно физическая сила в мужском мире начала уступать интеллекту.

На сегодняшний день интеллект окончательно вытеснил силу. То есть, на заучку-ботана уже никто не смотрит криво. Из него может вырасти какой-нибудь Билл Гейтс, который получит все, что только захочет. Женщины предпочитают интеллектуалов, нежели накаченных спортсменов.

В XX в. женщины решили, что, если физическая сила уже не так важна, что миром правит интеллект, то почему бы им не попробовать войти в мужской мир. Ведь если физически женщины безусловно уступают мужчинам, то интеллектуально они ничуть не хуже.

Начали за здравие – выпили за упокой

Эта прекрасная революция первой волны укрепило наше общество. Но после второй волны феминизма (60-80 года) все пошло куда-то ни туда. Женщины как-то неадекватно начали понимать, что такое равноправие. Вместо того, чтобы бороться за свои женские права. Например, чтобы материнство ценилось в обществе так же сильно, как карьерные достижения у мужчин. Вместо этого женщины захотели стать мужчиной.

Получается, что женщины, пытаясь доказать, что они не хуже мужчин, становятся мужчинами? Получается они открыто заявляют, что мужчиной быть лучше? Разве этим они не унижают женскую природу?

Проблемы от феминистического движения на сегодняшний день

Права мужчин

Самое удивительное, что эта борьба за равноправие идет только с нашей стороны, со стороны женщин. Но почему-то никто не задумывается о навязанных стереотипах о мужчинах.

Представьте себя на месте мужчин. Тут вообще не угадаешь. Представим первое свидание. Мужчина как на минном поле. Заплатил за ужин? Сексист. Не заплатил за ужин? Жлоб. Очень простая схема.

К чему я веду? Почему-то мужчинам не обязательно одевать платье, чтобы чувствовать себя равноправным с женщиной. Но никто не кричит о половой дискриминации.

Так должен ли феминизм и дальше существовать в современном обществе?

Безусловно. Во многих странах (в первую очередь мусульманских) стоит большая проблема, связанная с образованием девочек. Все еще присутствуют проблемы домашнего насилия. Поэтому феминизм должен существовать и защищать права женщин. Но никак не делать из женщин мужчин.

Прекрасно, что в западных странах женщины могут быть независимыми, что они могут развиваться, и иметь право голоса. Но бороться мы должны за женские права.

Заниматься этим вопросом точно нужно. Вопрос в том, чтобы любая сфера деятельности не извращала саму себя. Чтобы с ума никто не сходил на этой почве. (В. В. Путин)


Ким Брукс напала на святыню — на устои феминизма, и ей пока за это ничего не было. Ким не очень известная, но въедливая в цифры и факты американская публицистка, специализирующаяся на женских проблемах. А проблема, по ее словам в The New York Times, выглядит вот как: "год COVID-19, возможно, уничтожил десятилетия прогресса по части равенства полов в США, и, даже после того как пандемию возьмут под контроль, целое поколение работающих матерей никогда не вернет того, что оно потеряло".

Здесь надо уточнить: феминизм для Ким Брукс — тот, настоящий, XIX века, первой волны, когда равенство полов означало, что женщина должна иметь право полноценно владеть собственностью, голосовать (и избираться) на выборах и в целом перестать зависеть от мужчины буквально во всем. Все последующие волны феминизма — это уже нечто другое, заслуживает иного и беспощадного названия. Философские озарения типа "патриархат, объективация женщины, токсичная маскулинность" и прочие обоснования травли мужчин — это никакой и не феминизм, а часть общей кампании по уничтожению общества в целом, всех человеческих отношений внутри такового, вместе с людьми.

И вот сейчас получается, что все эти уродливые наросты над правильной изначальной идеей — идеей освобождения женщины от домашнего рабства — рушатся вместе с фундаментом. То есть вместе с мечтой о возможности растить детей, но при этом жить полноценной жизнью как у мужчин.

Цифры такие: только в сентябре лишились работы более миллиона человек, из которых 865 тысяч — женщины. В США есть страховка на случай внезапной безработицы, но она в данном случае не работает, потому что матери, особенно одинокие, "добровольно" решили не возвращаться на рабочее место, четверть их вместо этого пытаются найти работу временную и не требующую полной загрузки.

Но как насчет социальной поддержки — должна же таковая быть в одной из самых богатых стран мира. И вот новость: президент Дональд Трамп подписал наконец чрезвычайный "пандемический" законопроект о помощи таким вот внезапно лишившимся работы. Общая сумма — 2,3 триллиона долларов, это как два объема ежегодного ВВП соседней Канады. Из общей суммы 900 миллиардов пойдут как раз на прямые выплаты потерявшим работу. В том числе по принципу "каждому по две тысячи просто так".

И тут начинает выясняться, что деньги эти взяты "из воздуха", то есть из печатного станка. Бюджетный дефицит вырос до 3,1 триллиона, долг мгновенно вырос с 23 до 27 триллионов. А в городах США все равно длинные очереди к пунктам раздачи еды…

Ким Брукс уточняет, как эта ситуация касается женщин: закрываются центры по оказанию помощи матерям по всей стране, они сами попадают в социальную изоляцию, в точности возвращающую их во времена "до феминизма", когда они сидели дома и рассчитывали на мужчин. Правда, есть одна неожиданность: вдруг заметно выросла выживаемость младенцев и сократился процент преждевременных родов. То есть раньше женщины делали карьеру, а сейчас вернулись к нехорошим, почти феодальным временам — с таким неоднозначным результатом.

Выводы тут делаются неожиданные: уносите ваш провалившийся феминизм, нужен новый, вместе с новыми феминистками.

Потому что прежний подзуживал женщин делать карьеру в "сломанной системе", которая не выдержала испытания. Не сломанная система — это когда работает бесплатное (для младенцев) здравоохранение и оплачиваемый отпуск в соответствующий период, говорит наша героиня.

То есть напечатать много денег — это не выход, если деньги эти не оседают в хорошо работающей системе. А системы, оказывается, нет, и деньги, среди прочего, волной идут на фондовую биржу, которая в эти дни сделала хороший скачок. А дальше мы узнаем, насколько богаче в 2020 году стали, в том числе благодаря той же бирже, миллиардеры.
Феминизм должен быть не идеологией карьерного успеха женщины, а идеологией социальной солидарности, чеканит Ким. Тогда не надо будет продвигать фальшивую идею, что не следует делать из женщины единственного настоящего создателя и защитника детей.

Перед нами, в сущности, замечательный материал из серии подводящих итоги нехорошему 2020 году. Мировые кризисы подобные нынешнему имеют хоть какие-то положительные стороны — могут убрать лишнее. Наверное, не следует рассчитывать, что уползут, поджав хвосты, бешеные борцуньи с "патриархатом", терроризирующие наиболее знаменитых мужчин — даже и сегодня нет-нет да и приходится слышать, что очередная золотоискательница подает иск против очередной знаменитости, обвиняя знаменитость в приставаниях к ней лет этак 20-30 назад. Или не следует надеяться, что те же персонажи прекратят объяснять нам, что все мужчины — природные насильники и педофилы, которых к детям подпускать нельзя (о чем свидетельствуют некие международно признанные исследования и прочее). Они, может, и не прекратят.

Но вполне может измениться массовое восприятие таких персонажей даже в странах, уже было безнадежно задавленных нынешней, сильно мутировавшей версией феминизма. Публика может справедливо заметить: есть женские проблемы поважнее. Те самые, существующие веками, — проблемы того, что мужчины не могут ни родить, ни — всерьез — вырастить младенца. И идеология социальной солидарности — вместо идеологии тупой ненависти — может оказаться здесь в самый раз.

Феминизм — это машина войны, которая распространяется по двум направлениям — внешнему и внутреннему. Внешняя война — это, конечно, борьба с доминированием мужских ценностей, практик и привилегий, с угнетением женщин, война за переустройство мира. Внутренняя война — это многочисленные конфликты между разными феминистками, феминистскими политическими группами и теоретическими концепциями.

Извне феминизм может казаться чем-то гомогенным, феминизмом в единственном числе. Изнутри же это нестабильная, конфликтная, разнородная множественность. Это группы, которые далеко не всегда и не во всем могут найти общий язык, если это не язык противостояния. Борьба на два фронта, границы которых постоянно смещаются.

Из-за чего же спорили феминистки на протяжении истории всего движения?


Первая волна: буржуазность и добропорядочность

В Российской империи феминистки из разных течений приходили срывать друг другу агитационные митинги.

Роза Люксембург, Women’s Suffrage and Class Struggle (1912)


Вторая волна: белые привилегии и секс

В 1960-е на смену первой волне феминизма пришла вторая, а вместе с ней появились и новые внутренние конфликты. Сначала феминистки начали откалываться от тусовки новых левых. Затем образовавшиеся группы разделились на два направления: левый феминизм и новую идеологию, основанную на женском опыте и знаниях (в дальнейшем радикальный феминизм). Афроамериканские и латиноамериканские феминистки критиковали белых и, в свою очередь, пытались развивать альтернативные политические и теоретические проекты: чиканафеминизм, афрофеминизм, интерсекциональный феминизм.

Чиканафеминизм критикует и гендерное угнетение, и расизм, и империализм. Он отказывается от бинарных оппозиций и четких границ и отдает приоритет гибридным опытам, пограничным и трансграничным культурам, которые избегают определения в терминах принадлежности и идентификации.

Полемика по поводу трансгендерности привела к появлению трансфеминизма и феминизма, исключающего транслюдей (TERF). Со временем появился феминизм стран третьего мира и антиколониальный феминизм. Эти направления противопоставлялись колониальному подходу феминисток из стран первого мира.

Практически в каждом из течений возникали еще и внутренние конфликты, также приводившие к расколам, размежеваниям, критике, исключению и образованию новых групп. За разговорами о сестринстве и общности всех женщин, за желанием эту общность сконструировать и навязать зачастую стояли напряжение и различия, которые нельзя было свести к единому знаменателю.

Более того, само стремление к объединению порождало расколы. Как пишет Дэвин Роуз де Флора, попытка некоторых феминисток второй волны создать и утвердить (иногда с помощью репрессивных практик) общность женщин привела к тому, что внутри феминистского движения женщины оказались еще более разделены многочисленными противоречиями и отчуждены друг от друга.

Антипорнографическое движение они считали консервативным и пуританским, направленным на борьбу с сексуальной либерализацией и с ненормативными сексуальностями.

В ответ на попытки ограничить производство и распространение порнографии в конце 1980-х в США и Британии появились феминистские организации, выступавшие против цензуры. Их аргументы были такими: во-первых, запрет порнографии ограничивает свободу слова, во-вторых, указ Дворкин и Маккиннон приведет также (и даже прежде всего) к запрету феминистского, лесбийского, гей- и транс-порно. Некоторые представительницы этого направления утверждали, что порнография может быть средством не только угнетения, но и освобождения и экспериментов с собственной сексуальностью, в том числе для женщин. Пытаясь запретить порнографию, феминистки переходят на сторону моральных и религиозных консерваторов, воспроизводя разделение между правильной (приватной, интимной, домашней) и неправильной (публичной, демонстративной) сексуальностями.

Одна из самых известных стычек между двумя течениями произошла в 1982 году во время феминистской конференции по вопросам сексуальности в Барнард-колледже. Мероприятие организовали секс-позитивные феминистки, в нем участвовали в том числе лесби-садомазохистские группы Samois и Lesbian Sex Mafia. Представительниц антипорнографического и анти-БДСМ-движений не пригласили. Организаторки посчитали, что участие этих активисток, во-первых, приведет к тому, что обсуждение превратится во взаимные нападки, а во-вторых, будет небезопасным для участниц, практикующих БДСМ.


Третья и четвертая волна: интернет не всегда объединяет

Принято считать, что появление третьей волны феминизма ознаменовало собой победу секс-позитивных феминисток внутри академического пространства (по крайней мере, в США). Интерсекциональный подход, постструктурализм и квир-теория получили признание и стали достаточно влиятельными в исследованиях гендера и сексуальности. Эти идеи критикуют универсалистские и эссенциалистские установки антипорнографического движения, согласно которым вся порнография — это угнетение женщин, а БДСМ — патриархальное насилие над женщинами по своей сути, даже если его консенсуально практикуют лесбиянки.

Однако внутрифеминистские войны всё еще далеки от окончания. Во-первых, как указывает исследовательница Элизабет Бернштейн, антипорнографический феминизм, переключившийся на борьбу с коммерческим сексом, стал более влиятельным на уровне государственной политики в некоторых странах (например, в США и Швеции). Во многом это как раз объясняется тем, что борьба с сексом за пределами семьи сблизила их с влиятельными религиозными группами и консервативными политическими элитами (а, по замечанию Грегори Митчелла, в США и демократы, и республиканцы занимают консервативную позицию, когда речь заходит о сексе).

Проблема только в том, что запреты в большинстве случаев не решают проблему, а лишь создают иллюзию ее решения, одновременно ухудшая ситуацию (убедительные примеры — война с наркотиками и коммерческим сексом).

Эпоха новых коммуникационных технологий и интернета уже привела к появлению четвертой волны феминизма. Борьба за власть, подписчиц, социальный онлайн-капитал и статус, а также расхождения в политических взглядах, в предпочитаемых теориях и направлениях — всё это приводит к умножению и распространению внутрифеминистских разногласий.

Одновременно феминизм становится всё более и более влиятельным. Это уже не маргинальное радикальное течение, а вполне состоятельная и легитимная идеология, которая заставила с собой считаться. По крайней мере, на Западе. Но в России всё тоже довольно быстро меняется — если не в государственной политике, то в общественном сознании и СМИ. Разумеется, ростом влияния феминизма довольны далеко не все, и многим феминисткам приходится сталкиваться с нападками и агрессией онлайн и в реальной жизни. Ставки растут, и борьба на два фронта продолжается.

Что такое феминизм? Фото с митинга в Тбилиси

фото: Яна Корбезашвили, JAMnews

8 марта мир отмечает международный женский день. Конечно, за последний век женщины добились очень многого, защищая свои права. Например, теперь они тоже участвуют в выборах и сами решают, хотят ли они заводить детей и сколько.

И все же до полного равноправия еще надо пройти длинный путь. Тех, кто идет по нему первыми, называют феминистками. JAMnews решил рассказать, кто они, чего хотят добиться и что такое феминизм.

Рассказывать будем, обсуждая самые распространенные стереотипы.

Победа феминизма — это когда женщины заменят мужчин и займут ведущие роли во всех сферах?

Нет, это не феминизм, а матриархат получится.

Феминизм выступает против доминирования кого бы то ни было. Сторонники движения, наоборот, требуют равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Члены движения протестуют против дискриминации женщин и ущемления прав по гендерному признаку. По закону, женщина является такой же гражданкой своей страны, каким гражданином является мужчина. Следовательно, у нее должны быть такие же политические, экономические и гражданские права, какими обладает мужчина.

Феминистки не выносят мужчин, борются против института семьи, не бреют подмышки, и вообще они – лесбиянки

Феминизм — борьба не против мужчин, а против патриархата. Это борьба против той системы, в которой на любом уровне общественной жизни – в политике, семье, бизнесе — власть сосредоточена в руках мужчин.

Феминизм не измеряется сексуальной ориентацией или количеством детей. Есть феминистки и среди домохозяек, есть многодетные. Среди феминисток есть и те, кто делает пластические операции и позирует на обложках гламурных журналов.

Что такое феминизм? Миллионы по всему миру приняли феминистские взгляды. Одна из них - актриса Эмма Уотсон

Актриса Эмма Уотсон

Как быть с физиологией? Феминистки думают, что женщины и мужчины — одинаковые

Ни одной феминистке в здравом рассудке не придет в голову это доказывать. Разумеется, женщины и мужчины физиологически различаются. Но только физиологически — различий в плане гражданских прав у женщин и мужчин быть не должно.

В мире вообще не существует одинаковых людей. По физическим данным и различным способностям все люди различны – белые и черные, высокие и низкие, худые и полные, у кого-то прекрасный слух, другой силен, третий прекрасно справляется с математическими задачами. Но перед законом все они равны.

Кроме того, разве рассматриваются физические особенности мужчин при приеме их на руководящую должность? Если различия в физиологии так существенны при приеме на работу — тогда в директоры компаний назначали бы не по результатам собеседования, а по итогам турнира по армрестлингу.

На самом деле, физиология стала важной в общественной жизни потому, что стереотипы закладываются в людей с самого раннего детства. В детском саду, школе, на улице, дома — мы всюду слышим, что мужчина должен быть отважным, решительным и сильным, а женщина – слабой, заботливой, честной и порядочной.

По грузинским и православным традициям женщина должна подчиняться мужчине. И вообще феминизм и религия несовместимы

Начнем с религии — и решим, что подразумевать под этим понятием: веру, то есть наше личное отношение к сверхъестественному, наш личный индивидуальный поиск или церковь, организованный институт.

Если первое — то феминизм и религия совершенно совместимы. Ведь для верующего человека Бог справедлив, и все люди для него равноправны. И задача феминизма как раз в этом и заключается – добиться равноправия всех людей.

А если церковь — то исторически церковь глубоко патриархальный институт. Она частично реформировалась в 20 веке и стала соответствовать современным понятиям. Но другие ветви церкви, как, например, православие, остались традиционными, консервативными. Православная церковь пытается сохранить свою патриархальную природу и контроль над женщиной, хотя по догматам веры неравноправие недопустимо.

Что же касается грузинских традиций – почему же мужчины не ходят на работу в традиционной чохе и с кинжалом? Мир изменился и в нем не осталось места многим устаревшим традициям. Тем более таким, которые ограничивают чью-то свободу.

Когда речь заходит о гениальных композиторах или художниках — где среди них женщины?

На самом деле хороших композиторов-женщин немало. Но сама постановка вопроса неверна и вот почему.

Да, и в музыке, и в живописи, и в науке и других сферах гениальных мужчин вспоминается больше, чем женщин. Но давайте пересмотрим историю человечества – разве у мужчин и женщин были одинаковые условия развития? На протяжении тысячелетий женщины были исключены из любой интеллектуальной деятельности, у них не было возможности даже получать образование, не то что развивать и применять свои навыки.

История знает много примеров, когда женщины использовали мужские псевдонимы как единственный способ реализовать себя.

В Америке женщины до 1920 года не могли участвовать в выборах, в Великобритании — до 1928 года. А в Саудовской Аравии только в 2015 году женщинам разрешили голосовать.

Почему феминистки говорят от имени всех женщин? Далеко не все хотят и требуют равноправия

Что такое феминизм? Фото с митинга в Тбилиси, REUTERS

Tbilisi, Georgia, March 8, 2016. REUTERS/David Mdzinarishvili

Есть женщины, которые признают идею равноправия, но не хотят, чтобы их считали феминистками. Это происходит потому, что понятие феминизма часто маргинализируется, феминисток представляют как агрессивных женщин, которым не повезло в личной жизни.

Никто не требует от женщин отказываться от семьи и прекратить стоять у плиты, никто не утверждает, что так жить не стоит. Дело вообще не в этом. Главное — это возможность свободного выбора. Феминистки борются за то, чтобы женщина сама решала – рожать ей детей или нет, создавать семью или обойтись без этого, играть в футбол или нет, делать пластическую операцию или сохранить естественную внешность.

Но когда с детства в голову вбивается, что в жизни женщины два главных события – это свадьба и рождение ребенка, делать свободный выбор очень трудно.

Не помогает и устаревшая система образования, и это особенно ярко проявляется во время тематических телевизионных ток-шоу.

Могут ли мужчины быть феминистами?

Миллионы мужчин по всему миру приняли феминистские взгляды. Вот один из них:

Что такое феминизм? Миллионы мужчин по всему миру приняли феминистские взгляды. Один из них - актер Бенедикт Камбербетч

Актер Бенедикт Камбербетч

На самом деле патриархальное обустройство мира нанесло ущерб и самим мужчинам, и равноправие, по идее, их должно вполне устраивать.

С подозрением смотрят на мужчин, занимающихся синхронным плаванием, или любителей вязать. Помните, должно быть, с какими комментариями в Facebook распространяли фотографию президента Грузии со спицами в руках.

Главная идея феминизма в этом – никто никого не должен принуждать соответствовать каким-то ролям.

Каждый человек занимается тем, что доставляет ему удовольствие, и живет так, как нравится ему или ей — а не ее мужу или его жене, тете, соседу или теще племянника.

Возможно ли соглашаться с феминистками, но не быть активистом?

Возможно, конечно. Но феминистки, как правило, не бывают тихими. Они ведь на каждом шагу сталкиваются с несправедливостью – даже, садясь за руль, могут уловить ироничные улыбки или услышать какие-то замечания. А между тем, по статистике, женщины намного реже нарушают правила дорожного движения, чем мужчины.

Феминизм так или иначе все же подразумевает активную позицию. Хотя средства и способы выражения этой позиции каждый может выбрать себе самостоятельно. Можно не ходить на уличные акции, если занят на работе. Но стоит обращаться в суд, если на работу не взяли только потому, что ты женщина.

Все это пустой ажиотаж, поднятый неправительственными организациями, чтобы получать гранты. На самом деле в Грузии давно воцарилось равноправие – еще в 12 веке царица Тамар официально носила титул царя

Действительно, грузинское законодательство запрещает дискриминацию по возрастному и половому признакам. Но в реальности – совершенно иная картина . Достаточно заглянуть на сайты, где публикуются объявления о найме на работу. Большинство компаний по сей день на должности управляющего приглашают мужчин, а женщин – на работу поварих, уборщиц, официанток. Женщинам труднее достичь успехов в науке. Наблюдается серьезная дискриминация в оплате труда.

То, что у женщин намного меньше возможностей для карьерного роста, подтверждается и этим исследованием. В 2016 году социологи сопоставили данные, полученные из 217 стран и пришли к таким выводам.

Уборка дома, приготовление еды, уход за детьми и пожилыми родителями занимает в среднем у женщин 23 года ее жизни. Тогда как мужчины, как правило, свободны, от этих обязанностей. Домашними делами женщины в целом заняты вдвое больше мужчин и зачастую именно из-за занятости по дому отказываются от карьеры и образования.

Феминистки просто привлекают к себе внимание, за ними нет ни одного реального дела

Если бы не феминистки — сегодня у женщин не было бы права участвовать в выборах, получать высшее образование, участвовать в политике, играть в футбол, работать на руководящих должностях. Всех этих прав женщины добились сами в борьбе за свои же права.

Общественная активность женщин, их участие в бизнесе очень выгодно для экономики. Исследование , проведенное в 2016 году в 91 государстве, показало, что участие женщин в управлении компаниями делает бизнес более прибыльным. Это подтверждается данными ООН — чем больше в стране образованных и работающих женщин, тем ощутимее в таких государствах рост экономики.

Вместе с этим, чем больше в стране образованных женщин, тем ниже в такой стране детская смертность.

Получается, что феминистки уже добились всего? За что же они борются сегодня?

К сожалению, еще не всего добились.

Остается существенная разница в оплате труда женщин и мужчин. Дискриминация женщин в зарплате в различных странах в зависимости от возраста составляет от 0,5 до 52,9 процента.

Существенной проблемой остается семейное насилие. Причем не все считают семейное насилие преступлением. А в случае изнасилования в произошедшем зачастую обвиняют саму жертву.

Все это имеет место и в сегодняшней Грузии.

Согласно обнародованным на Всемирном экономическом форуме в 2016 году данным, наиболее широких прав женщины добились в Ирландии, Финляндии и Норвегии. Самое тяжелое положение зафиксировано в Саудовской Аравии, Сирии, Пакистане и Йемене, где у 92 процентов женщин нет стабильного личного дохода.

Читайте также: