Является ли правовым любое государство в котором торжествует законность государство законности

Обновлено: 19.05.2024

Законность – это основанный на праве режим государственного руководства обществом, состоящий в строгом и единообразном соблюдении норм права всеми государственными органами, физическими и юридическими лицами.

Основными принципами законности являются:

1) единство законности, т. е. однообразное правовое регулирование однородных общественных отношений на всей территории государства по отношению ко всем субъектам права;

2) всеобщность законности;

3) верховенство закона, т. е. только принятый высшим законодательным органом в установленном порядке нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой;

4) недопустимость противопоставления и подмены законности и целесообразности;

5) связь законности и культуры;

6) неотвратимость наказания за нарушение законности;

7) презумпция невиновности;

8) защита прав и свобод человека как приоритетная цель законности.

Правопорядок – система упорядоченных и гарантированных государством общественных правоотношений, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества.

Существование правопорядка означает, что граждане и другие субъекты права беспрепятственно используют свои права и добросовестно выполняют обязанности, что нарушения запретов, если они совершаются, влекут восстановление нарушенных прав и применение к правонарушителям предусмотренных законом мер государственного принуждения. Вопросами правового государства занимались такие ученые-мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и др. Правовое государство законодательно (обычно на конституционном уровне) закрепляет права и свободы человека и гражданина, обязуясь эти права и свободы не только не нарушать, но и обеспечивать их системой юридических гарантий.

Правовое государство – форма организации политической власти, характеризующаяся верховенством закона, легитимностью власти, наличием политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности, обеспечивающих беспрепятственное осуществление ее прав и свобод.

Можно выделить принципы правового государства, отличающие его от государства неправового:

1) наиболее полное обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью системы сдержек и противовесов;

5) верховенство закона;

6) взаимная ответственность государства и личности;

7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права;

9) соответствие внутреннего законодательства государства общепризнанным нормам и принципам международного права и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

55. Воззрения Дж. Лильберна на правовое государство

55. Воззрения Дж. Лильберна на правовое государство Дж. Лильберн выступал за уничтожение палаты лордов, реорганизацию палаты общин на демократических началах. Все должностные лица должны быть подотчетны парламенту. В основе государственной власти, по мнению Дж.

Глава 14. Законность и правопорядок

Глава 14. Законность и правопорядок Законность представляет собой режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения всеми субъектами права. В юридической литературе выделяют семь основных принципов законности: верховенство закона над всеми другими правовыми актами;

§ 4.1. Правовое государство и его признаки

§ 4.1. Правовое государство и его признаки Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его

33. Законность и правопорядок

33. Законность и правопорядок В ст. 15 Конституции РФ закреплен принцип законности, утверждающий всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и

34. Правовое государство

34. Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.Основные принципы:а) демократическая власть;б) реализация принципа

1.6. Гражданское общество и правовое государство

1.6. Гражданское общество и правовое государство Гражданское общество: понятие и признаки Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных),

Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство: понятие и принципы Правовое государство – это особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную,

Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Горизонты государства и права. Характеристика и понятие гражданского общества. Право и гражданское общество. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки. Государство

Глава 28. Законность и правопорядок

Глава 28. Законность и правопорядок § 1. Законность – важнейшая правовая категория Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.Право

Глава 31 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Глава 31 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 31.1 Развитие идей правового государства Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе

§ 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

§ 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей Верховенство (главенство, примат) закона – понятие сложное. В нем необходимо разобраться.Над кем и над чем должен главенствовать закон? В первую очередь над государством с его мощным аппаратом и

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи - свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство" - это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство - это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.


В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

правовое государство

Правовое государство — немного об элементах этого понятия

Правовое государство

В общем смысле, правовое государство (ПГ) — это общественная система, обладающая рядом признаков. Основным признаком является воздействие гос-ва на общество преимущественно законом. Тут важны три обстоятельства.

Первое — создающие законы не получают к этим законам никаких преференций. Т.е., та ветвь власти, что ответственна за разработку закона, не может быть выше его. Она (ветвь) и её элементы точно также подчиняются созданным ей нормам. Власть как бы демонстрирует пример поведения для граждан. Это и есть равенство всех перед законом.

Второе — отмежевание личности от управления обществом. Т.е., общественные отношения регулируются законом. А лица, облечённые властью лишь претворяют закон в жизнь. Следовательно, личность в этом случае значения не имеет. Лицо может попасть на самую вершину власти, но должно руководствоваться нормой, а не личными соображениями. И, принимая тот или иной закон, обслуживать и балансировать общественные интересы.

Третье — защита личности законом и судом. Связка закона и суда в данном случае неслучайна. Именно суд является, по сути, единственным официальным толкователем норм. Поэтому суд в правовом государстве максимально независим и беспристрастен. Отсюда вытекает постулат о равенстве всех не только перед законом, но и перед судом.

Элементы правового государства

Три аспекта, выделенных выше, содержат и основные элементы ПГ. Элемент — это, по общему правилу, некая часть, обычно составная. Набор разного рода элементов даёт в результате некую работоспособную схему. Под схемой в данном случае следует понимать как раз ПГ. Следовательно, элементы ПГ — это те части, без которых государство нельзя признать правовым.

Таким образом, среди элементов можно выделить:

Верховенство права

Право и только право должно определять вектор развития общества. Право меняется и трансформируется вместе с обществом, т.е., точно также подвержено эволюции. Механизм эволюции права (ЭП) отличается от природного тем, что подвержен иным законам, нежели физические. ЭП зиждется на законах развития общества и личности, ка элемента общества. Развитие же общества предполагает достижение обществом некой общей цели. Достигнута эта цель может быть лишь правовыми методами.

Разделение властных ветвей

Чёткое разделение и разграничение ветвей власти (ВВ), недопустимость их пересечения. Почему это важно? Смешение ВВ может приводить к нарушению баланса. Система сдержек и противовесов не должна склоняться в какую-либо определённую сторону.

Развитие личности

Развитие общества в целом невозможно без развития личности в частности. Сложно представить развитое общество, все члены которого остановились на некоей ступени развития. Остановка в развитии противоречит человеческой сущности. В обществе, где основная масса личностей остановилась в развитии рано или поздно разовьётся диктатура или что-либо похуже. В любом случае, это будет движения в сторону, противоположную понятию ПГ.

Стало быть, одним из элементов правового государства является стремление общества к развитию личности.

Защита права

Защита права должна быть абсолютной и беспрекословной. Право, существующее в ПГ, выверено и гармонично. Поскольку в самом широком смысле право одного — это обязанность другого. Следовательно, право одного не должно умалять право другого. Но, будучи нарушенным, право подлежит безусловному восстановлению.

Этому способствует упомянутый уже беспристрастный и совершенно независимый суд. Независимый ни от мнения общества, ни от влияния других элементов государства, ни от личности. Какой бы высокий пост в государстве эта личность не занимала.

Взаимная ответственность государства и личности

Как уже указывалось выше, в ПГ перед законом все равны. Такая ответственность ставит перед собой основную задачу — не допустить произвол. Произвол как со стороны государства, так и со стороны личности. С личностью вопрос решается довольно просто — с помощью органов принуждения. С государством же несколько сложнее. В ПГ должны существовать механизмы, которыми государство наделяет общество и личность в целях контроля. Это может быть конституционный контроль и возможность свободных выборов.

Вместо резюме

Приведённый список элементов ПГ не стоит считать исчерпывающим. Поскольку в мире существуют разные правопорядки, обусловленные этносом, местностью и другими факторами. Так или иначе, они могут влиять на наличие/отсутствие дополнительных элементов. Однако, полагаем, что базой являются приведённые выше.

правовое государство

Правовое государство — немного об элементах этого понятия

Правовое государство

В общем смысле, правовое государство (ПГ) — это общественная система, обладающая рядом признаков. Основным признаком является воздействие гос-ва на общество преимущественно законом. Тут важны три обстоятельства.

Первое — создающие законы не получают к этим законам никаких преференций. Т.е., та ветвь власти, что ответственна за разработку закона, не может быть выше его. Она (ветвь) и её элементы точно также подчиняются созданным ей нормам. Власть как бы демонстрирует пример поведения для граждан. Это и есть равенство всех перед законом.

Второе — отмежевание личности от управления обществом. Т.е., общественные отношения регулируются законом. А лица, облечённые властью лишь претворяют закон в жизнь. Следовательно, личность в этом случае значения не имеет. Лицо может попасть на самую вершину власти, но должно руководствоваться нормой, а не личными соображениями. И, принимая тот или иной закон, обслуживать и балансировать общественные интересы.

Третье — защита личности законом и судом. Связка закона и суда в данном случае неслучайна. Именно суд является, по сути, единственным официальным толкователем норм. Поэтому суд в правовом государстве максимально независим и беспристрастен. Отсюда вытекает постулат о равенстве всех не только перед законом, но и перед судом.

Элементы правового государства

Три аспекта, выделенных выше, содержат и основные элементы ПГ. Элемент — это, по общему правилу, некая часть, обычно составная. Набор разного рода элементов даёт в результате некую работоспособную схему. Под схемой в данном случае следует понимать как раз ПГ. Следовательно, элементы ПГ — это те части, без которых государство нельзя признать правовым.

Таким образом, среди элементов можно выделить:

Верховенство права

Право и только право должно определять вектор развития общества. Право меняется и трансформируется вместе с обществом, т.е., точно также подвержено эволюции. Механизм эволюции права (ЭП) отличается от природного тем, что подвержен иным законам, нежели физические. ЭП зиждется на законах развития общества и личности, ка элемента общества. Развитие же общества предполагает достижение обществом некой общей цели. Достигнута эта цель может быть лишь правовыми методами.

Разделение властных ветвей

Чёткое разделение и разграничение ветвей власти (ВВ), недопустимость их пересечения. Почему это важно? Смешение ВВ может приводить к нарушению баланса. Система сдержек и противовесов не должна склоняться в какую-либо определённую сторону.

Развитие личности

Развитие общества в целом невозможно без развития личности в частности. Сложно представить развитое общество, все члены которого остановились на некоей ступени развития. Остановка в развитии противоречит человеческой сущности. В обществе, где основная масса личностей остановилась в развитии рано или поздно разовьётся диктатура или что-либо похуже. В любом случае, это будет движения в сторону, противоположную понятию ПГ.

Стало быть, одним из элементов правового государства является стремление общества к развитию личности.

Защита права

Защита права должна быть абсолютной и беспрекословной. Право, существующее в ПГ, выверено и гармонично. Поскольку в самом широком смысле право одного — это обязанность другого. Следовательно, право одного не должно умалять право другого. Но, будучи нарушенным, право подлежит безусловному восстановлению.

Этому способствует упомянутый уже беспристрастный и совершенно независимый суд. Независимый ни от мнения общества, ни от влияния других элементов государства, ни от личности. Какой бы высокий пост в государстве эта личность не занимала.

Взаимная ответственность государства и личности

Как уже указывалось выше, в ПГ перед законом все равны. Такая ответственность ставит перед собой основную задачу — не допустить произвол. Произвол как со стороны государства, так и со стороны личности. С личностью вопрос решается довольно просто — с помощью органов принуждения. С государством же несколько сложнее. В ПГ должны существовать механизмы, которыми государство наделяет общество и личность в целях контроля. Это может быть конституционный контроль и возможность свободных выборов.

Вместо резюме

Приведённый список элементов ПГ не стоит считать исчерпывающим. Поскольку в мире существуют разные правопорядки, обусловленные этносом, местностью и другими факторами. Так или иначе, они могут влиять на наличие/отсутствие дополнительных элементов. Однако, полагаем, что базой являются приведённые выше.

Судейский молот

Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.

Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:

  • безопасность (в том числе от государственного произвола);
  • защита прав и свобод;
  • защита достоинства;
  • равенство прав;
  • справедливый суд.

В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.

На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.

Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.

Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.

Признаки правового государства

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Примеры правового государства

В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.

В частности, учитываются такие аспекты как:

  • открытость власти;
  • соблюдение прав и свобод;
  • уровень коррупции;
  • правопорядок в стране;
  • регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
  • соблюдение правовых норм государственной властью.

Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:

  • 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
  • 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
  • 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
  • 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
  • 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.

России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.

Организация власти в правовом государстве

Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.

1. Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.

Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.

Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.

2. Принцип выборности

Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.

3. Обеспечение правопорядка и стабильность права

Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.

Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.

Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.

4. Недопущение монополизма

Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.

Функции правового государства

Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:

  • Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
  • Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
  • Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
  • Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
  • Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:

  • суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
  • наличие гражданского общества;
  • свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
  • стабильная, единая и согласованная система законов;
  • высокий уровень правосознания у граждан.

Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.

Правовое государство в России в наше время

В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

Заключение

Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.

Читайте также: