Выбор программы обучения в начальной школе кто имеет право

Обновлено: 12.06.2024

Куда пойти учиться? Этот классический вопрос стоит не только перед выпускниками школ, но перед теми, кто только начинает свой учебный путь. Действительно, очень важно правильно выбрать школу и программу обучения, потому что именно учеба в начальной школе определяет дальнейшее отношение ребенка к учебному процессу на протяжении всей жизни. Конечно же, все модели обучения имеют общую цель - развитие личности школьника, формирование у него желания и умения учиться.
И в результате к концу начальной школы ребенок должен получить определенный набор знаний. Только вот способы передачи этих знаний разные. Я работаю по учебно-методическому комплексу "Школа России" это классическая программа, существующая десятки лет, но представленная в адаптированном современности виде, имеющая ряд преимуществ:

• Эффективность проверена и доказана многолетней практикой обучения. Содержание учебного материала переработано в связи с социальными изменениями и соответствует требованиям современного общества.

• Практикующие учителя имеют профессиональную подготовку к работе по данной программе и соответствующим учебникам.

• Широкое распространение в школах России.

• Основные государственные аттестационные и диагностические работы составлены в соответствии с учебным материалом именно традиционной программы.

• Организация учебного материала позволяет учителю применять современные педагогические технологии.

Каждый ребенок уникален и неповторим. Ребенок рождается для успеха, так как он даёт ему уверенность в собственных силах и в самом себе. Моя задача – помочь раскрыть таланты каждого ребенка. С этой целью я стараюсь создать ситуацию успеха. На уроках дети любят отвечать у доски, рассуждать, оценивать результаты своей деятельности, работать с увлечением, удовольствием, помогая друг другу. На мой взгляд, не это ли показатель успешности совместного труда.

Сегодня в классе мною создана система коррекционно-развивающего сопровождения, способствующая развитию личности каждого школьника. Главное направление работы – осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения.

Основное направление моей работы – комплексная система обучения и воспитания детей, ориентированная на их социализацию и коррекцию, так как в классе обучаются
20 учащихся с различными стартовыми умственными и социальными возможностями: 55% проживают в общежитии, 30% составляют неполные семьи, 1 девочка инвалид находится на домашнем обучении, с нарушением осанки - 60% учащихся. При выборе образовательной программы учитывала состояние здоровья учащихся. Поскольку для успешного обучения в развивающих системах требуются очень хорошее физическое здоровье, крепкая нервная система.

Обучаясь по традиционной программе, учащиеся показали в целом положительную динамику уровня обученности. Это выражается как в оценочных показателях, так и в результатах, продемонстрированных детьми по предметам, а также на школьных и муниципальных олимпиадах. Тенденция качественного роста отражена в рисунке 1.

Рис. 1. Динамика уровня обученности учащихся.

Для моих учеников наиболее характерны мотивационные явления, связанные не с содержанием, а с процессом учебной деятельности. Большинство учащихся проявляют высокий уровень стремления к умственной деятельности, что, прежде всего, выражается в объеме выбираемых интеллектуальных заданий. Для участия в конкурсах, мероприятиях осуществляем отбор вначале в классе, так как все учащиеся желают принять в них участие. Особенно ярко это проявляется во внеурочной работе, где дети чувствуют себя более свободно, а задания носят занимательный характер.

Анализ образовательных программ для начальной школы показывает, что по своему содержанию они практически не отличаются друг от друга. И это не удивительно – есть определенный государственный стандарт, то есть необходимый минимум знаний, который должны усвоить ученики начальной школы за период обучения. Разница программ заключается в методике преподавания и акцентах, которые выделяют авторы учебно-методических комплексов и непосредственно учителя. Методика преподавания – это большое искусство. Очень важно, чтобы учитель был способен учитывать уровень восприятия детьми материала. Дело не в образовательных системах. Все зависит от того, в чьи руки она попадет. Настоящий Мастер своего дела будет эффективен, работая с любой программой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"


Начальная школа как образовательная модель, формирующая условия для реализации новых государственных образовательных стандартов

Одна из важнейших образовательных тем последних лет - внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые в нашей школе начали реализовываться.


План семинара для заместителей директоров.


Методическое письмо от 10.07.2012г.


Начальная школа (Цифровые образовательные ресурсы)

Электронные образовательные ресурсы - помощники учителю, ученикам и родителям.


В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе.

Начало обучения в школе – волнительный момент для ребенка и для родителей. Перед выбором школы предстоит решить много важных вопросов, один из них – выбор школьной программы. Именно в начальной школе закладываются основы всех будущих успехов и неудач. При видимой универсальности все программы очень разные, у каждой есть свои плюсы и минусы, поэтому стоит разобраться в них прежде, чем сделать свой выбор. Программы обучения в начальной школе

Весь процесс обучения построен по программе. На учебный год 2019-2020 программами, соответствующими ФГОС являются:

• Программа Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова (развивающая);

Школа России

Программа включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

• Обучение грамоте и чтению. Русская Азбука авторы Городецкий В. Г., Кирюшкин В. Г., Шанько А. Ф.

• Русский язык (2 линии) авторы :1) Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. 2) Канакина В. П., Городецкий В. Г. • Литературное чтение автор Климанова Л. Ф.

• Математика автор: Моро М. И. и др.

• Окружающий мир автор: Плешаков А. А.

Программа начальной школы “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Начальная школа ХХI века

Программа под ред. Н. Ф. Виноградовой- одна из самых популярных сегодня.

Данная диагностика не заменяет, а дополняет собой психологическую диагностику, поскольку у нее другие задачи и цели. Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.

Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовывать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей. Основная цель программы: научить ребенка учиться.

Начальная перспективная школа

Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.

Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физкультуре. Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.

Школа 2100

Под ред. А. А. Леонтьева

Эта программа завоёвывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-х летнего возраста и до окончания школы. Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Гармония

Под ред. Н. Б. Истоминой

В основу программы легла система развивающего обучения Занкова.

Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома. Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования. Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний. Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение. Подготовка мыслительного аппарата ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения

В рамках данной программы реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль (итоговый и пошаговый, проводить самооценку.

На материале каждого учебного предмета осуществляется целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, обучение установлению причинно-следственных связей, построению рассуждений, фиксации выводов в различной форме: словесной, схематичной, модельной.

Наряду с формированием логического мышления, создаются условия для совершенствования эмоциональной сферы ребенка, для расширения его опыта образного восприятия мира, для развития образного мышления.

Созданы условия для организации продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом. Для формирования в целом коммуникативных умений: слушать и стараться понимать собеседника; строить свои высказывания с учетом задач, условий и принятых правил общения; использовать речь как средство организации совместной деятельности, как способ запроса, получения и передачи информации; создавать небольшой монолог, участвовать в диалоге, в коллективной беседе, понимать возможность различных точек зрения на один и тот же вопрос, осознавать и аргументировать своё мнение.

1. Букварь авторы: М. С. Соловейчик, Н. М. Батенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина

2. Русский язык авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

3. Литературное чтение – О. В. Кубасова

4. Математика – Н. Б. Истомина

Планета знаний

Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.

Программа ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьник сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации. Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы – по желанию учащихся. Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций. Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету – несколько пособий. Принцип обучения – диалектический. Подача материала – доступная, хотя порой и скучноватая. Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.

Есть еще отрицательная сторона – слишком многое зависит от учителя и его способностей заинтересовать и мотивировать.

Программа Л. В. Занкова

Во главу угла в системе Занкова выдвигается задача общего психического развития, которое понимается как развитие ума, воли чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков

Основополагающими в ней остаются следующие положения:

- учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся;

- система Занкова направлена на открытие и усвоение новых знаний;

- особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;

- учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности: классифицировать (предметы и понятия путем формирования соответствующих операций, формулировать выводы, проводить анализ условий заданий и задач.

Дети, которые учились по этой программе в начальной школе, в средней и старшей школе, в учебе показывают прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность.

Программа Эльконина – Давыдова

Подходит для детей, которым трудно усваивать большой объем информации за короткое время.

Результат обучения по программе Эльконина – Давыдова – на выходе из школы иметь развитую, свободную личность.

Кроме этого, авторы системы Эльконина – Давыдова хотят, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы способности к рефлексии как основы теоретического мышления, которая в младшем школьном возрасте обнаруживает себя через:

- знании о своем незнании, умении отличать известное от неизвестного;

- умение указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действования;

- умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.

Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.

Отметок в начальной школе детям не ставят, оцениваются результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу комфорта.

Недостаток системы Эльконина – Давыдова, так же, как и Занкова, состоит в том, что они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Надеюсь, нам удалось хотя бы приблизительно разобраться что же такое образовательная программа и вы сможете определить, какая ближе вашему ребенку, сможете правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей. Необходимо отметить: буквы и цифры полноценно не учат ни в одной из одобренных ФГОС программ, считают, видимо, что ребенка этому должны научить родители до школы.

Подведем итог:

Прежде всего, родителям будущих первоклассников нужно ориентироваться на уровень развития своего ребенка;

Необходимо серьезно отнестись к выбору педагога, ведь грамотный, опытный учитель сделает любую программу интересной и полезной, и ребенок ее обязательно усвоит;

Также необходимо помнить, что успех образования зависит не только от педагога, но и от желания родителей участвовать в жизни самого ученика, тратить свои силы и время.

Так что, дорогие родители будущих первоклассников, какую бы вы программу не выбрали, занимайтесь с детьми дома, и тогда ребенок справится с любой программой.

Удачи вам и отличных отметок вашему ребенку!

Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.

Статья 44 посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.

Права и обязанности родителей в школе

права родителей школьников

Родители имеют такие права:

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
  8. Принимать участие в управлении школой.
  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима его работы.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

заявление о смене учителя

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.

Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

На уровне классов родительские комитеты:

родительский комитет

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Что делать в случае нарушения прав

Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.

Если это не помогло, или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.

Есть ли изменения в правах родителей в 2020 году

Нововведений в 2020 году не планируется. Права и обязанности, связанные со школой, остаются прежними.

О выборе первого учителя

– В Петербурге существующие правила приема в первые классы действуют уже пятый год. Конечно, родители вправе выбрать школу. Именно поэтому им дана возможность одновременно указать в электронном заявлении до трех образовательных учреждений. Однако в соответствии с федеральными нормативными документами в школу прежде всего должны принять детей, проживающих в непосредственной близости от образовательного учреждения. Детей из других микрорайонов школа принимает при наличии свободных мест. Следует учитывать, что закрепление территорий и микрорайонов – это прежде всего решение вопроса доступности ближайшей школы. Наше глубокое убеждение, которое подкрепляется мнением родителей, врачей, педагогов и психологов, состоит в том, что ребенок должен тратить минимум времени на дорогу в школу. При этом, разумеется, возможность посещать ближайшую к дому школу – это право, а не обязанность. Родители могут либо воспользоваться этим правом, либо выбрать другое образовательное учреждение.

– Есть мнение, что первый учитель очень важен, поэтому нужно выбирать не школу, а педагога. Могут ли родители выбрать конкретного учителя для будущего первоклассника?

– Конечно, перед началом учебного года родители много думают о том, каким будет первый учитель их ребенка. Одним хотелось бы, чтобы с ребенком работал педагог с более мягким подходом, другие считают, что ребенок будет лучше усваивать материал под руководством строгого учителя. Кто-то считает, что учитель начальных классов должен следовать классическим методикам, а кто-то убежден, что лучший результат дадут инновационные подходы. Родители всегда могут обратиться к директору школы или заместителю по начальным классам и поговорить о выборе первого учителя. Школа, безусловно, должна будет учесть обоснованные пожелания родителей. Но окончательное решение все-таки принимается образовательным учреждением по объективным соображениям.

О разных образовательных программах

– А можно ли выбрать образовательную программу?

– Сегодня этот вопрос уже не так беспокоит родителей будущих первоклассников. Ведь образовательная программа начального общего образования едина для всех образовательных учреждений. Она соответствует единым федеральным государственным образовательным стандартам и ставит своей целью формирование общих базовых знаний, умений и навыков у младших школьников. Каждая школа имеет право вносить свою специфику в объеме 20% основной образовательной программы. Прежде всего это касается школ с углубленным изучением иностранного языка, так как оно начинается уже со второго класса. Кроме того, школа имеет право выбирать те или иные учебники из федерального перечня. Пожалуй, только этим и будет отличаться образовательная программа одной школы от другой.

В зависимости от своего решения родитель может выбрать школу, в которой реализуется та или иная образовательная программа. При наличии свободных мест школа рассмотрит и заявления родителей других микрорайонов. В дальнейшем, когда ребенок окончит начальную школу, когда проявятся его интересы и способности, имеет смысл подумать о выборе образовательной программы и учреждения, которое обучает по такой программе. Мы всегда советуем родителям не торопиться с решением, внимательно следить за успехами своих детей и ориентироваться в первую очередь на их таланты и рекомендации педагогов.

О наполняемости классов

– Сколько первоклассников ожидается в Петербурге в сентябре 2020 года?

– В 2020 году в Санкт-Петербурге ожидается 62 тысячи первоклассников. Динамика последних трех лет показывает сокращение темпов прироста первоклассников. Так, в 2017 году прирост количества первоклассников составил 6,7%, в 2018 году – 2,5%, в 2019 году – 2,4%.

– Если исходить из нормы – не более 25 человек в классе, – будет ли нехватка мест в школах?

О второй смене и смещенном графике

– По официальным данным, в Петербурге нет школ со второй сменой. Однако, как следует из доклада Уполномоченного по правам ребенка, фактически вторая смена есть. Это когда занятия в школах начинаются с 12–13 часов дня, но называют такой график гибким. Например, в Красносельском районе около 7 тысяч детей начальной и средней школы обучаются по такому графику, в Выборгском районе – три тысячи подростков. В школах Пушкинского района есть вторая смена. Как вы прокомментируете ситуацию?

– В условиях значительного увеличения количества детей школьного возраста в отдельных микрорайонах Красносельского и Пушкинского районов Санкт-Петербурга администрациями районов совместно с руководством школ проведен анализ возможностей и ресурсов образовательных учреждений по эффективному использованию помещений для организации образовательного процесса. Так, в семи школах этих районов уроки проводятся по смещенному графику; для нескольких классов учебный процесс начинается, например, с 12.00 или 12.30, а в утреннее время организованы занятия внеурочной деятельности (подвижные игры или ритмика в актовом зале, занятия по иностранным языкам, занятия в библиотеке). В общей сложности по смещенному графику учатся около 3 тысяч детей. Это особый режим работы образовательных учреждений, который введен временно, до создания в этих микрорайонах достаточного количества мест в школах.

– Речь идет о конкретном микрорайоне Петербурга – Славянка (Шушары). Здесь количество детей школьного возраста значительно превышает количество мест в действующих школах. Тем не менее подавляющее большинство родителей выбирают обучение детей в школах, расположенных близко от места проживания семьи. Поэтому школы вынуждены вводить смещенный график. Администрация Пушкинского района предлагает родителям и другие варианты, в том числе организацию подвоза детей и классов в школы, расположенные в других микрорайонах. Ситуация должна в корне измениться после открытия новых школ. В частности, на Новгородском проспекте в Пушкинском районе запланировано строительство общеобразовательной школы на 1650 мест, которая позволит снизить нагрузку на переполненные школы и вернуться к обычному режиму работы.

– Составляются ли сейчас рейтинги лучших школ города? Считаете ли вы, что эта информация должна быть доступна для родителей, или она нужна только специалистам?

Читайте также: