Виновен ли людовик 16 в заговоре покушался ли он на безопасность государства

Обновлено: 18.05.2024

Развратник, мученик, ценитель искусства и человек, едва не погубивший свою страну. Именно такие характеристики дают Людовику XVI исследователи и люди, интересующиеся историей Франции. Надо сказать, что каждая из них соответствует действительности. Жизнь этого короля действительно воплощает роскошь и величие, однако завершается на гильотине.

В период великих потрясений представителям королевских семей действительно приходилось несладко, причём эта пора становится одновременно ярким, но трагическим временем. Людовик XVI познал, каково это — из помазанника Божьего превратиться в “козла отпущения” для разгневанного народа.

Он оказался на границе периодов, когда прежние принципы монархии были жестоко уничтожены революционерами. Какими же были жизнь и смерть блистательного Людовика XVI?

Принц-мечтатель Луи

Луи-Огюст, представитель могущественной династии Бурбонов, последний монарх Старого порядка, появился на свет в августе 1754 года. Изначально наследником престола был старший брат Луи-Огюста Людовик Французский, однако он заболел туберкулёзом и умер в возрасте 10 лет.

Теперь огромный груз ответственности оказался на хрупких плечах неподготовленного к роли престолонаследника Луи, имевшего весьма посредственное образование. Из-за столь внезапных перемен Людовик долгое время испытывал душевные муки — он считал себя в некоторой степени виноватым перед покойным братом.

Юный Луи любил проводить время в уединении. Он много читал, увлекался самыми разными науками. Увы, многие из них не имели практической пользы для будущего короля. Одной из идей, близких Луи, стало равенство людей. Как полагали, такие мысли появились у наследника после прочтения “Приключений Телемака” Фенелона. Людовик грезил, что и он, как книжный король, в будущем будет ставить интересы подданных на первое место.

Увы, мечтательный и добродушный Луи не вызывал уважения у придворных. После смерти его матери, Жозефины Саксонской, выяснилось, что и сам наследник болен туберкулёзом, которым заразился от брата.

При дворе стали говорить, что Людовик не проживёт долго, а престолонаследником станет его младший брат. Однако надеждам (или опасениям) этих людей не суждено было сбыться. Состояние здоровья Луи улучшилось, однако это не изменило отношения придворных к нему.

“Странные” увлечения дофина

Молодой Луи описывается как очень робкий, неуверенный в себе человек. Его голос часто дрожал от волнения, а гнусавый голос на слушателей действовал раздражающе. Современники отмечали, что он часто казался испуганным, поскольку не привык с раннего детства находиться в обществе большого количества людей.

Главной страстью будущего короля было слесарное дело. Он мог много часов проводить в своей мастерской, что также вызывало непонимание придворных. Они не считали достойным стать монархом дофина, который занимался ковкой металла и изготовлением замков.

Кстати, Людовик XVI гордился собственноручно изготовленным металлическим потайным шкафчиком, где хранил ценные бумаги. Как говорили уже после смерти Луи, королём он был плохим, зато кузнецом — превосходным.

Женитьба и коронация

Когда Людовику исполнилось 16 лет, он вынужден был заключить брак с Марией-Антуанеттой, австрийской принцессой. Противостояние Бурбонов и Габсбургов грозило перерасти в военные столкновения, однако правители всячески старались избежать этого.

Прекрасным решением стал ряд политических браков, что должны были укрепить отношения между странами. Правда, сама пара Людовика и Марии-Антуанетты была крайне негармоничной, но в те времена такие “мелочи” никого не интересовали.

К слову, в браке у них родилось четверо детей: 2 девочки и 2 мальчика. К сожалению, трое из них умерли от туберкулеза, в их числе провозглашенный король Людовик XVII. До 73 лет дожила лишь их старшая сестра Мария Тереза Французская, которая вышла замуж за последнего дофина Франции, своего двоюродного брата Луи-Антуана.

10 мая 1774 года умер прежний монарх, дед Луи Людовик XV. Теперь королём стал Людовик XVI. Дофину, прежде проводившему всё свободное время в мастерской или на охоте, необходимо было погрузиться в государственные дела, в которых он мало что смыслил.

Видя массу людей, ликующих после коронации, Людовик лелеял честолюбивые и светлые мечты, которые планировал воплотить в жизнь. Он стремился достигнуть равенства, искоренить злоупотребления, существующие при дворе, но совершенно не умел идти к намеченной цели. Он постоянно подпадал под влияние родственников и супруги.

Внешность короля

Впрочем, первой заботой короля стали не проблемы государства, а собственные портреты. Приглашённые ко двору скульпторы и художники получили распоряжение — изобразить Людовика XVI максимально величественным и привлекательным.

На изваяниях и полотнах монарх действительно высок, строен, имеет уверенный взгляд и идеальную осанку. Но современники отмечали, что мастера значительно приукрасили внешность Луи. На самом же деле он был полноватым, неуклюжим мужчиной невысокого роста. Как говорили придворные:

Немало критики вызывало и поведение короля. Стремясь к установлению равенства, Людовик XVI часто появлялся без свиты, мог беседовать с крестьянами или простыми рабочими, увлекался совсем не “королевскими” занятиями (та же ковка металла). Такой стиль жизни вызывал негодование придворных.

Реформы Людовика XVI

Следуя своим “странным” убеждениям, монарх решил провести ряд реформ, направленных на изменение ситуации в стране. Он ликвидировал королевские привилегии, отменил феодальную повинность, сократил расходы на содержание двора. Произошло равномерное распределение податей, поземельный налог распространился и на привилегированные сословия.

Вы можете сказать: и что же здесь плохого? Ровным счётом ничего, но теперь представьте себя на месте знатного придворного. Именно дворяне и духовенство оказались “пострадавшей стороной” после реализации реформ, затеянных Людовиком XVI. Они лишались многих привилегий, даже власти, что было совершенно не в их планах. Это становилось причиной ослабления доверия к власти.

Кроме того, Франция участвовала в североамериканской войне, что требовало немалых расходов. Финансовый кризис не заставил себя долго ждать — страна не могла вынести столь обильных трат на реформаторскую деятельность и войны. Не стоит забывать, что сам король мог отказаться от роскоши и блеска, а вот его приближённые не желали лишать себя этого.

“Это бунт!” — “Нет, это революция!”

Ситуация становилась действительно катастрофической. Дворянство негодовало, простой народ бунтовал. Большую известность приобрела история, связанная с королевой Марией-Антуанеттой. Когда ей сообщили, что во Франции начинаются бунты, женщина спросила, что тому причиной.

“У крестьян нет хлеба”, — сообщили ей. На это королева усмехнулась и молвила: “Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!”. И эта история ярко показывает, что королевская семья была оторвана от жизни людей во Франции — они не осознавали суть проблем и, конечно, не могли найти решения.

Вскоре Людовик переехал в Париж. Тем временем вся власть перешла к Учредительному собранию, оставившему королю роль беспомощного потрясённого наблюдателя — он не мог изменить ситуации и уже никак не влиял на происходящие в стране процессы.

Попытки спастись

Людовик XVI действительно не представлял, что делать. Он то пытался приспособиться к стремительно меняющемуся порядку, то отправлял правителям других держав просьбы о помощи. В ночь на 21 июня 1791 года король вместе с семьёй предприняли попытку бегства.

Однако в Варенне караульный узнал монарха, переодетого в пажа, после чего произошло вооружённое столкновение. Король и королева были возвращены в Париж, где народ встретил их гробовым молчанием. Теперь к ним относились не иначе, как к предателям.

10 августа 1792 года революционеры штурмом взяли дворец Тюильри, после чего Законодательное собрание было заменено на Национальный конвент. Именно им 21 сентября Франция была провозглашена республикой. Эти события вызвали необходимость в скорейшем времени провести суд над королём. Приговор, вынесенный монарху, придал бы легитимности деятельности Национального конвента.

Королевская семья была заключена в крепость Тампль. Людовик XVI обвинялся в измене, заговоре против свободы нации, преступной переписке с иностранными правителями. Рассказывали, что немало компромата на монарха было найдено и в его потайном шкафчике, где хранились документы. Теперь к массе обвинений добавилось и намерение подкупить революционных лидеров умеренного толка.

Суд над королём

10 декабря 1792 года началось судебное разбирательство. Конечно, сам Людовик XVI отрицал все предъявленные ему обвинения, но почти никто из присутствующих в зале не сомневался — монарха всё равно объявят виновным “в злоумышлении против свободы нации и общей безопасности государства”.

16 января 1793 года начинается голосование по вопросу о смертной казни. Касательно данного аспекта единства среди депутатов не было, однако по итогам голосования “за” высказались 387 человек, “против” — 334.

На голосовании, касающемся помилования короля, разрыв тоже был совсем небольшим, однако большинство присутствующих всё равно осталось сторонниками смертной казни. Судом был назначен день исполнения приговора — 21 января 1793 года.

Казнь Людовика XVI

Как говорили очевидцы, услышав о вынесенном приговоре, Людовик XVI попросил принести ему том Британской энциклопедии, где описывалась казнь Карла I. Простившись с родными, он долго беседовал со священником. В пять часов утра назначенного дня короля разбудили, после чего он оделся и вышел к карете, что доставила его к эшафоту на площадь Революции.

Уже возле гильотины между королём и палачом, Шарлем-Анри Сансоном, возник спор. Палач требовал, чтобы монарха связали и положили на оружие казни, тот же считал такие новшества оскорбительными. Ситуацию решил священник, попросивший Людовика смиренно принять свою участь, тот согласился:

“Делайте, что хотите! Я умираю невинным, я прощаю своих врагов и молю, чтобы моя кровь пролилась на пользу народу Франции и утолила Божий гнев!”

Под барабанную дробь и ликующие крики толпы: “Да здравствует революция!” Людовик XVI был казнён. Участь супруга разделила и королева Мария-Антуанетта, были казнены наиболее близкие королю люди.

Революционеры не щадили никого из представителей прежнего режима. Несомненно, это можно назвать бездумной жестокостью, но не стоит забывать, что народ в ту пору был доведен до крайности, причём виновными часто оказывались именно те люди, чьи головы рубила гильотина.

Встреча палача с Наполеоном

До наших дней сохранилось предание о встрече Наполеона с палачом Шарлем-Анри Сансоном. Бонапарт спросил того, может ли спокойно спать человек, что своими руками отправил на тот свет столько “клиентов”, в том числе и особ королевской крови. Сансон спокойно ответил:

Кровь Людовика XVI, последнего из королей Старого порядка, незримо провела черту между прежней монархией и совершенно новым укладом. Он хотел, чтобы его кровь пролилась на благо Франции — возможно, так оно и было. По крайней мере, для его государства начался совершенно новый период, великая эпоха в истории, где не было места прежней монархии.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ

Разработан учителем истории ГБОУ № 457

Павловой Полиной Викторовной

Тип урока: обобщающий

- создание условий для развития навыка исследовательской деятельности, умения анализировать источники, развивать навыки устной речи, через умение обобщать и систематизировать материал по теме

- пробудить у учащихся интерес к учебному материалу и познавательной деятельности, воспитание гражданской позиции и оценочного суждения в отношении исторических личностей, революции и терроризма.

- систематизировать знания учащихся о Великой Французской революции

- определить причины и последствия революции, и её влияние на Европейскую историю

- подвести учеников к анализу вопроса связи между революцией и терроризмом

Исходя из выбранной формы, урок состоит из следующих этапов:

2. Вступительное слово учителя: целеполагание, объяснение ролей

3. Судебные прения: непосредственно игра, проводимая учениками при коррекционно-контролирующей роли учителя.

4. Вынесение приговора. Анализ. Рефлексия. Итог урока.

Роли: Судья, Людовик 16, Мария-Антуанетта, адвокат, прокурор, Марат, Дантон, Робеспьер, присяжные заседатели, свидетели обвинения и защиты – крестьяне, промышленники.

Оргмомент – ученики рассаживаются, приветствие.

Вступительное слово учителя:

Итак, сегодня на уроке – суд истории. Что это значит? Это значит, что сегодня мы с вами представляем не себя, а мы представляем человечество, и от его лица будем выносить приговор Людовику 16, а так же анализировать влияние Великой Французской революции на дальнейшее развитие европейской истории. Многие из вас самостоятельно изучили дополнительную литературу и поэтому сегодня мы только освежим в памяти некоторые события. Каждому из вас придется самостоятельно делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Чтобы помочь вам в мы с вместе, подготовили этот урок и постарались соблюсти все формальности. У нас будет судья, у обвиняемого (Людовика16) будет адвокат, обвинительную речь произнесет прокурор, будут и судебные прения, выступления свидетелей. Ну вот, теперь точно все формальности соблюдены. Я попрошу вас отнестись к делу очень серьезно и не мешать работе суда, чтобы вас не удалили из зала.

Так же, каждому, кто непосредственно не участвует с выступлениями в судебном процессе необходимо в течении урока заносить в таблицу информацию, полученную в течении урока. Таблицы лежат перед вами.

Все готовы? Зрители, присяжные, встать – суд идет.

Все встают, играет Марсельеза, зал садится.

1. Судебные прения

Судья: Сегодня слушается дело Людовика 16 короля Франции обвиняемого в:

· В развязывании войн, подрывающих экономику своей страны;

· В попытке преступного бегстваиз страны, охваченной революцией.

· Предательстве своего народа

· В том, что король не проводил либеральные реформы, необходимые в век просвещения.

А так же мы нам с вами предстоит выяснить связь между революцией и терроризмом и ответить на вопрос, связаны ли эти два понятия между собой.

Итак, сначала выскажется прокурор, а затем адвокат. Выскажитесь, согласны ли вы с обвинениями предъявленными Людовику 16.

Судья: Если стороны готовы к началу судебных прений, прошу приступить к опросу свидетелей.

Господин прокурор, можете начинать.

Прокурор: Обвинение приглашает в качестве свидетеля Марата, Дантона и Робеспьера

Рассказывают у себе. Сколько лет, какое участие принимает в Великой Французской революции, политические взгляды на строй во Франции, в чем обвиняют Людовика 16.

Могут обвинить в трате огромных сумм на войну за независимость США, в нежелании идти на встречу 3 сословию, и отсутствии либеральных реформ, которые, несомненно, требуются стране.

(по 3 минуты выступление 9 минут)

Людовик 16: отвечает на выдвинутые обвинения. Говорит о том, что в стране есть стабильность, что неизвестно к чему может привести государственный переворот. Можно сказать о просветителях 18 века и о том, что они не склоняли народ к открытому неповиновению и революции.

Адвокат: Помогает Людовику 16 ответить на обвинения. Приглашает свидетеля защиты Марию-Антуанетту.

Мария-Антуанетта: Рассказывает о себе. Говорит о доброте короля, о том, что он пытался стабилизировать ситуацию в стране, приглашает Тюрго, для управления финансами, в программе Людовика 16 и Тюрго самым важным пунктом было введение налогов для аристократии, снижение придворных расходов, отмена монополий. Но под давлением аристократии король не смог довести до конца свои планы.

Судья: Теперь сторона обвинения может пригласить свидетелей

Прокурор: Может возразить против аргумента о просветителях и напомнить о невероятной популярности Руссо. Приглашает свидетелей обвинения. Крестьянин, промышленник.

Свидетели обвинения: Говорят о внутренних таможенных сборах, о голоде, о экономическом кризисе, о политике реакции, о невозможности участвовать третьему сословию в управлении страной, о несправедливости.

Приступаем к прениям и подводим итоги суда над Людовиком 16. Выносить приговор буду присяжные заседатели.

Судья: Судья выслушал обе стороны. Аргументы защиты и обвинения очень серьезные. Мы можем перейти к прениям сторон. Каждый может высказаться. Слово предоставляется защите. Так же я просила бы высказаться каждого из вас и сказать свое мнение о казни, гуманно ли убивать человека или можно наказать человека другим способом. Высказываем свое мнение о том, связана ли революция с тероризмом.

Адвокат: Подводит итог всех выступлений, настаивает на отстранении монарха от управления страной, на сметной казни.

Прокурор: Подводит итог выступлений стороны Людовика 16 и требует снять с подсудимого все обвинения. Настаивает, что человек может ошибаться, что это не повод казнить человека, можно наказать его другим, более гуманным способом. Предлагает как! Рассуждает о гуманности казни.

Судья : Подсудимый, вам предоставляется последнее слово, что вы можете сказать в свою защиту?

Людовик 16: Я приму любой приговор, вынесенный мне судом, но в душе я всегда знал, что я не виновен!

Судья : Прения по данному вопросу считаю закрытыми. Прошу присяжных вынести вердикт.

Суд удаляется на совещание для вынесения окончательного приговора.

Учитель : Встать Суд идет!

(присяжные обсуждают приговор)

- Встать суд идет!

Судья : Озвучивает приговор вынесенный присяжными.

На этом наш суд можно считать закрытым, но мы не сможем закрыть эту тему, какой бы приговор мы не вынесли.

Домашнее задание:

Видеообзор события проанализированного на уроке:

1. Событие, дата (век), для чего необходимо подробное изучение Великой Французской революции;

2. Имена, политические взгляды, влияние персоналий на ситуацию в стране;

3. Какое значение для вас имеет Великая Французская революция;

4. Связаны ли понятия революция и терроризм. Почему да (или нет);

5. Есть ли связь между Великой Французской революцией 18 века и современной ситуацией в Европе.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ

Разработан учителем истории ГБОУ № 457

Павловой Полиной Викторовной

Тип урока: обобщающий

- создание условий для развития навыка исследовательской деятельности, умения анализировать источники, развивать навыки устной речи, через умение обобщать и систематизировать материал по теме

- пробудить у учащихся интерес к учебному материалу и познавательной деятельности, воспитание гражданской позиции и оценочного суждения в отношении исторических личностей, революции и терроризма.

- систематизировать знания учащихся о Великой Французской революции

- определить причины и последствия революции, и её влияние на Европейскую историю

- подвести учеников к анализу вопроса связи между революцией и терроризмом

Исходя из выбранной формы, урок состоит из следующих этапов:

2. Вступительное слово учителя: целеполагание, объяснение ролей

3. Судебные прения: непосредственно игра, проводимая учениками при коррекционно-контролирующей роли учителя.

4. Вынесение приговора. Анализ. Рефлексия. Итог урока.

Роли: Судья, Людовик 16, Мария-Антуанетта, адвокат, прокурор, Марат, Дантон, Робеспьер, присяжные заседатели, свидетели обвинения и защиты – крестьяне, промышленники.

Оргмомент – ученики рассаживаются, приветствие.

Вступительное слово учителя:

Итак, сегодня на уроке – суд истории. Что это значит? Это значит, что сегодня мы с вами представляем не себя, а мы представляем человечество, и от его лица будем выносить приговор Людовику 16, а так же анализировать влияние Великой Французской революции на дальнейшее развитие европейской истории. Многие из вас самостоятельно изучили дополнительную литературу и поэтому сегодня мы только освежим в памяти некоторые события. Каждому из вас придется самостоятельно делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Чтобы помочь вам в мы с вместе, подготовили этот урок и постарались соблюсти все формальности. У нас будет судья, у обвиняемого (Людовика16) будет адвокат, обвинительную речь произнесет прокурор, будут и судебные прения, выступления свидетелей. Ну вот, теперь точно все формальности соблюдены. Я попрошу вас отнестись к делу очень серьезно и не мешать работе суда, чтобы вас не удалили из зала.

Так же, каждому, кто непосредственно не участвует с выступлениями в судебном процессе необходимо в течении урока заносить в таблицу информацию, полученную в течении урока. Таблицы лежат перед вами.

Все готовы? Зрители, присяжные, встать – суд идет.

Все встают, играет Марсельеза, зал садится.

1. Судебные прения

Судья: Сегодня слушается дело Людовика 16 короля Франции обвиняемого в:

· В развязывании войн, подрывающих экономику своей страны;

· В попытке преступного бегстваиз страны, охваченной революцией.

· Предательстве своего народа

· В том, что король не проводил либеральные реформы, необходимые в век просвещения.

А так же мы нам с вами предстоит выяснить связь между революцией и терроризмом и ответить на вопрос, связаны ли эти два понятия между собой.

Итак, сначала выскажется прокурор, а затем адвокат. Выскажитесь, согласны ли вы с обвинениями предъявленными Людовику 16.

Судья: Если стороны готовы к началу судебных прений, прошу приступить к опросу свидетелей.

Господин прокурор, можете начинать.

Прокурор: Обвинение приглашает в качестве свидетеля Марата, Дантона и Робеспьера

Рассказывают у себе. Сколько лет, какое участие принимает в Великой Французской революции, политические взгляды на строй во Франции, в чем обвиняют Людовика 16.

Могут обвинить в трате огромных сумм на войну за независимость США, в нежелании идти на встречу 3 сословию, и отсутствии либеральных реформ, которые, несомненно, требуются стране.

(по 3 минуты выступление 9 минут)

Людовик 16: отвечает на выдвинутые обвинения. Говорит о том, что в стране есть стабильность, что неизвестно к чему может привести государственный переворот. Можно сказать о просветителях 18 века и о том, что они не склоняли народ к открытому неповиновению и революции.

Адвокат: Помогает Людовику 16 ответить на обвинения. Приглашает свидетеля защиты Марию-Антуанетту.

Мария-Антуанетта: Рассказывает о себе. Говорит о доброте короля, о том, что он пытался стабилизировать ситуацию в стране, приглашает Тюрго, для управления финансами, в программе Людовика 16 и Тюрго самым важным пунктом было введение налогов для аристократии, снижение придворных расходов, отмена монополий. Но под давлением аристократии король не смог довести до конца свои планы.

Судья: Теперь сторона обвинения может пригласить свидетелей

Прокурор: Может возразить против аргумента о просветителях и напомнить о невероятной популярности Руссо. Приглашает свидетелей обвинения. Крестьянин, промышленник.

Свидетели обвинения: Говорят о внутренних таможенных сборах, о голоде, о экономическом кризисе, о политике реакции, о невозможности участвовать третьему сословию в управлении страной, о несправедливости.

Приступаем к прениям и подводим итоги суда над Людовиком 16. Выносить приговор буду присяжные заседатели.

Судья: Судья выслушал обе стороны. Аргументы защиты и обвинения очень серьезные. Мы можем перейти к прениям сторон. Каждый может высказаться. Слово предоставляется защите. Так же я просила бы высказаться каждого из вас и сказать свое мнение о казни, гуманно ли убивать человека или можно наказать человека другим способом. Высказываем свое мнение о том, связана ли революция с тероризмом.

Адвокат: Подводит итог всех выступлений, настаивает на отстранении монарха от управления страной, на сметной казни.

Прокурор: Подводит итог выступлений стороны Людовика 16 и требует снять с подсудимого все обвинения. Настаивает, что человек может ошибаться, что это не повод казнить человека, можно наказать его другим, более гуманным способом. Предлагает как! Рассуждает о гуманности казни.

Судья : Подсудимый, вам предоставляется последнее слово, что вы можете сказать в свою защиту?

Людовик 16: Я приму любой приговор, вынесенный мне судом, но в душе я всегда знал, что я не виновен!

Судья : Прения по данному вопросу считаю закрытыми. Прошу присяжных вынести вердикт.

Суд удаляется на совещание для вынесения окончательного приговора.

Учитель : Встать Суд идет!

(присяжные обсуждают приговор)

- Встать суд идет!

Судья : Озвучивает приговор вынесенный присяжными.

На этом наш суд можно считать закрытым, но мы не сможем закрыть эту тему, какой бы приговор мы не вынесли.

Домашнее задание:

Видеообзор события проанализированного на уроке:

1. Событие, дата (век), для чего необходимо подробное изучение Великой Французской революции;

2. Имена, политические взгляды, влияние персоналий на ситуацию в стране;

3. Какое значение для вас имеет Великая Французская революция;

4. Связаны ли понятия революция и терроризм. Почему да (или нет);

5. Есть ли связь между Великой Французской революцией 18 века и современной ситуацией в Европе.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Заработок в интернете без вложений

Людовик XVI (рожд. 23 августа 1754 г., смерть — 21 января 1793 г.) — король Франции из династии Бурбонов. Последний французский монарх Старого порядка. Во времена правления Людовика XVI, после созыва Генеральных штатов в 1789 г. началась Великая Французская революция.

1774 год — после смерти короля Франции Людовика XV, на престол взошел его внук Людовик XVI — последний неограниченный монарх из рода Бурбонов. Современники очень строго судили этого короля, тем более что у него не было черт характера необходимых для государя. Основными недостатками его были слабая воля, робость, нерешительность, постоянные колебания и отсутствие энергии.

Правление Людовик XVI

А тем временем эпохе был необходим правитель совсем с другими качествами. Людовик XVI принял власть в тяжелые времена: казна была пустой, королевство отягчено долгом в 4 миллиарда ливров, народ придавлен повинностями и жил в ужасающей нищете. Людовик очень хорошо понимал, что бедность народа была главным несчастьем его времени. У него было доброе сердце и искреннее желание прекратить бедственное положение подданных, но у него не было ни умений, ни дарований для того, чтобы выбрать к этому верные пути.

Финансовый кризис. Созыв Генеральных штатов

Генеральный контролер финансов Тюрго в самом начале царствования попытался установить режим жесткой экономии и в значительной степени урезал расходы двора. Но своей суровостью он в скором времени нажил себе могучих врагов, и в первую очередь королеву Марию-Антуанетту, которая любила роскошную жизнь и бесконечные праздники. В конце концов против него поднялась парижская беднота, недовольная резким повышением цен на хлеб.

Тогда в 1776 г. монарх уволил Тюрго в отставку и в том же году поставил на его место женевского банкира Неккера. Новый контролер финансов пытался покрывать потребности государства благодаря займам. При нем долг государства достиг колоссальной суммы, так что почти все налоговые поступления расходовались на выплату процентов.

Людовик XVI. Биография. Правление. Казнь

Тем не менее из за восстановления кредита монархии положение в стране улучшилось, и Неккер был очень популярен во всех слоях общества. Но и он начал добиваться сокращения расходов двора, потому в скором времени сделался ненавистен для королевы и ее окружения. Под их нажимом Людовик XVI в 1781 г. отправил Неккера в отставку. Преемники женевского банкира с большим трудом добывали деньги и делали новые займы. Наконец эта возможность иссякла.

1788 году, когда безденежье дошло до крайности и государственное банкротство казалось неминуемым, министерство финансов снова было поручено Неккеру. Но он был уже бессилен что-либо изменить. Финансовый кризис разросся до катастрофических размеров. Правительство не имело возможности ни ввести новые налоги, ни выбить новые займы, ни провести реформу налоговой системы. В этих обстоятельствах Людовик под нажимом Неккера должен был уступить общественному мнению и согласиться на созыв Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 года.

Соответствующий указ был подписан в сентябре 1788 года. И король, и Неккер не думали о глубоких реформах и прежде всего хотели добиться от Штатов новых ассигнований. Но их надежды на то, что депутаты будут послушно исполнять волю монарха, оказались несбыточными.

Переход от Генеральных штатов к Национальному собранию

По старинным законам выборы депутатов и их заседания должны были происходить по сословиям, причем при голосовании каждое сословие имело один голос. Депутаты третьего сословия с самого начала показали что намереваются сломать этот феодальный порядок и утвердить за собой решающее слово. Открытие Штатов происходило 4 мая 1789 года. Когда при начале заседания король покрыл свою голову, дворянство и духовенство воспользовались своим правом, сделали то же самое. Депутаты третьего сословия, хотя и не имели таких прав, демонстративно надели шляпы. При виде этого король снял свою шляпу, и тогда все поневоле должны были последовать его примеру. С этой мелочной борьбы началась Французская революция.

Депутаты третьего сословия 17 июня провозгласили себя полномочным Национальным собранием и приступили к законотворчеству. Первым же своим постановлением они объявили незаконными многие подати и обязательства, взимаемые во Франции без утверждения народа. Решение это повсюду было принято с восторгом. 20 июня герцог Ларошфуко и архиепископ Парижский предложили королю немедля распустить Собрание. Однако Людовик решился только на полумеру — велел запереть зал заседания третьего сословия. Но депутаты собрались в зале для игры в мяч и поклялись, что не разойдутся до тех пор, пока не установят конституции. В скором времени было объявлено, что монарх не может отменить законов, принятых Собранием. Тогда же приняли закон о личной неприкосновенности депутатов.

9 июля Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием — высшим представительным и законодательным органом французского народа, призванным выработать для него основные законы. Людовик XVI более не мог молча сносить эти неслыханные дерзости и отдал приказ постепенно стягивать к Версалю войска. К началу июля здесь располагалось до 30 полков. Этого было достаточно для начала решительных действий, но Людовик все медлил и снова инициатива была упущена. События вдруг начали разворачиваться с неожиданной быстротой.

Легендарная крепость-тюрьма, являвшая собой символ королевского деспотизма, пала. Король был вынужден признать свое поражение. 15 июля он явился к депутатам без конвоя, в сопровождении одних братьев и произнес речь, стоя с обнаженной головой и без всякого церемониала. Он сообщил, что уже отдал приказ войскам отступить от Версаля. 16-го он обещал вернуть Неккера, а 17-го — отправился в парижскую ратушу и принял там трехцветную кокарду.

Людовик XVI. Биография. Правление. Казнь

Судебный процесс над Людовиком XVI

В эти дни была создана национальная гвардия, начальником которой стал герой американской революции маркиз Лафайет. Воодушевленные поддержкой народа, депутаты на ночном заседании 4 августа приняли целый ряд революционных декретов. Все феодальные права и привилегии отныне объявлялись уничтоженными, дворянство и духовенство облагалось налогами наравне с третьим сословием. Вместе с тем были уничтожены судебные подати и все привилегии и пошлины, выработанные феодальным правом.

Между тем кризис все усиливался. В Париже начали появляться признаки голода. 5–6 октября толпа женщин, к которым потом присоединились и вооруженные мужчины, двинулась из столицы на Версаль. Часть недовольных прорвалась во дворец и попыталась захватить королеву. В свалке убили нескольких человек. Только появление гвардии несколько охладило пыл нападавших. Чтобы успокоить народ, король и королева должны были выйти на балкон.

На другой день по требованию восставших Людовик переехал в Париж и обосновался в Тюильри. 1790 год, 4 февраля — король в Национальном собрании торжественно утвердил конституцию. На основании ее монарх получил высшую исполнительную власть. Законодательную власть вручили высшему Законодательному собранию.

Попытки бегства

Казалось, что после введения конституции компромисс в обществе найден. Но взаимное ожесточение вело Францию к внешней и внутренней войне. Множество роялистов эмигрировало за границу, где принц Конде сформировал из них армию. Австрия и Пруссия были готовы поддержать ее самым решительным образом. Вооруженное столкновение с ними сделалось неизбежным. Опережая события, Законодательное собрание взяло инициативу в свои руки.

В эти дни народ начал подозревать монарха и в особенности королеву в пособничестве оккупантам. Негодование сделалось в особенности сильным и всеобщим после того, как герцог Брауншвейгский, стоявший во главе немецкой армии, опубликовал декларацию, в которой было сказано, что национальные гвардейцы, взятые с оружием в руках, будут наказываться как бунтовщики против своего короля. Он также грозил парижанам, что разрушит их город, если Тюильри снова подвергнется нападению. Эта декларация сослужила очень дурную службу королю, которого с этих пор начали считать главным союзником пруссаков.

Свержение Людовика XVI

Сразу после того как она была обнародована (28 июня) парижские революционеры начали готовить низложение короля. 3 августа мэр Парижа Петион явился в Законодательное собрание и от имени всех секций начал требовать свержения Людовика. Депутаты не решились открыто пойти на такое нарушение конституции. Тогда революционеры начали действовать самостоятельно.

Основной силой для свершения переворота стал Марсельский батальон национальной гвардии, прибывший в Париж 30 июля. В ночь на 10 августа мятежники ударили в набат. На рассвете королевская семья тайком сбежала из Тюильри в залу Законодательного собрания. Около шести утра восставшие окружили дворец и пытались ворваться внутрь. Швейцарская гвардия открыла по ним жестокий огонь. Завязался кровопролитный бой.

Людовик XVI

Казнь Людовика XVI

Особой комиссии было поручено рассмотреть королевские бумаги, найденные в Тюильри, и его переписку с братом графом Прованским, который находился в армии роялистов. 6 ноября комиссия доложила, что нашла достаточно улик для того, чтобы обвинить монарха в измене и предать его суду (в действительности, нашли письма, из которых явствовало, что король призывал чужеземные армии напасть на Францию).

7 ноября вопрос о суде был решен утвердительно. 3 декабря Конвент образовал специальную комиссию из 21 человека для подготовки обвинительного доклада. Он был представлен 10 декабря, обвинительный акт — 11-го. Король, приведенный в Конвент, должен был ответить на 33 вопроса, касавшихся его поведения во время главных событий революции. Он спокойно отрицал все возводимые на него обвинения, но его лаконичные ответы не могли удовлетворить даже тех, кто был к нему расположен.

Казнь Людовика XVI

Читайте также: