В каких странах выборы обязанность гражданина

Обновлено: 19.05.2024

Если вы хоть немного интересуетесь политикой, то наверняка знаете немало о том, как проходят выборы в нашей стране. Но то, как их проведение обеспечивается в других странах, по большому счету, остается для нас загадкой. Демократия и политический аппарат везде работают по-разному. Эти занимательные факты покажут вам, что не все и не везде гладко.

1. В большинстве стран выборы проходят по воскресеньям

Это нам известно, ведь у нас тоже выборы проходят в воскресенье. Однако интересно, что англоязычные страны являются исключением из этого правила: в США выборы проводятся во вторник, в Канаде – в понедельник, в Британии – в четверг, а австралийцы и новозеландцы ходят голосовать в субботу.

2. Индия не самая большая страна в мире, но выборы здесь могут проходить несколько недель

Здесь проживает более 800 млн избирателей. Чтобы обеспечить всем возможность отдать свой голос, выборы проходят целыми неделями и даже месяцами.

3. Шведские и французские избиратели регистрируются автоматически

В принципе, то же самое происходит и у нас: как только человеку исполняется 18, его регистрируют в качестве избирателя, и в день выборов ему даже присылают приглашение. В некоторых странах, если вы не знали, нужно заранее побеспокоиться о том, чтобы зарегистрироваться, иначе вы не сможете принять участие в выборах.

4. В Австралии явка на выборы обязательна

Если у нас участие в выборах является по сути добровольным, и вы можете не ходить на них (если, конечно, вас не принуждает к этому работодатель, что, в общем-то, противозаконно), то в Австралии каждый гражданин, достигший 18 лет, обязан зарегистрироваться, чтобы отдать свой голос. Не явившимся вкатывают штраф в 20 австралийских баксов. А если не заплатите, выпишут новый штраф, теперь уже в 180 долларов, к тому же это может закончиться уголовным наказанием.

5. В Бразилии можно голосовать с 16-ти лет

6. В Эстонии можно проголосовать онлайн

Эта система предусмотрена с 2005 года, хотя личная явка все же более популярна. Работает она так: каждый гражданин получает ID-карту и PIN, с помощью которых можно выполнить ряд обязанностей: от уплаты налогов до библиотечных штрафов.

7. По сравнению с другими развитыми странами явка на выборы в США очень низкая

В 2016 году на выборы пришло всего 53,6% американцев, что ставит США на 31 место среди 35 наций, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Для сравнения: в Бельгии на выборы 2014 года пришло 87,2% граждан.

8. В Чили до 2012 года мужчины и женщины голосовали отдельно

В 1930 году в Чили женщины получили избирательно право и возможность участвовать в местных выборах. При этом в национальных выборах они еще не могли отдать свой голос. Чтобы отделить новых голосующих (женского пола) от старых, их направили на отдельные участки. Эта традиция продолжила свое существование, даже когда суфражистки добились участия женщин в национальных выборах в 1949 году. Отменили систему лишь 63 года спустя, но несмотря на это, в некоторых регионах это все еще распространено.

9. В Северной Корее тоже проводят выборы

10. Королева Великобритании имеет право участвовать в выборах

В Англии не существует закона, препятствующего королеве участвовать в выборах. Но ради пущей объективности она обычно этого не делает. Существует традиция, по которой члены британской королевской семьи не осуществляют свое избирательное право.

11. В странах, где есть проблемы с грамотностью, правительству приходится использовать воображение

В Гамбии, например, граждане кидают цветные камешки в металлические урны, помеченные определенным оттенком, в зависимости от кандидата. Каждая урна оснащена колокольчиком, который звенит, когда камешек попадает в урну. Если он прозвенел больше одного раза, наблюдателям становится понятно, что избиратель нарушил правила.

12. В Новой Зеландии в день выборов комментаторы на телевидении сохраняют полный нейтралитет

Потому что любые высказывания, которые могут повлиять на ход выборов, в СМИ и социальных сетях до 7 вечера считаются незаконными. Журналисты даже не могут обсуждать наряды кандидатов, не говоря уже о том, чтобы высказывать свои предположения, кто выиграет. Политические партии в том числе обязывают закрывать доступ к своим страничкам в соцсетях. Штраф за нарушение молчания в день выборов может достигать 20 тыс. новозеландских долларов.

13. Астронавты и космонавты тоже голосуют

Американским астронавтам на МКС отправляют бюллетени, в которых они проставляют галочки, а затем их возвращают обратно на Землю. С российскими космонавтами все несколько иначе: на реальной бумаге за них проставляет галочки доверенное лицо, с которым устанавливается закрытая связь. Человек голосует за того или иного кандидата со слов космонавтов.

14. Жители Лихтенштейна высказываются о том, выдавать человеку местное гражданство или нет

В этой крошечной европейской стране с населением всего 37 тыс. человек голосуют за политиков, проводят референдумы, а также местные жители могут решить, давать ли гражданство резидентам, проживающим в княжестве 10 лет и больше, подавшим необходимые документы.

15. Одни выборы в Эквадоре встали не с той ноги

Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(пп. "а" в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

(пп. "а.1" введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

(пп. "а.2" введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

(пп. "б.1" введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1", "а.2" и "б.1" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а", "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).

3.6. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации).

Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

Явка на выборы — право гражданина или обязанность?

В некоторых странах мира законодательно закреплена обязанность граждан ходить на выборы

Автор: Анне Быкова, политтехнолог

Хроника явки в Украине

За все годы независимости явка граждан на избирательные участки на референдумах, парламентских и президентских выборах в основном уменьшалась. В 2004 году явка начала подниматься, и активность граждан достигла отметки в 80,44%, что может объясняться оранжевой революцией, которая вызвала исключение и небольшой подъем электоральной активности граждан.

В общей сложности явка только уменьшалась, но активность граждан на президентских выборах 2014 и 2019 года внесла свои коррективы. Таким образом, виден небольшой прогресс в росте явки: активность избирателей увеличилась с 60,29% (2014 год) до 63,53% (2019 год). Электоральная активность граждан стала скорее волнообразной, нежели спадающей. В доказательство этому привожу таблицу с официальными данными с сайта ЦИК.

Год

Явка

Год

Явка

Год

Явка

Президентские выборы

Парламентские выборы

Местные выборы

Промежуточные парламентские выборы

(ОИО №50, Покровск, Донецкая область)

Промежуточные парламентские выборы

(ОИО №87, Надворная, Ивано-Франковская область)

Как видим из таблицы, за 29 лет активность избирателей в Украине упала на 38%: от почти абсолютной (84,32 % явки на выборах президента в 1991 году) до заинтересованности в голосовании лишь каждым вторым (49,84% явки на парламентских выборах в 2019 году).

В качестве примера рассмотрим Францию. На президентских выборах 2017 года явка составила 74,56 % в сравнении с 80,35 % в 2012 году и 83,97 % в 2007 году. Цифры показывают, что во Франции явка тоже падает, но ее падение за 10 лет составило всего 11% и не является существенно опасным и ощутимым, потому что общий уровень явки остается высоким.

Гражданам Украины следовало бы воспринимать право голоса как гражданский долг, а не как очередную возможность. В этом и состоит проблема столь низкой избирательной культуры в Украине, основа которой — участие в выборах. Очевидно, что чем меньше общество принимает участие в выборах, тем меньше контролирует процессы в государстве. Возникает риторический вопрос: о каких надеждах на формирование новой политической элиты может идти речь при тотальной избирательной пассивности народа?

Опыт других стран

Состоянием на сегодня в мире существует около 22 стран, в которых обязательное голосование узаконено; в большинстве из них за нарушение этой нормы предусмотрено наказание, вдобавок только 11 стран обеспечивают его исполнение. В таблице ниже привожу шесть интересных и разноплановых примеров стран с обязательной явкой.

Страна

Год внедрения

Особенности нормы

Особенности санкций

Явка обязательна на парламентских и президентских выборах.

Суд может не выносить санкции, если избиратель докажет объективность причин игнорирования голосования.

Имена избирателей, которые не проголосовали, передаются в прокуратуру.

Штрафы: 50 евро за первое нарушение, 125 евро — за повторное.

В день выборов гражданам предоставляется оплачиваемый отпуск. Обязательно голосование для лиц от 18 лет.

В 2001 г. санкции были отменены.

Штраф достаточно низкий и несущественный для граждан.

Штраф: 20 швейцарских франков.

Голосование обязательное только для граждан в возрасте до 70 лет.

Штрафы: начиная со второго нарушения — от 99 до 991 евро.

Все швейцарские кантоны отменили обязательное голосование, кроме Шаффхаузена. Обязательно голосование для лиц от 18 лет.

Штрафные санкции отсутствуют.

Как видим на примере прогрессивных и, главное, демократических стран, обязательная явка — явление довольно не новое (в Бельгии — с 1893 г.!) и иногда существенно бьющее по карману (в Люксембурге максимальный штраф за неявку около 1000 евро). В одном из кантонов Швейцарии это своеобразная дань традиции, а в Греции даже привилегия для граждан (в день выборов предоставляется бесплатный выходной).

Плюсы и минусы обязательной явки

В противовес этому могу очертить, что обязательное голосование ведет к высшей степени политической легитимности, поскольку оно основывается на высшей электоральной явке. К примеру, высокий уровень участия граждан снижает риск политической нестабильности, создаваемой внутренними кризисами и внешними дестабилизирующими коллапсами. Среди положительных факторов внедрения обязательного голосования могу выделить повышение квалификации людей, которые баллотируются на посты, и качество принимаемых ими решений. Обязательная явка может стать хорошим выходом из ситуации низкой электоральной активности граждан в Украине. Если Украина все-таки закрепит обязательное голосование на законодательном уровне, то есть шанс повысить качество украинской политики.

Следовательно, проанализировав явку избирателей на президентских и парламентских выборах со времен независимости Украины, можно сделать вывод, что показатели, к сожалению, идут в основном на спад. К примеру, явка на президентских выборах упала с 84,32% до 62,09%. Наиболее вероятно, что первоочередная причина кроется в незаинтересованности, разочаровании и безразличии граждан к своему гражданскому долгу и будущему страны, поскольку они не видят достойных кандидатов, которые ставят целью развитие Украины на всех фронтах, а не желание финансово обогатиться за счет государственных денег. Второстепенными факторами, что влияют на явку избирателей, являются личная занятость, состояние здоровья, непроживание по месту прописки, очередь. Но учитывая реалии местных выборов-2020 и внеочередных парламентских выборов-2021, можно утверждать, что эпидемия COVID-19 внесла свои коррективы, снизив волеизъявление граждан. Многие люди, опасаясь заразиться коронавирусом, не пришли голосовать на свои избирательные участки и фактически уменьшили и до этого малое количество проголосовавших в день выборов. Кстати, в силу вступил новый Избирательный кодекс, нормы которого переписывались ближе к предстоящим выборам, что, вероятно, запутало кандидатов и избирателей.

Что в итоге?

Итак, ответ на вопрос о характере явки в Украине станет ясным через три года во время президентских выборов и парламентских выборов-2024. Тогда мы увидим: тенденция падения явки укрепится или все же электоральные прогнозы улучшатся, и явка избирателей на выборах возрастет. А пока украинцы пренебрегают своим электоральным правом, политика в Украине будет находиться на том же уровне.

Рассказываем, в какой стране главу государства выбирают всего на год, какой штраф грозит за неявку и где недавно прошли избирательные кампании.

В Беларуси проходят шестые выборы президента страны. Процедура известна каждому белорусу: глава государства выбирается раз в 5 лет, им становится кандидат, набравший более 50 процентов голосов. Однако такая избирательная система используется далеко не во всех государствах.

В большинстве стран выборы проходят по воскресеньям (как в Беларуси). Однако англоязычные страны являются исключением из этого правила: австралийцы и новозеландцы голосуют в субботу, в США выборы проводятся во вторник, в Канаде – в понедельник, в Британии – в четверг. Выборы в Индии и вовсе могут длиться несколько недель, ведь в этой стране проживает более 800 миллионов избирателей.

Выборы в австралии

Фото носит иллюстративный характер

За игнорирование выборов наказывают штрафом в Турции, Австрии, Бельгии, Греции, Египте и других странах. На деле далеко не во всех странах законодательство по части обязательных выборов соблюдается, однако в некоторых игнорирование выборов чревато серьезными последствиями: гражданин может быть лишен избирательных прав на 10 лет, а также возможности занимать государственные должности.

В Бразилии, Перу и Эквадоре голосование необязательно для неграмотных, а также людей старше 65-70 лет или моложе 18 лет. В Люксембурге право остаться дома и не голосовать вовсе остается за жителями старше 75 лет. Что касается совсем молодых избирателей, то в возрасте 16 лет имеют право голосовать граждане Австрии, Аргентины, Бразилии, Кубы, Мальты, Никарагуа и Эквадора. Только по достижении 21 года можно проголосовать в Ливане, Малайзии, Самоа, Сингапуре и государстве Тонга.

Право голоса женщинам было предоставлено не так уж давно: первой страной стала Новая Зеландия (1893 г.), второй – Россия (после Февральской революции 1917 года), и лишь к 1950-м годам две трети стран мира приняли всеобщее избирательное право. Последней европейской страной, которая разрешила женщинам голосовать, была Швейцария – в 1971 году.

Защита от диктатуры

Ограничение срока правления имеет давнюю историю. В Древней Греции (родине демократии) и Древнем Риме существовали ограничения на некоторые должности. В демократии Древних Афин ни один гражданин не мог состоять в совете (буле) два срока подряд и более двух сроков за всю свою жизнь или быть главой буле более одного раза.

Греция, Афины

Парфенон — древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе. Фото: Википедия

Многие современные президентские республики устанавливают ограничение по числу сроков полномочий президента – не более 2 сроков подряд – либо с перерывом (Австрия, Аргентина, Бразилия, Греция, Литва, Португалия, Россия, США, Франция и другие). В некоторых странах президент и вовсе может избираться не более чем на один срок (Армения, Республика Корея, Кыргызская Республика, Мексика).

Кстати, в США, где демократия является официальной государственной позицией, согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951-м, одно и то же лицо может быть избрано президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом). Президенты и ранее соблюдали это неписаное правило, однако Франклин Д. Рузвельт был избран на третий, а затем и на четвертый срок, после чего было решено законодательно ограничить количество возможных переизбраний, чтобы этот случай не стал прецедентом для установления диктатуры. Поправка действует: с 1993 года по нынешнее время в США сменилось 4 президента.

Франклин Делано Рузвельт

Франклин Делано Рузвельт. Фото: Getty Images / Keystone / Fotobank

Срок полномочий главы государства в разных странах варьируется: 6 месяцев (Сан-Марино), 1 год (Швейцария), 4 года (США, Бразилия), 5 лет (Франция, Германия, Португалия, Болгария, Китай), 6 лет (Россия, Мексика, Австрия) и 7 лет (Италия, Азербайджан, Армения, Таджикистан).

При монархической форме правления срок полномочий, как правило, пожизненный, и передача власти осуществляется по наследству. Номинальный глава государства выполняет преимущественно представительские функции (например, королева – в Великобритании, король – в Бельгии, император – в Японии). Однако есть страны, где президент обладает широкими и даже исключительными полномочиями, являясь де-факто наследственным главой государства (ОАЭ, КНДР).

Корейская Народно-Демократическая Республика (широко известная под неофициальным названием Северная Корея) проводит выборы Высшего Руководителя каждые 5 лет. Однако в избирательных бюллетенях значится лишь один кандидат – действующий глава государства. Никаких мук выбора, а официальная явка, сколько бы человек ни пришло, составляет 100%.

Современные технологии на страже голосов

Первым способом волеизъявления долгое время являлось простое поднятие руки – выборы прозрачные, открытые, но вряд ли свободные и совсем не тайные. Известные нам бумажные листы со списком кандидатов, так называемые избирательные бюллетени, стали привычной практикой не так уж давно: еще два столетия назад голосование посредством бюллетеней занимало очень незначительное место в избирательной практике.

Подсчет голосов. Прага.

Подсчет голосов парламентских выборов в Чехословакии. Прага, 10 июня 1990 года / AP Photo / Pavel Horejai

Первая страна, которая с успехом применила подобные системы электронного голосования, – Филиппины. Государство размещается на более чем семи тысячах островов, голосование и подсчет результатов – занятие не из легких. В 2010-м году страна впервые проголосовала с помощью электроники. Люди все так же рисовали галочки в бюллетенях, но затем направлялись к аппарату для считывания голосов. Электронные системы голосования уже использовались в Бразилии, Индии и Венесуэле.

Помимо использования терминалов в обиход входит голосование через интернет. Первый и самый удачный пример такого электронного голосования принадлежит Эстонии: в 2005 году голосование на местных выборах было устроено в сети, а уже в 2007 году прошли первые парламентские выборы через интернет. Каждый гражданин, где бы он ни находился, подтверждал свою личность ID-картой (удостоверением личности), на электронное волеизъявление было отпущено 5 дней, и до самого последнего дня выборов за гражданином оставалось право изменить свое мнение.

Великобритания также пыталась ввести методы голосования через интернет и СМС. Сделано это было для того, чтобы избавить жителей страны от необходимости стоять в очередях на избирательных участках и ради поднятия процента явки. Проголосовать можно было где угодно: в супермаркете, на улице или в баре. Достаточно было просто позвонить и следовать инструкциям голоса в трубке. Но эксперимент, несмотря на все его преимущества, не дал желаемого результата.

Возможно, электронные голосования станут следующей ступенью демократии, когда гражданин страны в любой точке планеты сможет выполнить свой гражданский долг, и человеческий фактор (случайные ошибки и намеренные фальсификации) при подсчете голосов уйдет в прошлое.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Читайте также: