Укажите какой из перечисленных ниже признаков характерен только для феодального типа права

Обновлено: 02.06.2024

Соглашение двух или более субъектов права об установ- лении взаимных прав и обязанностей, которому государство придает общеобязательный характер, называется:

а) правовым обычаем;

б) нормативно-правовым актом; в) правовой доктриной;

г) нормативным договором.

Исторически первой формой права является: а) правовой обычай;

б) судебный прецедент; в) нормативный договор; г) правовая доктрина,

В Российской Федерации официально не признается ис- точником права:

а) нормативно-правовой акт; б) нормативный договор;

в) правовой обычай;

г) судебный прецедент.

Укажите, какой из перечисленных ниже нормативно- правовых актов не относится к подзаконным:

б) указ президента;

в) постановление правительства; г) приказ министра.

Укажите, какой из перечисленных ниже нормативно- правовых актов не относится к подзаконным:

а) устав субъекта федерации; б) распоряжение президента;

в) постановление правительства; г) инструкция министерства.

Назовите нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу:

а) законы; б) указы;

в) постановления; г) распоряжения.

Укажите, какой из перечисленных ниже приемов систе- матизации нормативно-правовых актов является наиболее со- вершенным:

а) кодификация; б) консолидация; в) инкорпорация; г) учет.

Расставьте в правильной хронологической последова- тельности стадии законодательной процедуры:

принятие законопроекта путем голосования членов пар- ламента;

утверждение законопроекта. а) 1 — 5 — 4 — 3 — 2;

б) 4 — 1 — 3 — 2 — 5;

в) 4 — 1 — 3 — 5 — 2;

г) 1 — 4 — 3 — 2 — 5.

Укажите, какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному принципу:

а) компьютерный учет;

б) инкорпорация; в) кодификация; г) консолидация.

Укажите, какой из источников права является результа- том правотворчества:

а) нормативно-правовой акт; б) правовой обычай;

в) правовая доктрина; г) судебный прецедент.

Тема 11 Законодательная техника

и систематизация законодательства

Контрольный тест

Вершиной рабовладельческого права было: а) право Древнего Египта;

б) право Древней Индии; в) право Древней Греции; г) право Древнего Рима.

Укажите, какой из перечисленных ниже признаков харак- терен только для феодального типа права:

а) тесная связь с религией;

б) отсутствие деления на отрасли права;

в) признание закона основным источником права;

г) партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны.

а) рабовладельческого; б) феодального;

Признаком буржуазного типа права не является: а) тесная связь с религией;

б) деление права на отрасли;

в) признание закона основным источником права; г) высокая юридическая техника.

К странам романо-германской правовой семьи принадлежит: а) Франция;

в) Англия; г) Иордания.

Основным источником права в странах мусульманского права является:

б) правовой обычай; в) прецедент;

Укажите, какая правовая семья имеет второе название —

а) романо-германская; б) англосаксонская;

в) мусульманская; г) африканская.

Укажите правовую семью, в которой судья одновременно является и законодателем:

а) романо-германская; б) англосаксонская;

Рациональное толкование предписаний ислама, осущест- вляемое учеными-муджтахидами, называется:

а) шариат; б) кияс;

в) иджтихад; г) иджма.

Укажите правовую семью: а) семейное право;

б) материальное право; в) мусульманское право; г) публичное право.

Характерными чертами феодального права являются

(укажите неверное утверждение): а) партикуляризм права;

б) сословный характер права;

в) ведущая роль конституции в системе права;

г) наличие значительного числа норм канонического права.

Укажите, в рамках какой правовой семьи произошла ре- цепция римского права:

а) англосаксонской правовой семьи; б) мусульманской правовой семьи; в) континентальной правовой семьи;

1 . Какой из перечисленных ниже нормативно-правовых актов не относится к подзаконным:

А) Указ Президента

В) Постановление Правительства

Г) Приказ министра

2. Какая функция государства включает в себя деятельность по развитию сети
общеобразовательных учреждений:

3. Какая из перечисленных ниже форм была основной формой организации
первобытного общества:

Б) соседская община

Г) верный ответ отсутствует

4. Власть в первобытном обществе опиралась на:

А) систему органов власти

Б) обычай и авторитет

В) вооруженную силу

Г) политические организации

5. Государство в современной юридической литературе определяется как:

А) машина для поддержания господства одного класса над другим

Б) сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан

В) политическая организация общества, обладающая верховной властью на

Г) союз людей, объединенных, началами общей пользы

6. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков не является признаком
государства:

Б) наличие выделенной из общества политической публичной власти

В) родовая организация населения

Г) верный ответ отсутствует

7. Государственный орган - это:

А) политическая организация

Б) элемент механизма государства

В) общественная организация

Г) верный ответ отсутствует

8. Органы прокуратуры входят в систему органов:

А) законодательной власти

Б) исполнительной власти

В) судебной власти

Г) не входят ни в одну из перечисленных выше систем

9. Постановления, издаваемые органами исполнительной власти, называются:

Г) Подзаконные акты

10.Что из ниже перечисленного является формой государственного устройства:

Б) Президентская республика

В) Унитарное государство

Г) Парламентская республика

Предварительный просмотр:

ТЕСТ 1 ВАРИАНТ 2

1. Какой из перечисленных ниже признаков не является признаком правового государства:

А) верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни общества

Б) территориальная организация населения страны

В) взаимная ответственность государства и личности

Г) разделение властей

2. Кто в правовом государстве является источником власти:

Б) правительство В)государство

3. Какое из перечисленных ниже государств не может быть названо правовым:

4. Что из ниже перечисленного является формой правления:

Г) Унитарное государство

5. Какой государственный орган РФ издает подзаконные акты:

А) Правительство РФ

Б) Государственная Дума РФ

В) Совет Федерации РФ

Г) Конституционный Суд РФ

6. Какие нормы являются самыми древними:

А) религиозные нормы

Б) нормы обычаев

7. Укажите, какой из признаков не является признаком первобытного общества:

Б) равенство всех членов общества;

В) власть носит сугубо общественный характер;

Г) отношения между членами регулировались обычаями

8. Какого типа государства не существовало:

9. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком права:

Б) формальная определенность

В) связь с государством

Г) все перечисленные выше признаки

10. Что из нижеперечисленного не является составной частью нормы права:

Предварительный просмотр:

ТЕСТ 1 ВАРИАНТ 1

ТЕСТ 1 ВАРИАНТ 2

Метод оценки выполнения задания:

Преподаватель Н.В. Вишнякова

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании предметной УТВЕРЖДАЮ:

комиссии механического цикла Заместитель директора по учебной работе

150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.

Составил преподаватель Н.В. Вишнякова

Предварительный просмотр:

ТЕСТ 2 ВАРИАНТ1

А) в период древнего мира

Б) в период средневековья

В) в Новое время

Г) после второй мировой войны

2. Укажите государственный орган, который имеет право официально толковать
Конституцию РФ:

А) Государственная Дума РФ

Б) Совет Федерации

Г) Конституционный Суд РФ

3. Какое из перечисленных ниже прав относится к группе политических прав человека:

А) право на защиту от безработицы

Б) право направлять личные и коллективные петиции в органы государственной

В) право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом

Г) право на свободу и личную неприкосновенность

4. Укажите, в каком случае ребенку может быть отказано в приеме в гражданство РФ:

А) родители ребенка на момент его рождения являлись гражданами российского

Б) родители ребенка на момент его рождения постоянно проживали на территории

российского государства, но были апатридами

В) один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве

1 Что представляет собой методология теории государства и права?

2 В чем состоит дуализм объектов и единство предмета теории государства

3 В чем выражается единство и взаимосвязи метода и предмета юридического познания?

4. Выделите достоинства и недостатки синергетического подхода к изучению государственно-правовых явлений

5.Обоснуйте соотношение преемственности и новизны в развитии теории государства и права

Задание.

1 Заполните таблицу:

Развитие динамического процесса Диалектика Синергетика
Причины
Формы
Свойства
Факторы
Результаты
Способы познания и проверки результатов

Тема 2.

Государство и общество.

1.Контрольные вопросы

1. Пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества.

3.Охарактеризовать российское законодательство о политических и общественных объединений

4.Выделить основные тенденции в развитии государственной власти в современном мире.

Приложение № 1

Самостоятельная работа

I. Используя текст Декларации прав человека ООН Конституции РФ, заполнить таблицу:

Группы прав и свобод человека Декларация прав человека ООН Конституция РФ
Экономические
Политические
Гражданские

Записать соответствующие каждой группе права и свободы, а также условия их ограничения.

II. Выразить свое мнение относительно приведенных ниже критических тезисов относительно прав человека:

1. Положения Всеобщей декларации прав человека давно устарели, превратились в собрание мертвых истин. Нужны новые права, такие как, например, право народа контролировать атомные станции и ядерное оружие, право коллективного контроля над таким мощным средством воздействия на общественное мнение, как СМИ и др.

2. Идеология прав человека используется для вмешательства во внутренние дела других государств.

3.. Институт прав человека призван увековечить существующую политическую систему и экономику западного общества

2. В кризисные моменты развития государственного интереса власти и общества стоит выше неприкосновенных прав отдельной личности.

Задание 2

1. В настоящее время широкое распространение теории элитарной демократии. Согласно этой теории реальная власть в демократическом государстве должна принадлежать фактически правящей политической элите, а народ – иметь лишь права периодического контроля. Демократия должна представлять собой создание эффективных механизмов рекрутирования элиты, подконтрольной народу.

Считаете ли вы обоснованной данную точку зрения.

3. Демократические режимы опираются на право с вытекающими из него свободой личности, широкими возможностями для проявления различных противоречивых устремлений. В этом заключается и сила, и слабость демократии. Как вы это понимаете?

Тема 3.

Право и поведение.

Задание.

Тема 4.

Современное состояние российского права.

1.Контрольные вопросы

1. Развитие юридической техники.

2. Иерархия в нормативно-правовых актах в федеративных государствах

Задание.

Считаете ли вы необходимым внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, которые бы регламентировали процесс лоббирования при принятии федеральных законов? Или лоббирование надо запретить? Обоснуйте свою точку зрения

Тема 5.

Правовое регулирование.

1.Контрольные вопросы

1.Перечислите способы повышения эффективности правового регулирования.

2.Чем правомочие как способ правового регулирования отличается от дозволения?

3.Почему правовой статус государственных органов и должностных лиц не может регулироваться общедозволенным образом?

4. Юридическая деятельность, ее элементы.

5.Ценности права, их роль в правовом регулировании

6. Эффективность действия права.

Задание

Название способа Сущность Пример

Тесты по самопроверке

I Вариант.

1. Власть – это:

А) организованная сила, обеспечивающая порядок в обществе;

Б) надстройка общества

В) общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством;

Г) политическая, структурная и территориальная организация общества.

2. Кто из перечисленных авторов развивал спортивную теорию происхождения государства:

3. Укажите один из признаков первобытного общества:

А) наличие аппарата управления;

В) Слитность прав и обязанностей членов общества;

Г) регулярная армия.

4. Особый слой людей, занимающихся управлением, называют:

Г) все перечисленные.

5. Укажите, какая из указанных функций государства является регулятивной:

Б) охрана правопорядка;

6. Какой признак характерен для всех социальных норм:

А) результат сознательно-волевой деятельности людей;

Б) обязательное правило поведения;

В) обеспечены принудительной силой государства;

Г) Выражено в официальной форме.

7. Какой из приведенных ниже тезисов является отражением нормативистской теории права: право-это:

А) возведенная в закон воля господствующего класса;

Б) правовые эмоции людей, носящие императивный характер;

В) система норм, представляющих собой пирамиду, в которой ниже стоящая норма соответствует вышестоящей.

Г) система правоотношений, поведение людей в сфере права.

8. Какими путями источникам права придается официальный характер:

А) издание новых законодательных актов;

Б) придание юридической силы обычаю, традициям;

В) правотворчество и санкционирование;

Г) придание нормативным актам общественного значения.

Ч.2

1. Расставьте в правильной хронологической последовательности стадии законодательной процедуры:

1) обсуждение законопроекта; 2) промульгация закона; 3) принятие законопроекта путем голосования членов парламента; 4) законодательная инициатива; 5) утверждение законопроекта.

А) 1-5-4-3-2; Б) 4-1-3-2-5-; В) 4-1-3-5-2-; Г) 1-4-3-2-5.

2. Какого вида гипотез не существует:

А) абсолютно-определенной; Б) альтернативной; В) бланкетной;

3. Объектом отражения какой разновидности сознания является сфера общеобязательного нормативного регулирования:

А) правосознания; Б) правовая культура; В) общественное сознание; Г) правовой идеализм.

4. К общеправовым принципам не относится:

А) равенство всех перед законом; Б) верховенство закона; В) равенство всех субъектов правоотношений; Г) гуманизм.

5. Способ толкования норм права с помощью установления целей издания нормативно-правового акта называется:

А) телеологическим; Б) политическим; В) логическим; Г) систематическим.

6. Негативно-отрицательное отношение к праву называется:

А) правовой инфантилизм; Б) правовой идеализм; В) правовой дилентантизм; Г) нет правильного ответа.

7. Предположение о наличии некоторых обстоятельств, имеющих силу юридических фактов, называется:

А) юридические условия; Б) презумпция; В) фикция; Г) нет правильного ответа.

8. Какой из способов правового регулирования относится к дополнительным:

А) дозволение; Б) обязывание; В) запрещение; Г) стимулирование.

Ч.3

1. Юрисдикция – это:

А) установленная законодательством совокупность правомочий гос. органов разрешать правовые споры;

Б) территория в подведомственности определенного органа власти;

В) отправление правосудия;

Г) все перечисленное.

2. Марксистом до Маркса называли:

3. Способы легитимации гос. власти:

А) участие в выборах;

Б) принятие Конституции на референдуме;

В) законопослушность граждан;

4. Назовите одну из юридических гарантий законности:

А) свобода слова;

Б) равенство всех граждан перед законом и судом;

В) юридическая техника;

5. Преюдиция:

Б) юридический факт;

В) ранее установленные судом доказательства;

Г) вводная часть интерпретационного акта.

Ч.2

1. Укажите какой из перечисленных ниже признаков характерен только для феодального типа права:

А) тесная связь с религией;

Б) отсутствие деления на отрасли права;

В) признание закона основным источником права;

Г) партикуляризм, т.е. отсутствие единой системы права в масштабах страны.

2. Совокупность источников права в их взаимосвязи:

А) отрасль права;

Б) система права;

В) система законодательства;

Г) правовая система.

4. К юридическому квалифицированию фактических обстоятельств дела не относится:

А) оценка установленных фактов на основе правовых норм;

Б) выбор правовой нормы;

В) анализ правовой нормы;

Г) применение нормы.

Ч.3

1. Аброгация – это:

Г) все вышеперечисленное.

2. М. Вебер выделял следующие типы легитимации государственной власти:

А) традиционная, научная, легальная.

Б) легальная, харизматическая, традиционная.

В) традиционная, харизматическая, научная.

Г) нет правильного ответа.

3. Интегративное правопонимание изложено в работах:

Г) всех перечисленных.

4. Могут ли граждане и общ. организации выступать в роли субъектов законности:

А) Нет, только органы управления;

Б) Нет, только государственные организации;

В) Нет, только должностные лица;

5. Элемент общественной системы, поддерживающий и воспроизводящий общественную жизнь на основе законов:

А) юр. Гарантии законности;

Б) политические гарантии законности;

В) материальные гарантии законности;

Г) нет правильного ответа.

Ч.2

1. В какой правовой семье судья одновременно является и законодателем:

2. Какая из перечисленных отраслей является комплексной:

А) конституционное право;

Б) трудовое право;

В) транспортное право;

3. На первой стадии применения права происходит:

А) юридическое квалифицирование;

Б) установление фактических обстоятельств дела;

4. Предположение о наличие некоторых, имеющих силу юридических актов называется:

5. Элемент правосознания – это:

А) правовая идеология;

Б) правовая культура;

В) правовая преюдиция;

Г) правовой нигилизм.

6. Найдите определение субъективного права:

А) мера дозволенного поведения;

Б) свобода действия;

Г) мера санкционированного поведения;

Д) мера должного поведения.

7. Что не влияет на классификацию юр. норм:

А) функции права;

Б) история права;

В) способ правового регулирования;

Г) индивидуальное регулирование общ. отношений;

Ч. 3

1. Добровольный отказ избирателей от голосования на выборах или референдуме:

Г) нет правильного ответа.

2. Характер гос. власти обусловлен:

А) социальной структурой общества;

Б) исключительно классовой природой общества;

В) функционирование в качестве регулятора общественных отношений;

Г) все перечисленное.

3. Архаичное право можно еще называть:

А) право народов;

Б) варварское право;

Г) примитивное право;

Д) все перечисленное.

4. Что является предпосылкой такого состояния жизни, при котором ее субъекты свободно реализуют принадлежащее им права и обязанности:

А) Гос. принуждение;

В) правовая культура;

Г) правовое сознание.

А) формальная определенность;

6. Экзекватура –

А) совокупность телесных наказаний;

Б) выдача государством другому государству своего гражданина для привлечения к уголовной ответственности;

В) исполнение судебного решения, вынесенного в другой стране;

Г) нет правильного ответа.

7. Назовите способ правового регулирования:

Вопросы к экзамену.

1. Многоуровневая концепция методологии юридической науки.

2. Основные методологические проблемы теории государства и права.

3. Парадигмальные изменения методологии теории и истории государства и права.

4. Основные понятия и категории синергетики как методологии теории и истории государства и права.

5. Возможности и ограничения использования синергетики в юриспруденции.

6. Соотношение метода и предмета теории и истории государства и права.

7. Признаки научного метода. Основные виды.

8. Современное понимание диалектики при изучении теории и истории государства и права.

9. Этапы развития теории и истории государства и права.

10. Дуализм объектов и единство предмета теории и истории государства и права.

11. Соотношение преемственности и новизны в исследовании теории и истории государства и права.

12. Соотношение теорий о происхождении и сущности государства.

13. Легализация и легитимация государственной власти.

14. Формы государства и формы его легализации.

15. Виды легитимации государственной власти.

16. Единство и разделение государственной власти.

17. Теория информационного государства.

18. Синергетические принципы разработки государственной политики (Рекомендации ООН).

19. Понятие и виды суверенитета.

20. Развитие теорий суверенитета.

21. Суверенитет и федерализм.

22. Происхождение права. Мононормы.

23. Основные подходы к правопониманию.

24. Признаки и сущность права.

25. Понятие правовой аксиологии.

26. Государство и общество. Гражданское общество.

27. Социально-национальная структура общества.

28. Место и роль религиозных организаций в современном государстве.

29. Концепции посттоталитарного развития государства и общества.

30. Правомерное поведение, виды и структуры.

31. Социальная и юридическая ответственность.

32. Психологические элементы в структуре правосознания.

33. Пределы и уровни правового регулирования.

34. Правовые средства и цели.

35. Эффективность правового регулирования.

36. Понятие и виды правовых режимов.

37. Механизм правового регулирования (этапы и элементы).

38. Типы, способы и методы правового регулирования.

39. Соотношение системы права и системы законодательств.

40. Социальная природа правонарушений.

41. Совершенствование юридической техники.

42. Юридическая деятельность: понятие и виды.

43. Элементы юридической деятельности (действия, способы, средства).

44. Юридическая практика, виды и функции.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература

1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Том 1. М., 1972.

2. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.2. - Свердловск: СЮИ, 1973. – 400 с.

3. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. лит., 1987. – 448 с.

4. Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). Проблемы теории и истории. - М.: Институт государства и права РАН, 2001. – 200 с.

5. Методологические проблемы правоведения: Сб. науч. тр. Выпуск V / Сост. М.Ф. Маликов. – Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001. – 420 с.

6. Концептуальные проблемы правового регулирования: Сб. науч. тр. – Выпуск VI / Автор-сост М.Ф. Маликов. – Уфа: Изд-е Башкирск. Ун-та, 2001. – 446 с.

7. Концептуальные основы правоотношений: Сб. науч. тр. Выпуск VII / Автор-сост. М.Ф. Маликов. – Уфа: Изд-е Бащкирск. Ун-та, 2001. – 552 с.

8. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2002. – 656 с.

9. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нарсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2002. – 832 с

Дополнительная литература

1. Архипов С.И. Субъекты права. М., 2004.

2. Блинов А.С. Национальное государство: в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М., 2003.

3. Дробышевский С.А. Классические теоретические представления о государстве и праве и политике. Красноярск, 1999.

4. Еллинек Г. Обще учение о государстве. СПб, 2004.

5. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М, 2000.

6. Кудрявцев В.Н., Керимов Д.П. Право и государство (опыт философско-правового анализа) М., 1993.

7. Курочкин А.В. – Синергетическая концепция государственного управления. СПб, 200.

8. Левин И.Д. Суверенитет. СПб, 2003.

9. Митрохин С.С. Предпосылки и основные этапы децентрализации государственной власти в России. М., 2004.

10. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. 2006. № 6.

11. Муравский В.А. Актуально-правовой аспект правопонимания // Государство и право. 2005. № 2.

12. Мартынин О.В. Метафизические концепции права // Государство и право. 2006. № 2.

13. Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат. – СПб, 2000.

14. Плешаков К. Сквозь заросли миров. Распады и рождение государства. М., 1997.

15. Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна, 2005.

16. Проблемы теории права и государства, истории политико-правовой мысли. – Алматы, 2005.

17. Право XX века: идеи и ценности. М., 2001.

18. Проблемы правопонимания. Всероссийская научно-теоретическая конференция // Государство и право. 2003. № 8.

19. Социальная синергетика: предмет, актуальные проблемы, поиски, решения. – Йошкар-Ола, 2003.

20. Романов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия. СПб., 2004.

21. Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государства: Вопросы теории и практика. СПб., 1997.

22. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

23. Шайо А. Самоограничение государственной власти. М., 2001.

24. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002.

25. Черноков А.Э. Будущность права. СПб., 2002.

26. Четвертнин В.А. Понятие права и государство. М., 1997.

Проблемы теории государства и права

Практикум – рабочая тетрадь для студентов юридических факультетов

Выполнил: студент

Группа

Проверил: к. ю. н. , доцент

Иванцова Г.А.

Тема 1.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

а) общеобязательность; б) формальная определенность; в) связь с государством; г) все перечисленные признаки.

2. Мораль отличается от права тем, что она:

а) обеспечивается возможностью государственного принуждения; б) состоит из правил поведения; в) является результатом деятельности компетентных государственных органов; г) регулирует более широкую сферу общественных отношений.

3. Назовите функцию права:

а) охранительная; б) организационная; в) познавательная; г)научная.

4. Назовите функцию права:

а) воспитательная; б) регулятивная; в) компенсационная; г) созидательная.

а) право является средством достижения социального компромисса; б) право определяет меру свободы человека в обществе; в) право опирается на идею социальной справедливости; г) право исходит от государства и им охраняется.

Тема 10. Правовые семьи современности.

На процесс формирования системы права значительное влияние оказывает принадлежность государства к определенному виду правовой семьи.

Под правовой семьей понимается совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения.

Одной из основных правовых систем современности считается романо-германская правовая семья. Система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, строгой юридической техникой. Носителями и двигателями данной системы были наиболее мощные государства. Сначала Римская империя, а затем государства Европы (Франция, Германия и др.).

Романо-германская правовая семья, являясь самой древней западной правовой системой, имеет ряд отличительных родовых особенностей: - содержит многие атрибуты римского частного права (институты, концепции, приемы, лексика, структура материального права. ); - доктринальный характер и логичность; - кодифицированность основных отраслей материального и процессуального права; - разделяет материальное право на частное и публичное, признавая принцип дуализма частного права; - соблюдается принцип первичности частного права по отношению к публичному, а также материального права по отношению к процессуальному; - основным источником права признается нормотворчество государства, а судебный прецедент рассматривается лишь как вспомогательный источник; - наряду с соблюдением принципа верховенства закона действует и принцип этатизма - признание и усиление ведущей роли государства в обществе; - в государствах, относящихся к этой правовой системе, имеется несколько видов судов высшего звена (во Франции три - Верховный суд общей юрисдикции, Верховный административный суд, Верховный конституционный суд; в Германии шесть. ); - действует система административного контроля министерства юстиции над судами (аттестация судей, контроль за кадровой политикой судов, осуществление программ по повышению квалификации судей. ); - структура юридической профессии предполагает деление на восемь горизонтальных ветвей: судья, адвокат, юрисконсульт, частнопрактикующий юридический советник, прокурор и подчиненные ему следователи, ученые и преподаватели.

Англосаксонская правовая семья (общего права). Зародившаяся много веков назад в Англии, эта система получила широкое распространение в мире.

Судебный прецедент - судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

В истории "общего права" выделяются три этапа: формирование "общего права", дополнение его "правом справедливости" и толкованием статусов. Общее право, как и римское право, развивалось, руководствуясь принципом: "право там, где есть и защита".

Это "право судебной практики", когда в решениях судов не только применяются, но и создаются нормы права. Последовательность их применения способствует устойчивости правовой системы и судебной практики. Правила прецедента означают обязанность судов придерживаться ранее принятых судебных решений. Но не все суды обладают таким правом.




Структура права в англосаксонской правовой семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в романо-германской правовой семье. В английском праве отсутствует деление на публичное и частное, безусловный приоритет отводится процедурному праву, а не материальному. Формы исков, доказательства, процедурные правила, преимущественно устное и непрерывное судопроизводство, кратность мотивации, строгий ритуал вынесения решений - такова специфика английского права.

Отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, то есть могут разбирать разные категории дел: публичные и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные и т.д. Во-вторых, английское право развивалось постепенно путем судебной практики и законодательных реформ по отдельным вопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, поэтому право представляется однородным.

Религиозно-традиционные правовые семьи

В этих семьях различают так называемые религиозные (еврейское право, мусульманское право, индусское право) и традиционные (право стран Дальнего Востока, ряда стран Африки, Мадагаскара) правовые группы.

Все религии в процессе своего многолетнего развития с учетом вековых традиций и менталитета населения выработали свое отношение к должному и греховному в поведении человека. Это нашло свое отражение в религиозных учениях. При формировании национальных систем права все государства наряду с совокупностью социальных норм обязательно учитывают и религиозный фактор.

Это выражается в том, что, запрещая, разрешая или поощряя в определенном порядке юридически значимые действия, государство закрепляет морально-нравственные ценности в обществе. Устоявшимся нравственным началам в поведении людей придается обязательное для исполнения государственно-правовое значение.

Например, в православии чуть более двух тысяч лет назад к семи смертным грехам были отнесены: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, обжорство и уныние. В то же время для грешников религия открывает путь для покаяния. В эпоху древнейших общин существовало разделение в действиях людей на то, что положено и что не положено. У древних греков богиня Фемида (богиня правосудия) давала оценку характеру поведения.

В исламе существуют большие и малые грехи. К семи "страшным грехам" пророк Мухаммед отнес: многобожие (язычество); колдовство; убийство; ростовщичество; растрату имущества сироты; бегство с поля боя; порочение целомудренных, набожных, но невнимательных женщин. Конкретно какие из деяний человека следует считать в большей или меньшей степени грешными, определяют религиозные традиции и правила, изложенные в Священном Коране и изречениях Пророка.

На иврите грех понимается как нарушение или неисполнение исповеди. Всего их в иудаизме 613. Грех означает такой характер отдаления человека от творца, когда он перестает походить на него образом и подобием. Самым большим наказанием за это считается отдаление души от творца и его божественности. Таким образом, в самом понятии греха этой религией уже заложено будущее наказание.

Задания к теме №10

1. Контрольные вопросы (подчеркните ответы в лекции)

1. Охарактеризуйте основные черты современных правовых семей.

Одной из основных правовых систем современности считается романо-германская правовая семья. Система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, строгой юридической техникой.

Англосаксонская правовая семья (общего права).Зародившаяся много веков назад в Англии, эта система получила широкое распространение в мире.

Судебный прецедент - судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

Читайте также: