Соглашение о преобразовании блока дкб в организацию дкб что определяло это соглашение

Обновлено: 13.06.2024

Содержание

История

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ [8] .

2 октября 2009 года информационные агентства, распространили новость о том, что Республика Беларусь присоединилась к соглашению о КСОР на основании заявления Президента РБ. Все процедуры по подписанию документов о КСОР на сегодняшний день завершены. [9] Тем не менее, уже 6 октября выяснилось, что Белоруссия так и не подписала [10] соглашение о КСОР. Кроме того, Александр Лукашенко отказался от наблюдения за заключительной фазой учений сил оперативного реагирования ОДКБ, которые прошли 16 октября 2009 года на полигоне Матыбулак в Казахстане. [11]

20 октября 2009 года в секретариат ОДКБ поступили [12] документы, подписанные Белоруссией.

28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года).

Перспективы развития

Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Это международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, [которых, слава Богу, пока вроде не было], широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью. Это не декларативная задача, которая записана в каких-то уставных документах, это реальные конкретные алгоритмы коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы. [15]

У нас бывало недопонимание с российским руководством. Но мы — братья и друзья! И все, что касается ОДКБ, — шутки в сторону. Здесь у нас никогда не было никаких недопониманий, — заявил 26 октября Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на встрече с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ. [16]

Цели и задачи

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран-участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Встречи глав государств-членов ОДКБ

Дата Место проведения
1 15 мая 1992 Ташкент
2 6 июля 1992 Москва
3 24 декабря 1993 Ашхабад
4 10 февраля 1994 Алма-Ата
5 25 мая 1995 Минск
6 3 ноября 1995 Москва
7 17 мая 1996 Москва
8 28 марта 1997 Москва
9 5 марта 1998 Москва
10 2 апреля 1999 Москва
11 29 июня 2000 Москва
12 25 мая 2001 Ереван
13 12 мая 2002 Москва
14 28 апреля 2003 Душанбе
15 18 июня 2004 Астана
16 23 июня 2005 Москва
17 23 июня 2006 Минск
18 6 октября 2007 Душанбе
19 5 сентября 2008 Москва
20 4 февраля 2009 Москва (Внеочередной саммит)
21 15 июня 2009 Москва
22 10 декабря 2010 Москва
23 12 августа 2011 Астана
24 15 мая 2012 Москва
25 23 сентября 2013 Сочи
26 8 мая 2014 Москва
27 23 декабря 2014 Москва
28 15 сентября 2015 Душанбе
29 14 октября 2016 Ереван

Члены ОДКБ

Текущий состав:

Государства Дата вступления
Армения Армения 15 мая 1992
Белоруссия Белоруссия 31 декабря 1993
Казахстан Казахстан 15 мая 1992
Киргизия Киргизия 15 мая 1992
Россия Россия 15 мая 1992
Таджикистан Таджикистан 15 мая 1992

Государства-наблюдатели при парламентской ассамблее:

  • Сербия Сербия (с 11 апреля 2013) [17][18]
  • Афганистан Афганистан (с 11 апреля 2013) [17][18]

Бывшие члены:

  • Азербайджан Азербайджан (с 24 сентября 1993 по 2 апреля 1999)
  • Грузия Грузия (с 9 сентября 1993 по 2 апреля 1999)
  • Узбекистан Узбекистан (с 15 мая 1992 по 2 апреля 1999, с 16 августа 2006 по 28 июня 2012) [19]

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию её целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Постоянный Совет ОДКБ — орган, который занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, в период между сессиями Совета. Постоянный Совет состоит из Постоянных и Полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами, и действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

Государства-члены организации

Согласно действующему Уставу Организации Договора коллективной безопасности государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании договора коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 21 апреля 1999 года. Государствами-членами ОДКБ являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств. [21]

Государство Дата ратификации
Соглашения о создании ДКБ
(от 15 мая 1992 года) [22]
Дата ратификации
Протокола о продлении ДКБ
(от 2 апреля 1999 года)
Дата ратификации
Устава ОДКБ
(от 7 октября 2002 года)
Азербайджан Азербайджан 20 апреля 1994 не подписано не подписано
Армения Армения 15 мая 1992 2 апреля 1999 18 сентября 2003
Белоруссия Белоруссия 31 декабря 1993 2 апреля 1999 18 сентября 2003
Грузия 15 мая 1992 не подписано не подписано
Казахстан Казахстан 15 мая 1992 2 апреля 1999 18 сентября 2003
Киргизия Киргизия 15 мая 1992 2 апреля 1999 18 сентября 2003
Россия Россия 15 мая 1992 2 апреля 1999 18 сентября 2003
Таджикистан Таджикистан 15 мая 1992 2 апреля 1999 18 сентября 2003
Узбекистан Узбекистан (до 28 июня 2012) 15 мая 1992 не подписано 16 августа 2006

Подготовка военных кадров

С 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях [23] . В 2010 году в РФ училось около 2,5 тыс. военнослужащих из Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана [23] .

Дополнительные факты

  • Любая страна-участница ОДКБ вправе выйти из состава ОДКБ в любое время по собственному желанию [24] .
  • ОДКБ как единый военно-политический союз ни разу не участвовал в боевых операциях.
  • Узбекистан дважды выходил из организации (в 1999 и 2012 гг.)

См. также

  • Шанхайская организация сотрудничества
  • НАТО
  • Объединённая система ПВО СНГ
  • Вооружённые силы Российской Федерации
  • Вооружённые силы Казахстана
  • Вооружённые силы Республики Беларусь
  • Вооружённые силы Армении
  • Организация Варшавского договора (ОВД)

Напишите отзыв о статье "Организация Договора о коллективной безопасности"

Примечания

Литература

  • Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы) 2004 ISBN 5-94935-031-6

Ссылки


Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Армения Армения • Белоруссия Белоруссия • Казахстан Казахстан • Киргизия Киргизия • Россия Россия • Таджикистан Таджикистан

Азербайджан Азербайджан • Армения Армения • Белоруссия Белоруссия • Грузия Грузия • Казахстан Казахстан • Киргизия Киргизия • Латвия Латвия • Литва Литва • Молдавия Молдавия • Россия Россия • Таджикистан Таджикистан • Туркмения Туркмения • Узбекистан Узбекистан • Украина Украина • Эстония Эстония

Абхазия Абхазия • НКР НКР • ПМР ПМР • Южная Осетия Южная Осетия • ДНР ДНР • ЛНР ЛНР

Утратили независимость: Республика Гагаузия Республика Гагаузия • Чеченская Республика Ичкерия Чеченская Республика Ичкерия • Республика Крым Республика Крым

СГРБ • СНГ (ЭС • МГБ • ЗСТ) • СНГ-2 • ОДКБ • ЕАЭС (ТС • ЕЭП) • ГУАМ • БА • МАК
Прекратившие существование: ЦАСЕврАзЭС

Отрывок, характеризующий Организация Договора о коллективной безопасности

Организа́ция Догово́ра о коллекти́вной безопа́сности (ОДКБ) — военно-политический союз в рамках СНГ, созданный на основе Договора о коллективной безопасности, подписанного в мае 1992 года. В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Действие договора продлевается каждые пять лет.

Цели и задачи ОДКБ

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

История создания

15 мая 1992 года в Ташкенте представители шести стран: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к Договору присоединились:

  • Азербайджан — 24 сентября 1993 года
  • Грузия — 9 сентября 1993 года
  • Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года и был рассчитан на пятилетний срок.
По истечении пяти лет. 2 апреля 1999 года президенты шести стран: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, а Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлить действие договора.

В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности.
7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Страны-участники ОДКБ

В мае 2002 года на сессии участников Договора о коллективной безопасности в Москве было принято решение о создании полноценной международной организации — Организации Договора о коллективной безопасности. 7 октября 2002 года в подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В феврале 2009 года на совещании в Москве было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования, которые должны будут использоваться для отражения военной агрессии, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

30 ноября 2017 года в Минске прошел очередной саммит ОДКБ. Лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана встретились во Дворце независимости. Встрече руководителей государств предшествовала встреча министров иностранных дел стран-членов ОДКБ.

Среди главных вопросов повестки дня саммита — ключевые вопросы взаимодействия в рамках организации, международные и региональные проблемы, меры по совершенствованию системы коллективной безопасности ОДКБ. По итогам саммита подписана Декларация в связи с 25-летием Договора о коллективной безопасности и 15-летием ОДКБ.

Также на саммите согласован План реализации Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 года и ряд других документов, в том числе в сфере информационной безопасности, в области противодействия незаконной миграции.

Структура ОДКБ

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) выполняет функции консультативного и исполнительного органа ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КСББ) является консультативным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ОДКБ и осуществляет руководство секретариатом, он назначается решением Совета коллективной безопасности.

Հավաքական անվտանգության պայմանագրի կազմակերպություն ( армянский )
Арганізацыя Дамовы аб калектыўнай бяспецы ( Белорусский )
Ұжымдық қауіпсіздік туралы шарт ұйымы - Újimdyq Qaýipsizdik Týraly сарт Úıymy ( Казахская )
Жамааттык коопсуздук жөнүндө келишим уюму ( Кыргызская )
Организация Договора о коллективной безопасности ( русский )
Созмони Аҳдномаи амнияти дастаҷамъӣ ( Таджикский )

Организация Договора о коллективной безопасности ( ОДКБ , России : Организация договора о Коллективной Безопасности , ОРГАНИЗАЦИЯ Dogovora о Kollektivnoy BEZOPASNOSTI , ОДКБ ) является межправительственной военный союз в Евразии , который состоит из отдельных постсоветских государств .

Генеральным секретарем новой организации назначен Николай Бордюжа . 23 июня 2006 г. Узбекистан стал полноправным участником ОДКБ; и его членство было ратифицировано узбекским парламентом 28 марта 2008 года. [2] Он приостановил свое членство в 2012 году. ОДКБ является организацией-наблюдателем при Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций [ необходима цитата ] .

ОДКБ и ее государства-члены время от времени подвергались критике со стороны независимых наблюдателей и западных стран за нарушения прав человека и политическую коррупцию, которые они в большинстве своем отрицали. [8]

Содержание

  • 1 История
  • 2 государства-члена
    • 2.1 Потенциальные будущие участники
    • 4.1 Информационные технологии и кибербезопасность

    Диаграмма Эйлера, показывающая отношения между различными наднациональными организациями на территории бывшего Советского Союза v • d • e

    ОДКБ вырос из рамок Содружества Независимых Государств , а также первым начал , как СНГ Договор о коллективной безопасности (ДКБ) , который был подписан 15 мая 1992 года, в Армении , Казахстан , Кыргызстан , Российская Федерации , Таджикистан и Узбекистан , в город Ташкент [ ссылка ] . Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 г., Грузия - 9 декабря 1993 г. и Беларусь - 31 декабря 1993 г. [ цитата необходима ] . Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г.

    Срок действия CST составлял 5 лет, если он не был продлен. 2 апреля 1999 года только шесть членов ДКБ подписали протокол, продлевающий договор еще на пятилетний период - Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались подписать договор и вместо этого вышли из него [ цитата необходима ] . В то же время Узбекистан присоединился к группе ГУАМ , созданной в 1997 году Грузией, Украиной , Азербайджаном и Молдовой и в значительной степени рассматриваемой как намерение противодействовать влиянию России в регионе [ цитата необходима ] . Позже Узбекистан вышел из ГУАМ в 2005 году и присоединился к ОДКБ в 2006 году с целью установления более тесных связей с Россией [ цитата необходима ] . 28 июня 2012 года Узбекистан приостановил свое членство в ОДКБ. [9]

    Государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности:

    СтранаЧленствоГод въезда
    Арменияполноправный член1994 г.
    Беларусьполноправный член1994 г.
    Казахстанполноправный член1994 г.
    Кыргызстанполноправный член1994 г.
    Россияполноправный член1994 г.
    Таджикистанполноправный член1994 г.

    Государства-наблюдатели от Организации Договора о коллективной безопасности:

    СтранаЧленствоГод въезда
    Афганистангосударство-наблюдатель, не являющееся членом2013
    Сербиягосударство-наблюдатель, не являющееся членом2013

    Бывшие государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности:

    2006 (второй раз)

    2012 (второй раз)

    Республика Сербия и Исламская Республика Афганистан был предоставлен статус наблюдателя в ОДКБ. [10]

    Руководителями ОДКБ были: [11]

    Государства-члены приняли меры по противодействию угрозам кибербезопасности и преступлениям в сфере информационных технологий на заседании Совета министров иностранных дел в Минске, Беларусь. [12] Министр Абдрахманов выдвинул предложение о создании системы Cyber ​​Shield. [12]

    В течение 2005 г. партнеры по ОДКБ провели ряд совместных учений .

    В июне 2007 года Кыргызстан стал председателем ОДКБ.

    В октябре 2007 года ОДКБ подписала соглашение с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в столице Таджикистана Душанбе о расширении сотрудничества по таким вопросам, как безопасность, преступность и незаконный оборот наркотиков. [13]

    6 октября 2007 года члены ОДКБ согласились на крупное расширение организации, в результате чего будут созданы миротворческие силы ОДКБ, которые могут быть развернуты в соответствии с мандатом ООН или без такового в государствах-членах. Расширение также позволит всем членам покупать российское оружие по той же цене, что и Россия. [14]

    29 августа 2008 года Россия объявила, что будет добиваться признания ОДКБ независимости Абхазии и Южной Осетии . Тремя днями ранее, 26 августа, Россия признала независимость отколовшихся от Грузии регионов Абхазии и Южной Осетии. [15]

    5 сентября 2008 года Армения приняла чередующееся председательство в ОДКБ во время встречи в ОДКБ в Москве , Россия . [16]

    В 2009 году Беларусь бойкотировала саммит ОДКБ из-за молочной войны с Россией. [17]

    10 декабря 2010 г. государства-члены одобрили декларацию о создании миротворческих сил ОДКБ и декларацию государств-членов ОДКБ, а также подписали пакет совместных документов. [18]

    С 21 декабря 2011 года участники Договора могут наложить вето на создание новых иностранных военных баз в государствах-членах Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Кроме того, Казахстан принял на себя ротационное председательство в ОДКБ от Беларуси. [6]

    В августе 2014 года 3000 солдат из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана приняли участие в учениях по психологической и кибервойне в Казахстане в рамках военных игр, проводимых ОДКБ. [19]

    3 августа 2009 года министерство иностранных дел Узбекистана подвергло критике планы России по созданию военной базы на юге Кыргызстана для сил быстрого реагирования ОДКБ, заявив:

    После того, как Курманбек Бакиев был отстранен от должности президента Кыргызстана в результате беспорядков в Кыргызстане в апреле 2010 года, ему было предоставлено убежище в Беларуси . Президент Беларуси Александр Лукашенко выразил сомнение в будущем ОДКБ из-за неспособности предотвратить свержение Бакиева, заявив:

    Лукашенко ранее обвинил Россию в наказании Беларуси экономическими санкциями после отказа Лукашенко признать независимость Абхазии и Южной Осетии , заявив, что

    «Экономика - основа нашей общей безопасности. Но если ближайший союзник Беларуси по ОДКБ пытается… разрушить эту основу и де-факто поставить белорусов на колени, как можно говорить об укреплении коллективной безопасности на пространстве ОДКБ? " [25]

    Отказавшись от участия в саммите ОДКБ в 2009 году, Лукашенко заявил:

    Во время поездки на Украину, чтобы продлить аренду Россией крымского порта Севастополь в обмен на скидки на поставки природного газа , президента России Дмитрия Медведева спросили, может ли Беларусь ожидать аналогичной сделки, и он ответил:

    Всего несколько недель спустя заместитель председателя временного правительства Кыргызстана Отубаевой пожаловался, что их призывы о помощи от ОДКБ были проигнорированы. [35] ОДКБ не смогла договориться о предоставлении военной помощи Кыргызстану на встрече в Ереване , Армения , на которой присутствовали Роза Отунбаева, а также Александр Лукашенко . [36]

    Международный Институт Новейших Государств представил предварительный доклад о перспективах развития ОДКБ. Мир Перемен публикует полную версию документа.

    Краткая историческая справка

    Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 года через полгода после развала СССР. Его основной задачей было сохранить взаимодействие армий новообразованных независимых государств на постсоветском пространстве.

    Государствами-основателями стали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В 1993 году к договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия.

    20 декабря 1994 года договор вступил в силу сроком на 5 лет.

    В 1999 году Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлевать членство в ДКБ и сосредоточились на работе в ГУАМ (ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) — антироссийская организация, созданная в 1997 году для налаживания горизонтальных связей между постсоветскими республиками в интересах США и Евросоюза. В периоды членства Узбекистана организация называлась ГУУАМ. В настоящее время ГУАМ не является действующей и реально работающей структурой, несмотря на то, что формального решения об ее роспуске не принималось, а расположенный в Киеве Секретариат ГУАМ регулярно выпускает пресс-релизы на русском языке о своей работе).

    В 2002 году было принято решение о трансформации ДКБ в полноценную международную организацию.

    7 октября 2002 года в Кишинёве были приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Документы о создании ОДКБ были ратифицированы всеми странами-участницами и 18 сентября 2003 года вступили в силу.

    2 декабря 2004 года ОДКБ получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

    16 ноября 2006 года главы парламентов стран-членов ОДКБ приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ).

    В 2009 году были созданы Коллективные силы быстрого реагирования (КСОР). Их задача — отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Учения КСОР проходят на регулярной основе.

    14 октября 2016 года Совет коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ в Ереване принял Решение об утверждении Стратегии коллективной безопасности до 2025 года, а также о дополнительных мерах по борьбе с терроризмом и создании Центра кризисного реагирования.

    Генеральным секретарем ОДКБ с 2003 года является Николай Бордюжа.

    Председателем Парламентской Ассамблеи ОДКБ 24 ноября 2016 года избран Вячеслав Володин.

    ОДКБ: Родовые травмы и неустранимые противоречия

    Крупнейшая геополитическая катастрофа XX века — развал Советского Союза — особенно серьезно сказалась на способности внезапно и зачастую не по собственной воле получивших независимость государств поддерживать должный уровень безопасности — как внешней, так и внутренней.

    Если европейские постсоветские республики (за исключением Молдавии, не сумевшей обуздать собственных националистов и в результате лишившейся Приднестровья) в начале 90-х столкнулись максимум с ростом преступности, то среднеазиатские страны оказались наедине с угрозой международного терроризма и религиозного экстремизма.

    Наиболее серьезной ситуация была в Таджикистане, с его протяженной границей с Афганистаном. Гражданская война в этой стране угрожала крайне серьезными последствиями не только для самого Таджикистана, но и для соседних стран. Именно поэтому и Россия, взявшая на себя охрану таджикско-афганской границы, и Казахстан, и Узбекистан активно участвовали в национальном примирении в республике.

    ОДКБ изначально была ориентирована в первую очередь на решение задач поддержания безопасности в Средней Азии. Еще немного цитат со старой версии сайта организации:

    «На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства. Об этом свидетельствует востребованность Договора в целом ряде случаев применения его положений.

    Возможности Договора задействовались осенью 1996 года, летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.

    В 1999 и 2000 годах в результате оперативно осуществленных мер государствами-участниками ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии".

    В 1999 году был утвержден План второго этапа формирования системы коллективной безопасности, который предусматривал формирование коалиционных (региональных) группировок войск (сил) на восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском направлениях.

    В 90-е у ДКБ не было шансов стать полноценной и действенной международной организацией из-за большого количества претензий его участников друг к другу.

    Но, пожалуй, главной проблемой ДКБ, перешедшей по наследству к ОДКБ, был изначальный отказ от серьезных попыток интегрировать крупнейшую после России в военном отношении постсоветскую республику — Украину.

    ДКБ в том виде, в каком он существовал в 90-е годы, не мог оперативно реагировать на вызовы времени, его реформа или роспуск были неизбежны.

    Работа по подготовке к переформатированию организации начались в 2000-м году. Было подписано соглашение об основных принципах Военно-технического сотрудничества (ВТС). В 2001 году были созданы Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, которые были укомплектованы четырьмя батальонами из России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана общей численностью в 1500 человек.

    Параллельно усовершенствовались органы политического управления и межгосударственных консультаций. Были созданы Совет министров иностранных дел и обороны, Комитет секретарей советов безопасности. Был организован Секретариат СКБ, налажен консультационный процесс на уровне СКБ, СМИД и СМО с участием заместителей министров иностранных дел и обороны, экспертов государств-участников, и их Полномочных представителей при Генеральном секретаре Совета коллективной безопасности.

    Решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в международную региональную организацию в соответствии с Главой VIII Устава ООН было принято в Москве в мае 2002 года главами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.
    Местом для создания ОДКБ был выбран нейтральный Кишинев. 7 октября 2002 года в столице Молдавии проходил саммит глав государств СНГ, в рамках которого главы стран-участниц ДКБ подписали уставные документы о трансформации последнего в ОДКБ.

    ОДКБ в 2002—2016 годах: через противоречия к укреплению союза

    В 2002—2003 годах, когда создавалась ОДКБ, главной мировой угрозой, как и сейчас, большинство стран считало международной терроризм. США вели операцию в Афганистане и готовились к вторжению в Ирак. Российско-американские отношения переживали период относительного подъема после резкого ухудшения в 1999 году, когда США и НАТО без санкции ООН разбомбили Югославию.

    Также следует подчеркнуть, что ОДКБ не рассматривалась как альтернатива НАТО. Задачами организации была безопасность в Средней Азии, а также военно-техническое сотрудничество стран-участников. Безудержное, подобное раковой опухоли, расширение НАТО никогда не было примером для подражания для участников ОДКБ.

    Тем не менее, со временем стало понятно, что одного лишь сотрудничества в рамках исполнительной власти недостаточно — для обеспечения должного уровня взаимодействия требовалась гармонизация законодательства.

    23 июня 2006 года минская сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ определила необходимость развития парламентского измерения ОДКБ в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Основываясь на этом решении и на Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств, председатели парламентов государств СНГ — членов ОДКБ на заседании 16 ноября 2006 года приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ).

    Как говорится на сайте ПА ОДКБ, «в рамках ассамблеи созданы три постоянные комиссии — по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству и по социально-экономическим и правовым вопросам.

    В соответствии с Положением о Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности, ПА ОДКБ обсуждает вопросы сотрудничества государств — членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях и вырабатывает соответствующие рекомендации, которые направляет Совету коллективной безопасности (СКБ), другим органам ОДКБ и национальным парламентам. Помимо этого, ПА ОДКБ принимает модельные законодательные и иные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере компетенции ОДКБ, а также рекомендации по сближению законодательств государств — членов ОДКБ и приведению их в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ".

    Это поставило под сомнение легитимность решения о создании КСОР, ведь согласно пункту 1 Правила № 14 Правил процедуры органов ОДКБ, утверждённых Решением СКБ от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений.

    Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал пакет документов о присоединении Белоруссии к Коллективным силам оперативного реагирования только 20 октября 2009 года.

    Это заявление стало предметом критики со стороны президента Белоруссии. Александр Лукашенко заявил, что КСОР должны войти в Киргизию и навести там порядок. В результате было принято компромиссное решение — на российскую авиабазу Кант в Киргизии был доставлен усиленный батальон 31-й десантно-штурмовой бригады ВДВ для обеспечения безопасности. Представители ОДКБ, в свою очередь, приняли участие в поисках организаторов беспорядков и обеспечили координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана. Также специалисты ОДКБ занимались выявлением подстрекателей и разжигателей розни в интернете. В Киргизию были направлены спецсредства нелетального действия, спецтехника, транспортные средства, включая вертолеты.

    Однако по мере усиления террористической опасности на Ближнем Востоке и в Средней Азии и приближения сил НАТО к границам России и Белоруссии стало понятно, что альтернативы ОДКБ в текущей ситуации нет. Обеспечение внутренней и внешней безопасности, а также военно-технического сотрудничества наших стран возможно только при постоянном и эффективном взаимодействии всех отвечающих за безопасность структур, включая парламентское взаимодействие.

    К 2016 году ОДКБ подошла достаточно единой и сплоченной организацией. Регулярно проводятся учения как КСОР, так и других структур, разрабатываются концепции и стратегии, налажено взаимодействие с ООН, ШОС, СНГ, ЕАЭС и другими международными организациями.
    По этому поводу генсек ОДКБ Николай Бордюжа неоднократно отмечал, что освещение деятельности ОДКБ находится в России не на должном уровне.

    ПА ОДКБ: большой потенциал качества

    Активизация межпарламентского сотрудничества в рамках ПА ОДКБ со странами-участницами организации, наблюдателями и всеми заинтересованными в сотрудничестве организациями становится важным элементом международной безопасности на Евразийском пространстве и во всем мире.

    Определенный оптимизм по поводу развития ситуации вокруг ОДКБ внушает единогласное избрание Председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина на аналогичный пост в Парламентской Ассамблее ОДКБ.

    В своем первом выступлении на новом посту Володин отметил, что в настоящее время перед ОДКБ стоит ряд приоритетных задач, в числе которых, в частности, ускорение формирования единого правового пространства в сфере обороны и безопасности на территории ОДКБ. В числе других важнейших направлений работы он назвал парламентское реагирование на кризисные ситуации не только на пространстве ОДКБ, но и за его пределами.

    Афганистан и Сербия уже являются наблюдателями в ОДКБ. Иран и Пакистан должны получить этот статус в 2017 году. По словам вице-спикера ПА ОДКБ, зампредседателя Совета Федерации Юрия Воробьёва, интерес к взаимодействию с ОДКБ проявила Молдавия — после избрания президентом социалиста Игоря Додона, неоднократно заявлявшего о необходимости восстановления связей с Россией, отношения Москвы и Кишинева могут если не кардинально улучшиться, то, по крайней мере, стать менее идеологизированными и более прагматичными.

    Сама организация остается достаточно закрытой, слишком сосредоточенной на сугубо специфических вопросах безопасности, которые не всегда приобретают публичный характер. Эксперты отмечают, что новый председатель ПА ОДКБ сможет придать импульс публичной составляющей работы, во-первых, самой Парламентской ассамблеи, а во-вторых, всего ОДКБ в целом.

    Здесь можно говорить о том, что вопросы безопасности будут требовать и четкого, понятного, актуального законодательного процесса обеспечения. Важным фактором становится диалог гражданских обществ по вопросам безопасности. Сегодня идет своего рода дискуссия между теми, которые считают, что демократические процедуры должны доминировать в системе, и между теми, кто считает, что вопросы безопасности требуют сегодня отступления от каких-то принципов. В данном случае участие Володина в этой дискуссии осовременит ее, поднимет до уровня развития всего гражданского общества. И в то же время приведет в соответствие с законодательными потребностями и конституционным статусом.

    Сотрудничество в рамках ОДКБ является ярким примером того, как самый сильный в военном плане участник организации в лице России не стремится навязать другим участникам собственные ценности и не вмешивается во внутреннюю политику своих партнеров.

    Читайте также: