Служба безопасности сервиса имеет право отказать в выводе средств любым из доступных способов если

Обновлено: 19.05.2024

Что проверяет служба безопасности при приеме на работу? В первую очередь — документы, предоставляемые соискателем на должность в организации, факты трудовой биографии. При устройстве на госслужбу к проверке подключается ФСБ.

Когда проводится проверка

Служба безопасности при приеме осуществляет целый комплекс мер, направленных на пресечение возможных экономических потерь организации как из-за действий конкурентов, так и из-за работников компании.

Поэтому основные усилия безопасников направлены на работу с кадрами, в частности:

  • проведение проверки кандидатов на трудоустройство;
  • обеспечение безопасности в процессе выполнения работниками своих обязанностей;
  • пресечение утечки информации, которая является коммерческой тайной;
  • предупреждение нанесения ущерба компании в случае увольнения сотрудника.

В отношении соискателя проверка происходит:

При устройстве в коммерческую организацию. В крупных компаниях обычно функционирует собственная служба безопасности, которая нередко состоит из бывших сотрудников правоохранительных органов. Эти люди используют инструменты и навыки проверки, полученные на прежней работе. Задача такого отдела — защитить интересы организации, ее имущество и нематериальные ценности от несанкционированного посягательства, сохранение коммерческой тайны и предотвращение конфликтов внутри компании. В этом случае порядок работы СБ регулируется локальными актами (Концепцией безопасности, Положением о СБ).

Проверка документов

Поскольку главная цель службы безопасности при проведении проверки — выявить факты, которые негативно влияют на выполнение соискателем своей трудовой функции, то основной массив исследований проводится до приема на работу. Для этого каждая организация формирует анкету, которую предлагают заполнить кандидату, что позволяет выяснить первичную информацию о нем.

Прежде чем обрабатывать полученные из анкеты сведения, необходимо взять у соискателя письменное согласие на обработку персональных данных. В противном случае на организацию вправе наложить штраф в соответствии с ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ.

Итак, что проверяет служба безопасности при трудоустройстве, какие сведения изучают ее представители перед приемом на работу? Обычно исследованию подвергается следующее:

Личные данные и документы. Ст. 65 ТК РФ содержит закрытый перечень документов, которые вправе потребовать работодатель при приеме и заключении трудового договора. Проверка подлинности представленных документов возможна различными способами. Действительность паспорта проверяют на сайте МВД, номер ИНН — через сайт ФНС, диплом — сделав запрос в учебное заведение, судимость легко проверяется через сайт суда общей юрисдикции, расположенного по адресу регистрации кандидата. Также в открытом доступе находится информация об административных штрафах, исполнительных производствах (сайт судебных приставов), о том, является ли человек учредителем какой-либо компании, и многое другое. А перечень того, что проверяет ФСБ при устройстве на работу с допуском к секретным данным, включает данные о близких родственниках, судимости и многое другое.

Трудовая биография. Для этого просят предоставить рекомендательные письма. Если есть сомнения, представители службы звонят бывшим работодателям, а иногда и коллегам. Это позволяет выяснить реальные причины увольнения, особенности характера человека, его компетентность и отношения с коллегами.

Информация из социальных сетей. Иногда личные качества кандидата имеют приоритетное значение. Такой прием, как изучение соцсетей, дает много информации о сотруднике и даже помогает составить его психологический портрет.

Во многих организациях при приеме проверяется кредитная история соискателя и наличие связей с конкурирующими организациями.

Отказ в работе по решению службы безопасности

Работодатель не вправе отказать кандидату из-за того, что тот когда-то нарушил ПДД либо выложил сомнительное фото в Сеть. Случаи, когда служба безопасности отказала в приеме на работу на основаниях, не имеющих ничего общего с деловыми качествами, нарушают действующее законодательство и расцениваются как дискриминация (ст. 64 ТК РФ). Компания использует результаты того, что проверяет служба безопасности при приеме на работу, лишь в качестве вспомогательной информации, необходимой для выбора между двумя равноценными кандидатами при приеме и закрытии вакантной должности.

В случае если кандидат не согласен с полученным отказом и считает его необоснованным, он вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Но какой-либо специальной меры пресечения для работодателя законодательство не устанавливает. Максимум, что присуждают несостоявшемуся сотруднику, — это компенсация морального вреда. В любом случае работодатель вправе заявить, что у соискателя недостаточно навыков делового общения, что является необходимым условием получения вакансии и практически недоказуемо.


Почему отказывают в проведении операции по счету

Причины могут отличаться в зависимости от того, кто является владельцем счета.

Если владелец — физлицо:

  • На счет поступают денежные средства, отличные от заработной платы, от организаций и/или ИП в больших объемах и мгновенно обналичиваются.
  • На счет поступают средства от юрлиц и/или ИП без конкретизации назначения платежа и без пояснений экономической целесообразности.
  • Регулярное поступление мелких сумм. Это может означать, что физлицо занимается предпринимательской деятельностью без ее оформления. Если физлицо является самозанятым рекомендуется сообщить об этом в обслуживающий банк (в свободной форме), чтобы операции не вызывали подозрения.
  • Если лицо — владелец счета или контрагент, переводящий ему деньги, состоят в списке недобросовестных участников рынка (такие списки могут вестись как внутри самого банка, так направляться ему от регуляторных органов).
  • Операция имеет нетипичный характер — например, крупная сумма с назначением платежа — дарение.
  • Транзитные платежи (перечисления в течение 1-2 суток после зачисления) — регулярные переводы между своими счетами без или на счета иных лиц.
  • Подозрение, что картой пользуется третье лицо — например, если обычно операции по карте совершались в Санкт-Петербурге, а потом карта была использована в Новосибирске. Для банка это сигнал, что карта может использоваться мошенником.

Приостановить операции по счету банк может также по распоряжению суда или приставов.

Подозрительной может быть признана любая операция вне зависимости от суммы — банк оценивает суть операции, назначение платежа, контрагента от которого поступают или которому перечисляются средства и другие факторы.

Ак Барс Private — это высокий стандарт обслуживания. Особые условия РКО и премиальные карты, юридические и налоговые услуги, организация управления активами и другие сервисы для физических лиц.

Если владелец счета — ИП

Причины могут быть те же, что и для физлица — ведь ИП это лишь особый статус. Что касается профессиональной деятельности предпринимателя, то отказ в совершении операции может стать последствием не конкретизированных формулировок в назначении платежей, когда банк не может точно определить вид операции и ее экономический смысл, отсутствие платежей по налогам, если у ИП есть сотрудники — отсутствие перечислений заработной платы, взносов и т.п.

Если операция не соответствует обычной деятельности ИП, то банк также может попросить представить подтверждающие документы.

По требованию ФНС операции по счету приостанавливаются, если ИП не сдал отчетность или не заплатил налоги.

Если владелец счета — организация

Для организаций часто играет роль налоговая нагрузка — если она ниже критерия, установленного ФНС, то считается, что компания скорее всего скрывает доходы или завышает расходы, чтобы минимизировать сумму налогов.

Компании на общей системе могут проверить налоговую нагрузку с помощью калькулятора на сайте налоговой службы.

Обналичивание больших сумм, транзитные платежи, высокие обороты при отсутствии штат сотрудников или небольшом количестве работников — это причины по которым операции могут вызывать у банка сомнения.

Должен ли банк уведомить о приостановке операций

Как правило, банк извещает о таком событии посредством уведомления в онлайн-банке или мобильном приложении, а также через SMS.

Сотрудник также может позвонить на телефон руководителя или главного бухгалтера и сообщить о том, что перечисления по счету приостановлены. Зачисления не блокируются.

Если вам необходимо проверить свои счета или счета контрагентов на наличие блокировки, можно пользоваться сервисом на сайте ФНС — для этого нужно знать только ИНН владельца счета и БИК банка.

Компания может иметь несколько счетов в разных банках, если операции приостановлены в одном, это не значит, что и другой банк сделает то же самое.

Открыть счет в Ак Барс Банке — 0 рублей за открытие счета, быстрое получение реквизитов, личный консультант, бонусы от партнеров.

Права и обязанности банка

ИП или организация может столкнуться с тем, что банк отказал не только в проведении операции, но и вообще в обслуживании. Такое право есть у банка, если клиент регулярно нарушает условия договора РКО, совершает сомнительные операции, игнорирует требования предоставить подтверждающие документы и т.д.

В соответствии со 115-ФЗ банк должен сообщить клиенту о причине отказа в обслуживании, открытии счета или вклада.

Права клиента банка

На рассмотрение заявления клиента банку дается 10 рабочих дней (п. 13.4 статьи 7 Закона 115-ФЗ).

Далее возможны два варианта:

  • пояснения устроят банк, банк отменит свое решение и клиенту будут оказаны услуги;
  • банк сочтет представленные пояснения и доказательства недостаточными или неубедительными, тогда он сообщает клиенту о невозможности оказания услуг.

После того как решение (положительное или отрицательное) принято, комиссия сообщит о нем клиенту и банку в течение 3-х дней.

Заявитель может присутствовать на заседании комиссии, в том числе рассматривается возможность дистанционного рассмотрения (по видеосвязи).

Алгоритм действий при получении отказа от Банка

Мы хотим дать несколько полезных советов, которые помогут решить вопрос с обслуживанием максимально комфортно для владельца счета.

Если банк все же отказывает в проведении операции, то придется отменить ее. Действительно — требования закона для всех банков одинаковы, но некоторые из них формализовано подходят к рассмотрению документов, не учитывая специфику или особенности бизнес-процессов компании.

Что касается обслуживания, то банк, который вам откажет, отправит информацию в список неблагонадежных клиентов, к которому обращаются и другие банки. После этого открыть счет в другом банке будет проблематично.

Подключайтесь к системе Ак Барс Бизнес Драйв . Узнайте о рисках приостановления операций заранее. Система проверит каждый ваш счет, даст оценку и рекомендации. Сервис доступен клиентам банка. Подать заявку на открытие счета.

Не совершайте этих ошибок

Некоторые клиенты поддаются панике или эмоциям и совершают ошибки, которые негативно отражаются на их репутации в банке.

Причины для отказа в обслуживании: нововведения в работу с клиентами по 115-ФЗ

Законодательство о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) во 2-й половине 2021-го вновь претерпело изменения. Теперь субъекты ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – 115-ФЗ) обязаны проверять лицензии и сайты своих клиентов. Если контрагенты не предоставили данные для идентификации, нужно отказать в обслуживании.

Рассмотрим подробнее требования законодательства:

  • какие лицензии нужно проверять
  • что проверять на сайтах организаций
  • что делать, если клиент отказывается раскрывать бенефициара организации
  • другие вопросы

Изменения, вступившие в силу

С конца июня по сентябрь 2021-го сразу 5 федеральных законов внесли изменения в 115-ФЗ, а также вступило в силу новое Положение ЦБ РФ.

Основные изменения приведены в таблице ниже:

Выделили ст. 9.1 о надзоре в сфере ПОД/ФТ. К списку регуляторов добавили:

  • Федеральную нотариальную палату
  • Федеральную палату адвокатов РФ
  • саморегулируемые организации аудиторов
  • наличие лицензируемых видов деятельности
  • внесение сайтов организаций в Единый реестр запрещённых сайтов

Самые обсуждаемые изменения разберём подробнее.

Когда и какие лицензии нужно проверять

Субъекты должны были проверять сведения о лицензиях ещё до вступления в силу изменений 115-ФЗ. Теперь п. 15. ст. 7 ужесточили.

Запрещено сотрудничать с клиентом, который по ОКВЭД подлежит лицензированию, если лицензии у него нет. Это нужно, чтобы ограничить работу предпринимателей, которые не имеют нужного разрешения.

В законе механизм проверки сформулирован недостаточно чётко. В ответе на запрос участников рынка Банк России не разъяснил часть вопросов. Информацию о лицензиях необходимо обновлять минимум раз в год, либо когда появились сомнения в достоверности сведений, предоставленных клиентом. На перепроверку информации даётся 7 рабочих дней.

Нужно проверять только основные ОКВЭД или дополнительные тоже?

К примеру, в ЕГРЮЛ указано два ОКВЭД, которые подлежат лицензированию. Но компания осуществляет деятельность только по одному из них по лицензии, а по второму деятельность не ведётся и лицензии нет.

Как поступить в такой ситуации?

Регулятор пояснил, что субъекты 115-ФЗ должны проверь все лицензии. При этом нужно выяснить, какую деятельность собирается вести клиент: если её специфика совпадает с лицензией, можно не отказывать в обслуживании.

Обратите внимание и на действующих клиентов компании. Если вы уже сотрудничаете с компанией, которая не имеет лицензии на лицензируемый вид деятельности, не стоит проводить в её пользу операции либо оказывать услуги от её имени.

Важно: запрет касается только случаев проведения операций в рамках лицензируемой деятельности!

Проверка сайтов компаний

Новое требование п. 15. ст. 7: сверять сайты клиентов с реестром запрещённых ресурсов. Но вопрос, в каких случаях нужно отказывать в обслуживании, остаётся открытым.

Вывод: ограничения распространяются только на сайты, которые используются для оказания услуг. Но законодательство РФ не даёт определение и критерии такой деятельности, поэтому практически любой сайт попадает под категорию оказания услуг.

Отказ клиентам без идентификации

Теперь субъекты 115-ФЗ обязаны отказывать в обслуживании клиентам, если не провели их идентификацию. (п. 2.2 ст. 7).

Клиенты часто отказываются давать информацию о бенефициаре организации. Некоторые ссылаются на то, что сами не владеют ею. Но потенциальный контрагент обязан предоставить сведения о бенефициаре компании для полной идентификации: Ф.И.О, паспортные данные. Результаты идентификации бенефициара фиксируются в анкете, которая не должна содержать пустые графы и прочерки.

Ещё одна поправка внесена в подп. 1 п. 3 ст. 6.1: информацию о бенефициарах нужно фиксировать в анкете сразу после её изменения (ранее информацию меняли раз в год).

Если работник финансового мониторинга узнал о смене собственника организации из СМИ, он должен внести в анкету новые данные о клиенте.

Оформление отказа в обслуживании

  • отсутствие лицензии на лицензируемую деятельность
  • невозможность провести идентификацию (отказ клиента предоставлять сведения о себе либо компании)
  • сайт клиента находится в Едином реестре запрещённых сайтов

Указанные ситуации, если они не находят своевременного разрешения (урегулирования), парализуют нормальный коммерческий оборот, препятствуя надлежащему исполнению условий сделок и формируют для организаций и предпринимателей, столкнувшихся с такими мерами, неблагоприятную историю на будущее. В ряде случаев такие меры приводят даже к закрытию бизнеса. Тем не менее, для снижения напряженности в отношениях банков и клиентов по поводу непроведения платежей и блокировки счетов могут быть даны некоторые рекомендации.

В настоящей статье мы рассмотрим только те случаи отказа в операциях, которые осуществляет сам банк в рамках действующего банковского и противолегализационного регулирования. Мы не рассматриваем здесь такие случаи, как приостановление операций по счетам налоговыми органами, наложение ареста на денежные средства в порядке обеспечительных мер или в рамках исполнительного производства и т.п.

Какие операции подлежат обязательному контролю?

Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):

Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.

Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации. Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений — подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).

К общим признакам необычного характера сделки, в частности, относятся:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
  • отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия отмыванию денежных средств / финансированию терроризма;
  • излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам;
  • наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента);
  • внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
  • сложности, возникающие у кредитной организации при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить;
  • совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента);
  • совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить и др.

Для отдельных типов операций (например, операций в наличной форме, операций по кредитам/займам, при международных расчетах, расчетах по банковским картам) существует ряд специальных признаков, свидетельствующих о возможной легализации преступных доходов.

В данном случае банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности ваших операций.

Замораживание (блокирование) средств – это уже экстраординарная ситуация, связанная с применением ключевых положений Закона № 115-ФЗ. Оно заключается в запрете осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими клиенту, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Банк обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни.

Чем руководствуются банки?

Банк не имеет целью доказать факт отмывания денежных средств своими клиентами. Однако банки связаны большим количеством требований закона и банковского регулятора. В частности, на банки возложена функция по осуществлению контроля на основе оценки уровня риска клиентов, в том числе по выявлению операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является отмывание денег или финансирование терроризма, информированию Росфинмониторинга об этих операциях, применению мер по их пресечению.

В реальности же нередки случаи, когда банки своими собственными действиями (без решения суда и вне рамок деятельности правоохранительных или налоговых органов) могут легко парализовать бизнес (особенно малый), который, в отсутствие возможности расчетов с контрагентами, часто вообще прекращает свое существование. Именно к таким последствиям подчас приводит существующее регулирование в сфере банковской деятельности и ПОД/ФТ и формальный подход к его исполнению.

В этой связи очевидна необходимость внесения изменений в соответствующие законы и акты ЦБ РФ, которые обеспечили бы баланс между соблюдением интересов клиентов и требований противолегализационного законодательства, ограничивали бы дискрецию банков при решении вопроса об отказе в проведении операций либо об отказе в обслуживании, ускоряли бы процедуру обжалования таких решений и т.п. Несмотря на имеющиеся поручения Правительству РФ подготовить поправки в законодательство, призванные исключить необоснованные отказы в операциях и блокировки счетов, данный вопрос по-прежнему не решен.

Что может сделать банк при выявлении признаков сомнительных операций?

Градация ограничительных мер, которые может применить банк, руководствуясь Законом № 115-ФЗ и внутренними правилами банка, выглядит следующим образом:

  1. ограничение использования ДБО или расчетов по картам;
  2. приостановление операции (то есть невыполнение банком распоряжения клиента продолжительностью до 5 рабочих дней);
  3. отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении конкретной операции (пункт 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  4. (для потенциальных клиентов) отказ от заключения договора банковского счета (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  5. блокирование (замораживание) денежных средств (то есть запрет на операции по счету, предусмотренный Законом № 115-ФЗ).

Прежде всего, банк может запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения бизнеса и т.д.), использовать иные источники информации. Если ранее предоставленная информация оказалась недостаточной, банк вправе запрашивать дополнительную информацию.

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Кроме того, банк может пригласить клиента на рабочую встречу для получения устных объяснений.

По результатам анализа полученной информации банк может:

Если банк присвоил конкретному клиенту повышенный уровень риска, банк вправе:

  • ограничивать (лимитировать) для такого клиента использование интернет-банка (ДБО) и использование банковских карт;
  • проводить в отношении такого клиента усиленный финансовый мониторинг, в том числе запрашивать документы и информацию по каждой проводимой операции.

Что касается ограничения использования ДБО, оно может быть не связано с решением банка по основаниям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ (признание операций клиентов подозрительными/сомнительными). Формально отключение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой лишь ограничение способа совершения операций, что конечно не умаляет его негативного эффекта.

При этом, банки часто применяют ограничения использования ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и/или сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений, в частности, отличий таких ограничений от отказа в совершении операции. К сожалению, такие меры воздействия на сегодняшний день носят системный характер, что признает и сам ЦБ РФ (см. Методические рекомендации ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР).

Получив информацию о причинах отказа, клиент вправе представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для отказа в проведении операции. Банк, рассмотрев такие документы/сведения не позднее 10 рабочих дней, обязан сообщить клиенту либо об устранении оснований для отказа либо о невозможности их устранения.

Как осуществляется реабилитация клиента?

К заявлению в МВК следует приложить:

После получения банком решения МВК об отсутствии оснований для отказа в проведении операции банк, в случае обращения заявителя, не вправе отказать заявителю в проведении операции. В то же время, решение МВК по одному случаю отказа в проведении операции не будет распространяться на другие случаи, возникшие у того же клиента, по каждому из которых потребуется отдельное разбирательство.

Общие рекомендации

Чтобы минимизировать риск отказа в проведении операции или блокировки счета рекомендуется:

Читайте также: