С обеспечением контроля знаний это как

Обновлено: 01.06.2024

Одним из важных структурных элементов каждого урока в частности и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Контроль за знаниями всегда находится в зоне пристального внимания учителя и свидетельствует о результатах обучения. Учитель, стремящийся к тому, чтобы ученики действительно поняли и запомнили тему, не станет излагать новый материал, пока не удостоверится в том, что все в классе действительно усвоили пройденное.

Проверка знаний и умений нередко становится для учащихся источником сильных переживаний. Если ученик получает высокую оценку, то он ощущает гордость и удовлетворение от своей работы. Если же, наоборот, он получает оценку, не удовлетворившую его, он может потерять веру в свои силы, интерес к учебе.

Тем не менее каждый учитель должен помнить, что контроль знаний – это необходимый, важный компонент процесса обучения. Именно он является средством корректировки и регулировки всего процесса, именно он может измерить результаты учебной работы.

У контроля знаний есть несколько основных функций.

– в процессе контроля происходят систематизация, углубление и закрепление материала;

– благодаря контролю знаний могут быть выявлены недочеты и искажения в понимании учебного материала;

– в процессе контроля знаний происходит активизация мыслительной деятельности учащихся: развиваются мышление, речь, внимание и память учеников.

– контроль знаний позволяет каждому ученику увидеть, насколько он преуспел в учебе;

– в процессе контроля знаний происходит воспитание чувства ответственности у учеников за свои усилия, дисциплины;

– воспитательная функция контроля знаний отвечает за формирование честности, правдивости, взаимопомощи, настойчивости;

– контроль знаний побуждает учеников выполнять все виды учебных заданий, воспитывает трудолюбие и привычку к систематизации знаний.

Эта функция особенно важна для учеников начальной школы, поскольку у них еще не в полной мере выработаны навыки учебного труда.

3. Ориентирующая, или диагностическая, когда контроль знаний:

– показывает, насколько уровень знаний учащихся отвечает учебному стандарту;

– раскрывает уровень сформированности навыков и умений у школьников, уровень результатов их воспитания и обучения;

– информирует учителя о достижении цели обучения отдельными учениками и классом в целом;

– позволяет установить пробелы в обучении и выявить область недостаточных знаний учащихся.

– выявляет результаты учительского труда и недочеты в его работе;

– помогает совершенствоваться педагогическому мастерству учителя.

4. Развивающая, нацеливающая на:

– развитие логического мышления, что способствует распознаванию вопроса или задания, помогает определить, что является причиной, а что следствием;

– умение рассуждать, распознавать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

– возникновение у учащихся навыков и умений, которые необходимы для решения практических, графических и экспериментальных заданий.

5. Контролирующая, т. е. выявляющая:

– состояние знаний, умений и навыков учащихся, которые предусмотрены обучающей программой;

– насколько уровень знаний учащихся соответствует данному этапу их обучения.

Давайте подробнее рассмотрим обучающую функцию контроля знаний. В первый раз учитель проверяет усвоение новых знаний сразу же после объяснения материала. Его внимание прежде всего обращено на то, как учащиеся поняли и усвоили главное, наиболее существенное в материале.

Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала учитель предлагает ученику ответить на какой–то вопрос. Так, в процессе обучения проявляется контролирующая функция. А наряду с ней реализуется и обучающая, потому что, отвечая на вопрос, ученик учится логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное им.

Ну а чтобы реализовать рассмотренные функции контроля и проверки знаний учащихся, необходимо обеспечить объективность, регулярность и полноту учета и проверки. Под объективными проверкой и контролем знаний понимается такая их постановка, при которой выясняются подлинные, объективно существующие знания учащихся по проверяемым вопросам программы.

Итак, чтобы контроль знаний был объективным, необходимо, чтобы он охватывал весь процесс обучения от начала до конца и сопровождался устранением обнаруженных недостатков, а также тех факторов, которые влияют на плохую усвояемость материала учениками. Для этого нужна еще такая функция контроля знаний, как побуждение учащихся к самоконтролю своей учебной деятельности. Ученик зачастую допускает много ошибок прежде всего из–за своей невнимательности, безразличия к предмету, т. е. из–за отсутствия самоконтроля.

Контроль знаний и умений студентов как один из главных элементов учебного процесса. Основные функции контроля знаний: обучающая, диагностическая, прогностическая и др. Особенности индивидуального устного опроса. Виды тестов: избирательный, закрытый и др.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.12.2016
Размер файла 23,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Харьковский гуманитарный университет

Кафедра философии и гуманитарных дисциплин

Выполнила: ст. гр. РП-51

Проверила: проф. Подольская Е.А.

Харьков, 2014

Содержание

Введение

1. Функции и виды контроля

1.1 Функции контроля

1.2 Виды контроля

2. Формы контроля знаний

2.1 Устный опрос

2.2 Письменный контроль

2.3 Тестирование

Выводы

Список литературы

Введение

Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Если цель учебного процесса заключается в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, то средствами достижения этой цели являются, во-первых, регулярная работа студента в течение всего семестра и, во-вторых, систематический контроль полученных им знаний. Исходя из этой предпосылки, становится очевидна важность данной темы.

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.

1. Функции и виды контроля

1.1 Функции контроля

Для выяснения роли контроля в процессе обучения рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

Обучающая функция заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизация. В ходе контроля происходит повторение, закрепление и совершенствование знаний путем уточнения и дополнения, переосмысливание и обобщение пройденного материала. Контроль способствует формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Диагностическая функция состоит в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах.

Прогностическая функция служит опережающей информацией об учебно-воспитательном процессе. В результате такого контроля получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала.

Развивающая функция состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих сил и способностей. Контроль протекает в условиях обостренной работы внимания, мышления, воображения. При любой проверке студент воспроизводит усвоенное, перерабатывает и систематизирует имеющиеся знания, делает выводы, обобщения, проводит доказательство, что эффективно содействует развитию обучения.

Ориентирующая функция заключается в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.

Воспитывающая функция заключается в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплине, аккуратности, честности. Правильно осуществляющий контроль преподаватель имеет возможность постоянно побуждать студентов к совершенствованию своих знаний и умений, к развитию потребности в самоконтроле. [2, с. 51-52]

Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным. С другой стороны, повышается результативность самого учебного процесса, однако для этого контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным.

1.2 Виды контроля

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным. На практике выделяют несколько основных видов контроля:

Предварительный контроль. Служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определять наличный (исходный) уровень знаний и умений студента, чтобы использовать его как фундамент. На основании данных предварительного контроля преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет каким разделам программы больше уделить внимание, намечает пути устранения выявленных пробелов студентов.

Текущий контроль. Основной вид проверки знаний, умений и навыков студентов. Его задача - регулярное управление учебной деятельностью студентов и ее корректировка. Он позволяет получать первичную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, а также стимулировать регулярную, напряженную и целенаправленную работу студентов. Этот контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с закрепляемым повторением и применением учебного материала.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала по разделам, темам, предметам. Обычно такой контроль проводится несколько раз в семестр. Примером такого контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учебные и обобщающие занятия, зачеты. С помощью периодического контроля обобщаются и усваиваются целые разделы (выявляются взаимосвязи с другими разделами, предметами).

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени освоения студентами знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Он проводится в форме экзаменов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом. [1]

В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.

контроль знание опрос тест

2. Формы контроля знаний

Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Существует множество форм контроля, так как каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.

В учебной деятельности студентов необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование.

2.1 Устный опрос

Устный опрос как контроль знаний студентов осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний студентов всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для: выяснения готовности группы к изучению нового материала; определения сформированности понятий; проверки домашних заданий; поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на занятии, а также при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи студентов. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений студентов. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность студентов.

Устный опрос осуществляется на каждом занятии, хотя оценивать знания студентов не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания студентов на сложных понятиях, явлениях, процессах. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу группы, наиболее действенными приемами, которой являются: обращение с вопросом ко всей группе; конструирование ответа; рецензирование ответа; оценка ответа и ее обоснование; постановка вопросов студентов самими студентами; взаимопроверка; самопроверка.

2.2 Письменный контроль

Письменный контроль позволяет за короткое время проверить знания большого числа студентов одновременно. Используется письменный контроль знаний студентов в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Самостоятельная работа. Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности студентов. Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи студентов.

Контрольная работа. Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида. С помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет усвоение студентами материала в период изучения темы. Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений студентами по отдельной теме, курсу. Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении студенты не ограничены временем. Каждому студенту дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности. [3]

2.3 Тестирование

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что студента все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами - к тестам. Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Различают несколько видов тестов. Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них студент выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую студент может допустить, имея определенные пробелы в знаниях. Избирательные тесты могут быть различными:

2) Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3) Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки студентов, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания студентов.

3. Предоставляет студенту возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на занятии.

5.Активизирует мышление студентов.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью студента, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля. [4]

Таким образом, описанные выше виды контроля качества знаний студентов, удобно использовать и при организации самостоятельной работы студентов в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые преподаватели традиционно подходят к организации контроля, используя его в основном ради показателей достигнутого. Однако проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о самой деятельности, т. е. соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности позволяет преподавателю оценивать получаемые учащимися знания, умения, навыки, вовремя оказать им необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности и создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы.

Контроль должен быть:

· Планомерным и систематическим, т.е. должен осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять, исправлять ошибки;

· Объективным, позволяющим реально оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов. Объективность определяется обоснованностью целей и содержания обучения, требований к знаниям умениям и навыкам студента, соответствиям содержания проверочных заданий целям проверки;

· Всесторонним, т.е. более полно выясняющим фактический уровень усвоения студентами учебной информации, охватывающим все разделы программы;

· Индивидуальным, т.е. учитывать психолого-физиологические особенности студентов. Требования предъявлять ко всем одинаковые, но принимать во внимание индивидуальные качества каждого (природной медлительности, робость, застенчивость, измененную самоуверенность, физические недостатки);

· Экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в короткий срок;

· Педагогически тактичным, т.е. осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

Таким образом, эффективность контроля знаний и умений учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольного урока.

Список литературы

1. Агальцов В. П. Контроль знаний - доминирующая составляющая образовательного процесса / В. П. Агальцов //Информатика и образование. - 2005. - №2. - С. 94-96.

2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование / Ш. А. Амонашвили - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

3. Зильгараева А. К. Формы контроля теоретических знаний студентов / А. К. Зильгараева, А. Р. Шабанова // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 393-395.

4. Маматова О. Г. Формы контроля знаний студентов педагогических вузов / О. Г. Маматова // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 353-355.

Подобные документы

Контроль знаний, умений и навыков студентов: виды, методы. Рейтинговая система обучения. Педагогические условия организации эффективного контроля знаний в высших учебных заведениях. Диагностическая, обучающая, развивающая, воспитательная функции контроля.

реферат [645,6 K], добавлен 06.10.2016

Качество знаний, его главные параметры. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Экспериментальная проверка знаний и умений учащихся. Контроль знаний учащихся как элемент оценки качества знаний. Уровни контроля и проверки знаний по химии.

курсовая работа [33,0 K], добавлен 04.01.2010

Контроль знаний как существенный элемент современного урока. Место контроля знаний и умений учащихся на уроках литературы. Технология контрольно-оценочной деятельности учителя. Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся.

курсовая работа [107,4 K], добавлен 01.12.2011

Принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся, последовательность контроля и оценки знаний и умений. Осуществление контроля знаний методом тестирования с использованием технических средств. Рейтинговая система контроля.

курсовая работа [62,4 K], добавлен 30.01.2013

Функции, виды, типы и формы контроля знаний учащихся. Характеристика особенностей устного, письменного контроля знаний и некоторых его нетрадиционных форм. Разработка заданий на проверку знаний учащихся по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России".

Цель, задачи, виды и формы проверки и оценки качества знаний обучаемых

Проверка и оценка качества знаний студентов — один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач.

Основная цель проверки качества знаний – это обобщение и закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков учащихся, оценка эффективности и результативности учебно-познавательной деятельности каждого учащегося персонально.

Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения ряд важных задач:

— проверочную – показатели контроля служат главным основанием для суждения о результате учения;

— обучающую – в ходе проведения контрольных заданий происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности;

— развивающую – заключается в том, что контроль дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, требует напряжения умственной деятельности, обострения работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого;

— воспитательную – дисциплинирует учащегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность.

На практике обычно применяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения. Текущий контроль проводится для усвоения нового учебного материала, рубежный применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта).

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля — регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль — это контроль обобщающий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень.

Формы проверки степени обученности — это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Основными формами оценки качества знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверка, стандартизованный контроль.

Общее назначение этих форм заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал.

Устный опрос — наиболее распространенная форма контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого можно получить широкие возможности для изучения индивидуальных возможностей усвоения учащимися учебного материала.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. С помощью фронтального опроса можно проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.

Чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшей формой знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учениками, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этой формы дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения учащихся в средних специальных учебных заведениях не только усвоение ими определенной системы знаний, но и главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т. е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. Эта форма используется при изучении специальных дисциплин (например, менеджмент), на практических занятиях, при выполнении курсовых работ, при прохождении производственной практики.

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей — задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля — ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

Оценка результатов учебной деятельности

Результаты контроля знаний и умений студентов выражаются в оценке. Оценка — это определение и выражение в условных знаках, баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения знаний и умений.

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи преподаватель — студент. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет студенту отметку, которая служит количественным выражением оценки.

Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности студента, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет обучаемого, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.

Всякая оценка имеет организующее воздействие. Проверку каждый студент встречает с ожиданием отметки. Правильно поставленная оценка унифицирует познавательные интересы студентов, развивает трудолюбие, ответственность, самостоятельность, настойчивость и другие важные качества личности.

Необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений студентов:

  • объективность. Оценка должна отражать действительный уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой, показывать, насколько сознательно и прочно обучаемый владеет этим материалом, самостоятельно его использует;
  • индивидуальный характер. Оценка фиксирует результаты сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного студента;
  • гласность. Оценка, будучи оглашенной, оказывает воздействие, прежде всего на студента, которому она дана, так как он получает корректирующую информацию. Однако оценка влияет и на всю учебную группу: позволяет другим студентам соотнести знания и умения с требованиями контроля;
  • обоснованность. Оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением учебной группы.

Нет студентов, равнодушных к оценке, данной преподавателем. Во всех случаях необходимо предвидеть положительные и отрицательные ее последствия. Оценка, которая не побуждает студентов к дальнейшей работе, утрачивает свое значение.

Определение объективной оценки — очень важное и ответственное дело. Разработка критериев и норм оценок весьма трудна. Задача автора попытаться разработать новую более эффективную систему оценки знаний студентов, учитывая современные веяния в данной области.

В средних специальных учебных заведениях еще не сложились общепринятые критерии оценок. Исходный момент в оценке — ориентация на желаемый результат обучения. Следовательно, желаемый результат фактически выступает в роли главного критерия результативности обучения.

Цель, задачи, виды и формы проверки и оценки качества знаний обучаемых

Проверка и оценка качества знаний студентов — один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач.

Основная цель проверки качества знаний – это обобщение и закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков учащихся, оценка эффективности и результативности учебно-познавательной деятельности каждого учащегося персонально.

Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения ряд важных задач:

— проверочную – показатели контроля служат главным основанием для суждения о результате учения;

— обучающую – в ходе проведения контрольных заданий происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности;

— развивающую – заключается в том, что контроль дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, требует напряжения умственной деятельности, обострения работы внимания, памяти, мышления, воображения. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого;

— воспитательную – дисциплинирует учащегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность.

На практике обычно применяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения. Текущий контроль проводится для усвоения нового учебного материала, рубежный применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта).

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля — регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль — это контроль обобщающий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень.

Формы проверки степени обученности — это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Основными формами оценки качества знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверка, стандартизованный контроль.

Общее назначение этих форм заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал.

Устный опрос — наиболее распространенная форма контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого можно получить широкие возможности для изучения индивидуальных возможностей усвоения учащимися учебного материала.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. С помощью фронтального опроса можно проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.

Чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшей формой знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учениками, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этой формы дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения учащихся в средних специальных учебных заведениях не только усвоение ими определенной системы знаний, но и главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т. е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний. Эта форма используется при изучении специальных дисциплин (например, менеджмент), на практических занятиях, при выполнении курсовых работ, при прохождении производственной практики.

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей — задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля — ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

Оценка результатов учебной деятельности

Результаты контроля знаний и умений студентов выражаются в оценке. Оценка — это определение и выражение в условных знаках, баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения знаний и умений.

Для преподавателя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи преподаватель — студент. Осуществляя обработку этой информации, преподаватель выставляет студенту отметку, которая служит количественным выражением оценки.

Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она является характеристикой результатов учебной деятельности студента, дает представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия требованиям контроля, осведомляет обучаемого, какого мнения о нем преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося.

Всякая оценка имеет организующее воздействие. Проверку каждый студент встречает с ожиданием отметки. Правильно поставленная оценка унифицирует познавательные интересы студентов, развивает трудолюбие, ответственность, самостоятельность, настойчивость и другие важные качества личности.

Необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений студентов:

  • объективность. Оценка должна отражать действительный уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой, показывать, насколько сознательно и прочно обучаемый владеет этим материалом, самостоятельно его использует;
  • индивидуальный характер. Оценка фиксирует результаты сугубо индивидуального процесса, уровень знаний конкретного студента;
  • гласность. Оценка, будучи оглашенной, оказывает воздействие, прежде всего на студента, которому она дана, так как он получает корректирующую информацию. Однако оценка влияет и на всю учебную группу: позволяет другим студентам соотнести знания и умения с требованиями контроля;
  • обоснованность. Оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением учебной группы.

Нет студентов, равнодушных к оценке, данной преподавателем. Во всех случаях необходимо предвидеть положительные и отрицательные ее последствия. Оценка, которая не побуждает студентов к дальнейшей работе, утрачивает свое значение.

Определение объективной оценки — очень важное и ответственное дело. Разработка критериев и норм оценок весьма трудна. Задача автора попытаться разработать новую более эффективную систему оценки знаний студентов, учитывая современные веяния в данной области.

В средних специальных учебных заведениях еще не сложились общепринятые критерии оценок. Исходный момент в оценке — ориентация на желаемый результат обучения. Следовательно, желаемый результат фактически выступает в роли главного критерия результативности обучения.

Читайте также: