Русская правда как источник права известна в скольких редакциях

Обновлено: 05.05.2024

Контрольная работа

студентка 1 курса

Глава 1. Официальное право древнерусского государства………………….…3

Понятие правды как источника права……………………….…………………..3

Пространная редакция и ее сокращение……………………………………….9

Законодательные акты требуют строгого и объективного анализа как юридические документы и как исторические источники. Русская правда – это крупнейшее юридическое произведение древней Руси. Оно целиком основано на судебной практике восточных славян X-XII вв. Ее открытие и обнародование связано с крупнейшими именами наших историков: Татищева, Шлецера, Карамзина. Хоть до нас и дошло около ста списков Русской Правды, принято различать три редакции: краткую, пространную и сокращенную. Однозначного мнения о Русской Правде не было, она всегда была спорным источником. Нам известны различные походы при изучении Русской правды, основным подходом является догматический, пришедший к нам от буржуазных историков. На данный момент большинство историков сходятся в следующем: в основе произведения лежат чисто русские нормы права, не имеющие заимствований из зарубежного права, это нормы возникшего и развивающегося феодального права, а основным источником являются постановления и судебные решения князей. Актуальность нашего исследования заключается в изучении данного источника, как вспомогательного материала для выявления закономерностей развития права и государства. Целью нашего исследования является определение структуры и содержания Русской Правды, при использовании догматического подхода, и в связи с этим определения места Русской Правды в развитии отечественного права. Перед нами поставлены следующие задачи: определить сущность Русской Правды, рассмотреть основные ее редакции Краткую и Пространную Правду, выяснить время и место ее происхождения, а также исследовать основные источники, в которых она дошла до нас. Изучением Русской Правды занимались такие научные деятели как С.В. Юшков, В.Н.Татищев, А.А. Зимин, С.П. Обнорский, М.Н. Тихомиров, М.А. Исаев, их глубоко изученность вопроса, отраженная в научных работах и обуславливает выбранные нами источники.

Глава 1. Официальное право древнерусского государства

1.1 Понятие правды как источника права

Как было ранее сказано, выделяют три редакции Русской Правды. Краткая правда имеет два списка: академический и археологический. Состоит из 43 статей. По мнению большинства ученых в ее состав вошли: Правда Ярослава и Правда Ярославичей. Более поздней редакцией считается Пространная правда, состоящая из 121 статьи. В ее состав вошел Устав Ярослава и Устав Мономаха, предположительной родиной считается Киев. Третья редакция выделяется не всеми учеными, это так называемая Сокращенная Правда. Считается видоискаженной выпиской Краткой Правды.

Таким образом, Русская Правда - это древний источник права, который был создан под влиянием целого ряда факторов: традиционное право, судебная практика, договорная и законодательная деятельность князей. Созданная, под сильным религиозным влиянием, тем не менее, носит более самостоятельный характер, и является официальным памятником законодательства.

Исходя из выше сказанного, Краткая Правда является ценным источником древнерусского права. Особой ценность, по нашему мнению, несет Устав Ярослава, создание которого сделало крупный прорыв в развитии права. Узаконило основу судопроизводства, что лишь дополнила Правда Ярославичей, а местами и ужесточила.

Пространная редакция и ее сокращение.

Обычно появление Пространной Правды относят к второму-третьему десятилетию XII века. Она изложена по принципу сначала старое законодательство затем новое. Ее появление связывают с изменениями в социально-политической и экономической сфере жизни. Пространная Правда дошла до нас в более ста списках. Некоторые из ее редакций даже более ранние, чем у Краткой Правды, что конечно давало повод некоторым ученым думать, что Краткая Правда есть сокращение Пространной Правды. На самом деле это далеко не так. При сопоставлении текстов мы видим, что отсутствует последовательность изложения статей, схожие нормы с Краткой правдой тщательно переработаны и дополнены. А вот Сокращенная Правда, это как раз сжатое изложение Пространной Правды, не имеющей собственного законотворчества. Именно поэтому ее в основном рассматривают не в отрыве от Пространной Правды. Списки Пространной Правды образуют три группы: Синодально-Троицкую (75 списков), Пушкинскую (6 списков), и Карамзинскую (13 списков). Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Пространная правда во всех своих списках упоминается имя Ярослава Владимировича.[7] Пространная редакция содержит 121 статью. Источниками, которые легли в основу Пространной Правды были: Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха. Официальность Пространной Правды доподлинно неизвестна, так же как и ее точные границы региона, охваченного действием ее норм. Бытует мнение об одном составители Пространной Правды, основная цель которого была удержать от дальнейшего распада Киевскую Русь.

В целом Пространная Правда – это обобщающий законодательный свод, новшества, встречаемые в Краткой Правде, здесь минимализированны и связаны в первую очередь с переходом в расцвет феодализма. Но в связи с тем, что Пространная Правда возникла в период раннего феодализма, с большой долей вероятности, что приобрести общерусского значения ей не удалось.

Стоит так же упомянуть о третьей редакцией Сокращенной Правде, которая возникнув в 15 веке, не имеет важного значения по сравнению с предыдущими редакциями. Возможно, это связано с тем, что в 14 веке Русская Правда утрачивает свою силу в связи с переменами жизни государства. Она же является самым спорным памятником древнерусского права. Краткая Правда дошла до нас в двух списках за 17 век, они оба были помещены в Кормчей книге. Была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

[1] [4]Избранные работы по русскому языку. Обнорский С.П. – М.: Учебно-педагогическое издательство. 1960.-122 с.

[2][6] История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.- 69с.

[3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 8с.

[4] [6] История российского государства и права. Учебник / Исаев М.А. – М.: Статут.2012.- 68с.

[5] [3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 6с.

[6][8] Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 53 с.

[7] [8] Источниковедение отечественной истории. Учебное пособие / под.ред. Голикова А.Г. изд. 2-е стереотип. – М.: Академия. 2008. - 54 с.

[8] [3] Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие / Титов Ю.П. – М.: Проспект. 1999.- 9с.

[9] Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. Юшков С.В./под. Ред. О.И,Чистякова.- М.: Зерцало-М. 2002.-335 с.

[10] Правда русская. Зимин А.А. – М.: Древлехранилище. 1999. – 261-275с.

Русская Правда — это древнейший правовой сборник Киевской Руси, датированный 1016 годом.

Она является основным письменным источником русского права. Происхождение ранней части документа связано с князем Ярославом Мудрым. Написанная на древнерусском языке Русская Правда легла в основу русского законодательства и сохраняла значение до XVI века.

Первооткрывателем Русской Правды для науки стал историк В. Н. Татищев, обнаруживший в 1737 году ее Краткую редакцию.

В Русской Правде содержатся нормы процессуального, уголовного, наследственного, семейного и обязательственного права.

Русская Правда является источником для изучения правовых, экономических и социальных отношений в Древнерусском государстве.

Текстология

Архетип Русской Правды не сохранился. Имеются лишь поздние списки в составе сборников и летописей. Обычно списки Русской Правды соседствуют с правовыми церковными текстами.

Списки Русской Правды объединены в три редакции:

  • Краткая Русская Правда;
  • Пространная Русская Правда;
  • Сокращённая Русская Правда.

Лишь два из всех списков Краткой редакции являются аутентичными – Комиссионный (Археографический) и Академический, входящие в состав Новгородской первой летописи младшего извода. Остальные списки сделаны с этих двух в XVIII—XIX веках. Новгородская первая летопись младшего извода содержит под 1016 годом рассказ о борьбе Ярослава Мудрого и Святополка. Ярослав после победы сел княжить в Киеве, а помогавших ему новгородцев наградил деньгами и даровал им грамоту. Затем в летописи приведится текст Краткой Правды.

Пространная редакция известна в более чем 100 списках XIII—XV веков в составе Мерила Праведного, Кормчих книг и других сборников, а также летописей. В заголовке стоит имя Ярослава Владимировича. Древнейший известный список Пространной редакции есть в составе Синодальной Кормчей книги конца XIII века. Самый исправный список в составе Троицкого списка Мерила Праведного XIV века.

Готовые работы на аналогичную тему

Сокращённая редакция известна в двух списках Кормчих книг XVII века.

Происхождение

Спорным остается вопрос о времени создания древнейшей части Русской Правды. Большинство исследователей Древнейшую Правду связывают с Ярославом Мудрым. Период создания Древнейшей Правды — 30-е годы XI века. Постепенно нормы Русской Правды были кодифицированы князьями на основе устного обычного права восточных славян с включением элементов византийского права.

Состав Русской Правды

В состав Краткой редакции входят следующие части:

  • Древнейшая Правда или Правда Ярослава (статьи 1—18), 1016 год или 1030-е годы;
  • Правда Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого – Изяслава, Святослава и Всеволода) (статьи 19—41), относится к 1072 году;
  • Покон вирный (статья 42) определял порядок кормления вирников (собиравших виры княжеских слуг), 1020-е годы;
  • Урок мостникам (статья 43) регулировал оплату труда мостников,1030-е годы.

В Краткую редакцию включены 43 статьи. Первая часть (Правда Ярослава) сохранила обычай кровной мести, хотя и ограничила его ближайшими родственниками, отсутствие дифференциации размеров штрафов в зависимости от статуса потерпевшего. В Правде Ярославичей отразилось развитие правовых отношений: включены повышенные штрафы за убийство привилегированных членов общества. Много статей посвящено защите княжеских людей и княжеского хозяйства. Наказаниями являются денежные штрафы, за тяжкие преступления допускается расправа.

Пространная редакция, включающая 121 статью, составлена из двух частей — Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Большинство исследователей полагают, что Пространная Правда основана на тексте Краткой с внесением изменений и дополнений, в том числе принятых во время княжения в Киеве Владимира Мономаха. Существует мнение, что к Уставу Владимира Мономаха следует относить только статью 53, в которой упоминается князь. По мнению Я. Н. Щапова, с XIII века Русскую Правду использовали в Новгороде в церковном суде по светским делам. В Пространной редакции отражена дальнейшая социальная дифференциация, привилегии землевладельцев, зависимое положение закупов, смердов и холопов. Нормы свидетельствуют о дальнейшем развитии княжеского и боярского землевладений, уделено много внимания охране прав собственности. О социальной дифференциации свидетельствует размер виры, связанный со статусом жертвы. Статья 2 содержит запрет кровной мести.

Устав Владимира Всеволодовича, принятый после 1113 года, посвящён долговым нормам и положению свободных людей, попавших в зависимость после взятия купы — закупов. Уставом ограничивался произвол кредиторов, определялся процент по кредиту и запрещалось обращение закупов в рабство.

Сокращённая редакция содержит 50 статей. Большинство исследователей полагают, что она относится к позднему периоду, к XVI—XVII векам, и является сокращением из Пространной. А. А. Зимин считал, что она составлена путём сокращения Пространной редакции для приспособления к действовавшему праву путем исключения устаревших норм. М. Н. Тихомиров полагал, что Сокращённая Правда сложилась в Московском княжестве в конце XV века после присоединения территории Великой Перми. Связь с регионом нашла отражение в денежном счёте текста.

Законодательным памятником раннефеодального права является Русская Правда, которая дошла до нас более чем в 100 списках (то, что сегодня называется копиями; тогда они переписывались от руки). По содержанию они не повторяют друг друга, хотя и являются копиями одного законодательного акта. Ученые систематизировали 127 списков и разделили на три группы, близкие по содержанию.

1. Древнейшая редакция Русской Правды, так называемая Краткая, которая состоит из двух частей – Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Источник Правды Ярослава – обычное право, а Правда Ярославичей основана на нормах обычного права, законодательстве и судебной практике князей.

2. Пространная Правда, состоящая из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Ее источниками были законодательство князей и судебная практика.

3. Сокращенная редакция.

Таким образом, на самом деле никогда ни Краткой, ни Пространной Правды не существовало. Это систематизация более 100 списков, которые дошли до нас. Краткая и Пространная редакции Русской Правды были созданы в Киеве, а Сокращенная редакция из Пространной возникла в Москве. Это связано с тем, что надо было создать правовую основу процесса централизации.

Главной отличительной чертой древнерусского холопства было не столько его правовое положение, сколько практическое использование. Холопы использовались не столько в процессе производства, сколько в быту, в роли слуг. Со временем развивается процесс их привлечения к крестьянскому труду.

В статьях Русской Правды отражены вопросы гражданского права; обязательства из договоров (были известны такие виды договоров, как мена, купля-продажа, заем, поклажа, личный наем); брачно-семейного, процессуального, наследственного, уголовного права.

Особенности феодального права как права-привилегии ярко выражены в статьях Русской Правды, относящихся к уголовному праву. Личность и имущество холопов вообще не защищались, а личность и имущество лично зависимых крестьян охранялись в меньшей степени, чем независимых людей, в особенности феодалов. То же касалось и женщин.

Памятники светского права позволяют сопоставить степень наказуемости за одно и то же преступление представительниц разных классов.

Устав князя Ярослава показывает зависимость меры наказания от социального статуса женщин в древнерусском обществе. Церковная литература (епитимийная, учительная и нормативные акты) абстрактно трактуют эти вопросы, и положение женщины как субъекта права определяется ее непринадлежностью к холопскому сословию.

Необходимо рассмотреть законодательством Древней Руси защиту прав женщин различных социальных слоев и ответственность за преступления, совершенные по отношению к ним, а также ответственность самих женщин за преступления, преступные действия.

В феодальном законодательстве этого периода зафиксированы разные виды преступлений, совершаемых по отношению к женщинам.

Русская Правда дает возможность судить о цене жизни представительниц разных классов и социальных групп. За убийство рабы или холопа (ст. 89) вира не платилась. В РП не предусматривалась защита жизни независимой женщины, а уделялось внимание только материальному ущербу, который наносило феодалу убийство принадлежащих вотчинному хозяйству ремесленницы, кормилицы и просто рабы (ст. 15–17 Пространной Правды). Значило ли это, что жизнь женщины не была защищена и ее мог убить каждый? Нет, так как Церковное законодательство, судя по Уставу князя Ярослава о церковных судах, охраняло честь замужней женщины и дочери и наказывало не только изнасилование, но и избиение, и оскорбление словом.

Памятники права, объединявшие светские и церковные нормы, такие как международные договоры Новгорода с Готским берегом конца XII в., Смоленска с Ригой 1229 г. и середины XIII в., также охраняют честь женщины.

Но церковное законодательство не устанавливало ответственности перед церковной властью за убийство женщины. Это свидетельствует о том, что такое преступление подлежало не церковной, а светской юрисдикции – княжеской.

В конце XIV в. Уставная Двинская грамота князя Василия Дмитриевича оправдала убийство рабынь их собственными господами.

По РП штраф за убийство несвободной женщины, но не холопки был равен штрафу за убийство рабыни. Убийство ремесленницы каралось 12 гривнами.

По нормам ПР РП наложница обладала правом получения свободы только после смерти холоповладельца. Если субъект, совершивший насилие над рабыней, являлся посторонним лицом, его преступление было уголовно наказуемым, и он отвечал за него по светским законам.

За совершение насилия над женщинами свободного сословия была установлена более внушительная кара. В договоре 1189–1199 гг. за изнасилование свободной женщины вменялся такой же штраф, как за убийство новгородца.

Для независимого населения уголовного наказания за нанесение побоев жене или мужу предусмотрено не было. Церковь назначала мужу 6 лет епитимьи, а супруга могла с ним развестись. На посторонних мужчин налагался штраф 6 гривен (без социальных градаций).

Женщины всех сословий, кроме рабынь, были субъектами права, дееспособными и несли ответственность за преступления. За проступки холопки нес ответственность ее владелец.

Размеры ответственности за преступления женщин не оговаривались светским законодательством. Штрафы дифференцировались в зависимости от социальной принадлежности, а не пола.

Церковные нормативы предполагали наказания за прелюбодеяние (развод), муж имел право на развод с женой по ряду поводов, приравниваемых к супружеской измене.

Устав Ярослава выделил статью о женских драках, о воровстве. То есть в X в. сложилась система индивидуальной уголовной ответственности.

Видами наказаний были: смертная казнь, поток и разграбление, вира (штраф), продажа (денежный штраф в пользу князя).

Виды преступлений перечислены ниже.

1. Против телесной неприкосновенности (ранение, побои, отнятие руки, ноги, глаза).

2. Преступления против чести: оскорбление действием (вырывание бороды, усов, выбивание зубов, толкание) и словом.

4. Преступления против церкви: церковная кража; разграбление могил; посечение крестов; ввод в церковь животных и птиц; моление под овином, в рощах, у воды; колдовство.

Русская Правда была кодексом древнерусского права. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права.

Русская Правда — это древнейший правовой сборник Киевской Руси, датированный 1016 годом.

Она является основным письменным источником русского права. Происхождение ранней части документа связано с князем Ярославом Мудрым. Написанная на древнерусском языке Русская Правда легла в основу русского законодательства и сохраняла значение до XVI века.

Первооткрывателем Русской Правды для науки стал историк В. Н. Татищев, обнаруживший в 1737 году ее Краткую редакцию.

В Русской Правде содержатся нормы процессуального, уголовного, наследственного, семейного и обязательственного права.

Русская Правда является источником для изучения правовых, экономических и социальных отношений в Древнерусском государстве.

Текстология

Архетип Русской Правды не сохранился. Имеются лишь поздние списки в составе сборников и летописей. Обычно списки Русской Правды соседствуют с правовыми церковными текстами.

Списки Русской Правды объединены в три редакции:

  • Краткая Русская Правда;
  • Пространная Русская Правда;
  • Сокращённая Русская Правда.

Лишь два из всех списков Краткой редакции являются аутентичными – Комиссионный (Археографический) и Академический, входящие в состав Новгородской первой летописи младшего извода. Остальные списки сделаны с этих двух в XVIII—XIX веках. Новгородская первая летопись младшего извода содержит под 1016 годом рассказ о борьбе Ярослава Мудрого и Святополка. Ярослав после победы сел княжить в Киеве, а помогавших ему новгородцев наградил деньгами и даровал им грамоту. Затем в летописи приведится текст Краткой Правды.

Пространная редакция известна в более чем 100 списках XIII—XV веков в составе Мерила Праведного, Кормчих книг и других сборников, а также летописей. В заголовке стоит имя Ярослава Владимировича. Древнейший известный список Пространной редакции есть в составе Синодальной Кормчей книги конца XIII века. Самый исправный список в составе Троицкого списка Мерила Праведного XIV века.

Готовые работы на аналогичную тему

Сокращённая редакция известна в двух списках Кормчих книг XVII века.

Происхождение

Спорным остается вопрос о времени создания древнейшей части Русской Правды. Большинство исследователей Древнейшую Правду связывают с Ярославом Мудрым. Период создания Древнейшей Правды — 30-е годы XI века. Постепенно нормы Русской Правды были кодифицированы князьями на основе устного обычного права восточных славян с включением элементов византийского права.

Состав Русской Правды

В состав Краткой редакции входят следующие части:

  • Древнейшая Правда или Правда Ярослава (статьи 1—18), 1016 год или 1030-е годы;
  • Правда Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого – Изяслава, Святослава и Всеволода) (статьи 19—41), относится к 1072 году;
  • Покон вирный (статья 42) определял порядок кормления вирников (собиравших виры княжеских слуг), 1020-е годы;
  • Урок мостникам (статья 43) регулировал оплату труда мостников,1030-е годы.

В Краткую редакцию включены 43 статьи. Первая часть (Правда Ярослава) сохранила обычай кровной мести, хотя и ограничила его ближайшими родственниками, отсутствие дифференциации размеров штрафов в зависимости от статуса потерпевшего. В Правде Ярославичей отразилось развитие правовых отношений: включены повышенные штрафы за убийство привилегированных членов общества. Много статей посвящено защите княжеских людей и княжеского хозяйства. Наказаниями являются денежные штрафы, за тяжкие преступления допускается расправа.

Пространная редакция, включающая 121 статью, составлена из двух частей — Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Большинство исследователей полагают, что Пространная Правда основана на тексте Краткой с внесением изменений и дополнений, в том числе принятых во время княжения в Киеве Владимира Мономаха. Существует мнение, что к Уставу Владимира Мономаха следует относить только статью 53, в которой упоминается князь. По мнению Я. Н. Щапова, с XIII века Русскую Правду использовали в Новгороде в церковном суде по светским делам. В Пространной редакции отражена дальнейшая социальная дифференциация, привилегии землевладельцев, зависимое положение закупов, смердов и холопов. Нормы свидетельствуют о дальнейшем развитии княжеского и боярского землевладений, уделено много внимания охране прав собственности. О социальной дифференциации свидетельствует размер виры, связанный со статусом жертвы. Статья 2 содержит запрет кровной мести.

Устав Владимира Всеволодовича, принятый после 1113 года, посвящён долговым нормам и положению свободных людей, попавших в зависимость после взятия купы — закупов. Уставом ограничивался произвол кредиторов, определялся процент по кредиту и запрещалось обращение закупов в рабство.

Сокращённая редакция содержит 50 статей. Большинство исследователей полагают, что она относится к позднему периоду, к XVI—XVII векам, и является сокращением из Пространной. А. А. Зимин считал, что она составлена путём сокращения Пространной редакции для приспособления к действовавшему праву путем исключения устаревших норм. М. Н. Тихомиров полагал, что Сокращённая Правда сложилась в Московском княжестве в конце XV века после присоединения территории Великой Перми. Связь с регионом нашла отражение в денежном счёте текста.

Читайте также: