Право зажечь олимпийский огонь на московской олимпиаде 1980 г какой спортсмен получил право

Обновлено: 01.06.2024

МОСКВА, 14 июл — Sputnik, Лев Рыжков. Ровно за месяц до старта 22-й летней Олимпиады - 19 июня - в греческой Олимпии был зажжен факел с Олимпийским огнем, который предстояло доставить в Москву и другие города, принимавшие соревнования (Минск, Киев, Таллинн, Ленинград). На всем протяжении дистанции, которая составила 4 992 километра, было задействовано почти 5 тысяч бегунов.

О том, как проходил это небывалый забег по территориям четырех государств и трех союзных республик СССР, Sputnik спросил непосредственных участников тех событий.

Быть или не быть?

Куратору эстафеты Олимпийского огня Андрею Кислову сейчас 84 года. Он был членом президиума Олимпийского комитета СССР и помнит, что прорабатывались различные варианты доставки пламени в Москву.

"Можно было его зажечь в Олимпии и самолетом за один день передать, как святой огонь передают из Иерусалима. Доставлять огонь бегунами, проводить эстафету мы решили не сразу", - признается бывший спортивный функционер.

На самом деле, организаторов смущало то, что впервые эстафета Олимпийского огня проходила в 1936 году. И атлеты с факелами бежали в Берлин – столицу нацистской Германии.

Эстафета Олимпийского огня

"Тем не менее идея с бегунами всем понравилась, - говорит куратор эстафеты Олимпийского огня. - И мы решили, что лучше бежать. Непрерывно. Для каждого из пяти тысяч факелоносцев нужно было сделать форму, тапочки, маечки, факел. Потом стали решать, по каким странам бежать. Было мнение, что можно обежать весь земной шар".

В итоге выбрали более-менее прямой путь через Грецию, Болгарию, Румынию и три советских республики: Молдову, Украину и РСФСР.

Пограничный вопрос

Страны, через которые пролегал маршрут эстафеты, были социалистическими. Кроме одной, которую было не обойти и не объехать. Это – Греция. Мало того, что страна капиталистическая, так еще и член блока НАТО.

"Мы хотели получить как можно больше политических дивидендов, - рассказывает Андрей Кислов. – Информационная блокада была очень чувствительной. И мы понимали, что проведение Олимпиады в СССР откроет телевизионное окно не только в Европу, но и во весь мир. Олимпийская эстафета – это уже фактически олимпийское действо. Все радуются, встречают, провожают спортсменов. Такое событие – кто-то плачет, кто-то смеется. На целый месяц мы получали дополнительно повод для прессы. И мы его активно использовали".

Андрей Кислов рассказывает, что маршрут пробега был согласован с олимпийскими комитетами и правительствами. На словах все было готово. Но когда Кислов и другие члены Олимпийского комитета решили проехать на машине по маршруту будущей эстафеты примерно за полгода да ее старта, обнаружились некоторые проблемы.

Сергей Котенко

"Мы приехали на границу Греции и Болгарии, - вспоминает Андрей Кислов. - Болгары ждут с той стороны пограничного моста. Но нет контакта с ними. "И бегуна, и вас могут застрелить при переходе границы, - говорят нам греки. – Кто за вас будет отвечать?". Начинаем чесать затылок. Наше правительство обращается к болгарскому. Потому что шутки шутками, но у всех солдат есть приказ, и они его выполняют. Дело серьезное. Тем не менее вопрос удалось урегулировать".

Проблем не было, возможно, еще и потому, что сами бегуны границ не пересекали. Только огонь.

"Добежал греческий бегун до границы. С другой стороны его встречает болгарский участник эстафеты, - говорит Ирина Дзидзигури, в 1980 году работавшая на Московской Олимпиаде в качестве переводчика от оргкомитета. – Спортсмены соединили факелы, зажгли один от другого. Один побежал дальше, другой – остался у себя. Единственные, кто переходил границу – это сопровождение от оргкомитета. Делались паспорта, визы".

Хлеб-соль и проблемы

Еще накануне эстафеты члены Олимпийского комитета СССР несколько раз проехали по маршруту будущего забега, стремясь учесть все неожиданности.

встреча эстафеты в Молдове

"Когда мы ехали на машине, на дороге собирался народ с хлебом-солью, - вспоминает Андрей Кислов. - Мы вынуждены были остановиться. А они нас ждут, оказывается, уже полдня! Значит, нужно выпить, закусить или хотя бы сказать тост. Все, едем дальше. А через 10-15 километров снова стоит толпа. И снова мы должны остановиться, потому что сообщили, что будет делегация будущего Олимпийского огня. Это реально было, во всех республиках. У нас не было срывов. Иногда даже нам нужно было сдерживать рвение на местах".

Одним из самых важных предварительных организационных моментов был отбор бегунов. Он производился специальной комиссией. Варианты, когда бежал кто-то по "блату", или родственники руководителей - исключались.

"Мы не привозили бегунов из Москвы, - рассказывает Андрей Кислов. - Республика отбирала сама. Но она не была вольна выставлять "блатных". Люди, допущенные к эстафете, должны быть гражданами с достижениями. Бегуном мог стать передовик производства, или уважаемый общественник, или известный колхозник. Кандидатуры тщательно проверялись".

Каждому участнику эстафеты подбиралась по размеру форма - кеды, носки, спортивные майки. Форма была японская.

Конструкция факела была достаточно сложной и для своего времени инновационной.

Эстафета Олимпийского огня

"Олимпийский факел должен был отвечать ряду очень серьезных требований, - рассказывает Андрей Кислов. - Как сделать, чтобы он вообще не погас? Зависит от горючего. Во время Олимпиады 1936 года использовались смоляные факелы. Опустил в смолу, зажег. И пока смола горит, все очень красиво, создает впечатление. Наш факел был на газу. Было необходимо, чтобы газ не вытек из этого факела. Газ должен был запускать сам бегун – поворачивать рычажок".

Большое значение имел человеческий фактор. Например, газ надо было пустить в факел не раньше, не позже, а только вовремя – перед передачей огня.

"Это надо просто пережить самому, чтобы понять, что творится с каждым человеком. Как он волнуется, - говорит Андрей Кислов. – Человеку может показаться, что другой факелоносец уже подбегает, и он хочет, чтобы успеть все, зажечь газ от этого факела. И он думает, что это рядом, а тому бежать еще, может быть, триста метров. А ему со страху показалось. И он включает этот газ, и тот заканчивается. Прибегает факелоносец, а газа нет".

Чтобы исключить что-то подобное, с участниками олимпийского забега проводилась психологическая работа.

"Среднее время горения факела - десять минут, но ведь бегут все по-разному, - говорит Андрей Кислов. - Кто-то этот километр пробегает за три минуты, а кому-то и часа мало. У нас одному бегуну было 90 лет, он с внуком бежал".

Тем не менее были предусмотрены самые различные варианты – вплоть до того, что Олимпийский огонь потухнет.

Эстафета Олимпийского огня

"Такое было, конечно, - говорит Ирина Дзидзигури. – Потухнуть факел мог. Порыв ветра, дождь – мало ли что? Поэтому за эстафетой двигалась специальная машина сопровождения РАФ-2907, в которой находилась запасная лампа Олимпийского огня. Именно мощная лампа, не факел. Газовой капсулы факела хватало максимум на километр пути. А лампа весила около 7 килограммов, хватало ее надолго, она могла перемещаться по воздуху. В мире сохранилось всего несколько таких ламп".

На стадии замысла

Олимпийские игры проходили в очень сложной общественно-политической ситуации, поэтому вопросам безопасности уделялось особое внимание.

"СССР только что вошел в Афганистан, московской Олимпиаде был объявлен бойкот, нас поливали грязью со всех сторон, - рассказывает экс-генерал ФСБ Александр Михайлов, работавший на московской Олимпиаде. - И, соответственно, мы понимали, что будут готовиться провокации самого разного свойства. Но, тем не менее, под каждую такую возможную провокацию вырабатывались свои меры. Поэтому силы были задействованы достаточно большие. Было организовано и сопровождение Олимпийского огня, были обеспечены трассы. Велась оперативная работа с точки зрения выявления каких-либо предпосылок к провокациям".

Движение по трассе олимпийского огня находится под контролем Госавтоинспекции СССР

Эстафета Олимпийского огня проходила по территории Украины и Молдовы, включая такие города, как Кишинев, Черновцы, Хмельницкий, Винница, Житомир, Киев, Полтава, Харьков. На всем пути следования Олимпийского огня собирались тысячи, а порой десятки тысяч людей.

Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Нелли Ким

"Прибегает Олимпийский огонь в какой-нибудь город. А там ждет толпа, - вспоминает Андрей Кислов. – Может быть, даже стотысячная, если это столица республики. Органы безопасности предупреждали нас, что может возникнуть момент, когда толпу что-то взбудоражит, и она начнет давить тебя сама. Такие моменты иногда возникают стихийно. Но в условиях международного бойкота никто не исключал и вредительства. То есть искусственного создания такой ситуации. Достаточно ведь одного негодяя-хулигана, который возьмет это на себя. Чтобы зарубежные телекомпании пускали этот кадр по всему миру".

Никаких провокаций и сложностей на пути эстафеты не возникло. Эстафета Олимпийского огня, прошедшая без сучка и задоринки, безусловно, стала победой СССР.

Эффектный финал

Эстафета Олимпийского огня принесла пользу тем регионам и республикам, через которые проходила. Во-первых, были отремонтированы дороги. Но не только.

"Предполагалось, что населенные пункты, через которые пройдет эстафета Олимпийского огня, будут посещать иностранные туристы, - рассказала Sputnik директор Государственного музея спорта, кандидат исторических наук Елена Истягина-Елисеева. - В связи с этим было решено осовременить их инфраструктуру и улучшить внешний облик. По всему пути эстафеты были построены, отремонтированы и оформлены в национальном стиле гостиницы, кемпинги, рестораны".

На олимпийском маршруте также возводили новые автозаправочные станции в необычном архитектурном исполнении.

АЗС, специально построенная на маршурте огня

Новые бензозаправочные станции построены вдоль всего пути олимпийского огня - от границы СССР с Румынией до Москвы - столицы Олимпиады-80

К 19 июля эстафета Олимпийского огня прибыла в Москву. Завершение эстафеты было неожиданным и очень красивым.

"Церемония открытия и закрытия игр держалась в тайне, - вспоминает Александр Михайлов. - И нам было очень сложно получить у режиссерской группы полный сценарий того, что они будут делать. Они были достаточно самостоятельны. И на протяжении определенного времени нам было очень сложно с ними договариваться, потому что они замыкались напрямую на ЦК КПСС".

Но в какой-то момент, по словам генерала, спецслужбистам удалось узнать сценарий, и стало понятно, что не все гладко.

"Олимпийский огонь должен был быть внесен через третьи ворота арены "Лужники", затем по периметру, по беговой дорожке, бегун должен был обежать стадион, - вспоминает генерал. - И вот подходят к тому месту, где легендарный баскетболист Сергей Белов должен подниматься на трибуны с Олимпийским огнем в руке. И подошли к этому месту и увидели ров, который опоясывал большую спортивную арену. Так, ров! Кинули мосточки. А дальше – металлический забор. С ним тоже несложно – отрезали автогеном. А дальше было сложно. Там сидел фон – солдаты, несколько тысяч человек, которые создавали живые картины, переворачивая флажки. И как через этот фон пройти? Там даже не было лесенки!"

Однако выход был найден. Притом, блестящий.

Торжественное открытие XXII Олимпийских игр в Москве 19 июля 1980 года. На трибуне - символ Олимпиады-80 - Медвежонок.

Торжественное открытие XXII Олимпийских игр в Москве 19 июля 1980 года. На трибуне - символ Олимпиады-80 - Медвежонок.

"У режиссера родилась идея, - вспоминает Александр Михайлов. - Огонь понесли по возникающей как бы ниоткуда дорожке из белых щитов, которую держали солдаты. И Сережа Белов бежал по этому серпантину уже на самый верх".

Был и эпилог. Лампы с Олимпийским огнем погрузили в транспорт, и пламя из Греции отправили в другие олимпийские города 1980 года – Таллинн, Ленинград, Киев и Минск.

Путешествие олимпийского огня в Советском союзе организовали как настоящую спортивную эстафету.

18 июня 1980 года церемония взятия огня состоялась по традиции в Олимпии, там, где огонь зажигали еще во времена Древней Греции. Первый отрезок пролегал через полуостров Пелопоннес и был одним из наиболее протяженных, поскольку спортсменам пришлось обогнуть с севера Аркадское плоскогорье. Закончился этап вечером 20 июня торжественной церемонией в Афинах на Панафинском стадионе, где эстафету встретили представители оргкомитета Олимпиады и местные жители.

Пока эстафета добиралась до границы СССР, пламя успели лицезреть жители Болгарии и Румынии. Маршрут проходил через Афины, Фивы, Салоники, Софию, Пловдив, Плевну и Бухарест. Не считая зигзага в Болгарии, линия эстафеты двигалась относительно ровно на север.

На территорию Советского союза олимпийская эстафета ступила в Молдавии. 5 июля олимпийский огонь был передан советским спортсменам на пограничном мосту через реку Прут. Первым факел понес олимпийский чемпион бегун Петр Болотников.

Из Кишинева огонь отправился на запад в город Черновцы, откуда началось путешествие по Украине. Через Житомир, Киев и Полтаву факел добрался до Харькова, после чего ступил на территорию России. Первым крупным городом, принявшим эстафету, стал Белгород. Оттуда пламя двинулось в Москву по трассе М2, в народе — по Симферопольскому шоссе.

За этот месяц эстафета преодолела пять тысяч километров. В ней приняли участие пять тысяч атлетов, каждый из которых пробежал ровно по одному километру, на что тратил не более пяти минут. В память об участии в эстафете факелоносцы имели право забрать свой факел и комплект формы.

За время пути состоялось почти полторы сотни торжественных церемоний и встреч, участниками которых в общей сложности стали более 12 млн человек. За сутки до начала Олимпиады огонь на поезде был отослан в города, где проходила часть соревнований: Таллин, Ленинград, Киев и Минск.

Также в автоколонне двигались организаторы, передвижной пресс-центр, медики, техническая поддержка и, конечно, охрана. Почти все машины имели специальные госномера ОЛМ.

Каких-то особых неприятностей эстафете удалось избежать.

Как рассказывал начальник управления эстафеты Виктор Лукьянов, был только один случай, тянувший на скандальный, и то, к процессу движения он не имел отношения. Дело в том, что уже на церемонии открытия факелоносцы Виктор Санеев и Сергей Белов вышли не в форме официального поставщика, которым являлась японская фирма Mizumo. Но неприятный инцидент удалось замять.

Интересно, что та же компания взялась за разработку олимпийского факела, однако в конечном итоге главный атрибут эстафеты сконструировали советские инженеры. Японская модель не понравилась организаторам, но совершенствовать ее Mizumo отказалась, а до начала Игр оставалось чуть более полугода. В итоге, дизайн факела был создан в Ленинграде художниками Мухинского училища, а механизм сделан на авиационном заводе. Факел был очень надежно сконструирован и мог поддерживать пламя в любых погодных условиях. Перед поступлением в эксплуатацию он прошел испытания в условиях, имитирующих тропический ливень и ураганный ветер. Работал такой аппарат на сжиженном газе, который поступал в горелку, основание которой находилось глубоко внутри цилиндрического верха.

Настоящая беда с факелом чуть не случилась лишь однажды. К счастью, произошло это далеко не в самый ответственный момент — на генеральной репетиции церемонии открытия. Когда Сергей Белов поднимался к чаше с поднятым факелом, он внезапно поскользнулся на ступеньке, мокрой после обильного дождя. Всю ночь дорожку набивали специальными ребрышками и на самой церемонии открытия 19 июля Белов все сделал правильно.

По поводу факелоносца, которому выпадет честь зажечь главную олимпийскую чашу, много спорили. Долгое время им должен был стать космонавт Алексей Леонов, но затем было решено отдать это право спортсмену. В партии предложили кандидатуру грузина Виктора Санеева, который на тот момент уже был трехкратным олимпийским чемпионом. Но затем председатель Моссовета Владимир Промыслов заявил, что соревнования проходят в Москве и потребовал москвича. В итоге Санеев внес факел на стадион, а олимпийскую чашу поджег олимпийский чемпион 1972 года Сергей Белов.

Ознакомиться с другими материалами и новостями можно на странице Сочи-2014.

Читайте также: