Почему одни люди ответственные а другие нет

Обновлено: 13.05.2024

Если вы хотите изменений, но при любой необходимости взять на себя ответственность ваше сердце уходит в пятки, не отчаивайтесь. Лайфхакер разбирается, что нужно сделать, чтобы страх ответственности перестал убивать вашу мотивацию.

Почему мы боимся ответственности

Страх ответственности связан с глубоко укоренившимся чувством неуверенности в собственных возможностях. Проблема не только в боязни конкретных обязательств. Часто человек попросту не считает себя способным, взяв на себя эти обязательства, достичь положительных результатов и не потерпеть неудачу.

Страх ответственности вырастает из низкой самооценки, неуверенности в своих силах, сомнений в своих возможностях. Что, в свою очередь, может возникать из-за нехватки опыта принятия решений.

Гипенгиофобия также связана с неспособностью или нежеланием действовать в условиях неопределённости. Наша жизнь непредсказуема, но многие по-прежнему пытаются сохранить полный контроль над тем, что с ними происходит. Представьте себе ситуацию, когда на такого человека обрушивается вся эта неопределённость и он вдруг осознаёт, что единственный выход — приспособиться к меняющимся обстоятельствам.

Как избавиться от страха ответственности

1. Найдите корень вашего страха

Большинство людей оценивает свои страхи довольно поверхностно. Они замечают только самые очевидные их причины (например, та же низкая самооценка). Вместо этого, загляните вглубь и узнайте, что составляет основу каждого страха, от которого вы страдаете. Разберитесь в том, как сформировался ваш страх и какие факторы являются для него триггерами.

2. Вспомните случаи, когда вы брали на себя ответственность и это закончилось хорошо

Например, на работе вы согласились принять дополнительные обязанности, хотя и не были уверены в своих силах. В итоге вы сами были удивлены, как хорошо с ними справились.

Задайте себе следующие вопросы.

  • Что заставило вас взять на себя ответственность (даже несмотря на то, что вам было страшно)?
  • Какие обстоятельства повлияли на вас?
  • Как вы чувствовали себя, когда вам удалось успешно сделать то, за что вы взялись?

Вспоминайте о случаях, когда вы достигли успеха, чтобы разобраться, как наладить контакт с решительной частью себя. Начните намеренно использовать эту часть, когда возникает необходимость. Со временем вам станет легче брать на себя ответственность.

3. Каждый день принимайте какое-либо ответственное решение

Оцените действия, подразумевающие взятие на себя ответственности, по собственной шкале страха и начинайте с единички.

Постепенно ставьте перед собой более сложные задачи. Например, решитесь на неприятный разговор, в котором вам предстоит выразить свою точку зрения или извиниться за свои ошибки. Пройдёт немного времени, и вам будет не так страшно справляться со сложными жизненными ситуациями. Вы будете уверены в своей способности выбирать правильное направление действий.

4. Не берите на себя слишком много

Не пытайтесь взвалить весь мир на свои плечи.

Это может звучать нелогично, но иногда страх ответственности связан с гиперответственностью. Порой мы так сильно раздуваем малейшие обязательства, которые могут лечь на наши плечи, что они действительно кажутся неподъёмными. И при этом мы совсем забываем о том, какую радость нам принесут эти обязательства.

Да, если вы решите завести кота, вам придётся его кормить, вычёсывать шерсть, убирать за ним и иногда ходить поцарапанным. Но вам не обязательно полностью перестраивать свою жизнь, чтобы заботиться о питомце. Очень скоро вы приноровитесь, и уход за ним будет занимать у вас совсем немного времени. Зато вы приобретёте замечательного пушистого друга, с которым будет веселее.

Конечно, не стоит кидаться в крайности. Осознавайте, что ответственность есть, но не раздувайте её до вселенских масштабов. И помните о плюсах: чаще всего их больше.

5. Допускайте, что проблема может быть в чём-то другом

Иногда ответственность пугает нас из-за того, что она связана с определённым человеком. Анализируя своё поведение, спросите себя, боитесь ли вы браться за определённое дело или вас отталкивает кто-то, участвующий в этом деле.

Очень часто, когда человек боится вступить в брак, завести детей или переехать к своей второй половинке, проблема не обязательно кроется в страхе ответственности. Возможно, дело в вашем партнёре. Каждый раз, когда будут возникать какие-либо вопросы, связанные с этим человеком, вы будете сдавать назад. В таком случае проблему стоит искать в отношениях.

В заключение

Все мы иногда испытываем страх ответственности. Это нормально. Главное, чтобы он не мешал вам двигаться вперёд. К счастью или к сожалению, всё самое хорошее в нашей жизни связано со взятием на себя ответственности. Там, где есть приятные плюшки, есть и обязательства (не всегда неприятные).

А если вас и так всё устраивает, можете не работать над своим страхом. Но в таком случае вы бы не читали эту статью, правда?

Ангелина Морозова

Переводчик. Мои интересы: иностранные языки, музыка, литература, танцы, психология, саморазвитие. What's possibly meant to be was probably meant for me. :)

Психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

Не сравнивайте ни с кем подростка

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

5. Подкрепляйте права обязанностями

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как перейти на домашнее обучение в 5–11-м классах. Рассказываем, как подтолкнуть ребёнка к самостоятельности, найти баланс между учёбой и хобби, а главное — меньше переживать.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Многие с детства привыкли считать, что кому-то повезло родиться смышлеными, ловко схватывающими все на лету, обаятельными и привлекательными. А кого-то судьба одарила только ленью и зловредным характером. Однако совсем недавно ученые сделали открытие: для того, чтобы добиться успеха и раскрыть свой потенциал, вовсе не обязательно работать на износ. Главное — научиться правильно взаимодействовать со своим мозгом.

Почему причина нашего счастья спрятана в нашем мозге

© Andrea Piacquadio / Pexels

© Andrea Piacquadio / Pexels

Даже мимолетные мысли и чувства могут оказывать продолжительное действие на наш мозг. Нейробиологи выяснили, что любая умственная активность влечет за собой возбуждение нейронов, которые в свою очередь сплетаются и создают новые нейронные структуры. Так, например, у вынужденных запоминать длительные и сложные маршруты водителей такси увеличивается размер гиппокампа — отдела головного мозга, ответственного за ориентацию в пространстве. Как таксист, ездя по городу, тренирует визуально-пространственную память, точно так же и любой человек, правильно работая со своим мозгом, может развить в себе те его отделы, которые отвечают за состояния счастья и успешности. Исследования, проводимые с помощью МРТ, показали, что чем счастливее становится человек, тем активнее работают фронтальные зоны его мозга. Это открытие стало поворотным в области нейропсихологии. Получается, что счастье каждого из нас зависит не от удачного стечения обстоятельств, а от того, какие процессы происходят в нашем мозге, и мы можем на это повлиять.

Почему мозг живет выдуманными страхами и как решиться на перемены

Так уж сложилось, что благодаря эволюции мы запоминаем негативную информацию гораздо лучше, чем позитивную. Миллионы лет подряд наши предки только и делали, что пытались быть не съеденными. Мозг современного человека и сегодня устроен так, что быстро работающее миндалевидное тело постоянно мониторит окружающую среду на предмет исходящей угрозы, а гиппокамп хранит любой негативный опыт, чтобы молниеносно распознать опасность. Именно этим и объясняется, почему миллионы людей по всему миру так одержимы плохими новостями и не переключают телевизор, даже если испытывают явный стресс.

© Andrea Piacquadio / Pexels

© Andrea Piacquadio / Pexels

© Andrea Piacquadio / Pexels

© Andrea Piacquadio / Pexels

Чтобы добиться успеха, окружите себя успешными людьми

© Tirachard Kumtanom / Pexels

© Tirachard Kumtanom / Pexels

Зеркальные нейроны могут быть задействованы не только в обучении и имитации деятельности, но в эмпатии и понимании нами других людей. Когда мы находимся в обществе пессимистичных, неуверенных в себе людей, мозг без каких-либо размышлений запускает процесс зеркального отражения, и вот уже мы сами становимся мрачными и негативными. Окружайте себя теми людьми, на которых хотите быть похожими, а мозг уже сам сделает так, чтобы вы стали с ними словно из одного теста.

Как стать магнитом для других людей без каких-либо изменений во внешности

© Anastasia Gepp / Pixabay

© Anastasia Gepp / Pixabay

Какая еда делает наш мозг лучше

© Andrea Piacquadio / Pexels

© Andrea Piacquadio / Pexels

Какая еда тормозит наш мозг

Но как есть продукты, помогающие нашему мозгу, так есть и разрушающие его. В первую очередь к ним относятся трансжиры, которых полно в жареной пище, чипсах, искусственных сливках и хлебобулочных изделиях. Наиболее опасные, они вызывают губительные процессы в мозге и могут стать причиной таких заболеваний, как рак, болезнь Альцгеймера и бесплодие. Еще одним вредным для мозга продуктом является сахар. Он тормозит работу нейротрансмиттеров, делает нас угрюмыми и запускает повреждение клеток мозга. Также ученые советуют исключить из рациона молочные продукты, потому что содержащийся в них молочный белок вызывает воспаление.

Бонус: что можно сделать прямо сейчас?

  • Прекратите обвинять себя в том, что у вас нет достаточного ума или силы воли, чтобы чего-то добиться. Дело не в ваших личных качествах.
  • Отбросьте свои страхи! Негативные установки — это просто устоявшиеся схемы реагирования. Относитесь к себе снисходительно и мыслите позитивно, со временем нейронная структура мозга изменится.
  • Присмотритесь к своему окружению. Как эти люди влияют на вас?
  • Отложите булочку в сторону. И конфетку тоже отложите. Поверьте, так будет лучше.
  • А вот тарелку с салатом подвиньте поближе. И не забудьте полить его оливковым маслом.

Правильное питание, позитивное окружение и работа над психологическими установками могут буквально изменить наш мозг, а вместе с тем изменить и нашу жизнь. О каких еще загадках мозга вам хотелось бы узнать в наших следующих статьях?

Читайте также: