Почему международное уголовное право носит комплексный характер

Обновлено: 20.05.2024

Междуна­родное уголовное право — это система принципов и норм, регу­лирующих сотрудничество государств в борьбе с преступления­ми, предусмотренными международными договорами.

Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций

Санкциями, осуществляемыми с помощью международных орга­низаций, являются :приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонару­шителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, может осуществляться в следующих формах: лишение права голоса государств, не выполняющих приня­тых на себя обязательств; лишение права представительства в орга­низации (неизбрание в органы организации, неприглашение на проводимые в ее рамках конференции); лишение права на получение помощи, получаемой в рамках этой организации; временное приос­тановление членства в международной организации; исключение из международной организации.

Международное уголовное право.

Что входит в предмет международного уголовного права?1) это сотрудничество государств в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за преступления, предусмотрен­ные в международных договорах.2) это такие вопросы сотрудничества, как установление государст­вами преступности и наказуемости отдельных деяний, опас­ных для международного правопорядка, определение юрис­дикции и судопроизводства, оказание друг другу правовой по­мощи по уголовным делам, выдача преступников, деятельность международных организаций в борьбе с преступностью и т.п. 3) следует от­нести установление минимальных стандартов и правил уголов­ного правосудия, обращения с правонарушителями и унифи­кацию уголовного права.

международное уголовное право имеет свою специфику, обусловленную предметом пра­вового регулирования, характером уголовно наказуемых дея­ний, связью с другими отраслями международного права и национальным законодательством. К числу таких особенностей можно отнести комплексный характер международного уголовного права; наличие в нем особых принципов и источников, субъектов и других признаков преступлений и т.п.

2).Международное уголовное право тесно связано с крими­нологией. Его нормы содержат комплекс обязанностей госу­дарств по претворению в жизнь "мероприятии по предупреж­дению преступлений как в общем плане, так и среди отдель­ных категорий населения, по отдельным видам преступлений, совершенствованию законодательства и т.п.

Фундаментоммеждународного уголовного права, стержнем его системы являются общие и специальные принципы. В качестве об­щих принципов данной отрасли следует назвать

1) принцип неприме­нения силы и угрозы силой, принцип мирного разрешения между­народных споров, принцип невмешательства во внутренние дела государств, принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип сотрудничества. Специальные принципы международного уголовного права получили закрепление в Уставе Международного военного трибунала 1945 г., Всеобщей декларации прав и основных свобод человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических пра­вах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав и основных сво­бод человека и др.




Специальные принципы можно разделить на две группы, в зависимости от источников закрепления.

К первой группе относятся принципы, признанные Уставом | Международного военного трибунала 1945 г.: запрещение агрес­сивных войн; неотвратимость уголовного наказания за преступле­ния против международного права; должностное положение лица, совершившего международное преступление, не освобождает его от персональной ответственности; если государство не устанавли­вает наказания за действия, которые международным правом от­несены к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновного от международной уголовной ответственности; неприменение сроков давности к военным преступникам и др.

Вторую группу специальных принципов составляют нормы, закрепленные в актах, направленных на защиту прав и основных свобод человека. К ним относятся: презумпция невиновности; за­прещение пропаганды войны, рабства, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания; принуждение к даче показаний и призна­нию своей вины; осуществление правосудия только судом; гласность судебного разбирательства; равенство лиц перед законом и судом; право на защиту, на бесплатного переводчика в суде, на обжалование приговора суда; право лишенных свободы на гуман­ное обращение и уважение достоинства.

Таким образом, сотрудничество государств в борьбе с преступ­ностью развивается по двум основным направлениям — сотрудни­чество- путем заключения международных договоров и сотрудни­чество в рамках международных организаций.

Отсюда можно выделить два основных вида сотрудничества — конвенционное и институционное. Конвенционное сотрудничест­во осуществляется в форме заключения многосторонних универ­сальных, региональных и двусторонних локальных соглашений. Институционное сотрудничество осуществляется в рамках различных комитетов и комиссий, междун-х организаций, специализированных учреждений ООН и Интерпола и Европола

Вопросы международного права зачастую возникают в работе адвоката как по уголовным, так и по гражданским делам. Защита обвиняемого гражданина иностранного государства, защита доверителя соотечественника, совершившего преступление за пределами РФ, получение доказательств за рубежом, международная правовая помощь по гражданским делам, все это требует от адвоката, как от защитника по уголовному делу, так и как от представителя в гражданском процессе, определенной компетенции в вопросах международного права.

Международные правовые нормы как часть правовой системы Российской Федерации

В процессе развития международных правоотношений между государствами сложились две основные формы (источника) международного права, такие как договор и обычай.

Определение международного договора, процесс вступления в него (подписания, ратификации) и другие фундаментальные принципы соглашений между государствами дает Венская конвенция о праве международных договоров принятая 23 мая 1969 года. Именно Венской конвенцией закреплен основополагающий принцип гражданского и международного права pacta sunt servanda – договоры должны соблюдаться. Частью четвертой ст. 15 Конституции РФ определено, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются международные нормы. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Таким образом, в Российской Федерации как внутри, так и во внешних взаимоотношениях применяются нормы международных договоров и соглашений, участником которой является Российская Федерация.

Европейская Конвенция по Правам Человека от 4 ноября 1950 года

Наиболее значимым международным нормативным актом является принятая в Риме Конвенция о Защите Прав Человека и Основных свобод (Европейская Конвенция по Правам Человека) от 4 ноября 1950 года. Конвенцией закреплены такие основные права и свободы как право на жизнь, запрещение пыток, право на свободу и личную неприкосновенность, запрещение рабства и принудительного труда, свободы мысли и мнения, прав на справедливый суд и другие фундаментальные основные права и свободы, ставшие в наши дни уже нормой, без которых не мыслимо цивилизованное общество. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 года, в нее входят 47 стран-участников Совета Европы, в числе которых Россия.

Минская конвенция от 22 января 1993 года

Международная правовая помощь между странами бывшего СССР по большей части регулируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 года. Конвенция ратифицирована следующими странами участниками: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Как следует из названия Конвенции, документ регулирует международные правовые отношения между названными странами в сфере гражданского, семейного и уголовного права.

Минская конвенция в гражданских и семейных делах

Правовым отношениям по гражданским и семейным делам посвящен раздел II Конвенции. Минской конвенцией о правовой помощи от 22.01.1993 г. урегулированы такие вопросы между странами-участниками в области гражданского процесса, как касаемо имущественных правоотношений, наследования, семейных дел, опеки, усыновления, заключения и расторжения брака. Кроме того Конвенцией урегулированы вопросы признания и исполнения судебных решений судов договаривающихся стран.

Минская конвенция в уголовных делах

Раздел IV Минской конвенции от 22.01.1993 г. посвящен правовой помощи по уголовным делам. Так, указанным разделом предусмотрены вопросы межгосударственной выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности, взятия под стражу, перевозке, передаче предметов и порядке сношений по вопросам выдачи и уголовного преследования. Именно Минской конвенцией урегулированы вопросы привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений не только на территории одного государства но и на межгосударственном пространстве, определен порядок рассмотрения дел в случае подсудности их судам нескольких государств, определено национальное законодательство какой страны применимо в том или ином случае.

Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 года)

Гаагская Конвенция от 15.11.1965 г. призвана обеспечить своевременное доведение до сведения адресата судебных и внесудебных документов, подлежащих вручению за границей. Действие конвенции в основном распространяется на судебные документы касаемо исполнения, запросы о правовой помощи, повестки, извещения. Конвенцией закреплен принцип lex fori – применение права того государства, где совершается процессуальное действие. В пункте II Заявления Российской Федерации о ратификации конвенции адвокаты уполномочены наравне с судами, органами исполнительной власти, органами прокуратуры, ЗАГС, опеки и попечительства, выступать в качестве компетентных органов согласно законодательству Российской Федерации и обращаться с запросом о правовой помощи в соответствии со статьей 3 Конвенции.

Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.)

Порядок получения доказательств за границей по гражданским или торговым делам закреплен Гаагской конвенцией от 18.03.1970 г. Данная Конвенция регулирует вопросы передачи судом одного государства — участника Конвенции суду другого государства – участника Конвенции судебных поручений о получении доказательств по гражданским или торговым делам или выполнении другого процессуального действия, вопросы получения доказательств по таким делам дипломатическими или консульскими представителями или иными уполномоченными лицами. Россия присоединилась к данной конвенции в 2001 году, однако в свете постановления Конституционного суда РФ от 27.03.2012 г. по жалобе гр. Ушакова И.Д., могут возникать проблемы в применении данной Конвенции на территории Российской Федерации, поскольку она официально опубликована не была.

Гаагская конвенция об апостиле от 05 октября 1961 года

Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года устанавливает специальный знак (штамп), проставляемый на официальные документы, созданные в одном государстве и подлежащие передаче в другое государство, заменяющий процедуру консульской легализации, — апостиль. Документы, заверенные апостилем в одном из государств-участников Конвенции, должны приниматься в другом государстве-участнике Конвенции без каких-либо ограничений. Российская Федерация вступила в Конвенцию, как правопреемник СССР 31 мая 1992 года.

Существуют также иные источники права – международные договоры регулирующие вопросы в определённой отрасли (международное воздушное и морское право, экологическое, космическое право, международное право внешних сношений и др.). Такие источники узконаправлены и применимы в определенных видах правоотношений. Вышеуказанные национальные и международные нормативные акты составляют основу применяемого в России и за ее пределами общего международного права.


8 декабря Президиум ВС РФ утвердил Обзор практики применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ при рассмотрении уголовных дел. Большая часть положений касались вопроса допустимости доказательств по уголовному делу.

В начале обзора ВС отметил, что анализ практики рассмотрения судами уголовных дел и материалов в порядке уголовного судопроизводства показывает, что российские суды руководствуются прежде всего Конституцией РФ, законодательными актами РФ, предусматривающими возможность судам обращаться к общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. Кроме того, суды учитывают разъяснения, содержащимися в постановлениях Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. № 8; от 10 октября 2003 г. № 5; от 27 июня 2013 г. № 21, а также в других постановлениях, в которых разъяснялись положения норм международного права.

Верховный Суд разъяснил, что в ходе рассмотрения уголовных дел суды применяли нормы международного права при разрешении вопросов как материального, так и процессуального характера, руководствуясь положениями тех международных договоров, которые вступили в силу для РФ и были официально опубликованы. Он обратил внимание, что при толковании международного договора РФ суды принимали во внимание положения Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., учитывали практику ЕСПЧ, иных международных договорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, формируемую как по делам в отношении РФ, так и третьих государств.

В обзоре отмечается, что нарушение нормы международного права, выразившееся в неприменении нормы, подлежащей применению, или, напротив, применении судом нормы международного права, не подлежащей применению, либо когда судом было дано неправильное толкование такой нормы, являлось основанием для отмены или изменения судебного решения. Кроме того, суды учитывали содержание норм международного права, а также их интерпретацию международными договорными органами при применении уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, уточнил ВС.

Общие положения

Как отмечается в обзоре, при применении российского законодательства суды должны принимать во внимание согласующееся с законодательством содержание норм международного права. Ссылаясь на одно из определений Алтайского краевого суда, ВС указал, что возложение на условно осужденного исполнения обязанностей, способствующих его исправлению, в полной мере согласуется в том числе с положениями п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, согласно указанным положениям, каждый человек при осуществлении своих прав и свобод может быть подвергнут только таким ограничениям, какие предусмотрены законом и необходимы в интересах обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, защиты морали, общественного порядка и предотвращения преступлений.

ВС обратил внимание, что суд должен отказать в удовлетворении ходатайства о проведении следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав человека, если будет установлено, что такие действия в обстоятельствах дела не являлись необходимыми (пропорциональными, соразмерными преследуемой социально значимой цели).

Европейский Суд присудил им компенсацию морального вреда и судебных расходов на общую сумму свыше 220 тыс. евро

Верховный Суд призвал нижестоящие инстанции оценивать в том числе и возникновение психоэмоционального стресса у работника из-за ставшего ему известным после увольнения отсутствия надлежащего оформления на работе

Верховный Суд также обратил внимание, что при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судам следует руководствоваться общепризнанными нормами международного права и международными договорами РФ, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Уголовно-правовые отношения

В обзоре поясняется, что при назначении наказания суды должны учитывать согласующееся с уголовным российским законодательством содержание норм международного права. ВС в подтверждение данного пункта приводит постановление президиума Тульского областного суда по делу об отсрочке реального отбывания наказания осужденной в виде лишения свободы до достижения ее ребенком 14-летнего возраста. Так, суд ссылался на ч. 1 ст. 82 УК РФ о том, что женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста. Внимание было обращено на то, что такое законодательное урегулирование соотносится с требованиями международных актов. Как было отмечено судом, принятые 21 декабря 2010 г. Правила ООН, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила), рекомендуют по мере возможности и целесообразности отдавать предпочтение наказанию беременных женщин и женщин с детьми на иждивении, не связанному с лишением свободы.

Уголовно-процессуальные отношения

ВС подчеркнул, что при определении меры пресечения, которую, исходя из обстоятельств дела, необходимо избрать в отношении подозреваемого и обвиняемого, суды обязаны учитывать положения ст. 5 Европейской конвенции, гарантирующие право лица на свободу и личную неприкосновенность.

Так, изменяя в апелляционном порядке меру пресечения в виде домашнего ареста, избранную в отношении осужденных на меру пресечения в виде запрета определенных действий, Челябинский областной суд обратил внимание на п. 3 и 4 ст. 5 Европейской конвенции в интерпретации ЕСПЧ, отметил Суд. ЕСПЧ распространяет указанные в данной статье Конвенции положения и на домашний арест, в частности на право каждого, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу или на освобождение до суда, поясняется в обзоре.

Верховный Суд также определил, что при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, а равно при продлении срока ее действия, суды учитывают положения ст. 5 Европейской конвенции, а также правовые позиции, сформулированные ЕСПЧ при толковании указанной статьи Конвенции. Он привел пример, в котором Судебная коллегия по уголовным делам ВС Удмуртской Республики, рассматривая ходатайство следователя о продлении срока содержания обвиняемого под стражей, учла правовые позиции ЕСПЧ. Так, в соответствии с данными позициями тяжесть предъявленного обвинения не может быть единственным и достаточным основанием для оправдания длительных сроков содержания обвиняемого под стражей; аргумент о совершении преступления обвиняемым в группе лиц сам по себе недостаточен для оправдания длительных периодов содержания его под стражей.

Согласно обзору суд, возлагая на осужденного исполнение обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ, должен учитывать фактическую возможность исполнения такого решения с учетом требований закона и международного договора РФ.

ВС уточнил, что согласно ч. 1 ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Ввиду этого при изложении судебного решения необходимо учитывать, что такое решение должно быть исполнимым в соответствии с российским законодательством и/или нормами международного права.

ВС также обратил внимание, что при рассмотрении вопроса о возобновлении производства по уголовному делу, приостановленному ввиду того, что подсудимый скрылся, суд учитывает реальную возможность участия подсудимого в судебном разбирательстве, гарантированную ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Европейской конвенции.

В обзоре разъясняется, что допустимость доказательств по уголовному делу определяется положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. ВС заметил, что Европейский Суд неоднократно подчеркивал, что в его обязанности в принципе не входит решение вопроса о допустимости определенных видов доказательств, например о допустимости доказательств, полученных незаконным с точки зрения национального законодательства образом, или вопроса о виновности или невиновности заявителя.

Европейский Суд указал, что перехваченный в ходе ОРМ разговор подозреваемого с адвокатом не может использоваться в качестве доказательства по уголовному делу

Касательно допустимости доказательств по уголовному делу, ВС в обзоре также сослался на свое Определение от 7 июля 2015 г. № 93-АПУ15-1СП. Так, при рассмотрении данного дела указывалось, что ЕСПЧ признал, что использование особых следственных методов – в частности, агентурных методов – само по себе не нарушает право на справедливое судебное разбирательство. Однако ввиду риска подстрекательства со стороны полиции при использовании таких методов их использование должно быть ограничено четкими рамками. В связи с этим Европейским Суд указал: полиция вправе действовать под прикрытием, но не подстрекать к преступлению, пояснил Верховный Суд. Так, Суд в своем определении пришел к выводу, что в судебном порядке должны быть проверены основания для проведения оперативно-розыскного мероприятия, степень участия полиции в совершении преступления, а также характер провокации или любого рода давления в отношении заявителя.

В заключение обзора ВС указал, что под иными документами, которые допускаются в качестве доказательств согласно п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ, понимаются в том числе документы, принимаемые в рамках международных межправительственных организаций, участником которых является Россия, и содержащие сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (Определение ВС РФ от 24 июля 2019 г. № 53-АПУ19-12).

Эксперты позитивно оценили разъяснения Верховного Суда

Доцент кафедры уголовно-процессуального права Университета им. О.Е. Кутафина, к.ю.н. Артем Осипов считает, что само появление в завершение 2021 г. такого обзора является положительным событием на фоне продолжающихся научно-практических дискуссий относительно правового значения и юридической силы правовых позиций межгосударственных органов по правам человека в правовой системе России.

Эксперт отметил, что большая часть примеров из обзора посвящены вопросам оказания международно-правовой помощи по уголовным делам и, в частности, соблюдению прав лиц, подлежащих экстрадиции. Артем Осипов обратил внимание, что актуальная практика ЕСПЧ показывает, что нарушения прав лиц, подлежащих экстрадиции, являются серьезной и в некоторых аспектах систематической проблемой для многих стран – участниц Совета Европы. В этой связи вполне ожидаемым является присутствие в обзоре примеров, описывающих предмет и стандарт доказывания в ходе рассмотрения судами жалоб на экстрадицию, полагает он.

О президентском законопроекте, предполагающем создание дополнительных гарантий независимости адвокатов при оказании юридической помощи в уголовном судопроизводстве

Международное уголовное право

Истоки международного уголовного права

Принципы юрисдикции в международном уголовном праве

На суше

В законодательствах различных государств юридические принципы, которые устанавливают сферы применения уголовного права, существенно различаются. Первые три принципа, приведенные ниже, своим появлением вызваны требованиями самосохранения государства как токового. Четыре последних – обеспечивают взаимодействие и доверительные отношения между государствами.

  1. Принцип территориальности подразумевает, что место совершения преступления является основанием для уголовной юрисдикции государства. Он является выражением территориального по своему характеру государственного суверенитета, а также презумпции, что преступление затрагивает интересы того государства, где оно совершено. Отдельной проблемой является случай, когда преступление было полностью или частично совершено за пределами государственных границ. В законодательстве большинства континентальных европейских стран, в том числе России, господствует теория повсеместности, иными словами, каждая территория, где фактически осуществлялась какая-то часть преступного деяния, признается местом совершения преступления. Например, если человек отправляет ядовитое печенье из Германии жителю США, а получивший его человек будет отравлен, то обе страны Германия и США обладают юрисдикцией по данному делу. В то же время, в англо-американское законодательство склоняется к теории последствия, т.е. юрисдикцией обладает государство, на территории которого наступили негативные последствия. Хотя нормы нескольких штатов США также признают теорию повсеместности.
  2. Принцип протективности или принцип безопасности предполагает, что факт причинения ущерба интересам государства является основанием для уголовной юрисдикции соответствующего государства, вне зависимости от места совершения преступления. Данный принцип широкое признание получил только в последнее столетие, как мера, призванная упростить преследование за преступления, совершенные иностранцами за рубежом, например, против безопасности государства.
  3. Принцип пассивной персональности (гражданства потерпевшего) устанавливает, что основанием уголовной юрисдикции государства является факт причинения ущерба его гражданину или организации даже за пределами территории государства. Юрисдикция, основанная на пассивной персональности, в течении долгого времени рассматриваемая как спорная, сегодня не только закреплена в законодательстве некоторых государств, но почти не вызывает возражений, по крайней мере, касательно некоторых категорий правонарушений. Так, действие принципа пассивной персональности оправдано применительно к актам терроризма и другим серьезным преступлениям.
  4. Принцип активной персональности или принцип гражданства (преступника) предполагает, что государство имеет высшую юрисдикция над своими гражданами. Если гражданин государства совершает преступление за рубежом, и не был осуждён судом иностранного государства, по возвращении он может быть подвергнут осуждению по уголовному законодательству своего государства при условии, что действия ими совершенные являются преступлением lexloci (т. е. является преступлением по закону места совершения). Этот принцип был введен во Франции в 1866 году, за серьезные преступления с условием lexloci за незначительные правонарушения, и безусловно за серьезные преступления. В уголовном законодательстве Германии данный принцип всегда применяется с условием lexloci. Англия признает данный принцип со времен Генриха VIII; в настоящее время он применяется к наиболее тяжким преступлениям против личности – убийствам и непредумышленным убийствам, совершенным гражданином Великобритании, а также некоторым другим видам правонарушений. В США применяется к государственной измене и некоторым другим чрезвычайным преступлениям. Принцип гражданства находится в противоречии с принципом территориальности, предполагающим, что юрисдикция в определяющей степени базируется на месторасположении деяния, нежели на гражданстве вовлеченного лица.
  5. Принцип представительного отправления уголовного правосудия, основанный на положении aut dedere aut punire (лат. либо выдать, либо наказать). Если иностранный преступник, независимо по какому основанию не выдается, он может быть наказан в государстве проживания. Данный принцип, реализующий неотвратимость ответственности за противоправное деяние, означает, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в стране, где оно было задержано, или в стране совершения преступления, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления. Почти все многосторонние конвенции (например, Женевские конвенции 1949 года), принятые в послевоенное время, касающиеся защите международных интересов, придерживаются данного принципа.
  6. Принцип универсальности предполагает судебное преследование иностранного преступника в государстве, где он был задержан, независимо от законодательства государства, в котором было совершено преступное деяние, и независимо от возможности его выдачи. Принцип универсальности дополняет территориальный принцип и принцип активной персональности, обеспечивая возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не являющихся гражданами государства, за преступления, которые совершены ими на территории иностранного государства. Международными договорами лишь в единичных случаях предусматриваются общие основания для универсальной юрисдикции, например, в отношении определенных преступлений, таких как незаконный оборот наркотиков, оружия и взрывчатых веществ, а также международный терроризм.
  7. Современный принцип разделения ответственности (или юрисдикции) закрепляет право (а в некоторых случаях и обязанность) государств осуществлять уголовную юрисдикцию, базирующуюся исключительно на правовой природе преступления безотносительно места совершения этого преступления, гражданства преступника или потерпевшего или любой другой связи с государством, осуществляющим такую юрисдикцию. Использование этого принципа означает, что государство гражданства или места постоянного проживания преступника и / или потерпевшего, а также государство совершения преступления соглашаются с признанием и исполнением приговора, произведенного за границей. Этот принцип можно встретить, например, в Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972; в Европейской конвенции о международной действительности судебных решений по уголовным делам от 28 мая 1970 года, с дополнительной Конвенцией о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года; в Европейских конвенциях о наказании за нарушения правил дорожного движения и о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными лицами от 30 ноября 1964; а также в ряде двусторонних договоров о взаимном исполнении иностранных приговоров между США, Канадой и Мексикой.

На морских и воздушных судах

Уголовное право Европейского Союза

До 2007 года уголовное право было частью третьей опоры ЕС – сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В пределах третьей опоры не применялись принципы верховенства и прямого действия права ЕС – главной формой принятия решений было межправительственное сотрудничество.

Принцип взаимного признания судебных решений означает, что правовое мероприятие, установленное судебным решением в пределах юрисдикции одного государства-члена ЕС, должно быть немедленно признано, а при необходимости, и выполнено во всех других государствах-членах ЕС, обеспечивая в них аналогичный или подобный правовой результат. Принцип взаимного признания указывает на то, что национальное правосудие не помогает, а выполняет решения судебной инстанции другого государства-члена ЕС. В связи с этим, была утверждена Программа мероприятий, направленных на имплементацию принципа взаимного признания по уголовным делам от 12.02.2001 года, которая состоит из 24 мероприятий. Главным результатом этих усилий стало принятие Рамочного решения о европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами; Рамочного решения об исполнении в Европейском Союзе решений о замораживании имущества или доказательств; Рамочное решение о европейском ордере на получение доказательств в целях получения предметов, документов и данных для их использования в рамках уголовных процедур.

Развитие субстантивного международного уголовного права

Так как не существовало юридического прецедента наказания за участие в создании и осуществлении плана или заговора по развязыванию агрессивной войны, ни один из подсудимых международного военного трибунала в Нюрнберге не был приговорен к смерти только на этом основании. С другой стороны, существовали многочисленные прецеденты преследования и наказания за военные преступления. В мирных договорах еще за долго до Вестфальского мира (1648) для участников войны предусматривалась амнистия, от которой отказались в Мирном договоре после Первой мировой войны, но и само понятие международного уголовного преступления вплоть до окончания Второй мировой войны оставалось неясным. Отчасти поэтому, несмотря на то, что немецкие адмиралы Редер и Дениц были признаны виновными в ведении подводной войны с нарушениями правил Лондонского протокола от 6 ноября 1936 г., ограничивающего средства и методы ведения морской войны, трибунал оправдал их за эти преступления, в свете того, что американский главнокомандующий тихоокеанского флота адмирал Нимиц дал показания о том, что американский флот действовал точно так же. Приговор специального американского трибунала против японского генерала Ямасита за непротивление жестокости своих солдат на Филиппинах является первым прецедентом в своем роде. Более поздние карательные рейды против гражданского населения, а также ведение беспорядочного артиллерийского огня и ковровых бомбардировок войсками США в ходе Вьетнамской войны, как указывает один из обвинителей на нюрнбергском процесса Тейлор, также являются наказуемыми нарушениями международного публичного права.

Нормы международного уголовного права

Нормы международного права выражаются в форме международных конвенций или международного обычая. Квалификация и наказание за уголовные преступление, в отличии от международно-правовой ответственности, определяется исключительно нормами договорного права или национального законодательства, следуя классическим римским правовым формам: nullum crimen sine lege (нет преступления, если молчат законы) и nulla poena sine lege (нет наказания, если молчат законы). Основания юрисдикции, базирующихся на приведенных выше принципах, устанавливаются в соответствии с положениями международных конвенций.

Общие положения

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г., в которой подтверждаются Принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала. Резолюция имеет только декларативный, а не обязательный характер. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности принятая ООН 26 ноября 1968 г., а также Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него от 30 ноября 1973 г. Они так и не были подписаны западными государствами. Резолюция Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1973 г. – Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (без ссылки на Вторую мировую войну), в которой основными принципами юрисдикции над военными преступниками признаются принцип гражданства и территориальный принцип.

Преступления против мира

Определение агрессии приводится в резолюции Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1974 года, которая представляет собой скорее подкрепление решений Совета Безопасности ООН, чем описание состава преступлений. Таким же образом дается определение агрессивной войны и ее правовые последствия в Декларации о принципах международного права принятой ООН 24 октября 1970 года. В преамбуле Международной конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года, апартеид характеризует как серьезное угроза международного мира и международной безопасности.

Военные преступления

Определение почти всех военных преступлений содержится в четырех Женевских конвенциях 1949 года, в двух Дополнительных протоколов к ним 1977 года. Среди этих преступлений умышленное нападение на гражданских лиц и гражданские объекты, пытки и бесчеловечное обращение, взятие в заложники и т. д. Методы имплементации этих положений на национальном уровне могут широко варьироваться.

Преступления против человечности

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1949 г. охватывает большинство преступления против человечности. Апартеид также определяется как преступления против человечности согласно Конвенции 1973 года по этому вопросу. Генеральная Ассамблея ООН приняла 10 декабря 1984 Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В настоящий момент определение преступлений против человечества дано в Римском статуте Международного уголовного суда, принятом на дипломатической конференции 17 июля 1998 г.; он относит к юрисдикции Суда четыре категории преступлений: геноцид, военные преступления, агрессию и преступления против человечности.

Уголовные преступления международного характера

Уголовными преступлениями международного характера считаются следующие умышленные деяния:

  • коррупция (Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.); (Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 г.);
  • торговля людьми (Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 15 ноября 2000 г.);
  • сексуальная эксплуатация (Конвенция о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г.);
  • легализация (отмывание) преступного дохода (Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма принятая в Варшаве 16 мая 2005 года);
  • фальшивомонетничество (Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков подписанная в Женеве 20 апреля 1929 г. и Протокол к ней);
  • незаконный оборот оружия (Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему от 31 мая 2001 г.);
  • незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года);
  • распространение порнографии (Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими подписанная в Женеве 12 сентября 1923 г. и Протокол об изменениях к ней от 12 ноября 1947 г.);
  • преступления, совершенные на борту воздушного судна (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 г.);
  • угон воздушных судов (Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.);
  • преступления против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г.);
  • преступления против лиц, обладающих международным иммунитетом (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г.);
  • захват заложников (Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.);
  • пиратство (Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.);
  • преступления против безопасности морского судоходства (Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Рим 10 марта 1988 г. и протоколы к ней);
  • терроризм (Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 16 декабря 1997 г. и Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г.);
  • финансирование терроризма (Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.);
  • незаконные операции с культурными ценностями (Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности принятая в Париже 14 Ноябрь 1970 г.);
  • умышленный разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода (Конвенция по охранению подводных телеграфных кабелей подписанная в Париже 14 марта 1884 г.).

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Международное уголовное право — самостоятельная отрасль международного публичного права, регулирующая сотрудничество государств по борьбе с международными преступлениями, их выявлению, расследованию и наказанию. Оно существенно отличается от классического международного права тем, что субъектом его регулирования является прежде всего человек, совершивший некое деяние, а не государство в целом.

Содержание

История



Международное уголовное право начало формироваться после Первой мировой войны. Версальским договором было предусмотрено создание международного трибунала над германским императором (кайзером) Вильгельмом II. Трибунал не состоялся, поскольку Вильгельму II было предоставлено убежище в Нидерландах.

После Второй мировой войны был создан международный трибунал, призванный осудить военные преступления и преступления против человечества, совершённые нацистами. Нюрнбергский трибунал провел свою первую сессию 20 ноября 1945 года и вынес решение 30 сентября (1 октября) 1946 года. Похожий трибунал был создан для расследования военных преступлений Японии (Международный Военный Трибунал для Дальнего Востока). Он работал с 1946 по 1948 год.

После начала войны в Боснии Советом Безопасности ООН был создан Международный трибунал по бывшей Югославии (1994), а после геноцида в Руанде — Международный трибунал по Руанде (1994). В 1993 году была начата работа Комиссии по международному праву ООН по учреждению постоянно действующего Международного уголовного суда, которая завершилась в 1998 году принятием на Дипломатической конференции в Риме Римского статута международного суда. Первые ордеры на арест были выданы Международным уголовным судом в 2005 году.

Судебные органы

Преступления по международному праву

Под международную юрисдикцию подпадают не все преступления, а лишь некоторые их категории:

Примечания

См. также

Ссылки

Литература

  • Л. В. Иногамова-Хегай. Международное уголовное право. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 405 с. — ISBN 5-94201-252-0.

Г. Верле. Принципы международного уголовного права. - Одесса: Фенiкс, Москва: ТрансЛит, 2011. - 910 с.

Нюрнбергский военный трибунал • Токийский военный трибунал • МТБЮ • Международный трибунал по Руанде • Специальный суд по Сьерра-Леоне • Особые палаты в судах Камбоджи • Особые коллегии Окружного суда Дили • Специальный трибунал по Ливану • Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов • Международный уголовный суд

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Международное уголовное право" в других словарях:

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО — система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за преступления, предусмотренные в международных договорах. Отрасль международного права, тесно связанная с национальным … Юридический словарь

Международное уголовное право — (англ international criminal law) совокупность юридических норм и принципов, определяющих условия взаимной международной правовой помощи государств при осуществлении ими правоохранительной деятельности в сфере предупреждения, выявления и… … Энциклопедия права

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих сотрудничество государств в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за совершение преступлений, предусмотренных в международных договорах. Оно является отраслью… … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО — см. Уголовное право международное … Энциклопедия юриста

Международное уголовное право — совокупность юридических норм, определяющих условия М. судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими карательной власти. Необходимость такой помощи обусловливается легкостью современных М. сношений, при которой преступники не только … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих сотрудничество государств в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за совершение преступлений, предусмотренных в международных договорах. Оно является отраслью… … Энциклопедический словарь экономики и права

международное уголовное право — система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за преступления, предусмотренные в международных договорах. Отрасль международного права, тесно связанная с национальным … Большой юридический словарь

Международное уголовное право — совокупность норм международного права, устанавливающих принципы и основы сотрудничества государств в предупреждении, расследовании преступлений, предусмотренных международными договорами, наказании преступников. М.у.п. является отраслью… … Большой юридический словарь

Международное публичное право — Представители государств на 62 й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Международное публичное право особая система права, регулирующая … Википедия

Международное экономическое право — Международное экономическое право отрасль международного права; совокупность существующих и находящихся в стадии становления и развития принципов и норм, регулирующих экономические отношения между субъектами международного права[1] Нормы… … Википедия

Читайте также: