Почему люди дают взятки

Обновлено: 19.04.2024

Кодекс надо чтить
В статье 290 говорится, в частности, о получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу служебного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Наказание за получение взятки — лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 1 ст. 290 УК РФ). Наказуема и дача взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ). Кара за подобное — от штрафа до лишения свободы на срок до трех лет.
Если же взятка получена должностным лицом или передана ему за незаконные действия (бездействие), а также при наличии иных отягчающих обстоятельств, то могут присудить до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Но мы с вами говорим не о таком бесспорно преступном поведении. Наша цель — разобраться, где грань между безобидным подарком и взяткой.

Бойся данайцев, дары приносящих
Осторожность надлежит проявлять и самим чиновникам. Иногда на первый взгляд безобидные ситуации оборачиваются для них ловушкой. Вслед за вручением какой-нибудь невзрачной на вид безделушки в ваш кабинет могут нагрянуть оперативники, а вручавший с ледяным спокойствием пояснит перед видеокамерой, что помог разоблачить коррупционера.


Тем более не помешает осторожность вне стен родного кабинета, например в командировке. Принимающая сторона обычно не скупится на лестные отзывы о вашей персоне, сочувственно относится к скудности выделенных командировочных и убогости гостиничного быта. Прибывшему с проверкой стараются угодить, под любым предлогом пытаются оплатить его проживание и проч. Но госслужащие не вправе получать средства сверх выделяемых командирующим органом, не должны принимать предложения по оплате личных расходов.
Однако в ходе командировок им не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставлению транспорта. Конечно, и здесь следует держаться в рамках, соответствующих цели поездки. В противном случае при наличии интереса хозяев в выполнении или невыполнении вами каких-либо действий как должностным лицом все может быть обращено против вас, в том числе и истолковано как противозаконное поведение.
Но слаб человек. Как быть, если не устоял, недоглядел? Представляется, если чиновник заплатил за полученный предмет или услугу согласно их розничной стоимости, то речи о подарке или взятке идти не может, и такая ситуация, по идее, никого не должна интересовать. Хотя, возможно, и здесь неприятного разбирательства избежать не удастся.
Весьма часты случаи вручения презентов должностному лицу от подчиненных. Такие подарки допустимы в связи, например, с рождением ребенка, болезнью, отставкой, уходом на пенсию. Однако в любом случае начальник не может вымогать подарок у подчиненного, поскольку это автоматически превращает предмет дарения во взятку.

Осторожно, провокация!


Обида на начальника, несговорчивого чиновника иногда выливается в провокацию. Злоумышленник может попытаться передать должностному лицу без его согласия деньги, ценные бумаги, иное имущество или оказать ему услуги имущественного характера.
За подобные попытки провокатор подлежит ответственности по ст. 304 УК РФ. В данном случае, решая вопрос о наличии состава преступления, суд проверяет, не было ли предварительной договоренности о взятке. Если договоренность не выявлена и зафиксирован отказ принять предмет взятки, лицо, пытавшееся вручить названный предмет, может быть наказано — вплоть до пяти лет лишения свободы.
Надо признать, что это очень сложная ситуация. Попавшему в нее чиновнику надо прежде всего как можно убедительнее обозначить, что провокатор действует не просто без его согласия, но и вопреки его воле. Отсутствие согласия выражается в прямом отказе взять предлагаемое, возмущении, вызове свидетелей, милиции и т. д.
Еще сложнее, когда деньги незаметно подкладываются чиновнику в карман, машину, мебель. Возможны более изощренные методы — перевод денег на банковский счет и т. п. Здесь главное — не делать ничего, что может быть истолковано как согласие на получение взятки.
ВЛАДИМИР ГОЛУБЕВ


С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УК
Статьи нетрудового дохода

Статья 290. Получение взятки
1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления,—
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.


4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
б) неоднократно,
в) с вымогательством взятки,
г) в крупном размере,—
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 291. Дача взятки
1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно —
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до восьми лет.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Как в России побороть взяточничество?

Олег Королев, губернатор Липецкой области: Очень просто: платить зарплату. Задерживая зарплату, мы сами заставляем людей искать любые источники существования. Суды у нас нищие, подчас нет даже элементарных писчих принадлежностей. Милиция клянчит у всех бензин. Про учителей и врачей и говорить нечего. Взятка — это следствие, причина — отсутствие стабильной и адекватной зарплаты.

Александр Лебедев, президент Национального резервного банка: Очень просто — взятки надо перестать давать.

Геннадий Райков, лидер депутатской группы "Народный депутат": Для начала надо отменить закон, установленный еще Петром,— вот вам небольшая зарплата, а остальное своруете. Поймать взяточника почти невозможно — сегодня взятки уже берут не деньгами, а услугами и "благодарностью".

Минтимер Шаймиев, президент Республики Татарстан: Начинать бороться со взятками надо хотя бы с мелочей. К примеру, уменьшить количество запретов для предпринимателей, упростить законы, чтобы людям не надо было ходить к чиновнику за разрешением или даже за разъяснением. А наказывать за взятки надо тех, кто пойман,— судить и наказывать очень строго, но по закону.

Ольга Вдовиченко, председатель государственного внешнеторгового объединения "Машиноимпорт": Руки рубить бессмысленно. Увеличивать количество телефонов для анонимных жалобщиков и вообще поощрять доносительство — тоже абсурдно. Единственный способ — усовершенствование правовой базы и повышение зарплаты чиновникам. Именно отсутствие нормальных работающих законов, нормативных актов заставляет людей решать вопросы взятками. А ситуация, когда замминистра получает восемь тысяч рублей, просто дикая.

Любовь Слиска, первый вице-спикер Госдумы: На этот восхитительный вопрос ответа у меня нет.

Михаил Прусак, губернатор Новгородской области: В обозримом будущем взятки не искоренить. Когда статус чиновников доведен до нуля, в этом хаосе и бардаке мне сложно наказывать людей за взятки, а уж тем более увольнять. Сначала надо поднять статус чиновника, зарплату, решить вопрос о легализации доходов, а потом карать за взятки.

Юрий Любимов, главный режиссер Театра на Таганке: Победить взятки нельзя, но бороться с ними надо. Я бы для начала повесил плакаты со словами "не по чину берешь!". Затем можно перейти к нормальному обеспечению чиновников, а за взятку отправлять на Колыму. Но у богатых людей взятка — это болезнь, которую вряд ли можно излечить. Пусть воруют, но не в таких масштабах.

Александр Дроздов, вице-президент компании "Торговый домъ потомковъ П. А. Смирнова": Без института взятки не реализуется русский характер, ведь наша душа держится на одном стержне — грешить и каяться. Чем больше берут, тем больше грешат, значит, и каяться больше приходится. Большинство чиновников — люди прошлого, которые принимали подношения даже при жесткой вертикали власти и большевистской практике кормушек-распределителей. Так что попытки накормить чиновников до отвала, чтобы не воровали, бесплодны — аппетит приходит во время еды. Наивны и надежды на сильную центральную власть. Суды, прокуратура сами нуждаются в санации на сей счет. Вот и выходит, что, когда крупных госчиновников публично обвиняют в коррупции, они в ответ лишь улыбаются.

Ахмед Билалов, депутат Госдумы: Исходя из моего знания чиновничества, я вижу только один путь — повышение им зарплаты и создание механизмов социальной защищенности. Пока чиновник мало получает от государства, он чувствует за собой моральное право брать, а общество считает, что нужно им давать. Уповать на ужесточение наказания наивно, поскольку вряд ли есть хоть один нормальный предприниматель, который считает, что чиновники заслуживают нынешнего уровня оплаты труда.

Леонид Рокецкий, губернатор Тюменской области: Высокими зарплатами и разумными законами. Впрочем, их отсутствие все равно не может служить оправданием взяточничества. Если возникают сомнения по поводу подчиненных, я от них избавляюсь — поскольку доказать взятку сложно, я либо сокращаю подразделения, либо провожу реструктуризацию органов управления.

Юрий Ребрик, генеральный директор смоленского производственного объединения "Кристалл": Сначала надо чиновников сократить — сейчас их на душу населения значительно больше, чем было в СССР, и всем им мало платят. И все они не уверены в завтрашнем дне: снимут не снимут, а принесут ли завтра. А оставшимся после квалификационного отбора надо достойно платить.

Виктор Кресс, губернатор Томской области: Взяточники боятся огласки и света, поэтому необходимо принимать прозрачные и ясные решения на всех уровнях. Причем делать это надо коллегиально, а не келейно. Любые нарушения должны становится источником гласности, их нужно выносить на суд общественности.

Александр Коржаков, депутат Госдумы: Общество, как и рыба, гниет с головы. Поэтому прежде всего нужно отменить указ о неприкосновенности для бывшего президента России. Если президенту после отставки гарантируется неприкосновенность за любые действия, то что можно требовать от всех остальных? Государство должно действовать в отношении взяточников невзирая на должности и регалии.

Михаил Гришанков, зампред комитета Госдумы по безопасности, бывший сотрудник подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью по Челябинской области: В нашей стране искоренить взятки нельзя, но уменьшить можно. Прежде всего надо ограничить полномочия чиновников, отобрав у них все разрешительные функции. Увеличить сроки наказания за взятки до пяти--десяти лет. А главное, надо изменить отношение общества к взяткам. Люди дают взятки прежде всего потому, что боятся — от произвола чиновников государство их не защитит. А вообще, взятка — тонкое понятие. Например, бутылку коньяку врачу я никогда не считал взяткой, по мне это благодарность.

Александр Кравец, депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ: Никак — где есть государство и чиновники, всегда будут взятки. Почему нынешнее руководство страны так боится одного из главных постулатов социализма — учета и контроля? Да потому, что в борьбе с коррупцией нужно начинать с исполнительной власти, с центра. Контроль и учет должны быть повсеместными, а не выборочными. Те, кто сегодня берет взятки, совершенно не боятся наказания. При существующей власти не спасет от этой беды и повышение зарплаты чиновникам.

Алексей Гордеев, вице-премьер, министр сельского хозяйства России: Как ни банально, но выход один — чиновникам нужно платить приличную зарплату. Нормально ли, когда министр получает столько же, сколько сантехник в приличной фирме? Неудивительно, что чиновников пытаются подкупить. Меня тоже пытались купить, но мне было легко отказаться — у меня когда-то был свой бизнес, поэтому в финансовом плане я человек независимый.

Сайт Юридическая психология

Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2011, № 2, стр. 72-78.

Необходимо учитывать, что взяточничество проявляется в контексте профессиональной деятельности должностного лица, т.е. является частью (вариантом) выполнения определенных общественных функций. Поэтому, как нам представляется, психологию взяточничества необходимо рассматривать комплексно, не ограничиваясь рамками криминальной психологии. Суждения по данному вопросу базируются на результатах изучения материалов уголовных дел, личных наблюдениях, учебной литературе по юридической психологии, а также на материалах средств массовой информации. При этом автор не претендует на бесспорность и окончательный характер изложенных соображений.

Ядром психологии коррупционера обычно признается мотивация поведения, под которой понимается совокупность мотивов, то есть осознанных потребностей, выступающих как побудительные причины активности. В формировании мотивации личности участвуют два процесса: первый — это становление уникальной потребностной структуры, второй — усвоение индивидом системы ценностей, характерной для данной структуры. Если потребностная структура личности соответствует системе ценностей, то личность успешно адаптируется в социальной жизни, а если нет, то возникает психологический дискомфорт, проявляющийся в девиантном поведении, что зачастую приводит человека к совершению преступления. Многообразие видов девиантного поведения определяется индивидуально-психологическими особенностями личности.

Мотивация преступного поведения и личность преступника тесно взаимосвязаны. Личностные черты преступника накладывают отпечаток на мотивацию его поведения, а криминальные мотивы, закрепившись в преступных действиях, деформируют личность преступника. Начиная с подросткового возраста, в том числе под воздействием социального окружения, формируется психологическая готовность к противоправному либо правомерному способу удовлетворения своих потребностей. Главное место в мотивации преступного поведения занимают такие мотивационные образующие, как мотивы, потребности, цели, интересы, эмоции, а также ценностные ориентации. Любой поступок, в том числе и преступное деяние, можно объективно оценить только в том случае, если полностью установить и понять его мотивы. Мотив объясняет истинную причину поведения и активности личности.

Представляет научно-практический интерес точка зрения зарубежных исследователей по вопросу психологических оснований коррупции. По мнению зарубежных ученых (Рейс— мен В.М., США), в основе коррупционных правонарушений лежит создание внутренних (групповых) нормативов поведения. Речь идет о том, что внутри бюрократической системы существуют свои правила, которые официально не афишируются, но, тем не менее, признаются. Понятие нравственного поведения в среде коррупционеров искажено и значительно отличается от воззрений на этот феномен законопослушных государственных служащих. Отсюда и разница в оценке уместности как отдельных взяток, так и взяточничества в целом [17, с. 504].

В период перехода страны к рыночной экономике возник кризис системы трудовой мотивации, что, в свою очередь, привело к кризису социальной активности, так как произошла трансформация структуры ценностных ориентаций человека, созидательная и трудовая деятельность человека не обеспечивала реализации всех групп потребностей: физических, социальных, интеллектуальных и других. Труд перестал быть эффективным источником удовлетворения потребностей. Исчезли или значительно снизили значимость такие элементы социальных побуждений, как работа на благо общества, трудового коллектива. Преобладающее значение приобрел фактор материального вознаграждения. Ухудшение материальных условий вызвало у работников чувство страха перед будущим, неуверенности в завтрашнем дне. Среди мотивов трудовой деятельности возобладали краткосрочные цели и ценностные ориентации.

В психологии рядового обывателя неправомерное поведение взяточников под различными предлогами находит оправдание. Такое положение обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, выявляемость взяточничества в Республике Беларусь за последние 15 лет возросла почти в четыре раза, хотя истинный масштаб его распространения в силу латентности гораздо выше. Во-вторых, по-прежнему не изжиты различного рода подарки и подношения при решении социально-бытовых вопросов. Заинтересованные в благоприятном решении своей проблемы люди, обращаясь к чиновнику, сами несут ему подношения. Осуждая взяточничество в принципе, в критической ситуации они склонны прибегнуть к даче взятки. В-третьих, затянувшийся переходный период по формированию экономической модели развития государства способствует росту взяточничества. Не уменьшает степень коррумпированности государственных органов и постоянная ротация государственных служащих. Должностное лицо, зная, что время его нахождения в занимаемой должности зачастую является непродолжительным (в силу как объективных, так и субъективных факторов), в первую очередь стремится решить свои личные проблемы, что служит потенциальной предпосылкой для его дальнейшей коррумпированности. В связи с этим не исключена также ситуация, когда новому чиновнику необходимо дать взятку своему руководителю, чтобы его работа продолжалась беспрепятственно.

Широкомасштабному распространению взяточничества в немалой степени способствует нравственное разложение общества, которое сопровождается проявлением в социально-политической и публичной сферах низменных чувств и инстинктов. В отсутствие полноценной воспитательной работы с гражданами мерилом человеческих ценностей все чаще становится богатство (неважно, каким путем приобретенное), а главным принципом жизни — обогащение любыми средствами. Население привыкает к коррупции, не воспринимает ее однозначно как зло и даже принимает как норму поведения в современном обществе. Значительная часть молодежи прямо ориентирована на карьеру с целью занять высокий пост в системе власти для того, чтобы обеспечить себе стартовые условия для обогащения и безбедного существования. При этом в массовом сознании стали оправдываться любые средства для достижения цели, в том числе противоправные и безнравственные.

Каждый конкретный человек как биосоциальное существо исходно вовсе не добродетелен и по своей природе агрессивен, эгоистичен, самовлюблен, асоциален, совершенно не имеет спонтанной любви к труду, стремится получать удовольствие, в том числе удовлетворять свои материальные и сексуальные потребности. Обобщая эти характеристики, специалисты объективно признают, что каждый отдельный человек является врагом культуры, потому что, независимо от того — осознается это или нет, каждый хотел бы, чтобы именно для него все запреты были сняты [1, с. 29-30]. Отличие преступного поведения от правомерного, по нашему мнению, коренится, прежде всего, в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок, то есть в содержательной стороне сознания. Общепризнанно, что именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействии следует искать непосредственные причины преступного поведения. Деформации правовых установок как составные части правосознания во многих случаях выступают детерминантами отклоняющегося и противоправного поведения.

Список использованных источников

1. Решетников, Михаил. Психология коррупции: утопия и антиутопия / Михаил Решетников. — СПб.: Вост.-Европ. Ин-т Психоанализа, 2008. — 128 с.

2. Волженкин, Б.В. Ответственность за взяточничество: соц.-правовые и криминолог. проблемы / Б.В. Волженкин, В.Е. Квашис, С.Ш. Цагикян. — Ереван: Айастан, 1988. — 198 с.

3. Ананич, В.А. Криминологическая характеристика личности взяткополучателя и взяткодателя /

В.А. Ананич, А.М. Клим // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь.— 2006. — № 2. — С. 130-133.

4. Клим, А.М. Личность взяткополучателя и пути повышения антикоррупционной устойчивости государственных служащих / А.М. Клим // Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 22 апр. 2010 г.) / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД; ред. кол.: А.В. Шарков (отв. ред.) [и др.]. — Минск, 2010. — С. 122-127.

5. Мотив // Большой словарь иностранных слов в русском языке / ред.: С.М. Локшина, В.Ф. Корицкий. — М., 1998. — С. 428.

6. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. / Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 406 с.

7. Обуховский, К. Психология влечений человека / К. Обуховский; пер. с пол. В.И. Могилева; под ред. Б.М. Сегала. — М.: Прогресс, 1972. — 247 с.

8. Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблема мотивации / В.К. Вилюнас // А.Н. Леонтьев и современная психология: сб. ст. памяти А.Н. Леонтьева / Моск. гос. ун-т; под ред.: А.В. Запорожца [и др.]. — М., 1983. — С. 191-200.

9. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1991. — 140 с.

10. Волков, Б.С. Мотивы преступлений: уголов.-правовое и соц.-психолог. исслед. / Б.С. Волков. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. — 152 с.

11. Еникеев, М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: учебник для вузов / М.И. Еникеев. — М.: НОРМА, 2005. — 640 с.

12. Лунеев, В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика / В.В. Лунеев. — М.: Изд-во Воен. ун-та, 1980. — 137 с.

13. Миненок, М.Г Корысть. Криминологические и уголовно-правовые проблемы / М.Г. Миненок, Д.М. Миненок. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. — 366 с.

14. Ходеев, Ф.П. Взяткомания: болезнь или привычка? / Ф.П. Ходеев, Т. Шутенко // Рос. юстиция. — 2004. — № 2. — С. 56-58.

15. Ходеев, Ф.П. Менеджмент: учеб. пособие / Ф.П. Ходеев. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 220 с.

16. Антонян, Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения / Ю.М. Антонян // Социология и коррупция: материалы науч.-практ. конф., Москва, 20 марта 2003 г. / Рус.-нем. о-во права и экономики; редкол.: Ю.М. Аксенов [и др.]. — М., 2003. — С. 37-41.

17. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 607 с.

18. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов / В.Л. Васильев. — 5-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2008. — 656 с.

Взятка

Детектор лжи

По его словам, Сингапур сумел решить проблему коррупции меньше чем за 10 лет. Там сначала ужесточили наказание за хулиганство, а когда люди начали верить правосудию, они стали доносить на факты коррупции.

"В результате того, что Сингапур добился значительных результатов в решении проблемы коррупции, он занял одно из первых мест в мировом рейтинге стран, наиболее благоприятных для ведения бизнеса", — пояснил эксперт.

Сейчас эксперты пытаются заранее прогнозировать: будет тот или иной человек брать взятки или нет, сообщил Юревич. "Здесь имеются разные психологические методики, но самый простой способ — это небезызвестный детектор лжи. Человека можно в лоб спросить: будет ли он брать взятки. Человек, конечно, ответит "нет". И тут полиграф покажет наличие физиологического возбуждения. Но тут непонятно, о чем это физиологическое возбуждение говорит: о том, что человек врет, или о чем-то другом", — сказал Юревич.

Кроме того, нужно учитывать и то, что человек может говорить об абстрактной ситуации и как он себя поведет в конкретной ситуации. "Человек может искренне думать, что он не будет брать взятки. Но перед реальной взяткой, особенно крупного размера, может не устоять. Поэтому прогностическая ценность этих психологических методик в отношении коррупции не очень высока", — заметил Юревич. Он также сообщил, что нет прямой зависимости от характера человека: будет он брать взятки или нет. "Тут скорее зависимость не от психологического типа, а от нравственных качеств, от уровня интеллекта человека", — добавил он.

По его словам, сегодня уровень коррупции в России сопоставим с уровнем африканских стран.

Должность другу, зятю

При приеме на работу нужно тщательно изучить биографию человека, считает Юревич. "Когда назначают людей на высокие руководящие должности, у нас совершенно не принято учитывать репутацию, биографию, чем он занимался в прошлом. В результате на ответственные "коррупционные" должности часто назначают людей, которые уже имеют богатый коррупционный опыт. Учет биографии, на мой взгляд, был бы гораздо полезнее, чем использование психологических методик", — сказал замдиректора института.

Кроме того, он отметил важную отличительную особенность российского менталитета. "У нас очень важно при приеме на работу: кто на ком женился, кто с кем учился, кто занимался у общего тренера и так далее. Такие факторы имеют более существенную роль при назначении на должность в России, чем профессиональные качества и образование кандидата. Это создает благоприятную среду для коррупции", — сказал он.

С ним также согласилась кандидат психологических наук, начальник кафедры общей психологии Академии ФСИН России Елена Гаврина. Она считает, что если претендент на должность уже участвовал в коррупционных деяниях или принял решение об использовании своей должности в корыстных целях, то этот человек, скорее всего, и впредь будет замешан в противоправных действиях.

В государственных организациях, где не предъявляются жесткие требования к отбору персонала, явления коррупции встречаются чаще, считает она. "В свое время мы получили очень интересные результаты по итогам обследования лиц, осужденных за коррупционные деяния. В большинстве своем они представляют возрастную группу от 19 до 40 лет, состоят в браке, относят себя к верующим, работали до осуждения на протяжении 10 и более лет", — сказала эксперт.

Люди, склонные к взяткам, чаще всего выбирают активный стиль жизни, им важно чувствовать себя компетентной и ответственной личностью, во взаимоотношениях с другими людьми они стараются вести себя сдержанно, консервативно, часто предпринимают попытки манипулировать людьми, им комфортно под грузом власти и ответственности, они способны проявлять инициативу и могут заражать других своей активностью, сообщила Гаврина.

"Стукачество" не для России?

Кроме того надо понимать, что проблему коррупции не решить только усилиями правоохранительных органов, считает Юревич. "Наше население считает, что коррупция помогает решить хозяйственно-бытовые проблемы. В стране не существует нетерпимого отношения к коррупции. Если бы оно было, то было бы проще, потому что население должно помогать", — добавил эксперт.

Гаврина также считает, что общество не осуждает людей, замешанных в коррупционных делах. "Самым главным методом борьбы с коррупцией, на мой взгляд, является изменение менталитета граждан. С осужденными за коррупционные преступления реже всего разводятся и, как это ни странно, им легче других осужденных трудоустроиться после освобождения. Это свидетельствует о том, что в российском обществе данный вид преступления не осуждается и принимается как должное явление. Осуждаются лишь "проступки" чиновников уровня Анатолия Сердюкова", — сказала она.

Юревич напомнил, что в Финляндии, которая считается самой некоррумпированной страной в мире, там в любом учреждении есть телефоны, по которым население может сразу сообщить о малейших признаках вымогательства. "А у нас это считается стукачеством, хотя в западных странах подразумевается как естественное выполнение гражданского долга. То есть ведется борьба всего общества с коррупцией", — сказал Юревич.

В Сингапуре также облегчили практики доносов на факты коррупции, отметил он. К сожалению, в России такое случается очень редко, потому что общество во многом не доверяет системе правосудия, полагает Юревич.

Вообще борьбу с коррупцией в мире можно разделить на два типа: один основан на строгих наказаниях. Например, в Китае чиновника за коррупцию ждет смертная казнь. "Более тысячи человек в год казнят по коррупционным делам", — пояснил замдиректора НИИ психологии РАН.

Второй тип борьбы с коррупцией основан на различных моральных санкциях. Например, чиновник, осужденный за коррупцию, попадет в "черный список" и ни на одну приличную работу он не сможет впоследствии устроиться. "Таким образом, он ставит крест на всей своей карьере", — добавил Юревич.

Деверяй, но проверяй

По словам Гавриной, чаще всего к уголовной ответственности за коррупцию привлекаются люди, проработавшие на госслужбе от одного до пяти лет. "Следовательно, данный период является наиболее благоприятным для формирования коррумпированного поведения", — считает она. Поэтому эксперт предлагает руководителям госструктур усилить контроль над госслужащими, особенно в этот период работы. "Формы контроля могут быть самыми разными: и регулярное психологическое обследование, и внеплановый аудит деятельности, и показные увольнения лиц, совершивших противоправные деяния", — сказала она.

Гаврина считает, что значительное повышение заработных плат работников правоохранительных органов привело к тому, что снизился отток специалистов из этой сферы, поднялся престиж службы. "Кроме того, появилась возможность очистить ряды сотрудников от лиц, скажем так, криминально зараженных и имеющих невысокие моральные устои", — добавила специалист.

Она предлагает разработать обучающие занятия для дошкольников и школьников, формирующие у детей психологическую устойчивость к коррумпированному поведению. "А психологическую работу со взрослыми надо начать с приобщения их к социально-культурным ценностям, направленным на служение Отечеству и народу, а также на развитие у них духовно-нравственных качеств", — считает Гаврина.


Мало найдется аспектов современной жизни, мифологизированных в большей степени, чем взяточничество. Считается, что взятки берут все, кто имеет такую возможность, и что без взятки в государственных органах и контролирующих организациях не делается абсолютно ничего.

Наиболее часто с проблемой взяток приходится сталкиваться предпринимателям различных уровней. Рассмотрим, что такое взятка и зачем их дают, а также какую ответственность понесет взяткодатель и взяточник.

Закон определяет взятку как получение незаконного вознаграждения за свои услуги, которое может представлять собой не только деньги, но и различные материальные ценности, от золота и бриллиантов до породистых щенков или ответных услуг.

Основное внимание здесь обращается на то, что это именно вознаграждение определенных действий либо их отсутствия, и на то, что без взятки взяткодатель не мог бы рассчитывать на полученный результат.

Взятка может приобретать самые разные формы: обеда в дорогом ресторане, билетов на концерт популярного исполнителя, дорогой путевки на отдых и т.д. Услуги могут оплачиваться акциями и паями в предприятиях, предоставлением родственнику взяточника выгодных контрактов или других преференций и т.д.

В законодательстве указывается, что взятки получают исключительно государственные и муниципальные служащие. Если же подношение за определенные услуги принимает сотрудник коммерческого предприятия, это квалифицируется как коммерческий подкуп, а не взятка.

Государственный служащий не может принимать никаких подношений: все подарки, которые он получает, находясь на службе, должны становиться собственностью государства, путем передачи по акту в соответствующий госорган, иначе подарок может быть квалифицирован как взятка.


При расследовании обстоятельств взятки важно доказать, что получатель при исполнении своих обязанностей по роду службы оказывал взяткодателю предпочтение перед другими лицами, обращавшимися к нему по тем же вопросам. Помимо того, следует учитывать национальные обычаи и сложившиеся в обществе правила подношения подарков.

В то же время даже небольшой подарок, поднесенный без определенных последствий для дарящего, как правило, вызывает в человеке, который его получил, чувство признательности к дарящему, и устанавливает между ними более теплые отношения. Так что практически любой подарок, полученный госслужащим, может быть в определенных обстоятельствах сочтен взяткой.

Взяточничество – преступление, в котором наказанию подлежат оба участника, и чиновник-взяточник, и взяткодатель. Для того, кто дает взятку, последствия могут быть разными, от штрафа до трехлетнего тюремного срока, в зависимости от размеров и обстоятельств дачи взятки. Получение взятки наказывается аналогичным образом. Помимо получателя и взяткодателя, наказанию подлежит посредник – третье лицо, которое передавало взятку.

Особо крупным размером считается денежная сумма, ценности или услуги в размере, превышающем миллион рублей. В этом случае применяются более жесткие меры наказания. Усугубить обстоятельства дачи и получения взятки может наличие группы взяточников, установление фактов вымогательства подношений и некоторые другие факты.

Полицейский – это должностное лицо, государственный служащий, поэтому попытка дать ему взятку может быть чревата:

– штрафом, размер которого составляет 15-30-кратную сумму взятки;

– принуждением к исправительным работам в течение трех лет;

– тюремным сроком до двух лет и 10-кратным штрафом.

Можно избежать ответственности, если после передачи взятки сообщить о ней в отдел собственной безопасности полиции либо другой правоохранительный орган.

В случае, когда должностное лицо намекает или даже прямо требует взятку, нужно:

– всячески избегать прямого согласия на взятку, говорить как можно более туманно и намеками либо жестами;

– постараться разговорить вымогателя, заставить его сообщить как можно больше конкретных обстоятельств – озвучить сумму взятки, объяснить условия передачи и т.д.;

– попросить подождать какое-то время для того, чтобы вы могли собрать нужную сумму;


– обратиться в прокуратуру, отдел федеральной безопасности либо в соответствующий отдел полиции, сделав это по телефону или написав электронное письмо.

Желательно посоветоваться по этому поводу с адвокатом, которому вы доверяете – он порекомендует, как надежнее всего оформить заявление и в какой именно орган обратиться, в зависимости от конкретных обстоятельств.

Читайте также: